Научная статья на тему 'Наука о туризме: современные философские подходы к ее формированию'

Наука о туризме: современные философские подходы к ее формированию Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1154
223
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
индустрия туризма / туристские услуги / антропология туризма / межкультурные коммуникации

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Богданов Евгений Иванович, Назиров Анатолий Эзелевич

Наука о туризме находится в постоянном развитии. В познании туризма широко используются системно-структурные и информационные методы исследования его планирования и организации в соответствии с государственной и социальной политикой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Наука о туризме: современные философские подходы к ее формированию»

УДК 379.8.091 ББК 5-65.433

НАУКА О ТУРИЗМЕ: СОВРЕМЕННЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ ПОДХОДЫ

К ЕЕ ФОРМИРОВАНИЮ

Е.И Богданов, А.Э.Назиров*

Санкт-Петербургский государственный университет

сервиса и экономики 192171, Санкт-Петербург, ул.Седова, 55/1

Наука о туризме находится в постоянном развитии по мере того, как углубляется познание процессов, происходящих в этом феномене. Причем подходы к ее развитию постоянно видоизменяются.

В познании туризма широко используются системно-структурные и информационные методы исследования его планирования и организации в соответствии с государственной и социальной политикой. Вместе с тем, технико-инструментальное мышление, какие бы современные технологии ни использовались, не в состоянии определить сущность туризма, если ограничить его познание.

Философское осмысление туризма связано прежде всего с пониманием универсальной природы человека как существа трансцендентного. Трансцендентная природа человека состоит в стремлении выхода за свои пределы как за пределы своего бытия. Способом такого выхода в духовном мире человека являются вдохновение, психогенная практика и рефлексия.

Следовательно, выход за пределы привычного бытия в туризме связан со сменой пространства: физического, географического и социокультурного, а любое путешествие есть перемещение в пространстве, реализующее трансцендентную потребность человека путем использования

исключительно собственных ресурсов. В индустрии туризма эта потребность реализуется посредством специальных организаций и фирм, т.е. путем превращения путешествия в предпринимательство. Игровая же форма путешествия - туризм - служит средством переживания бытия как иного. При этом экзистенциальный характер отношения к бытию служит средством реализации сущности человека в условиях современных межкультурных коммуникаций.

* Богданов Евгений Иванович, кандидат экономических наук, профессор; тел.:786-32-24; e-mail: iemeo@mail.ru; Назиров Анатолий Эзелевич, доктор философских наук,

профессор; тел.:(812)268-53-96; e-mail: mir-chelovek@yandex.ru

В научной литературе существует много различных подходов к определению туризма. Так, например, австрийский юрист П.Бернекер определяет туризм как «...совокупность взаимоотношений и услуг, связанных с временной и добровольной сменой путешественником места жительства по некоммерческим или непрофессиональным причинам» [2]. Российский исследователь данной категории В.Азар формулирует понятие туризма следующим образом: «.туризм следует рассматривать как большую экономическую систему с разнообразными связями между отдельными элементами в рамках как народного хозяйства отдельной страны, так и связей национальной экономики с мировым хозяйством в целом» [1].

Универсальность форм туристского общения позволяет нам предложить в качестве одного из подходов к раскрытию сущности туризма такую трактовку его, как «особого рода межличностную деятельность, которая в условиях интернационализации жизни превратилась в средство межличностных связей в процессе политических, экономических и культурных контактов, в один из факторов, определяющих качество жизни».

Широкое распространение получило сущностное определение туризма, предложенное Международной ассоциацией научных экспертов в области туризма. Согласно ему, туризм есть «.совокупность отношений и явлений, которые возникают во время перемещения и пребывания людей в местах, отличных от их постоянного проживания и работы» [9].

В последнее время следующее распространение получило определение туризма как метода «.познания индивидуумом культурных и природных богатств, созданных природой и человечеством» [5].

В Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» дана следующая его трактовка: «Туризм -

временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - граждане) с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания» [6].

Традиционное рассмотрение туризма связано с выявлением экономического, маркетингового, инвестиционного оснований этого социального явления в современном мире. В познании туризма широко используются системно-структурные и информационные методы и исследования его планирования и организации в соответствии с государственной и социальной политикой. Вместе с тем, техникоинструментальное мышление, какие бы современные технологии оно ни использовало, не в состоянии определить сущность туризма, которая не раскрывается при ограничении его познания инструментальными средствами.

