Научная статья на тему '\ Наука и жизнь \ опилки на заправку'

\ Наука и жизнь \ опилки на заправку Текст научной статьи по специальности «Промышленные биотехнологии»

CC BY
133
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «\ Наука и жизнь \ опилки на заправку»

Опилки на заправку

В конце августа этого года Кировский биохимзавод запустил промышленную установку для производства биоэтанола из древесных отходов (щепы и опил) мощностью 4 млн. дал в год. В эту установку завод, по словам его гендиректора Дмитрия Пантелеева, вложил 60 млн. руб. Поводом для реализации проекта послужило возрастающее внимание государства к охране окружающей среды и развитию альтернативных видов топлива. «Сегодня, — поясняет руководство, — все больше сторонников находит идея использования произведенного из возобновляемых источников сырья этанола в виде добавки к моторному топливу. В этой связи перед заводом открываются блестящие перспективы занять свое место на рынке топливного этанола».

Расчет кировчан и в самом деле соответствует духу времени, пустым его не назовешь.

Елена Никитина, зав. лабораторией Всероссийского научно-исследовательского института по переработке нефти: «Новые законодательные акты по ограничению выбросов парниковых газов в атмосферу поддерживают повышенный интерес к биотопливу и добавкам на его основе, в частности к биоэтанолу. При использовании в качестве моторного топлива этанола, получаемого из растительного сырья, не происходит накопление в атмосфере углекислого газа, приводящего к парниковому эффекту. Высокая детонационная стойкость, низкая токсичность, возможность производства из возобновляемых источников сырья, имеющиеся в России свободные

мощности для производства — все это делает этанол более привлекательным по сравнению с другими кислородосодержа-щими добавками к топливу».

Биоэтанол, напомним, получают из любого органического материала, доступного на возобновляемой или часто повторяющейся основе, включая сельскохозяйственную продукцию и древесные культуры, лесоматериал, древесные отходы и остатки, растения (в том числе водоросли), волокнистые остатки, отходы животноводства. В мире больше всего распространено производство биоэтанола из пищевых культур по причине наиболее простого технологического процесса. В США это топливо в основном получают из кукурузы и соевых бобов, в Бразилии используют сахарный тростник. Во Франции,

Ирина ВОРОБЬЕВА

Великобритании и Испании сырьем служат сахарная свекла, пшеница и ячмень. В Индии — сахарный тростник, в Китае — кукуруза и пшеница. В нашей стране активную политику в этом направлении проводит компания «Титан». В 2007 году «Титан» открыл в Казахстане завод по производству топливного биоэтанольного бензина из пшеницы и теперь планирует строительство аналогичного завода в Омске.

Производство этанола из древесины не новость. В США, например, с 2007 года завод мощностью 17 тыс. галлонов этанола (более 64 тыс. л) в день ежедневно перерабатывает 25 т отходов древесины и сухостоя. В штате Айова начали производить этанол из дикорастущего проса, камыша, травы и древесной коры.

Кировский биохимический завод создан в 1972 году с целью утилизации отходов лесопромышленного комплекса и получения на их основе гидролизных кормовых дрожжей, как кормовой добавки при производстве сбалансированных по белку и аминокислотам комбикормов для всех видов сельскохозяйственных животных, птиц и рыб. Кроме того, Кировский завод — один из крупнейших производителей и поставщиков технического этилового спирта и спиртосодержащих жидкостей.

В нашей стране Кировский биохимический завод пока что единственное предприятие, использующее это сырье для производства этанола. Остальные заводы перешли на экономически более целесообразное производство его из зерна, для которого не требуется кислотостойкое оборудование. В советское время СССР был единственной страной в мире, где более 50 лет в широких промышленных масштабах этанол производили путем сернокислотного гидролиза древесного сырья. Именно таким способом на Кировском заводе получают ректификованный технический спирт — он используется в качестве растворителя на предприятиях химической, электронной, парфюмерной промышленности и в медицине.

