Научная статья на тему 'НАУКА И КУЛЬТУРА В КОНТЕКСТЕ НАШЕЙ РЕАЛЬНОСТИ'

НАУКА И КУЛЬТУРА В КОНТЕКСТЕ НАШЕЙ РЕАЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
37
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НАУКА И КУЛЬТУРА В КОНТЕКСТЕ НАШЕЙ РЕАЛЬНОСТИ»

РЕАЛЬНОСТИ

В. В. Шепелёв DOI: 10.24412/1728-516Х-2020-2-3-6

Виктор Васильевич Шепелёв,

доктор геолого-минералогических наук, профессор, действительный член Академии наук РС(Я), главный научный сотрудник Института мерзлотоведения им. П. И. Мельникова СО РАН, главный редактор журнала, г. Якутск

Наука, безусловно, является величайшим достижением нашей цивилизации. По существу, это и есть ноосфера, т.е. область познания и осмысления человеком себя и окружающего мира во всех его проявлениях, формах, изменениях и взаимосвязях. Благодаря развитию и расширению научной сферы человек стал жить более комфортно, технически оснащённее и быть более за-щищённым от природных катастроф, от распространения различных опасных инфекций и прочих болезней.

Однако наука - далеко не единственная познавательная сфера. Она является составляющей культуры, поэтому имеет тесную связь с другими её компонентами и, прежде всего, с литературой и искусством. Безусловно, что наука - это более достоверная система представлений о природе, технике, человеке, человеческих отношениях и о мире в целом. Она оперирует огромным багажом накопленных знаний, выявляет на основе этого и проводимых новых наблюдений и экспериментов сущностные свойства различных явлений и процессов, определяет их связи, имеет свои методы исследований, свой понятийный аппарат, свой язык и т.д. И тем не менее науку объединяет с литературой и искусством очень многое. Учёному, так же как и писателю, поэту, музыканту, живописцу, артисту, скульптору, архитектору необходимы наблюдательность, воображение, интуиция, озарение и фантазия, поскольку основу их деятельности составляет творческий процесс. Как говорил в своё время выдающийся российский естествоиспытатель, врач и педагог Н. И. Пирогов: «Всё высокое и прекрасное в нашей жизни, науке, искусстве создано умом с помощью фантазии, и многое - фантазией при помощи ума».

Наука, литература и искусство, безусловно, обогащают друг друга.

Так, если в науке объекты и предметы исследований превращаются в мысль через понятия (законы, постулаты, аксиомы, принципы и т.п.), то в литературе и искусстве мысль превращается в художественные объекты и предметы через слово, образ, рисунок, звуки и т.д. В то же время наука также использует, например, слово, образность, графику для обоснования, доказательства и объяснения своих результатов и их отражения в научных книгах, статьях, докладах. Следовательно, правильнее говорить не о связи, а о взаимосвязи науки с литературой и искусством. Подобная взаимосвязь как бы подпитывает в целом и науку, и культуру, определяя характер их развития и масштабность влияния на человека и общество. В истории известно немало примеров, когда крупные достижения науки являлись толчком для всплеска новаторских идей в художественном творчестве. Имеются и обратные примеры, когда отдельные произведения литературы и искусства давали ощутимый импульс развитию науки и значительно повышали её престиж в обществе. В отрыве от литературы и искусства наука превращается в изолированную систему. Лишаясь эмоциональной и нравственной подпитки со стороны других элементов культуры, она теряет свою притягательность для молодёжи, становится непрестижной в обществе, снижает свою эффективность и продуктивность. С другой стороны, литература и искусство, разрывая взаимосвязь с наукой, постепенно скатываются к профанации, вульгаризации, развлекательности, теряя свою созидающую предназначенность. Всё это может привести, в конечном счёте, к кризису не только культуры и науки, но и общества, к нарушению гармонии окружающей природной среды, внутреннего духовного мира человека. Прекрасно