Так, экономический анализ туризма представляет его в качестве товара

и относит к сфере потребления и услуг. Однако явление туризма, не будучи товаром, - у него отсутствует такой признак товара, как продукт труда, -выступает в товарной форме. Причем весь цикл предоставления индивидууму комплексной туристской услуги (а не турпродукта, как до сих пор еще традиционно трактуется в массовых изданиях, и в том числе в учебных пособиях отраслевой направленности) от ее разработки туроператором до возвращения его из тура в регион генерации, осуществляется в туристской дестинации, а туристская поездка представляет собой сервисную услугу и характеризуется нематериальностью, несохраняемостью, разнородностью и, в отдельных случаях,

невозможностью повторения; причем ее потребление и оценка происходят одновременно. Кроме того, потребление туристских услуг как товара совпадает с производством человека в смысле формирования его потребностей, способностей и мышления, т.е. потребление в экономическом отношении совпадает с производством в социальном отношении. Поскольку производство и воспроизводство коммуникативных форм укоренено в бытии современного человека, постольку туризм как способ коммуникации выступает формой явленности, несокрытости человеческого бытия. Отсюда следует совпадение онтологического аспекта туризма с его антропологическим аспектом, в котором туризм предстает не только способом проявления бытия, но и средством производства человека.

Антропология туризма включает в себя детерминацию личности системой социокультурных факторов, реализующихся в различных формах мышления в культуре. Если познавательные цели выступают системообразующими признаками туризма, то планируемые коммуникативные отношения - средством достижения цели. Вместе с тем подобное соотношение цели и средства характерно для классического осмысления данного явления, а в современном неклассическом подходе в качестве цели выступает переживание социально организованного и планированного бытия, как здесь - бытия. При этом при формировании спроса на туризм важнейшим противоречием выступает как желание человека посетить новые места и покинуть на время постоянное место жительства, так и наличие «притягательности» («pull») в виде туристской дестинации и «стимул» («push») в качестве набора факторов, определяющих, имеет ли индивидуум возможности для путешествия. Следовательно, особое место занимает проблема изучения мотивации в туризме, в основе которой самореализация является уровнем, к которому человек должен стремиться. Однако, согласно общепризнанной модели мотивации в туризме Маткенсона и Уолла [7], уровни потребности человека являются всеобщими и врожденными, а также слабыми настолько, что они могут быть изменены, ускорены или приостановлены под влиянием внешней среды. Это имеет отношение к бихевиористской традиции в психологии, как противоположности когнитивистскому подходу, который выделяет иррациональность и непредсказуемость поведения человека. Тем более что при определенных обстоятельствах индивидуум «делается выше

материальной стороны жизни» и становится более заинтересованным в «высоких вещах и целях» [8, 9, 13, 14].

Переживаемая мысль в культуре проходит этапы мистики, поэтики, риторики, грамматики, логики и математики. Поэтому даже подготовка специалистов в сфере туризма предполагает усиление герменевтического аспекта в образовании. Познавательный и коммуникативный аспект реализуется на уровне понимания и рефлексии. Герменевтический подход требует рассмотрения предпонимания как предпосылку понимания; таким образом, участие в туристских мероприятиях сопровождается предварительной психологической и интеллектуальной подготовкой, детерминированной культурой региона и общечеловеческой культурой в целом.

Следовательно, в основу герменевтического подхода к подготовке специалистов должно быть положено представление, согласно которому посредством ограниченного набора семантических элементов «.можно выразить все разнообразие рожденных человеком идей: концепты,

воплощенные в лексических единицах естественных языков, ценностные установки, специфичные для той или иной культуры, и даже иносказательно выраженные религиозные доктрины».

Туризм выступает средством межкультурных взаимосвязей предполагающих истолкование символов и множественность их интерпретаций. Межкультурные коммуникации основываются на переводе метафорического на неметафорический язык. Разновидность неметафорического языка, обладающего достоинством строгости значений, служит оформлением науки, высшей формой которой выступает теория. Теория туризма, как элемента социальной сферы, должна опираться на экономическую теорию социальной сферы [8, 9].

Построение теории туризма как элемента социальной сферы предполагает оборачивание соотношения средств и целей способа производства. В современном обществе происходит переход от производства товаров на продажу для получения прибыли к производству человека, в котором товар и деньги выступают средством. Время, затрачиваемое на общественно-необходимый труд, как мера стоимости, перестает быть ведущей стороной противоречия, уступая место свободному времени как условию свободного развития человека. Производство человека включает в себя не только потребление товара, но и потребление их производства, т.е. труда. Меняются местами в качестве ведущих сторон противоречия абстрактный и конкретный труд, ответственный за качество товара. Последний позволяет судить о системе отношений человека и производственного процесса как о самоорганизующейся, и позволяет привлечь методы синергетики для их анализа. Логико-математическое описание постнеоклассического объекта современной экономической науки, включающего в себя человека, предполагает использование более общих математических структур, чем методы вариационного исчисления, таких, как теория нечетких множеств или теория топосов.

