Научная статья на тему 'Наука, искусственный интеллект и космологические принципы'

Наука, искусственный интеллект и космологические принципы Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
81
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
общество знаний / экономика знаний / Шартрская школа / образование / схоластика / метапарадигматическое использование информации / knowledge society / knowledge economy / School of Chartres / education / scholas-tics / metaparadigmatic use of information

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Михаил Юрьевич Опенков

Данная статья затрагивает вопрос о том, является ли общество знаний только продуктом постиндустриальной экономики, либо это исторически повторяющийся процесс, возникающий на определенном уровне развития науки своего времени и системы образования. Как показы-вают авторы, Шартрская школа является первой европейской моделью общества знаний, по-скольку эпистемический режим определяет роль знаний, информации в обществе в том смыс-ле, что искусство учителя и преподавателя становится возможным при условии выработки оп-ределенной техники освоения материала и беседы с учениками. Отмечается специфика эписте-мического режима XII века, заключающегося в соединении в одной деятельности обоих типов знания – явного и неявного. Сюда следует добавить механикоматематическую космологию, принципы которой распространялись на биологический мир; теорию элементарных частиц, из которых состоит материя, соединявшуюся с теорией потока, объяснявшей силовое движение тел, что говорит о научной зрелости Шартрской школы и необычайной утонченности ее мысли. Значение Шартрской школы для современного общества знаний велико, т.к. она учит методо-логии мышления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENCE, ARTIFICIAL INTELLIGENCE AND COSMOLOGICAL PRINCIPLES

This paper considers the issue of whether the knowledge society is only a product of the postindustrial economy, or it is a historically repetitive process that occurs at a certain level of scien-tific development within a certain time and education system. As the authors put it, the School of Chartres was the first European model of the knowledge society. Furthermore, a certain epistemic re-gime has a significant impact on the role of knowledge and information in society in the sense that the art of teaching becomes possible as long as the relevant techniques of mastering the material and hold-ing discussions with students are provided. In the paper, the epistemic regime of the XII century is characterized as engaging both explicit and implicit types of knowledge in the same activity. This should be complemented by the mechanical and mathematical cosmology, the principles of which ex-tended to the biological world, as well as by the theory of elementary particles being the fundamental constituents of matter in connection with the theory of flow that explains the force movement of bod-ies. All of these indicate the scientific maturity of the School of Chartres and the extraordinary re-finement of its ideas. The importance of the School of Chartres for the modern knowledge society is very significant, as it teaches the methodology of thinking.

Текст научной работы на тему «Наука, искусственный интеллект и космологические принципы»

НАУКА, ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ И КОСМОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ

Михаил Юрьевич Опенков

доктор философских наук, профессор Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова.

Данная статья затрагивает вопрос о том, является ли общество знаний только продуктом постиндустриальной экономики, либо это исторически повторяющийся процесс, возникающий на определенном уровне развития науки своего времени и системы образования. Как показывают авторы, Шартрская школа является первой европейской моделью общества знаний, поскольку эпистемический режим определяет роль знаний, информации в обществе в том смысле, что искусство учителя и преподавателя становится возможным при условии выработки определенной техники освоения материала и беседы с учениками. Отмечается специфика эписте-мического режима XII века, заключающегося в соединении в одной деятельности обоих типов знания - явного и неявного. Сюда следует добавить механикоматематическую космологию, принципы которой распространялись на биологический мир; теорию элементарных частиц, из которых состоит материя, соединявшуюся с теорией потока, объяснявшей силовое движение тел, что говорит о научной зрелости Шартрской школы и необычайной утонченности ее мысли. Значение Шартрской школы для современного общества знаний велико, т.к. она учит методологии мышления.

Ключевые слова: общество знаний, экономика знаний, Шартрская школа, образование, схоластика, метапарадигматическое использование информации

SCIENCE, ARTIFICIAL INTELLIGENCE AND COSMOLOGICAL PRINCIPLES

Mikhail Yurievich Openkov

phd, professor

Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov

This paper considers the issue of whether the knowledge society is only a product of the postindustrial economy, or it is a historically repetitive process that occurs at a certain level of scientific development within a certain time and education system. As the authors put it, the School of Chartres was the first European model of the knowledge society. Furthermore, a certain epistemic regime has a significant impact on the role of knowledge and information in society in the sense that the art of teaching becomes possible as long as the relevant techniques of mastering the material and holding discussions with students are provided. In the paper, the epistemic regime of the XII century is characterized as engaging both explicit and implicit types of knowledge in the same activity. This should be complemented by the mechanical and mathematical cosmology, the principles of which extended to the biological world, as well as by the theory of elementary particles being the fundamental constituents of matter in connection with the theory of flow that explains the force movement of bodies. All of these indicate the scientific maturity of the School of Chartres and the extraordinary refinement of its ideas. The importance of the School of Chartres for the modern knowledge society is very significant, as it teaches the methodology of thinking.

