Научная статья на тему 'Назначение и сущность инфраструктурного обеспечения предпринимательской деятельности'

Назначение и сущность инфраструктурного обеспечения предпринимательской деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
892
297
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФРАСТРУКТУРА / INFRASTRUCTURE / МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / SMALL BUSINESS / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / LEGISLATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Верников Виталий Александрович

Проводимые в России реформы направлены на создание эффективной экономики, поиск и мобилизацию потенциальных резервов активизации экономического роста, обеспечения высокого уровня и качества жизни, сглаживания пока еще существующего социального неравенства. Важным условием достижения указанных целей является обеспечение дальнейшего цивилизованного развития и функционирования предпринимательства. Особенно это касается малого бизнеса, усиления его позиций и роли в развитии социально-экономических процессов как на общегосударственном, так и на региональном уровнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Верников Виталий Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Purpose and Essence of Business Infrastructure

Russia's reforms in progress are meant to create effective economy, find and activate the potential for economic growth and high living standard, smoothen the present social inequality. A significant condition for reaching the abovementioned goals is encouraging further civilized development and functioning of the nation-wide business. It is particularly important for small business to strengthen its positions and consolidate its role in socio-economic processes on national as well as regional scale.

Текст научной работы на тему «Назначение и сущность инфраструктурного обеспечения предпринимательской деятельности»

Верников Виталий Александрович

канд. экон. наук, доцент,

Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Москва vernikov72@mail.ru

инфраструктура для развития

предпринимательства

назначение и сущность инфраструктурного обеспечения

предпринимательской деятельности

_Аннотация

Проводимые в России реформы направлены на создание эффективной экономики, поиск и мобилизацию потенциальных резервов активизации экономического роста, обеспечения высокого уровня и качества жизни, сглаживания пока еще существующего социального неравенства. Важным условием достижения указанных целей является обеспечение дальнейшего цивилизованного развития и функционирования предпринимательства. Особенно это касается малого бизнеса, усиления его позиций и роли в развитии социально-экономических процессов как на общегосударственном, так и на региональном уровнях.

Ключевые слова: инфраструктура, малое предпринимательство, законодательство

Рыночная экономика, являющаяся благоприятной средой для функционирования различного рода объектов, отличающихся по своим масштабам и функциям, предполагает их постоянное и динамичное развитие. Важную роль в современных условиях среди многих факторов социально-экономического прогресса в большинстве стран мира, играют предпринимательство и субъекты, которые его осуществляют - предприниматели. Переход к рыночным условиям хозяйствования, разгосударствление и приватизация государственных предприятий привело к формированию в нашей стране самостоятельных

хозяйствующих субъектов, основными принципами деятельности которых является не только юридическая самостоятельность, но и самостоятельная организация всех направлений своей финансово-хозяйственной деятельности, подразумевающая самофинансирование, материальную и финансовую ответственность за результаты деятельности, т.е. принятие на себя всех предпринимательских рисков, выбор источников финансирования, их распределение и использование, определение приоритетов своей деятельности и решение прочих важных для функционирующего хозяйствующего субъекта задач.

Развитие предпринимательской деятельности, создание предприятий разных форм собственности и организационно-правовых форм повлекло за собой необходимость построения системы инфраструктуры, обеспечивающей эффективное функционирование предпринимательских формирований, наиболее полно и адекватно отражающей многочисленные и многообразные потребности предпринимательских структур и адаптивной к рыночным условиям их деятельности,

Термин «инфраструктура»

Впервые термин «инфраструктура» нашел применение в исследованиях западных экономистов и имеет несколько вариантов объяснения своего происхождения, Один из них привязывает возникновение инфраструктуры к строительному производству, отождествляя ее с фундаментом какого-либо строения, ее «каркасом» (от лат, «infra» - под, ниже и «structure» - строение, расположение), Другой вариант связывает происхождение термина с военным профилем действий, как комплекс обеспечивающих успешные военные операции сооружений, коммуникаций, Однако все исследователи признают, что инфраструктура является обязательным компонентом любой целостной экономической системы, Некоторые авторы под рыночной инфраструктурой понимают совокупность видов деятельности, обеспечивающих эффективное функционирование объектов рыночной экономики и их единство в определенном реальном рыночном пространстве (2), Известный исследователь данной проблемы - Р, Иохимсен дает инфраструктуре следующее определение:

«Инфраструктура - это совокупность материальных, институциональных и индивидуальных условий, имеющихся в распоряжении хозяйственных единиц и соответствующих выравниванию доходов, связанных с равной производительностью факторов, позволяющих при целесообразном размещении ресурсов обеспечить полную интеграцию и возможно самый высокий уровень хозяйственной деятельности», Дж.Ф.Рей пишет, что «слово „инфраструктура" не имеет точного определения: как правило, под ним подразумеваются все услуги, требующиеся для создания современной экономики», Отечественный экономист В.Н. Стаханов определяет сущность инфраструктуры как комплекс специфических трудовых процессов по производству услуг, обеспечивающих обмен деятельностью в общественном производстве и жизни человека (3), Таким образом, в подобной трактовке под рыночной инфраструктурой понимается совокупность видов деятельности, обеспечивающих эффективное функционирование объектов рыночной экономики и их единство в определенном реальном рыночном пространстве,

Являясь специфическим порождением определенной социально-экономической системы, инфраструктура в целом и инфраструктура предпринимательства, в частности, возникла на определенном уровне развития хозяйства, как объективно необходимое следствие происходящих в экономике государств (регионов) структурных изменений, Поэтому инфраструктура предпринимательства в совокупности ее составляющих является механизмом, компенсирующим все возрастающую в условиях развития рынка неупорядоченность

и разнородность воздействий внешней среды, влияет на деятельность хозяйствующих субъектов с целью повышения их устойчивости на рынке и результативности воспроизводственных процессах,

Инфраструктура предпринимательства

Определяя границы инфраструктуры и вычленяя ее из системы общественного воспроизводства, следует иметь в виду, что ее нельзя рассматривать как арифметическую сумму обслуживающих экономику отраслей, выделенных в соответствии с существующими методами классификации отраслей народного хозяйства, На наш взгляд, выделение инфраструктуры приобретает самостоятельное значение лишь в том случае, если эти отрасли в совокупности выполняют единую функцию в процессе общественного воспроизводства, Только комплексы отраслей и направления деятельности, реализуемые через них, имеющие единое функциональное назначение и обладающие определенными общими признаками, могут считаться инфраструктурой,

...под рыночной инфраструктурой понимается совокупность видов деятельности, обеспечивающих эффективное функционирование объектов рыночной экономики.

Деятельность предпринимательства, с учетом тенденций развития международного рынка, позволила за сравнительно короткий промежуток времени выявить и приступить к построению недостающих составляющих инфраструктурного обеспечения предпринимательства отечественного рынка, Все это в полной мере относится и к инфраструктуре малого предпринимательства, Под понятием «инфраструктура» следует понимать совокупность отраслей, предприятий и организаций, входящих в эти отрасли, занимающихся определенными видами деятельности, призванных обеспечивать и создавать условия для нормального функционирования малого предпринимательства,

Комплексная и эффективно функционирующая инфраструктурная среда выступает одним из главных факторов развития малого предпринимательства и осуществления результативных мер по обеспечению его деятельности за счет форм прямой и косвенной поддержки со стороны государства и разнообразных рыночных структур, Практически с первых шагов создания малого предпринимательства, как экономически значимого компонента формирующегося в России нового рыночного хозяйства, начала складываться и соответствующая инфраструктура малого предпринимательства, С одной стороны, этот процесс носил стихийный характер, импульс для его развития исходил из формирующихся потребностей малого бизнеса, а с другой, - благодаря целенаправленным действиям государственных и общественных структур, а также реализации программ помощи малому бизнесу,

Инфраструктура малого предпринимательства изначально была

призвана решать двуединую задачу: во-первых, стимулировать рост и саморазвитие малых предприятий, во-вторых, направлять их активность преимущественно в те ниши и сферы экономической и хозяйственной деятельности, которые были наиболее перспективны для малого бизнеса, как наиболее маневренной, более легко адаптирующейся к быстро меняющимся рыночным условиям и гибкой хозяйственной структуре по сравнению с крупным бизнесом.