Экономическая теория социальной сферы, проявляя себя в качестве основания социальной политики социально ориентированного государства, способна являться и методологической основой построения теории туризма. При этом важнейшими элементами исследования применительно к индивидууму выступают «свободное время», «мотивация к познанию нового через путешествие», «детерминанты склонности к путешествию», «социальная сущность» [5, 15].

Особое место в исследованиях сущности туризма должен занимать фактор «свободное время индивидуума», т.к. именно его наличие позволяет вести речь о развитии туризма: Структура его использования описывается формулой 1:

пm

^4=1 ^у + ВД + Tgij (1),

У

где - свободное время, затрачиваемое ьм туристом на j-е

путешествие;

^ - время, затрачиваемое i-туристом на оформление j-путешествия в регионе генерации (месте его проживания);

Ttpij - время, затрачиваемое ьм туристом в период j-го путешествия на трансфер из региона генерации в туристскую дестинацию;

Tgij - время, затрачиваемое i-м туристом в период j-го путешествия в туристской дестинации на реализацию цели поездки (культурно -познавательные цели).

Рассмотрение наличия «свободного времени индивидуума (^Ьу)» позволяет судить о том, что туризм может иметь возможность дальнейшего развития прежде всего при условии увеличения абсолютного размера данной категории времени. Но, с другой стороны, сама система организации путешествия должна создавать возможность рационального использования времени, отведенного индивидуумом на путешествие, и тем самым также способствовать увеличению абсолютного размера данной категории времени. И здесь могут быть два пути использования при минимизации затрат времени на оформление путешествия (^у) и трансфер из региона проживания в туристскую дестинацию (Ttpij):

- сокращение времени на весь туристский цикл (это позволит индивидууму высвободившее время использовать на иные цели, в т.ч. и на другие путешествия);

- при сохранении общего времени, предназначенного путешественником на поездку (^Щ), его увеличение на культурнопознавательные цели в туристской дестинации.

Все элементы туризма не только связаны между собой, но также тесно взаимодействуют с другими областями и сферами жизни. Например, значительную часть мирового туризма составляют поездки с целью отдыха, поэтому необходимо выделять отдых - период времени, когда все обязанности человека сведены к минимуму. Отдыхом могут считаться занятия в период свободного времени, варьирующиеся от отдыха непосредственно в районе постоянного места жительства до поездок куда-либо с ночевкой. Экскурсии (которые включают в себя поездку из дома, но без ночевки) являются обычным отдыхом, однако для туристской поездки отдых должен быть более продолжительным, чтобы позволить туристу дольше находиться вне дома. Обычно такие выходные дни возникают у людей только во время оплачиваемого отпуска, однако такие нововведения, как гибкий график работы и трехдневные уик-энды, в последние годы стали способствовать развитию туризма.

Как известно, противоречия в туризме начинаются с классификации туристов, т.е. кого следует называть туристом. Причем это связано со многими факторами.

Так, на футбольный матч, проводимый в Европе, болельщик может приехать, с точки зрению туристской квалификации, только в качестве «посетителя» из любого другого города или государства, если после его завершения покинет место проведения игры и менее чем за 24 часа совершит полностью туристский цикл. Но он может быть классифицирован и в качестве «туриста», если останется на ночь в гостинице или ином месте размещения до утра и после завтрака возвратится на место своего постоянного проживания, при условии, что суммарное время «туристского цикла» составит 24 часа и более.

Аналогично можно рассмотреть пример с поездкой на футбольный матч из Вены (Австрия) в Лондон (Великобритания). Если воспользоваться личной автомашиной или услугами железнодорожного транспорта, то данное путешествие с выездом обратно сразу же после завершения футбольного матча составит 24 часа, а лицо, его совершившее, должно быть классифицировано в качестве туриста. Если футбольный болельщик воспользовался услугами воздушной связи, то он весь цикл может совершить при использовании современной авиатехники менее чем за 24 часа (6-8 часов), т.е. он классифицируется как «посетитель». При этом совокупный доход, принесенный им за это время всем обслуживающим его организациям, во втором случае будет больше, чем в первом.

