Часть вторая
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
В.Н. Колотое
НАВСТРЕЧУ XII СЪЕЗДУ КПВ:
АНАЛИЗ ВНУТРИПОЛИТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ И МЕЖДУНАРОДНОЙ ОБСТАНОВКИ
В статье анализируется внутриполитическая и международная обстановка, которая сложилась накануне XII съезда КПВ. Подробно рассматриваются итоги голосования о доверии членам Политбюро в январе 2015 г., процедура выборов нового руководства партии и страны, геополитическая ситуация, а также ряд важных внутренних и внешних угроз безопасности Вьетнама.
Ключевые слова: XII съезд КПВ, Политбюро ЦК КПВ, территориальные споры, цифровой суверенитет, политические технологии, безопасность.
This article analyzes the political situation and the international situation that has developed on the eve of the XII Congress of the CPV. The detailed review of the results of voting of confidence members of the Politburo in January 2015, the procedure for the election of the new leadership of the party and the country's geopolitical situation, as well as a number of important internal and external threats to the security of Vietnam.
Keywords: XII Congress of the CPV, Political Bureau of the CPV, Central Committee, territorial disputes, digital sovereignty, political technologies, security.
В 2015 г. политическая жизнь во Вьетнаме определялась подготовкой к XII съезду КПВ, который состоялся 20—28 января 2016 г. В связи с этим представляется целесообразным проанализировать внутриполитическую ситуацию, а также международную обстановку, которые сложились накануне и после XII съезда КПВ.
При рассмотрении внутриполитической ситуации особое внимание следует уделить разбору текущей расстановки сил в Политбюро ЦК КПВ, на основе данных голосования по доверию высшим руководителям Вьетнама.
Политбюро ЦК КПВ — центр принятия решений о стратегии развития страны. Именно этот орган избирает четырех самых вы-сокихх руководителей Вьетнама: генерального секретаря, президента, премьер-министра, а также председателя Национального собрания1.
В данном контексте кадровый состав этого органа играет важнейшую роль. По нынешним нормам впервые избираемые члены ЦК не должны быть старше 55 лет. Действующие члены ЦК, претендующие на новый срок, не должны превышать 60-летний возраст. По этим правилам 80 из 154 членов ЦК на XII съезде будут выведены из его состава только по причине возраста. Впервые избираемый член Политбюро не должен превышать 60-летний возраст. Действующий член Политбюро не должен быть старше 65 лет. Что касается членов Политбюро, которые являются кандидатами на 4 ключевые руководящие позиции (генеральный секретарь, президент, премьер-министр и председатель Национального собрания), то обсуждается предложение повысить предельный допустимый возраст до 67 лет2.
В январе 2015 г., за год до проведения съезда, было принято беспрецедентное решение о проведении тайного голосования о доверии членам Политбюро и Секретариата (в целом 20 человек) со стороны ЦК (154 человека). В аналитической литературе, посвященной рассмотрению сложившейся ситуации, сообщалось, что действующий премьер-министр Нгуен Тан Зунг получил наибольшее количество
3
голосов, выражающих высокое доверие .
Однако, если анализировать ситуацию более детально, то следует построить своеобразную «паутинку», которая позволит визуали-
зировать итоги тайного голосования по доверию членам Политбюро ЦК КПВ и показать интересные данные, не видимые при обычном сравнении рядов цифр.
Участникам голосования предлагалось выразить свое отношение к членам Политбюро, опустив в урну одну из трех карточек: высокое доверие (на диаграмме — синий цвет), доверие (на диаграмме — красный), низкое доверие (на диаграмме — зеленый). Мы в прилагаемой диаграмме, посвященной анализу голосования, рассмотрим только 16 ключевых членов Политбюро. Максимально возможное количество голосов 197. Количество всех поданных бюллетеней трех видов отложено от центра в направлении каждого члена Политбюро и не суммируется. Таким образом, мы хорошо видим, что уровень «высокого доверия» ко всем членам Политбюро абсолютно перекрывает имеющиеся немногочисленные голоса «доверия» и «низкого доверия», что красноречиво свидетельствует о высоком уровне консолидации элит накануне судьбоносного съезда.
Самый высокий уровень доверия был оказан премьер-министру Нгуен Тан Зунгу (152), президенту Чыонг Тан Шангу (149) и Нгуен Тхи Ким Нган (145).
