Научная статья на тему 'НАУКА КАК СФЕРА САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЖЕНЩИН И СОЦИОГЕНДЕРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЕЕ РАЗВИТИЯ'

НАУКА КАК СФЕРА САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЖЕНЩИН И СОЦИОГЕНДЕРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЕЕ РАЗВИТИЯ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
257
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУКА / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / СОЦИОГЕНДЕРНАЯ ОБЩНОСТЬ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИОГЕНДЕРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / НАУЧНАЯ ШКОЛА / ГЕНДЕРНАЯ СТАТИСТИКА / ГЕНДЕРНОЕ РАВНОПРАВИЕ / ГЕНДЕРНАЯ СТРУКТУРА / ГЕНДЕРНАЯ АСИММЕТРИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Силласте Галина Георгиевна

С концептуальной опорой на парадигму модусов социального времени, теории гендерного равенства и институционализма рассматривается развитие науки как вида деятельности, социального процесса и внеэкономического фактора, определяющего поведение личности, ее выбор и предпочтения в научной сфере жизнедеятельности в зависимости от гендерного признака. Процесс познания окружающей реальности анализируется как эволюция науки с учетом исторического вклада, внесенного в ее развитие талантливыми женщинами разных эпох. На принципах социогендерного конструирования построена галерея топ-10 женщин, которые вошли в историю науки, став первооткрывателями в различных отраслях научного знания. Дан сравнительный анализ гендерной структуры занятых в современной мировой и отечественной науке, их гендерная дифференциация. Раскрываются гендерные особенности мотивации выбора научной деятельности. Интеграция женщин в данную деятельность рассматривается как форма творческой самореализации личности и развития гендерного равноправия. Ставятся проблемные вопросы разработки «новой гендерной стратегии» последователями научной школы «Гендерная и экономическая социология».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENCE AS A SPHERE OF SELF-REALIZATION OF WOMEN AND THE SOCIO-GENDER POTENTIAL OF ITS DEVELOPMENT

The article, conceptually based on the paradigm of social time modus, the theory of gender equality and institutionalism, considers the development of science as a type of activity, a social process and an extra-economic factor that determines the behavior of an individual, his choice and preferences in the scientific sphere of life, depending on the gender characteristic that affects the personality behavior in this sphere. The evolutionary process of cognition of the surrounding reality is analyzed as the evolution of the development of science and the historical contribution of talented women of different eras to its development. A gallery of Top 10 women is built, who entered the history of science by making scientific discoveries and becoming pioneers in ten branches of scientific knowledge. A comparative analysis of the gender structure of those employed in modern world and domestic science, their gender differentiation is given. Gender peculiarities of choice and motivation of forms and directions of integration of women into scientific activity are revealed as a form of creative self-realization of personality and development of gender equality. The problematic issues of the development of a “new gender strategy” are raised by the followers of the scientific school “Gender and Economic Sociology”.

Текст научной работы на тему «НАУКА КАК СФЕРА САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЖЕНЩИН И СОЦИОГЕНДЕРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЕЕ РАЗВИТИЯ»

ГЕНДЕРНАЯ СОЦИОЛОГИЯ GENDER SOCIOLOGY

Женщина в российском обществе. 2021. № 4. С. 3—17. Woman in Russian Society. 2021. No. 4. P. 3—17.

Научная статья УДК 001.89

DOI: 10.21064/WinRS.2021.4.1

НАУКА КАК СФЕРА САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЖЕНЩИН И СОЦИОГЕНДЕРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЕЕ РАЗВИТИЯ

Галина Георгиевна Силласте

Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва, Россия, galinasillaste@yandex.ru

Аннотация. С концептуальной опорой на парадигму модусов социального времени, теории тендерного равенства и институционализма рассматривается развитие науки как вида деятельности, социального процесса и внеэкономического фактора, определяющего поведение личности, ее выбор и предпочтения в научной сфере жизнедеятельности в зависимости от гендерного признака. Процесс познания окружающей реальности анализируется как эволюция науки с учетом исторического вклада, внесенного в ее развитие талантливыми женщинами разных эпох. На принципах социогендерного конструирования построена галерея топ-10 женщин, которые вошли в историю науки, став первооткрывателями в различных отраслях научного знания. Дан сравнительный анализ гендерной структуры занятых в современной мировой и отечественной науке, их гендерная дифференциация. Раскрываются гендерные особенности мотивации выбора научной деятельности. Интеграция женщин в данную деятельность рассматривается как форма творческой самореализации личности и развития гендерного равноправия. Ставятся проблемные вопросы разработки «новой гендерной стратегии» последователями научной школы «Гендерная и экономическая социология».

Ключевые слова: наука, самореализация, социогендерная общность, научно -исследовательская деятельность, социогендерный потенциал, научная школа, гендерная статистика, гендерное равноправие, гендерная структура, гендерная асимметрия

Для цитирования: Силласте Г. Г. Наука как сфера самореализации женщин и социогендерный потенциал ее развития // Женщина в российском обществе. 2021. № 4. С. 3—17.