Keywords: knowledge society, knowledge economy, School of Chartres, education, scholastics, metaparadigmatic use of information

Что такое «общество знаний»?

Понятие «общества знания» впервые было использовано в 1969 году фактическим основателем менеджмента знаний Питером Друкером и получило детальное развитие в девяностых годах. Если понятие «информационное общество» отсылает нас к достижениям в области технологий, то понятие «общества знания» включает в себя и другие аспекты: социальные, политические и т.д.

Использование множественного числа в понятии «общества знания» акцентирует внимание на том, что невозможно создать единую модель, которая смогла бы отразить все культурное, языковое многообразие, тем самым позволив любому человеку ориентироваться в общественных изменениях. Создание любого общества подразумевает создание форм знания и культуры, на которые будет также влиять современный научно-технический прогресс. Эксперты ЮНЕСКО полагают, что источником развития обществ знания является их собственное многообразие и способности: многообразие стимулирует формирование творческого потенциала обществ знания, позволяет осознать ценность знаний и способностей, а также отвечать на вызовы стремительно изменяющейся современности.

Всемирное информационное общество является творением новых технологий, однако эти технологии не являются самоцелью, они лишь средство для создания обществ знания, и даже увеличение сетей недостаточно для создания обществ знания. Информация - это не только форма знания: информация - это рыночный товар, чья экономика основывается на раритетности, в то время как знание принадлежит всему че-

ловечеству, что не исключает защиты интеллектуальной собственности. Это различие между информацией и знанием указывает на глубину изменений в отношении к знанию, которые произошли из-за появления модели экономики знания.

Хотя формирование всемирного информационного общества происходит на наших глазах и его технологии увеличили скорость передачи информации и ее объемы, это лишь первый шаг на пути движения к обществам знания, т.к. информация может быть неправильно осмыслена. Кроме того, пока в мире отсутствуют равные возможности для получения образования, а также для доступа к информации, ее анализа и сортировки, информация остается набором разрозненных сведений. Тогда приходит осознание факта того, что информация владеет нами, а не наоборот; кроме того, изобилие информации не приводит к приращению знания: необходимы также соответствующие средства обработки информации. В обществах знания человек должен будет уметь ориентироваться в пространстве информации, различая нужную ему информацию от бесполезной, а также уметь развивать свои когнитивные способности и аналитический ум.

Коммерциализация знаний в информационном обществе становится угрозой разнообразию когнитивных культур: научные и технические знания вытесняют традиционные навыки и автохтонные знания. Эти навыки и знания обесцениваются на фоне достижений науки и техники - они могут просто исчезнуть, хотя представляют собой бесценное богатство; более того, знание нельзя рассматривать только как товар. В докладе ЮНЕСКО указывается, что «политики и руководители должны обратить самое пристальное внимание на нынешнюю тенденцию к приватизации систем высшего образования и их интернационализации, которую необходимо вынести на обсуждение широкой общественности, добросовестно пытаясь спрогнозировать развитие ситуации на национальном, региональном и международном уровнях» [Юнеско, 2005, с. 25].

Основное различие между информационным обществом и обществами знания заключается в следующем:

1) в основе информационного общества лежат информационные технологии, оно обменивается информационным товаром в глобальных масштабах;

2) общества знаний чаще всего локальны по своим масштабам, не занимаются информационной торговлей, а решают познавательные задачи, формируют эпистемические режимы. Эпистемический режим информационного общества основан на торговле информацией и развитии интеллектуальной собственности; он «отличается от эпистемических режимов европейских университетов XIX столетия, которые считали очевидным, что знание является общественной собственностью, что академические исследования должны протекать свободно и что, для того чтобы быть полезным, исследование должно быть бесполезным» [Опен-ков, 2007, с. 15].

Рассмотрим подробнее специфический эпистемический режим Шартрской школы.

Модель XII века. Шартрская школа.

Интеллектуал двенадцатого века, стоящий в центре стройки, увидит в ней Вселенную, подобную огромной фабрике. Глядя на стройку, человек воспринимает себя мастером, преобразующим и творящим, сотрудником Бога и природы в творении. Перед нами новая, преображенная картина человеческого общества, в которую включены все виды человеческого труда, что ранее были презираемы. Теперь они включены благодаря реабилитации труда в град человеческий, образ Града Божьего.

