Научная статья на тему 'Назначение уголовного наказания несовершеннолетним: вопросы эффективности (на примере Республики Башкортостан)'

Назначение уголовного наказания несовершеннолетним: вопросы эффективности (на примере Республики Башкортостан) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
77
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ / СИСТЕМА НАКАЗАНИЙ / ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шарафутдинова А.М.

В статье анализируются вопросы назначения уголовного наказания несовершеннолетним, их эффективность на примере Республики Башкортостан. Рассматривается система мер исправительно-воспитательного характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Назначение уголовного наказания несовершеннолетним: вопросы эффективности (на примере Республики Башкортостан)»

ТРИБУНА МОЛОДЫХ

А. М. ШАРАФУТДИНОВА, специалист Центра финансового обес Республике Башкортостан

УДК 343 24

Центра финансового обеспечения МВД по

НАЗНАЧЕНИЕ УГОЛОВНОГО НАКАЗАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМ: ВОПРОСЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН)

Аннотация. В статье анализируются вопросы назначения уголовного наказания несовершеннолетним, их эффективность на примере Республики Башкортостан. Рассматривается система мер исправительно-воспитательного характера.

Ключевые слова и словосочетания: уголовное законодательство, несовершеннолетние, система наказаний, воспитательная работа.

Annotation. The article analyzes the issues of criminal sentencing of juveniles, their effectiveness on the example of the Republic of Bashkortostan. It is considered the system of corrective measures of an educational nature.

Key words and phrases: criminal law, minors, penal system, educational work.

На сегодняшний день уголовное законодательство Российской Федерации в соответствии с общепризнанными нормами международного права исходит из необхо-^ димости максимальной защиты прав и инте> ресов несовершеннолетних. Также уголовно-«ь исполнительное законодательство преду-а сматривает особый порядок исполнения на-^ казаний для несовершеннолетних, их даль-Оц нейшее исправление и предупреждение пре-¡^ ступлений. Проблемы системы наказаний ^ несовершеннолетних освещены в научных | работах как прошлых, так и последних лет. Ц Среди них следует выделить труды отече-| ственных ученых: А. А. Герцензона, А. И. « Зубкова, Г. М. Миньковского, А. В. Наумова, В. П. Ревина, В. И. Селиверстова, И. В. § Шмарова, М. М. Бабаева, А. В. Бриллианто-^ ва, Н. И. Ветрова и других.

Подтверждением тому, что Ц удельный вес преступлений, совершаемых несовершеннолетними, составляет § весомое количество в общей доле пре-^ ступлений и требует особого внимания со стороны государства, является стати-^ стика по Республике Башкортостан за Л последние пять лет. По данным Мини-§ стерства внутренних дел по Республике 05 Башкортостан, количество зарегистри-

рованных преступлений с участием несовершеннолетних всего составляет: в 2009 г. - 2311 преступлений, 2010 г. -1865 преступлений, 2011 г. - 1618 преступлений, 2012 г. - 1354 преступления, 2013 г. - 1444 преступления. В том числе совершенных несовершеннолетними в группах за 2009 г. составляет - 850 преступлений, 2010 г. - 688 преступлений, 2011 г. - 566 преступлений, 2012 г. - 488, 2013 г. - 452 преступления. Статистика преступности показывает тенденцию снижения, однако, уровень преступлений, совершаемых несовершеннолетними, по Республике Башкортостан остается высоким.

На законодательном уровне закрепление в уголовном праве специальных норм об ответственности несовершеннолетних основано на принципах справедливости и гуманизма, что вытекает из положений ст. 38 Конституции России об особой защите детства со стороны государства, а также в соответствии с международно-правовыми обязательствами России Конвенции ООН «О правах ребенка» 1989 года. Конкретизация вопросов судебной практики раскрыта в Постановлении Пленума

Верховного Суда России «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» от 1 февраля 2011 г. № 1. В постановлении указывается, что правосудие в отношении несовершеннолетних правонарушителей должно быть направлено на то, чтобы применяемые к ним меры воздействия обеспечивали максимально индивидуальный учет обстоятельств совершенного деяния и были соизмеримы как с особенностями их личности, так и с обстоятельствами совершенного противоправного деяния [1, а 8]. На наш взгляд, действующая система наказаний применяется судами достаточно гуманно и в основном назначаются самые мягкие меры. В подтверждение этому утверждению Управление Республики Башкортостан по организации деятельности мировых судей и ведению регистров правовых актов приводит информацию, согласно которой за первое полугодие 2013 года в РБ к уголовной ответственности по решению суда за преступления небольшой тяжести всего было осуждено 45 несовершеннолетних. Из них к исправительным работам - 3, ограничению свободы - 7, обязательным работам -27, штрафу - 7, условному осуждению - 1.

