УДК 78.05
И. Б. РЕЗНИК
Российский государственный профессионально-педагогический университет, г. Екатеринбург
НАУКА «СОЦИОЛОГИЯ МУЗЫКИ» И ЕЕ ВОЗМОЖНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ
ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Социология музыки» рассматривается как наука, охватывающая широкий круг общекультурных проблем, как дисциплина вузовского курса. Работа адресована профессиональным музыкантам, а также любителям музыки.
Социология музыки как наука, исследующая проблемы взаимодействия музыкального искусства и социума, в современном общественном и научном сознании должна занимать одно из первых мест, поскольку общие тенденции глобализации, массо-визации и коммерциализации искусства направляют в иное русло как его развитие, так и сами исследования социомузыкальных процессов в обществе. «История музыки», традиционно изучающая музыкальное наследие и его значение для общества, не в состоянии на современном этапе анализировать «социомузыкальную ситуацию» только лишь классическими «музыковедческими» методами без привлечения методов иных наук, изучающих социокультурные процессы, например социологии, культурологии, философии, эстетики и даже математики. Однако на сегодняшний день в России очень редко встречаются работы, созданные в «синтетическом» жанре «музыкально-социологического» исследования.
В периодической печати и монографиях, учебниках и учебных пособиях внимание уделяется социологии культуры или социологии искусства в целом, например, в учебниках П. Г. Ионина, П. И. Михайлова и Ф. И. Минюшева «Социология культуры». Но социология музыки за 100-летний период своего существования прошла немалый путь: от эмпирических исследований до теоретических положений и стала самостоятельной наукой, позволяющей не только анализировать современные социомузыкаль-ные процессы, но и прогнозировать будущее музыкального искусства.
Социология музыки на сегодняшний день развивается по двум направлениям: теоретическая социология музыки, которая в большей мере соприкасается с философией и эстетикой, и эмпирическая, сочетающая музыковедение с некоторыми традиционными для общей социологии методами. Если первая ветвь — теоретическая — представлена очень узким кругом работ, то труды в области эмпирической социологии музыки встречаются значительно чаще, особенно в зарубежных источниках, тогда как российские музыкально-социологические исследования представлены всего несколькими публикациями в год. Что касается методологии музыкально-социологических исследований, то вся история становления и развития науки демонстрирует нам два
варианта ответов на основные вопросы: что должна изучать социология музыки и каким образом.
Открывает историю социологии музыки книга К. Беллага «Музыка с социологической точки зрения», которая была написана в конце XIX столетия. Позднее появилась работа Пауля Беккера «Немецкая музыкальная жизнь» (1916) и работа М. Вебера «Рациональные и функциональные основы социологии музыки» (1921).
Именно работа М. Вебера считается основополагающей для «социологии музыки». В основе его подхода лежит идея формальной рациональности. Социология музыки не рассматривает содержание музыки, не исследует ее метафизический смысл, она свободна от ценностных предпосылок. Предметом социологии искусства согласно М. Веберу становится, прежде всего, то, что чисто эмпирически, без эстетической оценки, доступно констатации в ходе художественного развития. М. Вебер убежден, что социологию не интересуют вопросы возникновения видов искусства и смысл их существования. Социологию интересует лишь то, как меняется искусство с изменением социальной структуры общества и насколько оно зависит от технических средств, находящихся в распоряжении социума. «...Правильно понятый технический прогресс, — заключает Вебер, — и является областью истории искусства...» [1].
В 1920— 1930-е годы советские ученые изучали соотношение исторических периодов и форм развития музыкального искусства с бытом и структурой музыкальных общественных институтов. Авторами первых работ по музыкальной социологии в России были А. Луначарский («Вопросы социологии музыки», 1925), Р. Грубер («Установка музыкально-худо-жественных понятий в социально-экономической плоскости», 1925; «О возможности и пределах использования в музыковедении экономических теорий», 1928), Л. Сабанеев («Всеобщая история музыки», 1925), Б.Асафьев («О ближайших задачах социологии музыки», 1927).
А. Луначарский в своей статье выделял три основные проблемы музыкальной социологии: социальные функции музыки, взаимоотношение и взаимодействие композитора и аудитории, музыкальная культура масс и задачи воспитания новых слушателей.
В работах другого советского ученого Б. Асафьева намечен совершенно иной подход. Музыка понималась Асафьевым именно как социальное действо, а интонация — как процесс становления, аналогичный жизненному процессу и общественной культурно-практической деятельности: «(музыкальный) процесс представляет собой творческую организацию звукосочетаний на основе социально испытанных принципов — принципов, в свою очередь выросших из социального опыта усвоения или из навыков восприятия музыкального явления» [2]. Б. Асафьев предлагал искать признаки социальности внутри произведения и музыкального языка, внутри интонации. Его идеи отозвались эхом в работах Т. Адорно через несколько десятилетий.
Если работы А. Луначарского и Б. Асафьева по «социологии музыки» носили скорее программно-просветительский характер, то в книге Л. Сабанеева «Всеобщая история музыки» была сделана попытка практического применения музыкально-социоло-гического подхода к истории музыкальной культуры. Л. Сабанеев рассматривает историю музыки как историю музыкальных стилей, научную основу которым придает изучение причин «социологического характера».