В «звездочках», расположенных вокруг «паутинки», указан возраст, который достигнут каждым действующим членом Политбюро в 2016 г.: красным цветом — запредельный, синим — позволяющий претендовать на членство в руководящем органе в течение следующего срока. Так, по сложившимся правилам из 4 высших руководителей Вьетнама по возрасту должны уйти двое (генеральный секретарь ЦК КПВ и председатель Национального собрания). Поэтому до съезда широко обсуждалась возможность установления нового возрастного порога в 67 лет для Чыонг Тан Шанга и Нгуен Тан Зунга. Согласно действующим правилам, по возрасту также должна уйти ровно половина из действующего состава Политбюро (8 из 16), что на диаграмме показано «звездочкой» за рамками очерченного круга. Внутри круга расположены «звездочки» тех, кто имел высокие шансы на переизбрание по действующему регламенту.
Основываясь на результатах голосования, а также прочих сведениях, вьетнамский аналитик Ле Хонг Хиеп4 полагает, что действующий «премьер-министр Нгуен Тан Зунг является самым влиятель-
Итоги тайного голосования о доверии членам Политбюро (январь 2015 г.)
ным политиком во Вьетнаме в течение 30 лет, со времени ухода генерального секретаря Ле Зуана»5.
В период подготовки съезда ориентирующиеся на Запад исследователи, судя по многочисленным публикациям, выступили в поддержку кандидатуры Нгуен Тан Зунга. В статьях и комментариях западных и прозападных экспертов давались аналитические прогнозы в поддержку действовавшего премьер-министра. В таких материалах содержалась неприкрытая реклама о том, как эффективно будет трудиться Нгуен Тан Зунг в должности нового генерального секретаря ЦК КПВ. В частности, авторитетный австралийский эксперт по Вьетнаму Карл Тайер отметил, что: «господин Зунг принесет с собой еще не виданный экономический и международный опыт на пост генерального секретаря КПВ благодаря своим двум срокам в должности премьер-министра. Маловероятно, чтобы господин Зунг позво-
лил, чтобы идеологические ограничения связывали его руки в деле противодействия Китаю. Он прямо защищал суверенитет Вьетнама в период кризиса с буровой платформой в прошлом году и в случае избрания с высокой вероятностью предпримет все необходимые действия в рамках международного права для противодействия Китаю»6.
На практике западная информационная кампания в отношении Нгуен Тан Зунга вполне могла быть воспринята частью вьетнамской элиты как попытка создания атмосферы фракционности в КПВ в целях оказания влияния на ее кадровую политику в преддверии XII съезда, на котором должны были пройти выборы нового руководства СРВ.
Съезд прошел в стабильной, но непростой международной обстановке. Несмотря на имеющиеся вызовы и трудности сложившейся ситуации, история последних десятилетий убедительно показывает, что руководители Вьетнама находят совсем неочевидный, но оптимальный выход из, казалось бы, безвыходных ситуаций, когда страна оказывается перед судьбоносным выбором. Так, к слову, было практически на каждом съезде КПВ.
На XII съезде должна была произойти и произошла смена поколений руководящих кадров. В условиях усилившегося давления как со стороны Пекина, так и Вашингтона желание внешних сил оказать влияние на процесс подбора руководящих кадров во Вьетнаме было видно невооруженным глазом. Результаты XII съезда КПВ, который по многим параметрам обещал быть судьбоносным, в сложившихся условиях должны были оказать решающее влияние на развитие экономики, на внутреннюю и внешнюю политику и, соответственно, на будущее Вьетнама. При этом, новому руководству страны придется решать эти задачи в контексте все более обостряющегося геополитического соперничества между Пекином и Вашингтоном.
В целом внутриполитическая и экономическая ситуации во Вьетнаме накануне съезда были достаточно стабильны, страна развивалась уверенно и поступательно. Однако в связи с событиями в акватории Южно-Китайского моря наблюдался устойчивый рост антикитайских настроений, что также чувствовалось во внутрипартийных дискуссиях. Обострение международной обстановки в ЮКМ способствовало повышению антикитайской риторики и политической активизации сил, ориентирующихся на Вашингтон.
