Научная статья на тему 'Наука и духовность в постиндустриальном обществе'

Наука и духовность в постиндустриальном обществе Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
462
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
наука / духовность / инновация / научно-технологическая революция / наука / духовність / інновація / науково-технологічна революція

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Трифонова М. К.

Статья посвящена исследованию специфики современной науки как особого типа духовности и социокультурного института, важнейшей особенностью развития которой является усиление значимости инновационного сегмента в результате непосредственного включения научной деятельности в рыночные отношения постиндустриального общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Наука і духовність в постіндустріальному суспільстві

Стаття присвячена дослідженню специфіки сучасної науки як особливого типу духовності і соціокультурного інституту, найважливішою особливістю розвитку якої є посилення значущості інноваційного сегменту в результаті безпосереднього включення наукової діяльності в ринкові стосунки постіндустріального суспільства.

Текст научной работы на тему «Наука и духовность в постиндустриальном обществе»

Таким образом, можно утверждать, что судьбы следующих поколений напрямую связаны с содержанием дихотомии духовность- бездуховность, так или иначе существующими в современном обществе. Их решение видится в осмыслении феноменов духовности-бездуховности, анализе дискурса духовности в современном обществе и действиях практического характера, лежащих в основном в педагогической плоскости.

Список литературы:

1. Сайт фонда общественного мнения. - Интернет ресурс.- Режим доступа: www.fom.ru

2. Кураев А. - Интернет ресурс.- Режим доступа: http://kuraev.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=7&Itemid=

3. Осипов А.И. - Интернет ресурс.- Режим доступа: http://www.bz.svshops.ru/index.php?option=com content&view=article&id=53:duxovnost&catid=1:latest-news&Itemid=64

4. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера.- М.Наука, 1989; Культура, человек и картина мира.- М.: Наука, 1987; Философия природы: коэволюционная стратегия.- М.: Интерпракс, 1995.

5. Безукладова Л.В. Состояние светской духовности в условиях техногенной цивилизации.// Автореферат диссертации ... кандидата философских наук.- Симферополь, 2011.- 16 с.

Грива О.А. Дихотомiя «духовшсть-бездуховшсть» в теори та практищ сучасноТ цивШзаци.

Представлена стаття присвячена анатзу понять духовносп, бездуховносп з точки зору свисько! науки i релш1. Автором зроблений порiвняльний аналiз даних понять i всередиш релтйно! практики. Показано значення духовносп, як феномена в практищ життя сучасних i майбутшх поколшь.

Ключовi слова: духовнiсть, бездуховшсть, псевдодуховнiсть, iсторiя, культура, людство, фiлософiя, релiгiя, цiнностi, людина, антропологiчний криза.

Gryva O. The dichotomy of "spirituality, lack of spirituality" in the theory and practice of modern civilization.

The presented article analyzes the concepts of spirituality and spiritual impoverishment to the point of view of secular science and religion. The author made a c omparative analysis of these concepts, and in religious practice. The significance of spirituality as a phenomenon in the practice of modern life and future generations. Keywords: spirituality, lack of spirituality, a pseudo history, culture, humanity, philosophy, religion, values, people, anthropological crisis.

УДК 001.92:130.2

НАУКА И ДУХОВНОСТЬ В ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОМ

ОБЩЕСТВЕ

Трифонова М.К.

Статья посвящена исследованию специфики современной науки как особого типа духовности и социокультурного института, важнейшей особенностью развития которой является усиление значимости инновационного сегмента в результате непосредственного включения научной деятельности в рыночные отношения постиндустриального общества.

Ключевые слова: наука, духовность, инновация, научно-технологическая революция.

Предметом обсуждения статьи выступает проблема исторического взаимоотношения науки и духовности в условиях современного цивилизационного развития. Цель настоящего исследования - показать глубинную связь науки как способа теоретического освоения мира и особого культурно-исторического типа духовности.