Целью формирования инфраструктуры малого предпринимательства, как самостоятельного субъекта экономических отношений, является создание благоприятных условий для его развития и обеспечения комплексной и адресной поддержки субъектов малого предпринимательства по различным направлениям: правовому, финансовому, имущественному, кадровому, а также оказание предпринимателям широкого спектра деловых услуг.

Элементы инфраструктуры малого бизнеса

Инфраструктура малого предпринимательства это своего рода «окружающая среда» для предпринимательства, способная охватить все стороны деятельности и все потребности малых предприятий различных отраслей экономики, различной степени «хозяйственной зрелости». В основу построения инфраструктурного обеспечения малого предпринимательства должны быть положены следующие принципы:

- комплексность;

- непрерывность и долговременность;

- целенаправленность и перспективность;

- гибкость всех институциональных и финансовых механизмов. Среда обеспечения деятельности малых предприятий, характеризующих их инфраструктуру, представляет собой комплекс элементов, которому присущи как внутренние (между элементами комплекса), так и внешние (с малыми организациями) связи.

Инфраструктурное обеспечение предпринимательской деятельности малых форм хозяйствования достигается за счет слаженной работы разных элементов инфраструктуры таких, как организационно-правовая, налоговая, административная, научно-техническая, финансовая, внешнеэкономическая, информационная (см. рис. на с. 72).

Каждый элемент инфраструктурного обеспечения малого предпринимательства должен обеспечивать реализацию позитивных процессов в его развитии и регулировании. В совокупности все элементы образуют инфраструктурную среду, обеспечивающую эффективную деятельность малого предпринимательства. В Федеральном законе от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» используется экономическая категория -инфраструктурная поддержка малого предпринимательства, которая, по мнению авторов закона, включает систему коммерческих и некоммерческих организаций, создаваемых или осуществляющих свою деятельность с целью реализации программ развития, поддержки или обеспечения условий функционирования малого бизнеса. Также в инфраструктуру поддержки малого предпринимательства включаются центры и агентства,

Орг аннзацн о ни о-прав овал

Налоговая

А^шнистративн ая

Информационная

СРЕДА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Внешне эко номическая

Финансовая

Н а1\ншо -техническая

Рис. Элементное содержание инфраструктуры малого предпринимательства

государственные и муниципальные фонды поддержки малого предпринимательства, фонды содействия кредитованию (гарантийные фонды, фонды поручительств), инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, консультационные центры и иные организации, так или иначе связанные с поддержкой малого бизнеса (1), Таким образом, в состав элементов инфраструктуры малого предпринимательства входят государственные, общественные и коммерческие институты, через которые осуществляется организация и обеспечение различных форм и видов поддержки субъектов малого бизнеса, т.е. наличие институциональной структуры обеспечения малого предпринимательства выступает важнейшим условием, способствующим формированию, регулированию, функционированию и развитию малого предпринимательства.

Законодательное регулирование малого предпринимательства

Одним из основных элементов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, обеспечивающих создание условий для их развития и функционирования, является наличие соответствующего правового климата, благоприятного для

малого бизнеса и это обеспечивается наличием совокупности прозрачных, непротиворечащих друг другу законодательно-нормативных правовых актов максимально прямого действия, направленных на реальную и системную поддержку и развитие этого сектора экономической деятельности - малого предпринимательства, Практически в каждом из государств с социально ориентированной экономикой существует закон, являющийся своего рода кодексом малого бизнеса, обеспечивающий ему реальную поддержку через создание условий для развития финансовой инфраструктур и направленный на всемерное стимулирование их развития (например, закон КНР «О поддержке и стимулировании малых и средних предприятий», законодательные акты других государств в области малого бизнеса: Польши, Чехии, Венгрии, Японии и т.д.), В России таким законом до настоящего времени являлся принятый в 1995 году Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ», в июле 2007 г. принят уже упоминавшийся новый закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», существенно обогативший действующую законодательную прак-

тику поддержки малого бизнеса и определивший достаточно четкую позицию государства и региональных органов власти в отношении развития институтов инфраструктуры малого бизнеса. Нормативно-правовые акты регламентируют формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства; порядок проведения проверок; административные ограничения их деятельности; предоставляют налоговые преимущества малому бизнесу; открывают широкие возможности для объединения предпринимателей в общественные организации и аккумулирования финансовых средств в рамках кредитных кооперативов.