Кстати, весной 2015 г. в Ханое прошел первый пробный стресстест устойчивости режима. Как представляется, его организаторы хотели протестировать реакцию властей на выступления населения, недовольного вырубкой деревьев. Попытки раскачать ситуацию под видом протестных акций экологических движений, которые по ряду параметров напоминают движение по защите химкинского леса, — хорошо известная политтехнология, которая широко применяется от Северной Африки до Восточной Азии. Эта линия на раскачку политической ситуации продолжает усиливаться и после XII съезда, о чем после инцидента с тайваньским предприятием «Формоза», загрязнившим морскую воду у побережья Вьетнама весной 2016 г., свидетельствуют демонстрации активистов, которые стали выступать уже под политическими лозунгами типа: «Рыбе нужна прозрачная вода, народу нужна чистая власть».
Фактор Вьетнама в современном геополитическом раскладе все больше набирает вес. Внешняя политика Вьетнама представляется важным фактором в расстановке сил и безопасности всего региона, поэтому внешние силы стремились оказать выгодное для них воздействие на кадровые решения как до съезда, так и после него. В настоящее время идет активная борьба за влияние на Ханой со стороны Вашингтона и Пекина.
«Реформы» в России существенно ослабили позиции Москвы во Вьетнаме, что проявляется не только в низком взаимном товарообороте, но и снижении вовлеченности РФ в дела этой страны. Заметим, что в 2015 г. товарооборот Вьетнама с КНР составил 60 млрд долл., с США — 40 млрд, а с Россией всего 3,9 млрд, что красноречиво свидетельствует о низкой эффективности взаимодействия между нашими странами в сфере экономики. Однако РФ рано списывать со счетов, поскольку, как автор этих строк уже неоднократно писал и говорил, Москва в полной мере сохранила очень ценный ресурс — возможность изменять в своих интересах стратегический баланс сил в тех регионах, где ей это нужно7. Проходящая кампания в Сирии это красноречиво продемонстрировала.
На этом фоне особо выделяется активная и довольно успешная политика США во Вьетнаме. Прежде всего, следует отметить гиперактивную и креативную деятельность американского посла Теда
Осиуса, который ураганом ворвался в политическую жизнь СРВ. Такой подход существенно усиливает эффективность «мягкой силы» США во Вьетнаме, что проявляется в том числе и во все более усиливающемся присутствии США во вьетнамском информационном пространстве.
Американский посол с использованием новых информационных технологий и социальных сетей проводит в разных городах Вьетнама PR-акции, которые привлекают заинтересованное внимание общественности. Это и посещение буддийских пагод, и приготовление национальных вьетнамских блюд, и участие в проведении различных традиционных церемоний и ритуалов, которые по статусу должны проводить либо главы правящей династии, либо высшие руководители государства. Так, в 2014 г. накануне Нового года по лунному календарю на озере Хотэй в Ханое президент СРВ Чыонг Тан Шанг в присутствии представителей СМИ и вьетнамских общин за рубежом провелцеремонию выпускания карпов , что не осталось не замеченным в Госдепе США.
На следующий год в Интернете появилось множество фотографий, к примеру, о празднования Нового года по лунному календарю в Ханое, когда Тед Осиус появился в сопровождении целого отряда журналистов, а также представителей местных и иностранных телекомпаний на берегу озера Хотэй в центре Ханоя с тазиком, в котором плавали золотые рыбки, прочитал по бумажке на вьетнамском языке приличествующие моменту пожелания и отпустил рыбок, чтобы они, превратившись в драконов, взмыли в небеса и в полном соответствии с пришедшими из глубины веков традициями донесли его слова Нефритовому императору. Добавим, что посол явился не один, а с мужем (Тед Осиус — профессиональный дипломат и первый открытый посол-гей в Азии — реализовал предоставленное американским законом право и вступил с брак со своим избранником Клейтоном Бондом), который в ходе мероприятия держал усыновленного успешной счастливой парой ребенка»9.
На популярном во Вьетнаме портале VNEXPRESS помещен фоторепортаж о церемонии выпускания послом США золотых рыбок на Новый год по лунному календарю11. Отметим, что он стал первым иностранным послом, который выполнил такой ритуал в Ханое
На аото: Тед Осиус, Клейтон Бонд, усыновленный ребенок и журналисты на церемонии выпускания рыбок (фото Reuters). Источник фото — статья «Посол США и семья: лицо движения ЛГБТ во Вьетнаме»10
на берегу озера Хотэй. «Эти фото транслируют совершенно новые установки во вьетнамское общество, которое пока видит демонстрацию уважения к местным традициям. Проведение подобных публичных церемоний даёт много больше, чем выступления официальных лиц со скучными докладами» . Заметим, кстати, что проведение подобной акции, пусть даже послом США, например, в столице КНР, где также отмечается этот праздник и выполняются соответствующие ритуалы, по мнению опрошенных китайских экспертов, совершенно невозможно себе представить. В свое время также мало кто мог предположить, что новый посол США во Вьетнаме, не пробыв в должности и четырех месяцев, проведет столь уникальную и успешную PR-акцию.