© Силласте Г. Г., 2021

Original article

SCIENCE AS A SPHERE OF SELF-REALIZATION OF WOMEN AND THE SOCIO-GENDER POTENTIAL OF ITS DEVELOPMENT

Galina G. Sillaste

Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russian Federation, galinasillaste@yandex.ru

Abstract. The article, conceptually based on the paradigm of social time modus, the theory of gender equality and institutionalism, considers the development of science as a type of activity, a social process and an extra-economic factor that determines the behavior of an individual, his choice and preferences in the scientific sphere of life, depending on the gender characteristic that affects the personality behavior in this sphere. The evolutionary process of cognition of the surrounding reality is analyzed as the evolution of the development of science and the historical contribution of talented women of different eras to its development. A gallery of Top 10 women is built, who entered the history of science by making scientific discoveries and becoming pioneers in ten branches of scientific knowledge. A comparative analysis of the gender structure of those employed in modern world and domestic science, their gender differentiation is given. Gender peculiarities of choice and motivation of forms and directions of integration of women into scientific activity are revealed as a form of creative self-realization of personality and development of gender equality. The problematic issues of the development of a "new gender strategy" are raised by the followers of the scientific school "Gender and Economic Sociology".

Key words: science, self-realization, socio-gender community, research activities, socio-gender potential, scientific school, gender statistics, gender equality, gender structure, gender asymmetry

For citation: Sillaste, G. G. (2021) Nauka kak sfera samorealizatsii zhenshchin i sotsiogendernyi potentsial eё razvitiia [Science as a sphere of self-realization of women and the so-cio-gender potential of its development], Zhenshchina v rossiiskom obshchestve, no. 4, pp. 3—17.

Эпиграф на все времена

Французский писатель и политический деятель С. Ж. де Буффлер подарил женскому сообществу прекрасное высказывание, которое может служить эпиграфом к данной статье: «О женщине всегда найдется сказать что-то новое, пока хоть одна из них останется на земном шаре». Сегодня женская половина человечества составляет 3 932 млн из 7 936 млн человек, проживающих на планете (мужчин — 4 004 млн, т. е. 50,5 %) [Счетчик населения Земли, 2021]. Иначе говоря, мир гендерно-асимметричен в пользу мужчин, их на 72 млн больше. Поэтому говорить о женщинах можно и нужно много, учитывая множество социальных ролей, которые они играют в обществе.

Из богатого и очень динамичного социального пространства предлагаю рассмотреть в качестве предмета социологического анализа многомерную

и специфическую сферу самореализации женщин и мужчин, связанную с развитием науки как социального института, репродуцирующего интеллектуальный потенциал общества и государства, преобразующего его в энергию созидания, прогресса и последовательного развития человеческого капитала и социоген-дерных ресурсов общества.

Не изменяя приверженности стилю аналитического жанра, построю анализ в форме нескольких социологических сюжетов, используя для этого концепцию модусов социального времени: прошлого, настоящего, а по мере возможности — и будущего.

Сюжет 1. Наука как сфера социогендерной самореализации и научного прорыва

Что значит «самореализация»? По странным обстоятельствам определения этой категории нет в социологических словарях (ни в отечественных, ни в зарубежных). Можно найти интерпретацию понятий «самообман» и «самоубийство», «самооправдание» и даже «самость» (self), «саморазвитие» и «саморазрушение», но не термин «самореализация». Поэтому даю авторскую научную интерпретацию этой категории. Самореализация — это универсальная способность человека развивать свой потенциал, обеспечивая себе на правах свободного индивидуального выбора разнообразие видов практической деятельности в любой сфере жизнедеятельности общества. Гендерная самореализация означает специфику общего и особенного в протекании данного процесса в зависимости от гендерных характеристик и ресурсов личности.

Для самореализации личности наука предоставляет необычайно широкие возможности проявления интеллектуального таланта и способности к саморазвитию, несмотря на скромные материальные вознаграждения и компенсации, которые получают ученые, прежде чем станут выдающимися величинами в своей сфере научной деятельности.

Обращаясь к модусу прошлого социального времени, в котором сфера науки традиционно считалась пространством мужской самореализации, предлагаю совершить краткую экскурсию по уникальной виртуальной галерее эксклюзивных портретов топ-10 женщин, которых объединяет определение «первая» и которые оставили свой яркий след в мировой науке [Силласте, 2021]. При этом не будем забывать о жестких гендерных барьерах, стоявших на пути женщин к научным знаниям: до 1918 г. у них отсутствовало право поступать в высшие учебные заведения, обучаться, посещать лекции в университетах, политическое право участвовать в выборах и быть избранными; следует также помнить о цепких гендер-ных стереотипах как стандартах одобряемого обществом поведения.

1. Алхимия — предтеча развития науки (Иерусалим, I в.). Первая женщина-алхимик — Мария Коптская. Ее считают основательницей александрийской алхимической школы, она первая предложила подогрев жидкости на водяной бане, создала аппарат трибикос (первый в мире перегонный аппарат) и проложила путь к производству крепкого алкоголя и эссенций.

2. Сфера образования (Александрия, IV—V вв.). Первая женщина-преподавательница — Гипатия Александрийская. Учителем Гипатии был ее отец Теон Александрийский, видный ученый, глава собственной школы, восходившей

к Платону, руководство которой она взяла на себя, став преемницей отца. Гипа-тия изобрела дистиллятор, астролябию и ареометр, преподавала все философские науки, своей ученостью превзошла современных ей философов.

3. Физика (XVIII в.). Первая женщина-физик — итальянка Лаура Басси (1711—1778). В 21 год она была назначена профессором анатомии в Университете Болоньи (замечу, самый прогрессивный по тем временам университет: в отличие от других мировых университетов он поддерживал демократическое право женщин на образование), в 22 года избрана в Болонскую академию наук, в 23 года получила кафедру философии. В 27 лет (1738 г.) Л. Басси вышла замуж за академика Дж. Вератти, родила 12 детей, что не мешало ей читать лекции дома на регулярной основе (университет даже повысил ей зарплату, чтобы ученая могла купить собственное оборудование). Она преподавала физику 28 лет и стала первой со времен Ренессанса женщиной, которой официально было разрешено преподавать в европейском университете. В 1745 г. Л. Басси вошла в элитную группу ученых академии, состоявшую из 24 мужчин, став 25-м ученым.