На базе производства этого вида спирта, внедрив, если говорить языком специалистов, «способ азеотропной ректификации с применением обезвоживающего агента циклогексана», кировчане и выпустили пробную партию своего биоэтанола.

Дело в том, что основная масса этилового спирта, вырабатываемого российскими предприятиями, содержит 4—6% воды и требует осушки перед его использованием в составе топлива (содержание воды в нем не должно превышать 1%). В противном случае возможно расслоение топлива.

Полученную партию кировчане уже опробовали в качестве добавки к моторному топливу для повышения его октанового числа. «Получилось три вида высокооктанового бензина, — продолжает Андрей Гордин, технический директор предприятия. — Один соответствует топливу Е85 с октановым числом не менее 98 единиц. Второй — А95-БИО с октановым числом 95 единиц (содержание топливного этанола — 55%). И третий, содержащий 10% этанола, соответствует бензину А-92».

Непосредственно для заправки завод приобрел заправочную станцию, оснащенную установкой для смешивания спирта с бензином в конвективном потоке. «Такие смесители, — говорит Андрей Гордин, — производятся, как в России, так и за рубежом. К их числу относится, в частности, украинская установка для серийного производства автомобильных бензинов и дизельного топлива марки УСЖ-01 М». Стоимость этой установки составляет около 60 тыс. рублей.

Полученный бензин на глазах восторженной прессы залили в служебные машины. Помимо заводских автомобилей биотопливом заправили также авто лучшего гонщика Кировской области Сергея Бусыгина. Но и это еще не все. По прогнозам руководства предприятия, биотопливо, полученное из биоэтанола, произведенного в ООО «Биохимзавод», будет на 30% дешевле традиционного бензина, о чем, собственно, пресса и не замедлила сообщить широкой публике. Однако, это заявление, как и многое другое сказанное и показанное на кировском заводе, по мнению специалистов, несколько преждевременно.

Александр Максимов, директор научного центра «Агроэкопрогноз», руководитель Национального агентства «Биоэнергетика»: «Производство топливного этанола связано с акцизами, а в таком случае его добавка в бензин повышает его стоимость». «Действительно, — соглашаются наши собеседники, — для организации промышленного выпуска биотоплива необходима законодательная база. Но мы все же нашли лазейку — чтобы избежать налогового бремени, используем денатурирующие добавки, поскольку денатурированный спирт акцизом не облагается».

И все же, как выяснилось, денатурирующие добавки также пока вряд ли повысят привлекательность заводского продукта с точки зрения цены.

Елена Никитина: «Федеральным законом РФ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» установлен акциз на денатурированный этанол в размере 21,5 руб. за литр. Чтобы предотвратить использование денатурированной спиртосодержащей продукции в пищевых целях, законом установлен жесткий перечень денатурирующих веществ (бензин, керосин, кротоновый альдегид, би-трекс). Вводится лицензирование оптового оборота любой, даже непищевой, спиртосодержащей продукции. Оптовая цена на технический этанол составляет 18—20 руб. (без НДС) за литр, что уже достаточно дорого. Введение же акцизов на денатурированный этанол в размере 21,5 руб. за литр полностью исключает его рыночную востребованность. Без изменения законодательства в сложившейся ситуации производство

¡прямые инвестиции / №11 (79) £008 | реальный сектор

биотоплива в России невозможно. Главное препятствие промышленного применения топливного этанола в нашей стране — действующее законодательство по обороту этилового спирта и спиртосодержащих растворов».

Но и помимо законов препятствий также хватает. Ведь кроме привлекательных свойств этанол обладает повышенной гигроскопичностью и коррозийной агрессивностью.