С начала ХХ! века мир вошел в фазу глобального переустройства и резкого нарастания кризисных явлений в сфере экономики, науки, образования. По мере того, как он втягивается в этот процесс кардинальных трансформаций, все острее встает вопрос о возможных альтернативных моделях развития на ближайшую перспективу. Современное общество вступило в такой период своего существования, когда оно оказалось перед необходимостью готовить подрастающее поколение к жизни в условиях быстроизменяющегося и глобализирующегося мира. В решении этой новой цивилизационной задачи оно прежде всего обращается к упреждающе адаптационным возможностям науки и образования.

XXI век интересен не только небывалой динамикой научно-технических и социокультурных перемен, не только своим особым отношением к будущему, но он уникален и своим отношением к прошлому. Именно на рубеже ХХ и XXI столетий в известном смысле завершаются многие социально-политические процессы и цивилизационные культурно-исторические проекты, порожденные гуманистическим оптимизмом эпохи Возрождения и бунтарским духом Нового времени: это и стремление отдельных народностей и наций к самоопределению; это и попытки конструирования и воплощения в жизнь утопических проектов построения «идеального общества»; это и повсеместное внедрение просвещенческого

Проекта с его опорой на модель универсального общественного Прогресса и многое другое.

В этом контексте наука как культурный феномен и социальный институт не является исключением. Сегодня пишут не только о «конце истории» (Фукуяма), - многие публицисты, философы и ученые обсуждают и проблему конца науки. Так, Джон Хорган в 1996 г. опубликовал книгу «Конец науки», в которой утверждает, что эпоха великих открытий закончилась и нам так никогда и не постичь главных тайн «божественного разума» (Стивен Хокинг). Парадоксально выглядят и выводы американского физика Джеймса Хюбнера, который полагает, что если сопоставить темпы роста населения и число научных открытий - окажется, что это соотношение нынче приближается к эпохе «темных веков» (периода после развала Римской империи и до эпохи Возрождения). Другие связывают «закат фундаментальных наук» с исчерпанностью уровней реальности, в принципе доступных научному исследованию человеческой цивилизации, третьи считают, что «времена, когда наука развивалась ради поиска «объективных истин»...» прошли окончательно и бесповоротно» [1, с. 115]. В развитых странах научная деятельность переструктуируется таким образом, чтобы ее последнее звено оказалось бы начальным звеном определенного производственного цикла. Тем самым утрачивается своеобразие науки как особого социального института и она может включиться либо в сферу непосредственных производительных сил общества, либо в сферу обслуживания производства и потребления.

В эпоху глобализации и научно-технологической революции наука все больше утрачивает свою культурную, инптерпретпативно-мировоззренческую функцию и, напротив, усиливает свое чисто техническое, прикладное, инструменталистское измерение. Она перестает быть авторитетом в духовных, смысложизненных поисках людей. Отказываясь от своих былых претензий быть духовным наставником человечества, наука не только становится рецепторно-технологической и инновационно-

прикладной, но и к тому же оказывается неспособной восполнить свою ценностную пустоту какой-либо другой этической базой и тем самым вообще выходит за пределы нравственных оценок. Моральный вакуум, в который заметно погружается научное сознание, однако, может иметь множество негативных последствий для жизни социума в целом.

Известный футуролог И.В. Бестужев-Лада, опираясь на отечественные и зарубежные научно-технические прогнозы, утверждает, что в ближайшие десятилетия нас ожидает новый виток научной (прежде всего компьютерной) революции, которая породит совершенно иной мир, в корне отличный от привычного. В известной степени эта революция сравняет виртуальную и эмпирическую реальности и создаст новые возможности коррекции поведения и здоровья человека [2, с. 49].

