Научная статья на тему 'Инновационный подход к решению задач и лабораторному практикуму в курсе физики'

Инновационный подход к решению задач и лабораторному практикуму в курсе физики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
11
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
учебно-познавательная деятельность / экспериментальный практикум / практикум по решению физических задач / методика обучения физике / образовательные технологии / оқу-танымдық қызмет / эксперименттік практикум / физиканы оқыту әдістемесі / білім беру технологиялары. educational and cognitive performance at Physics lessons / experimental practical work / workshop on the solution of Physics tasks / techniques of learning Physics / educational technologies

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Назарова Г.А.

В настоящее время, при переходе обучения на обновленное содержание, преследуется главная цель создание таких условий обучения, при которых процесс обучения будет продуктивным. В данной статье рассматривается эффективность использования интегрирования практических методов обучения физики, разработки теоретических основ согласованного проведения занятий по решению задач и лабораторных работ на уроках физики, способствующих интенсивному развитию научного мышления обучающихся, активации творческого потенциала студента, устойчивой мотивации познавательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Назарова Г.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A new approach to solving problems and conducting Іаboratory of brain work in Physics

Currently, during teaching and learning the updated content, the main goal is pursued: the creation of such conditions under which the learning process will be productive. The article examines the effectiveness of using the integration of practical methods of teaching Physics, the development of theoretical foundations for the coordinated lessons on solving problems and laboratory work in Physics, that contribute to the intensive development of scientifc thinking of students, of the student's creative potential, and stable motivation to cognitive performance.

Текст научной работы на тему «Инновационный подход к решению задач и лабораторному практикуму в курсе физики»

24

УДК 377.5.02:37.016

ГРНТИ 14.33.09

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД

К РЕШЕНИЮ ЗАДАЧ И ЛАБОРАТОРНОМУ

ПРАКТИКУМУ В КУРСЕ ФИЗИКИ

ФИЛОСОФСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Аңдатпа

Қазіргі уақытта білім берудің жаңартылған

оқыту

мазмұнына көшудің

басты мақсаты - оқыту үрдісінің нәтижелі болуына оқыту жағдайларын жасау көзделуде. Бұл мақалада

физиканы оқытудың практикалық әдістерін интеграциялаудың тиімділігі, физика сабақтарында

білім алушылардың ғылыми ойлауын қарқынды дамытуға, олардың шығармашылық әлеуетін

белсендіруге, танымдық іс-әрекеттің тұрақты

мотивациясына ықпал ететін есептер мен зертханалық жұмыстарды шешу бойынша физика

сабақтарында келісіліп өткізілетін теориялық

негіздерінің әзірлемесі қарастырылады.

Аннотация

В настоящее время, при переходе обучения

на обновленное содержание, преследуется главная цель - создание таких условий обучения, при

которых процесс обучения будет продуктивным.

В данной статье рассматривается эффективность

использования интегрирования практических

методов обучения физики, разработки теоретических основ согласованного проведения занятий по решению задач и лабораторных работ

на уроках физики, способствующих интенсивному развитию научного мышления обучающихся, активации творческого потенциала студента,

устойчивой мотивации познавательной деятельности.

Annotation

Currently, during teaching and learning the

updated content, the main goal is pursued: the

creation o such conditions under which the

learning process will be productive. The article

examines the eectiveness o using the integration o

Назарова Г.А.,

преподаватель

общеобразовательных

дисциплин,

Костанайский строительный

колледж, г.Костанай

Негізгі сөздер: оқу-танымдық қызмет, эксперименттік

практикум, физиканы оқыту

әдістемесі, білім беру технологиялары.

Ключевые слова: учебно-познавательная

деятельность,

экспериментальный

практикум, практикум по решению физических задач, методика обучения физике, образовательные

технологии.

Keywords: educational and

cognitive perormance at Physics

lessons, experimental practical

work, workshop on the solution

o Physics tasks, techniques o

learning Physics, educational

technologies.

25

Новые условия жизни выдвигают особенные требования к молодежи, которые

вступают в жизнь, они не только должны

знать и уметь, но должны быть мыслящими, инициативными, самостоятельными.

Таким образом, педагогическая наука

ставит перед собой задачу развития ментального мышления обучающихся и способности творчески использовать знания

в практической деятельности [1, с. 9].

Физика, как общеобразовательная

дисциплина, рассматривается в качестве

одного из важнейших элементов общего

образования и играет большую роль в решении одной из важных проблем в обучении. Именно физика раскрывает такие

качества, как способность анализировать любую сложную ситуацию, умение

описать данную ситуацию и выявить ее

фундаментальные качественные и количественные аспекты. Физика, как наука,

формирует научный тип мышления, которое обеспечивает объективность результата. Это формирование целостного

мировоззрения, создание условий понимания системы мира и выработка базовых интеллектуальных качеств обучающихся.

