УДК: 657.1.012.1
Алексеева А. И. студент магистратуры Кулаковская Н.И.
доцент
кафедра экономики и управления развитием территорий ФГАОУВО СВФУ имени М. К. Аммосова
Россия, г. Якутск
НАЗНАЧЕНИЕ УЧЕТА И КОНТРОЛЯ РАСЧЕТОВ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОДРЯДЧИКАМИ
Аннотация: Учет и контроль расчетов с поставщиками является необходимой частью ведения финансового отчета. Предприятие ведет ежедневный расчет с поставщиками и подрядчиками за приобретенные материалы, сырье и т.п. В этой статье мы рассматриваем основные вопросы, касающиеся учета и аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками.
Ключевые слова: аудит, расчет, счет, дебет, кредит, бухгалтерский учет, поставщики, подрядчики.
Alekseeva A.I. undergraduate Nadezhda I.K. associate professor department economics and territorial development management FSAEI OFNEFU named after M.K. Ammosov
Russia, Yakutsk
PURPOSE OF ACCOUNTING AND CONTROL OF PAYMENTS TO SUPPLIERS AND CONTRACTORS
Annotation: Accounting and control with suppliers are necessary part of financial statement. The enterprise keeps daily calculation with suppliers and contractors for acquired materials, raw materials e.t.c. In this article we examine main questions which regard to accounting and audit of settlements with suppliers and contractors.
Key words: audit, settlement, account, debit, credit, accounting, suppliers, contractors.
Поставщики - лица физические или юридические, осуществляющие поставки товаров и услуг, а также выполняющие различные работы.
Подрядчики выполняют строительно-монтажные работы на основании договоров подряда на капитальное строительство, являются специализированными предприятиями и физическими лицами.
Организация учета расчетов с поставщиками в различных организациях и предприятиях заслуживает особого внимания в экономике, ведь постоянное движение средств производит непрерывное возникновение расчетов. [1]
В сегодняшних, кризисных условиях осуществления обычной деятельности предприятия связано с несвоевременными денежными расчетами за приобретенные товарноматериальные ценности от поставщиков, выполненные работы подрядчиками. Хорошо налаженная организация учета и контроля таких расчетов ведет к недопущению возникновения нереальной кредиторской задолженности.
Действующая система расчетов с поставщиками и подрядчиками, заготовительными организациями, банками, различными дебиторами и кредиторами еще не отвечает требованиям ускорения денежного обращения и укрепление финансового состояния предприятия, что в свою очередь ведет к нестабильности в поставках основных материальных ресурсов. [2]
Аналитический учет по счету 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» проводится по каждому счету, а расчеты в порядке плановых платежей по каждому поставщику и подрядчику. Данный счет по отношению к балансу пассивный; содержит кредитовое сальдо, собственно что говорит о задолженности фирмы перед поставщиком и подрядчиком по неоплаченным счетам и неотфактурованным поставкам, оборот по дебету - о суммах произведенных оплат, 19 списание и зачетов за отчетный месяц; оборот по кредиту- о суммах принятых к акцептованным платежным документам и неотфактурованным поставкам за месяц. [3, с.267].
По дебету счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» отображают операции по оплате счетов наличными денежными способами из кассы, с расчетного счета, с валютного счета, аккредитивами или же чеками лимитированных чековых книг, выданными банком для данных целей краткосрочными или же долгосрочными кредитами или сумм выданных под отчет. [3, с.275].