Процесс обездуховливания охватил сегодня не только науку, но и всю систему духовного превосходства - искусство, мораль, образование и др. Однако в развитии современной цивилизации наметилась и другая, противоположная тенденция. На наших глазах формируется новое ноосферное мировоззрение с его этикой ответственности, у истоков которой можно увидеть, например, концепцию X. Йоноса. Первым этапом на этом пути было возникновение экологического сознания, которому предшествовало движение космизма. Люди поняли свою историческую ответственность за состояние окружающей среды, разрушающейся под воздействием техногенных фактов и нерационального природопользования. Сегодня наступил новый этап, который можно было бы определить как антропологический. Человек начинает осознавать свою ответственность за судьбу человеческого рода перед лицом набирающего обороты антропологического кризиса, связанного с торжеством бездуховности. Не случайно известный западный мыслитель А. Мальро предостерегал: либо XXI век будет веком духовности, либо его не будет вообще.

Каждая эпоха в истории человечества рождала гениев в различных сферах жизнедеятельности людей - в ремеслах, в военном деле, в экономике, торговле, искусстве.

Креативность является сущностной характеристикой человека и связана напрямую со сложнейшими механизмами мотивации труда, а не просто определяется повышением (или понижением) заработной платы.

Финансовая мотивация имеет место, но когда требуется творческое, неординарное решение, получается наоборот. Экспериментаторы вынуждены констатировать: искушение деньгами фокусирует работников, но чем больше они сфокусированы - тем глупее становятся.

Любопытно, что основные современные западные педагогические методики освоения и контроля знания связаны, тем не менее, не с развитием творческого, а оценкой механического мышления. Речь идет и о разнообразных тестовых методиках, и о столь популярных и модных сейчас презентациях PowerPoint. Все эти схемы, кружки, квадраты и треугольники выглядят многозначительно - но здесь нет ни глубокой аналитики, ни, - тем более, - ожидания нестандартных решений.

«Болонский процесс» не является исключением. Контроль за усвоением знания при помощи тестов рассчитан на проверку линейных, очевидных связей (по типу «стимул-реакция») и предполагает не способность рассуждать, а уж тем более - развивать креативные наклонности в высшей школе, где главным должно быть «опережающее обучение», связанное с умением анализировать сложные структуры, прогнозировать и критически оценивать различные (в том числе и неочевидные) варианты.

Практика использования формальных методик и тестов становится ныне, тем не менее, цивилизационной тенденцией, при помощи которой определяется и IQ и профпригодность - что уже становится опасным.

Кроме того, эта тенденция связана с тем, что человек рассматривается здесь как аналог компьютера (только более слабый потенциально), что

отнюдь не способствует иному, более сложному пониманию природы и сущности человека.

«Не продается вдохновенье...» - этот лейтмотив нередок по отношению к своему творчеству у художников, поэтов, изобретателей. Может быть, эта интуитивно ощущаемая мотивация высшими ценностями действительно характерна для творческой личности. Да, «рукопись можно продать», и никто не говорит, что труд творческой личности не должен достойно быть оплачен.

Само творчество мотивируется иными, высшими мотивами - а, следовательно, и формировать способность к творчеству надо, выходя за рамки привычных стереотипов. Желание служить обществу, долг гражданина, уважение к научной школе, к памяти великих людей, желание быть достойным их памяти, самоутверждение в акте творчества, любовь... «Цель творчества - самоотдача» - писал известный поэт, и это еще одна грань креативности. Однако, сегодня мы часто видим, как «...руководители компаний как никто другой мотивированы финансово, а задачи, которые перед ними стоят, требуют мышления, выходящего далеко за рамки нажатия кнопок. И глупеют, - пишет Д. Воскобойников, - эти лидеры вместе со своими компаниями, а за оглуплением компаний следует и оглупление государств... Возможно, вскоре совсем одуреет весь наш мир, жадно сфокусированный на ничтожном. И тогда, безусловно, сбудется пророчество мудрецов из Римского клуба [3, с. 9]. (Автор под «мудрецами» имеет в виду ученых, опубликовавших 40 лет назад знаменитый доклад «Пределы роста», в котором предсказывали, что в 2030- 2040 гг. наступит глобальный коллапс, вызванный неразумной, - по большому счету, - и нетворческой, лишенной мудрого начала деятельностью человечества.).

