Научная статья на тему 'Наука в фокусе времени'

Наука в фокусе времени Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
90
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Емельянович Ирина

В новом спецпроекте «Национальное достояние» мы расскажем о том, чем живут музеи страны, ознакомимся с основными направлениями их деятельности, заглянем в запасники, представим самые интересные музейные экспонаты. Начнем с Музея истории Национальной академии наук Беларуси классической экспозиции, включающей уникальные предметы и исчерпывающую информацию о наших ученых и изобретателях, о научных школах, о большом значении отечественной науки в стране и мире. Именно здесь, в одном месте, собраны материалы о более 500 белорусских академиках. В год музей посещают полторы две тысячи человек. Это школьники и студенты, сотрудники исследовательских институтов и высших учебных заведений, люди, интересующиеся научными и техническими достижениями. Здесь проводятся Дни открытых дверей, тематические выставки, организуются экспозиции, посвященные юбилеям известных отечественных деятелей науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Science in the focus of time

In the new special project “National Heritage” the History museum of the Academy of Sciences of Belarus presents its new exposition and defines the main lines of educational and scientific activities.

Текст научной работы на тему «Наука в фокусе времени»

Наука

в фокусе времени

В новом спецпроекте «Национальное достояние» мы расскажем о том, чем живут музеи страны, ознакомимся с основными направлениями их деятельности, заглянем в запасники, представим самые интересные музейные экспонаты. Начнем с Музея истории Национальной академии наук Беларуси -классической экспозиции, включающей уникальные предметы и исчерпывающую информацию о наших ученых и изобретателях, о научных школах, о большом значении отечественной науки в стране и мире. Именно здесь, в одном месте, собраны материалы о более 500 белорусских академиках. В год музей посещают полторы - две тысячи человек. Это школьники и студенты, сотрудники исследовательских институтов и высших учебных заведений, люди, интересующиеся научными и техническими достижениями. Здесь проводятся Дни открытых дверей, тематические выставки, организуются экспозиции, посвященные юбилеям известных отечественных деятелей науки.

Первая экспозиция

В феврале 1980 г. Президиум АН БССР принял решение о создании Музея истории Академии наук. Для его реализации при Институте истории в 1982 г. в отделе истории науки была образована специальная группа. В 1983-м руководить ею назначили старшего научного сотрудника института, кандидата исторических наук Николая Токарева. Вот как он рассказывает о первых шагах на этом пути:

Идея создания музея принадлежит выдающемуся ученому и организатору науки академику Н. А. Борисевичу, в те годы президенту АН БССР. Во время серьезной реконструкции здания Академии наук в 1970-х гг. Николай Александрович запланировал специальное помещение для этих целей и предложил мне включиться в процесс сбора материала для музея. Дело это было для меня новое, ведь музейная работа имеет свою специфику, с которой я был совершенно незнаком. Я выразил пожелание предоставить нам возможность посетить имеющиеся в Советском Союзе наиболее известные учреждения такого рода, чтобы набраться опыта, постигнуть азы новой деятельности. Нам пошли навстречу, и мы смогли поехать в Москву, Ленинград, Киев, Тарту с тем, чтобы узнать, чем занимаются крупнейшие музеи страны. Надо сказать, что эта работа оказалась чрезвычайно увлекательной, невзирая на то, что нам пришлось начинать все с нуля.

В первую очередь нужно было выработать концепцию музея. В основу этого процесса были положены научные, эстетические и технические составляющие, единство которых необходимо для полноценного восприятия экспозиции. Накапливали материалы об именитых ученых, записывали их воспоминания, собирали фотографии, личные

вещи. Для демонстрации собранного арсенала необходимо было изготовить специальное оборудование- стеллажи, витрины, полки, столы. Их разработкой занялось Центральное конструкторское бюро с опытным производством и СКБ Института тепло- и мас-сообмена им. В. И. Лыкова. Оставалось воплотить в жизнь архитектурно-художественный замысел. За его реализацию взялся член Союза художников БССР Владимир Кондратьев. Вместе с ним сотрудники музея прорабатывали расположение экспонатов, определяли размеры экспозиционных зон, принимали решение о формах подачи материалов. Их хотелось представлять классически, но в то же время внести в привычную атрибутику элементы современности, например вращающиеся витрины, телевизор. Все эти моменты вызывали споры и разногласия, но в ходе их зарождалось и в итоге было принято решение, которое впоследствии оказалось оптимальным.

