УДК 378 НАВЫКИ ТРУДОУСТРАИВАЕМОСТИ И КАРЬЕРЫ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ОБУЧЕНИЕ, ОЦЕНКА (ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ)
Новоклинова А.В.
В статье рассматривается понятие «трудоустраиваемоеть», что такое навыки трудоустраиваемое™ и карьеры, их набор, который востребован у современного работодателя. Рассматривается опыт некоторых зарубежных вузов по формированию и развитию навыков трудоустраиваемости и карьеры, а также подходы к оценке этих навыков в условиях вуза. Автором было сформулировано мнение о перспективах использования этих практик в условиях отечественных вузов, что, с одной стороны, является предметом дискуссий, а с другой, послужить возможным ориентиром в работе отечественных вузов.
Ключевые слова: трудоустраиваемость студента; навыки трудоустраиваемости и карьеры; оценка сформированности навыков.
EMPLOYABILITY AND CAREER SKILLS: DEFINITION, TEACHING, ASSESSMENT (OVERSEAS UNIVERSITIES’ EXPERIENCE)
Novokilinova A.V.
The paper deals with employability concept, what employability and career skills are, the list of skills which present-day employers value most. The article presents the experience of some overseas universities in enhancing student employability as well as the approaches to assess it. By the way of conclusion the author made up an opinion on the possibilities of implementing this experience into our environment, which, on the one hand, is a subject of discussion, on the other - can be a possible landmark for Russian universities.
Keywords: student employability; employability and career skills; assessment of employability skills.
Интерес к концепту «трудоустраиваемость» в нашей стране начинает возникать с момента подписания Россией Болонского соглашения в 2003 году, в том время как за рубежом данный концепт находится под пристальным вниманием исследователей уже не одно десятилетие. Важность и актуальность проводимых исследований отражена не только в научных публикациях, но и в решениях, которые принимают государства относительно политики развития профессиональной подготовки будущих специалистов, а также в мерах, которые предпринимает сфера бизнеса, будучи крайне заинтересованной в работниках с высоким уровнем профессиональной подготовки.
Молодежный рынок труда в России является достаточно напряженным и характеризуется тенденциями к ухудшению. Растут масштабы регистрируемой и скрытой безработицы, увеличивается ее продолжительность. Борьба за выживание российских предприятий приводит к ужесточению условий вступления молодежи на рынок труда. Между тем возможности молодых людей объективно ограничены по сравнению с другими категориями населения.
В России диалог системы образования с миром труда только начинает формироваться. Несмотря на очевидную актуальность в сближении часть системы профессионального образования остается закрытой от своих основных заказчиков. Как было замечено в проекте государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020гг - в российской системе профессионального образования продолжают оставаться нерешенные проблемы, связанные как с незавершенностью начатых преобразований, так и со стремлением «приспособить» устаревшие содержательные и организационные характеристики организаций профессионального образования к новой экономической, социальной и культурной реальности [2].
В этом контексте отмечается возросший интерес исследователей и других заинтересованных лиц к тому, чему должны учить университеты, какие основные навыки, востребованные работодателями, необходимо формировать и развивать в первую очередь.
В силу своей многоплановости термин «трудоустраиваемость» в зарубежной литературе не имеет однозначного определения. Thijssen (1998) предложил стратификацию существующих определений термина: основное определение («a core definition»), расширенное («a broader definition») и полное определение («an all-embracing definition»). Основное определение делает акцент на индивидуальном потенциале человека, его способностях для того, чтобы быть успешным на рынке труда. Расширенное определение, кроме способностей, включает в себя готовность, желание быть успешным на рынке труда. В последнем, наиболее широком, определении добавляются контекстуальные факторы, которые либо помогают, либо мешают реализовывать трудоустраивае-мость человека [6].
