7. Perevozkina, Yu.M. Arkhetipicheskie osnovaniya skazochnihkh personazheyj / Yu.M. Perevozkina, S.B. Perevozkin, N.V. Dmitrieva // Vestnik pedagogicheskikh innovaciyj: nauchno-prakticheskiyj zhurnal. - 2013. - № 1(31).
8. Buravcova, N.V. Muzhskie i zhenskie kharizmaticheskie obrazih: vzglyad skvozj prizmu arkhetipov / N.V. Buravcova, N.V. Dmitrieva // SMALJTA.
- 2014. - № 1.
9. Chernihshev, A.V. Russkie arkhetipih v brendinge i ehffektivnostj reklamih: avtoref. dis. ... kand. sociol. nauk. - Nizhniyj Novgorod, 2011.
10. Buravcova, N.V. Arkhetipicheskie osnovih professionaljnogo stanovleniya lichnosti // Sociosfera. - 2012.- № 3.
11. Sokolova, E.T. Psikhologicheskoe issledovanie lichnosti: proektivnihe metodiki. - M., 2002.
12. Dmitrieva, N.V. Metaforicheskie associativnihe kartih i poehticheskaya terapiya v psikhoterapii sindroma ehmocionaljnogo vihgoraniya / N.V. Dmitrieva, N.V. Buravcova // SMALJTA. - 2014. - № 3.
13. Dmitrieva, N.V. Ispoljzovanie associativnihkh kart v narrativnoyj psikhoterapii rabotogolizma / N.V. Dmitrieva, N.V. Buravcova, Yu.M. Perevozkina // Sibirskiyj pedagogicheskiyj zhurnal. - 2014. - № 4.
14. Birkkhoyjzer-Oehri, S. Matj: Arkhetipicheskiyj obraz v volshebnihkh skazkakh. - M., 2006.
15. Mark, M. Geroyj i buntarj. Sozdanie brenda s pomothjyu arkhetipov / M. Mark, K. Pirson; per. V. Domnina, A. Sukhenko. - SPb., 2005.
16. Korolenko, C.P. Homo Postmodernicus. Psikhologicheskie i psikhicheskie narusheniya postmodernistskogo mira / C.P. Korolenko, N.V. Dmitrieva.
- Novosibirsk, 2009.
Статья поступила в редакцию 12.09.14
УДК 796
Solovyov G.M., Kozyura Ye.N., Kashin S.N. SCIENCE AND EDUCATION IN THE CONTEXT OF PHYSICAL EDUCATION COURSE AND OF HEALTH-PROTECTION IN A UNIVERSITY. In the work contents-related and qualitative characteristics of the modern system of education from a standpoint of saving health of students are considered. The role of physical education in this system is studied. The authors of the article summarize the material on the subject studied, and compare the views of the scientists of the ancient times (Pythagoras, Socrates, Plato), of the Middle Ages (F. Bacon, W.L. Montesquieu) with the views of the modern scientists in the sphere of healthcare and, in particular, the organization of health-saving activities in a university through the discipline of Physical Education. The article summarizes some results of the studies on the problems of functioning of universities in modern conditions and the role of health-saving technologies in the quality of higher education and increasing the competitiveness of universities.
Key words: science, physical training, health, quality of education, management, marketing, multifunctionality of a teaching activity, health of protecting an education system.
Г.М. Соловьев, д-р пед. наук, проф. каф. физической подготовки и спорта ФГКОУ ВПО «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» Ставропольский филиал, г. Ставрополь; Е.Н. Козюра, канд. юрид. наук, доц., полковник полиции, заместитель начальника по учебной и научной работе ФГКОУ ВПО «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» Ставропольский филиал, г. Ставрополь; С.Н. Кашин, канд. пед. наук, доц. полковник полиции, начальник каф. физической подготовки и спорта ФГКОУ ВПО «Краснодарский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации» Ставропольский филиал, г. Ставрополь, E-mail: irbis-2004@yandex.ru
НАУКА И ОБРАЗОВАНИЕ В КОНТЕКСТЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА ВУЗА
В статье рассматриваются содержательно-качественные характеристики современной системы образования с позиции сбережения здоровья ее субъектов и роли в этом физической культуры. В статье обобщен материал по исследуемой теме, при этом авторами приводятся параллели между воззрениями учёных древних времён - Пифагора, Сократа и Платона; учёных Средневековья Ф. Бэкона, Ш.- Л. Монтескье и современными взглядами учёных в области здоровьесбережения и, в частности, организации здоровьесберегающего пространства вуза средствами дисциплины «Физическая культура». Статья подводит некоторые итоги изучения проблемы функционирования вузов в современных условиях и роли здоровьесберегающих технологий в обеспечении качества высшего образования и повышения конкурентноспособности вузов.