«Таким образом, является неминуемой та или иная социологическая установка истории музыки, является необходимым приведение музыкальных стилей в зависимость от эпохи, от круга лиц, «потребляющих» музыку, от этнографических условий и других реальных причин, вплоть до наиболее материальных, как-то уровень звукоизвлечения в данную эпоху» [3].
В дальнейшем линия музыкально-социологических исследований в СССР была прервана, и социологические аспекты искусства рассматривались в контексте музыковедческой науки (как информация биографическая и общеисторическая).
В 1950-х — 60-х годах в социологии музыки появилось новое яркое имя немецкого ученого Т. Адорно, который по-новому осмыслил и сформулировал цели, задачи науки, предмет ее исследований. И лишь в 1960-х годах, после «хрущевской оттепели» в советской политической жизни, между советской и европейской культурой возникла возможность активного обмена информацией.
Оставаясь на позициях диалектической социологии музыки, Т. Адорно рассматривал музыкальное сочинение как сформированный результат, эстетически ценностную структуру, позволяющую дешифровать структуру общества через духовное созерцание музыкальной формы. До появления фи-лософско-культурологических работ Т. Адорно проблема «исследования социальности внутри самого музыкального произведения» не была оформлена и изложена в трудах социологов. Именно Т. Адорно предложил искать коды, знаки социальной действительности, зашифрованные внутри самой структуры, формы и музыкального языка сочинений. Подтверждение своим идеям Т. Адорно находил в анализе сочинений ряда композиторов, где выделял те «слышимые» и «видимые» социальные коды, символы: «Кто, слушая Бетховена, не чувствует в его музыке ни буржуазной революционности, ни отголоска революционных лозунгов, ни тех мук, с которыми они воплощались в действительность, ни претензий на тональность, в которой будто бы залог разума и свободы, тот понимает его так же мало, как и тот, кто не способен следить за чисто музы -кальным содержанием его сочинений, за внутрен-
ними перипетиями их тем» [4]. С тех же позиций Адорно рассматривает сочинения И. Стравинского, как музыку, отражающую империалистическое мироустройство, а сочинения Хиндемита — с позиций мелкобуржуазного класса.
В СССР новая волна музыкально-социологичес-ких исследований была продолжена А. Н. Сохором, автором наиболее значительных трудов в советской социологии музыки. Его работы, образуя два направления: историческое, связанное с формированием и становлением науки, и теоретическое, связанное с определением целей и задач музыкально-социологических исследований, продолжают линию советской социологии, существовавшую в 1920-е годы. В основе любой концепции в СССР с начала 1920-х и до конца 1980-х годов существовала идеологическая доктрина. Естественным путем данная традиция была продолжена и в теории А. Сохора, стоявшего на позициях исторического материализма, классовости и партийности. «Будучи частью всей культуры общества, музыкальная культура социальна по своему происхождению, идеологической сущности, структуре, способам и формам функционирования. ...В классовом обществе музыкальная культура носит классовый характер» [5].
Но, несмотря на идеологический акцент, в его теории прослеживается влияние идей зарубежных ученых А. Моля и Т. Адорно.
Выстраивая теоретическую концепцию, А. Сохор разделил социологию музыки на два раздела: музыкальные проблемы социологии и социологические проблемы музыкознания. Тем самым фактически он закрепил два определения — «социология музыки» и «музыкальная социология».
Музыкальные проблемы социологии связаны с изучением структур и форм музыкальной жизни, музыкального быта, коммуникаций, норм, вкусов, идеалов и прочее. «Музыкальная социология занимается судьбой произведения после того, как оно завершено, покинуло письменный стол композитора...» [6].
К социологическим проблемам музыкознания А. Сохор подходил с позиций, явно перекликающихся с идеями Т. Адорно, считавшего, что социальное функционирование музыки отражается в ее содержании и форме, в самом существе музыкального творчества и исполнительства, в особенностях жанра, в интонационном облике и всех других элементах музыкального языка.
Но все же анализ самого музыкального произведения А. Сохор предлагал проводить в рамках классического музыковедения, музыкальная же социология должна рассматривать внешние социальные связи, а не проблемы музыкального языка и формы. Например, в отношении композиторского творчества Сохор говорил следующее: «Что касается композиторского творчества, то оно тоже интересует эту науку (социологию музыки), но только в определенном аспекте: как осуществляется обратная связь между общественным потреблением музыки и ее созданием» [7].
До сих пор содержание музыкального произведения является сложным и нерешенным вопросом для социологии музыки. Практически все социологи исследуют музыкальное произведение и его жизнь «после того, как сочинение покинуло стол композитора». Именно этот принцип сформулировал в своей работе А. Сохор и с этих позиций он выстраивает анализ музыкально-социологической картины советского общества.
Указанная тенденция и сегодня прослеживается в большинстве современных исследований, а «социологические проблемы музыкознания» так и остаются в рамках «музыкознания». А потому и на современном этапе социология музыки изучает функции музыкального искусства в обществе, музыкальные потребности и вкусы социума, условия и способы распространения музыки, особенности восприятия музыкальных произведений современной аудиторией, влияние мультимедиатехнологий на процесс создания и распространения музыкальных произведений и многие другие «внешние» аспекты музыкального творчества.