Для нас представляет интерес, во-первых, развитие трудоустраиваемости студентов, во-вторых, именно с точки зрения вузов, их возможностей, обязанности и ответственности по формированию и развитию этого качества студентов, поэтому нами было использовано определение, данное М. Йорком [Manz York], профессором Ланкастерского университета (Великобритания), одним из ведущих западных исследователей трудоустраиваемости студентов. М. Йорк определяет трудоустраиваемость как «совокупность компетенций, знаний, умений/навыков, понимания и личностных характеристик, которая обеспечивает выпускникам вузов карьерные перспективы по избранной профессии, вносит вклад в развитие экономики и общества» [9]. Данная дефиниция была взята за основу многими западными учеными, проводящими исследования трудоуст-раиваемости в разных ракурсах, а также отечественными исследователями [1; 5;
На сегодняшний день в России описание проблем профессиональной подготовки студентов, их адаптации к рынку труда, профессионального становления, в основном, происходит через такие термины как «конкурентоспособность» и «готовность к трудоустройству». Хотя вопрос о целесообразности введения нового для отечественной педагогики термина остается дискуссионным, отметим, что сегодня возникла объективная необходимость в согласовании и унификации ключевых терминов и понятий, которые к тому же раньше появились в англоязычных культурах и к числу которых в том числе относится и «трудоустраиваемость».
Основные вопросы для разворачивающихся сегодня дискуссий относительно развития трудоустраиваемости студентов, это 1) каковы основные навыки трудоустраиваемости, которые необходимо формировать и развивать в первую очередь; 2) как в условиях университета можно обеспечить постепенное формирование этих навыков.
Существует много мнений относительно того, какие навыки могут называться «навыкам трудоустраиваемости и карьеры». В зарубежной педагогике нет единого мнения относительно как названия данных навыков (ср: transferable skills, generic skills, key competencies) так и их набора. Считается, что термин employability skills (навыки трудоустраиваемости) наиболее предпочитаем и понятен для всех участников рынка труда. В данной работе мы не ставим целью анализ всех существующих дефиниций и понятий этого явления, остановившись на наиболее широко распространенном и максимально отражающем суть явления варианте - «навыки трудоустраиваемости и карьеры».
Навыки трудоустраиваемости и карьеры это «навыки, независимые от определенных профессиональных сфер, которые вносят вклад в развитие трудоустраиваемости человека в целом путем увеличения его способности адаптироваться, учиться и работать самостоятельно» [10]. Они описывают нетехнические навыки и компетенции, которые играют существенную роль в эффективном и успешном функционировании человека на рабочем месте.
Профессор Манц Йорк к навыкам трудоустраиваемости относит эффективную коммуникацию, работу в команде, способность к самостоятельному решению задач, инициативу и предприимчивость, умение управлять собой, планирование и организацию, (само)образование, знание новых информационных технологий [9]. Выделенные навыки - это широкие концепции. Их проявления в реальной жизни всегда носят конкретизированный характер. Очевидно, что эти навыки имеют тенденцию изменяться с течением времени, относительно тех требований, которые выдвигает рынок труда к работникам. Кроме того, они имеют региональную, национальную, временную специфику: в разных экономиках востребованы специалисты с разными навыками. Тем не менее, в условиях глобализации можно говорить об определенном наборе навыков, которые привлекательны для современного работодателя любого типа.
Западные университеты считают подготовку студентов с высоким уровнем трудоустраиваемости одной из приоритетных задач. Большинство университетов разрабатывают стратегии по развитию трудоустраиваемости студентов, регулярно проводят конференции по актуальным вопросам формирования и развития навыков трудоустраиваемости и карьеры в современном мире. Обращает на себя внимание большое количество Интернет-публикаций, посвященных вопросам развития трудоустраиваемости разных категорий людей, например, людей с ограниченными способностями, бывших наркоманов, заключенных и других, то есть людей потенциально уязвимых на рынке труда.