Существующая система наказаний для несовершеннолетних в Российской Федерации - достаточно устойчивая и эффективная структура, отраженные в ней вопросы воспитания и предупреждения являются неотъемлемыми составляющими в формировании правопорядка. Под системой наказаний принято понимать установленный уголовным законом, обязательный для суда, исчерпывающий перечень видов наказаний, выстроенных в определенном порядке в зависимости от степени их тяжести. В числе особенностей личности, которые суд может рекомендовать учесть органу, исполняющему наказание в отношении несовершеннолетнего,

могут быть: замедление развития, наличие каких-либо психических аномалий. Причины таких отклонений могут быть различными: неблагоприятные условия воспитания (грубость, жестокость, деспотизм в семье, безнадзорность в течение длительного времени). Представляется, что суд может рекомендовать органу исполнения наказания в процессе воспитательной работы учитывать как сам факт установленных аномалий личности несовершеннолетнего, так и причины, породившие эти аномалии [2, с. 210]. В отношении несовершеннолетних определено шесть видов из общего числа наказаний, предусмотренных ст. 44 УК РФ. Применение штрафа в отношении несовершеннолетнего, как показывает опыт, реальной мерой наказания оказывается очень редко. У несовершеннолетних даже в возрасте 16-17 лет, как правило, возможности заплатить штраф минимальны. Подростки в основном не имеют ни заработка, ни имущества, на которые можно было бы обратить взыскание. Применение же штрафа в отношении несовершеннолетних в возрасте ^ 14-15 лет фактически исключается. Не- ^ совершеннолетние в этом возрасте 3 учатся в школе, проживают с родителя- а ми, которые в силу персонального ха- ^ рактера наложенного штрафа не обязаны его платить за несовершеннолетних ¡^ детей-правонарушителей. Штраф может ^ быть взыскан с родителей только с их | согласия [3, с. 72]. В вышеуказанных Ц данных Управления Республики Баш- |

кортостан по организации деятельности ^

а

мировых судей и ведению регистров 0 правовых актов из 45 приговоренных §

п О

несовершеннолетних всего 7 наказа- ^ ний - в виде штрафа. Это подтверждает, „а что суды учитывают, проблематичность ^ применения этого вида наказания в от- | ношении несовершеннолетних. Суды | считают нецелесообразным назначать ^ штраф, поскольку эффективность назначенного и не исполненного наказа- ^ ния будет сводить к нулю его каратель- « ную цель. |

Наказание в виде обязательных работ исполняют уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства осужденных. Данный вид наказания назначается несовершеннолетним на срок от 40 до 160 часов [4, с. 116]. Обязательные работы очень часто применяются судами как мера наказания в связи с тем, что вид обязательных работ и объекты, на которых они отбываются, определяются органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями. В итоге сама цель конечного исполнения наказания доводится до конца.

Назначение исправительных работ несовершеннолетним предусмотрено на менее длительный срок, чем для взрослых. Статьей 92 Трудового кодекса РФ установлена продолжительность рабочего времени для работников в возрасте до шестнадцати лет не более 24 часов в неделю [5, с. 230]. Поэтому необходимость сокращения сроков исправительных работ очевидна, однако эффективность применения этого наказа-^ ния не существенна. Объясняется это, ^ на наш взгляд, во-первых: ростом без-<ч работицы как в РФ, так и в РБ, во-| вторых: нежеланием работодателей

<й принимать на работу несовершеннолетен

них лиц, так как они не имеют в силу Й возраста профессионального образова-а ния или специальности. II Ограничение свободы назначает-

| ся несовершеннолетним осужденным на § срок от двух месяцев до двух лет. Вме-а сто содержания осужденного в специ-| альных центрах предусмотрен комплекс ограничений, реализуемых по месту у жительства осужденного [6, с. 23]. Осу-Ц жденный продолжает жить в обычных Ц условиях, а ограничение свободы заключается в жестком контроле за его распорядком дня. Уголовно-исполнительная § инспекция, на которую возложено ис-^ полнение наказания, вызывает несо-« вершеннолетнего осужденного с его ро-| дителями или иными законными пред-^ ставителями для постановки на учет

[3, с. 92]. Ограничение свободы, как и другой вид наказания, должно быть направлено на исправление осужденного. Вопрос: насколько это эффективно для несовершеннолетнего? Ведь исполнение данного вида наказания зависит от многих факторов (запрет выходить из жилища в определенное время суток, посещать определенные места, менять без разрешения место жительства или учебы и другие санкции) и может проходить не в полной мере.

