Научная статья на тему 'НАУКА О ДИПЛОМАТИИ, ДЛЯ ДИПЛОМАТИИ, В ДИПЛОМАТИИ'

НАУКА О ДИПЛОМАТИИ, ДЛЯ ДИПЛОМАТИИ, В ДИПЛОМАТИИ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
459
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОРИЯ ДИПЛОМАТИИ / НАУЧНАЯ ДИПЛОМАТИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ / МГИМО МИД РОССИИ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Райнхардт Роман Отмарович

В статье рассматривается возрастание роли научной дипломатии в российской и зарубежной внешней политике. Проанализированы три её ключевых направления: выработка рекомендаций для целей международной политики, упрощение процесса международного научного сотрудничества, использование научных альянсов для улучшения отношений между государствами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENCE ABOUT DIPLOMACY, FOR DIPLOMACY, IN DIPLOMACY

The article deals with the rising role of science diplomacy in Russian and other countries' foreign policy. The author analyses its three key dimensions, i.e. elaboration of recommendations for the tasks of international politics, smoothing the process of international science cooperation, using science alliances for improving relations between countries.

Текст научной работы на тему «НАУКА О ДИПЛОМАТИИ, ДЛЯ ДИПЛОМАТИИ, В ДИПЛОМАТИИ»

УДК 327.83

Наука о дипломатии, для дипломатии, в дипломатии*

Роман РАЙНХАРДТ

Империи умирают, институты меняются, дипломатия

остаётся

В современных условиях дипломатическая система демонстрирует тенденцию к качественной трансформации. Несмотря на то что отдельные связанные с этим процессом явления уже неоднократно находили отражение в отечественной и зарубежной специализированной научной литературе, многие теоретики, равно как и практики, до сих пор не в полной мере осознают комплексность и эпохальность наблюдаемых метаморфоз. Причина тому - глубинный, по большей части скрытый и эволюционный характер развития дипломатических систем в мире в целом и отдельных странах в частности. В этом состоит его

ключевое социально-историческое отличие, например, от научно-технических сдвигов и революционных скачков, обусловленных достижениями фундаментальных, а затем прикладных исследований.

Действительно, если историю человечества можно разделить на до и после чётко датированного изобретения парового двигателя, появления ядерного оружия, полёта в космос и т. п., то хронология возникновения даже некоторых внешнеполитических институтов до сих пор не поддаётся однозначной установке.

В этом контексте показателен пример Посольского приказа: к 10 февраля 1549 г., ныне отмечае-

РАЙНХАРДТ Роман Отмарович - кандидат экономических наук, доцент кафедры дипломатии МГИМО МИД России. Е-тай: don.reinhardt@mail.ru

Ключевые слова: теория дипломатии, научная дипломатия, экономическая дипломатия, МГИМО МИД России.

* Статья подготовлена при поддержке Российского научного фонда, проект № 18-78-10123.

мому отечественным профессиональным сообществом в качестве праздника Дня дипломатического работника, относится лишь его первое документальное упоминание; когда конкретно он был учреждён -доподлинно не известно [1, с. 310]. То же относится и к появлению первых постоянных дипломатических представительств, сменивших посольства ad hoc как в России, так и за её пределами, в частности в Италии, родине дипломатической системы современного типа [1, с. 41].

С учётом объективных ограничений и пределов проведения дальнейшего исторического анализа на эмпирической (главным образом архивной) базе вероятность окончательного и полного разрешения данных вопросов не представляется высокой, а если подобное открытие и произойдёт, то это будет скорее случайностью, на которую едва ли стоит рассчитывать.

Если же оставить в покое начальные и ранние этапы становления внешнеполитических институтов и обратиться к новой и новейшей истории, то переходы от одной стадии к другой также видятся во многом размытыми при отсутствии явно определяемых триггеров.

Так, например, интересен вопрос об уместности связывания институционального зарождения экономической дипломатии с появлением в Foreign Office торгового отдела в 1866 г. и введением должности первого торгового атташе в британском посольстве в Париже в 1880 г. [2].

Аналогична постановка в отношении появления в Российской империи новой консульской службы лишь с образованием профильного подразделения в Министерстве иностранных дел в 1809 г., на чём делают акцент видные исследователи и эксперты [3], с учётом того, что функционально она возникла много раньше, однако курировалась другими органами исполнительной власти, в частности, Ком-мерц-коллегией. Целесообразно также обратить внимание на исторически присущую некоторым странам, в том числе России, инерционность реформ органов государственного управления. Так, Посольский приказ на протяжении определённого отрезка времени продолжал функционировать параллельно с петровской Коллегией иностранных дел, а последняя, в свою очередь, в течение ещё более длительного промежутка с министерством, учреждённым манифестом Александра I.

В истории отечественной дипломатии известен, по всей видимости, уникальный в мировой практике случай сосуществования в отдельных странах Европы загранучреж-дений НКИД (после Октябрьской революции 1917 г.) и посольств старого режима - Российской империи, не просто остававшихся «осколками исчезнувшей империи» и оплотами белой эмиграции, но частично продолжавших выполнять дипломатические (сбор политических и со-

1 Зонова Т. В. Дипломатия: Модели, формы, методы. М.: Аспект Пресс, 2018.

