Научная статья на тему 'Наукоемкое предприятие как объект стратегического управления'

Наукоемкое предприятие как объект стратегического управления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
79
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУКОЕМКОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / МАРКЕТИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / КОНЪЮНКТУРА РЫНКА / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Белых В. И.

В статье рассматриваются основополагающие признаки наукоемких предприятий, их краткое содержание. Особое внимание автор уделяет особенностям стратегического планирования в поддержании конкурентных преимуществ предприятия, а также роль маркетинговой составляющей при разработке стратегических планов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KNOWLEDGE-INTENSIVE ENTERPRISE AS OBJECT OF STRATEGIC MANAGEMENT

In this paper fundamental signs of the knowledge-intensive enterprises, their summary are considered. Author pays attention to the features of strategic planning in maintenance of competitive advantages of the enterprise, and also a role of a marketing component when developing strategic plans

Текст научной работы на тему «Наукоемкое предприятие как объект стратегического управления»

НАУКОЕМКОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ КАК ОБЪЕКТ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ

KNOWLEDGE-INTENSIVE ENTERPRISE AS OBJECT OF STRATEGIC MANAGEMENT

В.И. БЕЛЫХ, канд. техн. наук, профессор

Омский государственный технический университет

V.I. BELYKH, Cand. of techn. sci., Full professor

Omsk state technical university

Аннотация

В статье рассматриваются основополагающие признаки наукоемких предприятий, их краткое содержание. Особое внимание автор уделяет особенностям стратегического планирования в поддержании конкурентных преимуществ предприятия, а также роль маркетинговой составляющей при разработке стратегических планов.

Abstract

In this paper fundamental signs of the knowledge-intensive enterprises, their summary are considered. Author pays attention to the features of strategic planning in maintenance of competitive advantages of the enterprise, and also a role of a marketing component when developing strategic plans.

Ключевые слова: наукоемкое предприятие; маркетинговые исследования; конъюнктура рынка; конкурентные преимущества; эффективность предприятия.

Keywords: knowledge-intensive enterprise; market researches; market condition; competitive advantages; efficiency of the enterprise.

К наукоемким предприятиям относятся предприятия с высокими абсолютными и относительными затратами, в отношении с общими затратами на производство, научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки. Наибольшее развитие наукоемкие предприятия получили в аэрокосмической, ракетной авиационной, автомобильной отрасли промышленности, приборостроении, микробиологической промышленности, индустрии информатики и др. Как и любая организационная структура, наукоемкое предприятие имеет свои основополагающие признаки (рис. 1).

Рис. 1. Основополагающие признаки наукоемкого предприятия.

Главным признаком наукоемкого предприятия, как и его коллектива, лежащего в его основе, считается наличие цели. Цель придает смысл его существования, определенность и конкретную направленность действиям персонала [3].

Достижение целей наукоемкого предприятия возможно только при наличии некоторого количества участников, а также объединение их сил и способностей.

Следующим признаком наукоемкого предприятия является системность, обеспечивающая наличие связей между его отдельными элементами, с помощью которых они взаимодействуют и влияют друг на друга. Связи могут быть экономическими, техническими, технологическими, информационными, социальными и т.д.

Действие признака саморегулирования позволяет наукоемкому предприятию в определенных рамках самостоятельно решать многие вопросы внутренней жизни и с учетом конкретных обстоятельств выполнять внешние команды.

Признак обособленности выражается замкнутостью внутренних процессов и наличием границ, отделяющих предприятие от внешнего окружения, в том числе от конкурентов. Границы могут быть как идеальные (нормы, права, предписания, подписки о неразглашении), так и материальные (стены, заборы, охранные системы) и т.д.

Наличие специфической культуры в настоящее время считают одним из основополагающих факторов конкурентоспособности предприятия. Культура - это совокупность норм, ценностей, моделей поведения, ритуалов, традиций и т.д. [2].

