Научная статья на тему 'НАУКА КАК ФУНДАМЕНТ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ'

НАУКА КАК ФУНДАМЕНТ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
114
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ / НАУКА / ГУМАНИТАРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ / РЕСУРСЫ / УПРАВЛЕНИЯ ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / NATIONAL PROJECT / SCIENCE / HUMANITARIAN AND TECHNOLOGICAL REVOLUTION / RESOURCES / MANAGEMENT / BASIC RESEARCH / LEGISLATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванов Владимир Викторович

Рассматриваются проблемы реализации национальных проектов. Показано, что наука и технологии являются базой для достижения поставленных целей по прорывному развитию страны. Основными проблемами организации исследований и разработок являются: отсутствие целостной государственной научно-технической политики, ошибки при реформировании сектора исследований и разработок, система управления, ресурсное обеспечение. Предложены первоочередные меры по созданию сектора исследований и разработок, ориентированного на достижение задач развития государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENCE AS THE BASIS OF NATIONAL PROJECTS

The problems of implementing national projects are considered. It is shown that science and technology are the basis for achieving the goals set for the country's breakthrough development. The main problems of the organization of research and development are: the lack of a comprehensive state scientific and technical policy, mistakes in reforming the research and development sector, the management system, and resource support. Priority measures are proposed to create a research and development sector focused on achieving the state's development goals.

Текст научной работы на тему «НАУКА КАК ФУНДАМЕНТ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ»

DOI:10.38197/2072-2060-2020-225-5-91-103

НАУКА КАК ФУНДАМЕНТ

НАЦИОНАЛЬНЫХ

ПРОЕКТОВ

SCIENCE AS THE BASIS OF NATIONAL PROJECTS

ИВАНОВ ВЛАДИМИР ВИКТОРОВИЧ

Член Правления ВЭО России, заместитель президента Российской академии наук, руководитель Информационно-аналитического Центра «Наука» РАН, член-корреспондент РАН, д.э.н., к.т.н.

VLADIMIR V. IVANOV

Member of the Board of VEO of Russia, Deputy President of the Russian Academy of Sciences, Head of the Information and Analytical Center «Science» of the Russian Academy of Sciences, Corresponding Member of the Russian Academy of Sciences, Doctor of Economic Sciences, Candidate of Technical Sciences

АННОТАЦИЯ

Рассматриваются проблемы реализации национальных проектов. Показано, что наука и технологии являются базой для достижения поставленных целей по прорывному развитию страны. Основными проблемами организации исследований и разработок являются: отсутствие целостной государственной научно-технической политики,

92

ошибки при реформировании сектора исследований и разработок, система управления, ресурсное обеспечение. Предложены первоочередные меры по созданию сектора исследований и разработок, ориентированного на достижение задач развития государства. ABSTRACT

The problems of the National Projects implementation are considered. It is shown that science and technology form the basis for achieving breakthrough development goals outlined for the country. The main problems of research and development organization are the lack of comprehensive state scientific and technology policy, mistakes in reforming of the research and development sector, management system and inadequate resource support. Priority measures are proposed to create the research and development sector focused on achieving the state development goals.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Национальный проект, наука, гуманитарно-технологическая революция, ресурсы управления, фундаментальные исследования, законодательство. KEYWORDS

National project, science, humanitarian and technological revolution, resources, management, basic research, legislation.

Рассматривая проблему перезагрузки национальных проектов, прежде всего надо определить объект нашего внимания. В различных нормативных документах определяется, для чего служат национальные проекты, какие задачи они должны решать. Однако четкое определение собственно понятия «национальный проект» отсутствует. А это значит, что невозможно определить ни масштаб про-

екта, ни его значимость для решения задач государственного развития. И за названием «национальный проект...» может оказаться набор тем, решающих отдельные, хотя и очень важные, но не первостепенные задачи. При такой неопределенности складывается ситуация, когда, говоря о национальном проекте, каждый понимает что-то свое. А при таком подходе добиться системного решения задачи практически невозможно1.

Следующим важным моментом является определение места национальных проектов в системе стратегического планирования.