2 ДегтеревД.А. Экономическая дипломатия: экономика, политика, право. М.: Навона, 2010. С. 13.

3 Долгов В. И., Лебедева О. В. Консульская служба Российской Федерации на современном этапе. М.: МГИМО-Университет, 2011. С. 4.

циально-экономических сведений, информационно-разъяснительная работа) и консульские (содействие в получении нансеновских паспортов соотечественникам и т. п.) функции [4]. Объединённые под эгидой Совета послов, руководимого главой посольства в Риме М. Н. Гир-сом, последние островки имперского дипломатического архипелага ушли под воду лишь во второй половине 1930-х годов, причём ряд таких представительств, по сути, преобразовался в продолжившие работать в том же ценностно-смысловом и идеологическом русле общественные организации [5]. Этот феномен, получивший уже достаточное, пусть и не исчерпывающее описание в научных и публицистических трудах, приведён исключительно для иллюстрации того, насколько неоднозначен и открыт вопрос об окончательном переходе от царской дипломатии к советской или «когда должна была умереть и фактически умерла Империя» [6] вместе с дипломатической системой как её неотделимым атрибутом, ведь империя без внешней политики и международных связей, в сущности, ничто.

Перефразируя известное высказывание итальянского политического деятеля и философа Дж. Ла Пира о городах, можно сказать, что некоторые дипломатические институты сохраняются, а главное - сама дипломатия остаётся, даже когда государства уходят в небытие.

Таким образом, учитывая то обстоятельство, что институциональные реорганизации и нововведения, как правило, не только запаздывают, но, в принципе, являют собой лишь отражение и реакцию на объективные процессы и едва ли определяют логику протекания этих процессов (в данном случае международных), то ориентироваться на первые для периодизации и тем более объяснения вторых с научной точки зрения вряд ли оправданно.

Проблема временного лага проявляется, во-первых, в том, что каждый новый институт должен «отстояться» и пройти проверку на прочность, особенно в периоды турбулентности.

Такую проверку, не прошло, например, Министерство внешних сношений СССР, создание которого за счёт объединения МИД и Министерства внешнеэкономических связей при иных условиях могло бы стать важной вехой в истории отечественной экономической дипломатии. Тем не менее поскольку соответствующее решение было принято в конце 1991 г., полтора месяца существования органа стали разве что лебединой песней дипломатической службы уже агонизирующей советской системы.

Во-вторых, зачастую изменения происходят настолько стремительно, что проблемы вызывает даже не предвидение их последствий, но сам факт осознания происходящего здесь и сейчас. Темпы исторических и в особенности миро-политических процессов, которые ещё

4 Русская дипломатия в эмиграции. Вызов Октябрю 1917 г. Проект РСМД // URL: https:// russiancouncil.ru/russian-diplomacy-1917

5 Миронова Е. М. Совет послов Русского Зарубежья // Международная жизнь. 2011. № 13.

6 Зыгарь М. В. Империя должна умереть. История русских революций в лицах. 1900-1917. М.: Альпина Паблишер, 2018.

пару десятилетий назад протекали куда более плавно, неуклонно растут, в связи с чем становится актуальным не просто описание действительности постфактум, но применение метода, обозначаемого в современных терминах now-casting, т. е. «определение текущей конъюнктуры в режиме реального времени» (по аналогии с forecasting -прогнозированием).

В практическом плане подобное ускорение может привести к тому, что на момент принятия политического решения, призванного повлиять на некоторый процесс, ситуация изменится столь кардинальным образом, что реализация связанных с данным решением мер не даст положительных результатов, а при наихудшем сценарии и вовсе усугубит положение. Как следствие, воз-

растает необходимость быстрого и оперативного реагирования на новейшие вызовы и быстро меняющиеся условия, что требует от лиц, принимающих решения, острого политического чутья.

Поскольку в современном мире работа, связанная с регулярным администрированием, тоже становится всё более напряжённой, а взгляды управленцев имеют свойство за-мыливаться, то отдельные функции всё чаще принято отдавать на аутсорсинг внешним и приглашённым специалистам. В итоге увеличивается роль и ценность профессиональных аналитиков - прежде всего представителей экспертного и научного сообществ - в позитивном описании (как есть) и нормативной разработке (как должно быть) дипломатических мер.

Научная дипломатия в действии: теория и практика

С позиций современного науковедения и теории дипломатии данный вид активности (выработка рекомендаций в рамках целей международной политики) принято соотносить с одним из направлений научной дипломатии как одного из новых измерений внешнеполитической деятельности - «науки в дипломатии» [7].

Два других её трека - упрощение международного научного сотрудничества («дипломатия для науки»), а также использование научных альянсов в целях улучшения би-и мультилатеральных отношений между государствами («наука для ди-

пломатии»). Данные направления тесно связаны между собой и направлены на достижение единой цели научной дипломатии - продвижение национальными акторами (учёными, политиками и дипломатами) интересов государства на мировой арене.

В отечественных науковедческих, социологических и иных гуманитарных исследованиях работы по соответствующей проблематике немногочисленны и носят разрозненный характер, что свидетельствует о том, что в российской исследовательской среде её разработка находится на начальной стадии, в то время как в рамках западной практики научную дипломатию уже принято выделять в ка-

7 New frontiers in science diplomacy. Navigating the changing balance of power // URL: https:// royalsociety.org/~/media/royal_society_content/policy/publications/2010/4294969468.pdf

честве самостоятельного конструкта, раздела научной и внешней политики, подлежащего как теоретическому, так и прикладному анализу [8].