Ключевые слова: наука, физическая культура, здоровье, качество образования, менеджмент, маркетинг, многофункциональность преподавательской деятельности, здоровьесберегающая система образования.
Наука как сфера человеческой деятельности, функцией которой является исследование сути явлений, процессов, свойств и состояний, происходящих в природе и обществе, законов и закономерностей их объясняющих, выработка и теоретическая схематизация объективных знаний о действительности; как отрасль культуры существовала не во все времена и не у всех народов. Принято считать, что родоначальником науки как отрасли культуры, выполняющей самостоятельные функции, была древняя Греция. Именно в то историческое время была декларирована и значимость гармонического развития человека, важность роли физических упражнений в обеспечении его здоровья и, в частности, духовного, как нормального состояния человеческой психики. Демокрит соизмерял здоровье с представлениями о счастье и евтимии, ровным, спокойным настроением духа, внутренней устойчивостью, мерой и мудростью; великие Пифагор, Сократ и Платон с гармонией духовного и телесного в чело-
веке [1]. В этом контексте английский философ Ф. Бэкон писал, что можно кое-что узнать о теле, исходя из состояния духа, и кое-что о духе, исходя из состояния тела. Ф. Вольтер французский философ и просветитель XVII века отмечал, что люди жалки и несчастны в смысле их естественной подверженности болезням, но они в состоянии успешно противодействовать этому «физическому злу» [2]. Шарль-Луи Монтескье, выдающийся французский мыслитель энциклопедического склада говорил, что здоровый и крепкий человек питает больше доверия к самому себе, то есть имеет большое мужество, большую уверенность в своей безопасности, больше прямоты, меньше подозрительности, политиканства и хитрости [3].
Многие великие люди древности, известные всему миру успехами в науке, были и хорошими спортсменами, отмечали положительное влияние физических упражнений на умственную деятельность, придавали огромное значение физическому вос-
питанию. Великий мыслитель философ Пифагор был олимпийским чемпионом в кулачном бою, другой философ - Платон также прославился не только своими знаниями, но и победами в кулачных боях.
Во все времена человеческого бытия знания ценились на вес золота. Ярким примером тому служит известное истории послание А. Македонского своему учителю Аристотелю, в котором выражается негодование по поводу того, что знания, которые принадлежали только его ученикам стали достоянием всех. Великий полководец, возмущаясь, восклицает: «Чем же мы теперь будем отличаться от других? Я бы отдал все свое богатство и все свои завоевания, чтобы этого не произошло!».
Можно сказать, что знания во времени и пространстве социума абсолютны и относительны, субъективны и объективны, инновационны и парадигмальны. Они постоянно совершенствуются и прибавляются, углубляются и расширяются. По этому поводу французский философ Б. Паскаль писал, что если бы последующие поколения людей ничего не прибавляли к знаниям и опыту предыдущих поколений, никакой прогресс в жизни, в науках был бы просто не возможен. Говоря о том, что человек менее всего знает и понимает самого себя, коренные условия своего бытия, смысл своей жизни, свое истинное право, он как многие мыслители того времени подчеркивал значимость образования [4].
