Научная статья на тему 'Назначение и проведение комплексной медико-психолого-психиатрической экспертизы по уголовным делам безнадзорных несовершеннолетних'

Назначение и проведение комплексной медико-психолого-психиатрической экспертизы по уголовным делам безнадзорных несовершеннолетних Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

CC BY
1024
103
Поделиться
Ключевые слова
БЕЗНАДЗОРНЫЙ / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ / ЛИЧНОСТЬ ПОДРОСТКА / ПСИХИЧЕСКИЕ ОТКЛОНЕНИЯ / ЭКСПЕРТИЗА / ПСИХОЛОГИЯ / ПСИХИАТРИЯ / КОМПЛЕКСНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / МЕДИЦИНА

Аннотация научной статьи по государству и праву, юридическим наукам, автор научной работы — Татьянина Лариса Геннадьевна, Колударова Ольга Павловна

Обосновывается мнение о необходимости проведения в целях изучения личности комплексной медико-психолого-психиатрической экспертизы безнадзорным несовершеннолетним обвиняемым или подозреваемым. Проведенное исследование позволит более глубоко изучить мотивацию поведения подростка, а также определить возможность применения к нему мер превентивного характера либо определить меру наказания.

Похожие темы научных работ по государству и праву, юридическим наукам , автор научной работы — Татьянина Лариса Геннадьевна, Колударова Ольга Павловна,

Appointment and carrying out complex medical-psychological-psychiatric examination on criminal cases of neglected minors

We substantiate the opinion about the necessity of carrying out of a complex medical-psychological-psychiatric examination in respect to neglected minors, accused or suspected, with the purpose of the character research. The conducted research will allow to get a deeper understanding of the teenager's behavior, and also to determine whether to apply measures of a preventive character, or to fix a punishment.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Назначение и проведение комплексной медико-психолого-психиатрической экспертизы по уголовным делам безнадзорных несовершеннолетних»

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

УДК 343.2

Л.Г. Татьянина, О.П. Колударова

НАЗНАЧЕНИЕ И ПРОВЕДЕНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ

МЕДИКО-ПСИХОЛОГО-ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ БЕЗНАДЗОРНЫХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Обосновывается мнение о необходимости проведения в целях изучения личности комплексной медико-психолого-психиатрической экспертизы безнадзорным несовершеннолетним обвиняемым или подозреваемым. Проведенное исследование позволит более глубоко изучить мотивацию поведения подростка, а также определить возможность применения к нему мер превентивного характера либо определить меру наказания.

Ключевые слова: безнадзорный, несовершеннолетний, личность подростка, психические отклонения, экспертиза, психология, психиатрия, комплексное исследование, медицина.

Личность несовершеннолетнего безнадзорного нуждается в более глубоком изучении в силу того, что получить объективную характеристику в отношении него достаточно сложно. Педагоги и родители преследуют чаще всего личные цели, связанные с нежеланием заниматься сложным подростком, поэтому информация носит более негативный характер. Положительная составляющая личности безнадзорного подростка в характеристиках крайне незначительна, часто она просто отсутствует, что не позволяет дать личности подростка объективную оценку и принять в отношении него правильное решение.

В предмет доказывания по ст. 421 УПК РФ входит установление уровня психического развития несовершеннолетнего, а при наличии данных, свидетельствующих об отставании в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, устанавливается возможность несовершеннолетним в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и возможность руководить ими. В силу ст. 195 и 196, ч. 2 ст. 421 УПК РФ при наличии данных, свидетельствующих об отставании в психическом развитии несовершеннолетнего, следует назначать комплексную психолого-психиатрическую экспертизу для решения вопроса о его психическом состоянии и способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела.

Применительно к производству по уголовным делам о преступлениях несовершеннолетних, тем более безнадзорных, считаем необходимым проведение указанных экспертиз в стадии предварительного расследования. При наличии сомнений в психическом здоровье лица назначается судебнопсихиатрическая экспертиза, если сомнений в психическом здоровье нет, назначается судебнопсихологическая экспертиза.

Мы считаем целесообразным поддержать мнение Н.А. Курмаевой о необходимости проведения психологической экспертизы в отношении несовершеннолетних лиц, совершивших преступление, по каждому уголовному делу, поскольку наличие заключения эксперта-психолога может дать возможность суду более глубоко исследовать личность подростка, понять мотивацию его преступных действий, определить возможную меру наказания1.

Следует отметить, что судебно-психологическая экспертиза направлена на исследование непатологических явлений психики и поэтому проводится преимущественно в отношении психически здоровых людей.В последнее время в судопроизводстве чаще возникает потребность в проведении комплексной психолого-психиатрической экспертизы, где объектом является психическая деятельность подэкспертного лица в юридически значимый период2.