4. Химия (XIX в.). Первая русская женщина — химик-технолог — Юлия Всеволодовна Лермонтова (1847—1919). Ее отец В. Н. Лермонтов, генерал, директор Московского кадетского корпуса, был троюродным братом М. Ю. Лермонтова.

В европейской науке первой женщиной-химиком стала Мария-Анна Пье-ретта Польз Лавуазье (1758—1836).

5. Астрономия (XIX в.). Первая женщина-астроном, обнаружившая комету, — Каролина Лукреция Гершель (1750—1848). В 1783 г. она открыла три новые туманности, после чего последовала вереница других открытий. Исследовательница занималась астрономической теорией, освоила алгебру и формулы, которые используются для наблюдения за звездами и управления астрономическими расстояниями; обнаружила восемь комет и открыла 14 туманностей, составила каталог для звездных скоплений и туманностей, дополнив общеизвестный каталог небесных светил. К. Л. Гершель награждена золотой медалью Британского королевского астрономического общества и избрана его почетным членом.

6. Палеонтология (XIX в.). Первая женщина-палеонтолог — Мэри Эннинг (1799—1847), коллекционер ископаемых родом из маленького английского городка Лайм-Реджис. Она сделала немало открытий в поисках древних окамене-лостей (первое из которых — скелет ихтиозавра — обнаружила в 12 лет). Ею восхищался Чарльз Диккенс. В 2010 г. Лондонское королевское общество по развитию знаний о природе включило М. Эннинг в число десяти британских женщин, которые оказали наибольшее влияние на развитие науки.

7. Программирование (XIX в.). Первая женщина-программистка — Ада Лавлейс (1815—1852), дочь поэта Байрона, так и не узнавшая своего прославленного отца. Познакомившись в 17 лет с изобретателем аналитической машины (своим будущим мужем Ч. Бэббиджем), она принимала активное участие в его работе по созданию вычислительной машины — прообраза современного цифрового компьютера. А. Лавлейс разработала программу, которая демонстрировала аналитические возможности счетной машины, первой ввела термины «рабочая ячейка» и «цикл»; писала о том, что подобно тому, как Жаккардов

ткацкий станок может ткать цветы и листья, так и эта аналитическая машина способна создавать алгебраические формулы, а в перспективе — писать музыку, рисовать картины и указать науке такие пути, какие никому и не снились. Все это подтвердило современное развитие компьютерной техники. Построить работающую копию вычислительной машины Лондонский музей науки смог лишь в 1991 г.

Именно в честь математика А. Лавлейс, написавшей первый известный алгоритм для механической вычислительной машины и предсказавшей будущее таких аппаратов, ООН объявила 11 февраля — день рождения А. Лавлейс — Международным днем женщин и девочек в науке. В 2021 г. он отмечался четвертый раз. Цель инициативы ООН — подчеркнуть важную роль женщин в исследованиях и научных разработках, а также необходимость обеспечения в разных государствах равного доступа женщин к научной деятельности.

8. Математика (конец XIX в.). Первая в России и в Северной Европе женщина-профессор, первая в мире женщина — профессор математики — Софья Ковалевская (1850—1891). По правилам Берлинского университета (куда пыталась поступить С. Ковалевская) женщины не имели права слушать лекции. Ей помог профессор К. Вейрштрасс. Видя интерес Ковалевской к науке, он пошел на уступки, разрешив ей посещать лекции и взяв на себя руководство ее занятиями. В 1874 г. С. Ковалевская получает ученую степень доктора философии, переезжает в Россию. В 1888 г. Французская академия наук, а в 1889 г. Шведская академия наук награждают исследовательницу за открытие третьего классического случая разрешимости задачи о вращении твердого тела вокруг неподвижной точки. С. Ковалевская стала первой женщиной, избранной членом-корреспондентом физико-математического отделения Российской академии наук.

9. Первая женщина — нобелевский лауреат, первая и единственная из женщин, кто получил Нобелевскую премию дважды (1903 и 1911 г.) — Мария Склодовская-Кюри (1867—1934). Судьба свела ее с французским ученым-физиком П. Кюри, породив не только личный, но и блестящий научный союз. Вместе с мужем она открыла элементы радий и полоний, занималась исследованиями явлений радиации, окончила факультет естественных наук. Одна из дочерей Кюри — Ирен стала ученым в области физики и химии, совместно с супругом Ф. Жолио-Кюри открыла явление искусственной радиоактивности, за что они оба были удостоены Нобелевской премии по химии в 1935 г.

10. Изобретательница «секретной связи» Хедвига Ева Мария Кислер (1914—2000), больше известная под сценическим псевдонимом Хеди Ламарр, прославилась вначале как актриса в Австрии и США. Но во время войны проявила интерес к оружию, предложила идею дистанционного сообщения координат цели управляемой торпеде с использованием смены каналов связи, что гарантировало безопасную передачу информации. В августе 1942 г. Х. Ламарр с другом Дж. Антейлом получили патент под кодом «Секретная система связи» (Secret Communication System) сроком до 1955 г., который описывал секретные системы связи, включающие передачу ложных каналов на разных частотах. Изобретатели отчислений за патент не получили. Спустя полвека патент стал основой для создания связи с расширенным спектром, которая сегодня используется везде — от мобильных телефонов до Wi-Fi.

Какие социальные уроки можно вынести из этой краткой виртуальной экскурсии?

