Научная статья на тему 'Навигационная безопасность плавания каравана по маршруту буксировки в условиях стационарности движения'

Навигационная безопасность плавания каравана по маршруту буксировки в условиях стационарности движения Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
194
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОМОРЕХОДНЫЙ ОБЪЕКТ / НАВИГАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ТРАЕКТОРИЯ ДВИЖЕНИЯ / БУКСИРНЫЙ КАРАВАН / RESTRICTED SEA-GOING OBJECT / NAVIGATION SAFETY / MOVEMENT TRAJECTORY / TOW CARAVAN

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Бражный Андрей Иванович

Рассмотрены вопросы навигационной безопасности движения маломореходного объекта; научно обоснована траектория движения маломореходного объекта в составе буксирного каравана; решено векторное линейное уравнение в условиях стационарности движения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Navigation safety caravan route towing in stationary traffic

The questions of navigation safety of restricted sea-going object movement have been considered; the trajectory of a restricted sea-going object as part of tow caravan has been scientifically substantiated; the vector linear equation in stationary traffic has been solved

Текст научной работы на тему «Навигационная безопасность плавания каравана по маршруту буксировки в условиях стационарности движения»

Вестник МГТУ, том 18, № 4, 2015 г.

стр. 601-604

УДК 656.618.1.08:004.942

А. И. Бражный

Навигационная безопасность плавания каравана по маршруту буксировки в условиях стационарности движения

А. I. Brazhny

Navigation safety caravan route towing in stationary traffic

Аннотация. Рассмотрены вопросы навигационной безопасности движения маломореходного объекта; научно обоснована траектория движения маломореходного объекта в составе буксирного каравана; решено векторное линейное уравнение в условиях стационарности движения.

Abstract. The questions of navigation safety of restricted sea-going object movement have been considered; the trajectory of a restricted sea-going object as part of tow caravan has been scientifically substantiated; the vector linear equation in stationary traffic has been solved.

Ключевые слова: маломореходный объект, навигационная безопасность, траектория движения, буксирный караван.

Key words: restricted sea-going object, navigation safety, movement trajectory, tow caravan.

Введение

Исследование направленных переходов системы "буксировщик - маломореходный объект" из режима безопасного плавания в режим опасного плавания обусловлено необходимостью контроля состояния безопасности навигации каравана, при котором можно осуществлять движение по заданной полосе положения и c учетом фиксированной вероятности нахождения маломореходного объекта и буксировщика в этой полосе.

Материалы и методы

Состояние навигационной безопасности буксирного каравана при стационарном плавании по заданному планом перехода курсу можно описать векторным линейным уравнением [1], [2].

Результаты исследований и их обсуждение

Предположим, что для буксирного каравана зафиксировано событие x(t, x0, е) - x'(t, x0, е) > £, которое показывает, что имеет место асимптотическое стремление траектории маломореходного объекта к траектории буксировщика, при котором преобладают активаторные свойства среды. Взаимодействие активаторных сил среды и ингибиторных сил, существующих на буксирной линии, может реализовываться в рамках математических моделей диффузионных процессов. Если далее считать эту гипотезу состоятельной, то состояние навигационной безопасности буксирного каравана при стационарном плавании по заданному планом перехода курсу можно описать векторным линейным уравнением

dY

d- = a(Y,t) + b(Y,t)0, 7(0 = Y0, (1)

где Y- n-мерный вектор состояния безопасности навигации каравана; a(Y, t) - n-мерный вектор; b(Y, t) -матрица порядка n х n; 0(t) - вектор белого шума Гаусса с математическим ожиданием m(t) и матрицей интенсивностей G(t); Y0 - вектор начального состояния c плотностью вероятности f(y0) [1], [2].

На основании литературных источников предположим, что плотность вероятности распределения фазовых координат ®(y, t) системы (1) при общих предположениях относительно возможности дифференцирования функций a(Y, t) и b(Y, t) может быть описана уравнением Фоккера - Планка -Колмогорова:

Эш(y, t)

---^—- = -div% ( y, t),

где n(y, t) - вектор плотности потока вероятности [2]. Его составляющие по положительным направлениям осей координат записываем в виде

П (У, 0 = 4 (У, t) ffl (y, t) + - X

,5[(y,t)® (y,t)]

2

n

(2)

601

Бражный А. И. Навигационная безопасность плавания каравана...