Так, Пол Редмонд, глава центра карьеры и трудоустраиваемости Ливерпульского университета Великобритании отмечает, что трудоустраиваемость это «высоко динамичный концепт, который обозначает прогрессию и определенную долю само-эффективности» [11,12]. Важно его замечание, что каждый курс университета не должен вносить прямой вклад в экономику. Подобные взгляды на трудоустраиваемость подрывают саму идею университетского образования и в целом не имеют смысла. Тем не менее, полагают, что сегодня вузы должны готовить выпускников с высоким уровнем трудоустраиваемости вне
зависимости от изучаемой области. В данном университете трудоустраиваемость рассматривается по формуле: Т=К+ОР+ПРхК (трудоустраиваемость = квалификация + опыт работы + применение стратегий поиска работы х контакты). В университете предлагается широкий набор возможностей для развития карьерных навыков. Кроме того, университет тесно работает с представителями работодателей как крупного, так и малого бизнеса. Большое внимание уделяется стажировкам и практикам, в том числе во время учебной программы, так как работодатели все более склонны принимать на работу выпускников уже имеющих некоторый опыт работы. Также, студентам предлагаются краткосрочные программы, специально разработанные для того, чтобы помочь выпускникам войти в профессиональный мир. В Ливерпульском университете формирование и развитие трудоустраиваемости студентов происходит как в аудиторной, так и во внеаудиторной деятельности. Вообще, сегодня концепция развития трудоустраиваемости «привинченной» сверху («bolt on») заменяется концепцией органично «встроенной» в учебную программу («built in»). В разных учебных курсах это реализуется по-разному: внедрение профессионально ориентированных модулей, экскурсии на предприятия или чтение лекций приглашенными специалистами. Важно, чтобы у студента была возможность практиковаться в тех видах деятельности, которые необязательно подразумевают получение оценок/кредитов: например, научиться делать презентации или работать в команде. Также у студентов должны быть возможности для развития навыков трудоустраиваемости вне учебных занятий. Эти возможности могут быть предоставлены службами карьеры университета, студенческими советами или организованными студентами самостоятельно. Ценным является наблюдение, что ответственность за развитие трудоустраиваемости делят студенты и университет [11,12].
Интересным представляется опыт Бедфордширского университета (Великобритания). Заметив, что студенты зачастую не задумываются о трудоустраи-ваемости до окончания вуза, университет учредил награды в разных областях
овладения теми или иными навыками, ввел методы по развитию трудоустраи-ваемости в учебную программу и инициировал дебаты в студенческих кругах на тему, что такое трудоустраиваемость, каковы ее составляющие и как необходимо развивать это качество. Преподаватели вуза и специалисты центра карьеры должны регулярно демонстрировать, подтверждать свою эффективность, влияние на конечный результат (полученные студентом компетенций) именно в этом направлении. Было проведено исследование для выявления эффективности проводимой работы, по результатам которого было показано, что после планомерной, выстроенной работы студенты чувствовали себя более уверенно относительно достижения своих карьерных целей. В данном вузе, как и во многих других, была разработана собственная стратегия развития трудоуст-раиваемости студентов с подробным планом реализации [4].
В Ливерпульском университете Джона Моорса (Великобритания) была разработана специальная программа WoW (World of Work=Мир карье-ры\работы). Эта программа сделала развитие трудоустраиваемости студентов основным фокусом работы вуза [7]. При участии представителей ведущих компаний (к примеру, Siemens, Shell и подобные) были определены ключевые навыки, которые сегодня наиболее ценятся работодателями. Посредством рефлексии, в том числе в форме письменных эссе, студенты также развивают свой эмоциональный интеллект и знание специфики, корпоративной культуры компании. В университете работает портал Карьера Плюс - для выпускников, которые, возможно, в будущем захотят изменить свою карьерную траекторию. Этот портал предлагает доступ к более чем 12 ООО вакансиям и, по необходимости, дает выпускникам возможность принять участие в учебных модулях по развитию карьеры с целью приобретения необходимых для трудоустройства навыков [8].
