УДК 528.9: 553.98
НАВИГАЦИОННАЯ КАРТОГРАФИЯ - ПРОБЛЕМЫ И ЗАДАЧИ
Дмитрий Витальевич Лисицкий
Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, доктор технических наук, профессор, директор НИИ стратегического развития СГУГиТ, тел. (383)344-35-62, e-mail: nii@ssga.ru
Людмила Константиновна Радченко
Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, кандидат технических наук, доцент кафедры картографии и геоинформатики, тел. (383)361-06-35, e-mail: kaf.kartography@ssga.ru
Статья посвящена проблемам современного раздела картографии - навигационной картографии. В статье определены функции навигационной картографии, даны особенности навигационных карт, определены задачи, которые требуют своего решения.
Ключевые слова: навигационная картография, задачи навигационной картографии, навигационная карта, особенности навигационных карт.
NAVIGATION MAPPING - PROBLEMS AND CHALLENGES
Dmitry V. Lisitsky
Sibirian State University of Geosystems and Technology, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., D. Sc., Professor, Director of Institute of strategic development Shuvit, tel. (383)344-35-62, e-mail: nii@ssga.ru
Lyudmila K. Radchenko
Sibirian State University of Geosystems and Technology, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., Ph. D., associate Professor of the Department of cartography and Geoinformatics, tel. (383)361-06-35, e-mail: kaf.kartography@ssga.ru
The article is devoted to the problems of the modern section cartography / navigation cartography. The article defines the functions of the navigation mapping, given particular navigation maps, defined tasks that need to be addressed.
Key words: navigation, mapping, task mapping navigation, navigation map, navigation map features.
Последнее время, благодаря спутниковым технологиям, в картографии появился и стремительно развивается новый раздел - навигационная картография. Как следствие, этого развития на рынке появилось ряд навигационных карт, которые являются неотъемлемой частью повседневной жизни многих производств и отраслей хозяйства. В настоящее время создаются и активно используются (кроме общеизвестных: морских, авианавигационных и автонавигационных) навигационные карты для служб МЧС, для пожарных частей, для служб скорой помощи, раз-
личные навигационные справочники для широкого круга потребителей. Основная часть этих карт создана различными частными производственными компаниями, без соблюдения единых картографических принципов и правил создания картографических произведений. Причиной такой некорректности является отсутствие теоретической базы (основы) по навигационному картографированию, поэтому перед современными картографами стоит задача решить эту проблему.
Навигационная картография - это раздел картографии, изучающий теоретические и методические вопросы создания карт и приемы работы с ними, использующихся для решения различных навигационных задач.
Цель навигационной картографии - обеспечение специализированной достоверной картографической и мультимедийной информацией процесс передвижения человека самостоятельно или с помощью транспортного средства в определённом пространстве.
Функциями навигационной картографии являются:
а) создание навигационной карты, по сути дела это процесс - навигационное картографирование;
б) поддержание навигационной карты в современном актуальном состоянии, то есть оперативно обновлять ее;
в) использование навигационных карт.
Навигационная карта - это специальная тематическая карта с навигационной информацией, достаточной для решения задачи автоматизированного определения местоположения человека или транспортного средства и расчёта маршрута движения. Цифровые навигационные карты создаются для использования в электронном оборудовании и для решения навигационных задач в картографо-информационных системах различного назначения. Основная цель навигационной карты - это обеспечение ориентирования на местности.
Особенности навигационных карт:
Одной из главных особенностей навигационной карты является интуитивная читаемость, так как при движении (нет возможности посмотреть легенду) пользователь должен быстро сориентироваться на местности и принять решение о дальнейших действиях.
Второй особенностью является то, что картографическое изображение навигационной карты движется, и в зависимости от скорости управляемого объекта и благодаря системе глобального позиционирования, эта карта меняет свое содержание. То есть эта особенность «моделирует» следующую особенность, которая называется генерализация по фактору движения.
Также к особенностям навигационных карт относится ее многомасштабность. Масштаб навигационной карты изменяется от скорости движения управляемого объекта. При изменении масштаба должен изменяться и размер условного знака, чего собственно не происходит на многих автонавигационных картах [1].
Нельзя не сказать про способы визуализации навигационных карт, это и 2-D и 3-D и 4-D (когда четвертой характеристикой является время, и в зависимости от скорости передвижения изменяется наша карта).
Навигационная карта мультимедийна. Эта особенность проявляется при использовании в урбанизированных территориях: при наличии на автомобиле навигационного оборудования и соответствующей электронной карты достаточно указать конечный пункт следования, после чего бортовой компьютер, автоматически, разработает маршрут от текущего местоположения до пункта назначения и в процессе движения, будет подсказывать (голосом) о необходимых маневрах и т. д.[2].
К задачам навигационной картографии относятся:
- разработка классификации навигационных карт;
- описание математической основы (проекции, системы координат, масштаб);
- строгое определение содержания цифровой навигационной продукции, согласно масштабу. Содержание навигационных карт зависит от пользователя, для кого она создается, например, для пожарной части важным будет показать все пожарные гидранты, возможные препятствия во дворах улиц, информацию по строениям: этажность, материал постройки и назначение здания, возможное количество людей в здании, контактные телефоны лиц, ответственных за пожарную безопасность; для скорой помощи - важными будут совсем другие объекты;
- единой системы условных обозначений для всех видов навигационной продукции (в настоящее время стандартизированы и унифицицированы условные знаки только для морских и авианавигационных карт);
- обязательное исполнение принципов генерализации при составлении цифровых навигационных карт и справочников;
- способов оформления цифровой навигационной продукции;
- определение способов визуализации [3].
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Дубровина С.В., Канделаки К.Г. Проблемы создания автонавигационных карт и пути их решения [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.problemy-sozdaniya-avtonavigatsionnyh-kart-i-puti-ih-resheniya.pd, эл. есурс.
2. Мультимедийное направление в картографии [Текст] / Д. В Лисицкий, А. А. Колесников, Е. В. Комиссарова, П. Ю. Бугаков, В. С. Писарев // Изв. вузов. Геодезия и аэрофотосъемка. - 2014. - № 3 - С. 40 - 44.
3. Татаренко В. И., Радченко Л. К. Перспективы развития навигационной картографии // Изв. вузов. Геодезия и аэрофотосъемка. - 2015. - № 5/С. - С. 227-229.
© Д. В. Лисицкий, Л. К. Радченко, 2016