где Aj - коэффициенты сноса; Bj - коэффициенты диффузии, определяемые для уравнения (2) по формулам:

4 = a (y, t)+2 t G (<K (>’■ tB (y. <)m, (').

p, q, r - 1

дУ p

j -1

B = Z Gq (t К (У, t) dBJq ( y, t) .

p, q,r = 1

При рассмотрении уравнения (2) как уравнения сохранения вероятности, при котором количество вероятности, проходящей в положительном направлении за единицу времени, описывается потоком nj, предположим, что переход каравана из безопасного навигационного состояния в опасное определяется моментом его пересечения границ сфероида S^, где происходит процесс поглощения [3]. Данное предположение подтверждается интегрированием уравнения (2) при соблюдении заданных граничных условий, вытекающих из физического смысла обеспечения безопасной навигации. В связи с этим целесообразно наделить границу сфероида S^ функцией поглощения v*(y, t) [4], [5]. При этом поглощение состояний навигации буксирного каравана описывается обобщенным уравнением Фоккера - Планка - Колмогорова:

Эю* (y, t)

dt

■ = -d/vn* (y, t) - v* (y, t),

(3)

где ш (y, t) - функция плотности вероятности непоглощенных состояний, связанных с событием вида x(t, x0, е) - x'(t, x0, е) < Е; п (y, t) - вектор плотности потока вероятности с компонентами

’(У *) = 4 (у, t)ю* (y, *) + -£

ьл д[ В (У, *)ю* (У, *)]

21=

ду

здесь v (y, t) - плотность поглощения вероятности (функция поглощения), соответствующая событию x(t, xo, е) - x'(t, xo, е) > Е [4].

Плотность вероятности определяется условиями поглощения и в области изменения фазовых координат характеризуется функцией поглощения v (y, t) [5]. Допустим, что процесс поглощения протекает на поверхности сфероида и описывается уравнением

v* (У t) = 8 (a (У)- Y (t)) С (t) (п°п (у, ?)),

(4)

где a(y) - y(t) - параметрическое уравнение гиперповерхности сфероида, определяющегося границей фазовой области W; 5 - дельта-функция; п0 - внешняя нормаль к поверхности сфероида S^; c1(t) - коэффициент полноты поглощения [4], [5].

Введение уравнений поглощения позволяет найти решение уравнения (3) для всей области фазового пространства системы (1) при начальном условии ш (y, t) = fty0) и нулевых граничных условиях для yj = ± да (i = 1, ..., п). В этом случае функция ш (y, t) не является нормированной за счет существования эффекта поглощения. Интеграл от этой функции по всей поверхности области фазового пространства W дает возможность определить текущую вероятность нахождения буксирного каравана в безопасном состоянии, т. е.

р (t) = J ю* (у, t) dy < 1,

при этом для t = t0 значение P1(t0) = 1. Тогда текущая вероятность перехода навигационного процесса буксирного каравана в опасное состояние с максимальным количеством рисков рассчитывается по формуле

ро (t) =1- j ш* (У t)Ф

Для определения значений функции P1(t) составим дифференциальное уравнение ее изменений. Проинтегрировав уравнение (3) по всей бесконечной области существования вектора Y, получим

р* (1) = - j v* (-У’1 )dy,

(5)

л

-да

-да

-да

да

так как J divn (у, t)dy = 0.

-да

602

Вестник МГТУ, том 18, № 4, 2015 г.

стр. 601-604

Подставив в правую часть уравнения (5) выражение для v*(y, t) из формулы (4) и нормируя m*(y, t), получим

P1* (t) = P1C1 - J (n°n (y, t)) dy,

S

(6)

где S - поверхность заданного сфероида ; n(y, t) - нормализованный вектор потока вероятности, он равен

n(y, t) = n*(y, t) / P1(t) и имеет следующие компоненты:

1 х" 1

П (У, t) = A (у, t) ю (y, t) + - £

д[BtJ (у, t) ffl (у, t)]

ду,

, = 1

Таким образом, для дальнейших исследований используем нормированную плотность вероятности

и* (у, t)

фазовых координат, равную отношению вида и (у, t) = -

P (t) '

Принимаем, что поглощение реализаций внутри сфероида Sq для функции поглощения пропорционально плотности вероятности нахождения внутри

v* (y, t) = c2 (t) rn* (y, t)

(7)

где c2(t) > 0 и учитывает интенсивность поглощения.

Подставив выражение (7) в правую часть формулы (5), найдем [6]

р* =-р j c2 (t) ® (У, t) dy .

S

q

Представим равнения (6) и (8) в сокращенном виде

P* =-Pn( t)

(8)

(9)

и зафиксируем их начальное условие выражением P0(t0) = 1.