Если, в целом, исследователи схожи во мнении, какие навыки на сегодняшний день востребованы у работодателя, то проблема оценки сформиро-ванности этих навыков является еще более сложной, и каждый университет ее
решает по-разному. В процесс оценки навыков трудоустраиваемости и карьеры вовлечены и университеты и работодатели, но делают они это по-разному и в разный период времени. Оценивание - это наиболее эффективный способ гарантировать развитие этих навыков. Оценка заставляет студентов задуматься о том, какие навыки им нужно развивать и каким образом. Она должна стимулировать профессиональное развитие, помогать студенту увидеть свои пробелы в этой области. Наверное, идеально оценка навыков трудоустраиваемости и карьеры должна осуществляться в рабочем контексте. Боуд и Фальчиков [Boud and Falchikov] (2ОО5) отмечают использование в этой связи термина «аутентичная оценка» («authentic assessment»), что значит «способ связки оценочных процедур с обычными профессиональными задачами, что должно обеспечивать соответствие между академической программой и реальными профессиональными условиями» [5]. Боуд и Фальчиков [Boud and Falchikov] также подчеркивают важность оценки как стимула к дальнейшему учению за пределами вуза. Наиболее эффективным подходом к оценке этих навыков считается тот, который дает целостную информацию о навыках трудоустраиваемости и карьеры [3]. В академическом контексте к наиболее распространенным подходам оценки сформированности заявленных навыков относят: самооценку студента (создание портфолио, плана личного развития), оценку преподавателя, оценку работодателя, тестовые инструменты (опросники, анкеты, тесты и пр.). Портфолио является одним из наиболее привлекательных инструментов оценки сформиро-ванности навыков, если его форма разработана таким образом, чтобы она отражала достижения студентов в тех знаниях и навыках, которые сегодня востребованы у работодателя. Огромная роль в оценке отводится учебнопроизводственным практикам. На сегодняшний день в России это единственно возможная форма «обучения на рабочем месте» («work integrated learning»). Руководители практики (как со стороны вуза, так и со стороны предприятия) должны представлять отчет, содержащий комплексную оценку сформирован-ности навыков трудоустраиваемости и карьеры.
Важность формирования навыков трудоустраиваемости и карьеры сегодня ни у кого не вызывает сомнения. Проблема профессиональной подготовки студентов, востребованных на рынке труда, по-прежнему остается актуальной: слабы связи с работодателями, которые во многом не готовы к качественно иному сотрудничеству с вузами: они не спешат брать на себя ответственность и расходы по организации практик; в учебных программах преобладают традиционные содержательные и организационные характеристики образования. Как показывает практика, отечественные вузы во многом ориентированы на «обеспечение студентов рыбой», а не на «научить ловить рыбу» - мероприятия, организуемые вузовскими службами трудоустройства и карьеры, это преимущественно доведение до сведения студентов имеющихся на рынке труда вакансий, релевантных специальностям вуза, т.е. использование пассивных форм сотрудничества, тогда как сегодня важно переходить на новую ступень взаимодействия, ведущую к качественно иному результату в виде высококвалифицированного выпускника, востребованного на мировом современном рынке труда. Комплексное решение данных проблем в заявленном русле должно способствовать снизить намечающуюся социальную напряженность в данной сфере.
Список литературы
1. Болонский процесс: Глоссарий (на основе опыта мониторингового ис-
следования) / Авт. сост.: В.И. Байденко, О.Л. Ворожейкина, Е.Н. Карачарова,
Н.А. Селезнева, Л.Н. Тарасюк, 2ОО9. URL: http: //
www.fgosvpo.ru/uploadfiles/mo/20111108182212.pdf (Дата обращения: 5.11.2О12).
2. Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2О13-2О2О годы. Проект. URL: http://www.fgosvpo.
ru/uploadfiles/pd/20120724004922.pdf (Дата обращения: 5.11.2О12).
3. Employability skills from Framework to Practice. Commonwealth of Australia,
2006.URL:http://www.nssc.natese.gov.au/____data/assets/pdf_file/0010/69454/Employ
ability_Skills_From_Framework_to_Practices.pdf (Дата обращения: 5.11.2О12).
4. Employability Strategy 2ОО9-2О12 University of Bedforshire. URL: http://www.beds.ac.uk/ data/assets/pdf file/QQ16/11941/employstrategy.pdf (Дата обращения: 5.11.2О12).
5. Graduate Employability Skills. Prepared for the Industry, Business and Higher Education collaboration council. Commonwealth of Australia, 2ОО7. URL: http:
http://aces.shu.ac.uk/employability/resources/GraduateEmployabilitySkillsFINALRE PORT1.pdf (Дата обращения: 5.11.2О12).
6. Grip A. The Industry Employability index: taking account of supply and demand characteristics International Labour Review, Vol. 143 (2ОО4), No. 3. URL: http://arno.unimaas.nl/show.cgi?fid=10048 (Дата обращения: 5.1О.2О12).
7. Helping you achieve career success. URL:
http://www.ljmu.ac.uk/worldofwork/ (Дата обращения: 5.11.2О12).