При том что указанное направление стало полноценным пунктом международной повестки сравнительно недавно (начиная со второй половины 2000-х годов), уместно говорить о том, что связанные с ним практики имели место и ранее.

Например, международное сотрудничество Советского Союза по линии Международной ассоциации политической науки и Международной социологической ассоциации, работа зарубежных организаций поддержки научных исследований в России в 1990-2000-е гг. и др.

Некоторые из практик, допустим, международное сотрудничество в области ядерных исследований по линии ЦЕРН и других аналогичных организаций, продолжают развиваться и в настоящее время, что косвенным образом позволяет судить об их перспективности и практической полезности для участников.

Перечень смежных тем, которые выделяются в качестве главных примеров научной дипломатии, в значительной степени отражает круг интересов зарубежных и пока что в меньшей степени российских экспертов:

- это сотрудничество в области ядерных технологий и нераспространения оружия массового уничтожения;

- сотрудничество по решению климатических проблем, работа

представителей науки в аппаратах внешнеполитических ведомств [8].

Характерно, что в фокус практически не попадают возможные спорные последствия расширения пространства научной дипломатии, в частности, формирование экспертных групп, работающих преимущественно в международном или наднациональном поле, у которых складывается собственный круг интересов,- фактически речь может идти о научной дипломатии как плацдарме формирования ещё одной разновидности транснациональных групп, «академических ТНК» [9].

Помимо этого, на современном этапе нуждается в переосмыслении, количественной и качественной оценке фактическое, равно как и потенциальное влияние научной дипломатии на международную жизнь.

Сотрудничество учёных в поле, выходящем за пределы содержательных научных вопросов («дипломатия для науки»), естественно, требует разностороннего рассмотрения.

К примеру, если наиболее успешный опыт такого сотрудничества - формирование наднационального уровня финансирования научных исследований в Европейском союзе [10], то особого внимания заслуживает вопрос о том, как именно это сотрудничество сказывается на национальных научных сообществах стран - членов ЕС.

Наличие подобной связи зиждется на уже доказанной гипотезе о не-

8 Панченко В. Я., Торкунов А. В. Учёный как дипломат: наука влияет на решение международных конфликтов и проблем // URL: https://rg.ru/2017/06/26/kak-nauchnoe-sotrudnichestvo-pomogaet-resheniiu-mezhdunarodnyh-problem.html

9 Kauppinen I. Academic capitalism and the informational fraction of the transnational capitalist class // Globalisation, Societies and Education. 2013. № 1.

10 Ибрагимова К. А. Европа 2030: Рамочная программа Европейского союза по исследованиям и технологическому развитию // Обозреватель-Observer. 2017. № 11.

разрывной связи в современном мире внутренней, внешней и наднациональной политики. Данный взгляд, разделяемый большей частью научного сообщества, хорошо иллюстрируется на отдельных подобластях дипломатии, в частности экономической [11]. В свою очередь, что касается национальных экономико-дипломатических комплексов, не следует недооценивать (что нередко по-прежнему существует, в том числе в России) роль и потенциал научного сообщества в сглаживании неизбежных конфликтов интересов основных групп их агентов -государственных органов, с одной стороны, и представителей бизнес-сообщества - с другой.

Также в экономическом плане практика участия зарубежных фондов в финансировании исследований в России 90-х годов на уровне, сопоставимом с государственными источниками, подразумевает анализ тех последствий, которые такое положение дел повлекло для российской науки, в том числе в отношении выбора тем для научной разработки, предпочтения российскими учёными отдельных школ и теорий, их карьерных траекторий.

В целом же актуальность исследования практик научной дипломатии предопределена тем, что это направление, находящееся на ранних стадиях развития, имеет все шансы стать значимым для научной политики, а активное участие в формировании его поля со стороны российских деятелей науки всех уровней необходимо для того, чтобы оно сложилось с учётом специфики рос-

сийских проблем и особых точек зрения профессиональных сообществ - как научного, так и дипломатического.

Что касается имеющегося научного задела рассматриваемой области знания, следует учитывать, что если в России превалирует понимание науковедения, сложившееся в СССР, которое подразумевало в первую очередь обобщение и практическое применение количественных данных о науке, то в западных странах направление science studies сформировалось как объединение истории, философии и социологии науки с преобладанием качественных подходов к изучению научной деятельности. И сейчас развитие «научной дипломатии» движется именно по линии science studies, т. е. преимущественно с опорой на качественные исторические и социологические методы. Одновременно данное направление напрямую связано с полем теории международных отношений. Данной дисциплине, изначально сложившейся, в свою очередь, как ответвление политологии, тоже свойственны качественные подходы, и, таким образом, научную дипломатию следует относить к «понимающим» направлениям, в которых не идёт речь об установлении количественных закономерностей, а акцент делается на детальном анализе явлений.

Логичным образом данная сфера НИР развивается как международная - журнальные публикации и немногие монографии демонстрируют широкий географический разброс как авторов, так и цитирований.