Креативность - свойство человеческого разума, но разума, способного к гибкому, многомерному мышлению, высшим проявлением которого выступает мудрость, когда рациональность не сводится к совокупности формальных правил, а с необходимостью дополняется нравственным измерением.

Наука отражает, в известной мере, положение в системе образования, но, с другой стороны, последняя отражается в ней. Наивно ожидать, что не модернизировав обучение в школе и вузе - мы сможем включиться на равных в тот мощный технологический прорыв, который осуществляют сегодня передовые экономики мира. Каким образом необходимо осуществить современную реформу образования?

Прежде всего, следует понять, что же происходит в современной науке, какие профессионалы нужны в первую очередь, каковы критерии их острой востребованности в современном «производстве знания», которое все чаще становится «производством инновационных технологий». Первый ответ мы уже нашли - это должна быть креативная личность, причем потребность именно в таком типе профессионала ощущается вне зависимости от направления или области знания. Но сформировать креативную личность невозможно, не задав ей выработанные за десятилетия исследований научного творчества определенные цели и идеалы, ибо креативность личности есть интегральный результат целого комплекса мировоззренческих установок.

На первый взгляд, это выглядит странным: в Украине сейчас столько проблем и с детской преступностью, и с юношеской наркоманией, и даже с охраной здоровья подрастающего поколения, что говорить как о первоочередной задаче формирования личности творца, созидателя, по-существу, идеального человека представляется преждевременным. В этом и состоит острота момента, что технологическому прогрессу нельзя сказать -«подождите, мы решим сейчас самые первоочередные проблемы, а затем займемся инновациями». На полях битвы за технологический прогресс сейчас развернулись, по существу, сражения третьей мировой войны, от исхода которых первую очередь зависит будущее достоинство страны сегодня и завтра. Это сражение за будущее - и проигравшие останутся на обочине, - станут «мертвыми странами», с которыми можно не считаться при решении мировых проблем и выработке стратегических линий развития

современных глобализирующихся экономики и политики. Украина еще не прошла «линию невозврата», благодаря наработанному в XX веке потенциалу - и важно сейчас осознать необходимость сделать ряд шагов навстречу современному образованию и науке.

Необходимо учесть одно обстоятельство, обостряющее ситуацию. Распад СССР привел к разрыву научно-технической целостности в важнейших областях науки, ее экспериментальной и производственной базе (благодаря которой государство было лидером в целом ряде техноемких областей научного знания). Сейчас и Украина, и Россия стремятся собрать из осколков нечто цельное, чтобы достойно вступить в современную «битву технологий», но потребуется не менее двух десятилетий, чтобы решить эту задачу - при условии осознанной и последовательной политики государства в сфере науки и образования. Нельзя равнодушно взирать на массовый выезд из Украины молодых образованных специалистов: креативная личность - вот главная опора современного развития научно-технологического процесса. Стране для прогресса необходимы инновации - последние настоятельно нуждаются в творческих озарениях духовно полноценных личностей - таков главный парадокс современного научного прогресса. Для исполнительной работы подходят многие, чьи профессиональные и нравственные качества не противоречат требуемым нормам. Для творчества, для создания инноваций, озарения и открытия - нужны креативные люди. Тайна человека и его сущности - что к продуктивному творчеству способны лишь духовно зрелые личности. Таким образом, сам научно-технологический прогресс ставит как конкретную задачу воплощение мечты многих философов и ученых -формирование духовно богатого, гармоничного и нравственно совершенного человека. Его востребовали сейчас рыночная экономика и капиталистическое производство - а он, в свою очередь, будет способен вывести человечество из апокалипсического и антропологического тупика.