Обнажение древних толщ подземного льда по берегам северных морей и рек Сибири

30-х годах XX века. Объектом её исследований является криолитозона (вечная мерзлота), занимающая около 25 % суши нашей планеты и почти 65 % территории России. Масштабность объекта исследований, его высокая динамичность и существенное влияние на рельеф, почвы, растительность, горные породы, поверхностные и подземные воды, а также на жизнедеятельность человека, устойчивость инженерных сооружений и т.д., вызывают у людей, активно занимающихся геокриологической наукой, формирование особого восприятия природы, смысловых координат жизни, своего отношения к таким общим категориям, как время, пространство, миропонимание. Так, одно из стихотворений к.г.-м.н. Николая Ивановича Шендера, проводившего геокриологические исследования в различных регионах страны, начинается так [2]:

выразил важность влияния науки на культуру И. С. Тургенев: «Быть в курсе главных научных событий и открытий необходимо каждому образованному человеку. Без этого взгляд на мир нравственный, на мир интеллектуальный, на мир хозяйственный и даже на мир политический будет не совсем верен».

В реальной жизни конкретные формы взаимосвязи науки, литературы и искусства весьма разнообразны. Это, прежде всего, развитие таких областей знания как культуроведение, литературоведение, искусствоведение, эстетика, этика и др., создание научно-популярных, научно-художественных, научно-фантастических и научно-биографических произведений (книг журналов, фильмов и спектаклей), проведение научно-познавательных семинаров, лекций, круглых столов, передач и программ на радио, телевидении и т.д. Сюда же следует отнести увлечённость учёных прозой, поэзией, живописью, музыкой, театром, поскольку это эмоционально вдохновляет, духовно и нравственно обогащает исследователя, развивает образность его мышления, способность владения словом. Так, В. И. Вернадский в своих дневниковых записях подчёркивал, что интерес к литературе, музыке, искусству служил для него мощным стимулом для научного творчества. «Я сливаюсь тогда, - отмечал он, -с чем-то более высоким и чувствую себя сильней, и мысль получает нужную ширь для правильной, менее субъективной оценки событий» [1, с. 24].

Степень взаимосвязи науки с другими элементами культуры зависит, безусловно, от специфики той или иной отрасли знания. В одних случаях она может быть достаточно высока, в других проявляться несколько слабее, но, тем не менее, должна присутствовать в любой науке.

Рассмотрим особенности подобной взаимосвязи на примере геокриологической науки (мерзлотоведения). Это сравнительно молодая наука, сформировавшаяся в качестве самостоятельной отрасли знания лишь в

О мирозданье бьётся человек, Он весь во власти поисков и странствий, Он взор пытливый устремляет вверх, Где всё смешалось - время и пространство. А мы свой взор стремим всё больше вниз, Где лёд сковал пространство - время в камень, Следы эпох прошедших Север-сфинкс Оставил нам в наследство иль на память...

Формирование подобных восприятий связано и с экспедиционными работами, которые являются одним из основных методов геокриологической науки, учитывая масштабность объекта её исследований. За плечами у многих геокриологов (мерзлотоведов) сотни, а у некоторых даже тысячи километров экспедиционных маршрутов, пройденных чаще всего пешком или на лошадях и оленях, учитывая бездорожье и безлюдность огромных северных сибирских просторов. Общение с первозданной природой даёт очень многое не только в научном плане, но и для формирования личности исследователя, его нравственных качеств, для понимания истинных ценностей жизни. Ведь в природе всё нравственно, гармонично и совершенно. Своим примером она как бы подсказывает людям, как должно развиваться человеческое общество, чтобы не навредить ни себе, ни окружающему миру, и как правильно оценивать свою предназначенность в жизни.

В 2020 г. исполнилось 60 лет со дня организации Института мерзлотоведения им. П. И. Мельникова СО РАН, располагающегося в г. Якутске. Это уникальное академическое научное учреждение, занимающееся комплексным изучением криолитозоны и проблемами её освоения. Обособленность (до недавнего времени) академического городка якутских мерзлотоведов, расположенного в окрестностях г. Якутска, способствовала формированию общих интересов, увлечений, традиций и особой творческой атмосферы в коллективе.