Сегодня много говорят о содержании качества данного социального феномена. Между тем в науке до сегодняшнего дня не существует единого мнения, что такое качество в отношении образования. По видимому одной из причин такой ситуации помимо прочих, является то, что в научной мысли не сформировалось общего представления на понятие «образование». Многовариантность данного социального феномена акцентируется в различных научных и официальных источниках в его разном содержании. Образование трактуется как институт передачи накопленного опыта в виде знаний, умений и навыков (сегодня компетенций, включающих помимо ЗУН способности и личностные качества). Данный социальный феномен рассматривается и в контексте системы, и процесса, и становления личности, и результата (образованности), и доступности. Детерминация образования в контексте становления личности предполагает, что качественными характеристиками данной деятельности должна, прежде всего, выступать вся совокупность составляющих структуры физической культуры личности, критериально-диагностируемые и проверяемые в плане достижения цели (желаемого результата) того, что общество хочет получить в развитии физкультурной индивидуальности. А это сегодня интерпретируется как определенный уровень компетенций, креативных способностей и личностных качеств (мотивов, интересов, социально-духовных ценностей, состояния устремленности, творчества, психофизической работоспособности, культуры, эрудиции, конкурентоспособности и прочие). Трактовка образования по дисциплине «Физическая культура» в контексте результата обусловливает качество образованности его обладателя с позиции уровней и критериальных показателей их характеризующих. Например, если знания, то должно учитываться, каков их уровень усвоения, осознанности и степень научности (абстракции). Имеются в виду умения и навыки, то должно быть понятным и каков их уровень. Или репродуктивный (ученический и типовой), или продуктивный (эвристический и творческий). И так по компетентности в целом и по каждой компетенции ее составляющей, причем дифференцировано на всех ступенях образования. Рассмотрение высшего образования в контексте доступности возникает вопрос, в каком плане и степени оно доступно всем и каждому [5; 6].
Если образование в области физической культуры представлять как систему, то качество данного феномена должно определяться состоянием всех элементов, составляющих целостность ее структуры: информационной, инструментальной, кадровой, нормативно-законодательной, организационно-структурной, функциональной и финансовой.
Информационная (идеология), отвечает на вопрос - что? Это наличие и качественное содержание концепций развития физической культуры в вузе, стандарта целей и задач его реализации качественной, современной и научно обоснованной примерной государственной программы, направлений и содержание образования, принципов их реализации, соответствующих инновационным тенденциям, менталитету, социума и перспективам развития общества, экономики и системы образования, в целом.
Инструментальная, отвечает на вопрос - чем? Это необходимое наличие, качество и санитарно-гигиеническое состояние спортивных залов, стадионов, площадок, оборудования, инвентаря, программного, учебно-методического и информационно-компьютерного обеспечения.
Кадровая, социальная составляющая учебного процесса (отвечает на вопрос - кто?). Это компетентность преподавательского состава, его профессионализм, целеустремленность и способность к инновационной практической, научной, учебно-методической, образовательной и воспитательной деятельности, построенной на творческих субъект-субъектных отношениях.
Нормативно-законодательная, предполагает качественное широкое и объемное регламентированное в рамках федеральных, региональных, местных и вузовских правовых положений и требований деятельности системы образования, ее организационно-структурной, финансовой и функциональной составляющей; обязанностей, прав и свобод субъектов образования.
Организационно-структурная - это структурность, иерархичность функционирования системы организации образования в целом в стране и в отдельно взятом высшем учебном заведении. Ее качество определяется наличием и состоянием конструктивных и оптимальных организационно-управленческих технологий, отвечающих современным концептуальным положениям развития образования в области физической культуры: законодательной основе; результатам в достижении цели и задач; соответствием способностей исполнителей должностным обязанностям, возложенных на них; гибкостью, динамичностью и постоянным развитием структурных управленческих подразделений кафедр физической культуры и системы образования учащихся в целом.
Функциональная обусловливает содержание функций в рамках направлений деятельности кафедр физической культуры, (ее управленцев, преподавательского коллектива, вспомогательного состава). Качество данной составляющей системы образования определяется необходимостью наличия конструктивной госинструкции МО и науки РФ о деятельности кафедры физической культуры, ее структуры и должностных обязанностей преподавательского состава, учитывающих полноту и соответствие содержания его деятельности целям и задачам функционирования и развития образования в контексте учебной, методической, научной и воспитательной физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы, а также учебного процесса, связанного со специальными медицинскими группами и информатизацией образования. Все это должно соизмеряться с научной организацией труда и адекватностью трудозатрат заработной плате исполнителей функций.
Финансовая составляющая системы образования детерминирует ее экономическую базу, эффективность и степень реальности.