Урок первый: нет таких сфер научной деятельности, которые постепенно не находили бы своих талантливых представителей среди женщин. Этот процесс будет ускоряться.

Урок второй: успешность женщин в науке — это, как правило, успешность союза мужчины и женщины. Мужчина своим вниманием способен помочь женщине обрести уверенность в себе и в том деле, которому она служит, забота и совместная деятельность делают этот союз прочнее и способствуют научным достижениям женщины. Чем крепче духовный союз, тем успешнее женщина в науке.

Урок третий: в науку женщины идут не «благодаря тому, что..», а «несмотря на то, что...», ибо занятие наукой и жизнь в науке — это имманентная потребность, состояние души и ума.

Сюжет 2. От модуса прошлого социального времени

к модусу настоящего: гендерное лицо современной науки

Сегодня в мире, по оценкам экспертов, существует пять новых самых перспективных профессий: гид по космическому туризму, инженер по восстановлению окружающей среды, техник по ветроэнергетике и солнечной энергии, проектировщик 3D-печати, биоинженер. Кто из женщин впишет свое имя в инновационные разработки этих направлений современного знания, сделает открытия в этих областях? Покажет будущее.

Мировые тенденции и достижения. Сколько сегодня ученых в мире? По данным последнего доклада Института статистики ЮНЕСКО (UNESCO Institute for Statistics) в 2013 г. в мире работали 7 758 900 ученых. Количество сотрудников сферы науки за 9 лет увеличилось более чем на 2 млн. Для сравнения: в 2004 г. Институт докладывал о работе 5,5 млн ученых. В 2013 г. на миллион жителей планеты приходилось 1083,3 ученого (см.: [Сацик, 2019]). В России — 3084 ученого на миллион жителей. В Китае — 1071, и это при населении в 1,4 млрд (!), в Южной Корее — 6533 ученого, в США — 3984 [там же].

Как отмечается в докладе ЮНЕСКО, процессы глобализации способствуют мобильности сотрудников и молодых специалистов, постоянно растет количество иностранных студентов в учебных заведениях по всему миру. За период с 1975 по 2013 г. оно увеличилось с 0,8 до 4,1 млн человек, и стремление к обучению за рубежом, перенятию странового опыта будет только возрастать. Это явление получило определение «умные миграции». Оно обусловливает и отток ученых в Европу и США либо в другие страны с лучшей заработной платой.

Растет и количество научных публикаций в мире. Лидирует здесь ЕС (34 %). Доля публикаций ученых из США составляет 25 %. При этом резко увеличивается доля Китая (с 5 до 20 % за десять лет). Как отмечают специалисты, такой стремительный рост Китая в сфере науки стал возможен благодаря прикладному характеру публикаций и исследований [там же].

Как отражается гендерная структура ученых на развитии науки? По данным ЮНЕСКО, в 2021 г. доля женщин в мировой науке составила около 30 % (по сравнению с 2016 г. рост на 2,2 %) [Всего лишь 30 %... , 2021]. Во Франции женщин среди ученых 27 %, в Германии — 28 %, в Италии — 36 %, в Великобритании — 38,6 %, в Испании — 40 %. Самый высокий уровень женского представительства в науке — свыше 50 % — в европейском научном сообществе (в недавнем прошлом в социалистических странах — Литве и Латвии, Албании и Македонии).

Одним из центральных вопросов современной мировой повестки ЮНЕСКО является вопрос о сокращении гендерного неравенства в области науки и техники. Например, в атомной отрасли, по подсчетам МАГАТЭ, женщины составляют всего 22 %. Для выравнивания столь резкой гендерной асимметрии Агентство в 2020 г. запустило программу имени Марии Склодовской-Кюри, в рамках которой 100 студенткам, отобранным по 550 заявкам, поступившим из 90 стран мира, в течение двух лет будет перечисляться до 10 тыс. евро в год на оплату обучения по магистерским программам и столько же на проживание. После вуза стипендиатки могут пройти в МАГАТЭ стажировку длительностью до 12 месяцев. В группе таких стипендиаток, в частности, и 11 студенток российских вузов — МИФИ, Томского и Санкт-Петербургского политехнических университетов, обучающихся по направлению «Ядерная физика и технологии».

По оценкам экспертов Агентства, количество женщин на руководящих технических должностях растет, но этого по-прежнему недостаточно для достижения гендерного равновесия. Среди причин отмечаются две главные: 1) слишком небольшое количество девушек, изучающих в школах и вузах математику, естественные и инженерные науки; 2) субъективные сложности на пути женщин к научной карьере — предвзятость со стороны мужчин и действие эффекта «стеклянного потолка». Подчеркивается, что даже в такой высокоинтеллектуальной сфере, как наука, многие до сих пор считают (сознательно или не очень), что мужчины умнее, целеустремленнее и компетентнее женщин (см.: [Полякова, 2021]). Поэтому традиционной в этих областях является ген-дерная асимметрия в пользу мужчин как устойчивый и пока трудно поддающийся смене гендерный вектор.

Есть страны, в которых мужчины почти не задействованы в исследовательской деятельности. Например, Мьянма, где женщины среди ученых абсолютно преобладают и составляют 85,1 %. В целом наивысшим уровнем женщин в науке изо всех мировых регионов отличается Центральная Азия (48,1 %). В Юго-Западной Азии, напротив, самый низкий процент женщин (всего 18,1 %) [Сацик, 2019].

Если по показателю насыщения науки женскими кадрами оценивать Европу, то следует отметить, что наименьшее количество женщин среди ученых и исследователей в Нидерландах, немногим больше в Германии, Чехии, Франции, Швейцарии и Финляндии — 25—35 %. Это значение принято считать близким к среднемировому.

