Юбилей
105
НАУКА КАК ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
СЕНЬКО Елена Викторовна - д-р филол. наук, профессор, Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова. E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье обсуждаются основные задачи научно-исследовательской работы в высших учебных заведениях. Анализируя ее традиционные показатели и те, что актуализировались сравнительно недавно, автор констатирует многоаспектный характер научно-исследовательской деятельности на современном этапе развития высшего образования. В этом аналитическом контексте наука рассматривается как обязательный элемент в системе подготовки кадров с высшим образованием. В соответствии с требованиями сегодняшнего дня вузы должны быть не только образовательными, но и научными учреждениями. Автор утверждает, что цель филологического образования нельзя свести только к учебно-методической подготовке фило-лога-предметника, поскольку не менее важным его продуктом является научно-инновационная интеллектуальная среда, играющая важную роль в подготовке современных профессиональных кадров, способных не только воспроизводить и транслировать полученные знания, но и владеть соответствующими научными парадигмами, креативно мыслить, порождая собственные научные идеи и способы их реализации.
Ключевые слова: образовательная система, научно-исследовательская деятельность, образовательная деятельность, интеграция науки и образования, фундамен-тализация образования
В условиях активных социальных и демографических процессов в современном обществе российская образовательная система претерпевает значительные изменения. В последнее время наше педагогическое сообщество пришло к пониманию того, что многие назревшие задачи развития отечественного высшего образования могут быть решены лишь на пути интеграции учебного процесса и научно-исследовательской работы в деятельности преподавателя. В этом смысле российское высшее образование приближается к практикам ведущих стран мира, где в университетах сосредоточены ведущие центры науки, выполняются масштабные фундаментальные и прикладные исследования и разработки. Впрочем, оставим за рамками данной статьи мифы современной научной логики [1] и трудности внедрения так называемого «эффективного контракта»,переориентирующего НПР на научную деятельность [2].
Будем исходить из требований к современ-
ному вузу, как они формулируются в официальном документе.
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации » заявляется:
106
Высшее образование в России • № 10, 2015
«Целями интеграции образовательной и научной (научно-исследовательской) деятельности в высшем образовании являются кадровое обеспечение научных исследований, повышение качества подготовки обучающихся по образовательным программам высшего образования, привлечение обучающихся к проведению научных исследований под руководством научных работников, использование новых знаний и достижений науки и техники в образовательной деятельности».
По мнению ряда специалистов, в России должна сложиться следующая система подготовки кадров с высшим образованием:
• формирование научных школ и центров мирового уровня с высококвалифицированным персоналом, обеспеченных теоретиками, исследователями, аналитиками в фундаментальных, технических, социальных, гуманитарных и экономических сферах (подготовка магистров);
• реализация задач социально-технического прогресса, создание нанотехнологий, перспективного промышленного и экспериментально-исследовательского оборудования, новых методов, технологий, процессов управления во всех сферах народного хозяйства путем реализации достижений кадров с высшим образованием на уровне магистра(подготовка специалистов);
• обеспечение народного хозяйства персоналом по обслуживанию, эксплуатации технических, социально-экономических, гуманитарных потребностей общества, кадрами в области сервиса, маркетинга, менеджмента, внедрение в практику результатов деятельности магистров и специалистов (подготовка бакалавров) [3].
Заметим, что первые два уровня состоятельны исключительно на базе высокого уровня и масштаба научной деятельности вуза. Третий допускает относительное снижение научной планки, однако и он, несмотря на предполагаемую наибольшую массо-
вость потребителя, вряд ли может стать приоритетом подавляющего большинства вузов. Как бы то ни было, в соответствии с требованиями сегодняшнего дня вузы должны быть не только образовательными, но и научными учреждениями.
Этот постулат лежит в основе деятельности кафедры русского языка СевероОсетинского государственного университета, которая уже почти 90 лет участвует в подготовке филологов. Одним из основных факторов стратегического успеха научной деятельности является выбор реальной крупной проблемы, на решении которой концентрируется научный потенциал коллектива. Соответственно, научная деятельность кафедры русского языка осуществляется в рамках двух научных направлений: «Современный русский язык в синхроннодиахроническом аспекте» и «Функционирование русского языка в условиях осетино-русского билингвизма ». На базе избранных научных направлений функционирует научная школа «Динамика русского языка: синхронно-диахронический аспект».