8. Liverpool John Moores Univeristy launches new careers portal to support graduates. URL: http://www.ljmu.ac.uk/NewsUpdate/index_117321.htm) (Дата обращения: 5.11.2О12).
9. Mantz York Employability: what it is and what it is not. Learning and Employability Series 1, URL:
http://aces.shu.ac.uk/employability/resources/id116_employability_in_higher_educati on_336.pdf (Дата обращения: 5.11.2О12).
10. The teaching, learning and assessment of Generic Employability Skills. URL: http://www.swslim.org.uk/Documents/GES/ges-guide%5Boptimised%5D.pdf (Дата обращения: 5.11.2О12).
11. The future of graduate employability: looking forward to 2О12 URL: http://www.guardian.co.uk/higher-education-network/2011/oct/24/graduate-employability-2012?INTCMP=SRCH (Дата обращения: 5.11.2О12).
12. What are you doing to improve the employability of your graduates? URL: http://www.guardian.co.uk/higher-education-network/blog/2011/apr/04/management-admin-and-services-student-experience (Дата обращения: 5.11.2012).
References
1. Bolonskiy process. http://www.fgosvpo.ru/uploadfiles/mo/20111108182212.pdf (accessed November 5, 2012).
2. Gosudarstvennaya programma Rossiyskoy Federatsii “Razvitie obrazova-
niya” na 2013-2020 gody. Proekt [State program of the Russian Federation “The development of education, 2013-2020”. Draft].
http://www.fgosvpo.ru/uploadfiles/pd/20120724004922.pdf (accessed November 5, 2012).
3. Employability skills from Framework to Practice. Commonwealth of Australia, 2006.
http://www.nssc.natese.gov.au/__data/assets/pdf_file/0010/69454/Employability_Skil
ls_From_Framework_to_Practices.pdf (accessed November 5, 2012).
4. Employability Strategy 2009-2012 University of Bedforshire. http://www.beds.ac.uk/__data/assets/pdf_file/0016/11941/employstrategy.pdf (accessed November 5, 2012).
5. Graduate Employability Skills. Prepared for the Industry, Business and Higher Education collaboration council. Commonwealth of Australia, 2007. http://aces.shu.ac.uk/employability/resources/GraduateEmployabilitySkillsFINALRE PORT1.pdf (accessed November 5, 2012).
6. Grip A. The Industry Employability index: taking account of supply and demand characteristics International Labour Review, Vol. 143 (2004), No. 3. http://arno.unimaas.nl/show.cgi?fid=10048 (accessed November 5, 2012).
7. Helping you achieve career success. http://www.ljmu.ac.uk/worldofwork/ (accessed November 5, 2012).
8. Liverpool John Moores Univeristy launches new careers portal to support graduates. http://www.ljmu.ac.uk/NewsUpdate/index_117321.htm) (accessed November 5, 2012).
9. Mantz York Employability: what it is and what it is not. Learning and Employability Series 1,
http://aces.shu.ac.uk/employability/resources/id116_employability_in_higher_educati on_336.pdf (accessed November 5, 2012).
10. The teaching, learning and assessment of Generic Employability Skills. http://www.swslim.org.uk/Documents/GES/ges-guide%5Boptimised%5D.pdf (accessed November 5, 2012).
11. The future of graduate employability: looking forward to 2012.
http://www.guardian.co.uk/higher-education-network/2011/oct/24/graduate-employability-2012?INTCMP=SRCH (accessed November 5, 2012).
12. What are you doing to improve the employability of your graduates? http ://www.guardian.co.uk/highereducationnetwork/blog/2011/ apr/04/management-admin-and-services-student-experience (accessed November 5, 2012).
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Новоклинова Анна Владимировна, аспирант Томского политехнического университета
Национальный исследовательский Томский политехнический университет пр. Ленина, 30, г. Томск, 634050, Россия e-mail: r961nav@rambler.ru
DATA ABOUT THE AUTHOR
Novoklinova Anna Vladimirovna, aspirant of Tomsk Polytechnic University
National Research Tomsk Polytechnic University 30, Lenina prospect, Tomsk, 634050, Russia e-mail: r961nav@rambler.ru
Рецензент:
Коняева Л.А., доцент, к.пед.н., кафедра английской филологии №1 Кемеровского госуниверситета