Иная картина в восточноевропейских странах, где количество женщин-исследовательниц остается ощутимо выше, чем на западе Европы. За этим стоят прежде всего достижения социалистического этапа развития стран, когда одна

часть из них входила в состав СССР (на правах союзных республик), другая — в социалистический лагерь, страны которого, как и СССР, успешно решали «женский вопрос», в том числе в сферах науки и образования, отличались высокой степенью женской эмансипации и широкой интеграцией женщин во все сферы общественного производства и научного знания, что позволяло постоянно увеличивать количество женщин в науке.

Эти страны до сих пор по данному показателю опережают западноевропейские. Как отмечает ЮНЕСКО, «это не новость; социалистический лагерь был законодателем целого ряда явлений в общественной сфере, которые на Западе начали проявляться заметно позже» [Сколько женщин--ученых... , 2013].

Место России в мировой науке. По данным ЮНЕСКО, в России динамика доли женщин в исследовательской среде не совпадает с мировой тенденцией, а скорее идет вразрез с ней. Динамика количества женщин в российской науке довольно устойчивая и колеблется в пределах 40—41 %. Что касается международного рейтинга доли женщин в общей численности исследователей, то, согласно данным ОЭСР (2014 г.), Россия занимает в нем 5-е место (40,5 %). Для сравнения: в Великобритании доля женщин-исследовательниц — 38,1 %, в Германии — 27,9 %, в Японии — 14,7 %.

Разрыв заметен на уровнях высшего профессионального образования и вузовского научного сообщества.

1. Высшее профессиональное образование (включая послевузовское) в России имеют 58 % женщин (15,9 млн). Такая гендерная асимметрия в пользу женщин с высшим образованием для России явление довольно устойчивое. Да, женщин с высшим образованием существенно больше, чем мужчин. Однако это отнюдь не означает, что оплата труда женщин выше. Реально все наоборот. Гендерный разрыв в оплате труда женщин и мужчин с высшим образованием составляет 25 % в пользу мужчин. На то есть и объективные, и субъективные причины. Поэтому не тороплюсь с выводами о социальной дискриминации женщин с высшим образованием в сфере оплаты труда.

2. Гендерная дифференциация по статусным когортам показывает, что среди вузовского профессорско-преподавательского состава женщины преобладают (57 % против 43 % мужчин). Иначе говоря, гендерная асимметрия и здесь в пользу женщин. С повышением административно-должностного статуса представителей вузовского научного сообщества гендерная структура меняет свой вектор на противоположный: наблюдается асимметрия в пользу мужчин, женщин среди заведующих кафедрами — 43 %, среди профессуры — 33 %.

Так показатель феминизированной среды профессорско-преподавательского состава сменяется дихотомической противоположностью — маскулинизацией профессуры. Иначе говоря, в системе высшего образования и его научного сообщества действует обратно пропорциональная зависимость: чем выше профессиональный статус членов научной когорты, тем меньше в ней женщин.

3. Уровень женского вузовского сообщества — кандидаты наук, составляющие 42 % среди исследователей (рост на 8 % с 2000 г.).

4. В когорте докторов наук удельный вес женщин падает на 16 % и составляет всего 26 % (рост на 7 %). В целом это высокий уровень концентрации

женского интеллекта в вузах. Вопрос в том, как он распределяется по отраслям научного знания и как реально используется?

Ряд направлений, особенно общественные науки, биология и медицина, сохраняют резкую гендерную асимметрию в пользу женщин. В то время как физика и математика по-прежнему остаются областями мужской научной деятельности.

Независимо от исторического времени важное значение имеет возраст ученого, преподавателя вуза. По результатам исследований Высшей школы экономики, 42,1 % женщин-ученых имеют возраст до 39 лет. Возрастная структура исследователей представлена на рисунке 1 [Гендерный состав. , 2020].

15,6

18,6

16,6

25,9

16,2

15,5

Исследовательницы-женщины

Исследователи-мужч ины

□ 70 лет и старше

□ 60—69 лет

□ 50—59 лет

□ 40—49 лет

□ 30—39 лет

□ до 29 лет (включительно)

Рис. 1. Возрастная структура исследователей (2018 г.), %

Среди мужчин старшая возрастная когорта представлена более широко, чем среди женщин (11,2 против 7,2 %). Напротив, возрастная когорта ученых — исследовательниц предпенсионного возраста (50—59 лет) развивается более активно, чем данная когорта мужчин (18,6 против 14 %).

В молодежной когорте (до 29 лет включительно) мужчин больше, чем женщин, хотя и незначительно (разница в 2 %). Можно прийти к выводу, что возрастная структура гендерных групп исследователей не имеет резких различий и возраст скорее относится к факторам гендерно-нейтрального влияния на включенность молодых исследователей в научную деятельность. Образно говоря, как и любви, науке все возрасты покорны, было бы стремление ей служить и желание работать в целях ее познания.

Что касается распределения отечественных ученых по областям науки, то доля женщин-исследовательниц в общем количестве исследователей в гуманитарных науках составляет 62,3 %, в медицинских — 59,6 %, в общественных науках — 56,4 %. В этих областях науки женщины-исследовательницы высшей научной квалификации (кандидаты и доктора наук) проявляют себя наиболее активно.

Однако настораживает четко повторяющаяся в последние годы тенденция сокращения количества российских исследователей, которых сейчас свыше

11,2

348 тыс. За 20 лет (с 2000 по 2019 г.) их стало меньше в 1,2 раза (в 2000 г. было почти 426 тыс.). Всего, с учетом техников, вспомогательного персонала и прочих лиц, в отечественной сфере исследований и разработок трудятся 682,5 тыс. человек — в 1,3 раза меньше, чем в 2000 г. (887,7 тыс.).

