Назаретский манифест Иисуса и миссия современной церкви в свете мотивов Юбилейного года
Радислав ТАЦЮН, УЕСБ, Пуша-Водица, Киев © р. и. Тацюн, 2012
Введение
После десятилетий вынужденной социальной и политической изоляции Церковь посткоммунистического режима не так давно получила возможность принимать активное участие в социально-политических процессах формирования общества, в котором все больше и больше доминируют принципы гражданской общины: демократизм, плюрализм, толерантность, терпимость, легитимность, которые должны обеспечить мир, устройство и стабильность.
В контексте демократизации постсоветских стран Церковь может реализовывать свою миссию целостно как в «духовной» плоскости через преобразование внутренней жизни человека и его отношений с Богом, так и в «социальной» благодаря участию в реорганизации общественной жизни -межличностных и межинституциональных отношений.
Однако такая возможность также налагает на Церковь ответственность переосмыслить себя как часть гражданского общества, вовлечённую в его развитие и становление и, главным образом, реализацию миссии «Царства Божьего» (далее ЦБ), ознаменованную приходом Христа, в социальном ключе. Это неизбежно поднимает вопрос богословских оснований, открывающих необходимость социального служения Церкви и определяющих его характер, а также определения основных ценностей, принципов и возможных форм их практического осуществления. Вопросы теологического обоснования и реализации социогуманитарного потенциала Церкви в последнее время стали предметом пристального внимания многих ученых, богословов и различных форумов.
Поэтому основное внимание данного исследования будет сосредоточено на так называемом «Назаретском
Тацюн Радислав Иванович с 2005 по 2008 год обучался на программе Бакалавра Богословия и Пасторского служения в Украинской Евангельской Семинарии Богословия (г. -Киев). С 2008 года по настоящее время там же продолжает свое обучение на магистерской программе «Преобразующее лидерство». На данный момент преподает в УЕСБ предмет «Индуктивное изучение Библии», является одним из академических кураторов очно-заочного отделения. Несет служение в церкви «Филадельфия» (г. Бердичев).
манифесте»111 Иисуса в Лк. 4:16-30. Мыпопытаемся прочитать мессианскую программу Христа, представленную евангелистом Лукой в отрывке 4:18-19, в свете фразы «...лето Господне благоприятное», содержащей аллюзию на ветхозаветное установление Юбилейного года, регулирующее и определяющее принципы социальных взаимоотношений и справедливости.121 Такая перспектива прочтения нацелена на раскрытие миротворческого характера миссии «Царства» в служении Христа, где социальная справедливость мыслится основой для обеспечения общественного мира, что потенциально является богословским обоснованием и ориентиром реализации социальной миссии церкви.
Почему Евангелие от Луки? Есть две значительные особенности Евангелия от Луки, которые выделяют его среди синоптиков. Во-первых, универсализм учения Христа. Лука представляет Иисуса как мессианскую личность, Благая Весть Которой обращена не только к евреям, но и к язычникам. Во-вторых, социальная направленность Евангелия. Повествование Луки стало средоточием интерпретаций Евангелий в социально-политическом ключе. Именно в Евангелии от Луки в большей степени, чем у других синоптиков, мы встречаемся с проблемами общественного дисбаланса (принятые и отверженные; богатые и бедные; угнетатели и угнетенные) и богословской рефлексией на нее.[3] Для Луки проповедь Евангелия мира и установление социальной справедливости находятся в неразрывной связи.
Таким образом, исследование будет построено в три этапа, каждый из которых имеет свои задачи:
1. Рассмотреть и определить богословские основания для выбранной перспективы прочтения отрывка Лк. 4:18-19. Будет кратко рассмотрена суть и роль Юбилейного года в контексте израильского социального «Закона». Переход его основных компонентов в ветхозаветную пророческую (главным образом отрывки Ис. 58:6 и 61:1-2), а впоследствии новозаветную традицию (отрывок Лк. 4:18-19, являющийся комбинированной цитатой Ис. 58:6 и 61:1-2). Будет сделана попытка проанализировать возможность параллелей между мотивами миссии Христа и идеями Юбилейного года.
2. Выделить и проанализировать принципы миссии ЦБ в служении Иисуса, привнесенные идеей Юбилейного года. Ключевыми вопросами будут: «Какой оттенок и характер мессианской программе Христа придает Лука, представляя ее в свете юбилейных мотивов, взятых с книги Исаии? Как это отобразилось на взаимоотношениях Иисуса с обществом и господствующей социально-политической системой и на пути, предложенном Им для разрешения социальных проблем?»
[1] См.: Сторки, А. Иисус и политика. Противостояние властей / пер. с англ. - Черкассы: Коллоквиум, 2008. - С. 259.
[2] См.: Plummer, A. Critical and exegetical
commentary on the Gospel According to
S. Luke. - London: Morrison and Gibb Limited, 1910. - C. 121.
[3] См.: Гатри, Д. Введение в Новый Завет. -Одесса: Богомыслие, 1996. - С. 69-71.
3. Попытка импликаций юбилейных мотивов в осуществлении миротворческой миссии ЦБ современной Церковью в постсоветском контексте. Как юбилейные мотивы в мессианской программе Иисуса применимы в миротворческой миссии современной Церкви, и какие возможные формы их реализации в социальном пространстве? Роль и задачи Церкви будут проанализированы с перспективы трех ракурсов Юбилейного года: экономического, социального и богословского.
1. Иисус и Юбилейный год: значение и аллюзии
Чтобы понять, какую роль институт Юбилея сыграл в формулировке и реализации мессианской программы Иисуса, на первом этапе исследования мы кратко рассмотрим идею Юбилейного года в ее непосредственном контексте, основная суть которого изложена в книге Левит 25. Мы будем использовать в основном иудейские источники таких толкователей, как Раби Раши, Раби Моше Вейсман, Арье бен Эфраим, Давид Палант.
Рассмотрение идеи Юбилейного года в контексте Ветхозаветного «Закона», ее роли и сути, поможет шире понять характер эсхатологических ожиданий в пророческой традиции, носящий юбилейные образы, и ответить на вопрос: «Есть ли основания связывать Исаию 58, 61с Юбилеем?
Ответ сыграет ключевую роль в интерпретации евангельского отрывка (4:18-19). Это будет попытка понять как применение года «Йовеля»[4] евангелистом к эпохе наступления «Царствия» отобразилось на понимании миссии ЦБ, осуществляемой через личность и служение Иисуса.
1.1 Юбилейный год в контексте израильского «Закона»
«Йовель»[5] означает «пятидесятый год».[6] По закону Израиля, Юбилейный год наступает в конце цикла семи субботних лет (Лев. 25:8-13) и провозглашался в Йом кипур (День Искупления).[7] В этот год на весь народ налагались три обязанности. Во-первых, воздержаться от всякой обработки земли, во-вторых, объявить свободу всем рабам-евреям,[8] попавшим в рабство из-за долгов, в-третьих, возвратить всем израильтянам семейную землю, которая была продана в результате их экономического неблагополучия в предыдущие пятьдесят лет.[9]
[4] Еврейская транслитерация понятия «Юбилейный год». См.: Вейсман, М. Мидраш рассказывает. - Иерусалим: ШВУТ АМИ, 2009. - С. 211.
[5] ibp - (русская транслитерация «Йовель») еврейское слово, от которого в европейских языках были производные слова: «юбилей», «jubilee», «jubilaum», «jubile». См.: Раши, Р. Тора с комментариями Раши. Ваикра. - М.: Лехаим, 2009. - С. 393.
[6] Раши, Р. Указ. соч. - С. 393.
[7] Вейсман, М. Указ. соч. - С. 211.