Со времен работ А. Сохора прошло более двадцати лет (последний том его работ по социологии и эстетике музыки был издан в 1983 году), и за это время существенно изменилось мировое сообщество, музыкальная культура и система распространения музыки. Радикальные изменения произошли и в России. В связи с этим социология музыки на современном этапе исследует иные проблемы взаимоотношений социума и музыкального искусства, нежели в начале 1980-х годов.
Современный специалист в области художественного образования должен владеть в полной мере самыми разнообразными способами анализа социокультурной ситуации, и социология музыки — одна из наук, предоставляющих подобные возможности. Будучи на сегодняшний день составной частью курса «социология искусства», социология музыки, тем не менее, имеет свою специфику в связи с особенностями музыки как вида искусства и заслуживает более внимательного изучения в вузовском курсе в процессе подготовки специалистов художественного образования.
Внедрение в образовательный процесс и изучение курса «социология музыки» поможет студенту осознать и проанализировать основные социокультурные и социомузыкальные процессы, происходящие в обществе.
Музыкально-социологические методы исследования позволяют изучать как исторически свершившиеся, так и современные социомузыкальные события, а также прогнозировать формирование социо-музыкальной ситуации в обществе на десятилетия вперед. В связи с вышесказанным хотелось бы определить цели и задачи курса «социология музыки» как образовательной программы в вузе.
Цель введения данной дисциплины в вузе — познакомить студентов со становлением науки «социология музыки», раскрыть содержание основных проблем и тем данной области знания, освоить понятийный аппарат и методы исследования.
Задачи дисциплины в вузовском курсе:
• показать основную проблематику и специфику социологического исследования музыки;
• рассмотреть особенности и методы социологического изучения явлений музыкальной культуры;
• изучить систему управления институтами культуры и музыкальными учреждениями;
• рассмотреть виды систем распространения музыкального искусства в обществе.
В процессе изучения данного курса в вузе необходимо научить студентов:
• анализировать особенности социокультурных общностей и их отношение к музыкальному событию или отдельному произведению;
• выявлять ведущие тенденции музыкального искусства, позволяющие прогнозировать социомузы-кальную ситуацию в будущем;
• изучать влияние музыкальной культуры на формирование эстетических идеалов и норм в обществе, массовых ценностей;
■ анализировать систему распространения музыкальных произведений, схему формирования представлений о музыкальном событии, осознавать роль и значение рекламы в современном обществе;
• исследовать социомузыкальными методами как музыкальные явления прошлого, так и современные музыкальные события;
• выявлять в процессе анализа музыкальных событий (концертов, отдельных сочинений, наследия мастеров и т. д.) социальную обусловленность творческого процесса (влияние политики, религии, философии, бытовых условий жизни автора и пр. на творческий процесс).
Будущий специалист художественного образования должен научиться анализировать социокультурную и социомузыкальную ситуацию на разных уровнях: от осознания сложившейся ситуации в конкретном образовательном или музыкальном учреждении до исторического исследования музыкальной культуры какого-либо исторического периода или отдельно взятого государства.
Кроме того, систематическое освоение культурного наследия прошлого, критическое осмысление и анализ социокультурных тенденций современности в значительной степени расширяют кругозор студентов, развивают независимость мышления, выстраивают систему ценностных и эстетических приоритетов.
Современные тенденции глобализации общества, все более «пестрая» картина музыкальных явлений требуют новых подходов в анализе и прогнозировании социомузыкальной деятельности в обществе и диктуют современному специалисту художественного образования необходимость овладевать современными методами исследований и анализа социокультурных явлений.
Библиографический список
1. Гайденко П. Идея рациональности и социология М. Ве-бера // Кризис буржуазной культуры и музыка. — М.: Музыка, 1976. — Вып. 3. — С. 30.
2. Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс.— Л.: Гос. муз. изд., 1963. — Кн. 1 -2. — С. 26.
3. Сабанеев Л. Всеобщая история музыки / Л. Сабанеев. — М.: Работник просвещения, 1925. — С. 7.
4. Адорно Т. Избранное: Социология музыки / Т. Адор-но. — СПб.: Университетская книга, 1998. — С. 60-61.
5. Сохор А. Вопросы социологии и эстетики музыки: В 3 т. / А. Сохор. —Л.: Советский композитор, 1980— 1983. — Т. 1. — С. 62.
6. Сохор А. Вопросы социологии и эстетики музыки: В 3 т. / А. Сохор. — А.: Советский композитор, 1980— 1983. — Т. 1. — С. 16-17.
7. Сохор А. Вопросы социологии и эстетики музыки: В 3 т. / А. Сохор.—А.: Советский композитор, 1980— 1983. — Т. 1. — С. 17.
РЕЗНИК Ирина Борисовна, кандидат искусствоведения, доцент кафедры музыкально-компьютерных технологий.
Статья поступила в редакцию 20.12.06 г. © Резник И. Б.