Экономическая политика. 2017. Т. 12. № 6. С. 218-227
DOI: 10.18288/1994-5124-2017-6-11
Экономика научного журнала
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ВОЗМОЖНЫЕ МОДЕЛИ ПОВЕДЕНИЯ
Дмитрий КУВАЛИН
Дмитрий Борисович Кувалин —
доктор экономических наук, заместитель директора
Института народнохозяйственного прогнозирования
РАН, заместитель главного редактора журнала
«Проблемы прогнозирования»
(117418, Москва, Нахимовский просп., д. 47).
E-mail: [email protected]
Аннотация
В статье описываются проблемы, связанные с изданием научных журналов в России. Описываются первоочередные мотивы создания научных журналов, к числу которых относятся, в частности, желание российских исследовательских организаций и университетов быстрее и шире представлять свои результаты, повышать свой престиж в научной среде, улучшать формальные показатели эффективности и получать дополнительные денежные доходы за счет издательской деятельности. Анализируются модели поведения журналов на рынке научной периодики и возможные стратегии их развития. В качестве основных моделей поведения научных журналов рассматриваются: модель качественного журнала (в рамках которой приоритет отдается качеству статей), модель высокорейтингового журнала (в рамках которой приоритет отдается максимизации формальных показателей — индексу цитирования, импакт-фактору, месту в рейтингах и т. п.) и модель коммерчески эффективного журнала (в рамках которой главный приоритет — окупаемость издательской деятельности). Описаны достоинства и недостатки этих моделей. Показано, в каких случаях увеличивается риск нарушения научной этики, возникающий при подготовке и публикации статей. Рассмотрены способы, с помощью которых российские научные журналы зарабатывают деньги. Один из выводов состоит в том, что создать коммерчески эффективный научный журнал в современной России крайне трудно, особенно в сфере общественных наук. В этой связи рассмотрены способы, при помощи которых покрываются убытки, возникающие в процессе деятельности по изданию журналов. Коротко описана практика работы российского научного журнала «Проблемы прогнозирования» (Studies on Russian Economic Development), основные проблемы его деятельности и способы их решения. Ключевые слова: научный журнал, модель поведения научного журнала, журнал «Проблемы прогнозирования». JEL: D22, D71.
За последние 25 лет число научных журналов в России увеличилось в 5—6 раз1. В целом такое развитие событий следует считать весьма положительным.
С одной стороны, благодаря появлению новых журналов научным и педагогическим работникам стало существенно проще публиковать результаты своих исследований и свои учебно-методические материалы. Особенно важно это расширение возможностей для молодых исследователей, преподавателей и аспирантов, а также для работников периферийных научно-исследовательских институтов и университетов. Легче стало публиковать и тексты, содержащие альтернативные точки зрения, которые не очень приветствуются в «мейнстримных» научных школах и журналах. В свою очередь, многие научные и учебные организации с созданием собственных журналов получили дополнительные возможности представления и продвижения информации о своей деятельности и своих исследовательских результатах.
С другой стороны, значительный выигрыш получили и читатели научных журналов. Многократно вырос массив русскоязычных научных текстов, доступных для чтения, увеличился «потребительский выбор» читателей, расширились возможности для ознакомления с различными точками зрения на сложные и дискуссионные вопросы.
В то же время резкое увеличение числа научных журналов повлекло за собой и ряд отрицательных последствий. Объемы и скорость производства качественных научных текстов в России не могли поспеть за столь быстрым ростом издательских возможностей. Как следствие, во многих случаях научный уровень новых журналов оказался довольно низким. Участились случаи использования журналов не для представления реальных научных результатов, а для выполнения сугубо формальных требований по числу публикаций, индексам цитирования и т. п.
При этом рост конкуренции между журналами происходил на сужающемся рынке, поскольку в России в последние десятилетия численность исследователей — основных читателей научной периодики — постоянно падала. Всё это серьезно осложняло и продолжает осложнять борьбу журналов за экономическое выживание.
В этих условиях перед владельцами и издателями особенно остро встает вопрос о выборе моделей поведения журналов на рынке и стратегиях их развития. Выбирая модели поведения, издатели обычно исходят из следующих мотивов.