Интерес к изучению любого предмета, зависит в первую очередь от того,

как именно проводятся занятия. Значит,

необходимо на уроках физики использовать разнообразные формы и методы обучения, в том числе и нетрадиционные

формы обучения. Они дают возможность

применять различные приемы и методы в работе, позволяющие вовлечь каждого обучающегося в познавательный

процесс. Следовательно, для студентов

получение положительного результата

становится в приоритете. А это возможно лишь в том случае, если обучающийся будет чувствовать себя успешным,

способным обучаться. В связи с этим, в

настоящее время формат урока необходимо изменить, так как предполагается

активное вовлечение в процесс познания

каждого обучающегося. Это способствует развитию интеллекта, формированию

функциональной грамотности, устойчивой мотивации познавательной деятельности.

Использование педагогических технологий влияет на процесс освоения

преподавателем новых возможностей в

преподавании своего предмета и создаёт

благоприятную атмосферу для размышления обучающихся и их участия во всех

этапах урока. Безусловно, это значительно повлияет на развитие интереса студента к предмету. Немаловажную роль

играет правильная организация оценивания, которая решает задачи личностного роста студентов. Критериальный

подход к оцениванию, поможет решить

проблему объективного оценивания студентов и стимулировать их для достижения более высокого результата. Одним из

важных показателей повышения мотивации учебной деятельности обучающихся

и их самостоятельности считаю применение объективных методов оценивания

результатов, а именно балльно-рейтинговой буквенной системы оценки учебных

достижений обучающихся. Мною были

разработаны чек-листы оценивания по

всем темам для обеспечения максимальной объективности и прозрачности про-

ФИЛОСОФСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

practical methods o teaching Physics, the development o theoretical oundations or the

coordinated lessons on solving problems and laboratory work in Physics, that contribute

to the intensive development o scientic thinking o students, o the student's creative

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

potential, and stable motivation to cognitive perormance.

ФИЛОСОФСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

26

цесса оценивания. Такая система оценивания обеспечивает инновационный

подход к организации учебного процесса, осуществляет непрерывный и эффективный контроль и самоконтроль.

В настоящее время при изучении физики можно выделить три раздела – теоретическую, экспериментальную и вычислительную физику. Нужно отметить,

что для физического образования характерна разобщенность таких компонентов обучения, как решение физических

задач и лабораторные работы. Данные

виды работ чаще всего проводятся в

разное время, в результате чего при выполнении лабораторных работ возникает проблема организации измерений,

трудности в проведении физических измерений и неспособность обучающихся

самостоятельно предложить схему измерений, проконтролировать изучаемые

физические процессы.

В предыдущей системе обучения физические задачи творческой исследовательской направленности, которые рассматривались на уроках решения задач,

практически не были связаны с физическими измерениями в лабораторных экспериментах. Так как физика - наука, формирующая целостное мировоззрение,

создает условия для понимания системы

мира, необходимо преодолеть оторванность теоретических знаний от их практического применения. Ведь для того,

чтобы интенсивно развивать научное

мышление обучающихся, целесообразно

осуществлять обучение, основанное на

комплексном использовании теоретической и экспериментальной физики, что

обеспечивает целостную систему эмпирических и теоретических знаний.

Для устранения этой проблемы необходимо интегрировать практические

методы обучения физики, разработать

теоретические основы согласованного

проведения занятий по решению задач

и лабораторных работ на уроках физики, реализующих возможности развития

физического понимания обучающихся.

Очень широки возможности инновационных подходов к обучению на основе

взаимосвязи теоретических и эмпирических методов в преподавании физики.

Благодаря интеграции практикума решения задач и лабораторного практикума в

физике возможна интенсификация процесса развития физического понимания,

которое приведет к положительным изменениям в познавательной деятельности обучающихся. Такое согласование

учебных занятий отвечает взаимной связи экспериментального и теоретического

метода исследования науки, преодолеваются разрывы теории и практики.

Данная интеграция будет способствовать более активному освоению знания

методов научного познания природы, развитию навыков и умения выполнять теоретические и экспериментальные исследования, а также выдвижению гипотез и

созданию моделей реального явления[2,

с.12-14]. И, вместе с тем, теоретические

знания, приобретенные обучающимся в

результате решения задач, применяемые

в последующем при выполнении лабораторных работ, усваиваются гораздо прочнее и глубже. Методика совместного проведения практикума по решению задач и

лабораторного практикума направлена в

первую очередь на активизацию познавательного интереса студентов к изучению физики, способствует развитию их

творческих способностей и навыков самостоятельной деятельности.

Главная ценность обновления содержания образования заключается в ее

комплексности и системности. Учебные

программы обновленного образования

ориентированы на результат. Одна из

главных целей профессионального обу-

чения на данном этапе заключается в

создании таких условий обучения, при

которых процесс обучения будет продуктивным. Поэтому увеличено количество

часов по физике, отведенных на практические занятия, так же увеличено количество лабораторных работ.

Изучение того или иного раздела физики всегда начинается с теоретического

материала, затем осуществляется закрепление знаний, умений, навыков при решении задач и выполнении экспериментов и лабораторных работ.