[8] Даже раб, который просил остаться у хозяина, в знак чего давал проколоть себе ухо, получал в год «Йовель» полную свободу. Таким образом, утверждение «.останется рабом его вечно» (Исх. 21:6) следует рассматривать в рамках Юбилея. Человек мог быть рабом, но только до Юбилейного года, не более. См.: Арье бен Эфраим (состав.). Беседы о недельных главах Торы. - Израиль: Х.А.М.А., 2006. - С. 394. I91 Вейсман, М. Указ. соч. - С. 211-212; Раши, Р. Указ соч. - С. 393.
Юбилей включал в себя три ракурса: экономический, социальный и богословский, среди которых последний является не просто одной из составляющих установления, но его обоснованием и истоком.1101
Экономический ракурс. Экономика Израиля в основном сосредотачивалась вокруг «Обетованной земли». Юбилейный год являлся гарантом и реаниматором двух составляющих стабильного и сбалансированного функционирования экономики Израиля. Во-первых, справедливой системы распределения земельных ресурсов. Справедливость этой системы заключалась не в наличии равного количества земельных наделов у всех, но в распределении по количеству и потребности каждого (Чис. 26:52-56). Во-вторых, провозглашение и напоминание о неотчуждаемости земли.[11] Чтобы защитить и сохранить справедливую систему родового распределения, земля не продавалась и не покупалась навсегда как коммерческий актив (Лев. 25:23а), но сохраняла статус временного пользования (Лев. 25:24).
Социальный ракурс. В социальной структуре Израиля существовала трехъярусная система родства: племя, род, семейство.1121 Основной задачей Юбилея была экономическая защита наименьшей из групп - семейства как основы рода. Если семья потеряла семейную землю (продажа, сдача в аренду) или члена семьи (добровольное согласие или осуждение на рабство) в силу экономических или других обстоятельств,1131 в «Йовель» семейство получало возможность полного восстановления земельного и родственного ресурса. Происходило восстановление социального положения как членов семьи и их имения в частности, так и семьи в целом. Они получали шанс начать жизнь и социально, и экономически заново.
Богословский ракурс. Отрывок Лев. 25:23 представляет собой переходной момент между описанием экономического и социального ракурсов Юбилея и их богословским обоснованием. Социальные и экономические принципы «Йовеля» являются истоками богословского значения Юбилея, который состоит из двух основных факторов: понимания богословия земли и статуса израильтян.
Закон Юбилея отображал веру в то, что Бог - подлинный владелец как земли (Лев. 25:23б), так и народа (Лев. 25:55). Таким образом, люди не могут быть порабощенными друг другом навсегда. Они рабы Бога, а не человека. Земля не может быть продана навечно, она принадлежит Богу, а не человеку. Земля может быть отчуждена временно, после чего должна возвратиться к первовладельцу. Юбилейный год предотвращал сосредоточение состояния
[10] См.: Палант, Д. Беседы о недельных главах Торы. - М.: Институт изучения иудаизма в
СНГ, 2005. - С. 101-103; Арье бен Эфраим. Указ. соч. - С. 393. I111 Раши, Р. Указ. соч. - С. 400.
[12] См.: Райт, К. Око за око. Этика Ветхого Завета. - Черкассы: Коллоквиум, 2010. -С. 202.
[13] Говоря о члене семьи. Суд имел право про-
дать вора в услужение, чтобы возместить украденное его жертве. Говоря в контексте земли, а именно ее выкупа. Если отец продал поле, а сын выкупил его, то он (сын) имеет полное право распоряжаться землей. Однако в Юбилей она должна вернуться к отцу (Лев. 25:13). См.: Арье бен Эфраим. Указ.соч. - С. 393; Раши, Р. Указ. соч. - С. 395.
в руках богатых землевладельцев и порабощение народа.1141 Юбилей удерживал общественный мир и справедливость как неотъемлемые элементы природы и характера Бога Израиля.1151 Израильтяне имели равный статус перед Своим Господом. К обнищавшему или задолжавшему следовало относиться так, как Бог относился ко всем израильтянам: с состраданием, справедливостью, щедростью и прощением.1161 Так, центральными задачами Юбилея являлись освобождение от долга, рабства, возвращение собственности,[171 вера и осознание полной зависимости от Бога.
Эти компоненты «Йовеля» позже повлияли на метафорическое и эсхатологическое употребление Юбилея в пророческой литературе. Основательно Юбилейный год был переосмыслен в период Вавилонского пленения. Приближаясь к концу первого цикла семи субботних лет (49-й год), после указа Кирао возвращении израильтян в отечество, в священнических кругах Юбилей был интерпретирован как благая весть надежды об освобождении Израиля и восстановлении Храма.[181 Институт Юбилея и его принципы становятся метафорой надежды и чаянья светлого будущего в четких социальных категориях, которые ярко просматриваются в пророческих книгах Иеремии и особенно в цитируемых Лукой отрывках из Исаии (58:6 и 61:1-2).[191
1.2 Исаия 61:1-2; 58:6 в богословской традиции иудаизма и собственном контексте
Книга Исаии и непосредственно отрывки 61:1-2; 58:6 играют важную роль в кумранских рукописях, что видно по их частому цитированию.1201 Кроме того текст Исаии рассматривается как предвещающий радикальные социально-политические перемены в жизни евреев. Отрывки связываются с политико-религиозными идеями, предполагающими полное восстановление Израиля, среди которых неоднократно фигурирует идея Юбилея.1211
Среди кумранских свитков есть тексты, где слова Ис. 61:1-2 отнесены к пророкам общины.[221 Однако ряд текстов показывает, что эти стихи трактовали через призму «Йовеля», где Юбилей и текст Исаии обретают эсхатологический оттенок. К ним относится так называемый «Мидраш Мелхиседе-ка»,[231 который отражает существование «до» и непосредственно «в» I веке экзегетической традиции, которая связывает отрывки Исаии не только с тематикой Юбилея, но и с мессианской темой в целом. Тексты начинаются с цитат Лев. 25:13 и Втор. 15:2, и добавляется ссылка на Ис. 61:1, тем самым
[14] Арье бен Эфраим. Указ.соч. - С. 393.
[15] Там же. С. 397.
[16] Палант, Д. Указ. соч. - С. 101-103.
[17] Райт, К. Указ. соч. - С. 206.
[18] См.: Hughes, R. Pro-Justices Ethics: from Lament to nonviolence. - New York: Peter Lang Publishing, 2009. - C. 43.
[19] Райт, К. Указ соч. - С. 206.
[20] См.: Roberts, M. The importance of Isaiah at
Qumran // The Bible and the Dead Sea Scrolls.
Volumeone. 2006. - P. 273-286.
[21] См.: Пао, Д. и Шнабель Э. Евангелие от Луки // Ветхий Завет на страницах Нового Том 2 / Под ред. К. Била и Д. Карсона. - Черкассы: Коллоквиум, 2011. - С. 97-104.
[22] СD-AII, 12 - «Дамасский документ»; 1QMXI, 7 - «Свиток войны».
[23] 11Q13 Melch, См.: Sloan, R. B. Юбилей // Словарь «Иисус и Евангелия» / Гл. ред. Д. Грин. - М.: ББИ, 2003. - С. 777-778.
выражая чаянья о переменах, характер которых соответствует задачам и целям Юбилейного года.[24]
Если проанализировать само содержание Исаии 58:6, 61:1-2, то несложно заметить использование тематики Юбилейного года. Провидя избавление, пророк описывает его как год возвещения свободы пленникам, используя слово «дерор» - эквивалент термина «освободить»,1251 бросая явную аллюзию на суть Юбилея: освобождение от рабства, долгов и возвращение земли.
Таким образом, есть, по крайней мере, два момента, позволяющие нам связывать отрывки 61:1-2; 58:6 с тематикой Юбилея: традиция и содержание самого текста. Богословская традиция иудаизма, периода Второго Храма усматривала в этих отрывках прямую аллюзию на Юбилейный год, который, естественно, обретает эсхатологическую окраску. Более того, в отрывках явно используются образы Юбилея, затрагивая его ключевые темы: избавление, свобода и возвращение, восстановление.
