Наука
в фокусе времени
В новом спецпроекте «Национальное достояние» мы расскажем о том, чем живут музеи страны, ознакомимся с основными направлениями их деятельности, заглянем в запасники, представим самые интересные музейные экспонаты. Начнем с Музея истории Национальной академии наук Беларуси -классической экспозиции, включающей уникальные предметы и исчерпывающую информацию о наших ученых и изобретателях, о научных школах, о большом значении отечественной науки в стране и мире. Именно здесь, в одном месте, собраны материалы о более 500 белорусских академиках. В год музей посещают полторы - две тысячи человек. Это школьники и студенты, сотрудники исследовательских институтов и высших учебных заведений, люди, интересующиеся научными и техническими достижениями. Здесь проводятся Дни открытых дверей, тематические выставки, организуются экспозиции, посвященные юбилеям известных отечественных деятелей науки.
Первая экспозиция
В феврале 1980 г. Президиум АН БССР принял решение о создании Музея истории Академии наук. Для его реализации при Институте истории в 1982 г. в отделе истории науки была образована специальная группа. В 1983-м руководить ею назначили старшего научного сотрудника института, кандидата исторических наук Николая Токарева. Вот как он рассказывает о первых шагах на этом пути:
Идея создания музея принадлежит выдающемуся ученому и организатору науки академику Н. А. Борисевичу, в те годы президенту АН БССР. Во время серьезной реконструкции здания Академии наук в 1970-х гг. Николай Александрович запланировал специальное помещение для этих целей и предложил мне включиться в процесс сбора материала для музея. Дело это было для меня новое, ведь музейная работа имеет свою специфику, с которой я был совершенно незнаком. Я выразил пожелание предоставить нам возможность посетить имеющиеся в Советском Союзе наиболее известные учреждения такого рода, чтобы набраться опыта, постигнуть азы новой деятельности. Нам пошли навстречу, и мы смогли поехать в Москву, Ленинград, Киев, Тарту с тем, чтобы узнать, чем занимаются крупнейшие музеи страны. Надо сказать, что эта работа оказалась чрезвычайно увлекательной, невзирая на то, что нам пришлось начинать все с нуля.
В первую очередь нужно было выработать концепцию музея. В основу этого процесса были положены научные, эстетические и технические составляющие, единство которых необходимо для полноценного восприятия экспозиции. Накапливали материалы об именитых ученых, записывали их воспоминания, собирали фотографии, личные
вещи. Для демонстрации собранного арсенала необходимо было изготовить специальное оборудование- стеллажи, витрины, полки, столы. Их разработкой занялось Центральное конструкторское бюро с опытным производством и СКБ Института тепло- и мас-сообмена им. В. И. Лыкова. Оставалось воплотить в жизнь архитектурно-художественный замысел. За его реализацию взялся член Союза художников БССР Владимир Кондратьев. Вместе с ним сотрудники музея прорабатывали расположение экспонатов, определяли размеры экспозиционных зон, принимали решение о формах подачи материалов. Их хотелось представлять классически, но в то же время внести в привычную атрибутику элементы современности, например вращающиеся витрины, телевизор. Все эти моменты вызывали споры и разногласия, но в ходе их зарождалось и в итоге было принято решение, которое впоследствии оказалось оптимальным.
Николай Токарев вспоминает, что работы по созданию музея вызвали огромный интерес в среде ученых:
Многие из них приходили к нам, давали дельные советы, приносили материалы, письма, воспоминания. Несколько раз посещал музей на стадии подготовки экспозиции Гавриил Го-рецкий - старейший академик из первого состава действительных членов Академии наук. Он сделал нашему учреждению поистине бесценный подарок - передал оригинал документа о присвоении ему этого высшего ученого звания. К тому же научная деятельность Гавриила Ивановича - одного из крупнейших геологов Советского Союза - была представлена в экспозиции в разрезе именно этого направления, а делал он свои первые шаги в науке как экономист-географ. К сожалению, работа ученого была прервана: в годы сталинских репрессий он был сослан на строительство Беломорско-Балтий-ского канала и по воле случая начал заниматься геологией. Как известно, достиг огромных успехов на этом поприще,
Экспозиция 2009 г.
но сохранил и труды по экономической географии Беларуси, которые были ему чрезвычайно дороги. Ему хотелось видеть их среди экспонатов музея - и мы с радостью пошли навстречу пожеланиям академика.
Первая экспозиция была создана по тематико-хроноло-гическому принципу. Здесь нашли отражение история создания и развития Академии наук, ее научных подразделений, основные этапы становления белорусской науки, научных школ в области естественных, технических, медицинских и гуманитарных наук. В музее были представлены материалы по организации науки в республике с момента образования Института белорусской культуры - прародителя Академии. Среди экспонатов находились редкие экземпляры научных журналов и книг, рукописей, переписка маститых ученых, автобиографические сведения о них, уникальные фотографии, научные труды, государственные награды. Нашли свое место здесь и материалы первых археологических раскопок и этнографических экспедиций, макеты при-боров,разработанных белорусскими учеными в 20-30 гг. прошлого века.