Аналогичный пример: на остров Валаам из Санкт-Петербурга можно добраться либо самолетом (вертолетом), либо на теплоходе. Но на острове отсутствуют места для комфортабельного проживания приезжающих (туристов). Следовательно, в первом случае посетивший данный памятник культуры может быть классифицирован в качестве «экскурсанта» (4 часа летнего времени туда и обратно и 8 часов экскурсионного времени), а во втором - в качестве «туриста» (общая продолжительность поездки - 40 часов).

Противоречивым является и суждение о том, что «турист» есть лицо, покинувшее место постоянного жительства на 24 часа и более и имеющее ночлег в другом месте.

Еще более сложным является классификация лиц, посещающих

объекты туристского показа в границах таких городских анклавов, какими являются города-гиганты Мехико, Токио, Шанхай, Гонконг, Нью-Йорк, Лондон, Париж, Москва, Санкт-Петербург.

Так, для посещения Государственного Эрмитажа, при проезде городским транспортом, лицам, проживающим в Красносельском районе Санкт-Петербурга, потребуется не менее 90 минут. Столько же времени потребуется и гостям Всеволожского района Ленинградской области. Но во втором случае имеет место классическая модель туризма: дестинация и место постоянного проживания туриста расположены в различных субъектах Российской Федерации, а в первом примере - в одной районе города.

Но при этом во всех рассмотренных случаях, рассматриваемое конкретное лицо, имея в качестве основы для перемещения соответствующую познавательную цель, получило как базовую услугу (посетило спортивное мероприятие или ознакомилось с памятником культуры), так и соответствующее количество дополнительных услуг (транспорт, питание и др.)

Следует отметить также достаточно вольное использование туристских терминов. Так, широкое распространение получили понятия «международный» и «внутренний» туризм: что в них вкладывать? Если рассматривать термин «международный», то в Королевстве Нидерланды в настоящее время проживают представители более 160 национальностей, получившие нидерландское гражданство в последние годы и покинувшие государства, где они родились, - Голландия превратилась в «международное» государство. Или «внутренний» туризм - внутри государства, региона, туристской дестинации. Аналогично следует рассматривать «въездной» и «выездной» туризм (въехавший и выехавший турист*). Аналогичных понятий в туризме много, и, следовательно, все они приводят к дополнительным и притом не всегда оправданным дискуссиям (например, туристский и туристический), - необходима специальная официально признанная классификация терминов.

Несмотря на всеобъемлющие определения туризма и туристов, на практике туристы представляют собой разнородную группу с различным опытом, а также с разнообразными личными и демографическими факторами. Мы можем классифицировать туристов двумя основными способами по характеру их поездки:

1.Основным является различие между туристами, участвующими во

/ \

внутригосударственном (национальном) и межгосударственном туризме , однако и это различие не очень заметно во многих странах мира (например, в Европейском сообществе). Внутригосударственным (национальным) туризмом считаются путешествия внутри страны постоянного места жительства. В этот процесс редко вовлечены валютные, языковые или визовые вопросы, поэтому данный вид туризма сложнее поддается учету, чем межгосударственный. Как следствие этого, национальному туризму уделяется меньше внимания. Межгосударственный туризм, в свою очередь,

* Более правильно - «посетивший» некий объект с туристскими целями и «покинувший» его.

Как уже ранее подчеркивалось, более правильно именовать: внутригосударственный и межгосударственный туризм.

подразумевает путешествия за пределы своей страны, и в этом случае затрагиваются валютные, языковые и визовые вопросы.

2.Туристы также могут классифицироваться по цели визита. Обычно используются следующие три категории:

• отдых и развлечения - включая спортивный и познавательный

туризм, а также посещение друзей и родственников;

• другие туристские цели - включая образовательный и

оздоровительный туризм;

• деловой и профессиональный туризм - включая встречи,

конференции, командировки.

Существует много других способов классификации туристов. Они варьируются от образа жизни и личности туриста до его отношения к риску и степени осведомленности.

Тем не менее одним из наиболее уместных подходов к туризму в конце 20 - начала 21-го столетия является классификация туристов по степени и виду их взаимодействия с дестинацией. Классификации, которые применяют такой подход, в основном помещают массовый туризм на один край шкалы, а мелкомасштабный туризм (как альтернативу массовому) - на другой, с различными группами между ними. Считается, что массовый туризм имеет большее влияние на дестинацию в силу больших объемов и характера потребителя. С другой стороны, мелкомасштабный альтернативный туризм имеет намного меньшее влияние на дестинацию не только из-за типа потребителей, но и потому, что отдельные туристы избегают туристской инфраструктуры и останавливаются в частных пансионах или в семьях.

