Научная статья на тему 'Науке юность не помеха'

Науке юность не помеха Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
78
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мороз Денис

О своих личных стремлениях и увлечениях, а также о том, что сегодня волнует представителей научного сообщества, в интервью журналу "Наука и инновации" рассказала кандидат исторических наук ученый секретарь Совета молодых ученых НАН Беларуси Ксения Разуванова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Науке юность не помеха»

Новые имена

Науке

юность не помеха

Молодые ученые - это талантливые активные люди с широким кругом интересов, беседовать с которыми - одно удовольствие. О своих личных стремлениях и увлечениях, а также о том, что сегодня волнует представителей научного сообщества, рассказала кандидат исторических наук ученый секретарь Совета молодых ученых НАН Беларуси Ксения РАЗУВАНОВА.

- Чем вас привлекла история? Что сформировало интерес к этой дисциплине?

- Очень многое зависит от конкретных людей, с которыми мне посчастливилось встретиться на своем жизненном пути. Сегодня, оглядываясь назад, я понимаю, что среди всех школьных учителей мне особенно везло с преподавателями истории. Это были очень яркие, интересные и эрудированные личности. Они умели увлечь своим предметом. Мысли когда-нибудь заниматься

научной деятельностью у меня начали появляться еще в школьные годы. Дело в том, что в нашем роду два кандидата наук и два доктора наук, один из них как раз историк. Поэтому можно сказать, что все располагало к тому, чтобы я выбрала научную стезю.

Что же касается выбора конкретно Института истории, аспирантуру которого я окончила после БГУ, то здесь, наверное, не последнюю роль сыграл имидж Национальной академии наук.

- Доводилось ли вам в студенческие годы или за время работы в Институте истории принимать участие в археологических экспедициях? Никогда не было мыслей поработать в этом направлении?

- Это действительно очень интересно. Будучи школьницей, я связывала свое будущее с поступлением на исторический факультет именно в связи с возможностью стать археологом, раскапывающим что-то в Египте. Классический образ, навеянный художественными фильмами. Наверное, все с этого и начиналось - детская мечта. После первого курса для практики я выбрала возможность отправиться в археологическую экспедицию. Мы изучали городище недалеко от Браслава. Это было очень весело и увлекательно. Со многими студентами и волонтерами с тех раскопок я до сих пор поддерживаю связь. Иногда думаю, что, может быть, в свое время надо было выбрать в качестве специализации археологию, но что сделано, то сделано. История ведь не терпит сослагательного наклонения. Мне нравится то, чем я сейчас занимаюсь.

- Какое же направление вы выбрали? Какие научные исследования планируете?

- С момента учебы в университете приоритеты менялись, но в целом больше я склоняюсь к вопросам международных отношений. Кандидатскую диссертацию защищала по деятельности Белорусского института хозяйства и культуры в Западной Беларуси в 1920-1930 гг. - классический пример нахождения белорусов в составе другого государства. Последние два года занимаюсь изучением белорусской диаспоры в странах ближнего зарубежья, а более конкретно - положением белорусов в России. В перспективе есть желание исследовать статус соотечественников в Польше, Украине и Прибалтике.

К тому же я являюсь заместителем председателя Совета молодых ученых Института истории и ученым секретарем Совета молодых ученых Национальной академии наук Беларуси.

- С какими основными трудностями сталкивается молодой ученый в Беларуси?

- Я глубоко убеждена и настаиваю на том, что науку нельзя делить на науку «молодых» и «не молодых». Яркий пример -большинство серьезных научных открытий всегда делается коллективом, командой. Время, когда два человека могли у себя

в гараже собрать персональный компьютер, закончилось. Мы молодые с точки зрения возраста, но это лишь формальный признак. С практической точки зрения разделять на молодых и не молодых - неправильно. Нам необходимы поддержка и

Инновации и инвестиции

советы. А старшее поколение в свою очередь нуждается в учениках, чтобы передать свой опыт. Здесь и корень самой проблемы разделения, но здесь и ответ на ваш вопрос.

- Насколько государство открыто для свежих идей молодых? Созданы ли условия для того, чтобы они были услышаны?

