Научная статья на тему '«НАЙТИ В ЧЕЛОВЕКЕ ЧЕЛОВЕКА»: ХУДОЖЕСТВЕННАЯ АНТРОПОЛОГИЯ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО'

«НАЙТИ В ЧЕЛОВЕКЕ ЧЕЛОВЕКА»: ХУДОЖЕСТВЕННАЯ АНТРОПОЛОГИЯ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
антропология Ф.М. Достоевского / парадоксальная природа человека / самосознание героев / отношение писателя к героям / художественное исследование человека / anthropology F.M. Dostoevsky / paradoxical human nature / self-awareness of the heroes / the writer's attitude towards the characters / artistic study of man

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Гвоздева Нина Александровна

В статье рассмотрена позиция Ф.М. Достоевского по отношению к героям, показана парадоксальная природа человека, представленная в романах писателя и являющаяся основой его художественной антропологии. За основу взяты исследования М.М. Бахтина о полифоническом романе Ф.М. Достоевского.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«FINDING THE HUMAN IN MAN»: ARTISTIC ANTHROPOLOGY F.M. DOSTOEVSKY

The article examines the position of F.M. Dostoevsky in relation to the heroes, shows the paradoxical nature of man, presented in the writer’s novels and which is the basis of his artistic anthropology. The basis is the research of M.M. Bakhtin about the polyphonic novel by F.M. Dostoevsky.

Текст научной работы на тему ««НАЙТИ В ЧЕЛОВЕКЕ ЧЕЛОВЕКА»: ХУДОЖЕСТВЕННАЯ АНТРОПОЛОГИЯ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО»

УДК 801.73

«НАЙТИ В ЧЕЛОВЕКЕ ЧЕЛОВЕКА»: ХУДОЖЕСТВЕННАЯ АНТРОПОЛОГИЯ Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО

© 2024

Н.А. Гвоздева, студент

Поволжская академия образования и искусств имени Святителя Алексия, митрополита Московского, г. Тольятти (Россия)

Ключевые слова: антропология Ф.М. Достоевского; парадоксальная природа человека; самосознание героев; отношение писателя к героям; художественное исследование человека.

Аннотация. В статье рассмотрена позиция Ф.М. Достоевского по отношению к героям, показана парадоксальная природа человека, представленная в романах писателя и являющаяся основой его художественной антропологии. За основу взяты исследования М.М. Бахтина о полифоническом романе Ф.М. Достоевского.

В известных критических откликах 1870-1880-х гг. не раз отмечалась существеннейшая особенность романов Ф.М. Достоевского: автор слишком пристрастен к своим героям, он изображает их в неправдоподобных жизненных ситуациях, а главное, романам не хватает так называемого «здорового реализма». Ответ автора читателям и критикам был отчеканен в ставшей знаменитой концептуальной формуле: «Меня зовут психологом: неправда, я лишь реалист в высшем смысле, то есть изображаю все глубины души человеческой» [3].

Читательские затруднения в понимании художественных поисков Достоевского точно объяснил Д.С. Мережковский. В книге «Л. Толстой и Достоевский» он проводит аналогию с ученым-естествоиспытателем: «Ф.М. Достоевский в своих опытах с душами человеческими ставит их в редкие, исключительные, искусственные условия, и сам еще не знает, ждет и смотрит, что же из всего этого выйдет, что с ними будет в конечном итоге. Для того чтобы непроявившиеся стороны, силы, сокрытые в «глубинах души человеческой», обнаружились, ему необходима такая степень давления нравственных атмосфер, которая в условиях «реальной» жизни никогда или почти никогда не встречается. В этих опытах он иногда получает состояния души человеческой совершенно новые, кажущиеся невозможными - их не бывает, но они могут быть, потому что мир духовный так же, как вещественный, полон неисчислимых возможностей, которые еще никогда не воплощались» [5].

Комментируя работу Д.С. Мережковского, Ю.В. Лебедев сформулировал главное открытие, к которому пришел Ф.М. Достоевский в процессе своего художественного исследования человека: «Опровержение истин «гуманизма», утвердившегося в Западной Европе еще в эпоху Возрождения» [5]. Основой гуманизма такого рода являлась вера в добрую природу человека, искаженную впоследствии лишь жизненными обстоятельствами: отпусти человека на свободу - и тогда его добрые инстинкты одержат над ним верх.

Ф.М. Достоевский в своих романах отпускает героев на полную свободу, но эта свобода становится для них источником трагических испытаний и духовных мук. Ф.М. Достоевский показал, что природа человека дисгармонична, что в ней идет постоянная борьба темных и светлых начал, что «дьявол с Богом борется, а поле битвы - сердца людей» [3]. Светлое начало подпитыва-

ется и укрепляется верой в Бога, поскольку оказывается бессильным без притока «космических», благодатных энергий, которым, в свою очередь, открывается доступ лишь в душу верующего человека. Утрачивая веру, человек, предоставленный самому себе, в конце концов, оказывается заложником своих пороков. Проходя через искушение свободой, такой человек страдает и невольно оказывается в пограничной ситуации, в рамках которой ему открывается или трагическая перспектива безусловной гибели, или выстраданная в страшных искушениях вера в безусловную правоту христианской истины. Ф.М. Достоевский любит страдание не из пристрастия к человеческим мучениям, а из любви к современному безбожному человеку, которому только через страдания и муки открывается Божественный свет.

