Научная статья на тему 'Назначение и проведение комплексной медико-психолого-психиатрической экспертизы по уголовным делам безнадзорных несовершеннолетних'

Назначение и проведение комплексной медико-психолого-психиатрической экспертизы по уголовным делам безнадзорных несовершеннолетних Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

CC BY
923
98
Поделиться
Ключевые слова
БЕЗНАДЗОРНЫЙ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ / ЛИЧНОСТЬ ПОДРОСТКА / ПСИХИЧЕСКИЕ ОТКЛОНЕНИЯ / ЭКСПЕРТИЗА / ПСИХОЛОГИЯ / ПСИХИАТРИЯ / КОМПЛЕКСНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / МЕДИЦИНА

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Татьянина Лариса Геннадьевна, Колударова Ольга Павловна

Обосновывается мнение о необходимости проведения в целях изучения личности комплексной медико-психолого-психиатрической экспертизы безнадзорным несовершеннолетним обвиняемым или подозреваемым. Проведенное исследование позволит более глубоко изучить мотивацию поведения подростка, а также определить возможность применения к нему мер превентивного характера либо определить меру наказания.

Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Татьянина Лариса Геннадьевна, Колударова Ольга Павловна,

Appointment and carrying out complex medical-psychological-psychiatric examination on criminal cases of neglected minors

We substantiate the opinion about the necessity of carrying out of a complex medical-psychological-psychiatric examination in respect to neglected minors, accused or suspected, with the purpose of the character research. The conducted research will allow to get a deeper understanding of the teenager's behavior, and also to determine whether to apply measures of a preventive character, or to fix a punishment.

Текст научной работы на тему «Назначение и проведение комплексной медико-психолого-психиатрической экспертизы по уголовным делам безнадзорных несовершеннолетних»

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

УДК 343.2

Л.Г. Татьянина, О.П. Колударова

НАЗНАЧЕНИЕ И ПРОВЕДЕНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ

МЕДИКО-ПСИХОЛОГО-ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ БЕЗНАДЗОРНЫХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Обосновывается мнение о необходимости проведения в целях изучения личности комплексной медико-психолого-психиатрической экспертизы безнадзорным несовершеннолетним обвиняемым или подозреваемым. Проведенное исследование позволит более глубоко изучить мотивацию поведения подростка, а также определить возможность применения к нему мер превентивного характера либо определить меру наказания.

Ключевые слова: безнадзорный, несовершеннолетний, личность подростка, психические отклонения, экспертиза, психология, психиатрия, комплексное исследование, медицина.

Личность несовершеннолетнего безнадзорного нуждается в более глубоком изучении в силу того, что получить объективную характеристику в отношении него достаточно сложно. Педагоги и родители преследуют чаще всего личные цели, связанные с нежеланием заниматься сложным подростком, поэтому информация носит более негативный характер. Положительная составляющая личности безнадзорного подростка в характеристиках крайне незначительна, часто она просто отсутствует, что не позволяет дать личности подростка объективную оценку и принять в отношении него правильное решение.

В предмет доказывания по ст. 421 УПК РФ входит установление уровня психического развития несовершеннолетнего, а при наличии данных, свидетельствующих об отставании в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, устанавливается возможность несовершеннолетним в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и возможность руководить ими. В силу ст. 195 и 196, ч. 2 ст. 421 УПК РФ при наличии данных, свидетельствующих об отставании в психическом развитии несовершеннолетнего, следует назначать комплексную психолого-психиатрическую экспертизу для решения вопроса о его психическом состоянии и способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела.

Применительно к производству по уголовным делам о преступлениях несовершеннолетних, тем более безнадзорных, считаем необходимым проведение указанных экспертиз в стадии предварительного расследования. При наличии сомнений в психическом здоровье лица назначается судебнопсихиатрическая экспертиза, если сомнений в психическом здоровье нет, назначается судебнопсихологическая экспертиза.

Мы считаем целесообразным поддержать мнение Н.А. Курмаевой о необходимости проведения психологической экспертизы в отношении несовершеннолетних лиц, совершивших преступление, по каждому уголовному делу, поскольку наличие заключения эксперта-психолога может дать возможность суду более глубоко исследовать личность подростка, понять мотивацию его преступных действий, определить возможную меру наказания1.

Следует отметить, что судебно-психологическая экспертиза направлена на исследование непатологических явлений психики и поэтому проводится преимущественно в отношении психически здоровых людей.В последнее время в судопроизводстве чаще возникает потребность в проведении комплексной психолого-психиатрической экспертизы, где объектом является психическая деятельность подэкспертного лица в юридически значимый период2.

Исследования возможности комплексного использования специальных познаний в психологии и психиатрии ставят перед теорией комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы

1Курмаева Н.А. Использование специальных психологических знаний в уголовном судопроизводстве по делам с участием несовершеннолетних: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саранск, 2010.