Но, несмотря на активную законотворческую деятельность в сфере малого предпринимательства, одной из актуальных остается проблема многочисленности действующих законодательных актов и поэтому необходима их систематизация. Целью указанной систематизации должно явиться устранение пробелов и недостатков в регулировании малого предпринимательства и элементов инфраструктуры его поддержки.

Направления развития законодательного регулирования малого бизнеса

Совершенствование законодательства в части законодательно-правового инфраструктурного обеспечения малого предпринимательства должно быть направлено:

1)на обеспечение согласованности нормативно-правовых актов по вертикали - с федеральными нормативно-правовыми актами, по горизонтали -со всеми другими правовыми актами, действующими на данный момент;

2) пересмотр положений федерального законодательств, касающихся налогообложения в целом и малых предприятий в частности, в плане его снижения и упрощения;

3) принятие новых федеральных и республиканских законодательных актов, способствующих более динамичному развитию малого предпринимательства;

4) выступление с законодательной инициативой в Государственную Думу ФС РФ об ограничении вмешательства органов государственной власти всех уровней и органов местного самоуправления в определенные сферы деятельности предприятий малого бизнеса, предусмотрев административную и уголовную ответственность за подобное вмешательство; обеспечить законодательные гарантии стабильности и долгосрочности политики в отношении малого и среднего бизнеса; разделить полномочия по его регулированию и поддержке между региональными и муниципальными органами власти в части разработки и принятия нормативных правовых актов, установления льгот по арендным платежам и кредитованию; развивать финансово-кредитную поддержку малых предприятий, а именно: создать действенный механизм их льготного кредитования и страхования, условия для создания и развития гарантийных фондов;

5) пересмотр и внесение изменения в отдельные положения законодательных актов, непосредственно регулирующих развитие и деятельность предприятий малого бизнеса и определяющих государственную политику в области развития малого предпринимательства в Российской Федерации;

6) принятие закона «Об основных принципах организации взаимодействия объединений товаропро-

изводителей с органами государственной власти», который определил бы правовые основы взаимодействия объединений товаропроизводителей и органов государственной власти, права и обязанности, возлагаемые на данные объединения, цели и принципы их взаимодействия с органами государственной власти, особенности создания, деятельности, реорганизации и ликвидации объединений товаропроизводителей, возможность выполнения ими ряда функций управления, а также другие нормы, связанные с защитой экономических интересов товаропроизводителей и регулированием рынков продукции;

7) внесение изменения и дополнения в законодательную базу лизинговой деятельности в регионах с целью предоставления налоговых льгот инвесторам, вкладывающим средства в эту деятельность; возможности использовать имущество неплатежеспособных предприятий в качестве источника ресурсного обеспечения малых предприятий путем их передачи на условиях долгосрочной аренды или лизинга;

8) принятие республиканских целевых программ на уровне республик, новые указы президентов республик, постановления и распоряжения, регулирующие вопросы государственной поддержки и вовлечения в предпринимательскую деятельность отдельных категорий граждан (молодежь, пенсионеры, многодетные, работники аграрного сектора, сироты и т.д.).

Взаимодействие институтов инфраструктуры с малым бизнесом

При формировании целостной системы инфраструктуры развития и поддержки малых предприятий важно опираться на систематическое

и повсеместное проведение мони-торингов многообразных и динамичных потребностей малых предприятий в услугах различных институтов рыночной инфраструктуры. При этом для успешного развития малого бизнеса необходимо достаточно быстрое принятие адекватных мер по формированию недостающих институтов инфраструктурного обеспечения малого предпринимательства. Причем правовые и экономические условия взаимодействия институтов инфраструктуры с малым бизнесом, вероятно, должны быть отличными от условий их работы с другими предпринимательскими структурами. Для обеспечения функционирования и развития инфраструктуры малого предпринимательства необходим постоянный мониторинг составляющих ее элементов и институтов. С этой целью необходима разработка системы показателей, позволяющих осуществлять контроль каналов обратной связи для максимальной ориентации всех институтов инфраструктуры на реальные потребности и действительные интересы малого бизнеса. Этими показателями могут выступать: плановые и фактические объемы ассигнований, субсидии и субвенции из бюджетов всех уровней бюджетной системы, выделяемые на поддержку малого бизнеса; объемы кредитов, выделяемые банками на эти цели; финансовая помощь из других источников; суммарные объемы в денежном исчислении, оказываемых малому бизнесу услуг и прочие показатели, в той или иной мере характеризующие масштабы поддержки малого предпринимательства за счет привлечения различных государственных и негосударственных источников. Вероятно, целесообразно решить вопрос о