Наука сейчас не просто убедила мир в своей полезности: современная наука жестко встроена в инновационную систему общества, являясь

основным и исходным звеном экономики развитых стран. Можно ли сказать, что целью современной науки является удовлетворение потребностей человека? Ответ на этот вопрос обнажает силу и слабость нынешнего ее состояния: да, наука все больше обслуживает человека, но человека -потребителя, не поднимая его потребностей (как раньше) на высший, духовный уровень. Рыночная экономика все больше навязывает науке свои идеалы. Человек как объект исследования становится постоянным клиентом исследований, но вновь - в основном как потребитель (и потенциальный инвестор). Прагматический подход к нему настолько беспокоит мировую общественность, что созданы авторитетные общественные комитеты, допускающие к публикации только те исследования, в которых не нарушаются этические нормы в отношении испытуемых и объектов эксперимента. Внедрение этических норм в науку декларировалось как необходимое еще И. Кантом и его можно было бы только приветствовать, но неоднократно отмечалось, что оно 1) нередко носит формальный характер; 2) относится не ко всем научным направлениям.

Человек как объект исследования неисчерпаем в информационном отношении и мы высказываем надежду, что в будущем «обществе знаний» он станет интересен науке больше как созидатель, а не потребитель.

На наш взгляд, нынешнее состояние науки - лишь этап в ее развитии. Только освобожденная от диктата экономической рентабельности наука способна заняться вновь своей подлинной функцией: познанием мира и человека. Прежде всего она должна использовать возможности третьего этапа как можно полнее.

Дж. Хорган, книгу которого мы упоминали, считает, что конец Х1Х -начало XX века обогатили науку великими концепциями:

- теорией эволюции;

- общей теорией относительности;

- квантовой механикой;

- теорией большого взрыва.

Начало XXI века показало, по его мнению, что эпоха великих открытий миновала. Я не сомневаюсь, - пишет он, - что исследователям удастся найти эффективное лекарство от рака, шизофрении, СПИДа и других болезней, доступные источники энергии, отличные от ядерного синтеза. В царстве фундаментальной науки ученые, несомненно, смогут понять процессы образования Галактики, зарождения жизни на Земле... Но интенсивное развитие компьютерной техники заслоняют от обывателя длительную стагнацию в сфере математики, физики и психологии. Ученые утратили рецепты по добыче принципиально новых знаний и живут, в основном, старым багажом. Хорган оценивает современную науку как «комическую» или «ироническую». Думаю, что для иронии есть место, но только в случае, если финансирование фундаментальных исследований будет все больше походить на «крохи с барского стола» прикладных наук [5].

Хорган недооценивает жажду познания homo sapiens, которая многие столетия была его видовым свойством и таковым, несомненно, останется (если жажда комфорта не погасит его).

Создается впечатление, что мы находимся в точке бифуркации, причем природные силы еще оставили у человека право выбора: прогресс на основе резкого изменения вектора пути или апокалипсис. Причем отметим, что если несколько предшествующих десятилетий многие философы и ученые считали выходом из тупика мощное вторжение нравственности во все основные сферы социальной жизни, то теперь довольно и рационального анализа, чтобы увидеть бесперспективность дальнейшего движения по инерции. Сама наука настойчиво требует от сферы образования не превращать последнее еще в одну «сумму технологий», а формировать у следующего поколения креативность, силу духа и понимания уникальности жизни. Если возможна новая революция в науке, то, может быть, возможна и новая эпоха Возрождения?

Одной из положительных тенденций является возрастание креативной составляющей в различных сферах научной деятельности, правда, специфика