Экспозиция 1989 г.
Уголок, посвященный деятельности ЦНБ им. Я.Коласа
Начало экспозиции
Поставленная перед сотрудниками музея задача - открыть его к 60-летию создания Академии наук БССР - была выполнена. 31 марта 1989 г. Музей истории науки принял первых посетителей. Его первым директором был назначен член-корреспондент Петр Петриков.
Экскурсия по музею
Основная задача музейных работников - сбор экспонатов и формирование фондов. Однако экспозиция - это только верхушка айсберга, не менее важен и материал, хранящийся в запасниках и фондах. Ведь музейные предметы -это и первоисточники знания,
и культурно-исторические ценности, поэтому они активно используются историками, этнографами, специалистами из других областей. Утилитарно представляя научную среду, музейные собрания предметно фиксируют общественный и исторический опыт, передаваемый от поколения к поколению.
По этому поводу Николай Токарев высказывает такое мнение:
Есть такое понятие - «музейная потребность», то есть потребность сохранения музейных предметов, обладающих свойством отражения действительности и являющихся источниками ценной семантической и эстетической информации.
Поэтому мы всевозможными способами расширяли и приумножали нашу базу. Особенно бережно относились к экспонатам, связанным с периодом Великой Отечественной войны. Например, в семье сотрудника Института социалистического сельского хозяйства АН БССР П. Е. Прокопо-ва, впоследствии члена-корреспондента, служившего во время войны в должности командира батареи и командира дивизиона гвардейского артиллерийского полка, сохранилась гимнастерка, в которой он вернулся с фронта. По сути, это не просто вещь, а свидетельство и отваги, и воинского долга, и героизма, которая будит воображение, заставляет человека прикоснуться к тому периоду в истории страны, когда наука была вынуждена «одеться в шинель» и защищать Родину. Есть среди экспонатов такого рода финский нож сотрудника Института истории Г. Я. Галенченко, личные вещи академика Л. Н. Липатова, прошедшие с ним всю войну, и другие предметы той героической поры.
Архивная база музея неуклонно расширялась, ее пополняли не только биографические материалы о выдающихся людях науки, но и передовые научно-технические разработки. К 2006 г. насчитывалось свыше 13 тыс. экспонатов, и места для них катастрофически не хватало. По инициативе Михаила Мясниковича, возглавлявшего НАН Беларуси с 2001 по 2010 г., началась перестройка экспозиции. Предпочтение при этом было отдано применению технических средств, прежде всего аудиовизуальных, расширяющих возможности демонстрации музейных предметов, например голографии, видео-и звукотехнике, а также другой аппаратуры, позволившей
переформатировать и тем самым не только сохранить, но и продемонстрировать посетителям многие материалы. Большая часть музейного фонда была оцифрована, и теперь можно вести электронный поиск документов. Над созданием новой экспозиции несколько лет трудилась тогдашний директор музея Ольга Гапоненко. И к 80-летию Академии наук торжественно открылся обновленный музей. Он занимает площадь 250 м2 и представляет собой комплексное собрание информации о достижениях белорусской науки с акцентом на новейшие исследования. В структурной композиции музея сохранился тематико-хроно-логический принцип, в соответствии с которым отражены основные этапы становления и развития отечественной академической науки, создания научных школ. Каждому из 7 отделений наук НАН Беларуси посвящены свои разделы. Однако временные рамки экспозиции были значительно расширены. Здесь нашли свое место материалы о том, какой была наука в нашей стране до создания Академии, как шел процесс накопления и пополнения знаний, развития научных представлений на территории нашей республики с момента появления первого человека, рассказывается
ЕТИВд
о знаменитых ученых-земляках. Именно с этого нового зала, который называется «Ля вытокау беларускай навую», начинается экскурсия по музею. В следующей экспозиции представлен довоенный период в истории академии - с 1929 по 1941 г., третья рассказывает о деятельности ученых во время Великой Отечественной войны. Многие из них ушли на фронт, многие продолжали трудиться в тылу и создавали продукцию оборонного значения. Например, здесь представлен образец прозрачной брони, разработанной в годы войны членом-корреспондентом Борисом Ерофеевым, награжденным за это Сталинской премией.