Исследования возможности комплексного использования специальных познаний в психологии и психиатрии ставят перед теорией комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы

1Курмаева Н.А. Использование специальных психологических знаний в уголовном судопроизводстве по делам с участием несовершеннолетних: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саранск, 2010.

2Кудрявцев И.А. Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза: науч.-практ. рук. М., 1999; Са-фуанов Ф.С. Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза в гражданском процессе // Медицинская и судебная психология. Курс лекций: учеб. пособие / под ред. Т.Б. Дмитриевой, Ф.С. Сафуанова. М., 2005.

множество проблем, требующих своего решения для более эффективного использования результатов комплексных психолого-психиатрических исследований в судебной практике. Комплексная экспертиза может быть назначена следователем, дознавателем или судом, если для установления обстоятельств, имеющих значения для данного дела, необходимо одновременное проведение исследований с использованием различных областей знания или различных научных направлений в пределах одной области знания, и поручается нескольким экспертам.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Выбор комплексной экспертизы актуален, поскольку до настоящего времени не разработаны принципы оценки состояния и уровня развития детей, находящихся в условиях семейной депривации. При решении социально-клинических проблем, связанных с пограничными психическими расстройствами у несовершеннолетних, недостаточно полно и систематически используются все современные формы комплексной лечебной и социотерапевтической помощи, включая психологическую поддержку ребенка и семьи социального риска.

Динамическое обследование детей из группы повышенного риска показало, что 17% субклини-ческих состояний уже через два года переходит в группу клинических расстройств. Было также установлено, что с возрастом биологические факторы риска уступают место социально-психологическим, таким как дефекты воспитания, психотравмирующие ситуации в семье, школе и др.3

Под психическим расстройством периода взросления понимается «состояние непроизвольного нарушения жизненных функций, имеющее определенные начало, динамику и иногда конец (т.е. продолжительность), которое является серьезным препятствием для участия подростка или юноши в типичных для его возраста формах активности и для конструктивного разрешения возрастных кризисов и конфликтов»4.

В рамках рассматриваемого определения возникают трудности с установлением степени тяжести психического расстройства, этот подход не учитывает роль микросоциального окружения и ряд других моментов. В подростковом возрасте сложно определить, является ли то или иное поведение проявлением психического заболевания или вариантом нормального развития, особенно в случае так называемых кризисов взросления, которые могут со временем развиться в психическое заболевание или полностью компенсироваться. Тем не менее точка зрения многих подростковых психиатров на нарушение поведения и психические расстройства как неспособность подростка создать эффективные механизмы преодоления трудностей, уход от решения проблем в пассивное - это дисфункциональное псевдоадаптивное или дезадаптивное поведение5.

Значение патогенных факторов в возникновении неврозов у детей и подростков необходимо распределить следующим образом: 1) хроническая психотравмирующая семейная ситуация; 2) дефекты воспитания; 3) школьные конфликты; 4) острая психическая травма; 5) бытовое пьянство и алкоголизм родителей.

Пограничные психические расстройства у детей, включая эмоциональные и поведенческие нарушения, могут проявляться в зависимости от разных факторов риска. Поэтому наиболее верной представляется позиция учёных, которые придерживаются мнения о целесообразности назначения комплексной психолого-психиатрической экспертизы6, в состав которой для решения отдельных задач более узкой специализации могут быть включены и иные специалисты: психоневрологи, патопсихологи, сексологи, дефектологи и другие. Обязательность комплексного подхода к разрешению

3 Ковалев В.В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. М.: Медицина, 1985. 288с.

4Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности / пер. с нем. Г.И. Лойди-ной; под ред. Т.А.Гудковой, 1994. ЦКЬ: otherreferats.allbest.ru.

5Ремшмидт Х. Указ.соч.

6 Науменко Е.П. О некоторых возможностях использования психологической экспертизы при изучении личности обвиняемого по делам несовершеннолетних // Типология личности преступника и индивидуальное предупреждение преступлений. М., 1979. С.110; Мельникова Э.Б. Ювенальная юстиция: проблемы уголовного права, уголовного процесса и криминологии. М., 2000. С. 248; Коротков А.П., Тимофеев А.В. 900 ответов на вопросы прокурорско-следственных органов по применению УПК РФ: Комментарий. М., 2004. С. 479-480; Татьянина Л.Г. Предварительное расследование многоэпизодных групповых дел о преступлениях несовершеннолетних: автореф. дис. ...канд. юрид. наук. Ижевск, 1998. С. 10-11; Ченцова Л.В. Особенности уголовно-процессуального производства по делам несовершеннолетних, не являющихся субъектами уголовной ответственности: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002. С.103; и др.

поставленных перед экспертом вопросов обусловлена тем, что отставание в психическом развитии может быть вызвано причинами как психиатрического, так и иного характера: медицинского, психо-лого-педагогического, социального.