Основополагающими темами сложившейся на кафедре русского языка СОГУ научной школы являются следующие:
• синхрония и диахрония различных сторон системы и структуры русского языка;
• разработка идей динамичной нормы русского языка, в том числе в аспекте ког-нитивистики;
• межуровневые аспекты языковой динамики.
Традиционной формой деятельности научной школы является издание статей, монографий. В частности, исследование динамики русского языка в его современном и диахроническом аспекте представлено в следующих монографиях, изданных сотрудниками кафедры за последнее время: «Неологизация в современном русском языке» (СПб.: Наука, 2007), «Эволюция интенсивных способов глагольного действия в русском языке XI-XVII вв.» (Вла-
Юбилей
107
дикавказ: Изд-во СОГУ, 2011), «Динамика становления интенсивных способов глагольного действия в русском языке XI— XVII вв.» (Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2013), «Развитие системы страдательных причастий в древнерусском языке» (Владикавказ: Изд-во СОГУ, 2014). Кафедра отдает приоритет развитию фундаментальных исследований как основы для создания новых знаний, освоения новых технологий, становления научно-педагогических коллективов. Актуальные проблемы современной науки разрабатываются также и в многочисленных научных статьях, входящих в библиографическую базу данных научных публикаций российских учёных (РИНЦ).
Главная цель научно-исследовательской деятельности вузов состоит в развитии и поддержке научных исследований как основы фундаментализации образования, как базы подготовки работников квалифицированного труда. Мы должны постоянно помнить о том, что результаты выполненной научной работы надо не только эффективно реализовывать в промышленности (бизнесе), в какой-либо другой социальной сфере, но и как можно быстрее передавать в учебный процесс, доводить до студентов и своих коллег. Они должны быть неразрывно связаны с учебным процессом, способствуя его оптимизации. Механизмом, обеспечивающим внедрение научного и научно-методического знания в образовательную систему, служат:
• учебные пособия, издаваемые членами кафедры («Таблицы и компакты по синтаксису современного русского языка», «Старославянский язык», «Теоретические вопросы неологии» и др.);
• спецкурсы и спецсеминары, на которых проходят апробацию теоретические идеи научных исследований (в частности, такие, как «Современные процессы в лексике русского литературного языка», «Современные языковые процессы» - дисциплины, основанные на материале моногра-
фий «Неологизация в современном русском языке: межуровневый аспект», «Лексические новации в современной языковой картине », пособий, например: «Теоретические и практические вопросы неологии », а также статей типа «Языковое обновление в свете философской категории движения», «Английское влияние в сфере современного процесса сложения», «Взаимодействие лексики и фразеологии в неологическом процессе» и др.);
• курсовые работы, ВКР, диссертации магистрантов, аспирантов.
Проблема особенностей функционирования русского языка в условиях осетинорусского билингвизма имеет не только теоретическое значение. Результаты её разработки активно внедряются в учебный процесс: на занятиях по циклу лингвистических дисциплин проводятся русско-осетинские параллели. При этом внимание обучаемых сосредоточивается как на анализе различных форм сопоставляемых языков, так и на их содержательной стороне, ибо язык - это универсальная содержательная структура. Русско-осетинские взаимосвязи находят отражение также в тематике курсовых работ, ВКР, в проблематике спецкурсов, спецсеминаров.
В качестве итогов функционирования вузовской науки можно рассматривать не только традиционные виртуальные показатели в виде патентов, публикаций с уровнем их цитирования, индексов, рейтинговых позиций вузов и т.п., но и активное участие сотрудников кафедры в федеральных программах «Университеты России», «Русский язык» (за период 2000-2003 гг. было получено восемь грантов за выигранные проекты). В последние годы на разного рода конкурсы были представлены проекты: «Культура речевого взаимодействия в деловом общении в полилингвальной среде », «Национальная ментальность в концептах произведений К.Л. Хетагурова », «Духовнонравственный опыт народа и православная педагогическая культура как основа воспи-
108
Высшее образование в России • № 10, 2015
тательного идеала», «Современная Россия в языковом отображении» и др.