Эйфория вокруг данной медиа-персоны во Вьетнаме порой приобретает комичные формы. Например, на фотографии, растиражированной авторитетным порталом «Юность» (Tuoi Tre on-line), хо-
13
Источник фото: Портал «Юность». Автор фото: Тхай Лок
рошо видно, что ассистируя американскому послу в приготовлении вьетнамского супа (лапша с говядиной из традиционной кухни города Хюэ), вьетнамский повар настолько увлекся, что надел головной убор с национальным флагом, расположенным вверх ногами. У следящей за происходящими вокруг Теда Осиуса событиями публики уже настолько сбит фокус внимания, что, кроме нас, этого, по-видимому, никто не заметил.
Связано это с тем, что суть весьма эффективной политтехнологии американского юриста и политического аналитика Джозефа Овертона (1960—2003) состоит в поэтапном изменении отношения общества к политически важным и даже некогда табуированным темам. При применении технологии «Окно Овертона [по изменению] политических возможностей» (Overton Window of Political Possibilities) с помощью целенаправленного информационного воздействия можно сдвинуть «окно» приемлемых для общества концепций в нужную сторону — как одобрения, так и отрицания. Согласно данной теории, для каждой идеи в общественном мнении существует
своеобразное «окно возможностей», которое при интенсивном и целенаправленном информационном воздействии постепенно сдвигается, понемногу переходя от одной стадии снятия табу или десакрализации определенного символа к другой. Это движение состоит из 6 условных стадий: немыслимо, радикально, приемлемо, разумно, стандартно, нормально. Таким образом, происходит постепенная замена одних ценностей и моделей поведения другими. Процесс воздействия на общественное мнение малозаметен неискушенной публике, поскольку изменения происходят постепенно, они растянуты во времени, а также сопровождаются интенсивной информационно-психологической обработкой заданной направленности.
Особого внимания в сложившихся условиях заслуживают новые информационные технологии, которые уже сейчас играют важнейшую роль в международных отношениях, формировании нужного общественного мнения, в геополитике, во многом определяя уровень «цифрового суверенитета» и, соответственно, безопасности страны. В настоящее время технические возможности сбора разнообразной информации существенно возросли, что, конечно же, негласно широко используется американскими спецслужбами в отношении иностранных партнеров.
В книге Гленна Гринвальда, который предал гласности материалы бывшего сотрудника ЦРУ Эдварда Сноудена, утверждается, что «правительство Штатов может дистанционно активировать мобильные телефоны, превращая их в прослушивающие устройства. <...> Правительство уже долгие годы применяло эту технологию»14. Согласно американской юридической практике, «использование Федеральным бюро расследований так называемых “бродячих жучков”, превращающих мобильные телефоны частных лиц в прослушивающие устройства путем дистанционной активации, является законным»15.
В опубликованных Э. Сноуденом материалах приведены доказательства того, что АНБ имеет доступ к «нескольким наиболее популярным онлайн-сервисам, включая SkyDrive, Skype, Outlook.com»16. Крупнейшие интернет-компании, «согласно документам АНБ, предоставили Агентству в рамках PRISM прямой доступ к своим серверам: Facebook, Google, Apple, YouTube, Skype и всем остальным»17.
Более того, «в дополнение к этим программам поголовной слежки АНБ применяет еще и так называемый CNE-метод использования компьютерных сетей: в персональные компьютеры внедряется вирус, с помощью которого осуществляется слежка за человеком. Когда у Агентства получается заразить компьютер вирусом, оно, говоря на языке АНБ, “владеет” этим техническим устройством: Агентство видит каждое нажатие клавиши и каждый открытый на компьютере экран. За эту работу отвечает подразделение ТАО, которое занимается операциями по получению специального доступа. В сущности, это собственная команда хакеров Агентства» .