11 Райнхардт Р. О. Экономическая дипломатия ведущих европейских стран. М.: МГИМО-Университет, 2016.

Одновременно этот круг позволяет выделить ряд центров, занимающих ведущие позиции.

В первую очередь, следует назвать Лондонское Королевское общество, иностранный секретарь которого М. Полякофф был одним из инициаторов создания систематизированного исследовательского подхода к научной дипломатии [12]. Интерес со стороны Великобритании во многом связан с тем, что её правительственные структуры располагают одной из самых разветвлённых сетей научных советников, включающей главного правительственного советника по науке, который руководит Научным бюро правительства, научных советников, представленных практически в каждом из министерств, а также научно-инновационную сеть, куда входят все представители науки, работающие в правительственных ведомствах. Определяющее значение для формирования направления в своё время имел доклад «Новые рубежи научной дипломатии», подготовленный Центром научной политики Королевского общества [7].

В США роль первой скрипки принадлежит Центру научной дипломатии Американского общества продвижения науки. Под эгидой общества с 2012 г. издаётся главный профильный журнал - «Наука и дипломатия» [13]. Фактически

именно вокруг этого издания складывается круг авторов, претендующих на роль лидеров нового направления. Разброс тем издания достаточно широк, однако в качестве наиболее часто появляющегося тематического пласта можно выделить научное сотрудничество США с развивающимися странами. В этом смысле представления о научной дипломатии перекликаются с концепцией «мягкой силы», предполагающей возможность продвижения национальных интересов с опорой на привлекательность культурных достижений. Более того, в данном контексте уместно говорить уже не о «мягкой силе» в исходных терминах Дж. Ная, но о так называемой «умной силе», трактуемой в основном как сочетание «мягкой» и «жёсткой» силы в ключе стратегического применения всего дипломатического арсенала (убеждение, принуждение, развитие компетенций и т. д.), а также придания такому применению политически и социально легитимной природы [14]. Подобный подход в достаточной степени коррелирует с исторически сложившейся смычкой Госдепартамента и национальных спецслужб в области практической и оперативной работы по обозначенному направлению: должности научного атташе или советника по науке посольства США, согласно опубликованным са-

12 Харитонова Е. М. Научная дипломатия во внешней политике Великобритании: теоретические и институционально-организационные аспекты // Вестник Московского университета. Серия 25: Международные отношения и мировая политика. 2018. № 2.

13 Science & Diplomacy. A quarterly publication from the AAAS Center for Science Diplomacy // URL: http://www.sciencediplomacy.org/

14 CSIS Commission on smart power. A smarter, more secure America // URL: https://csis-prod.s3.amazonaws.com/s3fs-public/legacy_files/files/media/csis/pubs/071106_csissmartp owerreport.pdf

мими американцами данным, изначально служили прикрытием для резидентов и использовались в виде эвфемизма для их обозначения [15]. Убеждённость в необходимости дальнейшего фактически открытого развития научно-технологической разведки разделяется большей частью научно-дипломатического исследовательского сообщества, что находит отражение в стратегических доктринах.

До некоторой степени альтернативное по отношению к англосаксонской традиции восприятие «науки в дипломатии» присуще французским экспертам. В его основе явственно прослеживается диалектическое противоречие между великодержавным наследием, богатыми традициями, с одной стороны, и определённым снижением влияния на современные глобальные процессы вследствие усиления позиций развивающихся стран вне европейского континента - с другой. Эффективным ответом на соответствующие вызовы учёным, а также лицам, принимающим решения, видится, во-первых, перевод научной дипломатии на экономические рельсы («экономизация», подробно рассмотренная ранее [11, с. 168]), а во-вторых, выделение и адресное стимулирование наиболее перспективных, передовых отраслей науки. В частности, по мнению П.-Б. Руфи-ни, одной из немногих таких отраслей, в которых Франция сохраняет

лидерские позиции, выступает математика, и в силу этого именно математики могут сыграть роль в росте популярности французского языка, французского образования и французской культуры в целом [16]. Внимание математиков, других адептов точно- и естественно-научных методов к дипломатии исторически восходит к Б. Паскалю и Ф. де Кальеру, следовательно, ставка на их преемников при сочетании традиций и инноваций видится вполне обоснованной.

Наряду с Европой и Америкой исследования взаимосвязей науки и дипломатии также активно проводятся и в развитых странах других частей света: Азии (главным образом в Японии), Австралии и Океании.

Так, заметное место в продвижении научной дипломатии играет группа исследователей из Новой Зеландии, представители которой составили большинство среди авторов, по сути, первой коллективной монографии по данному направлению [ 17].

Основным центром выступает Университет Отаго, а ключевыми фигурами - профессор Л. Де-вис и главный научный советник премьер-министра Новой Зеландии П. Глукман.

Центральными темами для этой группы, которая активно сотрудничает с зарубежными, и в первую очередь американскими, коллегами,

15 Райнхардт Р. О., Мозебах В. А. Деятельность атташе по науке: отечественные и зарубежные практики // Человеческий капитал. 2017. № 12.

16 Ruffini P.-B. Science and Diplomacy: A New Dimension of International Relations. Cham: Springer, 2017. P. 32.

17 Davis L., Patman R. Science Diplomacy: New Day or False Dawn. Singapore: World Scientific, 2015.

является участие учёных в международном сотрудничестве по проблемам экологии.