Президентом Российской Федерации определены национальные цели и приоритеты развития страны до 2030 года. Достижение этих целей возможно при выполнении двух основных условий. Прежде всего, это обеспечение национальной безопасности, т.е. состояния, при котором государство может выполнять свои функции при воздействии внутренних и внешних неблагоприятных факторов. Вторым ключевым условием является создание технологического фундамента, обеспечивающего в стратегической перспективе ускоренное развитие страны и равноправное вхождение в число стран — глобальных лидеров.

Исходя из сказанного, определим национальный проект как комплекс мер, согласованных по срокам, исполнителям, ресурсам и показателям, направленных на решение приоритетных задач социально-экономического развития государства. При этом каждый из проектов должен решать задачу не фрагментарно, а системно, т.е. на выходе должны быть результаты, определенные основными стратегическими до-

1 Заметим, что аналогичная ситуация наблюдается с понятием «инновации».

94

кументами Российской Федерации: Стратегией национальной безопасности, Стратегией научно-технологического развития.

В настоящее время Мир находится в состоянии гуманитарно-технологической революции [1-3], определяющей направления и траекторию глобальных трансформаций. Основу этого процесса составляет научно-технологический прогресс, базирующийся на новых знаниях, на фундаментальной науке. Собственно научно-технологическое развитие регулируется следующими законами:

1) Коммерческая ценность результатов фундаментальных научных исследований постоянно повышается.

2) Стоимость технологий и наукоемкой продукции постоянно снижается.

3) Технологии не могут противоречить законам природы.

4) Государственные границы не являются препятствием для распространения результатов фундаментальных исследований (знаний) и технологий.

Важнейшим следствием этих законов является то, что в стратегической перспективе фундаментальная наука есть самое эффективное вложение средств. Это обусловлено, в частности, тем обстоятельством, что на фундаментальной науке базируются образование, технологии и культура (рис. 1). Иначе говоря, глобальный бюджет образования есть не что иное, как коммерческое отражение фундаментальной науки. Кроме того, именно на основе фундаментальных знаний формируется политика и стратегия развития государства, экономика, обеспечивается оборона и безопасность.

Это нашло свое отражение в Стратегии научно-технологического развития, принятой в 2016 г. и определившей фундаментальную науку как системообразующий инсти-

тут развития нации, а также семь научно-технологических приоритетов.

В марте 2018 года президентом России был задан новый вектор развития страны: качество жизни, научно-технологическое развитие, развитие территории и оборонная безопасность. Под эти приоритеты выстраиваются главные стратегические документы: стратегии национальной безопасности, научно-технологического развития, социально-экономического развития.

Исходя из стратегических задач развития, сформулировано 13 национальных проектов, ответственность за реализацию которые возложена на профильные министер-

ёАл^шф функциональная пирамида

ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ НАУКА - ЭТО СИСТЕМООБРАЗУЮЩИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ НАЦИИ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА РАЗВИТИЕ КОТОРОГО БЕРЕТ НА СЕБЯ ГОСУДАРСТВО

(Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации)

паик9б>рге&к1Гит1 ras.ru &

Рис. 1. Фундаментальная наука как системообразующий институт развития нации

96

ства. Но если говорить о прорыве (технологическом, экономическом, социальном), то, очевидно, что основу каждого национального проекта должны составлять наука и технологии. Однако анализ паспортов национальных проектов показывает, что научная составляющая в них практически отсутствует. Кроме того, собственно национальные проекты не связаны с планами реализации Стратегии НТР, за реализацию которой отвечает Минобрнауки России. Но, очевидно, что Минобрнауки России в принципе не может координировать всю научно-технологическую деятельность, поскольку в том или ином виде значительная часть научных исследований и разработок проводятся в отраслевых министерствах и госкорпорациях.

Если же рассматривать собственно национальный проект «Наука», то он по своей сути представляет совокупность нескольких инфраструктурных проектов и не может решать в комплексе задачи развития науки как основы развития страны. Национальным проектом «Наука» могла бы стать Стратегия НТР. Однако до настоящего времени в рамках этой Стратегии не начато ни одной комплексной научно-технической программы или проекта полного инновационного цикла (КНТП), как это предусмотрено постановлением Правительства России от 19.02.2019 № 162 [4]. Причина заключается в том, что в отсутствие в стране единого органа координации научных исследований и разработок требуются многочисленные согласования различных министерств и ведомств.