- На мой взгляд, сегодня у молодежи есть все для творческого роста. Разумеется, чаще всего вспоминают о проекте «100 идей для Беларуси», однако не следует забывать, что имеются и другие возможности для самореализации. Например, конкурс инновационных проектов Республики Беларусь, ежегодно проходящий в нашей стране.

В нем выделена даже специальная номинация за лучший инновационный проект среди молодых ученых.

Кроме того проводятся всевозможные конференции, которые также являются хорошей площадкой, чтобы заявить о себе. Совет молодых ученых Национальной академии наук Беларуси ежегодно организует научную конференцию «Молодежь в науке». К примеру, последняя из них, состоявшаяся в ноябре 2013 г., была десятой, юбилейной. Особенно радует и вызывает искреннюю благодарность та поддержка, которую в подготовке и проведении мероприятия оказало руководство и именитые ученые Национальной академии наук Беларуси, представители вузовской науки. Кроме того, обращает на себя внимание тот факт, что конференция получилась действительно «международной» - в этом году мы принимали гостей из России, Украины, Армении, Польши и Латвии. Всего на конференции прозвучало около 300 докладов.

К тому же существует ряд фондов, предназначенных для финансовой поддержки научных изысканий, в том числе молодых ученых, среди которых специальный фонд Президента Республики Беларусь по под-

держке талантливой молодежи, Белорусский республиканский фонд фундаментальных исследований и другие. Поэтому то обстоятельство, что государство заинтересовано в научных разработках и творческой самореализации молодых ученых, лично для меня очевидно.

- Раз уж вы вспомнили проект «100 идей для Беларуси», то скажите, насколько активно ученые НАН Беларуси принимали в нем участие?

- В 2012 г. из 100 проектов, поданных на конкурс, 25 были заявлены от Национальной академии наук Беларуси. Лично мне как представителю определенной области знаний сложно сравнивать, а тем более выделять какие-то конкретные проекты, тем не менее как историку очень запомнилась работа, посвященная каталогизации, поддержке

и восстановлению мемориалов Первой мировой войны. Эта идея поддерживается руководством Академии, поскольку осенью нынешнего года исполняется сто лет с начала этого страшного события. К тому же оно, как объект исследования, интересно с точки зрения отечественной истории, формирования исторической памяти и той роли, которую Первая мировая война сыграла в процессе формирования национального самосознания. Кроме того, известен тот факт, что любые исторические памятники -это в потенциале еще и объекты для усиления туристической привлекательности страны.

- С какими зарубежными научными учреждениями у Совета молодых ученых налажено сотрудничество?

- Мы поддерживаем контакт с академическими советами молодых ученых России и Украины, сотрудничаем с Университетом Назарбаева. Помимо этого нас связывает давняя дружба с молодыми учеными Сибирского отделения Российской академии наук. Было очень приятно получить от них видеоприветствие по

случаю открытия нашей конференции «Молодежь в науке». В стадии подписания находится договор о сотрудничестве с Юргинским технологическим институтом, представители которого побывали в Минске. Могу смело сказать, что мы открыты для новых предложений от всех, кто интересуется наукой и хочет прилагать усилия для ее развития.

- Рэй Брэдбери как-то сказал в одном из своих интервью, что люди сделали кучу глупостей: придумали костюмы для собак, должность рекламного менеджера и штуки вроде !РЬопе, не получив взамен ничего, кроме кислого послевкусия. У человечества есть возможность бороздить космос, но оно хочет заниматься потреблением. Вы согласны с классиком?

- Конечно, в этом отчасти есть смысл. Тем не менее, необходимо смотреть на эту проблему под иным углом. Современное общество - сложная система,

в которой невозможно четко разграничить различные сферы. С одной стороны, достижения науки позволили существенно улучшить быт человека, облегчить ему жизнь. С другой - люди «зациклились» на вещах, порою забывая и о том, кто и для чего «подарил» им все это, и о более существенных, внутренних гранях человеческой сущности. Процессы трансформации, происходящие в нашем мире, возлагают на ученых (в особенности гуманитариев) большую ответственность, в том числе в вопросе переосмысления положения современного общества в условиях развития глобализаци-онных процессов и научно-технического прогресса. В то же время нужно понимать, что без открытий, совершенствования технологий и науки у нас не было бы ничего, в том числе ни 4-го, ни 5-го айфона.

Денис МОРОЗ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.