1. Для организаций, ведущих научную и научно-образовательную деятельность, первоочередной мотив — это желание как можно
1 Как проводилась оценка и отбор российских журналов в базу данных Russian Science Citation Index (RSCI) на Web of Science. http://www.ras.ru/news/shownews.aspx?id=69144411 — 46d3-41a2-8905-4b62233b0269.
более полно и быстро представлять широкой публике свои лучшие результаты, а также облегчить своим сотрудникам публикацию статей. Наличие собственного журнала позволяет решать эти задачи без существенных задержек, без излишних формальностей и без особых ограничений по объемам текста.
2. Еще один важнейший мотив — это соображения престижа и желание усилить свои позиции в научном мире. Наличие одного или нескольких собственных журналов поднимает авторитет научной организации, показывает ее способность решать сложные научно-организационные задачи. Если при этом журнал обладает хорошей репутацией в научной среде, поддерживает высокое качество публикаций, привлекает большое число сильных авторов, то его авторитет автоматически повышает авторитет и самой издающей организации.
Кроме того, приглашая сотрудников из других исследовательских институтов и университетов публиковаться в своем журнале, организация укрепляет научные связи с коллегами и создает дополнительные возможности для организации совместной исследовательской или учебной работы.
3. В последние годы резко выросла значимость мотива, связанного с необходимостью выполнять задания по достижению отчетных показателей, с помощью которых государственные ведомства оценивают работу научно-исследовательских институтов и университетов. Наличие собственных журналов значительно облегчает выполнение нормативов по числу публикаций, по индексам цитирования и т. п.
Кроме того, если организации удается включить свой журнал в рекомендательный список ВАК (Высшей аттестационной комиссии при Министерстве образования и науки РФ), то это серьезно упрощает выполнение публикационных требований, которые предъявляются соискателям степеней кандидата и доктора наук. Это обстоятельство можно использовать как для поддержки собственных сотрудников, так и для помощи коллегам из других организаций.
4. Важную роль при выборе моделей поведения журналов играют и прямые экономические мотивы. Любой научный журнал имеет потенциальную возможность зарабатывать деньги за счет целого ряда источников — читателей, авторов, спонсоров и т. д.
Читатели на российском рынке оплачивают подписки на бумажные и электронные версии журналов, а также покупают отдельные журнальные выпуски и/или статьи. При этом некоторые авторитетные в научном мире журналы могут аналогичным образом зарабатывать деньги и на зарубежных рынках, особенно в тех случаях, когда издание переводят на иностранные языки. В частности, такой подход используется для более чем ста российских научных журналов, которые переводятся на английский язык и распространяются за
рубежом международной академической издательской компанией «Наука/Интерпериодика»2.
Хотя доходы от подписки и продаж сами по себе практически никогда не превращают российские журналы в прибыльные, они всё же способны покрыть часть издательских затрат, иногда довольно существенную.
Что касается заработка за счет авторов, то весьма многие российские журналы берут деньги за публикацию статей, за их рецензирование и прочие издательские услуги. В ряде случаев оплата авторами своих публикаций носит скрытый характер — в виде обязательного оформления подписки или выкупа определенного числа экземпляров журнала. Разумеется, такой способ заработка, предполагающий взимание денег с авторов, создает серьезные риски с точки зрения научной этики. В рамках этой схемы всегда возникает соблазн разменять научное качество статей на финансовые выигрыши для журнала.
В начале 1990-х годов определенные надежды возлагались на то, что журналы будут зарабатывать деньги за счет размещения рекламы, но, как показало дальнейшее развитие событий, в случае с научной периодикой этот способ практически не работает — слишком узок круг читателей и слишком низок интерес рекламодателей.
Однако все перечисленные рыночные и квазирыночные способы зарабатывания денег, даже вместе взятые, крайне редко выводят российские научные журналы на полную самоокупаемость3.
В то же время с целью покрытия расходов научные журналы могут прибегать и к поиску нерыночных источников финансирования, что временами они делают вполне успешно.
Один из таких способов — получение грантов от российских (РФФИ, РНФ) и международных научных фондов на разного рода издательские проекты, связанные с развитием журналов. Для активных журналов с неплохой репутацией, умеющих грамотно оформлять заявки на грант, это вполне реальный источник финансирования, хотя, как правило, разовый.