более полном отражении и включении в состав статистической отчетности этих показателей.

Как правило, в зарубежной практике, содействие малым предприятиям оказывается на условиях, отличных от рыночных (льготные кредиты и страхование, умеренная аренда, деловые услуги по пониженным расценкам и т.п.). Целесообразно этот сложившийся опыт более широко применять и в российской практике и именно это должно выделять инфраструктуру поддержки малых предприятий из значительно более широкой совокупности организаций, специализирующихся на оказании различного рода услуг и обеспечивающих условия деятельности предпринимательских структур.

Институты, воздействующие на малый бизнес

Комплексный подход к рассмотрению отдельных элементов инфраструктуры малого предпринимательства объективно ставит вопрос о необходимости формирования единой концепций развития инфраструктуры предпринимательской деятельности как на федеральном, так и на региональном уровне. Формирование стратегии развития элементных составляющих инфраструктуры предпринимательской деятельности на федеральном и региональном уровнях должно быть направлено на увеличение объемов оказания разнообразных видов услуг в сфере предпринимательства, включая и малый бизнес в условиях высокой степени инновационных изменений и нестабильности влияния факторов внешней и внутренней среды. В качестве экономических и организационных мер в процессе создания рационального механизма и системы

регулирования процессов становления и развития инфраструктуры предпринимательства выступают как повышение экономической самостоятельности и ответственности субъектов малого предпринимательства, так и ответственности региональных и федеральных органов власти по формированию, выполнению программ экономического развития территорий, эффективного использования всех видов ресурсов с целью увеличения экономического потенциала малого бизнеса.

Следует отметить, что к наиболее важным институтам, помимо перечисленных выше, активно воздействующим на малый бизнес, можно отнести: систему образовательных и профо-риентационных учреждений; организации, оказывающие финансовые и посреднические услуги, средства массовой информации. Эти институты определяют ценностные ориентиры и конкурентное рыночное поведение малого бизнеса, создают точки роста и ниши, обеспечивая приемлемую устойчивость и допустимый уровень риска, формируют ожидания относительно «нормального» уровня прибыльности и доходов малых предприятий (4). Все эти организации представляют основу инфраструктуры поддержки предпринимательства, призванные решать все насущные проблемы малого бизнеса как организационного, так и финансового характера, представлять и лоббировать интересы предпринимателей в органах государственной власти.

Недостатки существующей инфраструктуры

В настоящее время институциональная структура, сложившаяся, как будет показано ниже, недостаточно полно

способствуют формированию и дальнейшему развитию экономически активного и финансово устойчивого малого бизнеса. Это проявляется прежде всего в следующих положениях:

- несмотря на принятые программы и постановления, нет работающей системы координации действий основных институтов инфраструктуры, деятельность которых направлена на оказание поддержки и помощи малому бизнесу;

- недостаточен уровень доступности институтов инфраструктуры для малых предпринимателей;

- наблюдается пока еще слабая связь рынка образовательных услуг и рынка труда усугубляет невысокий образовательный уровень населения и предпринимателей, занятых в малом бизнесе.

Все это увеличивает «риск» ведения предпринимательской деятельности в малом бизнесе и, с одной стороны, формирует у предпринимателей ожидание высокой прибыли, как платы за риск, а с другой, толкает к поиску «альтернативных» официальным, гарантий надежности и доходности

...необходимо достаточно быстрое принятие адекватных мер по формированию недостающих институтов инфраструктурного обеспечения малого предпринимательства

бизнеса (5). Это мешает позитивному развитию малого предпринимательства, снижает его возможности на успех в своей деятельности, увеличивая размер упущенной выгоды.