Что же касается развивающихся стран и, в частности, тех из них, которые обладают высоким научно-

технологическим потенциалом (Китай, Индия, Бразилия и др.), то на

текущем этапе они предпочитают заниматься не теорией, а практическим претворением в жизнь идей научной дипломатии.

МГИМО как бастион российской научной дипломатии

Если говорить о состоянии дел

в России, то одним из немногих, исторически первым, продолжающим сохранять позиции и преумножать потенциал в данной области, остаётся МГИМО МИД России, празднующий в нынешнем году 75-летний юбилей. Его уникальный характер и без преувеличения главенство в российской научной дипломатии определяется прежде всего тем, что в институте ведётся активная работа по всем трём её направлениям («наука в дипломатии», «дипломатия для науки», «наука для дипломатии»).

В настоящее время второй и третий трек соответственно входят в зону ответственности и компетенций таких административных подразделений, как:

1. Международное управление, Управление магистерской подготовки, Европейский учебный институт, Институт международных отношений и управления, занимающиеся реализацией программ и мероприятий по научно-академическому обмену, участвующие в организации зарубежных стажировок собственных профессоров, преподавателей и студентов («исходящая академическая дипломатия») и привлечением последних из-за рубежа («входящая академическая дипломатия»), при этом нацеленных на общее повышение международной академической мобильности.

2. Управление научной политики, Центр научных и инновационных проектов, Российская ассо-

циация международных исследований (РАМИ), которые способствуют созданию, консолидации и институционализации альянсов между отечественными и зарубежными учёными за счёт установления контактов во время научно-практических мероприятий (конференций, круглых столов, семинаров и т. п.) и выполнения совместных исследований в рамках проектов, финансируемых как из собственных средств университета, так и с привлечением внешних источников финансирования (гранты РНФ, РФФИ, других фондов и организаций).

При том что в административном плане первое направление курируется проректором по магистерским и международным программам, а второе - проректором по научной политике, они тесно связаны, переплетены между собой и служат единой цели - укреплению позиций МГИМО в мировом научном и образовательном пространстве.

Реальными плодами и осязаемыми результатами такой деятельности можно считать:

- заключение и функционирование соглашений о сотрудничестве с ведущими зарубежными научно-исследовательскими и академическими центрами, в том числе фигурирующими в международных рейтингах (QS World University Rankings, Global Go To Think Tank Index, в которые входит и сам университет);

- проведение на регулярной основе конвентов РАМИ, а также иных научных форумов и встреч между-

народного уровня (например, с представителями Университета Тафтса, Сен-Эндрюс, Рединга и др.), равно как и другие более точечные, однако отличающиеся своим многообразием мероприятия. Аналогичная работа ведётся параллельно также на уровне всех факультетов МГИМО.

Возвращаясь к первому треку («наука в дипломатии»), следует отметить особую роль, во-первых, специальных подразделений (институциональный фактор) и, во-вторъх, отдельных учёных (фактор личности).

Относительно первого необходимо подчеркнуть системообразующую роль Института международных исследований (ИМИ) - преемника и продолжателя аналитических традиций Проблемной научно-исследовательской лаборатории системного анализа международных отношений, созданной в 1976 г. и действовавшей до 1990 г., Центра международных исследований (1990-2004 гг.) и Научно-координационного совета по международным исследованиям (2004-2009 гг.).

На сегодняшний день в структуру ИМИ входят 11 подразделений, занимающихся системным исследованием региональных и функциональных (в соответствии с ведомственным подходом Министерства иностранных дел) аспектов международной тематики.

В автономном режиме, однако плотно взаимодействуя с ИМИ, также действуют три центра (военно-политических исследований, комплексного китаеведения и региональных проектов, международной информационной безопасности и научно-технологической политики) и созданная в 2018 г. Лаборатория анализа международных процессов, работающая под научным руководством профессора Дармтутского колледжа У. Уол-форта - одного из ведущих теоретиков современных международных отношений и основоположников парадигмы неоклассического реализма.

Наряду с продолжающимся совершенствованием уже существующей инфраструктуры выдви-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

гаются оптимизационно-рационализаторские предложения по её расширению путём внедрения дополнительных элементов, в частности, Центра исследований новых видов дипломатии.

Обращая дискурс ко второму - личностному -фактору, сложно перечислить всех сотрудников, внёсших тот или иной вклад в развитие международных научно-академических связей МГИМО. Более того, в силу специфики института - исторически и особенно на современном этапе - скорее уместно говорить практически об отсутствии сотрудников, не имеющих подобных заслуг. Разумеется, такой вклад сильно варьируются и в количественном и в качественном плане, зависит от научной специализации, занимаемой должности и иных обстоятельств. Тем не менее едва ли будет преувеличением утверждение о том, что большая часть административного персонала, равно как и почти весь профессорско-преподавательский состав МГИМО, суть «научные дипломаты».

Упомянуть поимённо только избранных было бы неэтично и некорректно по отношению к остальным, однако с учётом того, что многие задействованы на описанных выше функционально-практических участках работы (второй и третий треки), имеет смысл особо выделить роль одного из наиболее ярких деятелей первого (теоретического) измерения научной дипломатии - профессора, Заслуженного деятеля науки РФ Т. В. Зонову, чья деятельность недавно была отмечена именной Благодарностью Президента России В. В. Путина.