Введенная в уравнение (9) функция p(t) характеризует поведение функции поглощения v (y, t) внутри сфероида и на его поверхности. Для характеристики поглощения состояний навигации буксирного каравана на поверхности сфероида функцию p(t) представим в виде

П () = j (»°п (У> t)) dy,

S

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

при поглощении этих состояний внутри сфероида функцию n(t) преобразуем к виду

П () = j (c2 (t) ® (У t)) dy-

S

q

Для решения уравнения (9) при фиксированном начальном условии Po(to = 0) = 1 используем выражение

P(t)= exp

t

J П (Td T

0

(10)

следовательно, вероятность перехода буксирного каравана в опасное состояние за пределы поверхности сфероида Sq можно определить по формуле

P0 (t) =1 - exp

t

J П (T d T

0

(ii)

Поэтому, зафиксировав значение верхней границы P1(t) в формуле (10) или нижней границы P0(t) в формуле (11) и задавшись функцией р(т), можно определить временной интервал, в течение которого буксирный караван будет находиться в навигационной безопасности в границах сфероида Sq, взятого за основу при разработке плана маршрута буксировки.

603

Бражный А. И. Навигационная безопасность плавания каравана...

Для решения задачи по обеспечению безопасности навигации буксирного каравана по заданным маршрутам необходимо установить функцию п(т), которая зависит от нормированной функции вероятности вида ю(у, t), при этом

Эш (y, t) dt

■divn(y, t) - v(y, t) + n(т)ш(y, t),

v (У *)

v* (У, *) P (*) '

(12)

Дифференциальное уравнение (12), полученное из формулы (3) с учетом позиции (9), для определения вида функции п(т) необходимо проинтегрировать при заданном начальном условии ю(у, t0) = f(y0) и нулевых граничных условиях на бесконечности.

Заключение

Таким образом, приведенные в статье результаты исследования по обеспечению навигационной безопасности буксирного каравана с маломореходным объектом, траектория которого асимптотически стремится к траектории буксировщика, могут быть использованы при разработке плана буксировки с оценкой навигационной безопасности с заданной вероятностью.

Библиографический список

1. Колмогоров А. Н. Об аналитических методах в теории вероятностей // Успехи математических наук. 1938. № 5. С. 5-41.

2. Тихонов В. И., Миронов М. А. Марковские процессы. М. : Советское радио, 1977. 488 с.

3. Феллер В. Введение в теорию вероятностей и ее приложения. В 2 т. М. : Мир, 1967.

4. Вентцель Е. С., Овчаров Л. А. Теория случайных процессов и ее инженерные приложения. М. : Высш. школа, 2000. 383 с.

5. Чкония В. А. Оптимальное использование пространства знаний в интеллектуальных системах судовождения : дис. ... канд. техн. наук : 05.22.19 / Чкония Валентина Александровна. Мурманск, 2004. 164 с.

6. Пасечников М. А. Организованность социотехнических систем судовождения и методы ее поддержания с минимизацией информационной загрузки человеческого элемента : дис. ... канд. техн. наук : 05.22.19 / Пасечников Михаил Александрович. Мурманск, 2006. 141 с.

References

1. Kolmogorov A. N. Ob analiticheskih metodah v teorii veroyatnostey [On analytical methods in probability theory] // Uspehi matematicheskih nauk. 1938. N 5. P. 5-41.

2. Tihonov V. I., Mironov M. A. Markovskie protsessy [Markov processes]. M. : Sovetskoe radio, 1977.

488 p.

3. Feller V. Vvedenie v teoriyu veroyatnostey i ee prilozheniya [An introduction to probability theory and its applications]. V 2 t. M. : Mir, 1967.

4. Venttsel E. S., Ovcharov L. A. Teoriya sluchaynyh protsessov i ee inzhenernyie prilozheniya [Theory of random processes and its engineering applications]. M. : Vyssh. shkola, 2000. 383 p.

5. Chkoniya V. A. Optimalnoe ispolzovanie prostranstva znaniy v intellektualnyh sistemah sudovozhdeniya [Optimum use of space knowledge in intellectual systems of navigation] : dis. ... kand. tehn. nauk : 05.22.19 / Chkoniya Valentina Aleksandrovna. Murmansk, 2004. 164 p.

6. Pasechnikov M. A. Organizovannost sotsiotehnicheskih sistem sudovozhdeniya i metody ee podderzhaniya s minimizatsiey informatsionnoy zagruzki chelovecheskogo elementa [Orderliness of sociotechnical systems and navigation methods of minimizing the maintenance data downloading of the human element] : dis. ... kand. tehn. nauk : 05.22.19 / Pasechnikov Mihail Aleksandrovich. Murmansk, 2006. 141 p.

Сведения об авторах

Бражный Андрей Иванович - ФГБОУ ВПО "Мурманский государственный технический университет", Морской институт, кафедра судовождения, аспирант; e-mail: brand-70@mail.ru

Brazhny A. I. - FSEI HPE "Murmansk State Technical University", Marine Institute, Department of Navigation, PhD Student; e-mail: brand-70@mail.ru

604

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.