Чем объясняется это падение? Одна из непосредственно напрашивающихся гипотез — слабость аспирантского звена. Длинный путь научно-статусного признания и самоопределения (от аспиранта до академика) проходят далеко не все, вступающие в эту сферу. У одних не хватает сил, у других пропадает интерес, и они творчески перегорают раньше времени, у третьих не хватает времени и желания закончить начатую дистанцию забега, и они продолжают ее совсем в другой сфере, у четвертых меняются жизненные приоритеты, а с ними и интерес к начатому научному «предприятию», или на их пути встают гендерные барьеры, подкрепленные гендерными стереотипами.

Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», обучающиеся по программам аспирантуры, не прошедшие промежуточную аттестацию, отчисляются как не выполнившие обязанности по освоению программ [Об образовании. , 2012]. В 2015 г. аспирантуру закончили 25,8 тыс. человек, из них кандидатские диссертации защитили только 4,6 тыс. [Количество аспирантов. , 2017].

Отсюда и основание для критики: крайне низкий процент аспирантов, успешно защищающих диссертацию и получающих степень кандидата наук по итогам обучения в аспирантуре [Сацик, 2019]. Согласно данным Федеральной службы государственной статистики, в 2017 г. только 13 % выпускников аспирантуры защитили диссертацию, что на 5 % ниже значения показателя в 2015 г. и на 15 % — в 2010 г. [Почему в российской аспирантуре. , 2019].

Академические выборы прошли: каковы результаты? Полезно обратиться к результатам последних выборов (2020 г.) в Российскую академию наук. Произошли какие-либо симптоматические изменения в этом весьма консервативном иерархическом институте? Избрано в совокупности 2042 члена РАН, из них 898 академиков и 1144 члена-корреспондента. В числе академиков РАН — 4 женщины, а в числе членов-корреспондентов — 26 женщин, что можно считать существенным прогрессом по сравнению с предыдущими выборами.

Другая отличительная особенность — возраст членов РАН. В эти выборы средний возраст избранных академиков составил 64 года, а членов-корреспондентов — 58 лет. Если до выборов средний возраст академиков был 75 лет, а членов-корреспондентов — 68 лет, то после выборов состав академиков РАН «помолодел» на 11 лет, а членов-корреспондентов — на 10. Это следует считать беспрецедентным событием за многие десятилетия развития отечественной академии наук.

Не могу не остановиться и на развитии социологической науки. Специальность «Социолог» пока молодая по сравнению с другими научными направлениями в подготовке кадров. Ее впервые вывели на уровень институциональной подготовки специалистов в высших учебных заведениях СССР лишь в 1988 г. на гребне перестройки и демократизации. Поэтому социология — наука, которая начала готовить свои кадры намного позже других, традиционных отечественных отраслей научного знания. Это упорядочение состоялось лишь годы

спустя, в начале 2000-х гг., когда, наконец, стали присуждать социологам звание кандидата и доктора именно социологических наук. Столь продолжительное официальное приведение в соответствие ученого звания и научной специальности, по которой защищаются диссертации, долгое время вносило немало путаницы и осложнений в идентификацию ученых-социологов, которым продолжали присуждать ученые степени кандидата и доктора философских (а не социологических) наук. Сегодня социологов в России готовят более 100 вузов, выпустивших уже свыше 20 тыс. специалистов.

В одном только Финансовом университете при Правительстве РФ по специальности «Социология» (профиль «Экономическая социология») обучаются свыше 400 студентов, хотя начинали мы в 2006 г. с набора одной группы в количестве 13 человек. По своему составу это резко гендерно-асимметричное сообщество в пользу женщин. Такая асимметричность характерна для всех научных уровней, но только до когорты докторов наук. После чего вектор по своей гендерной направленности резко изменяется в пользу мужчин. Кафедре — теперь уже департаменту гендерной и экономической социологии — 1 сентября 2021 г. года исполнилось 25 лет. Это возраст одного поколения, который позволяет подводить серьезные итоги и рассматривать планы долгосрочного, стратегического характера. Что и делается научной школой «Гендерная и экономическая социология» под руководством автора статьи и социологическим сообществом Финансового университета.

Таким образом, даже с учетом негативных тенденций развития гендерной структуры российской науки в постсоветский период включенность женщин в научно-исследовательскую сферу деятельности в России остается существенно выше соответствующего среднего показателя в западноевропейских странах.

Учитывая резкую гендерную асимметричность структуры населения России, ее асимметричный гендерный ландшафт, можно утверждать, что гендерные смещения в сфере отечественной науки будут происходить постоянно в зависимости от спроса на те или иные научные направления и специальности в подготовке кадров. Главное, как отметил министр науки и высшего образования РФ В. Н. Фальков, «мы хотели бы, чтобы женщин в науке было больше, а государство заинтересовано в более широкой интеграции женщин в науку, во все ее сферы, особенно в технические» [Валерий Фальков. , 2020].

Не «благодаря тому, что...», а «несмотря на...», или Зачем женщине наука. В 2005 г. президент Гарвардского университета Л. Саммерс, выступая с речью на закрытой конференции по вопросам занятости, решил ранжировать причины гендерного расслоения в науке и инженерных специальностях по степени влияния. Во-первых, по мнению экономиста, от претендентов на самые престижные места ждут, что они будут «вкалывать» с утра до ночи и всегда думать о работе. У тех, кто на это согласен, остается мало времени на семью. Не то чтобы женщины не умеют и не хотят работать, но от них ждут, что они предпочтут мужа и детей, и многим сложно идти наперекор этим ожиданиям.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Во-вторых, и это самый скандальный аргумент Саммерса, хоть люди обоих полов в среднем близки почти по всем показателям, у мужчин чаще встречаются большие отклонения от средних значений. Та же закономерность

существует и для интеллектуальных способностей: скорее всего, умных женщин больше, но исключительные умы чаще встречаются среди мужчин.