Николай Токарев вспоминает, что работы по созданию музея вызвали огромный интерес в среде ученых:

Многие из них приходили к нам, давали дельные советы, приносили материалы, письма, воспоминания. Несколько раз посещал музей на стадии подготовки экспозиции Гавриил Го-рецкий - старейший академик из первого состава действительных членов Академии наук. Он сделал нашему учреждению поистине бесценный подарок - передал оригинал документа о присвоении ему этого высшего ученого звания. К тому же научная деятельность Гавриила Ивановича - одного из крупнейших геологов Советского Союза - была представлена в экспозиции в разрезе именно этого направления, а делал он свои первые шаги в науке как экономист-географ. К сожалению, работа ученого была прервана: в годы сталинских репрессий он был сослан на строительство Беломорско-Балтий-ского канала и по воле случая начал заниматься геологией. Как известно, достиг огромных успехов на этом поприще,

Экспозиция 2009 г.

но сохранил и труды по экономической географии Беларуси, которые были ему чрезвычайно дороги. Ему хотелось видеть их среди экспонатов музея - и мы с радостью пошли навстречу пожеланиям академика.

Первая экспозиция была создана по тематико-хроноло-гическому принципу. Здесь нашли отражение история создания и развития Академии наук, ее научных подразделений, основные этапы становления белорусской науки, научных школ в области естественных, технических, медицинских и гуманитарных наук. В музее были представлены материалы по организации науки в республике с момента образования Института белорусской культуры - прародителя Академии. Среди экспонатов находились редкие экземпляры научных журналов и книг, рукописей, переписка маститых ученых, автобиографические сведения о них, уникальные фотографии, научные труды, государственные награды. Нашли свое место здесь и материалы первых археологических раскопок и этнографических экспедиций, макеты при-боров,разработанных белорусскими учеными в 20-30 гг. прошлого века.

Экспозиция 1989 г.

Уголок, посвященный деятельности ЦНБ им. Я.Коласа

Начало экспозиции

Поставленная перед сотрудниками музея задача - открыть его к 60-летию создания Академии наук БССР - была выполнена. 31 марта 1989 г. Музей истории науки принял первых посетителей. Его первым директором был назначен член-корреспондент Петр Петриков.

Экскурсия по музею

Основная задача музейных работников - сбор экспонатов и формирование фондов. Однако экспозиция - это только верхушка айсберга, не менее важен и материал, хранящийся в запасниках и фондах. Ведь музейные предметы -это и первоисточники знания,

и культурно-исторические ценности, поэтому они активно используются историками, этнографами, специалистами из других областей. Утилитарно представляя научную среду, музейные собрания предметно фиксируют общественный и исторический опыт, передаваемый от поколения к поколению.

По этому поводу Николай Токарев высказывает такое мнение:

Есть такое понятие - «музейная потребность», то есть потребность сохранения музейных предметов, обладающих свойством отражения действительности и являющихся источниками ценной семантической и эстетической информации.