2Кудрявцев И.А. Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза: науч.-практ. рук. М., 1999; Са-фуанов Ф.С. Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза в гражданском процессе // Медицинская и судебная психология. Курс лекций: учеб. пособие / под ред. Т.Б. Дмитриевой, Ф.С. Сафуанова. М., 2005.

множество проблем, требующих своего решения для более эффективного использования результатов комплексных психолого-психиатрических исследований в судебной практике. Комплексная экспертиза может быть назначена следователем, дознавателем или судом, если для установления обстоятельств, имеющих значения для данного дела, необходимо одновременное проведение исследований с использованием различных областей знания или различных научных направлений в пределах одной области знания, и поручается нескольким экспертам.

Выбор комплексной экспертизы актуален, поскольку до настоящего времени не разработаны принципы оценки состояния и уровня развития детей, находящихся в условиях семейной депривации. При решении социально-клинических проблем, связанных с пограничными психическими расстройствами у несовершеннолетних, недостаточно полно и систематически используются все современные формы комплексной лечебной и социотерапевтической помощи, включая психологическую поддержку ребенка и семьи социального риска.

Динамическое обследование детей из группы повышенного риска показало, что 17% субклини-ческих состояний уже через два года переходит в группу клинических расстройств. Было также установлено, что с возрастом биологические факторы риска уступают место социально-психологическим, таким как дефекты воспитания, психотравмирующие ситуации в семье, школе и др.3

Под психическим расстройством периода взросления понимается «состояние непроизвольного нарушения жизненных функций, имеющее определенные начало, динамику и иногда конец (т.е. продолжительность), которое является серьезным препятствием для участия подростка или юноши в типичных для его возраста формах активности и для конструктивного разрешения возрастных кризисов и конфликтов»4.

В рамках рассматриваемого определения возникают трудности с установлением степени тяжести психического расстройства, этот подход не учитывает роль микросоциального окружения и ряд других моментов. В подростковом возрасте сложно определить, является ли то или иное поведение проявлением психического заболевания или вариантом нормального развития, особенно в случае так называемых кризисов взросления, которые могут со временем развиться в психическое заболевание или полностью компенсироваться. Тем не менее точка зрения многих подростковых психиатров на нарушение поведения и психические расстройства как неспособность подростка создать эффективные механизмы преодоления трудностей, уход от решения проблем в пассивное - это дисфункциональное псевдоадаптивное или дезадаптивное поведение5.

Значение патогенных факторов в возникновении неврозов у детей и подростков необходимо распределить следующим образом: 1) хроническая психотравмирующая семейная ситуация; 2) дефекты воспитания; 3) школьные конфликты; 4) острая психическая травма; 5) бытовое пьянство и алкоголизм родителей.

Пограничные психические расстройства у детей, включая эмоциональные и поведенческие нарушения, могут проявляться в зависимости от разных факторов риска. Поэтому наиболее верной представляется позиция учёных, которые придерживаются мнения о целесообразности назначения комплексной психолого-психиатрической экспертизы6, в состав которой для решения отдельных задач более узкой специализации могут быть включены и иные специалисты: психоневрологи, патопсихологи, сексологи, дефектологи и другие. Обязательность комплексного подхода к разрешению

3 Ковалев В.В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. М.: Медицина, 1985. 288с.

4Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности / пер. с нем. Г.И. Лойди-ной; под ред. Т.А.Гудковой, 1994. ЦКЬ: otherreferats.allbest.ru.

5Ремшмидт Х. Указ.соч.

6 Науменко Е.П. О некоторых возможностях использования психологической экспертизы при изучении личности обвиняемого по делам несовершеннолетних // Типология личности преступника и индивидуальное предупреждение преступлений. М., 1979. С.110; Мельникова Э.Б. Ювенальная юстиция: проблемы уголовного права, уголовного процесса и криминологии. М., 2000. С. 248; Коротков А.П., Тимофеев А.В. 900 ответов на вопросы прокурорско-следственных органов по применению УПК РФ: Комментарий. М., 2004. С. 479-480; Татьянина Л.Г. Предварительное расследование многоэпизодных групповых дел о преступлениях несовершеннолетних: автореф. дис. ...канд. юрид. наук. Ижевск, 1998. С. 10-11; Ченцова Л.В. Особенности уголовно-процессуального производства по делам несовершеннолетних, не являющихся субъектами уголовной ответственности: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002. С.103; и др.

поставленных перед экспертом вопросов обусловлена тем, что отставание в психическом развитии может быть вызвано причинами как психиатрического, так и иного характера: медицинского, психо-лого-педагогического, социального.