Как живой организм рождается, развивается, достигает зрелости, стареет и умирает, так и наукоемкое предприятие зарождается, выводит свою продукцию на рынок, увеличивает объемы производства и реализации продукции, но неминуем процесс стабилизации и спада. Классическое представление этапов жизненного цикла предприятия представлено на рис. 2.

зарождение подъем стабилизация спад гибель

Рис. 2. Этапы жизненного цикла предприятия.

Кривая этапов жизненного цикла предприятия и его продукции имеет одинаковую форму, как правило, длительность жизненного цикла продукции значительно меньше длительности жизненного цикла предприятия в связи с тем, что в условиях рыночных отношений главным субъектом является потенциальный потребитель выводимой на рынок продукции. Именно он, потребитель, диктует условия, которые должен выполнять производитель, чтобы вызвать спрос на произведенную продукцию. Следовательно, главным успехом и производителя, и потребителя является их взаимная «договоренность» о качестве, времени вывода на рынок, цене продукции.

Разрабатывая стратегию предприятия, производитель не может не считаться с требованиями потенциальных потребителей. Поскольку на рынке предприятия находятся в постоянной конкурентной борьбе, и каждое стремится к победе в этой борьбе. Поэтому стратегическое управление наукоемким предприятием в условиях рынка предполагает постоянное изучение нужд, потребностей и запросов потенциальных клиентов, а также стратегии конкурентов, и выработку стратегии собственного предприятия, которая была бы направлена на формирование и поддержание его конкурентных преимуществ в достаточно длительной перспективе. Эффективная деятельность предприятия в условиях рыночной конкуренции описывается совокупностью кривых жизненного цикла (рис. 3).

Представленные на рис. 3 кривые жизненного цикла выпускаемой продукции (1, 2, 3, ..., п) наглядно показывают влияние процесса стратегического планирования на эффективность деятельности наукоемкого предприятия.

В случае совпадения кривой жизненного цикла предприятия и выпускаемой продукции (рис. 2), предприятие неминуемо ждет гибель одновременно с падением спроса на выпускаемую продукцию и реанимировать предприятие в данном случае будет очень сложно, или вообще невозможно.

Совершенно иная ситуация представлена на рис. 3, миссия предприятия нацелена на удовлетворение потребителей продукцией удовлетворяющей их запросы и потребности. Хорошо поставленная на предприятии работа маркетинговой службы позволяет руководству иметь достоверную

информацию об изменениях конъюнктуры рынка (результаты исследования потребностей обслуживаемой и потенциальной клиентуры, конкурирующих предприятий и т.д.) [1]. Как только инновационная продукция (точка А рис. 3) выведена на рынок растет потребительский спрос, увеличивается объем производства, предприятие, с учетом результатов конъюнктурных исследований рынка приступает к разработке новой продукции. Учитывая постоянно растущие потребности клиентуры, желание приобрести более совершенные товары, более высокого качества, каждый вид продукции после этапа стабилизации неминуемо ожидает спад. К моменту снижения спроса на продукцию 1 (кривая 1 на рис. 3), выпуск продукции 2 (кривая 2 на рис. 3) достигает максимальных объемов производства.

1.

Рис. 3. Деятельность наукоемкого предприятия в условиях рыночной конкуренции.

Рассмотренная ситуация наглядно показывает, что основной задачей руководителя предприятия является решение стратегических вопросов, а незначительные колебания объемов производства (Д(С-В) на рис. 3) практически не повлияют на эффективность деятельности, и предприятие будет постоянно удерживать свои конкурентные позиции.

Библиографический список

1. Божук С.Г. Маркетинговые исследования. Основные концепции и методы. СПб: Вектор, 2005. 288 с.

2. Веснин В.Р. Менеджмент: учеб. 2-е изд., перераб. и доп. ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. 504 с.

3. Шейн Э.Х. Организационная культура и лидерство / Пер. с англ. под ред. В.А. Спивака. СПб: Питер, 2002. 336 с.

Контактная информация

[email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.