По мнению Г. Гринвальда, «задачами слежки являются: сбор, хранение, отслеживание и анализ всех электронных коммуникаций всего населения земного шара»19. Очевидно, что создание и совершенствование подобной системы применяется не только для удовлетворения любопытства, но и для оказания, в случае необходимости, управляющего воздействия на строптивые страны и ключевые политические фигуры. Полученная таким образом информация может использоваться для вербовки и шантажа нужных лиц, а также их компрометации и дискредитации. В настоящее время технологии манипулирования существенно модернизированы и используются практически в глобальном масштабе.
Было бы странно, если бы в наши дни Вьетнам оказался вне зоны особого интереса системы слежки и прослушивания. Как следует из материалов, предоставленных Э. Сноуденом, за представительством Вьетнама в ООН, а также консульством СРВ в Вашингтоне спецслужбами США установлено наблюдение, которое предусматривает «сбор данных с передатчиков, установленных в электронных устройствах», «сбор данных с экрана компьютеров», «проецирование жесткого диска»20 и пр.
«Во Вьетнаме в целом понимают характер современных киберугроз и в августе 2014 г. в структуре Министерства безопасности СРВ было создано Управление сетевой безопасности»21 (вьетн. — Cuc An ninh mang).
Обнародованные Э. Сноуденом материалы свидетельствуют о том, что в настоящее время сложилась такая ситуация, когда рядовой потребитель, покупая на рынке бытовую технику, на свои же
деньги приобретает устройство, которое будет за ним следить и скрытно передавать всю информацию о нём в АНБ. Из истории известно, что практически всегда наиболее значимые инновации, которые даже получили название критических технологий, впервые применялись в военной и оборонной сфере. Очевидно, что самые передовые, самые новые технологии применяются прежде всего в производстве вооружений, однако даже профессионалы узнают о заложенных при производстве «закладках» только после их практического применения в боевой обстановке. Закупленное на Западе современное высокотехнологичное оружие в наши дни, как бы странно это ни выглядело на первый взгляд, может представлять особую, нетрадиционную угрозу для национальной безопасности. Директор музея войск ПВО РФ Юрий Кнутов рассказал общественности об известных в компетентных кругах особенностях западного высокотехнологичного оружия: «В 1999 г. Югославия перед самой войной закупила в странах НАТО радиоэлектронику для армии: радиостанции, радары. Вся электроника делается на БИСах — Больших Интегральных Схемах — в которых только процентов тридцать рабочие, а остальные ложные, чтобы конкуренты не могли скопировать (какие участки схемы рабочие, знает только разработчик). Далее начинается война. Проходит команда с американских спутников и самолетов дальнего радиолокационного обнаружения АВАКС — вот эти якобы ложные участки схемы активируются и вся электроника выходит из строя» .
Чем закончился для Югославии внезапный «выход из строя» армейских электронных систем, хорошо известно. Позднее похожий сценарий, по мнению хорошо информированных экспертов, был применен в отношении систем ПВО в Ираке и Ливии. Поэтому при диверсификации закупок критически важных для безопасности страны вооружений следует соблюдать разумный баланс и извлекать опыт из чужих ошибок. В мирное время, когда военная техника находится в режиме ожидания, обнаружить такую «закладку» практически невозможно, а если сложное электронное оборудование выходит из строя в ходе боя, то, как свидетельствуют приведенные выше примеры, становится слишком поздно что-либо изменить, а страны, должностные лица которых допустили такую оплошность, подверга-
ются агрессии, расчленяются и прекращают свое существование. Отмена американского оружейного эмбарго, с одной стороны, предоставляет возможность диверсификации вооружений их получателем, с другой — является угрозой безопасности нового типа.
Накануне визита президента США Б. Обамы во Вьетнам и отмены эмбарго во вьетнамской прессе информационная кампания по дискредитации российской политики в области военно-технического сотрудничества с Вьетнамом получила продолжение уже при поддержке «тяжелой артиллерии». Статью экс-посла Вьетнама в США Ле Ван Банга с красноречивым названием «Экс-посол Ле Ван Банг: Россия только продает оружие, а США могут помочь Вьетнаму»23 лично представил действующий посол США в СРВ на своей странице в социальной сети Facebook. Кстати, через некоторое время заголовок этого интервью был изменен на более нейтральный «Экс-посол Ле Ван Банг: США могут помочь сбалансировать ситуацию в Южно-Китайском море»24.
Все это говорит о том, что курс на раскачку ситуации внутри вьетнамского общества, взятый накануне XII съезда, продолжается и после его завершения.