М.В. Ожиганова верно отмечает, что психиатрам на практике бывает весьма трудно дифференцировать проявления педагогической и социальной запущенности и ранние этапы развития психопатий, так как психопатии и аномальные развития часто обрастают вторичными проявлениями в виде асоциальных форм поведения, а педагогическая и социальная запущенность в конечном итоге приводит к определённым характерологическим сдвигам, напоминающим психопатические7.

Имея результаты комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы, следователь, суд могут принять решение о том, является ли лицо вменяемым, достиг ли он возраста уголовной ответственности, а если недостижение возраста уголовной ответственности связано с психическим расстройством, в полной ли мере несовершеннолетний мог отдавать отчёт своим действиям и руководить ими.

В 2010 г. в ст. 421 УПК РФ были внесены изменения, которые определили, что по постановлению следователя или дознавателя в ходе предварительного расследования проводится медицинское освидетельствование.

В Федеральном законе от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» предусмотрено, что органы управления здравоохранением и учреждения здравоохранения в пределах своей компетенции обеспечивают проведение медицинского обследования несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей, по результатам данного освидетельствования готовят рекомендации по устройству безнадзорных несовершеннолетних с учетом состояния их здоровья8.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

На основании проведенных медицинских обследований несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, у которых установлен статус безнадзорного несовершеннолетнего, выделяют следующие уровни психического развития:

- незначительное психическое отставание в развитии, при котором несовершеннолетний осознает полностью характер и значение своих действий;

- среднее отставание, при котором подросток не может в полной мере осознавать характер и значение своих действий и руководить ими;

- значительное отставание, когда подросток не может осознавать характер и значение своих действий и руководить ими9.

Проанализировав заключения судебных экспертиз, можно сделать следующий вывод: подозреваемые, обвиняемые безнадзорные несовершеннолетние, в отношении которых проводилась экспертиза, в большинстве случаев отстают в своем психическом развитии из-за нескольких факторов: социально-педагогическая запущенность, под которой понимаются неправильные формы воспитания в семье и учебных заведениях; наличие сенсорных дефектов - слабое зрение, частичная глухота и другие факторы; наличие длительных или тяжелых соматических заболеваний, влияющих на психику ребенка10.

По мнению Е.И. Цымбал, могут быть установлены следующие факторы, влияющие на отставание в развитии детей:

- конституционально-генетические - у этих подростов отставание в психическом развитии зачастую сочетается с задержкой физического развития;

- депривационные - недостаток внимания и любви со стороны взрослых, прежде всего родителей;

- биологические - тяжелые хронические соматические заболевания;

- социально-педагогическая запущенность - своего рода когнитивная депривация, когда ребенок воспитывается в условиях безнадзорности, в неблагоприятном микросоциальном окружении;

7Ожиганова М.В. Досудебное производство по уголовным делам о применении принудительных мер воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних, не являющихся субъектами уголовной ответственности: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ижевск, 2007. С. 13-14.

8 Об основах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Федеральный закон от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ // Российская газета.1999. 30 июня ( в ред. от 07.02.2011).

9 Кудрявцев И.А. Судебно-психиатрическая экспертиза. М., 1998. С. 171; Нагаев В.В. Основа судебнопсихологической экспертизы: учеб. пособие. М., 2000. С. 153.

10Холопова Е.Н. Судебно-психологическая экспертиза. М., 2010. С. 252.

- дизонтогенез, возникающий вследствие психического расстройства, как правило, органического расстройства личности, вызванного ранним органическим поражением головного мозга11.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

По нашему мнению, проводить отдельно мероприятие по медицинскому освидетельствованию несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, особенно в статусе безнадзорного ребенка, нецелесообразно.

В ст. 421 УПК РФ предусмотрено, что по результатам медицинского освидетельствования несовершеннолетнего составляется заключение, которое впоследствии предоставляется в суд с материалами уголовного дела. Следовательно, можно говорить о том, что на стадии предварительного расследования проводится медицинская экспертиза в отношении подозреваемого, обвиняемого несовершеннолетнего.

Среди судебных экспертиз существует судебно-медицинская экспертиза, где разрешаются вопросы о состоянии здоровья не только потерпевшего, но и подозреваемого, обвиняемого лица.

По мнению Е.Р. Россинской и Е.И. Галяшиной, судебно-медицинской экспертизой могут быть разрешены следующие вопросы: «1. Какие повреждения, заболевания или их неблагоприятные последствия имеются у обследуемого? Какова давность их возникновения? 2. Имеется ли у обследуемого объективная возможность при наличии конкретного патологического состояния находиться в определенных условиях (например, содержаться под стражей, отбывать наказание и т.д.)? <...> 4. Каковы возможные (наиболее вероятные) неблагоприятные последствия имеющегося у обследуемого патологического состояния?»12.

