Научная статья на тему 'Назир Тюрякулов - дипломат-государственник'

Назир Тюрякулов - дипломат-государственник Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
437
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Назир Тюрякулов - дипломат-государственник»

РОССИЯ И МИР В НОВОМ ВЕКЕ

Е. Ж. Ешаманова

НАЗИР ТЮРЯКУЛОВ ± ДИПЛОМАТ-ГОСУДАРСТВЕННИК

Ешаманова Ерке Жамалутдиновна - кандидат философских наук, доцент Южно-Казахстанского Государственного университета им. М.О. Ауэзова.

История казахского народа в советский период насчитывает множество ярких личностей, жизнь и деятельность которых составляет предмет национальной гордости.

«Перед нашими глазами стоит великий исторический пример служения национальным интересам со стороны целой плеяды выдающихся исторических деятелей, государственников в истинном смысле этого слова - тех, кто уже в начале двадцатого столетия сформулировал цели развития казахской государственности»1. Одним из таких деятелей, бесспорно, является Назир Тюряку-лов - видный государственный деятель, блистательный дипломат, журналист, первый и единственный казах, достигший в предвоенные годы ранга советского посла. Деятельность полпреда СССР в Королевстве Геджас, Неджд и присоединенных областях служит достойным примером для новых поколений казахстанских дипломатов.

Внешняя политика любого государства наиболее эффективна, если она опирается на опыт прошлого, использует приемы и методы, созданные целыми поколениями собственной дипломатической школы. Политический курс в отношении того или иного государства во многом зависит от того, кто и как проводит его на месте. Н. Тюрякулов достойно представлял свою страну в Саудовском Королевстве на протяжении целых восьми лет (1928-1936) - рекордный по тем временам срок и сделал все возможное, чтобы вывести отношения между СССР и Саудовской Аравией на уровень стратегического партнерства. Н. Тюрякулов возглавил представительство СССР в Саудовском Королевстве в период становления советской дипломатии. Проведение внешней политики требовало образования специальных внешнеполитических государственных

1. Назарбаев Н.А. В потоке истории. - Алматы, 2003. - С. 23-24.

органов. Как известно, на II Всероссийском съезде Советов был создан Наркомат по иностранным делам во главе с Л. Троцким, а после образования СССР - Наркомат иностранных дел СССР. Расширение деятельности советского внешнеполитического ведомства требовало новых кадров, знающих специфику страны пребывания, языки, внутри- и внешнеполитическую ситуацию в регионе. Всем этим требованиям отвечал Н. Тюрякулов, именно на этой должности наиболее полно раскрылись его личные и профессиональные достоинства ди-пломата-государственника. Сын состоятельного хлопкового комиссионера, уроженца Южного Казахстана, Назир Тюрякулов родился в 1892 г. в г. Коканд, закончил русско-туземную школу, в 1905 г. был принят в Кокандское коммерческое училище. В эти годы веяния первой русской революции достигли Туркестана и привели к возникновению «либеральной мусульманской буржуазии» (термин самого Тюрякулова), и именно в этот период начали формироваться прогрессивные взгляды будущего политика, журналиста и дипломата. В 1913 г. Н. Тюрякулов поступает в Московский коммерческий институт (экономическое отделение), где он не только осваивает основы экономических знаний, но и вплотную занимается изучением иностранных языков. Прекрасно владеет русским языком, знает турецкий, говорит на французском и немецком, во время дипломатической работы в Королевстве Саудовская Аравия осваивает арабский. В отчетах в Москву сообщает: «Начал сносно болтать по-арабски. Через 3-4 месяца думаю освободиться от услуг переводчика, а то говоришь одно, переводят другое, теряется “соль”»2. Знание арабского выгодно отличало его от многих дипломатов-европейцев в Саудовском Королевстве. Он мог напрямую, без посредников решать неотложные вопросы с королем и его окружением, полемизировать с улемами на теологические темы и выступать на арабском от лица дипкорпуса. В отчете в НКИД Н. Тюрякулов пишет: «Наши личные связи растут и расширяются. Этому способствует и то обстоятельство, что мои познания по араб. яз. настолько окрепли, что в простых беседах обхожусь без переводчика»3. Советского полпреда беспокоили вопросы подготовки дипломатических кадров - арабистов, «владеющих арабским языком не только теоретически, но и практически». В одном из первых своих писем в НКИД Н. Тюрякулов поставил вопрос о направлении на годичную языковую стажировку в Хиджаз студентов Института востоковедения, имея в виду, что одного литературного арабского для работы недостаточно. Он пишет из Джедды в Москву: «На языке Корана здесь невозможно на базаре купить себе и коробку спичек. Между тем в наших учебных заведениях, выражаясь фигурально, готовят