В институте, например, долгое время действовали различные кружки и клубы по интересам, проводились тематические литературные вечера, организовывались встречи с приезжающими в Якутск известными писателями, поэтами, музыкантами и артистами. Стенная газета института «Якутский мерзлотовед» в советское время являлась своеобразным трибуном, реагирующим на все научные, производственные, социально-политические и жилищно-бытовые проблемы. В ней помещались обзорные итоговые статьи сотрудников института, результаты опросов по тем или иным актуальным вопросам, а также стихи, рассказы, очерки сотрудников и другие материалы. Она неоднократно становилась победителем городских конкурсов по стенной печати.

Некоторые сотрудники института серьёзно увлекались литературой, живописью, музыкой, театром и даже скульптурой [3, 4]. Так, скульптурные портреты выдающихся учёных, поэтов, писателей, артистов, выполненные к.т.н. Н. А. Вельминой, экспонировались на всесоюзных и даже международных выставках. В 1973 г своими силами и по собственному проекту в институтском сквере была создана уникальная скульптура мамонта - символа вечной мерзлоты. Данная скульптура получилась настолько профессиональной, удачной и самобытной, что стала визитной карточкой не только института, но и г Якутска, и даже республики.

С 1975 г в институте существует академический хор. За этот период он стал лауреатом многих всероссийских, республиканских и городских конкурсов хоровой песни, дважды удостаивался звания «народный хор», а главное, полюбился многим слушателям. С 1997 г. институт выпускает научно-биографическую серию

Скульптурный портрет основоположника

мерзлотоведения, профессора Михаила Ивановича Сумгина (1873-1942 гг.), выполненный к.т.н. Н. А. Вельминой (гипс)

Скульптура мамонта в сквере перед административным зданием Института мерзлотоведения им. П. И. Мельникова СО РАН, г. Якутск

«Учёные-мерзлотоведы». Подготовлено и опубликовано уже более 30 брошюр, посвящённых сотрудникам, внёсшим существенный вклад в геокриологическую науку. С 2001 г. по поручению Правительства Республики Саха (Якутия) институт издаёт научно-популярный журнал «Наука и техника в Якутии», который получил признание широкой общественности.

Необходимо отметить, что традиции тесного взаимодействия геокриологической науки с литературой и искусством были заложены ещё её основателями: профессором М. И. Сумгиным, академиками В. А. Обручевым и П. И. Мельниковым. Так, основоположник мерзлотоведения М. И. Сумгин оставил своим последователям классические образцы изданий научно-популярного жанра, по которым воспитывалось не одно поколение мерзлотоведов. Известный геолог и мерзлотовед В. А. Обручев, который с 1939 по 1956 гг. возглавлял московский Институт мерзлотоведения АН СССР, являлся не только выдающимся учёным и организатором науки, но и автором многих научно-популярных книг, а также таких научно-фантастических романов, как «Земля Санникова», «Плутония», переведённых на многие языки мира. Основатель и первый директор Института мерзлотоведения СО АН СССР и РАН П. И. Мельников был автором научно-популярных книг, писал стихи, дружил с К. М. Симоновым, В. В. Ажаевым и другими поэтами и писателями, долгое время возглавлял Якутскую региональную организацию общества «Знание».

Весьма впечатляет список научно-популярных, научно-биографических и научно-художественных книг, написанных сотрудниками института за прошедший 60-летний период [5]: Н. А. Вельмина «Ледяной сфинкс» (1975); О. Н. Толстихин «В краю наледей» (1978); Н. А. Вельмина «Пленница вечного холода» (1979); А. П. Горбунов «Льды под землей» (1982); П. И. Мельников, Т. Е. Ильина «Обживая мерзлоту» (1984); И. А. Некрасов «Вечная мерзлота Якутии» (1984); В. В. Шепелёв «Родниковые воды Якутии» (1987); А. П. Горбунов «Каменные

Обложки некоторых научно-популярных и научно-художественных книг сотрудников Института мерзлотоведения им. П. И. Мельникова СО РАН