Еще один способ — это привлечение спонсоров, готовых полностью или частично финансировать затраты на издание журнала. Некоторым российским научным журналам удавалось привлекать
2 К сожалению, как показывает опыт, в рамках этой схемы сами журналы получают лишь незначительную долю от доходов, зарабатываемых МАИК на зарубежных рынках.
3 Впрочем, если отрицательное сальдо рыночных доходов и убытков, возникающее в процессе издания журнала, невелико, то определенный экономический смысл в этой деятельности всё равно есть. Дело в том, что в процессе издания журнала научная организация получает возможность обеспечивать своих сотрудников дополнительными доходами, оплачивая их деятельность в качестве редакторов, рецензентов и т. д. А повышение доходов сотрудников, в свою очередь, позволяет сохранять и укреплять кадровый потенциал этих организаций. При этом оплата дополнительного труда своих сотрудников обходится научным организациям относительно дешево, так как значительная часть расходов оплачивается всё-таки за счет внешних источников.
в этом качестве крупные отечественные корпорации, банки и прочие коммерческие организации. В целом это более долговременный источник финансирования, чем гранты. Однако спонсоры тоже могут по тем или иным причинам прекращать финансирование журналов. Такие случаи имели место, например, во время экономического кризиса 1998 года.
В своей повседневной деятельности организации, издающие журналы, в той или иной степени руководствуются всеми перечисленными мотивами. А модель поведения и стратегия развития каждого журнала определяется тем, какому из этих мотивов отдается предпочтение.
Представляется, что в рамках описанной логики можно выделить три основных подхода к развитию журналов: создание качественного журнала; создание журнала, занимающего высокие места в рейтингах; создание коммерчески эффективного журнала.
Разумеется, в идеале хотелось бы, чтобы эти три подхода гармонично сочетались друг с другом и чтобы все ведущие научные журналы были и качественными, и высокорейтинговыми, и прибыльными. Однако общая ситуация на российском рынке научной периодики: крайне ограниченный платежеспособный спрос, сильное влияние бюрократических критериев и т. д., — делает такое сочетание невозможным. Во всяком случае, в ближайшие годы.
Намерение иметь качественный журнал хорошо сочетается с такими мотивами, как желание представлять свои лучшие исследовательские работы и стремление к повышению своего престижа в научном мире. Готовность выполнять формальные публикационные критерии тоже, в принципе, сочетается с моделью качественного журнала, хотя соперничать в рейтингах с журналами, целенаправленно «надувающими» свои формальные показатели, качественные журналы смогут далеко не всегда.
А вот сочетать качество и высокую рыночную доходность качественным журналам всегда очень трудно. Дело в том, что поиск и подготовка качественных текстов требуют наличия высококвалифицированных редакторов, рецензентов, переводчиков и других сотрудников, работа которых стоит достаточно дорого. Если к этому добавить немалые затраты на качественную полиграфию, содержание электронной версии и т. п., то легко может выясниться, что доходы от продаж журнала и близко не покрывают расходов на его издание.
Таким образом, организация, желающая иметь качественный научный журнал, должна быть морально готова к тому, что он окажется хронически убыточным, и сразу заложить в своем бюджете затраты на покрытие этих убытков.
Модель высокорейтингового журнала, как уже было отмечено, теоретически не противоречит желанию публиковать в нем как можно
более качественные тексты. И действительно — многие авторитетные научные журналы, публикующие большое число качественных статей, занимают верхние строки различных российских журнальных рейтингов. Однако следует отметить, что большинство журналов, отличающихся и хорошим качеством текстов, и высоким формальным рейтингом, были созданы довольно давно. Иными словами, на рейтинг таких журналов работает не только качество, но и большие тиражи предшествующих десятилетий. Несомненно, что более молодым журналам добиваться такого результата заметно сложнее.
Как следствие, на практике зачастую используются более легкие и быстрые, чем тщательная работа с авторами и текстами, пути повышения журнального рейтинга. К такого рода «легким» способам относится резкое увеличение числа публикуемых в журнале статей (в том числе за счет уменьшения их объема); немотивированное увеличение списков литературы (в том числе за счет самоцитирования авторов, организаций и журналов); достижение неформальных договоренностей с коллегами о массовом перекрестном цитировании и т. п. В рамках такой стратегии развития журнала, разумеется, приходится идти на снижение требований к качеству статей, иначе при общем дефиците сильных научных текстов количественных целей не достичь.