Таблица 1. Основная корреспонденция счетов по учету расчетов с
поставщиками и подрядчиками
№ Наименование операции Корреспондирующие счета
Дебет Кредит
1 Приняты к оплате счета поставщиков за поступившие: - материалы 10 60
- основные средства, нематериальные активы 08 60
выполненные работы, оказанные услуги 20, 23, 26 60
2 Выделен по документам поставщика НДС 19 60
3 Погашена задолженность перед поставщиками путем перечисления 60 51
денежных средств с расчетного счета
4 Приняты к оплате счета за выполненные работы, оказанные услуги, расходы по которым не относятся на себестоимость 91/2 60
5 Произведен зачет по задолженности поставщикам по предварительно выданным авансам 60/1 60/2
6 Выданы авансы с расчетного счета под поставку ТМЦ и под выполнение работ 60/2 51
7 Возвращены ранее выданные авансы 51 60/2
8 Предъявлены претензии поставщикам за обнаруженную недостачу ТМЦ при их приемке 76 60
9 Погашена задолженность на основании договора о зачете взаимных требований 60 62, 76
10 Зачтен аванс, произведенный через подотчетное лицо 60 71
11 Списана кредиторская задолженность 60 91/1
1 Приняты к оплате счета поставщиков за поступившие: - материалы 10 60
- основные средства, нематериальные активы 08 60
выполненные работы, оказанные услуги 20, 23, 26 60
2 Выделен по документам поставщика НДС 19 60
3 Погашена задолженность перед поставщиками путем перечисления денежных средств с расчетного счета 60 51
4 Приняты к оплате счета за выполненные работы, оказанные услуги, расходы по которым не относятся на себестоимость 91/2 60
5 Произведен зачет по задолженности поставщикам по предварительно выданным авансам 60/1 60/2
6 Выданы авансы с расчетного счета под поставку ТМЦ и под выполнение работ 60/2 51
7 Возвращены ранее выданные авансы 51 60/2
8 Предъявлены претензии поставщикам за обнаруженную недостачу ТМЦ при их приемке 76 60
9 Погашена задолженность на основании договора о зачете взаимных требований 60 62, 76
Одной из важных частей оценки системы первичного учета является расчеты с поставщиками и подрядчиками, которая связана с тем, что практически все документы, оформляющие операции данного раздела, поступают в организацию извне. Также есть вероятность того, что не вовремя полученные документы и неправильная корреспонденция счетов бухгалтерского учета(неверное определение налогооблагаемой базы по НДС) могут повлиять их на неправильное оформление. В завершение документация может быть не признана в качестве подтверждающей.
Для избежание такого случая необходимо осуществлять расчет поэтапно:
1. Проверка достоверности (полноты и точности) фактов оприходования товарно-материальных ценностей, принятия к учету работ, услуг.
2. Проверка оперативности регистрации фактов поступления сырья, оказания услуг.
3. Проверка законности первичной учетной документации, оформляющей операции по расчетам с поставщиками и подрядчиками.
4. Проверка соблюдения графика документооборота.
5. Проверка полноты и точности регистрации документа в учетных регистрах.
6. Проверка организации хранения документов и организации доступа к первичной учетной документации.
7. Проверка реальности дебиторской и кредиторской задолженности.
8. Проверка расчетов по неотфактурованным поставкам.
9. Проверка расчетов по претензиям.
10. Проверка правильности списания дебиторской задолженности за счет внереализационных расходов или за счет резервов по сомнительным долгам.
В данной статье мы раскрыли суть расчета с поставщиками и подрядчиками. Проанализировали ошибки, которые могут быть обнаружены в результате проверки.
Таким образом, целью расчета с поставщиками и подрядчиками является - доказательства полноты достоверности и своевременности информации о расчетах с поставщиками и подрядчиками, которая отражена в бухгалтерском учете предприятия. Для правильного расчета необходимо вести расчет поэтапно. Так как правильный бухгалтерский учет расчетов с поставщиками и подрядчиками обеспечивает корректное сведение баланса, правильное формирование налогооблагаемой базы.
Использованные источники:
1. Светличная А.С. Учет и контроль расчетов с поставщиками и подрядчиками // Новая наука: Теоретический и практический взгляд, 2015. № 5-1. С. 148-153.
2. Пошерстник Н.В. Бухгалтерский учет: Учебно-практическое пособие / Н.В. Пошерстник. — СПб.: Питер, 2015.
3. Кондраков Н.П. Бухгалтерский (управленческий, финансовый) учет:: учеб. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2011. - 448с