ледники» (1988); Н. А. Вельмина «Таинственное ожерелье» (1988); И. А. Некрасов «Вечна ли вечная мерзлота?» (1991); Н. А. Вельмина «К тайнам вечной мерзлоты» (1994); А. П. Горбунов, З. С. Самашев, Э. В. Северский «Вечная мерзлота - хранительница древностей» (2000);

A. П. Горбунов «Вечная мерзлота гор: от экватора до полярных широт» (2003); Н. Ф. Григорьев «С любовью к Арктике» (2006); В. Р Алексеев «В краю вечного холода. Записки географа-мерзлотоведа» (2010); В. Р. Алексеев «Мы живём на вечной мерзлоте» (2011); О. Н. Тол-стихин «Дорога с остановками» (2012); В. Р. Алексеев «Михаил Иванович Сумгин» (2013); В. Л. Суходровский «Жизнь и поиск: записки географа-мерзлотоведа» (2013); В. Р. Алексеев «Геометрия криолитозоны» (2015);

B. Р Алексеев «Притяжение мёрзлой земли» (2016); И. В. Климовский «Издалека долго» (2019).

Все перечисленные уникальные издания актуальны и востребованы до сих пор. Это говорит о том, что научно-популяризаторская и научно-просветительская деятельность Института мерзлотоведения им. П. И. Мельникова СО РАН была весьма успешной ранее и, в принципе, остаётся таковой и сегодня. Однако тревожит то, что среди авторов указанных выше книг значатся только представители старшего поколения научных сотрудников, многие из которых уже ушли из жизни. Достойной смены им в этом отношении пока нет. Связано это, помимо определённых субъективных факторов, и с некоторыми конкретными объективными причинами. Так, в действующей системе оценки результативности труда учёных, основанной в настоящее время на наукометрических показателях, совершенно не учитывается научно-популяризаторская и научно-просветительская деятельность. Это, безусловно, является серьёзным упущением, не способствующим эффективному развитию науки, повышению её престижа в обществе и притоку в неё талантливой молодёжи. Как говорил выда-

ющийся физик-ядерщик, иностранный член Академии наук СССР и РАН Виктор Вайскопф: «Популяризация науки должна быть одним из главных занятий учёного». Следовательно, эта важная деятельность, связывающая науку с литературой и искусством, должна целенаправленно поддерживаться и по достоинству оцениваться государством и обществом.

Список литературы

1. Лисеев, И. К. Опередивший время / И. К. Лисеев // Философские науки. - 2014. - № 3. - С. 22-29.

2. Академическое мерзлотоведение в Якутии. -Якутск : Институт мерзлотоведения СО РАН - ассоциированный член издательства СО РАН, 1997. - 328 с.

3. Не наукой единой / Отв. ред. В. В. Шепелёв ; Рос. акад. наук, Сиб. отд-ние; Ин-т мерзлотоведения им. П. И. Мельникова СО РАН. - Новосибирск : Академическое изд-во «Гео», 2010. - 228 с.

4. Якутская геокриологическая научная школа (сфера исследований, результаты, люди) / Отв. ред. : Р. В. Чжан, В. В. Шепелёв; Рос. акад. наук, Сиб. отд-ние; Ин-т мерзлотоведения им. П. И. Мельникова СО РАН. -Новосибирск: Академическое изд-во «Гео», 2010. - 236 с.

5. Шепелёв, В. В. О научно-популяризаторской деятельности Института мерзлотоведения им. П. И. Мельникова СО РАН/В. В. Шепелёв, О. И. Алексеева // Устойчивость природных и техногенных систем в криолитозоне : материалы Всероссийской конференции с международным участием, посвящённой 60-летию образования Института мерзлотоведения им. П. И. Мельникова СО РАН, г. Якутск (Россия), 2830 сентября 2020 г. / Отв. ред. : д.г.-м.н. М. Н. Железняк, д.г.-м.н. В. В. Шепелёв, д.т.н. Р. В. Чжан. - Якутск: Изд-во ФГБУН Ин-т мерзлотоведения им. П. И. Мельникова СО РАН, 2020. - С. 37-40.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.