Состояние всех составляющих образовательной системы (недостаточность или отсутствие одной из них) непременно сказывается на ее качество. Например, идеологии (информационной составляющей) или ее четкой теоретической обоснованности (концепции, ведущей идеи, цели, задач, понятий, принципов, направлений, сути физической культуры личности и содержания различных педагогических технологий ее формирования) не обеспечивает целостное, научное концептуальное мышление субъектам образования, осознанность значимости идеи и затрудняет понимание того, по каким направлениям следует идти, что конкретно осуществлять, как делать и действовать, какие средства и методы использовать, как определять, планировать и опосредовать деятельность - переводить ее из социально значимой в личностно и профессионально-актуальную повседневную педагогическую работу. С другой стороны, наличие четко разработанной идеи, концепции цели и задач образования, а также принципов и направлений их реализации требует и соответствующей подготовки и переподготовки кадров. Разработки современных учебников и учебных пособий, отражающих не только теоретические и технологические аспекты формирования физической культуры личности, но и здорового образа жизни, здоровьесберегающей системы образования в целом, обеспечивающей физический, психический и социально-духовный комфорт всем субъектам образовательного процесса. И учащимся и преподавателям. В отношении последних это объясняется тем, что до середины 90-х годов XX века в рамках подготовки профессиональных кадров система высшего российского образования в основном выполняла четыре ведущие функции - образовательную, развивающую, воспитательную и учеб-
но-методическую. С переходом России на рельсы рыночной экономики государственная политика в образовании определила обязательным для вузов еще четыре функции: дополнительного образования, дистанционного обучения, самофинансирования и научно-производственную. Оказалось, недостаточно быть только пользователем и экстраполятором в студенческую аудиторию имеющегося знания, но надо быть еще и создателем данного продукта. Более того, продавцом и промышленником результатов научных исследований, воплощенных в хоздоговорные отношения, конкурсы, гранты и создаваемых сегодня на базе вузов малых промышленных предприятий. Таким образом обозначилась, ранее несвойственная в целом системе высшего образования, промышленная функция, а также биржевая. Вузам вменяется не только осуществлять набор студентов, но и устраивать их на работу, создавать рабочие места.
Демографическая ситуация в стране, а также неудовлетворительное состояние здоровья детей и учащейся молодежи и культуры их здорового образа жизни научно и законодательно предопределяют и становление здоровьесберегающей функции образования как системы. Коммерциализация и конкуренция в образовании обусловили возникновение и функции менеджмента, разработку адекватных административных и общих для всех преподавателей компетенций (знаний, умений, навыков, способностей и личностных качеств), искусства управления и деятельности, информационно-компьютерных и интерактивных способов и манеры коммуникации и общения. Иначе, принципов, методов, средств и форм организации управления системой образования, в совокупности обеспечивающих повышение ее эффективности, качества услуг производимого продукта и прибыльности, как одного из видов отраслевого специального менеджмента.
С развитием рыночных отношений и конкуренции повышается риск неопределенности в деятельности вузов, обусловленной следующей неизвестностью: количества реальных и потенциальных потребителей образовательных услуг и научного продукта; потребностей и возможностей покупателей образовательных услуг; изменчивостью спроса рынка труда и капитала; политики конкурентов. В данных условиях возникла необходимость в осуществление высшими образовательными учреждениями функции маркетинга, сопряженной с функцией менеджмента. Как идеологии, стратегии, политики и тактики деятельности любого производителя в конкретной ситуации. Так как вуз, являясь производителем специфичес кого товара (образователь ных услуг, научного и промышленного продукта) может существовать только тогда, когда продает его своим клиентам. Поэтому любому вузу стало необходимым использовать весь набор инструментов бизнес-маркетинга. С помощью которого он может: 1) повысить свою ликвидность, деловую активность, норму прибыли и рентабельность, снизить уровень риска; 2) обеспечить оптимальные пропорции между спросом и предложением образовательных, научных и научно-промышленных услуг определенного вида и специфики; 3) гибко реагировать на динамику спроса и маневрировать всеми видами имеющихся возможностей и ресурсов; 4) формировать систему договорных, рыночных отношений между своими контактными аудиторами, потенциальными потребителями образовательных услуг учебной, методической, научной и других видов продукции; 5) исследовать спрос искать рынки сбыта, расширять существующие, охватывать новые рыночные «ниши» и «окна», достигая при этом оптимального уровня об-
Библиографический список
разовательно-научной, производственной, экономической и социальной эффективности; 6) осуществлять внутренний и внешний менеджмент, мониторинг (аудит) качества процесса образовательных услуг и различного рода специфической продукции; 7) расширять возможности самофинансирования, самостоятельности и автономности; 8) обеспечивать устойчивость, стабильность, качество и развитие системы образования в условиях конкуренции и нестабильности рынка.