2. Назир Тюрякулов - полпред СССР в Королевстве Саудовская Аравия. [Письма, Дневники, Отчеты 1928-1935 гг.]. - М., 2000. - С. 47, 73.

3. Там же. - С. 70.

не арабистов, а коранистов, могущих объясняться лишь с мертвецами и ангелами»4.

Пик политической карьеры Назира Тюрякулова приходится на 19211922 гг., когда его назначают председателем ЦИК Туркестана, а в 1923 г. переводят в Москву на пост председателя Центрального издательства при ЦИК СССР и заместителя ректора Института народов Востока. Всесторонняя образованность, эрудиция, знание обычаев и тонкостей мусульманского Востока, языков делали его наиболее вероятной кандидатурой на пост полпреда СССР в Саудовской Аравии, официальные отношения с которой были установлены впервые в 1924 г. Когда его предшественник на посту полпреда К. Хакимов был освобожден от занимаемой должности, вопрос о назначении Тюрякулова был решен незамедлительно. В записке заместителя наркома иностранных дел Л. Карахана от 1928 г., адресованной непосредственно Сталину, отмечается, что коллегия НКИД «наметила в Геджас кандидатуру Н. Тюрякулова, являющегося одним из крупных знатоков мусульманского мира и миросозерцания и вполне приспособленного к проведению той сложной и тонкой политики, которая требуется от наших представителей в Геджасе»5. Ранг Н. Тюрякулова, указанный в диппаспорте, гласил: «Дипломатический агент и генеральный консул СССР в Королевстве Геджас, Неджд и присоединенных областях»6 (только в 1932 г. вышеназванное королевство стало именоваться Королевством Саудовская Аравия).

Укрепление дружественных отношений Саудовского королевства и СССР объяснялось непростой политической ситуацией на Аравийском полуострове в тот период времени, связанной с необходимостью молодого саудовского режима остерегаться происков могущественной Великобритании и искать ей противовес в лице Москвы, ведь именно СССР нотой от 15 февраля 1926 г. первым признал аль-Сауда в качестве короля Геджаса, султана Неджда и присоединенных областей. Главная причина конфронтации королевства с Англией была связана с попыткой последней укрепить границу Ирака, обращенную к Неджду, путем постройки ряда блокгаузов и тем самым усилить Ирак как базу для наступательных операций на Ближнем Востоке. В такой непростой политической обстановке Н. Тюрякулов довольно быстро освоился в новой роли, установив доверительные отношения с джиддинским политическим истеблишментом и купечеством. На протяжении 8 лет своего пребывания в Геджасе Н. Тюрякулов пользовался особым расположением и поддержкой основателя

4. Назир Тюрякулов - полпред СССР в Королевстве Саудовская Аравия. [Письма, Дневники, Оптепыі 1928-1935 гг.]. - М., 2000. - С. 73.

5. Мансуров Т.А. Полпред Назир Тюрякулов. Диплома т политик, гражданин. М., 2003. - С. 336.

6. Там же. - С. 98.