Высокая награда - не просто дань уважения, но констатация значимости вклада в развитие комплексной теории дипломатии, при том что в отечественном научном сообществе Т. В. Зонова была пионером и одним из основоположников данного направления. Её монография

«Дипломатия: модели, формы, методы» [1], носящая фундаментальный характер, выдержала не одно переиздание и на протяжении уже многих лет широко используется в образовательном процессе при подготовке специалистов-международников.

В работе развиваются и углубляются идеи, ранее изложенные в докторской диссертации Т. В. Зоновой, посвящённой эволюции структур, форм и методов в дипломатической службе Италии (1995 г.), а также нашедшие отражение в первом в стране системном труде по дипломатико-теоретической проблематике - учебнике «Современная модель дипломатии: истоки становления и перспективы развития» (2003 г.). Все названные книги, неоднократно отмеченные различными премиями, пользуются широкой популярностью не только у студентов, но также в среде практикующих специалистов, и особенно сотрудников МИД России. Присвоение автору дипломатического ранга Советника 1 класса, а также тот факт, что на протяжении семи лет (2000-2007 гг.) она возглавляла кафедру дипломатии МГИМО, вполне позволяет назвать её истинным «дипломатом от науки».

В трудах Т. В. Зоновой наряду с описанием и подробным анализом особой и во многом самобытной модели российской дипломатической службы представлено холистическое видение процессов трансформации дипломатических систем, современниками и свидетелями которых мы являемся. В целом для дипломатии новейшего периода характерны следующие феномены:

1. Глобализация, регионализация и интеграция - влекущие за собой повышение роли международных организаций, стирание граней меж-

ду внешней и внутренней политикой, равно как и между мировой политикой и экономикой в условиях трёх пост-: постбиполярного мира, постсовременных государств и в целом наступления эпохи «постправды», в которой определяющее значение приобретает не объективная реальность, но зачастую её искажённое отражение в массовом сознании (фейк-новости и т. п.) [18]. В связи с этим стоит отметить, что сочетание двух разнонаправленных трендов - конвергенции (превращение мира в «глобальную деревню») и дивергенции (обострение отношений как между отдельными странами, так и их объединениями, блоками, увеличивающийся разрыв между авангардом и арьергардом членов международного сообщества) - приводит к развитию дипломатии «на разных скоростях».

2. Трансформация внешнеполитических институтов и структур -в рамках которых министерства иностранных дела, аналогичные им и смежные ведомства утрачивают свою классическую роль монополиста в области разработки, принятия, реализации и последующей оценки эффективности решений и приобретают роль координатора таких процессов. В рамках последних функции участников зачастую пересекаются и даже дублируются, при этом вся система становится многоуровневой по своей архитектуре и демократичной по природе. Всё это происходит на фоне сокращения бюджетов соответствующих ведомств, перераспределения государственных финансовых ресурсов в пользу

18 Чугров С. В. Post-truth: трансформация политической реальности или саморазрушение либеральной демократии // Полис. Политические исследования. 2017. № 2.

других, в частности военных, а также снижения численности и изменения роли их сотрудников.

«Классические» дипломаты широкого профиля исчезают как класс, а на смену им приходят профессионалы-специалисты в сферах, где имеет место международное сотрудничество. Это явление наблюдается не только в экономической и научной дипломатии, но и в таких областях, как, например, трансграничное взаимодействие по вопросам сельского хозяйства и кибербезопас-ность. С одной стороны, оно ставит вызов перед всем дипломатическим комплексом, с другой - требует от индивидов приобретения новых знаний и компетенций, а иногда и вовсе профессиональной переквалификации.

С тем чтобы активно противостоять таким вызовам и реагировать на качественное изменение обстановки, в «кузницах кадров» запускаются новые образовательные программы (например, подготовка в МГИМО сельскохозяйственных атташе и «спортивных дипломатов»), работают специализированные центры (в частности, упомянутый Центр международной информационной безопасности и научно-технологической политики), где проводятся профильные исследования.

3. Переход дипломатии «на цифру» - выражающийся в появлении «твипломатии», «фейсбук-диплома-тии», виртуальных посольств и т. п., вплоть до носящих маргинальный характер вариантов государствен-

ного управления отдельными территориями по скайпу [19].

Речь идёт не просто об ускорении и изменении методов международной коммуникации, но о появлении принципиально новой, отчасти параллельной реальности, в которой в качестве ключевых игроков орудуют альтернативные дипломатам интернет-активисты, хакеры, сотрудники спецслужб и др.

Подтверждением этому могут служить новейшие кейсы Дж. Ассанжа, находившегося в течение длительного времени на территории посольства Эквадора в Лондоне, или скажем, недавнее назначение Данией посла в Силиконовой долине [20].