Елена Никитина: «Особую проблему для внедрения биотоплива представляет его транспортировка, хранение и распределение на заправках. Во избежание вымывания спиртов подтоварной водой, всегда присутствующей в резервуарах, должна быть организована автономная система перекачки и хранения спиртосодержащих бензинов, которая бы полностью исключала контакт топлива с водой. Оптимально введение спирта в бензин непосредственно в момент заправки автомобиля, а для этого требуется специальное оборудование и дополнительные емкости. Кроме этого, спиртовые виды топлива обладают повышенной агрессивностью по отношению к резино-техническим изделиям и цветным металлам. Поэтому в системах хранения и распределения спиртового топлива нужно использовать только материалы, совместимые с этанолом. В США, Бразилии, Швеции и других странах, широко использующих этанол, существуют специальные заправки. В России соответствующей инфраструктуры нет.

Для применения спиртового топлива могут потребоваться изменения конструкции автомобильного двигателя и его систем — от достаточно простых (перерегулировка топливной аппаратуры) до существенных. Мировые производители техники одобряют применение топлива Е10 (10% этанола и 90% бензина), поскольку подавляющее

большинство современных автомобилей сконструировано и отрегулировано как для эксплуатации на традиционных видах топлива, так и на автомобильных бензинах с добавками этанола до 10%. Это позволяет применять Е10 без изменения конструкции и регулировок автомобилей.

В России проведены широкие исследования и испытания по применению топливного биоэтанола в автомобильных бензинах. Комплекс проведенных работ позволяет сказать, что технические проблемы, связанные с применением топливного этанола до 10%, могут быть успешно решены за счет применения различных присадок. Разработана необходимая научно-техническая документация, есть технические возможности для организации промышленного производства автомобильных бензинов с добавкой биоэтанола (топливо Е5 и Е10)».

Применение же топлива с содержанием этанола выше 10% требует серьезной переделки двигателя. Елена Никитина: «Это связано с низкой теплотой сгорания и высокой теплотой испарения этилового спирта, что приводит к увеличению расхода топлива и вызывает трудности при запуске двигателя. Доработка обыкновенного двигателя стоит недешево — от 300 до 1000 евро в зависимости от марки машины. Но автолюбители идут на эти затраты в том числе оттого, что мощность двигателя, работающего на Е85, возрастает приблизительно на 20%. Ведущие зарубежные автомобильные компании («Фольксваген», «Са-аб», «Форд», «Вольво») еще с конца 80-х годов прошлого века выпускают автомобили с гибкой топливной системой (Flexible Fuel Vehicle — FFV). Она позволяет использовать в качестве топлива традиционный нефтяной бензин или его смеси с этанолом в любом соотношении без каких-либо конструктивных переделок. Стандарт на топливо Е85 (85% спирта и 15% бензина) в Рос-

сии отсутствует, однако сегодня ВНИИ НП разрабатывает такой документ».

У кировчан, напомним, содержание топливного этанола доходит до 85%, при этом о переделках двигателей на служебных машинах руководство завода не упоминает. «Тем не менее их опыт все же заслуживает внимания и поощрения», — говорят специалисты.

Елена Никитина: «Россия обладает многолетним промышленным опытом производства этанола из растительного сырья. Но сегодня загружено примерно 50% мощностей по получению этилового спирта, и его производство из различного сырья может быть легко удвоено. С учетом климатических условий страны целлюлозосодер-жащее сырье и его отходы — перспективный источник для получения биоэтанола. К ресурсам, которые могут быть использованы в лесном комплексе для получения этанола, относятся: топливные дрова, топливная щепа и вторичные древесные отходы от лесозаготовок, отходы целлюлозно-бумажного производства (кора, отсев щепы, опилки, обрезки бревен и пр.). К тому же при производстве биотоплива создаются побочные продукты — ценные пищевые добавки для животноводства.

Так что в нашей стране существуют все необходимые предпосылки для производства современных высокооктановых экологически чистых видов топлива на основе компонентов, полученных из возобновляемых источников сырья. Но для этого требуется государственная поддержка производителей биотоплива, и прежде всего изменение закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», в части оборота топливного биоэтанола, а также законодательное стимулирование использования возобновляемых источников сырья по примеру других стран». Ц

реальный сектор | прямые инвестиции / №11 (79) 2008|

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.