государства Абдель Азиза аль-Сауда, а также сына короля эмира Фейсала. Демонстрируя при каждой встрече с Н. Тюрякуловым свои теплые чувства, король подчеркивал, что он всегда помнит, что первым государством, признавшим его, был СССР, и отмечал: «Если наступят тяжелые времена, то СССР, я знаю, будет моим панцирем. Советы могут распоряжаться мной, как угодно, в интересах СССР и арабов»7. Дипломат прекрасно осознавал, что эффективность его работы во многом будет определяться степенью его близости к королевской власти и возможностью напрямую, без посредников, наиболее эффективно решать неотложные интересы двусторонних отношений.

Одной из главных дипломатических целей СССР в Аравии было подписание политического и торгового договора, что требовало от Н. Тюрякулова большой и систематической работы по сбору и анализу информации. Король уклоняется от обсуждения вопроса о подписании договора с СССР, мотивируя это тем, «что отношения его с СССР настолько дружественны, что не нуждаются в особой фиксации. Вместе с тем с СССР мы не имеем общей границы. СССР находится далеко от нас. Мы здесь окружены со всех сторон владениями и силами Англии, и заключение договора с СССР может означать только прямой вызов англичанам»8. В отчете в НКИД Н. Тюрякулов пишет: «Из бесед с королем я вынес впечатление, что боязнь раздражать англичан еще весьма сказывается на каждом шагу. Это обстоятельство обязывает нас к деловому сотрудничеству, давая им известные выгоды и приучая их к нам, постоянно, шаг за шагом подготавливать почву для разрешения наших общих задач»9.

Советско-британское соперничество на аравийской земле распространялось не только на пространство возле трона, но и на чисто протокольнодипломатическую сферу. И здесь победа в состязании, которое сам полпред назвал «историческим спором» с англичанами из-за старшинства в дипкорпусе, закончилось в пользу СССР. Н. Тюрякулов становится дуайеном дипкорпуса, и в этом качестве выступает арбитром при разрешении споров в дипкорпусе.

Положение, в котором находится король аль-Сауд, предписывало ему зачастую оглядываться на Лондон. Пойти на юридические оформления отношений и подписание политического договора с СССР означало бы прямой вызов англичанам. Поэтому лишь после того, как Форин офис в декабре 1929 г. пошел на повышение статуса своего представительства в Джидде; правительство Хиджаза дало согласие на преобразование в дипмиссию и советского представительства. 26 февраля 1930 г. в Мекке Н. Тюрякулов вручил принцу Фей-салу верительные грамоты, аккредитующие его уже в качестве Полномочного

7. Мансуров Т. А. Полпред Назир Тюрякулов. Диплома т политик, гражда -нин. М., 2003. - С. 370.

8. Мансуров Т.А. Полпред Назир Тюрякулов. - С. 365.

9. Там же. - С. 379.

министра и Чрезвычайного посланника (высшая на тот момент дипломатическая должность в СССР).

Полпреду Н. Тюрякулову одинаково результативно удавалось решение множества вопросов, как политических, так и бытовых, например оказание медицинской помощи жителям Аравийского королевства. Весьма неблагоприятная эпидемиологическая обстановка на полуострове была связана с заносимыми паломниками из-за рубежа холерой, малярией, распространены были трахома и другие заболевания. Н. Тюрякулов оказал содействие в лечении и приеме больных в полпредовской клинике доктором Жуковым. Этот специалист снискал себе настолько высокую репутацию своим высококлассным обслуживанием, что «местное население предпочитало лечиться у “большевистского врача” и на предложение обратиться к своему правительственному “дохтуру” отрицательно цокают»10.