Зарубежный опыт по формированию инфраструктуры малого бизнеса

Обращаясь к опыту развитых стран можно отметить, что для них свойственно разнообразие элементов, формирующих инфраструктуру малого бизнеса, а также множество схем их построения и взаимодействия. Успешно функционируют системы однородных элементов инфраструктуры (агентства, центры, технопарки) в рамках целостной общегосударственной или международной сети. Например, в рамках Европейского союза (далее - ЕС) создана единая сеть инновационных предпринимательских центров, что позволяет применять единые информационные банки, методики и сходные требования к отбираемым предпринимательским проектам, эффективно использовать финансовые ресурсы, распределяемые в рамках программ ЕС. Во многих странах в последнее время активизировался процесс централизации и концентрации объектов поддержки малого бизнеса путем сосредоточения в одном месте (под одной крышей) различных организаций, где можно получить весь набор услуг, предоставляемых предпринимателям. Продолжая примеры, в рамках ЕС создана сеть исследовательских институтов по проблемам малого бизнеса, объединяющие институты двенадцати стран. К основным целям этих организаций относятся объективная оценка явлений, происходящих в секторе малого предприниматель-

ства, и разработка рекомендаций для властных структур и финансово-экономических институтов по созданию условий, наиболее благоприятствующих развитию малого бизнеса. Таким образом, многочисленные действия участников рынка, в том числе государства и общественных организаций, направлены на улучшение среды деятельности предпринимательства посредством совершенствования его инфраструктурного обеспечения в разных областях и сферах деятельности, что способствует созданию качественно новых условий для его функционирования. В то же время следует отметить, что для современных хозяйственно-экономических отношений развитых стран характерно сочетание частнохозяйственной инициативы с активной экономической деятельностью государства. Но при этом существенную роль играет регулирующая функция государства и это обусловлено многими причинами. Прежде всего, это связано с необходимостью решать такие экономические задачи, которые требуют коллективного усилия и не могут быть реализованы при помощи рыночного механизма: в их числе важное место занимает создание и поддержание на должном уровне инфраструктуры предпринимательства.

Государственное регулирование и рыночные отношения

Это также объясняется тем важным обстоятельством, что вплоть до 90-х годов основным методом решения задач общенационального значения было государственное предпринимательство. Однако на рубеже 80-х годов резко изменились условия накопления капитала и воспроизводства в целом.

Перенос акцента на использование рыночных методов воздействия государства на экономику потребовал оздоровления финансов. Это стало тем более актуально, что необходимость в перестройке хозяйственного механизма совпала с сильнейшим финансовым кризисом. Первые радикальные изменения коснулись государственного предпринимательства -развернулась широкомасштабная приватизация. Данная мера позволила решить ряд важнейших задач. С одной стороны, появилась возможность использовать стимулирующую роль рыночной конкуренции и устранить искусственные препятствия частному бизнесу. С другой стороны, остались механизмы координации общей структурной стратегии развития национальной экономики. Это особенно необходимо в ситуации, когда усиливается тенденция к интернационализации производства, в то время как существовавшие ранее методы государственного регулирования были рассчитаны на автономное национальное хозяйство.

В настоящее время целенаправленное регулирование неизбежно вторглось в макро- и микроэкономические процессы, взаимодействуя с традиционной рыночной системой. Однако было бы неверным представлять, что динамика современного российского рыночного хозяйства должна быть связана только с усилением регулирующих начал в экономике и умалением значимости рыночного хозяйственного механизма. Рынок должен оставаться базовым элементом развития российской экономической системы, его значимость в современных условиях увеличивается. Однако российская экономика нуждается в рынке без

его отрицательных черт - стихии и разрушительных последствий конкуренции. П. Самуэльсон отмечал: «Наша задача использовать полезные черты рынка для того, чтобы рыночный механизм не увел слишком далеко от желаемых целей». В решении этой задачи большая роль принадлежит государству. «Деятельность государства, - подчеркивал Дж. Гэлбрейт, - должна быть направлена на совершенствование рынка, а не на отмену или обход его».