Многофункциональность высших учебных заведений экстраполируется во многие дополнительные обязанности различных структурных подразделений вуза и каждого преподавателя в отдельности, которые ранее не были им свойственны. Сегодня философия высшего профессионального образования такова, что профессорско-преподавательский состав должен: давать образование студентам, одновременно воспитывать их, формируя личность и развивая ее во всех структурно-качественных проявлениях; разрабатывать программную и учебно-методическую продукцию; быть ученым (проводить исследования и публиковать их результаты не только во всероссийских, но и зарубежных изданиях, защищать собственные диссертации, затем руководить аспирантами и соискателями, зарабатывать деньги на науку, участвовать в конкурсах и конференциях, выигрывать гранты, сотрудничать с образовательными комплексами края, области, региона), активно участвовать во всех функциональных обязанностях, которые вменяются современному вузу, а точнее уже бизнес - вузу. В этой связи несоразмерность множества обязанностей по временным и психофизическим возможностям организма человека обусловливает у профессорско-преподавательского состава состояние постоянного нервно-психического напряжения, астении, тревожности, эмоционального выгорания и навязано современной системой образования неуверенности в себе, в свои силы и способности. Цели и решаемые задачи в образовании должны соизмеряться с психолого-педагогическими и физиологическими закономерностями организации учебно-трудовой деятельности, психофизическими возможностями обучающихся и обучающих. Иначе цели в образовании во многом утрачивают свою социальную и личностную значимость. Нет смысла в образовании, если система наносит вред здоровью, лишая человека самой важной ценности в жизни. В этом случае она (система) работает ради самой себя в экстремальном режиме по отношению к субъектам образования. Преумножается все сказанное для преподавательского офицерского состава вузов МВД и МО России. Однако, выполнить перечисленные функции, далеко нелегкая задача. Все это в итоге приводит к формально-адаптационному отношению преподавателей к выполнению той или иной функции, предложенной современной системой образования [7; 8; 9].
Бывший президент РАН, академик Ю.С. Осипов высказал мнение о том, что нельзя полноценно сочетать занятия наукой и преподаванием. Однако, одна из главных задач современного преподавателя - научить студентов быть здоровым, уметь беречь здоровье, а также укреплять и творчески воспроизводить во всех проявлениях: физическом, психическом, социальном и духовно-нравственном. Таковы реалии современной жизни, определяющие, помимо всего прочего, актуальность и необходимость становления здоровьесберегающей системы образования и особого места в ее структуре физкультурно-оздоровительных технологий.
1. Виц, Б.Б. Демокрит. - М., 1979. - С. 34-36, 145-163.
2. Субботин, А.Л. Фрэнсис Бекон. - М., 1974. - С. 55-56.
3. Баскин, М.П. Монтескье. - М., 1975. - С. 68.
4. Стрельникова, Г.Я. Блез Паскаль. - М., 1979.
5. Виленский, М.Я. Физическая культура и здоровый образ жизни студента. - М., 2012.
6. Соловьев, Г.М. Здоровьесберегающая система в обеспечении качества образования, здоровья и формирования культуры здорового образа жизни учащейся молодежи: монография. - М., 2009.
7. Соловьев, Г.М. Физическая культура личности (теория и технология формирования): учеб. пособ. / Г.М. Соловьев, С.Н. Кашин. -М., 2014.
8. Соловьев, Г.М. Технологический подход в обеспечении качества образования учащихся высшей школы в области физической культуры / Г.М. Соловьев, С.Н. Кашин // Мир науки, культуры, образования. - 2014. - №3 (46).
9. Петренко, Д.А. Определение понятия профессиональной компетентности инструкторско-педагогических кадров для органов внутренних дел России // Мир науки, культуры, образования. - 2014. - № 3(46).