Понимание непосредственного контекста отрывков проливает свет на возможную причину, по которой пророк использует юбилейные мотивы для вести об освобождении, и возможную причину того, почему Лука впоследствии представляет миссию Иисуса именно в этом свете.
Традиционно текст Исаии делят на три части: «Протоисаия» - главы 1 -39 (среди которых, фрагменты 1-12; 28-31; 36-39 непосредственно связаны с Иса-ией); «Девтероисаия» - главы 40-55; «Тритоисаия» - главы 56-66, которые отражают различные исторические обстоятельства и отличаются по литературной форме и богословским взглядам.1261
Однако если первые две части и сформировавшиеся социально-религиозные кризисы следует рассматривать в контексте драмы изгнания в Вавилон и восстановления-возвращения Израиля из ассирийского порабощения, то третья часть книги, вероятнее всего, появилась после возвращения из плена.[27]
Кризис представленный «Тритоисаия» следует рассматривать в контексте внутренней жизни израильской общины. Мы видим возникшие в ней религиозные противоречия (ведение дискуссий по вопросам включения в общину и исключения из нее, также о посте 56, 58 гл.) и социальные (отсутствие справедливости, сострадания, в отображении чего особое место занимают главы 60-62, а именно отрывки 58:6 и 61:1-2).
Если в первых двух частях книги Исаии поработителя и угнетателя следует искать во внешнем факторе (Вавилонская империя), то в третьей части - во внутреннем (структура и работа социально-религиозной системы Израиля). Израиль нуждается в освобождении и мире не столько в милитаристическом смысле, сколько в смысле реструктуризации социально-религиозной системы. Мир (Shalom) Иерусалиму и земле Бога следует мыслить не только
[24] Там же.
[25] rm (русс. транслитерация «дерор»). Для
сравнения, отрывки Лев. 25:10 и Ис. 61:1 смотрите в оригинале. См.: Biblia Hebraica.
Stuttgart: Deutsche Bibelgesellschaft, 1990.
[26] Больше о фрагментарности книги пророка Исаии см.: Брюггеман, У. Введение в Ветхий Завет. Канон и христианское воображение. -М.: ББИ, 2009. - С. 199-222.
[27] Больше см.: Брюггеман, У. Указ. соч. -С. 215.
в «отсутствии конфликта» (внешний фактор), но и в «присутствии справедливости» внутри общины (внутренний фактор). У Луки Иисус столкнулся с той же ситуацией тяжелого социально-религиозного кризиса.
Такое понимание контекста отрывков Исаии и спектра их значения подводит нас к ключевым вопросам исследования. Как евангелист Лука применил отрывки и непосредственно образы Юбилея к эпохе, которую ознаменовал Иисус? Какой оттенок приобретает мессианская программа Иисуса в свете института Юбилея?
1.3 Использование Ис. 61:1-2; 58:6 в Лк. 4:18-19
«Назаретский манифест»Лк. 4:16-30 ознаменовал начало публичного служения Иисуса. Он повествует о Его крещении, помазании Духом, определении Сыном Божиим, Его родословной и искушении в пустыне. После чего характер и смысл служения Христа разъясняется цитатой из книги Исаии 61:1-2; 58:6. Так, Лука повествует о наступлении эсхатологического спасения/мира, более того, проводит параллель между личностью Иисуса и «Рабом Божьим» в Исаии 40-55 главах. Иисус является пророком нового эсхатологического исхода. Такая трактовка дополнительно подкрепляется прямым определением Иисуса как пророка (Лк. 4:24) и проведением аналогий между действиями Иисуса и пророков Илии и Елисея (Лк. 4:25-27). Цитируя отрывки из Исаии 61:1-2; 58:6, Лука также придает «Благой Вести» Иисуса четкую окраску. Он предлагает осмыслить мессианскую программу Иисуса в свете программы Юбилейного года, которую мы видим в Исаии (Лк. 4:19).
Лука позволяет интерпретировать основные мотивы Юбилея буквально (Лк. 7:22) и при этом не исключает их метафорическое прочтение, оставаясь верным традиции, где отрывки Исаии 61:1-2; 58:6 трактовались в метафорическом ключе, изображая состояние угнетённого Израиля и характер его освобождения.
Изначальный юбилейный фон социального, экономического, политического освобождения и восстановления справедливости сохраняется в вызове Иисуса в отношении нравственного отклика на Царство Божье,[281 что станет одной из причин противостояния между Иисусом и религиозной элитой Его времени.1291
Контекст Луки явно меняет изначальную радостную тональность отрывков Исаии 61:1-2; 58:6. Первое, о чем он говорит в этом ключе, - непринятие пророка его отечеством (Лк. 4:24). Несмотря на исполнение эсхатологического спасения, Израиль не принимает вестника Божьего. Второе - противопоставление своей и чужой земли (Лк. 4:25-27), что явно подразумевает бла-говестие язычникам, обобщая миссию Иисуса. Юбилейные мотивы у Луки приобретают универсальный смысл.
[28] Райт, К. Указ. соч. - С. 210. Wm. B. Eerdmans Publishing Co. and The
P®] См.: Yoder, J.H.. The politics of Jesus. - USA: Paternoster Press, 1994. - С. 23.
Так, тексты Исаии61:1-2; 58:6 служат основным материалом проповеди о спасительных деяниях Бога, предающей вести Иисуса о «Царстве» четкую социальную окраску. Далее мы попытаемся рассмотреть, как реализация миротворческого характера «Царства» в свете идеи Юбилея отобразилось в служении Иисуса. Путь реализации мира мы сможем рассмотреть как в вертикальной (Бога с человеком), так и горизонтальной (человека с человеком) плоскости.
Ключевые тезисы Его мессианской программы будут рассмотрены больше в метафорическом смысле, не исключая буквальное их прочтение, что позволит расширить спектр значения и применения юбилейных принципов в контексте общественного состояния Израиля и характера его восстановления. Для понимания актуальности и остроты звучания тезисов мессианской программы Иисуса, вначале следует рассмотреть обстоятельства, в которых оказался Израиль в I веке н.э. и господствующую общественно-экономическую систему того времени.
2. Миротворческий характер Царства: социальная справедливость как наличие мира в свете идеи Юбилейного года
Миссия Иисуса была начата в период Римской оккупации Палестины. Рим, как правило, использовал свое господствующее положение для достижения меркантильных целей: обогащения (изымание налогов)1301 и контроля торгового пути между Римом и Сирией.1311 Высокие римские налоги заведомо предполагали неспособность людей оплачивать установленные пошлины и покрывать долги. Это приводило к потере имений и полному обнищанию народа, что, в свою очередь, формировало группы крестьянских революционеров, отстаивающих свои права насильственным путем.
Для поддержания порядка Рим использовал коллаборационистов из местной религиозной и аристократической элиты,[321 группировавшейся вокруг Иерусалимского храма под руководством назначенного Римом первосвященника.1331 Общественно-религиозная элита Израиля делилась на две группы: 1) соблюдающие Закон иудейские вожди; 2) люди, непосредственно связанные с иродианами и римлянами (сборщики податей, которые за свою связь с язычниками становились нравственными изгоями).[341
Коллаборационизм как смирение пред римской системой во избежание жертв и сохранения мира нередко становился частью системы угнетения. Поддержка царского дворца Ирода Великого, реализация масштабных строительных проектов, дань Риму осуществлялось за счет крестьян и, как правило, путем увеличения налогов и конфискаций имений и продукции.1351
[30] См.: Маккоби, Х. Революция в Иудее.
Иисус и еврейское сопротивление. - М.:
Мосты Культуры, 2006. - С. 37.