Таким образом, в настоящее время во всех развитых странах, включая и Россию, государство выполняет важнейшую функцию - является одним из каналов, связывающим корпоративную и рыночную системы и устанавливающих правила такого взаимодействия. В результате на сегодняшний день российская экономика базируется на смешанной экономике, которая характеризуется синтезом механизмов рыночного саморегулирования и регулирующей функции государства.

Однако есть и отрицательные стороны этого процесса. Имеющиеся на сегодняшний день расширение прямого государственного вмешательства в экономику приводит к развитию бюрократизма и отрицательно влияет на эффективность регулирующих мер. Как верно подметил известный французский исследователь Мишель Крозье, «в спорах о государстве как экономическом субъекте смешивают два понятия «регламентация» и «регуляция». При этом регуляции существуют как естественные, к которым относятся и экономические, и социальные. Чтобы освободить экономику от лишнего обюрокрачивания, необходимо понять эти два типа регуляций и определить их влияние на экономику».

Обнаруживается также снижение эффективности государственных предприятий. Для этого существует много причин. Среди основных необходимо отметить, что государство задействовано преимущественно в малоприбыльных отраслях, невыгодных частному предпринимателю, но необходимых для нормального функционирования хозяйства в целом. В качестве одной из причин низкой рентабельности государственных предприятий также называют недостаточную степень их самостоятельности. Таким образом, хозяйственный механизм современной российской рыночной экономики должен стремиться к тому, чтобы государство, максимально перепоручив рынку одни сферы экономики, брало под свою опеку поддержание наиболее уязвимых и «слабых» субъектов экономической деятельности, к которым относится и малый бизнес.

Постоянно меняющиеся «правила игры»

Приведенная характеристика современной экономической практики позволяет сделать вывод о высокой степени управляемости российского рынка в современных условиях. Вопрос состоит не в том, должно или не должно государство участвовать в экономических процессах, а в том, каковы меры и формы этого участия. Вопрос государственного регулирования инфраструктурного обеспечения малых предприятий постоянно поднимается в научных публикациях, при этом их проблемы имеют большое значение не только с государственных позиций, но и с точки зрения включения малого предпринимательства в экономические процессы как полноправных хозяйствующих субъектов. В то

же время, подавляющее большинство малых предприятий (по различным опросам - более 90%) не пользовались возможностями такой поддержки или не получали ее. В научных исследованиях, в основном, не рассматриваются возможности осуществления поддержки малых предприятий со стороны других субъектов экономической системы - таких, как рыночные институты. Поэтому необходимо также увязать их возможности с реальными нуждами малых предприятий, определив необходимый и достаточный уровень государственного регулирования, позволяющий развиваться системе малых предприятий для обеспечения развития экономического потенциала государства. В нашей стране и сами малые предприятия, и механизмы регулирования и поддержки их деятельности еще развиваются. Постоянно меняющиеся «правила игры» не позволяют малым предприятиям динамично развиваться. И именно поэтому можно сказать, что научная мысль должна искать

пути оптимизации инфраструктурной поддержки малых предприятий во всем многообразии их взаимосвязей,

Литература

1, О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, Федеральный закон, Собрание законодат. РФ 30,07,2007, -№ 31, - ст, 4006,

2, Ксенофонтова Н,А, Гарантийные механизмы поддержки субъектов малого бизнеса // Малое предприятие, - 2009, - № 4,

3, Инфраструктура поддержки малого предпринимательства в России, - М,: Бизнес-центр «Агроконсалт», 2009,

4, Ручкан Л,М, Совершенствование инфраструктуры поддержки малого предпринимательства // Сборник научных статей), - М,: МГУС, 2008,

5, Голикова В, Государственная поддержка малого бизнеса на региональном уровне // Предпринимательство в России, - 2010, - № 3,

Vitaly A. Vernikov

Cand. of Econ. Sci., Associate Professor, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The Purpose and Essence of Business Infrastructure

_Abstract

Russia's reforms in progress are meant to create effective economy, find and activate the potential for economic growth and high living standard, smoothen the present social inequality. A significant condition for reaching the abovementioned goals is encouraging further civilized development and functioning of the nation-wide business. It is particularly important for small business to strengthen its positions and consolidate its role in socio-economic processes on national as well as regional scale.

Keywords: infrastructure, small business, legislation

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.