В условиях усиления геополитической напряженности в регионе Вьетнам ожидаемо активизировал военно-техническое сотрудничество как с традиционными (РФ), так и с новыми (Израиль, ЕС, США) партнерами по безопасности.
Территориальные споры между странами Восточной Азии существенно отравляют атмосферу в регионе, стимулируя недоверие между соседними странами, не виданную в истории региона гонку вооружений, а также способствуют вовлечению в геополитические игры крупных внерегиональных держав, которые имеют большой опыт и ресурсы для того, чтобы использовать местные противоречия в своих интересах.
Вместе с тем, несмотря на серьезность угроз и вызовов, которые стоят перед Вьетнамом, следует помнить, что эта страна хорошо умеет защищать свои интересы, в чем имели возможность убедиться весьма грозные противники.
Регион ЮВА в настоящее время находится в процессе очередного витка нарастающего геополитического соперничества и борьбы за
http://viettimes.vn/viet-nam/thoi-su-chinh-tri/
cuu-dai-su-le-van-bang-nga-chi-ban-vu-khi-
my-co-the-giup-viet-nam-55820.html
CUu Dai sir Le Van Bang: Nga chi ban vu khi, My co the giup Viet Nam
viettimes.vn
VietTimes — DUa cho moi ngUdi xem nhu'ng tam poster, giufa hai la cd My-Viet la cau: "Quan doi
Отметок "Нравится": 518 Комментариев: 35
Нравится w Комментарий *■ Поделиться
= WBBtimrs Q.
ТН01 Slf-CHINH TRj
CVu Dai stf Le Van Bang: My co the giup can bang lire lirttog Bien Dong
HAI VAN - LE THO BINH 14/05/2016 - 07:38
VietTimes -- Oua cho moi ngiroi xem nhung tarn poster, giCra hai la co My-Viet la cau: "Quan doi My la ban ta/ Cun phi cong My moi la Viet Minh", ong McGovern, cha de cua IDG noi: "Chung ta da tung la dong minh cua nhau trong chien tranh chong phat xit sao nay khong the la dong minh trong hop tac xay dong".
Ong Le Van Bang
Ciru Dai sir Viet Nam tai My Le Van Bang kl trong cuoc tro chuyen edi md vdi VietTimes.
Can bang lire lircmg d Bien Dong
Скришоты интервью экс-посла СРВ в США 14 мая и 3 июня 2016 г. с разными заголовками. На первом скриншоте материал вьетнамского коллеги представлен действующим послом США в СРВ Тедом Осиусом
построение нового порядка, и Вьетнам, вне всякого сомнения, будет
25
играть самую активную самостоятельную роль в этих процессах .
В настоящее время Вьетнам уверенно и стабильно развивается, однако сформировавшиеся угрозы и вызовы безопасности как извне, так и изнутри требуют определенной реакции, которая вырабатывается и утверждается на съездах КПВ. СРВ, благодаря высокой эффективности управления, имеет хорошие шансы успешно преодолеть основные внешне- и внутриполитические проблемы, как это уже не раз бывало в истории этой страны в последние десятилетия.
Примечания
1 Le Hong Hiep. Phan tich sa bo tinh hinh nhan su Dai hoi 12 : [Ле Хонг Хиеп. Предварительный анализ кадровой ситуации XII съезда]. Vietnam's Leadership Transition in 2016: A Preliminary Analysis, ISEAS Perspective. No. 24. 2015. URL: http://nghiencuuquocte.net/2015/05/18/phan-tich-so-bo-tinh-hinh-nhan-su-dai-hoi-12/
2
Le Hong Hiep. Vietnam's Leadership Transition in 2016: A Preliminary Analysis. ISEAS Perspective. No. 24. May 2015. URL: https://lehonghiep.files.wordpress.com/ 2015/05/ iseas_perspective_2015_24_vietnam_leadership_transition_in_20161.pdf
3 Ibid.
4
Во время написания статьи Ле Хонг Хиеп был приглашенным исследователем в сингапурском Институте изучения Юго-Восточной Азии.