I311 Hughes, R. Указ. соч. - C. 43.
[32] См.: Borg, M. Conflict holiness and politics
in the teachings of Jesus. - Harrisburg: Trinity
Press International, 1998. - C. 13. I33l Борг, М. Указ. соч. - С. 268.
[34] См.: Davis, P. H. Богатые и бедные // Словарь «Иисус и Евангелия» / Гл. ред. Д. Грин. - М.: ББИ, 2003. - С. 58-64.
[35] Yoder, J.H. Указ. соч. - С. 63.
Обе группы применяли власть для обеспечения своих экономических интересов. Менее религиозные люди просто злоупотребляли властью, налагая высоки налоги. Благочестивые оправдывали угнетение спекулятивным толкованием Закона, требуя сплачивать десятины, расходы за жертвоприношения и храмовое служение.1361 На последних в глазах Иисуса было больше вины, так как их поведение формировало представление о Боге как о Том, Кто занимает сторону несправедливости.1371
Девяносто процентов общества Палестины составляли так называемые «ам ха-арец» - «люди земли» (землевладельцы, фермеры-арендаторы, ремесленники, наемные рабочие). Экономическое благосостояние общества по большей части строилось именно на них. Однако больше чем половина общественного богатства сосредотачивалась в руках десяти процентов людей -Израильской элиты.[381 Богатые и власть имущие создали систему, которая обслуживала их финансовые интересы и держала в подчинении прочее население.1391
Неудивительно, что весть о наступлении «Царства Божьего»была воспринята как «слова благодати» (Лк. 4:22). Юбилейные мотивы отрывков провозглашали вмешательство Бога в ход истории Израиля и реализацию Его суда и справедливости.
Развитие событий у Луки носит отпечаток сценария «Тритоисайи». Во-первых, события разворачиваются на фоне призыва к покаянию в несправедливости, где центральное место занимают три основные проблемы: жадность, доминирование, насилие (Лк. 3:1-14). Они также отображены в исаиевских отрывках вести об освобождении. Эти проблемы займут центральное место в общественном служении Христа. Во-вторых, как и в контексте «Тритоисайи» корень проблем следует искать не только во внешнем факторе (Римская империя), но и во внутреннем (общественная система Израиля). В-третьих, Иисус, показанный Лукой, как и личность «Раба Божьего», которую мы можем увидеть у Исаии, является проводником и реализатором миротворческого характера ЦБ. Он готов принести спасение не только для угнетенного, но и для угнетателя.
2.1 Проблема жадности: восстановление справедливости для нищих
Предписанные во Второзаконии 15:7-11 постановления о необходимости давать и прощать долги серьезно беспокоили богатых. Каждый раз, приближаясь к субботнему году, они не решались давать взаймы, опасаясь потерять весомую часть богатства в результате злоупотребления должниками этим законом. В условиях оккупации это парализовало экономическую жизнь низших слоев общества.1401
[36] Stassen, G. Указ. соч. - C. 356.
[371 Davis, P. H. Указ. соч. - С. 58-64.
[38] Stassen, G. Указ. соч. - C. 356.
1391 Borg, M. Указ. соч. - C. 14. m Yoder, J.H. Указ. соч. - С. 64.
Путем спекулятивного толкования Закона религиозные лидеры предложили решение проблемы, впоследствии названное «просбол».[411 В суде заимодавец получал документ (в присутствии свидетелей), наделяющий его правом требовать возвращения долга в любое время, в которое он пожелает.1421 Как правило, через наемного сборщика податей заимодавец получал право собирать долги, включая те, которые в субботний или юбилейный годы должны были быть аннулированы.1431 Так заимодавцы получили возможность одалживать деньги без риска потерять ссуду.
Благодаря такому ухищрению «отдавать в рост» (Исх. 22:25), что было запрещено и всегда ограничено субботним или юбилейным годами, снова становилось возможным. К примеру, богатые фарисеи никогда не брезговали использовать такую возможность, за что были обличаемы Иисусом в сребролюбии (Лк. 16:14-15).[441
Отсутствие непосредственного лица заимодавца только усугубляло положение должника. Посредник имел возможность произвольно, без ведома хозяина, увеличивать сумму аренды, долга или налога. Бедные в этом отношении были бесправны и беспомощны. Посредник мог представить хозяину недействительный отчет о расходах и доходах. Это позволяло ему накапливать то, что впоследствии Иисус назовет «неправедным богатством». За такое поведение и контакт с язычниками сборщики податей расценивались израильским обществом как предатели и входили в категорию нравственных изгоев.[451
Так система, которая должна была балансировать экономические взаимоотношения, стала причиной дисбаланса в обществе (богатые богатеют, нищие нищают), а также источником морального разложения - жадности и наживы.
В сложившейся ситуации провозглашение Иисуса «...Он помазал меня благовествовать нищим.» приобретает особую актуальность и радикальность. Христос провозглашает наступление Юбилея для должников и нищих. Через учение и действия Он выражает протест политике «просбол», призывая к принципу субботнего года, символизирующего освобождение, а не порабощение людей (Лк. 6:34-38; 16:1-9). Это призыв вернуться к изначальной сущности и духу Закона. Иисус предлагает то, что новозаветный исследователь Волтер Винк именует «третьим путем». Это путь, ведущий к разрыву порочного круга «угнетатель-угнетенный». Путь, дающий нравственное восстановление, освобождение и прощение обеим сторонам: как заимодавцу или сборщику податей, снедаемому жадностью и страхом потерять богатство, так и должнику или нищему, порабощенному долгами или за долги,
[41] Русская транслитерация «просбол» происходит от комбинации двух греческих слов ppoj poulri, которые в буквальном смысле означали «документ, выданный в присутствии суда». Больше см.: Yoder, J.H. Указ. соч. - С. 64.
[42] См.: Waxman, M. History of Jewish Litera-
ture. Part 1. - USA: Bloch Publishing Company, 1930. - C. 62. I43l Hughes, R. Указ. соч. - C. 51. [441 Yoder, J.H. Указ. соч. - С. 64. [451 Davis, P. H. Указ. соч. - С. 59.
которого подобная ситуация толкает на безнравственные поступки (обман, воровство, насилие).
Как богатый может избежать потери имения, при этом отвергая искушения выгодой и жадностью? Иисус отвечает в так называемой «Проповеди на ровном месте» (Лк. 6:30-38), где предложенные принципы взаимоотношений явно перекликаются с Втор. 15:7-11 и обретают универсальный характер реализующегося «Царства», не исключая даже «врага». Ключ к решению вопроса заключается в доброте/милосердии богатого, не взирающего на страх, что долг могут не вернуть, и возлагающего надежду на Бога (Лк. 6:35, 37б).
Честность должника, в свою очередь, должна соответствовать доброте заимодавца. Должник не должен прятаться за законом о субботнем году. У Луки 12:57-59 и в параллельном месте у Матфея 5:25-26 Иисус обращается к должнику и дает четкое предписание не злоупотреблять законом о Юбилее и не подвергать себя реализации прав «просбол». Честность должника не только сохранит его человеческое достоинство, но и подвергнет разоблачению несправедливость царящей системы (Мф.5:40).[461
Что касается нечестности посредников, то Иисус дает ответ в притче «о неверном управителе» (Лк. 16:1-9). Решение управителя возместить должникам чрезмерность долга, установленного им произвольно, что по большому счету только усугубляло его обнищание в будущем, Иисус определяет как «догадливость» (Лк. 16:8). Почему? Поступив так, он приобрёл подлинное богатство - принадлежность к обществу, добрые отношения и восстановленную репутацию. Он стал братом для его недавних жертв и был гостеприимно принят в их домах. Иисус показывает, что это принятие имеет непосредственное отношение к вечности в Царстве Божьем.[471 Поэтому фраза «...приобретайте себе друзей богатством неправедным» (Лк. 16:9) - это путь быть принятым обществом, а не презираемым и отверженным. Освобождая других от долгов, посредник освобождает себя от уз, которые удерживают его от готовности стать частью ЦБ.[481
С одной стороны, Иисус, благовествуя нищим, в буквальном смысле через учение и действия уравнивает в права богатых и бедных. С другой стороны, Он благовествует нищим в метафорическом смысле, чтобы достичь богатые сообщества, которые за материальными ценностями теряют подлинное богатство: принятие и восстановление репутации как в человеческом обществе, так и вечном Царстве Бога.