В-третьих, разные предпочтения мальчиков и девочек, которые позже повлияют на выбор карьерного пути, нельзя целиком списать на воспитание. Докладчик привел пример общин, где члены вольны выбирать занятия по душе, но мужчины и женщины все равно предпочитают делать то, что традиционно полагается их гендеру.

Другая грань этого вопроса — почему женщин в науке стало больше, хотя это не самая высокооплачиваемая сфера деятельности? С одной стороны, можно гордиться тем, что в России женщин в науке больше, чем во многих других странах. С другой — можно удивляться и возмущаться тем, как слабо данный социогендерный ресурс человеческого капитала ценится. В настоящее время, как показывает статистика, средняя начисленная заработная плата женщин, имеющих высшее образование, составляет 36 902 руб. (мужчин — 52 829 руб.). Ни в том ни в другом случае это не эквивалентная оценка труда ученых независимо от гендерного фактора [Гендерный состав. , 2020].

В науку женщины идут не благодаря тому, что труд в ней хорошо оплачивается или время не так жестко регламентировано. Идут, несмотря на низкую оплату труда, невысокую в рыночное время престижность науки, отсутствие свободного времени, несуразные трудности на пути поиска грантов для проведения исследования. Идут ради творчества в науке, желания добиться результата, который станет полезным для практики, а значит, чем-то поможет людям. Идут, так как привлекает дух творчества в профессиональной деятельности ученого, возможность жить интеллектом, а не подсчетом ежедневной прибыли. И это подтверждают данные социологического исследования, проведенного Институтом статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ в 2016 г. [там же].

Какие выводы они позволили сделать?

Во-первых, исследование показало отсутствие существенной гендерной разницы между ведущими мотивами выбора научной карьеры женщинами и мужчинами. Это исследовательский интерес и потребность в творческой работе. Отличие в том, что у женщин выше потребность в стабильности и защите, а заработок их на четверть меньше. Для женщин важно, чтобы научная работа была им интересна и давала возможность самореализации. 64 % респонденток главной причиной выбора профессии считают творческий и инновационный характер научного труда, 47 % — собственный исследовательский интерес, а 40 % — возможности профессионального роста.

Во-вторых, женщины в два раза чаще отмечали готовность сменить место работы (вплоть до переезда в другой город) ради интересного проекта. Но не согласны работать вечерами, в выходные и иметь сниженную заработную плату. Тогда как три четверти мужчин готовы перерабатывать ради участия в важном и интересном проекте даже при понижении заработной платы (16 % мужчин против 9 % женщин).

По результатам исследования, при зарплате от 25 до 50 тыс. руб. доля мужчин и женщин, занятых в науке, одинакова, но более высокую заработную плату (свыше 50 тыс.) женщины получают в два раза реже мужчин.

В то же время 41,3 % женщин уверены, что текущая работа позволяет им иметь достойную оплату труда (среди мужчин эта группа составляет 51,1 %). Данные представлены на рисунке 2.

Мужчины Женщины

Рис. 2. Распределение исследователей в науке по размеру средней заработной платы и гендерному признаку, %

Что еще привлекает женщин в научной сфере? Более 70 % респонденток отметили, что научная работа позволяет им самим формировать свой рабочий график и организовывать свою жизнь с учетом личных интересов. При этом подавляющее большинство женщин-ученых указали, что такой режим работы дает им возможность лучше реализовать свой профессиональный потенциал.

В-третьих, женщин в науке стало больше, хотя это не самая высокооплачиваемая сфера деятельности, поскольку они по натуре более альтруистичны: женщины работают не за то, чтобы им «круто» платили или выдавали регулярно премию (хотя это было бы нелишним). Они занимаются самыми разными отраслями знания потому, что более всесторонне смотрят на мир, более бескорыстны, но требовательнее в духовно-гуманизированном роде деятельности.

Как показало исследование, 37,2 % женщин являются членами различных профессиональных обществ и экспертных советов. Однако общественное признание за свою научную работу они получают реже мужчин. Наличие званий и наград за профессиональную деятельность отметили 36 % мужчин и только 28 % женщин. Опрос показал, что женщины-исследовательницы не реже коллег-мужчин активно делятся своими научными и экспертными знаниями.

Женщины-ученые по натуре народ увлекающийся, в большинстве случаев бескорыстный и мудрый. А как однажды заметила Софи Лорен, «мудрость приходит, когда зная границы своих возможностей, все равно выкладываешься до конца».

В заключение отметим важнейший фактор дальнейшего развития высшей школы и науки. Особенно университетской, шире — вузовской. В высшем образовании подходит к логическому завершению процесс смены поколений научно-преподавательских кадров. Слой за слоем уходит профессиональная, очень опытная и требовательная когорта ученых поствоенной советской генерации. Найдется ли замена, которая будет в состоянии поддержать фундаментальную научную школу? Кто будет дальше задавать тон на научной российской «кухне», особенно вузовской? Какие научные кадры на ней закрепятся? Каков

будет конечный научный продукт и как продвинется на его основе российская высшая школа? Вопросов больше, чем реальных ответов. Новое социальное время выдвигает все более сложные задачи, для решения которых надо искать новые социальные инструменты, новые научные и образовательные технологии, а также по-новому подготовленные кадры.