Таким культурным центром XII века с единым доктринальным ядром была Шартрская школа. Несмотря на то, что само существование кафедральной школы в Шартре фиксируется уже во времена служения епископа Шартрского Бетхария, т.е. около 600 года, именно благодаря Фульберту, снабдившему ее переводами логических работ Аристотеля и соответствующими трудами Боэция, а также сочинениями латинских и арабских авторов по математике, астрономии и естествознанию, она приобрела статус одного из самых значительных центров образования на латинском Западе и прославилась богословскими, диалектическими и натурфилософскими исследованиями.

Говорить о Шартрской школе - это все равно что говорить о Платоне (М. Дэви), т.к. наиболее читаемым в Школе был диалог «Тимей». Шартрская школа обращалась к античному наследию подобно тому, как мы обращаемся к логической культуре средневековой философии.

Интеллектуал двенадцатого века отождествлял себя с мастером или ремесленником. Он изучал свободные искусства, но что такое свободное искусство? Техника, тэхне, и значит, деятельность профессора мало чем отличается от работы плотника, кузнеца. Искусство - это рациональная деятельность, создающая материальные и интеллектуальные ценности.

Таким образом, интеллектуал - это ремесленник, т.к. свободные искусства предполагали как познание, так и производство, проистекающее из разума.

Характерно, что Св. Фома в определении искусства как техники прямо опирается на Аристотеля. Известно, что Аристотель, определяя миметические и немиметические искусства, говорил, что искусство плотника - это техника. Но и искусство поэта - тоже техника. Это имеет тот смысл, что искусство учителя и преподавателя невозможно, если не будет выработана определенная техника освоения материала и беседы с учениками.

Таким образом, особый тип эпистемического режима XII века можно охарактеризовать как соединение в одной деятельности обоих типов знания - явного и неявного. Сюда следует добавить механико-

математическую космологию, принципы которой распространялись на биологический мир. Теория элементарных частиц, из которых состоит материя, соединялась с теорией потока, объяснявшей силовое движение тел. Это говорит о научной зрелости Шартрской школы и необычайной утонченности ее мысли. Можно также говорить об организации всего знания на основе философии и теологии.

Основателем Шартрской школы называют Бернарда Шартрского, канцлера школы. О нем мы знаем благодаря произведениям Иоанна Солсберийского, где Бернард Шартрский именуется великим наставником, заботящимся о воспитании ума и вкуса у своих учеников; также он знакомил своих учеников с работами великих писателей классической древности.

Понимая связь интеллектуальной деятельности с ремеслом, интеллектуал двенадцатого века осознал необходимость подготовки, тем самым признавая связь преподавания и науки. Он считал, что знания нужно не копить, а пускать в оборот, и школа для него была мастерской, экспортирующей идеи подобно товарам. Однако это не щедрость интеллектуала, поскольку он знает, что данная ситуация приносит ему выигрыш. На этой фабрике интеллектуал ищет свое поле деятельности, используя собственные способности в творческом труде. Его инструменты - собственный ум и книги, которые служат ему в качестве рабочих орудий. Интеллектуалы организуются внутри корпоративного движения, и такими корпорациями для них станут университеты [Ле Гофф, 2003, с. 160].

Первой революцией стало превращение книги из предмета роскоши в инструмент благодаря изобретению печатного станка. Следствием этого изобретения стало то, что книга становится продуктом промышленности, объектом торговли. В университетах появились библиотеки, ставшие частью университета и пользовавшиеся привилегиями, подобно преподавателям и студентам; кроме того, на них распространялась юрисдикция университета. Тем самым в университетах возникают сопутствующие отрасли.

Литература

1. Васюков, 2006 - Васюков В.Л. Загадка феномена Львовско-Варшавской школы // Исследования аналитического наследия Львовско-Варшавской школы / отв. ред. В.Л. Васюков. Вып. 1. СПб.: Издательский дом «Мiръ», 2006. С. 11-17.

2. Вульф, 2014 - Вульф М., де. Средневековая философия и цивилизация / пер. с англ. О.Д. Сидоровой. М.: ЗАО Центрполиграф, 2014. 253 с.

3. Жильсон, 2010 - Жильсон Э. Философия в средние века: От истоков патристики до конца XIV века / пер. с франц. А.Д. Бакулова; общ. ред. С.С. Неретиной. М.: Республика, 2010. 678 с.

4. Иноземцев, 1999 - Иноземцев В.Л.Расколотая цивилизация: Наличествующие предпосылки и возможные последствия постэкономической революции М.: Academia-Наука М., 1999. 724 с.

5. Ле Гофф, 2003 - Ле Гофф Ж. Интеллектуалы в средние века / пер. с фр. А. Руткевича. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2003. 160 с.

6. Опенков, 2007 - Опенков М.Ю. Хакни будущее. Введение в философию общества знаний. Курс лекций для студентов философских факультетов. М.: МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007. 128 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.