Придавая образу «Царства» юбилейных мотивов, Лука побуждает посмотреть на мир Бога и Его установления в социальной плоскости, где освобождение и исцеление сердца (Лк. 4:18) получает как угнетенный, так и угнетатель. Более того, в установлении Божьего мира человек является соучастником, что неоднократно демонстрировал Иисус (Лк. 9:10-17), призывая и научая учеников и общество делиться с теми, кто в нужде.
[46 Больше см.: Борг, М. Указ. соч. - С. 296. [481 Борг, М. Указ. соч. - С. 68. [471 Там же. - С. 68.
2.2 Проблема доминирования: исцеление сокрушенных сердцем и прозрение слепых
Иисус, несомненно, подвергал критике Римское насильственное доминирование.1491 Однако как повествуют евангелия, основная масса обличений Иисуса была адресована религиозной и аристократической элите Израиля.
Критика Иисуса в основном сосредоточена вокруг понимания и использования власти. Прежде всего Иисус обличал религиозных лидеров за их связь с системой угнетения и использование Закона из личной экономической выгоды, а также для удовлетворения интересов и истеблишмента того времени.
В Лк. 11:46 Иисус обличает законников за возложение на людей «неудо-боносимых нош». Под понятием «неудобоносимые ноши»следует видеть отражение и роль законников в системе экономического угнетения и домини-рования.[501 О подобной ситуации повествует и Марк. Иисус обличает книжников, имеющих связь с власть имущими, призывая остерегаться их. Одна из причин - они «поедают дома вдов» (Мк. 12:38-40). Каким образом? Вполне вероятно, способствуют или непосредственно участвуют в процессе отнятия домов за неуплату долгов.1511
Иисус обличает и фарисеев, которые скрупулезно исполняют традиции, однако пренебрегают справедливостью. Десятина была налогом с сельскохозяйственной продукции. По всей видимости, некоторые фарисеи требовали приношение десятины больше, чем того требовала Тора, за что Иисус обличает их (Лк. 11:42). Иисус не выступает против десятины. Он говорит о пренебрежении справедливостью и Божьей любовью.
В Мф. 23:16-19, 25 Иисус обличает книжников и фарисеев за их сосредоточенность на золоте, и за манеру, с которой они вынуждают людей приносить дорогие подарки в храм путем развития учений и религиозных традиций,1521 не боясь пренебречь даже заповедями Бога (Мф. 15:3-9 // Мк. 7:9-13).[531 Храм, который должен был поддерживать нуждающиеся социальные категории (служить вдовам и сиротам), превратился в учреждение, вытягивающее их последние деньги.1541
В контексте сложившейся ситуации целевые утверждения Иисуса («...исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать. . слепым прозрение»)были своего рода приговором системе господства, голосом восстановления справедливости, началом эсхатологического Юбилея, предвещаемого Исаией. Иисус становится проводником нового порядка, в котором понимание власти как возможности самообогащения и господства над другими уступает место состраданию и взаимному служению.1551
[49] Stassen, G. Указ. соч. - C. 361. [54] Borg, M. Указ. соч. - C. 15.
[50] Борг, М. Указ. соч. - С. 290. [55] См.: Винк, У. Отношение Иисуса к власти //
[51] Там же. «Миротворчество и христианское разрешение
[52] Stassen, G. Указ. соч. - C. 358. конфликтов» / Состав. Д. Раймер - СПб.: Биб-
[53] См.: Ньюснер, Д. Рабби беседует с Иису- лия для всех, 2007. - С. 237-247.
сом. - М.: Мосты культуры, 2007. - С. 194-195.
Как и в вопросе «жадности», путь свободы и восстановления включает обе стороны: и угнетенных, и угнетателей. Если под«сокрушенными сердцем» следует видеть находящихся под несправедливым доминированием, то «слепые» символизируют власть имущих, которые слепы к подлинному пониманию назначения власти и ее использованию в соответствии с волей Бога.
Слова и дела Иисуса свидетельствовали об установлении равенства и служения друг другу. Он объясняет ученикам, чем Его представление о власти отличается от господствующего (Лк.22:25-26). В век наступления ЦБ последователи Иисуса не должны принимать титулы (Мф. 23:8-10), пытаясь демонстрировать свое превосходство (Мк. 12:38-40), но проявлять скромность и смирение (Лк 14:7-14). Им должно поддерживать равноправные отношения, свободные от господства, приобретая равноправных сторонников, включая женщин.[561 Следует отказаться от иерархических отношений господина и слуги, учителя и ученика (Ин. 15:15).
Иисус учит новому пути. Пути, на котором власть мыслится не как «господство», но как служение друг другу. Тем самым Он дает прозрение «слепым» властителям на подлинную ситуацию в обществе и Божий путь ее разрешения. Иисус предлагает практиковать эсхатологический Юбилей равенства и взаимного служения, возвращаясь к изначальному духу и назначению «Закона».
2.3 Проблема насилия: свобода для измученных
Общество с несправедливым распределением имущества порождает, как правило, две реакции: приспособление к системе угнетения во избежание конфликта и насилия с ее стороны, либо насильственное противостояние.[571 Общественная ситуация, с которой столкнулся Иисус, включала обе реакции. С одной стороны, религиозная и аристократическая элита,[581 избравшая путь приспособления и смирения. С другой стороны, возмущенные религиозно-общественные группировки (простые крестьяне, радикальные фарисеи, партия зилотов), избравшие путь насильственного сопротивления, пытаясь забрать то, что по справедливости принадлежит им и оккупированному Израилю.
В свете сложившихся обстоятельств, Иисус предлагает третий путь - путь ненасилия. Лука представляет миссию Иисуса как завершающую исаиевс-кие предсказания наступления эсхатологического Юбилея. В пророческой традиции другие нации определялись как притеснитель, от которого Божий народ должен быть освобожденным. Однако Исаия дает пророчеству миротворческое направление, где язычники наравне с иудеями рассматривались как объекты Божьего спасения и часть Его общины.[591 Иисус действует в том
[56] Винк, У. Отношение Иисуса к власти // «Миротворчество и христианское разрешение конфликтов» / Состав. Д. Раймер - СПб.: Библия для всех, 2007. - С. 237-247.
[57] См.: Wink, W. Engaging the Powers: Discernment and Resistance in World of Domination. -
Minneapolis: Fortress Press, 1992. - C. 175.
[58] См.: Бартоломью, К., Гохин, М. Драма Писания. - Черкассы: Коллоквиум, 2009. -С. 148-151.
[59] Stassen, G. Указ. соч. - C. 361.
же духе. Вот почему критика Иисуса в вопросе доминирования и насилия касается не только римских оккупантов, но непосредственно внутри израильского лидерства, которому нужно покаяние и освобождение в той же степени, что и оккупантам.1601
Фраза Иисуса «.отпустить измученных на свободу» в век наступления ЦБ обретает универсальный характер. Весть о «Царстве» общественной справедливости и взаимного служения относится как к евреям, так и к язычникам. Как к угнетенным, так и к угнетателям. Подлинное восстановление мира между Богом и человеком и между людьми нужно понимать не в перестановке ролей угнетенного и угнетателя, но в возрождении отношений и служении друг другу.