Кафедра расширяет границы научных контактов, выходя на международный уровень. Эта тенденция была намечена еще в 50-е годы прошлого века, когда сотрудники кафедры направлялись в зарубежные командировки в качестве советников посольства нашей страны по вопросам науки и преподавания русского языка (КНДР, КНР, Алжир, Ирак, Китай и др.); особенно активно эта область деятельности стала развиваться с 1994 г., когда университет стал сотрудничать с ЮНЕСКО [4]. В настоящее время подписан договор о сотрудничестве с Российско-Армянским (славянским) государственным университетом, в котором определены актуальные проблемы филологических исследований. Расширение международного научного сотрудничества с учебными заведениями зарубежных стран осуществляется с целью вхождения в мировую систему науки и образования и совместной разработки научной продукции.
Этому способствует и участие преподавателей вуза в научных мероприятиях -конференциях, конгрессах, симпозиумах, чтениях и семинарах, конкурсах - не только в масштабах вуза, но и на межвузовском, региональном и международном уровнях. В частности, преподаватели кафедры русского языка регулярно участвуют в международной филологической конференции, проводимой СПбГУ, в международной научно-практической конференции «Язык как система и деятельность» (ЮФУ), в международном конгрессе исследователей русского языка (СПбГУ, МГУ), во Всероссийском конкурсе на лучшую научную книгу, организуемом Фондом развития отечественного образования (в номинации «Гуманитарные науки»).
Особое внимание уделяется научным событиям, в которых вуз выступает организатором или соорганизатором мероприятия. В рамках кафедры русского языка совмест-
но с Владикавказской епархией регулярно проводится Всероссийская научно-практическая конференция «Православная церковь в социально-культурных процессах России », «Славянская письменность и культура как фактор единения народов России », которая посвящена теме духовности в современном российском обществе, в частности, ее воплощению в системе языка, обслуживающего общество и являющегося одним из показателей его совершенства.
Формирование навыков ведения научной деятельности у студентов осуществляется уже в процессе подготовки курсовых и выпускных квалификационных работ, которые предполагают обязательную реализацию принципа научности. Следовательно, студенческая научная работа является продолжением и углублением учебного процесса и организуется непосредственно на кафедрах. Однако НИРС организуется и во внеучебное время (сверх или вне учебных планов), при этом она осуществляется в следующих формах:
♦ работа в научных кружках;
♦ участие в работе конференций, семинаров и круглых столов (международная научная конференция «Язык как система и деятельность», Ростов-на-Дону; международная филологическая конференция, Санкт-Петербург; международная научная конференция «Когнитивная лингвистика и языковая личность», Махачкала; международная научно-практическая конференция «Инновационное развитие современной науки, Уфа и др.);
♦ подготовка публикаций в научных журналах и сборниках докладов, материалов и тезисов конференций (имеются публикации в журнале из перечня ВАК);
♦ участие в конкурсах (университетских, региональных, международных). Так, студенты-магистранты приняли участие в областном конкурсе исследовательских работ, посвященном Дню славянской письменности и культуры, который проводился Московским государственным обла-
Юбилей
109
стным социально-гуманитарным институтом (Коломна, 2013 г.), награждены грамотами за активное участие в научно-исследовательской работе, получили номинацию призеров конкурса.
Таким образом, НИРС является обязательной частью подготовки квалифицированных специалистов, неотъемлемой составляющей единого учебно-воспитательного и научно-инновационного процесса. Она содействует всестороннему развитию личности студента, предоставляя ему возможность испробовать силы в решении актуальных задач по различным направлениям науки, опубликовать значимые результаты исследований. Кроме того, она способствует отбору одаренной и талантливой молодежи для пополнения педагогических и научных кадров вуза.