М.В. Ожиганова верно отмечает, что психиатрам на практике бывает весьма трудно дифференцировать проявления педагогической и социальной запущенности и ранние этапы развития психопатий, так как психопатии и аномальные развития часто обрастают вторичными проявлениями в виде асоциальных форм поведения, а педагогическая и социальная запущенность в конечном итоге приводит к определённым характерологическим сдвигам, напоминающим психопатические7.

Имея результаты комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы, следователь, суд могут принять решение о том, является ли лицо вменяемым, достиг ли он возраста уголовной ответственности, а если недостижение возраста уголовной ответственности связано с психическим расстройством, в полной ли мере несовершеннолетний мог отдавать отчёт своим действиям и руководить ими.

В 2010 г. в ст. 421 УПК РФ были внесены изменения, которые определили, что по постановлению следователя или дознавателя в ходе предварительного расследования проводится медицинское освидетельствование.

В Федеральном законе от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» предусмотрено, что органы управления здравоохранением и учреждения здравоохранения в пределах своей компетенции обеспечивают проведение медицинского обследования несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей, по результатам данного освидетельствования готовят рекомендации по устройству безнадзорных несовершеннолетних с учетом состояния их здоровья8.

На основании проведенных медицинских обследований несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, у которых установлен статус безнадзорного несовершеннолетнего, выделяют следующие уровни психического развития:

- незначительное психическое отставание в развитии, при котором несовершеннолетний осознает полностью характер и значение своих действий;

- среднее отставание, при котором подросток не может в полной мере осознавать характер и значение своих действий и руководить ими;

- значительное отставание, когда подросток не может осознавать характер и значение своих действий и руководить ими9.

Проанализировав заключения судебных экспертиз, можно сделать следующий вывод: подозреваемые, обвиняемые безнадзорные несовершеннолетние, в отношении которых проводилась экспертиза, в большинстве случаев отстают в своем психическом развитии из-за нескольких факторов: социально-педагогическая запущенность, под которой понимаются неправильные формы воспитания в семье и учебных заведениях; наличие сенсорных дефектов - слабое зрение, частичная глухота и другие факторы; наличие длительных или тяжелых соматических заболеваний, влияющих на психику ребенка10.

По мнению Е.И. Цымбал, могут быть установлены следующие факторы, влияющие на отставание в развитии детей:

- конституционально-генетические - у этих подростов отставание в психическом развитии зачастую сочетается с задержкой физического развития;

- депривационные - недостаток внимания и любви со стороны взрослых, прежде всего родителей;

- биологические - тяжелые хронические соматические заболевания;

- социально-педагогическая запущенность - своего рода когнитивная депривация, когда ребенок воспитывается в условиях безнадзорности, в неблагоприятном микросоциальном окружении;

7Ожиганова М.В. Досудебное производство по уголовным делам о применении принудительных мер воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних, не являющихся субъектами уголовной ответственности: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ижевск, 2007. С. 13-14.

8 Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Федеральный закон от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ // Российская газета.1999. 30 июня ( в ред. от 07.02.2011).

9 Кудрявцев И.А. Судебно-психиатрическая экспертиза. М., 1998. С. 171; Нагаев В.В. Основа судебнопсихологической экспертизы: учеб. пособие. М., 2000. С. 153.

10Холопова Е.Н. Судебно-психологическая экспертиза. М., 2010. С. 252.

- дизонтогенез, возникающий вследствие психического расстройства, как правило, органического расстройства личности, вызванного ранним органическим поражением головного мозга11.

По нашему мнению, проводить отдельно мероприятие по медицинскому освидетельствованию несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, особенно в статусе безнадзорного ребенка, нецелесообразно.

В ст. 421 УПК РФ предусмотрено, что по результатам медицинского освидетельствования несовершеннолетнего составляется заключение, которое впоследствии предоставляется в суд с материалами уголовного дела. Следовательно, можно говорить о том, что на стадии предварительного расследования проводится медицинская экспертиза в отношении подозреваемого, обвиняемого несовершеннолетнего.

Среди судебных экспертиз существует судебно-медицинская экспертиза, где разрешаются вопросы о состоянии здоровья не только потерпевшего, но и подозреваемого, обвиняемого лица.

По мнению Е.Р. Россинской и Е.И. Галяшиной, судебно-медицинской экспертизой могут быть разрешены следующие вопросы: «1. Какие повреждения, заболевания или их неблагоприятные последствия имеются у обследуемого? Какова давность их возникновения? 2. Имеется ли у обследуемого объективная возможность при наличии конкретного патологического состояния находиться в определенных условиях (например, содержаться под стражей, отбывать наказание и т.д.)? <...> 4. Каковы возможные (наиболее вероятные) неблагоприятные последствия имеющегося у обследуемого патологического состояния?»12.