Иисус неоднократно обличал книжников, фарисеев и другие религиозно-общественные движения (зелотов) в разжигании насильственных настроений и действий. Если фарисеи демонизировали римскую власть, путем учений отделяясь от нее как от источника скверны и нечистоты, то зелоты поддерживали силовые действия против Римаи участвовали в них. Иисус призывает израильское лидерство покаяться в насильственном духе и научиться практиковать миротворчество (Лк. 13:34-35; 19:41-44).
«Царствие» предлагает достижение мира путем ненасильственного сопротивления, преобразующей инициативы (Лк. 6:29-30 // Мф. 5:38-42,Лк. 20:20-26),[611 которая не пассивно наблюдает за несправедливостью и угнетением, но вовлечена в мирное разрешение ситуации, освобождая и давая надежду обеим сторонам.
Так, находясь в контексте социальных проблем, таких как жадность, доминирование, насилие, Иисус провозглашает наступление ЦБ, которое в социальном смысле несет с собой Юбилей, частью которого может стать каждый откликнувшийся на его нравственные призывы. Основными функциями служения «Царства» Иисуса стали:
1. Критическая (критическое, реалистическое виденье общественных недостатков);
2. Конструктивная (внесение в социально-политический корпус нового виденья проблем и путей их преодоления);
3. Сдерживающая (от ошибочных с точки зрения принципов «Царства» действий, таких как насилие, коррупция и т.д.);
4. Мотивирующая (к добродетельности, добросовестности, ответственности, открытости).
Юбилейный характер ЦБ, его ценности и функции в социальном пространстве по-прежнему востребованы обществом. Церковь как средство реализации «Миссии Бога», несущее просветительскую и воспитательную работы, должна стать примером и преобразующим фактором общественного становления.
[60] Там же.
[61] Больше об интерпретации отрывков Лк. 6:29-30 // Мф. 5:38-42 с перспективы ненасильственного преображающего сопро-
тивления см.: Wink, W. Указ. соч. - C. 175-189. Также о миротворческом характер «Царства» в Лк. 20:20-26, см.: Stassen, G. Указ. соч. -C. 359.
3. Импликации идей Юбилейного года
в служении и миссии Христа для Церкви постсоветского
пространства
В результате развала тоталитарного режима отдельные независимые государства, начавшие процесс самоутверждения в мировом сообществе, столкнулись с проблемами социально-экономического благоустройства, во многом обусловленными противоборством между советским атеистическим наследием и новыми демократическими устремлениями. Интенсивный переход от централизованной плановой экономики к рыночной за неимением четких механизмов ее регулирования привел к хаосу, криминализации и формированию несправедливой экономической системы.
Длительный экономический кризис - ухудшение уровня жизни большинства населения, потеря сбережений (банкротство «Ощадбанка»), критический уровень государственного финансирования образования, здравоохранения, безопасности, низкий уровень пенсионного обеспечения, стипендий, социальной помощи - спровоцировал формирование идеологии экономической обреченности. Большинство граждан не в состоянии понять причин социальных и экономических проблем, что приводит к потере надежды на обеспеченную старость у пенсионеров и светлое будущее у молодежи.
Социальные проблемы жадности, доминирования, насилия по-прежнему актуальны для современного, особенно постсоветского общества. Перед Церковью как социальным институтом стоит вопрос: «Как, будучи проводником «Царства Божьего» и в тоже время частью гражданской общины по примеру Христа, Церковь может быть вовлеченной в социальную жизнь, предлагая Божий образ общественного устройства?»
В контексте трех ракурсов «Юбилея», экономического, социального, богословского, затронутых Иисусом в своем служении, мы попытаемся кратко очертить задачи современной Церкви в социальной плоскости и возможные формы их реализации.
3.1 Церковь и экономическая политика в свете идей Юбилея
Очевидный факт, что экономика большинства постсоветских стран работает на удовлетворение нужд отдельных лиц или групп. Более того, реформы перехода от авторитарной системы прошлого к рыночной экономике должны осуществляться с помощью общественности, чего сегодня не наблюдается в виду ряда препятствий.
Сопротивление бюрократии. Бывшие члены компартии и бюрократы, сохранившие государственные должности, престиж и желающие удержаться в таком положении, усматривают в реформах угрозу потери рабочего места и власти. Поэтому нередко создаются искусственные препятствия для реорганизации социально-экономичной сферы.
Общественное сознание. В большинстве постсоветских стран по-прежнему доминирует крестьянский, во многом «рабский» образ сознания. В усло-
виях политико-экономических интриг, коррупции и бандитизма основная масса населения избирает путь приспособленчества и ожидания «лучших времен».
Ключевая проблема посткоммунистического общества - наличие населения, но отсутствие граждан, понимающих свою личную, персональную ответственность и роль в социуме. Граждан, на которых государство могло бы опереться в решении любых вопросов, касающихся строительства более совершенного общества, на чем заостряет внимание Андрей Кончаловский в отношении, например, российского общества.1621 Сложившаяся ситуация отражается на трудовой деятельности людей, следовательно, социально-экономической сфере.
Некоторые западные эксперты приходят к мнению, что большое количество граждан постсоветского пространства приобрели негативные черты, которые сложно искоренить: уклонение от ответственности, сопротивление инновациям и переменам, предпочтение количеству, а не качеству продукции, работа в медленном темпе, вера в повышение по должности благодаря личным связям, а не благодаря уровню квалификации и эффективности в работе, и как следствие - игнорирование уровня профессиональной подготовки работника.
Церковь постсоветского пространства, действуя в духе «Йовеля» по примеру Христа, должна быть постоянным «критиком» сформировавшейся системы. Оценивать ее работу, разоблачая и обращая внимание властей на деструктивную, во многом фальшивую, на что указывает длительный кризис, экономическую политику, которая приводит к обогащению небольшой прослойки общества на фоне массового обнищания и социальной незащищенности граждан. В этом отношении Церковь должна стать «неудобным присутствием»1631, напоминающим власть имущим о создании необходимых условий для успешного повышения социального уровня жизни людей.
В свою очередь, христианская община должна критически оценивать состояние самого общества: призывать к активному участию в социальных процессах, напоминать, что государственные власти/система не призваны содержать своих граждан, но создавать необходимые условия, в которых уровень их социальной жизни напрямую связан с готовностью быть ответственными, исполняющими свою роль в социуме гражданами. Говоря в контексте социально-экономической сферы, быть ответственным в области трудовой деятельности, стремиться идти в ногу с мировым научно-техническим прогрессом, повышать уровень своей профессиональной квалификации и развивать творческий потенциал.
Другими словами, христианская община как критик, должна стать очагом формирования нового социального сознания, избавленного от последствий то-
[62] См.: Кончаловский. А. С. Страна братков // Аргументы недели, 9 декабря 2010 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http:// www.argumenti.ru/exlibris/n267/86747/.
[63 Понятие «неудобное присутствие» я заимствовал у Федора Ф. Райчинца из его неопубликованных лекций по предмету «Церковь и общество».
талитарного прошлого, предлагать альтернативу. На фоне жадности, доминирования и насилия Церковь должна культивировать принципы прощения, любви и справедливости как залога социального мира, тем самым осуществляя миссию ЦБ в духе «Юбилея»:восстановление справедливости для нищих, исцеление сокрушенных сердцем, прозрение слепых, освобождение измученных. Субъектами служения Церкви должны стать не только неимущие, но и обеспеченные, которые нередко оказываются такой же маргинальной частью общества, как и малообеспеченные.