Поэтому мы всевозможными способами расширяли и приумножали нашу базу. Особенно бережно относились к экспонатам, связанным с периодом Великой Отечественной войны. Например, в семье сотрудника Института социалистического сельского хозяйства АН БССР П. Е. Прокопо-ва, впоследствии члена-корреспондента, служившего во время войны в должности командира батареи и командира дивизиона гвардейского артиллерийского полка, сохранилась гимнастерка, в которой он вернулся с фронта. По сути, это не просто вещь, а свидетельство и отваги, и воинского долга, и героизма, которая будит воображение, заставляет человека прикоснуться к тому периоду в истории страны, когда наука была вынуждена «одеться в шинель» и защищать Родину. Есть среди экспонатов такого рода финский нож сотрудника Института истории Г. Я. Галенченко, личные вещи академика Л. Н. Липатова, прошедшие с ним всю войну, и другие предметы той героической поры.

Архивная база музея неуклонно расширялась, ее пополняли не только биографические материалы о выдающихся людях науки, но и передовые научно-технические разработки. К 2006 г. насчитывалось свыше 13 тыс. экспонатов, и места для них катастрофически не хватало. По инициативе Михаила Мясниковича, возглавлявшего НАН Беларуси с 2001 по 2010 г., началась перестройка экспозиции. Предпочтение при этом было отдано применению технических средств, прежде всего аудиовизуальных, расширяющих возможности демонстрации музейных предметов, например голографии, видео-и звукотехнике, а также другой аппаратуры, позволившей

переформатировать и тем самым не только сохранить, но и продемонстрировать посетителям многие материалы. Большая часть музейного фонда была оцифрована, и теперь можно вести электронный поиск документов. Над созданием новой экспозиции несколько лет трудилась тогдашний директор музея Ольга Гапоненко. И к 80-летию Академии наук торжественно открылся обновленный музей. Он занимает площадь 250 м2 и представляет собой комплексное собрание информации о достижениях белорусской науки с акцентом на новейшие исследования. В структурной композиции музея сохранился тематико-хроно-логический принцип, в соответствии с которым отражены основные этапы становления и развития отечественной академической науки, создания научных школ. Каждому из 7 отделений наук НАН Беларуси посвящены свои разделы. Однако временные рамки экспозиции были значительно расширены. Здесь нашли свое место материалы о том, какой была наука в нашей стране до создания Академии, как шел процесс накопления и пополнения знаний, развития научных представлений на территории нашей республики с момента появления первого человека, рассказывается

ЕТИВд

о знаменитых ученых-земляках. Именно с этого нового зала, который называется «Ля вытокау беларускай навую», начинается экскурсия по музею. В следующей экспозиции представлен довоенный период в истории академии - с 1929 по 1941 г., третья рассказывает о деятельности ученых во время Великой Отечественной войны. Многие из них ушли на фронт, многие продолжали трудиться в тылу и создавали продукцию оборонного значения. Например, здесь представлен образец прозрачной брони, разработанной в годы войны членом-корреспондентом Борисом Ерофеевым, награжденным за это Сталинской премией.

Об истории послевоенного восстановления Академии наук рассказывает посетителям четвертая экспозиция, пятая и шестая посвящены научным

4V

У -

Лабораторный твердотельный лазер с усилителем

разработкам всех отделений академии. Особую гордость вызывают белорусские физики, чьи изобретения по праву относятся к достижениям мирового уровня. Здесь представлены первые лазеры, разработанные в СССР,-рубиновые стержни, лазеры на красителях, оптические фильтры. Космический раздел экспозиции демонстрирует участие белорусов в освоении космоса. Здесь можно увидеть искусственную почву - биону, спектрометры, которыми были оборудованы космические станции, ракетный киноспектрограф, побывавший в космосе, первый снимок, полученный Белорусским космическим аппаратом.

Прикоснуться к истории

На просторах бывшего СССР Музей истории Академии наук единственный в своем роде. И ученые из стран СНГ, посещая его, с грустью отмечают, что такого у них нет. Хотя подобная структура очень нужна, и особенно для воспитания подрастающего поколения. Старые научные журналы, приборы для опытов ХУШ-Х1Х вв., зуб мамонта и геологический артефакт из Антарктиды - что

Военный период в истории академии

Первый

белорусский

подшипник

лучше этих предметов, которые можно полистать, потрогать и практически попробовать на зуб, может пробудить интерес к науке? Тем более что сферы музейной коммуникации расширяются, появляются новые виды образовательной деятельности - лекции, уроки, конкурсы, фестивали. Такие приемы позволяют создать особую атмосферу для посетителей, вовлекают их в непосредственное участие в научной жизни, пропагандируют достижения науки.

