Научная статья на тему 'Наука или искусство'

Наука или искусство Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
2303
231
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Область наук
Ключевые слова
DISCUSSION / SCIENCE / ART

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кузнецов Андрей Евгеньевич, Алышев Юрий Витальевич

В данной статье идет рассуждение о дискуссии на тему “наука или искусство”. Физики и лирики спорят о важности одних из важнейших сфер с начала истории и по сей день не может выйти на компромисс. Автор раскрывает роль науки и искусство в жизни человека, сравнивает их и находит взаимосвязь между ними.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article discusses the discussion on “science or art”. Physicists and lyricists argue about the importance of some of the most important areas from the beginning of history to this day cannot compromise. The author reveals the role of science and art in human life, compares them and finds the relationship between them.

Текст научной работы на тему «Наука или искусство»

УДК 008

Культурология

Кузнецов Андрей Евгеньевич, студент

Поволжский государственный университет телекоммуникаций и

информатики

Алышев Юрий Витальевич, научный руководитель, доцент, кандидат технических наук; Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики

НАУКА ИЛИ ИСКУССТВО

Аннотация: В данной статье идет рассуждение о дискуссии на тему "наука или искусство". Физики и лирики спорят о важности одних из важнейших сфер с начала истории и по сей день не может выйти на компромисс. Автор раскрывает роль науки и искусство в жизни человека, сравнивает их и находит взаимосвязь между ними.

Ключевые слова: дискуссия, наука, искусство.

Abstract: this article discusses the discussion on "science or art". Physicists and lyricists argue about the importance of some of the most important areas from the beginning of history to this day cannot compromise. The author reveals the role of science and art in human life, compares them and finds the relationship between them.

Key words: discussion, science, art.

Наука и искусство - одни из главных сфер деятельности человека.

А что важнее? Дискуссия берет свое начало с незапамятных времен и многие до сих пор не могут прийти к общему мнению.

"Науку делают люди. Об этом естественном обстоятельстве легко забывают; ещё одно напоминание о нём может способствовать уменьшению прискорбной пропасти между двумя культурами — гуманитарно-художественной и научно-технической" [1] - излагается Вернер Гейзенберг в своем труде.

Большая часть деятелей науки полагает, что главное - это технический прогресс, а искусство - бесполезный продукт фантазии человека. В свою очередь, творческие деятели убеждены в том, что наука - лишь костыли и протезы, а человек существует для того, чтобы творить произведения искусства.

Для первых основа существования - познания, для вторых - духовное созидания. Проблема заключается в том, что эти люди говорят о своих сферах, сравнивая их открытия и достижения, но забывая о благе - фундаментальном аспекте, который их объединяет.

"Все люди сознательно или бессознательно стремятся к благу, или удаляются от зла." [2] И именно этот факт может служить разрешением дискуссии о науки и искусстве.

Разумеется, важность науки неоспорима, без множества научных достижений человек, вероятнее всего, сидел бы в пещере и не летал бы в космос.

Ценность искусства менее очевидна на первый взгляд. Однако, в некоторой части, она существеннее чем наука. В первую очередь искусство дает моральный идеал. Своим разнообразием оно обогащает быт человека, давая ему возможность видеть многообразность и красоту этой жизни. И это обогащение ведет человека к большей способности ценить эту жизнь.

Исходя из всего этого, мы вновь приходим к идее своеобразного равенства на объективном уровне. Наука и искусство - являются, по большей части, главными проводниками людей к благу.

А что может быть общего между этими двумя, казалось бы, параллельными сферами деятельности человека?

Почти на ровне со стремлением к благу, естественным желанием человека является постижение неизведанного. На деле, именно этим люди и занимались на протяжении всей своей историей. И наука, и искусство основано на этом желании.

Цель науки - постижение законов реальности, структурирование, систематизация, своеобразное покорение. Цель искусства идентична. Автор создаёт художественный мир, чтобы систематизировать знания о мире настоящем и исследовать его. Сам художественный мир, в некотором смысле, тоже реален. Потому что взаимодействие с разумом потребителя делает его материальным из-за возникшей материальной реакции и её материальных последствий. То есть наука и искусство в прямом смысле слова выполняют одну цель - постижение и систематизация реальности. Понимание этой общности делают взгляд на познания намного шире, следовательно, открывают куда больше возможностей для созидания.

Возьмем для примера Альберта Эйнштейна, нетрудно предположить, что первоосновой его мировоззрения было познание фактов видимого мира. Тем не менее вот его слова: "Физика - раскрывает неизвестное в природе, а музыка - в человеческой душе". Это два метода познания мира. По его словам, музыка помогала рассматривать ему физические явления не только с фактической, но и с духовной стороны.

Что для людей искусства, то здесь можно рассмотреть Стенли Кубрика, человека всю жизнь занимавшегося кинематографом, но имевшего скорее научное мышление. Не сказать, что для него главным в кино - воспевание чувств или духовности. Каждый его фильм - качественно воссозданное альтернативное пространство. И важна его не история, а скрупулезное изучение

законов этого пространства. Поэтому фильмография Кубрика - это сборник научных исследований параллельных миров искусства.

Так наука или искусство? Смысл этой дискуссии в том, что человеческое занятие произрастает из одного явления жизни.

И сам спор возникает из-за разности интерпретации этой неясной никому вещи. Понимание связи между наукой и искусством - это высший точка развития. Понимания важности не того, чем человек занимается, а того, на что это занятие направленно. А направлено оно на универсальную для всех нас цель.

Библиографический список:

1. Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое. М., Наука, 1990.

2. Лев Толстой, Прогресс и определение образования, 1862.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.