Одним из наиболее важных достижений Н. Тюрякулова стала так называемая «бензиновая сделка», пробившая «брешь» в блокаде советской торговли. Речь шла о поставках на 150 тыс. долл. 50 тыс. «ящиков» бензина и керосина саудовскому государству, которые были организованы полпредом по личной просьбе короля. Возрастание потребления бензина было связано с наступлением на Ближнем Востоке эры автомобилизма. «Лед тронулся», - указывает Н. Тюрякулов в отчете в Центр, имея в виду прорыв блокады в торговле саудовцев с СССР. В отчете НКИДу Н. Тюрякулов особо отмечает: «Мы должны занять твердую и ясную позицию и решительно добиваться урегулирования интересующих нас вопросов. Время и обстоятельства работают на нас. Гепра так или иначе придет к нам и будет искать нашего сотрудничества. Деляческая торопливость с нашей стороны могла бы сорвать дело борьбы за наше равноправие и торгово-политический договор»11. По инициативе Н. Турякулова в 1934 г. советское правительство произвело монтаж первой в Саудовской Аравии автоматической телефонной станции и подготовило кадры для ее обслуживания. АТС была подарена Саудовскому правительству и по желанию короля установлена в летнем дворце в Таифе. Первый разговор по телефону произошел между королем Фейсалом и полпредом СССР Н. Тюряку-ловым, король выразил благодарность советскому правительству за подарок.

Сегодня Саудовская Аравия занимает первое место в мире по запасам и экспорту черного золота, а в 30-х годах ХХ в. она была вынуждена импортировать бензин с керосином, среди поставщиков которых был Советский Союз. Трудно преувеличить роль нашего соотечественника в этом столь важном для саудовского режима деле. Но, к сожалению, все его усилия активизировать двустороннюю торговлю и иные связи не нашли должной оценки у Центра, так

10. Мансуров Т.А. Полпред Назир Тюрякулов. - С. 557.

11. Там же. - С. 411.

как акценты в советской внешней политике стали смещаться в сторону Запада. Н. Тюрякулова беспокоит пассивность Центра в отношении дальнейшего торгового сотрудничества с Саудовской Аравией, он пишет в НКИД: «Такое положение вещей я считаю не только неправильным, но и вредным для наших интересов. Сейчас я дезориентирован. Я прошу поставить меня в известность о дальнейших видах НКИДа в Геджасе. Нужно начать таким образом, чтобы достигнутое положение укрепилось. Выход следует искать в движении. Стоять на месте и ждать результатов - не годится»12. Тем не менее Москва взяла курс на свертывание торговой активности в этом регионе. Решение наркомата ликвидировать морские рейсы, аннулировать план торговли на 1934 г., отозвать торгпредства привели к сдаче Советским Союзом своих позиций на ближневосточном направлении. Сменивший в январе 1936 г. Н. Тюрякулова на посту полпреда К. Хакимов пробыл в Джидде немногим более года, после чего был отозван в Москву. С этого момента отношения между двумя странами были дефакто приостановлены на долгие десятилетия и возобновлены в полном объеме лишь в 1990 г.

Н. Тюрякулову не было и 45 лет, когда трагически оборвалась его жизнь. Он стал жертвой политических репрессий 30-х годов и приговором Военной Коллегии Верховного Суда СССР от 3 ноября 1937 г. был приговорен к расстрелу.

Обобщая все вышесказанное, можно смело утверждать, что свой пик эти отношения пережили именно в «тюрякуловский» период. За 8 лет своего пребывания на посту полпреда в Саудовской Аравии Н. Тюрякулов стремился к созданию максимально благоприятного климата для советского присутствия в Саудовской Аравии, налаживал политические контакты, развивал торговые связи, обустраивал полпредство и завоевал лидерство в дипкорпусе. Он тонко разбирался во всех хитросплетениях дипломатической борьбы не только на Ближнем Востоке, но и на европейской и мировых аренах, о чем свидетельствуют его отчеты, ноты, справки, циркулярные письма в Центр. Человек высокой культуры, эрудит и полиглот, он был дипломатом от Бога. Ориентация на конечный результат и отстаивание национальных интересов своего государства, высокий профессионализм дают право Н. Тюрякулову занять достойное место в истории советской дипломатии.

12. Мансуров Т.А. Полпред Назир Тюрякулов. - С. 559-560.

213

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.