Арест как краткосрочное лишение свободы для несовершеннолетних, вставших на путь совершения мелких уголовно наказуемых правонарушений, является достаточно жесткой мерой для таких случаев и способен повлиять на их дальнейшее поведение. При этом необходимо подчеркнуть, что арест как мера наказания к несовершеннолетним в возрасте 14-15 лет не применяется. Достигшим к моменту вынесения судом приговора 16-летнего возраста арест назначается на срок от одного до двух месяцев [3, с. 137]. Это наказание обладает необходимой карательной составляющей и может оказаться полезным средством для изменения подростком взгляда на жизнь и дальнейшего соблюдения правопорядка. Все колонии, в которых отбывают наказание несовершеннолетние, имеют статус воспитательных в связи с тем, что в режиме отбывания наказания преобладают меры воспитательного характера, а ограничения менее строгие, чем в соответствующих колониях для взрослых. Однако в воспитательных колониях могут быть оставлены для отбывания наказания и осужденные до достижения ими возраста 19 лет [3, с. 153]. Лишение свободы для несовершеннолетних является самой строгой мерой наказания.

В данной мере наказания учитывается не только изоляция подростка от общества, но и применение в отношении него мер воспитательного характера. Следует уделять больше внимания воспитательному аспекту, поскольку это

сыграло бы важную роль в щадящем процессе исправления и перевоспитания несовершеннолетних.

Хотя в настоящее время ведется большая профилактическая и предупредительная работа с преступностью несовершеннолетних, уровень ее остается весьма значительным. Для ученых и практических работников по исполнению наказаний в отношении несовершеннолетних встает задача повышения эффективности как наказаний, так и их исполнения. Государство может улучшить положение с декриминализацией подростковой среды путем введения обязательного посещения подростками, которые совершили не представляющие большой общественной опасности или средней тяжести преступления, спортивных секций или их участия в иных творческих коллективах. Целесообразно обязать соответствующие органы местного самоуправления контролировать процесс их обучения и получения квалификации. По нашему мнению, усиление работы по повышению ответственности родителей, воспитателей, руководителей учебных заведений за совершенные противо-

правные деяния подростками будет способствовать снижению преступности среди несовершеннолетних. А в отношении особо опасных преступников несовершеннолетнего возраста, которые уже вступили на путь злостных правонарушений, в основном воздействовать мерами крайнего применения закона, в виде лишения свободы, но при этом обеспечивать их трудовую занятость и вовлекать в различные направления деятельности. Тем самым обеспечивается гарантия того, что при освобождении подростки будут иметь профессиональную квалификацию, у них появится интерес в ведении социально-нормального здорового образа жизни.

За рубежом имеются целая система мер исправительно-воспитательного характера и попечения, а также множество учреждений, в которых эти меры реализуются. Было бы полезным в перспективе выработать механизм привлечения частных средств для создания в России специальных воспитательных центров для подростков по реализации в полной мере положительного зарубежного и отечественного опыта в области исправления несовершеннолетних.

ЛИТЕРАТУРА

1. Комментарий к Постановлению Пленума Верховного Суда России «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» от 1 февраля 2011 г. № 1 / под ред. А. П. Рыжакова. М.: Московская финансово-промышленная академия, 2012.

2. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / под ред. А. И. Чучаева. М.: Контракт, 2012.

3. Комментарий к Уголовному-исполнительному кодексу Российской Федерации / под общ. ред. А. В. Бриллиантова, С. И. Курганова. М.: ООО «Проспект», 2013.

4. Комментарий к Уголовно-исполнительному Кодексу Российской Федераций / под ред. А. С. Михлина, 2011.

5. Комментарий к Трудовому Кодексу Российской Федераций / под ред. Н. А. Алексеева, Г. Б. Акулова, Н. Г. Божанова. М.: Эксмо, 2013.

6. Скрипченко Н. Ю // КриминалистЪ // Ограничение и лишение свободы как виды уголовного наказания: вопросы соотношения и проблемы применения в отношении несовершеннолетних, 2010. № 2.

© Шарафутдинова А. М.

>

<ч а а

и

и Д

8'

а §

и «

а

о

^

0 «

и

¥ а -с а

1

о

^

0 «

и

1

£

а «

и

X « X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.