В связи с этим информационная безопасность становится одним из ключевых, если не самым главным пунктом международной повестки, которая обсуждается в глобальном масштабе на всех площадках - от ООН до форумов Совета молодых дипломатов МИД России. Более того, руководящим звеном российского внешнеполитического ведомства активно прорабатывается вопрос о создании в нём специального департамента, в чьё ведение входила бы указанная тематика. Каким образом такой проект институциона-лизации будет реализован и приобретёт ли он характер «самосбывающегося пророчества», покажет время, однако дискуссия вокруг него недвусмысленно свидетельствует о том, что ситуация назрела и нахо-

19 Dieser afrikanische König arbeitet als Mechaniker und regiert sein Volk via Skype // URL: https://www.curioctopus.de/read/6497/dieser-afrikanische-konig-arbeitet-als-mechaniker-und-regiert-sein-volk-via-skype

20 Зонова Т. В. Новое в дипломатии: от «ТвиПломаси» к «ТехПломаси» // URL: https:// russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/novoe-v-diplomatii-ot-tviplomasi-k-tekhplomasi/

дится под пристальным вниманием лиц, принимающих решения.

Наряду с этим перед ними также встают технические вопросы, например, о том, как скоро выдача агреманов перейдёт в плоскость социальных сетей, или следует ли воспринимать досмотр личных вещей дипломатического агента новейшими сканерами и металлодетекторами, установленными в аэропортах, как нарушение иммунитетов, прописанных в Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. Можно предположить, что такая постановка вопросов всё больше обусловливает необходимость пересмотра нормативной базы в области международного права.

4. Развитие новых видовых (экономическая, научная, религиозная и др.) и смысловых (открытая, публичная, сетевая) измерений дипломатии наряду с возрастанием активности новых дипломатических акторов: ТНК, НКО, международных отделов государственных органов и частных компаний, международных и наднациональных организаций, церквей и конгрегаций, фондов, научно-исследовательских цен-

тров, наконец, частных лиц, таких как звёзды спорта и шоу-бизнеса, выступающие послами доброй воли, в том числе под эгидой ООН. Составить полный и исчерпывающий список всего многообразия форм и участников современных дипломатических процессов на деле невозможно.

5. То же относится и к новым формам организации данных процессов, например, передаче ряда представительских и консульских функций вспомогательным структурам - от визовых центров до более изощрённых вариантов внешнеполитического аутсорсинга: отстаивание национальных интересов дипломатическими ведомствами других стран или вовсе наднациональными органами, функционирование миссий по правам собственности и секций интересов. Неоднозначность международно-правового регулирования подобных институтов, с одной стороны, но и их потенциал в ключе налаживания двусторонних отношений и урегулирования конфликтов, с другой стороны, не следует недооценивать.

В заключение необходимо ещё раз подчеркнуть, что современная внешняя политика остро нуждается не просто в профессионалах, но также в теоретической базе и самих теоретиках. Иначе говоря, дипломатии не хватает науки и учёных, однако МГИМО и его отдельные сотрудники активно работают над восполнением этого пробела.

Так, важным событием для развития исследований научной дипломатии не только в институтском, но и во всероссийском масштабе стал прошедший в мае 2017 г. круглый стол «Современная научная дипломатия: опыт России и Великобритании», организованный совместно РФФИ, МГИМО и Лондонским Королевским обществом. Центральной темой обсуждения было развитие научных каналов связи, способных брать на себя часть нагрузки, с которой не справляются политические каналы, а также замещение в международных коммуникациях языка идеологии языком науки.

В целом эта линия была продолжена в статье академиков РАН В. Я. Панченко (председатель совета РФФИ) и А. В. Торкунова (ректор МГИМО) «Учёный как дипломат», опубликованной в сентябре 2017 г. в «Российской газете», где делался акцент на роли учёных в формировании международного порядка [8].

Данная линия прослеживается и в многочисленных работах научной школы МГИМО, представленной сотрудниками различных структурных подразделений и кафедр: А. В. Шестопалом, М. В. Силантьевой, Н. В. Литваком, В. И. Конновым (кафедра философии), П. И. Касаткиным, М. Д. Крынжиной, Д. А. Талагае-вой, М. В. Харкевичем, И. А. Чупровой, А. О. Домановым, Р. О. Райнхардтом, О. Н. Барабановым, К. А. Ибрагимовой, Е. Я. Павловым и др., что свидетельствует об её активном поступательном развитии в русле междисциплинарного диалога.

Подводя итог и смотря в будущее, остаётся выразить надежду, что наряду с «бастионом студенческой дружбы» (строки из гимна, сочинённого министром иностранных дел С. В. Лавровым) МГИМО также и впредь будет оставаться «бастионом научной дипломатии».

Библиография • References

Дегтерев Д. А. Экономическая дипломатия: экономика, политика, право. М.: Навона, 2010. - 176 с.

Degterev D. A. Economicheskaja diplomatija: ekonomika, politika, pravo. M.: Navona, 2010. - 176 s.]

Долгов В. И., Лебедева О. В. Консульская служба Российской Федерации на современном этапе. М.: МГИМО-Университет, 2011. - 184 с.

[Dolgov V. I., Lebedeva O. V. Konsulskaja sluzhba Rossiskoi Federazii na sovremennom etape. M.: MGIMO-Universitet, 2011. - 184 s.]

Зонова Т. В. Дипломатия: Модели, формы, методы. М.: Аспект Пресс, 2018. -350 с.

[Zonova T. V. Diplomatija. Modeli, formy, metody. M.: Aspekt Press, 2018. - 350 s.]