Более того, с 1 октября 2019 года на рассмотрении в Правительстве Российской Федерации находится программа фундаментальных научных исследований в Российской Федерации на долгосрочную перспективу, разработанная

Рис. 2. Схема утверждения комплексных научно-технических программ и проектов полного инновационного цикла (КНТП)

Российской академией наук в соответствии с Федеральным законом № 253-Ф3 «О Российской академии наук.», одобренная Общим собранием членов РАН. Программа должна начаться с 1 января 2021 г., однако по состоянию на 1 октября 2020 г. она не была утверждена.

Таким образом, можно констатировать, что хотя принимаемые политические и стратегические документы соответствуют глобальным тенденциям развития, существующая система государственного управления исследованиями и разработками не удовлетворяет ни стратегическим целям государства, ни задачам национальных проектов.

98

Сформулируем основные проблемы.

Начиная с 90-х годов экономика страны развивалась по ресурсному типу. В соответствии с этим наука рассматривалась не как ведущая производительная сила, а как услуга, основная задача которой — обеспечивать образование. В соответствии с таким подходом была ликвидирована Российская академия наук как высшая научная организация страны, произошло существенное сокращение численности научных организаций (примерно 16% с 2000 года), ликвидирована научная аспирантура. Такой подход вполне применим для стран, не ставящих целей занятия лидирующих позиций на глобальном пространстве. Однако в странах — технологических и глобальных лидерах наука рассматривается как ведущая производительная сила [5] и наряду со здравоохранением, продовольствием, энергетикой и армией является базовым элементом обеспечения национальной безопасности, суверенитета и развития.

Существующая система государственного управления научными исследованиями и разработками не может обеспечить темпы научно-технологического развития, необходимые для достижения национальных целей. Это обусловлено, во-первых, отсутствием в системе органов исполнительной власти структуры, отвечающей за научно-технологическое развитие, за координацию исследований и разработок. Это представляется крайне необходимым в условиях, когда бизнес ориентирован преимущественно на зарубежные технологии и наукоемкую продукцию. Во-вторых, кадровыми проблемами. Начиная с 2004 года произошло замещение ученых, имеющих опыт управления крупными научными организациями и реализации крупных проектов,

на специалистов в области финансов, теоретической экономики, юриспруденции, имеющих в лучшем случае опыт управления вузами. Кроме того, частая реорганизация министерства и сменяемость руководителей также не способствует нормальной и эффективной работе.

Опыт показал, что ликвидация Российской академии наук как высшей научной организации страны, аккумулирующей интеллектуальный потенциал нации, передача управления фундаментальными научными исследованиями от ученых в административные структуры не улучшили ситуацию ни в науке, ни в образовании. Лишение же Академии, особого статуса, который был ей установлен ст. 6 Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике», и превращение РАН в ФГБУ фактически исключило академическое сообщество из контура управления исследованиями и разработками. Кроме того, собственно научная деятельность также не входит в функции Академии и бюджетные ресурсы на эти работы не выделяются.

Ресурсное обеспечение исследований и разработок, которое несмотря на принимаемые стратегические документы (рис. 3) находится на уровне 1% ВВП, в то время как развитые страны уже превысили 2%, а лидеры достигли 4%. При этом в отсутствие единой государственной научно-технической политики и системы координации научных исследований и разработок трудно ожидать рационального расходования и этих средств.

Таким образом, можно констатировать, что при существующих подходах к организации научных исследований и разработок невозможно обеспечить полноценную реализацию национальных проектов и решить задачу вхождения России в число стран — технологических лидеров.

100

Рис. 3. Динамика доли науки (%) в структуре ВВП

Вопрос детально рассматривался на Общем собрании членов РАН, состоявшемся летом 2020 г. [4]. При этом отмечалось, что в современных условиях требуется разработка новой государственной научно-технической политики, ориентированной на достижение национальных целей. В качестве первоочередных мер должны быть реализованы следующие.