Кафедра обеспечивает подготовку научно-педагогических работников высшей квалификации через систему аспирантуры и докторантуры по специальности 10.02.01 -Русский язык. Так, за последнее время по указанной специальности защищены диссертации: на соискание ученой степени кандидата филологических наук - «Аббревиатуры-инновации: системно-описательный и лингвопрагматический аспект» (ДМ.212.009.11 - русский язык и литература, Астраханский ГУ), «Английские заимствования в современном русском языке: семантический аспект» (Д212.208.09 по филологическим наукам, ЮФУ); на соискание ученой степени доктора филологи-ческихнаук- «Становление семантической категории интенсивности в русском языке XI-XVII вв. (на материале глаголов интенсивных способов действия)» (Д 212.051.03 - Дагестанский государственный педагогический университет). Через институт соискательства подготовлена и защищена кандидатская диссертация «Структурнофункциональные характеристики системы причастий в русском и осетинском языках» (Д 212.248.02 по филологическим наукам при ФГБОУ ВПО «Северо-Осетинский го-
сударственный университет им. К.Л. Хета-гурова).
Итак, залогом успешного развития вуза является хорошо организованная научноисследовательская работа профессорскопреподавательского состава, осуществление на практике интеграции науки и образования, сочетание фундаментальных и прикладных исследований в рамках научных школ вуза с современными тенденциями образования. Поэтому профессиональные характеристики преподавателей вузов должны рассматриваться в двух взаимосвязанных аспектах: научном и педагогическом. В идеальной модели профессиональной деятельности преподавателя вуза эти два аспекта присутствуют в неразрывном единстве. Предметно-научный аспект преимущественно ориентирован на: а) передачу накопленных научных знаний именно как системы научных знаний; б) использование в учебном процессе новых, в том числе добытых самим преподавателем, знаний, благодаря чему студенты овладевают передовыми навыками и умениями; в) развитие у студентов креативных интеллектуальных способностей [5]. Педагогический (методический) аспект призван содействовать глубокому усвоению студентами научных знаний, формированию у них способностей и навыков за счет использования психологометодических средств и приемов.
Разные сочетания основных типов деятельности преподавателя вуза формируют разнообразные модели его профессиональной деятельности. На данный момент сформировались следующие их разновидности.
I. «Научно-педагогическая» модель, идеально сочетающая научную и педагогическую деятельность; налицо научная ориентация преподавателя, но с некоторым ограничением креативности в педагогической сфере.
II. «Педагогическо-научная» модель, в которой отсутствует собственно научноисследовательская деятельность преподавателя, зато в разных формах присутству-
110
Высшее образование в России • № 10, 2015
ет её научно-описательная версия; при этом свои креативные способности он может реализовать при совершенствовании методов преподавания.
III. «Репродуктивная » модель, где отсутствует не только научно-исследовательская, но и научно-описательная деятельность; в этом случае доминирует использование преподавателем учебников, научно-популярной, но не собственно научной литературы. Преподаватель выступает здесь скорее как методист, создающий новые методы и формы обучения; если же он ограничивается лишь воспроизведением существующих методик, то следует говорить о нем лишь как о «популяризаторе » знаний.
По некоторым опросам, подавляющее большинство (63%) респондентов из числа НПР отождествляют себя с “преподавателем”, для которого главное - передать студентам научные знания; 17% респондентов считают, что занимаются “синтетической”, то есть и научной, и преподавательской деятельностью. Идентифицируют себя с “уче-ным-исследователем” всего 16% респондентов [6]. Впрочем, в масштабе России тенденция к увеличению преподавателей последнего типа все-таки налицо: удельный вес исследователей в вузовской науке в период с 2000 по 2010 годы вырос с 6,6% до 10,5 [7].
Научную работу преподавателя следует рассматривать как инвестицию в социальный капитал, отдача от которого может быть реализована в других областях деятельности, в частности в педагогической. Поэтому можно признать правомерным мнение о том, что «оценку деятельности кафедры и факультета, вуза в целом на соответствие современным требованиям и тенденциям развития образования следует начинать с факторов, задающих тренды
этого развития на мировом и общероссийском уровнях; ими выступают Болонский процесс и реформа российского образования на новом этапе, ставящие науку (различные виды научной деятельности) во главу угла развития всей системы высшего образования» [3].
Литература
1. Горохов В.Г. Наука и научное образова-
ние в обществе XXI века (О мифах научно-образовательной политики)// Высшее образование в России. 2015. № 4. С. 117-127.