В то же время описанная модель поведения может оказаться вполне эффективной с коммерческой точки зрения, поскольку статьи в журнале можно публиковать за плату, привлекая авторов неплохим формальным рейтингом. Иными словами, высокорейтинговый журнал может не только помогать материнским организациям в выполнении формальных показателей, но и сводить к минимуму собственные затраты на издательскую деятельность. Соблазн использовать такую модель поведения журнала весьма велик, особенно для небогатых периферийных НИИ и университетов.
Модель коммерчески эффективного журнала, пожалуй, наиболее трудно реализуема в современных условиях. Представляется, что хорошие шансы на успешное издание такого журнала в России есть только в двух случаях.
В первом случае это должен быть качественный журнал, который работает в научной сфере с большим числом работников и значительными исследовательскими бюджетами, а также с высоким международным авторитетом российских ученых, имеющий англоязычную версию и хорошо продаваемый не только в России, но и за рубежом. Рыночные продажи такого журнала вполне могут иметь объем, достаточный для покрытия всех издательских затрат. Опыт показывает, что в таких науках, как математика, физика, химия, подобная ситуация вполне возможна, а вот в общественных науках — практически нереальна.
Во втором случае это может быть журнал, ведущий агрессивную политику по привлечению платных публикаций, а также занимающийся целенаправленным «накручиванием» своего рейтинга, «внедрением» в различные базы цитирований, индексы и рекомендательные списки. Другими словами, и в российских условиях коммерческого успеха вполне может достичь журнал, полностью подпадающий под определение «хищнического» (predatory journal)4. Впрочем, маловероятно, что коммерческий успех такого журнала будет долговременным — неизбежное ухудшение репутации скажется и на числе авторов, готовых платить за публикацию своих статей.
Наш журнал «Проблемы прогнозирования»5 (его англоязычная версия имеет заглавие Studies on Russian Economic Development) с момента своего создания в 1990 году должен был выполнять две основные задачи: обеспечить публикацию ключевых результатов Института народнохозяйственного прогнозирования РАН (ИНП РАН) и поддерживать максимально высокое качество публикуемых статей. При этом вопросы коммерческой окупаемости были сознательно отодвинуты на второй план. Дефицит бюджета журнала всегда покрывался за счет средств ИНП РАН.
Отсутствие каких-либо платежей со стороны авторов — это принципиальная позиция института и редакции журнала. Эта позиция, помимо прочего, позволяет поддерживать требования к качеству поступающих в журнал статей на максимально высоком уровне.
Акцент на публикацию собственных результатов ИНП РАН позволяет решать задачи самого института, но несколько сужает возможности журнала в части разнообразия публикуемых авторов и затрагиваемых тем. Возможно, это в какой-то мере сказывается на формальных показателях журнала, хотя в целом он оценивается российскими рейтингами весьма высоко (32-е место в общем рейтинге российских научных журналов Science Index и 4-е место в разделе «Экономические науки» за 2016 год6). Таким образом, модель качественного журнала, избранная в ИНП РАН, в целом оправдала себя с точки зрения заявленных целей.
Это не означает, что у журнала нет проблем — их хватало в любой период работы. В частности, в настоящий момент к наиболее острым проблемам журнала следует отнести общую нехватку сильных авто-
4 «Хищные журналы» и «мусорные публикации»: Как не дать себя обмануть? http://science-insight.com/analitika/predatory-journals; Библиотекарь против «хищников»: чем грозит пропажа списка «мусорных» журналов. https://indicator.ra/article/2017/02/03/bibKotekar-protiv-Mshnikov/; Касьян А. С., Абалкина А. А., Малешин Д. Я. Журналы в перечне рецензируемых научных изданий ВАК РФ, имеющие признаки некорректной редакционной политики. http://lib.sseu.ru/sites/ default/ffles/2016/05/perechen_rossiysk&_zhurnalov_nekorektnaya_politika._preambula.pdf.
5 http://ecfor.ru/nauchnye-izdaniya/problemy-prognozirovaniya/o-zhurnale/.
6 https://elibrary.ru/title_profile.asp?id=9007.