По мнению Ф.М. Достоевского, человек парадоксален - в его душе одновременно уживаются «идеал Мадонны» и «идеал содомский» [3]; поэтому он изображает кризисы и переломы в жизнях героев, постоянно испытывая их через горнило веры и сомнений, побуждая к познанию самих себя.

Ярким примером антропологического парадокса, характерного для Ф.М. Достоевского, может быть тот факт, что даже в героях, которые являются идеалом и воспринимаются как завещание автора, все равно по-прежнему остается сомнение. Согласно записям Алексея Сергеевича Суворина, много общавшегося с писателем, Ф.М. Достоевский «сказал, что напишет роман, где героем будет Алеша Карамазов. Он хотел его провести через монастырь и сделать революционером. Он совершил был политическое преступление. Его бы казнили. Он искал бы правду, и в этих поисках, естественно, стал бы революционером...» [4].

«Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потратил время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком» [3], - так звучит творческий манифест Ф.М. Достоевского, для которого герой, как писал М.М. Бахтин, - субъект диалога о мире, человеке, истории, будущем. Каждый герой в романной вселенной Достоевского является носителем своего собственного взгляда на мир и представления о человеке, они отстаивают их в споре друг с другом, с ними ведет прямой диалог автор, доведя тем самым до полноты субъект-субъектное отношение, делая его основой своей художествен-

ной системы [1]. Писатель дает героям, говорящим и действующим внутри его художественных сюжетов, высказаться «до конца», заявить свою мысль максимально остро и убеждающе, так как это сделал бы реальный собеседник в жизни.

Герой интересует Достоевского как особая точка зрения на мир и на себя самого. Не только действительность самого героя, но и весь окружающий его мир вовлекается в процесс самосознания, переводится из авторского кругозора в кругозор героя. Всепоглощающему сознанию героя автор может противопоставить лишь один объективный мир - мир других равноправных с ним сознаний.

Достоевский хотел найти такого героя, который был бы познающим по преимуществу, такого, вся жизнь которого была бы сосредоточена в чистой функции осознания себя и мира. И вот в его творчестве появляется «мечтатель» и «человек из подполья» [1]. К примеру, герой «Записок из подполья» - первый герой-идеолог в творчестве Достоевского. Его основная идея, выдвинутая в полемике с социалистами, есть именно идея о том, что человек не является конечной и определённой величиной; человек свободен и потому может нарушить любые навязанные ему закономерности [1].

Таким образом, новая художественная позиция автора по отношению к герою в полифоническом романе Достоевского - это всерьёз осуществлённая и до конца проведённая диалогическая позиция, которая утверждает самостоятельность, внутреннюю свободу, незавершённость [1]. Самосознание как доми-

нанта построения образа героя требует создания такой художественной атмосферы, которая позволила бы его слову раскрыться во всей полноте. Ни один элемент такой атмосферы не может быть нейтрален, и поэтому всё должно задевать героя за живое. А сознание автора полифонического романа, в свою очередь, постоянно и повсюду присутствует в романе, но функция этого сознания и формы его активности совершенно отличаются от монологического романа - оно отражает именно чужие сознания с их мирами, представляет их читателю в подлинной незавершимости, чтобы в конечном итоге «найти в человеке человека» [3].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бахтин М.М. Собрание сочинений. Т. 6 : Проблемы поэтики Достоевского. М.: Русские словари, 2002. 505 с.

2. Гачева А.Г. Ф.М. Достоевский и Н.Ф. Федоров. Встречи в русской культуре. М.: ИМЛИ РАН, 2008. 575 с.

3. Достоевский Ф.М. Дневник писателя (1873). М.: АСТ, 2020. 256 с.

4. Касаткина Т.А. О творящей природе слова. Онтоло-гичность слова в творчестве Ф.М. Достоевского как основа «реализма в высшем смысле» / Т.А. Касаткина. М.: ИМЛИ РАН, 2004. 480 с.

5. Лебедев Ю.В. История русской литературы XIX века. В 3 ч. Ч. 3. М.: Просвещение, 2008. 479 с.

6. Фудель С.И. Наследство Достоевского. М.: Русский путь, 1998. 288 с.

«FINDING THE HUMAN IN MAN»: ARTISTIC ANTHROPOLOGY F.M. DOSTOEVSKY

© 2024

N.A. Gvozdeva, student

St. Alexis Volga Academy of Education and Arts, Togliatti (Russia)

Keywords: anthropology F.M. Dostoevsky; paradoxical human nature; self-awareness of the heroes; the writer's attitude towards the characters; artistic study of man.

Abstract. The article examines the position of F.M. Dostoevsky in relation to the heroes, shows the paradoxical nature of man, presented in the writer's novels and which is the basis of his artistic anthropology. The basis is the research of M.M. Bakhtin about the polyphonic novel by F.M. Dostoevsky.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.