Научная школа «Гендерная и экономическая социология» на VI Всероссийском социологическом конгрессе (12 ноября 2021 г.) представила «новую гендерную стратегию», направленную на широкую конструктивную интеграцию действий ученых одновременно по нескольким векторам: работа со студентами (расширенный формат наставничества); деятельность научных школ, научно-общественных движений, общественных организаций и экспертных сообществ. Комплексный авторский проект «Ученый: вклад в будущее науки» готов к практическому внедрению, и первые шаги в этом направлении сделаны. Но это предмет отдельного разговора.

Список источников

Валерий Фальков: мы хотели бы, чтобы женщин в науке было больше. 2020. URL: https://ria.ru/20200305/1568183462.html (дата обращения: 15.11.2021).

Всего лишь 30 % исследователей в мире — женщины. Какова ситуация в вашей стране? 2021. URL: https://ru.unesco.org/news/всеro-лишь-30-исследователей-в-мире-женщины-какова-ситуация-в-вашей-стране (дата обращения: 15.11.2021).

Гендерный состав научных кадров. 2020. URL: https://issek.hse.ru/news/341451906.html (дата обращения: 15.11.2021).

Количество аспирантов сокращается и без вмешательства чиновников. 2017. URL: https://indicator.ru/engineering-science/aspirantura.htm (дата обращения: 11.11.2021).

На пути к 2030 г.: доклад ЮНЕСКО по науке. 2013. URL: https://ru.unesco.org/news/ doklad-yunesko-nauka-v-avangarde-vsemirnogo-dvizheniya-k-ustoychivomu-rostu (дата обращения: 15.11.2021).

Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ. 2012. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 16.11.2021).

ПоляковаМ. Как достичь тендерного равновесия? 2021. URL: https://strana-rosatom.ru/2021/ 02/08/dolya-zhenshhin-v-mirovoj-nauke-okolo-30/ (дата обращения: 15.11.2021).

Почему в российской аспирантуре так мало защит. 2019. URL: https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2019/01/14/791401 -v-rossiiskoi-aspiranture (дата обращения: 15.11.2021).

Сацик Т. ЮНЕСКО о науке: тенденции и мировое развитие. 2019. URL: https://oknanews.info/ юнеско-о-науке-тенденции-и-мировое-раз/ (дата обращения: 15.11.2021).

Силласте Г. Женщины в мировой социологии. М.: Прометей, 2021. 438 с.

Сколько женщин-ученых в науке. URL: https://zen.yandex.ru/media/infostat/skolko-jenscinuchenyh-v-rossii-evrope-i-v-stranah-mira-5def9bd75ba2b500b18758ae (дата обращения: 11.11.2021).

Счетчик населения Земли. 2021. URL: https://countrymeters.info/ru/World (дата обращения: 15.11.2021).

References

Gendernyi sostav nauchnykh kadrov (2020) [Gender composition of scientific personnel], available from https://issek.hse.ru/news/341451906.html (accessed 15.11.2021).

Na puti k 2030g.: Doklad IuNESKO po nauke (2013) [Towards 2030: UNESCO report on science], available from https://ru.unesco.org/news/doklad-yunesko-nauka-v-avangarde-vsemirnogo-dvizheniya-k-ustoychivomu-rostu (accessed 15.11.2021).

Pochemu v rossiiskoi aspiranture tak malo zashchit (2019) [Why are there so few defenses in Russian graduate school], available from https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/ 2019/01/14/791401 -v-rossiiskoi-aspiranture (accessed 15.11.2021).

Poliakova, M. (2021) Kak dostich' gendernogo ravnovesiia? (2021) [How to achieve gender balance?], available from https://strana-rosatom.ru/2021/02/08/dolya-zhenshhin-v-mirovoj-nauke-okolo-30/ (accessed 15.11.2021).

Satsik, T. (2019) IuNESKO o nauke: tendentsii i mirovoe razvitie [UNESCO on Science: trends and global development], available from https://oknanews.info/iunesko-o-nauke-tendentsii-i-mirovoe-raz/ (accessed 15.11.2021).

Schetchik naseleniia Zemli (2021) [The counter of the Earth's population], available from https://countrymeters.info/ru/World (accessed 15.11.2021).

Sillaste, G. (2021) Zhenshchiny v mirovoi sotsiologii [Women in World sociology], Moscow: Prometei.

Valerii Fal'kov: my khoteli by, chtoby zhenshchin v nauke bylo bol'she (2020) [Valery Falkov: we would like to see more women in science], available from https://ria.ru/ 20200305/1568183462.html (accessed 15.11.2021).

Vsego lish' 30 % issledovatelei v mire — zhenshchiny. Kakova situatsiia v vashei strane? (2021) [Only 30 % of researchers in the world are women. What is the situation in your country?], available from https://ru.unesco.org/news/vsego-lish'-30-issledovatelei-v-mire-zhenshchiny-kakova-situatsiia-v-vashei-strane (accessed 15.11.2021).

Статья поступила в редакцию 17.11.2021; одобрена после рецензирования 19.11.2021; принята к публикации 19.11.2021.

The article was submitted 17.11.2021; approved after reviewing 19.11.2021; accepted for publication 19.11.2021.

Информация об авторе /Information about the author

Силласте Галина Георгиевна — заслуженный деятель науки РФ, доктор философских наук, профессор, научный руководитель департамента тендерной и экономической социологии, Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва, Россия, galinasillaste@yandex.ru (Honored Scientist of the Russian Federation, Dr. Sc. (Philosophy), Professor, Scientific Director of the Department of Gender and Economic Sociology, Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russian Federation).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.