3.2 Церковь и социальные отношения в свете идей Юбилея
Хаос и криминализация экономической системы спровоцировали острое социальное напряжение. Вопросы сохранения достоинства и социальной защищенности детей, инвалидов, пенсионеров, более того, доступ к благам, обеспечивающим достойную человеческую жизнь по-прежнему остаются актуальными. Люди нуждаются в питании, одежде, жилье, праве на свободный выбор общественного положения, образования, создания семьи, труд, уважение, действие по совести, защиту частной жизни. Основная масса общества находится в опасности жить в бесконечной экономической задолженности, неизбежно ведущей к социальному распаду и разложению.
Экономический кризис провоцирует ряд социальных зол. Это преступность, нищета, насилие, которые, в свою очередь, порождают понятие «социально-отверженных/призираемых». К последним относится не только прослойка общества, живущая ниже уровня прожиточного минимума, но и богатые. Если первые демонизируют богатых, усматривая в них причину своей нищеты, то вторые дегуманизируют нищих и ищут пути дистанцироваться от них и их проблем.
Церковь как средство реализации миссии Бога должна стать глашатаем одного из основных принципов «Йовеля» в экономической сфере. Это создание возможности для каждого иметь доступ к тем благам, которые делают его жизнь достойной. В агрокультурной среде самой большой необходимостью была земля. Возврат земли в Юбилейный год - это был шанс для каждого жить достойной жизнью.
В контексте постсоветского общества, в условиях потенциальной угрозы потери достоинства и социальной защищенности детей, инвалидов, больных, пенсионеров, более того в век технологического, научного прогресса, это может означать равный доступ каждого к медицинскому, социальному обеспечению, образованию, технологиям и т. д. Другими словами, современное применение социального принципа Юбилея могло бы звучать так: «У каждого гражданина должен быть свободный и равный доступ к медицинскому обслуживанию». Или: «У каждого ребенка должен быть свободный доступ к образованию», с помощью чего в будущем он сможет самостоятельно обеспечить себя. Достойный уровень жизни не должен обуславливаться социальным положением, наличием богатых знакомых или родителей.
Таким образом, в вопросе социальных отношений Церковь должна осуществлять конструктивную роль. Вносить в социально-политический корпус альтернативное, новое виденье проблем и путей их преодоления. Заботиться и, главным образом, «подстегивать» «власть имущих» к подлинной реализации конституционально утвержденной системы. Каждому человеку давать возможность иметь доступ к необходимым благам, осуществлять социальное равенство, реализовывая путь уменьшения долга. Давать нищему шанс начать жизнь заново, а богатому переосмыслить назначение и пути использования вверенного ему имения, разрешая, таким образом, проблему общественного расслоения, демонизации и дегуманизации друг друга.
Церковь должна культивировать и реализовывать принципы прощения долгов, жертвенности и добродетели. Хорошим примером реализации конструктивной функции стала Протестантско-евангельская церковь Украины. За 20 лет декларативной независимости страны ее социальная деятельность приобрела многовекторный характер, начиная от активной вовлеченности в служение для социально отверженных и малоимущих, заканчивая основанием целых межцерковных фондов для аккумулирования необходимых активов благотворительной деятельности религиозных организаций.[641
Однако потенциальной опасностью является низведение юбилейных мотивов миссии Христа до уровня благотворительности или раздачи продуктов питания, формируя систему угнетения иного толка: зависимости/рабства, пассивности в развитии человеческого потенциала и формирования «сознания нищеты».
Предположение о Юбилее как о законе перераспределения ресурсов ошибочно. Юбилей - это создание условий и возвращение возможности для человека снова самостоятельно обеспечивать себя.[651 Поэтому благотворительность не должна быть конечной целью социально-экономической миссии Церкви, как в прочем и «властей», но этапом, реабилитирующим толчком, который способствует восстановлению человеческого достоинства, социального положения, условий развития творческого потенциала, возможности к самообеспечению, в конечном итоге, его социализации и воцерковления.
Более того, служение Церкви социально-отверженным не должно восприниматься только как возможность заявить о себе и реальности ЦБ, пытаясь самостоятельно вести свою экономическую политику, расценивая это как реализацию божественного призвания. Церковь должна обращать внимание земных властей и богатой прослойки общества на социальные проблемы, нужды и бездейственность экономической системы, для решения которых они наделены властью и возможностями. Другими словами, по примеру Христа исполнять мотивирующую роль, вдохновляя людей на добродетельность, добросовестность, ответственность, открытость.
[64 Больше см.: Веремейчик Л. Gвангелiзацийно-мкюнерська дiяльнiсть протестантських цер-ков у перiод незалежност! Украши/ Л. Веремейчик // Науковi записи. - 2010. - № 3. - С. 37. Так же см.: Докаш, В. Сощальна дiяльнiсть
протестантських церков як форма реатзацй ле-гiтимiзуючоl функц11 релт! // Рел1г1я та соцiум. Часопис. - Чертвщ: Рута, 2008. - № 1. - С. 55. [651 Райт, К. Указ. соч. - С. 212.
Церковная вовлеченность в социальное служение и поиск креативных способов его реализации должны стать примером, предложением и мотивом к социальной вовлеченности «властей» и обеспеченного слоя населения, снимая социальное напряжение и уменьшая расстояние между бедными и богатыми. Хорошим примером этого стала разработка в ряде постсоветских стран, включая Украину, программ развития служения благотворительности совместно с государственными институтами власти.[661
33 Церковь и богословский смысл идей Юбилея
Для применения богословского смысла Юбилея в контексте служения Иисуса Церковь должна выполнять сдерживающую роль. Стать своего рода «духовным барометром», способным измерять и определять духовное состояние общества, формирующегося общественной системой, предотвращая деструктивные тенденции в области морали и духовности в целом, ориентируясь на три ключевые богословские постулаты Юбилея: 1) всевластие Бога, 2) Его провиденье, 3) Божий акт искупления.
Находясь в условиях формирования гражданского общества, Церковь как ориентир жизнедеятельности человека должна напоминать о нераздельности религиозных/моральных и социальных критериев и ценностей. Хорошим примером этого является Украинская Греко-Католическая Церковь. Практически в каждом научном документе церкви провозглашается, что попытки разделения религиозных/моральных и социальных критериев и ценностей в области социально-хозяйственных отношений могут привести к катастрофическим последствиям как в моральной, так и материальной сферах общества.1671
Указанная выше идея приобретает особую актуальность для постсоветского социума. Воспитанное атеистическим тоталитарным режимом, общество легко поддается влиянию «культуры смерти», которая проявляется в многочисленных криминальных преступлениях, грубой физической силе, жажде наживы и т.п.
Церковь должна стать институтом, культивирующим в общественном сознании, по примеру Христа, основные богословские идеи Юбилейного года.
1. Всевластие Бога над временем, природой и ее ресурсами. Христианство должно формировать осознание присутствия высшего независимого авторитета, давать ориентиры и предупреждать порабощение общественного сознания правящей системой, акцентировать внимание на общем благе, солидарности между людьми и понимании того, что материальные блага предназна-
[661 Силами Всеукраинского совета церквей и религиозных организаций совместно с Государственным комитетом Украины по делам национальностей и религий в нашей стране была разработана программа по развитию благотворительной работы «Во имя Христа» (15 сентября 1998 года).
[671 См.: Паичний, Р. Украшська Греко-Като-лицька Церква та проблеми социального захи-сту населення в умовах иосткомутстично! трансформацп економши в Украш// Збiрник наукових праць «Украшська нацюнальна щея: релшя та перспектива розвитку» / Ред.-соста-витель М. Гетьманчук. - Львiв: Львiвська Полггехника, 2008. - С. 116.
чены для всех. В свою очередь, земным правителям Церковь должна напоминать о природе их власти, их ответственности и о задачах, стоящих перед ними в служении творению Бога. Важно создавать условия, обеспечивающие право человека на участие в политической жизни, на свободу убеждений, на удовлетворение жизненных нужд и потребностей, на труд и собственность.