Для установления обстоятельств, предусмотренных в ст. 421 УПК РФ, по уголовному делу, рассматриваемому в отношении безнадзорного несовершеннолетнего, необходимо назначать и проводить комплексную судебную медико-психолого-психиатрическую экспертизу в порядке, предусмотренном ст. 195 и 196 УПК РФ. Это даст наиболее полную картину по отставанию несовершеннолетнего обвиняемого в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством. Сведения, полученные в результате работы медико-психолого-психиатрической комиссии, позволят глубоко изучить личность подозреваемого, обвиняемого безнадзорного несовершеннолетнего, особенно его возрастные особенности, соответственно они дадут возможность следователю проводить те или иные следственные действия, а суду вынести соответствующее решение.

Проведение такой экспертизы оправдано тем, что в ст. 421 УПК РФ установлены основания для рассмотрения судом вопроса о возможности освобождения несовершеннолетнего от наказания и направлении его в учебно-воспитательное учреждение в соответствии с ч. 2 ст. 92 УК РФ. При производстве предварительного расследования и судебного разбирательства по уголовному делу о преступлении средней тяжести или тяжком преступлении, совершенных несовершеннолетним, за исключением преступлений, указанных в ч. 5 ст. 92 УК РФ, устанавливается наличие или отсутствие у несовершеннолетнего заболевания, препятствующего его содержанию и обучению в специальном учебновоспитательном учреждении закрытого типа.

Выбор комплексной медико-психолого-психиатрической экспертизы в отношении несовершеннолетних основывается на том, что проведение психологической экспертизы затруднено из-за отсутствия специалистов психологов в области возрастной психологии.

Выявление только одного отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, для применения ч. 3 ст. 20 УК РФ недостаточно. В экспертном заключении должен содержаться обоснованный вывод о влиянии этого отставания на осознание фактического характера и общественной опасности своих деяний, способность руководить ими13.

Здесь присутствуют два критерия: волевой и интеллектуальный. Для признания невменяемости достаточно одного критерия. Следователи и эксперты указывают всегда на оба критерия и проводят оценку по двум критериям: не мог осознавать характер общественной опасности и не мог руководить своими действиями. В этой ситуации несовершеннолетний должен быть признан невменяемым и освобожден от уголовной ответственности. Деление безнадзорных несовершеннолетних с психическими расстройствами и с отставанием в психическом развитии, не связанном с психическим расстрой-

11Цымбал Е.И. Экспертная оценка отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством: метод.рек. Ч.1 // Независимый психиатрический журнал. 2003. № 4.

12Россинская Е.Р., Галяшина Е.И. Настольная книга судьи. Судебная экспертиза. М., 2011. С. 442.

13Холопова Е.Н. Судебно-психологическая экспертиза. М., 2010. С. 255.

ством, приводит к различным решениям, так как во втором случае несовершеннолетний будет признан вменяемым, при вынесении приговора наказание будет смягчающим.

Считаем, что при производстве по уголовным делам с участием безнадзорных несовершеннолетних, в отношении которых возбуждено уголовное дело, обязательно должна проводиться комплексная медико-психолого-психиатрическая экспертиза, что позволит получить полную информацию о психическом развитии безнадзорного несовершеннолетнего, учесть ее при принятии решения о назначении курса психолого-педагогической коррекции в отношении безнадзорных несовершеннолетних.

Предлагаем из ст. 421 УПК РФ исключить норму о медицинском освидетельствовании. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11.02.2011г. № 1 дополнить пунктом следующего содержания:

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

«Следователь, дознаватель в отношении безнадзорных несовершеннолетних, подозреваемых, обвиняемых в совершении преступления, имеет право самостоятельно или по ходатайству защитника или законного представителя назначить комплексную медико-психолого-психиатрическую экспертизу в целях получения сведений о физическом и (или) психическом развитии безнадзорного несовершеннолетнего».

Поступила в редакцию 16.05.13

L. G. Tatyanina, O.P. Koludarova

Appointment and carrying out complex medical-psychological-psychiatric examination on criminal cases of neglected minors

We substantiate the opinion about the necessity of carrying out of a complex medical-psychological-psychiatric examination in respect to neglected minors, accused or suspected, with the purpose of the character research. The conducted research will allow to get a deeper understanding of the teenager's behavior, and also to determine whether to apply measures of a preventive character, or to fix a punishment.

Keywords: neglected, minor, identity of the teenager, mental deviations, examination, psychology, psychiatry, complex research, medicine.

Татьянина Лариса Г еннадьевна, доктор юридических наук, профессор

Колударова Ольга Павловна, кандидат юридических наук

ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» 426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 4)

Tatyanina L.G., doctor of law, professor Koludarova O.P., candidate of law

Udmurt State University

426034, Russia, Izhevsk, Universitetskaya, st., 1/4