Для установления обстоятельств, предусмотренных в ст. 421 УПК РФ, по уголовному делу, рассматриваемому в отношении безнадзорного несовершеннолетнего, необходимо назначать и проводить комплексную судебную медико-психолого-психиатрическую экспертизу в порядке, предусмотренном ст. 195 и 196 УПК РФ. Это даст наиболее полную картину по отставанию несовершеннолетнего обвиняемого в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством. Сведения, полученные в результате работы медико-психолого-психиатрической комиссии, позволят глубоко изучить личность подозреваемого, обвиняемого безнадзорного несовершеннолетнего, особенно его возрастные особенности, соответственно они дадут возможность следователю проводить те или иные следственные действия, а суду вынести соответствующее решение.

Проведение такой экспертизы оправдано тем, что в ст. 421 УПК РФ установлены основания для рассмотрения судом вопроса о возможности освобождения несовершеннолетнего от наказания и направлении его в учебно-воспитательное учреждение в соответствии с ч. 2 ст. 92 УК РФ. При производстве предварительного расследования и судебного разбирательства по уголовному делу о преступлении средней тяжести или тяжком преступлении, совершенных несовершеннолетним, за исключением преступлений, указанных в ч. 5 ст. 92 УК РФ, устанавливается наличие или отсутствие у несовершеннолетнего заболевания, препятствующего его содержанию и обучению в специальном учебновоспитательном учреждении закрытого типа.

Выбор комплексной медико-психолого-психиатрической экспертизы в отношении несовершеннолетних основывается на том, что проведение психологической экспертизы затруднено из-за отсутствия специалистов психологов в области возрастной психологии.

Выявление только одного отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, для применения ч. 3 ст. 20 УК РФ недостаточно. В экспертном заключении должен содержаться обоснованный вывод о влиянии этого отставания на осознание фактического характера и общественной опасности своих деяний, способность руководить ими13.

Здесь присутствуют два критерия: волевой и интеллектуальный. Для признания невменяемости достаточно одного критерия. Следователи и эксперты указывают всегда на оба критерия и проводят оценку по двум критериям: не мог осознавать характер общественной опасности и не мог руководить своими действиями. В этой ситуации несовершеннолетний должен быть признан невменяемым и освобожден от уголовной ответственности. Деление безнадзорных несовершеннолетних с психическими расстройствами и с отставанием в психическом развитии, не связанном с психическим расстрой-

11Цымбал Е.И. Экспертная оценка отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством: метод.рек. Ч.1 // Независимый психиатрический журнал. 2003. № 4.

12Россинская Е.Р., Галяшина Е.И. Настольная книга судьи. Судебная экспертиза. М., 2011. С. 442.

13Холопова Е.Н. Судебно-психологическая экспертиза. М., 2010. С. 255.

ством, приводит к различным решениям, так как во втором случае несовершеннолетний будет признан вменяемым, при вынесении приговора наказание будет смягчающим.

Считаем, что при производстве по уголовным делам с участием безнадзорных несовершеннолетних, в отношении которых возбуждено уголовное дело, обязательно должна проводиться комплексная медико-психолого-психиатрическая экспертиза, что позволит получить полную информацию о психическом развитии безнадзорного несовершеннолетнего, учесть ее при принятии решения о назначении курса психолого-педагогической коррекции в отношении безнадзорных несовершеннолетних.

Предлагаем из ст. 421 УПК РФ исключить норму о медицинском освидетельствовании. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11.02.2011г. № 1 дополнить пунктом следующего содержания:

«Следователь, дознаватель в отношении безнадзорных несовершеннолетних, подозреваемых, обвиняемых в совершении преступления, имеет право самостоятельно или по ходатайству защитника или законного представителя назначить комплексную медико-психолого-психиатрическую экспертизу в целях получения сведений о физическом и (или) психическом развитии безнадзорного несовершеннолетнего».

Поступила в редакцию 16.05.13

L. G. Tatyanina, O.P. Koludarova

Appointment and carrying out complex medical-psychological-psychiatric examination on criminal cases of neglected minors

We substantiate the opinion about the necessity of carrying out of a complex medical-psychological-psychiatric examination in respect to neglected minors, accused or suspected, with the purpose of the character research. The conducted research will allow to get a deeper understanding of the teenager's behavior, and also to determine whether to apply measures of a preventive character, or to fix a punishment.

Keywords: neglected, minor, identity of the teenager, mental deviations, examination, psychology, psychiatry, complex research, medicine.

Татьянина Лариса Г еннадьевна, доктор юридических наук, профессор

Колударова Ольга Павловна, кандидат юридических наук

ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 4)

Tatyanina L.G., doctor of law, professor Koludarova O.P., candidate of law

Udmurt State University

426034, Russia, Izhevsk, Universitetskaya, st., 1/4