5 Le Hong Hiep. Phan tich sa bo tinh hinh nhan su Dai hoi 12 : [Ле Хонг Хиеп. Предварительный анализ кадровой ситуации XII съезда]. Vietnam's Leadership Transition in 2016: A Preliminary Analysis, ISEAS Perspective, No. 24, 2015. URL: http://nghiencuuquocte.net/2015/05/18/phan-tich-so-bo-tinh-hinh- nhan-su-dai-hoi-12/
6 Thayer C.A. Vietnam's China factor. APPS Policy Forum, September 2015. URL: http://nghiencuuquocte.net/2015/09/09/nhan-to-trung-quoc-dai-hoi-12/
7
Kolotov V. N. Russia's Views of the Security Situation in East Asia // Brookings East Asia Commentary. Number 61. September 2012. URL: http://www.brookings. edu/research/opinions/2012/09/17-russia-east-asia-kolotov
8 , ,
Minh Hien. Chu tich nuoc tha ca chep tai chua Tran Quoc : [Минь Хиен. Президент страны выпустил карпов в пагоде Чан Куок]. URL: http://news.zing.vn/chu-tich-nuoc-tha-ca-chep-tai-chua-tran-quoc-post387441.html
9
Китай—Вьетнам—США: дуга нестабильности в Южно-Китайском море — беседа с экспертом Владимиром Колотовым. URL: http://south-insight.com/kol otov (дата обращения: 02.11.2015).
10 Dai su My va gia dinh: Khuon mat cua phong trao LGBT о VN : [Посол США и семья. Лицо движения ЛГБТ во Вьетнаме]. URL: http://www.voatiengviet.com/ content/dai-su-osius-va-gia-dinh-tro-thanh-khuon-mat-cua-phong-trao-lgbt-o-vietn am/2896529.html (дата обращения: 03.08.2015).
11 Tran Huan, Trong Giap. Dai su My tha ca chep nhan ngay ong Cong ong Tao :
[Чан Хуан, Чонг Зиап. Посол США выпускает карпов по случаю дня дедушек Конга и Тао]. URL: http://vnexpress.net/photo/the-gioi/dai-su-my-tha-ca-chep- nha n-ngay-ong-cong-ong-tao-3146458.html (дата обращения: 11.02.2015).
12
Китай—Вьетнам—США: дуга нестабильности в Южно-Китайском
море — беседа с экспертом Владимиром Колотовым. URL: http://south-insight.co m/kolotov (дата обращения: 02.11.2015).
13 > ' '
Thai Loc, Ngoc Hien. Dai su Hoa Ky hoc nau bun bo Hue : [Тхаи Лок, Нгок
Хиен. Посол США учится варить суп традиционной кухни Хюэ]. URL: http://
tuoitre.vn/tin/chinh-tri-xa-hoi/20150205/dai-su-hoa-ky-hoc-nau-bun-bo-hue/70809
6.html
14 Тринвальд Г. Негде спрятаться. Эдвард Сноуден и зоркий глаз Дядюшки Сэма. СПб., 2015. С. 50.
15 Там же. С. 50.
16 Там же. С. 143.
17 Там же. С. 98.
18 Там же. С. 149.
19 Там же. С. 121.
20 Там же. С. 184.
21 Колотое В.Н. Характеристика геополитического положения Вьетнама // Современный Вьетнам. Справочник. М., 2015. С. 235.
22
Скобейда У. Военный историк Юрий Кнутов: Пересмотр итогов Великой Отечественной — первый шаг к началу третьей мировой войны. URL: http://www. kp.ru/daily/26336/3222968/ (дата обращения: 11.02.2015).
23 ~ ’
Hai Van, Le Tho Binh. Cuu Dai su Le Van Bang: Nga chi ban vH khi, My co the
giup Viet Nam: [Хай Ван, Ле Тхо Бинь. Бывший посол Ле Ван Банг: Россия только
продает оружие, США же могут помочь Вьетнаму]. URL: http://viettimes.vn/viet-
nam/cuu-dai-su-le-van-bang-nga-chi-ban-vu-khi-my-co-the-giup-viet-nacuu-dai.html
(дата обращения: 14.05.2016).
24 Hai Van, Le Tho Binh. Cuu Dai su Le Van Bang: My co the giup can bang luc luong Bien Dong : [Хай Ван, Ле Тхо Бинь. Бывший посол Ле Ван Банг: США же могут помочь сбалансировать силы в Южно-Китайском море]. URL: http:// viettimes.vn/viet-nam/cuu-dai-su-le-van-bang-my-co-the-giup-can-bang-luc-luong-bien-dong-55649.html (дата обращения: 14.05.2016).
25
Колотое В.Н. Характеристика геополитического положения Вьетнама. С. 235—236.