Ольга Гапоненко, кандидат физико-математических наук, проработавшая директором музея более 15 лет, рассказывает:

Мне запомнился такой случай. Однажды после экскурсии ученики 1-2 класса вышли в холл Президиума и встретили там директора Института математики академика И. В. Гайшуна. Ребята окружили ученого и с восторгом смотрели на него - вот он, настоящий академик, о котором всего несколько минут назад им рассказывали в музее! Звучит пафосно, но на самом деле это так: музей позволяет формировать чувство национальной гордости - ведь нам есть чем гордиться. У нас есть ученые, чьи статьи печатают в самых престижных зарубежных журналах. У нас есть научные разработки, которые с успехом применяются не только в нашей стране,

но и за ее пределами. У нас есть истинные ученые, для которых наука стала делом всей жизни. К тому же школьники и студенты удостоверяются в том, что рядом с ними живут люди, создающие знания, позволяющие понять окружающий нас мир. И убеждаются в том, что если ученые смогли достичь таких высот, то и они смогут.

Но работа музейных специалистов состоит не только из экскурсий. Сотрудники проводят исследования по истории науки, участвуют в подготовке книг по истории науки, серий изданий «Люди белорусской науки» и «Библиография ученых Беларуси». В серии «Нашы славутыя зем-ляю» выходят книги об отечественных ученых ХУ11-Х1Х вв. При участии специалистов музея в прошлом году вышло очередное библиографическое издание «Национальная академия наук Беларуси: персональный состав. 1928-2015».

В современных условиях общепризнана роль музеев и в организации экспозицион-но-выставочной деятельности. Исполняющая обязанности директора музея Татьяна Буденкова отмечает:

Мы все чаще совместно с другими учреждениями академии принимаем участие в подготовке различных тематических выставок. В прошлом году, например, была создана экспозиция, посвященная истории Президиума АН. В 2013 г. совместно с Центральной научной библиотекой, Гомельским государственным университетом им. Ф. Скорины и Санкт-Петербургским филиалом архива РАН организовали выставку о жизни и деятельности известного белорусского историка Митрофана Довнар-Запольского. Регулярно проводим Дни открытых дверей, приуроченные ко Дню науки.

В этот период музей открыт в выходные и его может посетить любой желающий. Такой режим работы способствует тому, что с каждым годом посетителей у нас становится все больше.

Интерес к Музею объясняется тем, что он не застыл на месте, а продолжает развиваться. Так, в прошлом году при поддержке Председателя Президиума НАН Беларуси академика Владимира Гусакова открылся зал для заседаний, который является своеобразным продолжением музея - он посвящен международному сотрудничеству. В том же году появилась еще одна экспозиция, в которой представлены копии слуцких поясов.

Научное и научно-методическое руководство деятельностью музея НАН Беларуси осуществляет комиссия по истории наук, председателем которой долгие годы был почетный президент НАН Беларуси Н. А. Борисевич. В настоящее время ее возглавляет академик-секретарь Отделения гуманитарных наук и искусств член-корреспондент А. А. Коваленя. К чести руководителей академии - все они с большим вниманием относились и относятся к судьбе музея, следят за его развитием, предпринимают меры по укреплению материально-технической и культурно-исторической базы. Ведь Музей истории науки - это визитная карточка академии, и он должен соответствовать своему высокому предназначению - пропагандировать и популяризировать достижения белорусской науки. И

ИринаЕМЕЛЬЯНОВИЧ Фото автора и из фондов музея

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.