Зонова Т. В. Новое в дипломатии: от «ТвиПломаси» к «ТехПломаси» // URL: https: //russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/novoe-v-diplomatii-ot-tviplomasi-k-tekhplomasi/

[Zonova T. V. Novoje v diplomatii: ot "TwiPlomacy" k "TekhPlomacy" // URL: https: // russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/novoe-v-diplomatii-ot-tviplomasi-k-tekhplomasi/]

Зыгарь М. В. Империя должна умереть. История русских революций в лицах. 1900-1917. М.: Альпина Паблишер, 2018. - 910 c.

[Zygar M. V. Imperija dolzhna umeret'. Istorija russkikh revoluzi v lizakh. 1900-1917. M.: Alpina Pablisher, 2018. - 910 s.]

Ибрагимова К. А. Европа 2030: Рамочная программа Европейского союза по исследованиям и технологическому развитию // Обозреватель-Observer. 2017. № 11. C. 51-61.

[Ibragimova K. A. Evropa 2030: Ramochnaja programma Evropeiskogo sojuza po issledovanijam i tekhnologicheskomu razvitiju // Obozrevatel'-Observer, 2017. № 11. S. 51-61]

Миронова Е. М. Совет послов Русского Зарубежья // Международная жизнь. 2011. № 13. С. 1-19.

[Mironova E. M. Sovet poslov Russkogo Zarubezhija // Mezhdunarodnaja Zhizn. 2011. № 13. S. 1-19]

Панченко В. Я., Торкунов А. В. Учёный как дипломат: наука влияет на решение международных конфликтов и проблем // URL: https://rg.ru/2017/06/26/ kak-nauchnoe-sotrudnichestvo-pomogaet-resheniiu-mezhdunarodnyh-problem. html

[Panchenko V. Ja., Torkunov A. V. Uchyony kak diplomat: nauka vlijaet na reshenije mezhdunarodnykh konfliktov i problem // URL: https://rg.ru/2017/06/26/kak-nauchnoe-sotmdnichestvo-pomogaet-resheniiu-mezhdunarodnyh-problem.html] Райнхардт Р. О. Экономическая дипломатия ведущих европейских стран. М.:

МГИМО-Университет, 2016. - 168 с. [Raynkhardt R. O. Ekonomicheskaja diplomatija veduzhikh stran. M.: MGIMO-

Universitet, 2016. - 168 s.] Райнхардт Р. О., Мозебах В. А. Деятельность атташе по науке: отечественные и зарубежные практики // Человеческий капитал. 2017. № 12. C. 28-33. [Raynkhardt R. O., Mozenbakh V.A. Dejatelnost attache po nauke: otechestvennyje

i zarubezhnyje pratiki // Chelovecheski capital. 2017. № 12. S. 28-33] Русская дипломатия в эмиграции. Вызов Октябрю 1917 г. Проект РСМД // URL:

https://russiancouncil.ru/russian-diplomacy-1917 [Russkaja diplomatija v emigratsii. Visovy Oktyabrju 1917 g. Projekt RSMD // URL:

https://russiancouncil.ru/russian-diplomacy-1917] Харитонова Е. М. Научная дипломатия во внешней политике Великобритании: теоретические и институционально-организационные аспекты // Вестник Московского университета. Серия 25: Международные отношения и мировая политика. 2018. № 2. C. 61-91. [Kharitonova E. M. Nauchnaja diplomatija vo vneshnej politike Velikobritanii: teoreticheskije i instituzionalno-organizazionnie aspekty // Vestnik Moskovskogo Universiteta. Seria 25. Mezdunarodnie otnoshenija I mirovaja politika. 2018 № 2. S. 61-91]

Чугров С. В. Post-truth: трансформация политической реальности или саморазрушение либеральной демократии // Полис. Политические исследования. 2017. № 2. С. 42-59. [Chugrov S. V. Post-truth: transformazija politicheskoj realnosti ili samorazrushenije

liberalnoj democratii // Polis. Politicheskije issledovanija. 2017. № 2. S. 42-59] CSIS Commission on smart power. A smarter, more secure America // URL: https:// csis-prod.s3.amazonaws.com/s3fs-public/legacy_files/files/media/csis/ pubs/071106_csissmartpowerreport.pdf Dieser afrikanische König arbeitet als Mechaniker und regiert sein Volk via Skype // URL: https://www.curioctopus.de/read/6497/dieser-afrikanische-konig-arbeitet-als-mechaniker-und-regiert-sein-volk-via-skype Davis L., Patman R. Science Diplomacy: New Day or False Dawn. Singapore: World

Scientific, 2015.- 298 p. Kauppinen I. Academic capitalism and the informational fraction of the transnational

capitalist class // Globalisation, Societies and Education. 2013. № 1. P. 1-22. New frontiers in science diplomacy. Navigating the changing balance of power // URL: https://royalsociety.org/~Zmedia/royal_society_content/poHcy/ publications/2010/4294969468.pdf Rujfini P.-B. Science and Diplomacy: A New Dimension of International Relations.

Cham: Springer, 2017. - 132 p. Science & Diplomacy. A quarterly publication from the AAAS Center for Science Diplomacy // URL: http://www.sciencediplomacy.org/

Статья поступила в редакцию 25 апреля 2019 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.