Bibliography
1. Vic, B.B. Demokrit. - M., 1979. - S. 34-36, 145-163.
2. Subbotin, A.L. Frehnsis Bekon. - M., 1974. - S. 55-56.
3. Baskin, M.P. Monteskje. - M., 1975. - S. 68.
4. Streljnikova, G.Ya. Blez Paskalj. - M., 1979.
5. Vilenskiyj, M.Ya. Fizicheskaya kuljtura i zdorovihyj obraz zhizni studenta. - M., 2012.
6. Solovjev, G.M. Zdorovjesberegayuthaya sistema v obespechenii kachestva obrazovaniya, zdorovjya i formirovaniya kuljturih zdorovogo obraza zhizni uchatheyjsya molodezhi: monografiya. - M., 2009.
7. Solovjev, G.M. Fizicheskaya kuljtura lichnosti (teoriya i tekhnologiya formirovaniya): ucheb. posob. / G.M. Solovjev, S.N. Kashin. - M., 2014.
8. Solovjev, G.M. Tekhnologicheskiyj podkhod v obespechenii kachestva obrazovaniya uchathikhsya vihssheyj shkolih v oblasti fizicheskoyj kuljturih / G.M. Solovjev, S.N. Kashin // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2014. - №3 (46).
9. Petrenko, D.A. Opredelenie ponyatiya professionaljnoyj kompetentnosti instruktorsko-pedagogicheskikh kadrov dlya organov vnutrennikh del Rossii // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2014. - № 3(46).
Статья поступила в редакцию 12.09.14
УДК 159.9
Yurovskikh S.S. THE CORRECTION OF EXPRESSION OF AGGRESSIVE BEHAVIOR OF MENTALLY HANDICAPPED ELEMENTARY SCHOOL PUPILS. The work describes a correction program focused on children of the primary school age with a mild degree of mental deficiency, on their parents and teachers. The implementation of this correction program contributes to reducing children's aggressive behavior.
Key words: aggression, mentally deficient children, parents, teachers, correction, exposure.
С.С. Юровских, аспирант каф. коррекционной педагогики и специальной психологии Шадринского гос. педагогического института, г. Шадринск, E-mail: wetka20@bk.ru
КОРРЕКЦИЯ ПРОЯВЛЕНИЙ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В статье описана коррекционная программа, ориентированная на детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости, их родителей и педагогов, реализация которой способствует снижению агрессивного поведения детей.
Ключевые слова: агрессивность, умственно отсталые дети, родители, педагоги, коррекция, воздействие.
Нет сомнений, что детская агрессивность в современном обществе - очень важная и трудноразрешимая проблема. На основании проведенных исследований мы пришли к выводу, что среди умственно отсталых детей агрессивность является более распространенной формой поведения, чем среди их нормально развивающихся сверстников.
Целью нашей работы является снижение агрессивных проявлений у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью. При составлении коррекционной программы нами были выделены следующие задачи:
- формирование социально-приемлемого поведения;
- развитие социальной перцепции;
- обучение детей социально-приемлемой форме снижения эмоционального и физического напряжения;
- обучение детей навыкам общения.
Коррекционная программа направлена на работу с детьми, с педагогами и родителями.
Данная программа разработана для стабилизации эмоционально-волевой и аффективной сферы, снятия агрессивных проявлений, сплочения участников группы младших школьников с умственной отсталостью. Она была апробирована на базе учреждения ГКСКУ VIII вида «Школа-интернат №16» г. Шадринс-ка. В формирующем эксперименте принимало участие 10 детей младшего школьного возраста с легкой степенью умственной
Таблица 1
Этапы коррекционной программы
Этап Цель Задачи
Ориентиров очный этап (с 1 по 5 занятия) Создание благоприятной атмосферы, настрой на совместную работу. - установление позитивного эмоционального контакта с детьми; - знакомство с участниками группы и установление первичных взаимоотношений; - уточнение причин и форм проявления агрессии; - создание интереса к занятиям.
Конструктивно-формирующий этап (с 6 по 35 занятия) Коррекция агрессивных проявлений в поведении детей. - обучение детей способам выражения гнева в приемлемой форме; - выработка умения эффективного общения; - формирование мотивационно-потребностной сферы; - расширение сферы чувств и переживаний; - развитие осознание себя и своих возможностей; - развитие психических функций.
Обобщающе-закрепляющ ий этап (с 36 по 40 занятия) Закрепление полученных знаний, умений и навыков; подведение итогов. - обобщение и закрепление сформированных на предыдущем этапе знаний и умений; - формирование и закрепление доверительных отношений между участниками группы; - перенос нового позитивного опыта в реальных жизненные ситуации.