1. Разработать и утвердить решением Президента Российской Федерации «Основы государственной политики развития науки и технологий и формирования национальной инновационной системы на период до 2035 года и дальнейшую перспективу» как документ стратегического планирования. Основной целью данного документа должно стать формирование целостной научно-технической политики,

направленной на полноправное вхождение России в число стран технологических лидеров.

При этом наука должна быть определена как ведущая производительная сила, обеспечивающая развитие, глобальную конкурентоспособность и безопасность страны.

2. Корректировка Стратегии НТР с учетом поправок, внесенных в Конституцию Российской Федерации, и положений Указа Президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации до 2030 года».

3. Создать в системе федеральных органов исполнительной власти надведомственный орган под руководством заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, на который возложить формирование и реализацию единой государственной политики развития науки и технологий, формирование современной национальной инновационной системы и рынка результатов интеллектуальной деятельности.

4. Восстановить Российскую академию наук как высшую научную организацию России, отвечающую за развитие фундаментальных научных исследований и разработку новейших технологий, создаваемых на основе полученных результатов, обеспечивающей научную экспертизу важнейших государственных решений, программ и проектов.

5. Адаптировать нормативную правовую базу науки и технологий к новым условиям, к новым целям и задачам стратегического развития России. При этом особое внимание должно быть уделено созданию целостной системы организации научных исследований, прикладных разработок и инновационной деятельности, организации эффективного взаимодействия институтов развития и субъектов

102

российской экономики и промышленности, научно-технической экспертизы.

Определить долю наукоемкой продукции на мировом рынке как основной показатель научно-технологического развития страны.

6. Внести изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации, предусмотрев специальный раздел бюджетной классификации: «Фундаментальные исследования, прикладные разработки, опытно-конструкторские работы по созданию конкретных образцов высокотехнологичной продукции», консолидирующий бюджетные расходы на науку, технологии, инновации.

Библиографический список

1. Иванов В.В. Контуры нового мирового уклада // Философские науки / Russ. J. Philos. Sci. 2020. 63(5), с.6-27.

2. Иванов В.В. Глобальная гуманитарно-технологическая революция: предпосылки и перспективы // Инновации. 2017. № 6. С. 3-8.

3. Контуры цифровой реальности: Гуманитарно-технологическая революция и выбор будущего / под ред. Иванова В.В., Малинец-кого Г.Г., Сиренко С.Н. - М.: ЛЕНАНД, 2018. - 344 с. - (Будущая Россия № 28).

4. Доклад о реализации государственной научно-технической политики Российской Федерации и важнейших научных достижениях, полученных российскими учеными в 2019 году. — М.: РАН, 2020. 129 с.

5. Наука по-американски: Очерки истории. — М.: Новое литературное обозрение, 2014. — 624 с.

References

1. Ivanov V.V. Kontury novogo mirovogo uklada // Filosofskie nauki / Russ. J. Philos. Sci. 2020. 63(5), s.6-27.

2. Ivanov V.V. Global'naja gumanitarno-tehnologicheskaja revoljucija: predposylki i perspektivy // Innovacii, 2017, № 6 s. 3-8.

3. Kontury cifrovoj real'nosti: Gumanitarno-tehnologicheskaja revoljucija i vybor budushhego / Pod red. Ivanova V.V., Malineckogo G.G., Sirenko S.N. - M.: LENAND, 2018. - 344s. - (Budushhaja Rossija № 28).

4. Doklad o realizacii gosudarstvennoj nauchno-tehnicheskoj politiki Rossijskoj Federacii i vazhnejshih nauchnyh dostizhenijah, poluchennyh rossijskimi uchenymi v 2019 godu — M.: RAN, 2020, 129 s.

5. Nauka po-amerikanski: Ocherki istorii — M.: Novoe literaturnoe obozrenie, 2014. — 624 s.

Контактная информация / Contact information

Российская академия наук, 119991, Москва, Ленинский проспект, 14

Russian Academy of Sciences, 14, Leninsky Prospekt, Moscow, 119991,

Russia

Иванов Владимир Викторович / Vladimir V. Ivanov

+7 (495)954-44-96, [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.