2. Божье провиденье. Церковь должна напоминать о провидении Бога, указывая на подлинного Обеспечителя, Творца истории, Хранителя человеческой жизни и творения в целом, тем самым предупреждая общество от ложного пути понимания обладания материальными средствами как источником беспечности, счастья и светлого будущего.
3. Божий исторический акт искупления/исхода. Церковь должна быть постоянным глашатаем искупительного акта Бога в отношении человека, отрезвлять общество напоминанием о Его спасительном действии и прощении человека, тем самым формировать сознание и настоящий опыт прощения, развивая модель социальных отношений по примеру Творца-Искупителя.
Заключение
Для современной христианской общины постсоветского контекста интерпретация мессианской программы Иисуса в социальной плоскости через призму Юбилейного года должна стать перспективой для переосмысления, развития и контекстуализации двух идей: понимания целостной сути общественного «преобразования» и церковного соучастия в нем.
Целостное преобразование. Одной из главных ошибок в вопросе преобразования бытия человека является частая концентрация на изменение индивидуума и его внутренней жизни: перемене мышления, исповедании и освобождении от греха, при этом игнорируется образ и характер окружающего его контекста, доминирующая общественная система, которая влияет на образ мышления человека и поведение. В результате обратившаяся личность заново помещается в старый неизмененный мир.
Преобразование, предлагаемое Церковью по примеру Христа, должно носить намного более радикальную форму, чем внутренняя реформа мышления человека. Оно должно затрагивать саму сущность бытия личности: структуру человеческого «я», его мышление, эмоции, верования, представления, включая социальное окружение и господствующую систему, нередко являющуюся источником греха и средством сатаны для деструкции общественного сознания и морали.
Соучастие в преобразовании. Вопрос степени церковного соучастия в общественном преобразовании определяется ее пониманием природы реализации «Царства». Царство - это сверхъестественное вмешательство Бога, где человек исполняет роль готовящегося к его приходу, или же «Царство»- это вмешательство Бога, в котором человек исполняет роль не только ждущего, но и участвующего в подготовке его прихода?
Представив мессианскую программу Иисуса в свете юбилейных мотивов, Лука четко подчеркнул вовлеченность человека в реализацию принципов «Царства». Евангелист представляет Иисуса, как призывающего следовать за ним и делать так, как Он сам (Лк. 9:23; 10:4-9; 18:22). Слово «следовать» означает соучаствовать. Идти за Иисусом по пути преображения жизни, крестному пути в Иерусалим, где произойдет столкновение с системой господ-ства.[681 Также Иисус призывает прежде искать «Царства» и его правды (Лк. 12:31), что значит стремиться к осуществлению мира и справедливости,1691 тому, чтобы открыть глаза слепым, дать свободу узникам и угнетенным, восстановить справедливость для нищих, исцелить сокрушенных сердцем. Так поступая, Церковь сможет одним показать Божий путь реализации социальной справедливости и мира, а другим дать возможность пережить ее.
Список использованных источников и литературы
1. Источники:
Опубликованные источники на
русском языке:
Винк, У. Отношение Иисуса к власти // «Миротворчество и христианское разрешение конфликтов» / Состав. Д. Раймер - СПб.: Библия для всех, 2007. -С. 237-247.
Пао, Д. и Шнабель Э. Евангелие от Луки / / Ветхий Завет на страницах Нового Том 2 / Под ред. К. Била и Д. Карсона. - Черкассы: Коллоквиум, 2011. -С. 39-295.
Davis, P. H. Богатые и бедные // Словарь «Иисус и Евангелия» / Гл. ред. Д. Грин. - М.: ББИ, 2003. - С. 58-64.
Sloan, R. B. Юбилей // Словарь «Иисус и Евангелия» / Гл. ред. Д. Грин. - М.: ББИ, 2003. - С. 777-778.
Опубликованные источники на
украинском языке:
Паачний, Р. Украшська Греко-Католицька Церква та проблеми сощального захисту населення в умовах посткому-шстично! трансформацн економжи в Укра'М// Збiрник наукових праць «Украшська нащональна щея: релтя
[681 Борг М. Указ. соч. - С. 308. [69] Там же.
та перспектива розвитку» / Ред.-составитель М. Гетьманчук. - Л^в: Л^вська Полтгехника, 2008. -С. 114-117.
Веремейчик Л. 6вангелiзацийно-мiсю-нерська д1яльтсть протестантських церков у перюд незалежносп Украши / Л. Веремейчик // Науковi записи. -2010. - № 3. - С. 33-46.
Докаш, В. Сощальна дiяльнiсть протестантських церков як форма реалiзацii легiтимiзуючоl функцн релт'1 // Релтя та сощум. Часопис. - Чершвцк Рута, 2008. - № 1. - С. 52-57.
Электронные источники:
Кончаловский. А. С. Страна братков // Аргументы недели, 9 декабря 2010 [Электрон. ресурс]. Режим доступа: http://www.argumenti.ru/exlibris/ n267/86747/ .
Свитки Мертвого моря и
родственные тексты:
СD-AII, 12 - «Дамасский документ»
1QMXI, 7 - «Свиток войны»
11Q13 Melch - «Мидраш Мелхиседека»
2. Литература
Специализированная литература
Русские источники:
Арье бен Эфраим (состав.). Беседы о недельных главах Торы. - Израиль: Х.А.М.А., 2006. - 683 с.
Бартоломью, К., Гохин, М. Драма Писания. -Черкассы: Коллоквиум, 2009. - 280 с.
Борг, М. Бунтарь Иисус: Жизнь и миссия в контексте двух эпох / пер. с англ. -М.: Эксмо, 2009. - 400 с.
Брюггеман, У. Введение в Ветхий Завет. Канон и христианское воображение. -М.: ББИ, 2009. - 570 с.
Вейсман, М. Мидраш рассказывает. -Иерусалим: ШВУТ АМИ, 2009. - 544 с.
Гатри, Д. Введение в Новый Завет. -Одесса: Богомыслие, 1996.- 800 с.
Маккоби, Х. Революция в Иудее. Иисус и еврейское сопротивление. - М.: Мосты Культуры, 2006. - 320 с.
Ньюснер, Д. Рабби беседует с Иисусом. -М.: Мосты культуры, 2007. - 267 с.
Палант, Д. Беседы о недельных главах Торы. - М.: Институт изучения иудаизма в СНГ, 2005. - 165 с.
Райт, К. Око за око. Этика Ветхого Завета. -Черкассы: Коллоквиум, 2010. - 536 с.
Раши, Р. Тора с комментариями Раши. Ваикра. - М.: Лехаим, 2009. - 472 с.
Сторки, А. Иисус и политика. Противостояние властей / пер. с англ. -Черкассы: Коллоквиум, 2008. - 416 с.
Английские источники:
Borg, M. Conflict holiness and politics in the teachings of Jesus. - Harrisburg: Trinity Press International, 1998. - 305 p.
Hughes, R. Pro-Justices Ethics: from Lament to nonviolence. - New York: Peter Lang Publishing, 2009.
Plummer, A. Critical and exegetical
commentary on the Gospel According to S. Luke. - London: Morrison and Gibb Limited, 1910. - 592 p.
Roberts, M. The importance of Isaiah at Qumran // The Bible and the Dead Sea Scrolls. Volume one. 2006.
Stassen, G. Kingdom ethics: following Jesus in contemporary context. - USA.: InterVarsity Press, 2003. - 530 p.
Wink, W.Engaging the Powers:
Discernment and Resistance in World of Domination. - Minneapolis: Fortress Press, 1992. - 424 p.
Waxman, M. History of Jewish Literature. Part 1. - USA: Bloch Publishing Company, 1930. - 629 p.
Yoder, J.H. The politics of Jesus. - USA: Wm. B. Eerdmans Publishing Co. and The Paternoster Press, 1994. - 251 p.