ее в условиях научно-технологической революции достаточно своеобразна. Дело в том, что творческие находки, творческий подход к поставленной задаче, равно как и открытия, озарения, оригинальные ходы мысли отличают не только деятельность ученого, занятого исследованиями природы, но и техника, инженера, рабочего - любого человека, занятого своей профессиональной деятельностью и отдающегося ей с интересом и энтузиазмом. Если раньше талант и креативные возможности вспомогательного персонала считались второстепенными, то теперь мы сталкиваемся с парадоксальной ситуацией: открытия ученых в сфере исследования природы считаются аналитическим знанием и никак в правовой форме не фиксируются, не защищаются ни авторским, ни патентным правом и считаются всеобщим достоянием, - напротив, технологические находки, изобретения, открытия обязательно (в принципе) фиксируются, учитываются и приветствуются. Объективная стоимость таких «озарений» может быть очень велика, поскольку речь идет уже о научном продукте, идущем на рынок. Юридическая охрана в этой сфере хорошо разработана. Права на объекты интеллектуальной собственности охраняются международным и национальным законодательством всех стран мира. Наиболее распространенными формами закрепления этих прав являются патенты, лицензии и особые договоры (охранные документы). Суть интеллектуального продукта фундаментальных исследований (аналитического знания) не признается объектом интеллектуальной собственности ни международным, ни отечественным законодательством. Ушел в прошлое и остался пока невостребованным опыт советской системы регистрации крупных научных открытий, которая хотя и не закрепляла эти результаты в виде собственности, но способствовала повышению престижа в научном сообществе [4]. Вероятно, к этому опыту следует вернутся. Следует обратить внимание и на другое обстоятельство: формирование креативного мышления важно для каждого участника научно-инновационного процесса (особенно хорошо это поняли в свое время в Японии, где разработана целая

система поощрений творческого отношения к делу на всех ступенях социальной лестницы). Чем больше значит технологическая составляющая в НТР - тем интенсивнее поиск творчески мыслящих работников (даже среди обслуживающего персонала).

Наука как особая форма рациональности возникает в XVII веке. При этом она выступает не только как способ теоретического освоения мира, но и как особый тип духовности, выполняя культурную функцию духовного наставника человечества в исторических и смысложизненных поисках людей. На рубеже ХХ и XXI вв. наука все больше утрачивает свою интерпретативно-мировоззренческую значимость, усиливая чисто прикладное, инструменталистское измерение. В результате наблюдается процесс обездуховливания науки как формы духовного производства. Однако, в эпоху современной научно-технологической революции резко возрастает потребность в инновационной составляющей научной деятельности, растет запрос на креативных научных работников. Как показывает опыт, креативность личности глубинным образом замешана на мотивационную сферу, причем оказалось, что материальное стимулирование лишь частично способствует творческой активности ученого. Напротив, решающими факторами в творчестве являются духовные мотивы и цели. Сказанное означает, что в современную эпоху духовность в науке становится внутренней необходимостью научно-технического прогресса.

Список литературы

1. Лебедев С.А., Ковылин Ю.А. Философия научно-инновационной деятельности / С.А. Лебедев, Ю.А. Ковылин. - М.: Академический проект, 2012. - 368 с.

2. Бестужев-Лада И.В. Будущее непредсказуемо, но предвидимо // «Век глобализации». - № 2010. - С. 45-53.

3. Постнеклассика: философия, наука, культура. - Санкт -Петербург: дом «М1ръ», 2009. - 672 с.

4. Рассел П. «Мировой мозг» - следующая ступень нашего развития / П. Рассел // Один мир для всех: Контуры глобального сознания. - М.: Прогресс, 1990. - С. 15-22.

5. Хорган Дж. Конец науки - М.: Амфора, 2001

Трифонова М.К. Наука i духовшсть в постшдус^альному суспшьс™

Стаття присвячена дослщженню специфiки сучасно! науки як особливого типу духовносл i соцюкультурного шституту, найважлившою особливютю розвитку яко! е посилення значущосп шновацшного сегменту в результата безпосереднього включения науково! дiяльностi в ринковi стосунки постiндустрiального сустльства.

Ключовi слова: наука, духовшсть, шноващя, науково-технолопчна револющя.

Trifonova M.K. Science and spirituality in post-industrial society

Article is devoted to the research of specifics of modern science as special type of spirituality and sociocultural institute. The most important feature of development of the science is strengthening of the importance of an innovative segment as a result of direct inclusion of scientific activity in the market relations of post-industrial society.

Keywords: science, spirituality, innovation, scientific and technological revolution.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.