2. Сенашенко В.С., Халин В.Г. Об эффектив-
ном контракте в высшей школе России // Высшее образование в России. 2015. № 5. С. 27-37.
3. Кусжанова А.Ж. Болонский процесс воз-
вращает в вузы приоритет науки // Credo new. 2012. № 1.
4. Олейникова А.И. Русский язык в структу-
ре университета // Высшее образование в России. 2005. № 3. С. 117-122.
5. Эфендиев А.Г, Решетникова К.В. Профес-
сиональная деятельность преподавателей российских вузов: проблемы и основные тенденции // Вопросы образования. 2004. № 2. С. 87-120.
6. Довейко А.Б., Верецкая А.И. Проблема
интеграции науки и образования в современном вузе // Россия: тенденции и перспективы развития: Материалы XII Международной научной конференции «Модернизация России: ключевые проблемы и решения » / РАН. ИНИОН; Отв.
Юбилей
111
ред. Ю.С. Пивоваров. М., 2013. Вып.8. Ч. 2. России и перспективы его изменения.
С. 426-431. URL: http://kapital-rus.ru
7. Современный профиль вузовской науки в „ . . „
r г j j Статья поступила в редакцию 14.06.15.
SCIENCE AS A COMPONENT OF THE HIGHER EDUCATION SYSTEM
SEN’KO Elena V. - Dr. Sci. (Philology), Prof., North-Ossetian State University after
K.L. Khetagurov, Vladikavkaz, Russia. E-mail: [email protected]
Abstract. The article deals with the main objectives of research work in higher educational institutions. Analyzing its traditional virtual indicators and those that were recently activated, the author states the multidimensional nature of research activity at the present stage of development of higher education. In this analytical context science is studied as a required element in the system of training specialists with higher education; in accordance with the requirement of the day the universities should be both educational and scientific institutions. The author argues that the purpose of philological education cannot be reduced to methodical training of a school teacher, because the important product of this education is the research and innovation intellectual environment. It plays an important role in the training of modern professionals, which are able not only to reproduce and to share with their knowledge, but also to understand the relevant scientific paradigms, to think creatively and generate their own scientific ideas and ways to realize them.
Keywords: education system, research activities, education activities, integration of science and education, fundamentalization of education
References
1. Gorokhov, V.G. (2015). [The Change of the Role of Science and Scientific Education in the Modern Society of the XXI Century]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 4, pp. 117-127. (In Russ, abstract in Eng.)
2. Senashenko, V.S., Khalin, V.G. (2015). [On the Effective Contract in Higher School of Russia].
Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 5, pp. 27-36. (In Russ, abstract in Eng.)
3. Kuszhanova, A.Zh. (2012). [Bologna Process Returns to Universities Priority of Science]. Kredo
new [Credo new]. No. 1. (In Russ).
4. Oleinikova, A.I. (2005). [Russian Language in the University Structure]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher Education in Russia]. No. 3, pp. 117-122. (In Russ.)
5. Efendiev, A.G., Reshetnikova, K.V. (2004). [Professional Activity of Russian University Teachers:
Problems and Main Trends]. Voprosy obrazovaniya [Issues of Education]. No. 2, pp. 87-120. (In Russ.)
6. Doveiko, A.B., Veretskaya, A.I., Pivovarov, Yu.S. (ed.) (2013). [The Problem of Integration of
Science and Education in Modern Higher School]. Rossiya: tendentsii iperspektivy razvitiya: Materialy XII Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii «Modernizatsiya Rossii: klyuchevye problemy i resheniya» [Russia: Tendencies and Prospects of Development: Materials of XII International Scientific Conference «Modernization ofRussia: Key Problems and Solutions»]. Moscow: INION RAN Publ., vol. 8, part 2, pp. 426-431. (In Russ.)
7. Sovremennyi profil’ vuzovskoi nauki v Rossii i perspektivy ego izmeneniya [Modern Profile of Academic Science in Russia and Prospects of its Change]. Available at: http://kapital-rus.ru(In Russ.)
The paper was submitted 14.06.15.