Об истории послевоенного восстановления Академии наук рассказывает посетителям четвертая экспозиция, пятая и шестая посвящены научным
4V
У -
Лабораторный твердотельный лазер с усилителем
разработкам всех отделений академии. Особую гордость вызывают белорусские физики, чьи изобретения по праву относятся к достижениям мирового уровня. Здесь представлены первые лазеры, разработанные в СССР,-рубиновые стержни, лазеры на красителях, оптические фильтры. Космический раздел экспозиции демонстрирует участие белорусов в освоении космоса. Здесь можно увидеть искусственную почву - биону, спектрометры, которыми были оборудованы космические станции, ракетный киноспектрограф, побывавший в космосе, первый снимок, полученный Белорусским космическим аппаратом.
Прикоснуться к истории
На просторах бывшего СССР Музей истории Академии наук единственный в своем роде. И ученые из стран СНГ, посещая его, с грустью отмечают, что такого у них нет. Хотя подобная структура очень нужна, и особенно для воспитания подрастающего поколения. Старые научные журналы, приборы для опытов ХУШ-Х1Х вв., зуб мамонта и геологический артефакт из Антарктиды - что
Военный период в истории академии
Первый
белорусский
подшипник
лучше этих предметов, которые можно полистать, потрогать и практически попробовать на зуб, может пробудить интерес к науке? Тем более что сферы музейной коммуникации расширяются, появляются новые виды образовательной деятельности - лекции, уроки, конкурсы, фестивали. Такие приемы позволяют создать особую атмосферу для посетителей, вовлекают их в непосредственное участие в научной жизни, пропагандируют достижения науки.
Ольга Гапоненко, кандидат физико-математических наук, проработавшая директором музея более 15 лет, рассказывает:
Мне запомнился такой случай. Однажды после экскурсии ученики 1-2 класса вышли в холл Президиума и встретили там директора Института математики академика И. В. Гайшуна. Ребята окружили ученого и с восторгом смотрели на него - вот он, настоящий академик, о котором всего несколько минут назад им рассказывали в музее! Звучит пафосно, но на самом деле это так: музей позволяет формировать чувство национальной гордости - ведь нам есть чем гордиться. У нас есть ученые, чьи статьи печатают в самых престижных зарубежных журналах. У нас есть научные разработки, которые с успехом применяются не только в нашей стране,
но и за ее пределами. У нас есть истинные ученые, для которых наука стала делом всей жизни. К тому же школьники и студенты удостоверяются в том, что рядом с ними живут люди, создающие знания, позволяющие понять окружающий нас мир. И убеждаются в том, что если ученые смогли достичь таких высот, то и они смогут.
Но работа музейных специалистов состоит не только из экскурсий. Сотрудники проводят исследования по истории науки, участвуют в подготовке книг по истории науки, серий изданий «Люди белорусской науки» и «Библиография ученых Беларуси». В серии «Нашы славутыя зем-ляю» выходят книги об отечественных ученых ХУ11-Х1Х вв. При участии специалистов музея в прошлом году вышло очередное библиографическое издание «Национальная академия наук Беларуси: персональный состав. 1928-2015».
В современных условиях общепризнана роль музеев и в организации экспозицион-но-выставочной деятельности. Исполняющая обязанности директора музея Татьяна Буденкова отмечает:
Мы все чаще совместно с другими учреждениями академии принимаем участие в подготовке различных тематических выставок. В прошлом году, например, была создана экспозиция, посвященная истории Президиума АН. В 2013 г. совместно с Центральной научной библиотекой, Гомельским государственным университетом им. Ф. Скорины и Санкт-Петербургским филиалом архива РАН организовали выставку о жизни и деятельности известного белорусского историка Митрофана Довнар-Запольского. Регулярно проводим Дни открытых дверей, приуроченные ко Дню науки.
В этот период музей открыт в выходные и его может посетить любой желающий. Такой режим работы способствует тому, что с каждым годом посетителей у нас становится все больше.
Интерес к Музею объясняется тем, что он не застыл на месте, а продолжает развиваться. Так, в прошлом году при поддержке Председателя Президиума НАН Беларуси академика Владимира Гусакова открылся зал для заседаний, который является своеобразным продолжением музея - он посвящен международному сотрудничеству. В том же году появилась еще одна экспозиция, в которой представлены копии слуцких поясов.
Научное и научно-методическое руководство деятельностью музея НАН Беларуси осуществляет комиссия по истории наук, председателем которой долгие годы был почетный президент НАН Беларуси Н. А. Борисевич. В настоящее время ее возглавляет академик-секретарь Отделения гуманитарных наук и искусств член-корреспондент А. А. Коваленя. К чести руководителей академии - все они с большим вниманием относились и относятся к судьбе музея, следят за его развитием, предпринимают меры по укреплению материально-технической и культурно-исторической базы. Ведь Музей истории науки - это визитная карточка академии, и он должен соответствовать своему высокому предназначению - пропагандировать и популяризировать достижения белорусской науки. И
ИринаЕМЕЛЬЯНОВИЧ Фото автора и из фондов музея