К сожалению, некоторые исследователи недооценили сложность взаимосвязей потребления и развития туристских ресурсов [3, 4, 10, 11, 12, 16, 17]. Это особенно верно для так называемого «альтернативного» туристского движения, которому предписывается способность устранить недостатки массового туризма. Действительно, общее содержание трудов по альтернативному туризму сводится к тому, что любой альтернативный туризм лучше массового. Безусловно, существуют доводы в пользу альтернативного туризма. Но он никогда не сможет стать ни альтернативой массовому туризму, ни решить все проблемы, возникающие в туризме.

Характеризуя туризм, следует еще раз подчеркнуть, что бесспорно важнейшим его составляющим элементом является познание, которое и является важнейшим результатом реализации мотивации на поездку. А познание нового - составная часть духовной культуры, представляющей собой саморазвивающуюся систему. Таким образом, культурнопознавательное начало и есть основа развития туризма.

Рассмотрев современные научные представления о туризме, исследования в этом направлении, а также философские подходы к определению его сущности, мы подошли к тому, что туризм представляет собой метод познания индивидуумом (основанный на его естественном мироощущении, социальной сущности, при наличии свободного времени) природных и культурных богатств, выработанных природой и человечеством и находящихся в туристской дестинации, а с классической философской точки зрения, «туризм» - это форма бытийствования человека. Естественно,

по мере развития человеческой цивилизации, формы и методы познания всего нового будут развиваться (телевидение, Интернет, электронные библиотеки и т.д.) и их роль будет меняться, но, с нашей точки зрения, естественные мироощущения, являющиеся основой туризма, останутся определяющими.

Основываясь на этом определении, индустрию туризма, с нашей точки зрения, следует рассматривать как отрасль макроэкономики государства, представляющую собой интегрированную систему туристского сервиса, в которой объектом является любое лицо, переместившееся в туристскую дестинацию и постоянно в ней не пребывающее, а субъектом - сама дестинация, под которой следует понимать, как на макро-, так и микроуровне, территорию в виде ограниченного пространства, привлекательную с точки зрения познания и коммуникации.

ЛИТЕРАТУРА

1. Азар, В.И. Экономика туристского рынка/В.И.Азар, С.Ю.Туманов. - М.: Наука, 1998

2. Бернекер, П. Туризм: Юридические основы развития/П.Бернекер. - М., Мысль, 2001.

3. Бобылева, С.Н. Экономика природопользования/С.Н.Бобылева. - М., 1995.

4. Богачева, Л.И. Практические рекомендации по созданию туристической фирмы/Л.И.Богачева. - М.: Перспектива, 1998.

5. Богданов, Е.И. Управление туристским комплексом Санкт-Петербурга и области/Е.И.Богданов. - СПб.: Омега,1994.

6. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Одобрен Советом Федерации 14.11.1996 г.

7. Mathieson, N. Tourism Motivation System/ N. Mathieson, B.Wall. - London, 1982.

8. Гаврильчак, И.Н. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме. Основы менеджмента в туристическом бизнесе: Учеб. пособие / И.Н.Гаврильчак, М.П.Синицын. -СПб.: Изд-во СПбГИСЭ, 2001.

9. Глоссарий терминов международного туризма // Туристские фирмы: Справочник. Вып.6. - СПб.: Герда, 1994.

10. Лесник, А.Л. Организация и управление гостиничным бизнесом: Учеб.

Пособие/А.Л.Лесник. - М.: Интел-Универсал, 2000.

11. Мескон, М. X. Основы менеджмента/М.Х.Мескон, М.Альберт, Ф.Хедоури; пер.с англ. - М.: Дело, 1992.

12. Рохчин, В.Е. Стратегический выбор города: научный подход/В.Е.Рохчин,

С.Жилкин. - СПб.: ИСЭП РАН, 1998.

13. Сенин, В.С. Организация международного туризма: Учебник/В.С.Сенин. - М.: Финансы и статистика, 2000.

14. Стратегическое планирование / Под ред. Э.А. Уткина. - М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ»; ЭКМОС, 1999.

15. Экономика и организация международного туризма / Под ред. Л.Ф.Ходоркова. -М.: Экономика, 1984.

16. Эксперт Северо-запад. - № 7 (36). - 16 апреля 2001.

17. Янковский, К.П. Организация инвестиционной и инновационной деятельности/К.П.Янковский, И.Ф.Мухарь. - СПб: Питер, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.