Умение решать физические задачи является одним из важных критериев усвоения знаний. Задачи, в которых

описываются классические фундаментальные опыты и открытия, лежащие в

основе современной физики, заслуживают особого внимания. Одно из главных

условий умения решения задач – знание обучающимися физических законов,

физических величин, а также их единиц

измерения. К обязательным условиям относится и математическая подготовленность обучающихся [4, с.18].

Создавая банк интегративных задач, я включала задания разного уровня

сложности, начиная от простых, соответствующих уровню воспроизведения,

до наиболее сложных, проблемных, для

того, чтобы у обучаемых возникла необходимость использования теоретических и практических знаний для решения

поставленных задач. Тем самым я реализую дифференцированный подход в

обучении. Интегративные задания – это

нетипичные учебные задачи, включающие проблемные ситуации, близкие к

реальным, требующие для решения не

только знания учебных предметов, но и

сформированности общеучебных и интеллектуальных умений.

Уроки−практикумы по решению задач

имеют особенности:

1)постановка цели деятельности;

2)самостоятельный выбор обучающимися уровней сложности заданий;

3)самостоятельный переход обучающихся с одного уровня сложности заданий на другой в процессе решения задач.

Уроки-практикумы по решению задач

представляют собой цикл уроков:

• урок-разбор задач учителем, учениками;

• урок-практикум самостоятельного

решения задач школьниками с помощью

учителя, учебника;

• урок-практикум самостоятельного

решения задач, контрольная работа.

Разработанное мной пособие «Практикум по дисциплине «Физика» (в рамках

обновленного содержания образования)

представляет методические рекомендации, разработанные в соответствии с

рабочими программами по учебной дисциплине и требованиями к знаниям и

умениям, для рабочих специальностей

ТИПО. Материалы данного практикума тесно переплетаются с содержанием

практических занятий по решению задач.

Выполнение лабораторных работ осуществляется по инструкциям, представленным в данном пособии. Контрольные

вопросы для защиты выполненной работы составлены с учетом уровневой дифференциации:

• уровень А (достаточный);

• уровень В (уровень повышенной

сложности).

Ко всем лабораторным работам разработаны критерии и дескрипторы, с которыми перед выполнением необходимо

ознакомить обучающихся. Подготовка к

каждой работе проводится в ходе практических занятий по решению задач по

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

данному разделу, а также в ходе выполнения самостоятельной работы обучающимися.

Уроки-практикумы по физике помо-

ФИЛОСОФСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

27

ФИЛОСОФСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

28

гают обучающимся овладеть научным

методом познания мира «в самостоятельной познавательной деятельности

как инструментом для самостоятельных

суждений в обучении и жизни», что актуально и для учебно-исследовательской

деятельности обучающихся, и для эффективной и продуктивной их деятельности в различных жизненных ситуациях [5, с. 162].

Важным дидактическим средством

является вариативная лабораторная работа, которая осуществляет дифференцированный подход к формированию

экспериментальных навыков и умений.

Студенты могут выбрать один из нескольких видов предложенной работы.

Различие в том, что они проводятся с

различным оборудованием, используя

персональный компьютер, и отличаются

разным уровнем сложности.

Приоритетность развития интеллектуального потенциала обучающихся при

инновационном подходе к обучению

лежит не только в формировании физического познания, которое в первую

очередь определяется учебными программами, но и в развитии их научного

мышления и умения творчески применять знания на практике. Методика совместного проведения занятий по решению задач и лабораторного практикума

способствует развитию научных мыслей,

поддержанию уровня мотивации к физике, что приводит к повышению качества

образования.

Осуществление комплексного использования теоретических и экспериментальных методов при изучении физики

способствует интенсивному развитию

научного мышления обучающихся, а также формированию практических умений

и навыков у обучающихся.

ЛИТЕРАТУРА:

1.Разумовский В.Г., Майер В.В. Физика в школе. Научный метод познания и

обучение / В.Г. Разумовский – М.: ВЛАДОС, 2004. – 463 с., С. 9.

2.Тарчевский А.Е. Успешный практикум по физике // Учебный физический

эксперимент: Актуальные проблемы, современные решения: Программа и материалы 19 Всероссийской научно-практ.

конференции. Глазов: ГГПИ, 2014. с. 1214.

3.Дмитриева О.А. Актуальные проблемы обучения физике в школе и вузе:

Междунар. сб. науч. ст. - С.-Пб.: Изд-во

РШУ, 2003. - 0,13 п.л./0,13 п.л. – С.26

4.Дмитриева О.А. Инновационный

подход к решению задач и лабораторному практикуму в курсе физики средней

школы / Автореф. дисс. канд. пед. наук.

– СПб.: РПГУ им. А.И. Герцена, 2005. –

18 с.

5.Дмитриева О.А. Инновационный

подход к решению задач и лабораторному практикуму в курсе физики средней

школы: Дисс. ... канд. пед. наук. СПб.:

РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. 162 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.