ров с хорошими статьями и очень низкое качество перевода русских текстов на английский язык для международной версии.
Представляется, что дефицит качественных текстов связан с тремя ключевыми обстоятельствами. Во-первых, высокий уровень конкуренции на российском рынке научных журналов позволяет сильному автору иметь большое число вариантов для публикации своей статьи. Во-вторых, многие российские исследователи, даже получив значимые научные результаты, довольно неохотно и достаточно редко пишут по этому поводу статьи. В-третьих, далеко не всегда из хороших исследователей получаются хорошие писатели, вследствие чего у них возникают большие трудности с созданием текстов надлежащего уровня.
Проблемы с переводом на английский язык связаны с тем, что ИНП РАН не является владельцем международной версии своего журнала. Переводчиков нанимает издательство, ею владеющее, которое стремится минимизировать свои затраты на оплату труда, в результате чего качество переводов падает. Впрочем, в современных экономических условиях институт также не вполне готов обеспечить надлежащее качество переводов, поскольку это потребует затрат, скорее всего, превышающих его нынешние финансовые возможности.
Литература
1. Абрамов Е. Г. Признание модели журналов открытого доступа как способ повышения качества научных публикаций в России // Научная периодика: проблемы и решения. 2013. Т. 3. № 2. С. 4-8.
2. Вайнмахер А. М., Шмерлинг Д. С. Стратегия научных публикаций в России // Экономическая наука современной России. 2015. № 1(68). С. 77-82.
3. Воронин Б. А. Анализ индекса цитируемости и методика его повышения // Доклады ТУСУРа. 2016. Т. 19. № 3. С. 131-135.
4. Имаев В. Технологии увеличения индекса Хирша и развитие имитационной науки // В защиту науки. 2006. № 17. С. 38-51.
5. Комков Н. И., Бондарева Н. Н. Проблемы коммерциализации научных исследований и направления их решения // Проблемы прогнозирования. 2007. № 1. С. 4-28.
6. Краснов Л. В., Шуйский В. П., Алабян С. С., Комиссаров А. В., Морозенкова О. В. Россия на мировых рынках интеллектуальных услуг // Проблемы прогнозирования. 2009. № 1. С. 44-59.
7. Научные журналы: о чистоте в рядах // Университетская книга. 2017. № 5. С. 29-35.
8. Сайко Е. А. Научные коммуникации в России: реалии и перспективы исследования проблемы // Научная периодика: проблемы и решения. 2015. Т. 5. № 5. С. 208-212.
9. Фоминых К. С. Отношение к индексу научного цитирования со стороны научного сообщества // Вестник Института экономики РАН. 2015. № 2. С. 155-161.
10. Яременко Ю. В. Экономические беседы. М.: Центр исследований и статистики науки, 1998.
Ekonomicheskaya Politika, 2017, vol. 12, no. 6, pp. 218-227
Dmitry B. KUVALIN, Dr. Sci. (Econ). Institute of Economic Forecasting of the Russian Academy of Sciences (47, Nakhimovsky prosp., Moscow, 117418, Russian Federation). E-mail: [email protected]
Academic Journal in Today's Russia: Alternatives of Development Strategies
Abstract
The article presents problems associated with academic journal publication in Russia. Priority motivations for the creation of academic journals are described; they include, among others, the intent of Russian research centers and universities to present their scientific results wider and faster, to increase their prestige in the scientific community, to enhance formal performance indicators, and to raise additional revenues through publishing activities. The article analyzes behavior patterns of academic journals in the market as well as their development strategies. The following main basic behavior patterns are examined: the quality academic journal model (preference given to article quality), the top-rated academic journal model (preference given to maximization of formal performance indicators, such as the citation index, the impact factor, and ratings), and the economically efficient academic journal model (the main priority given to cost-effectiveness of publication activities). Merits and demerits of these models are described. Cases involving increased risk of scientific misconduct in the process of article publication are reviewed. Methods used by Russian academic journals for making money are examined. The article concludes that it is extremely difficult to create an economically efficient academic journal in today's Russia, particularly in the field of social sciences. In this regard, ways to cover losses that may occur in the process of publishing are addressed. Real-life experience of Studies on Russian Economic Development academic journal, including its main problems and solutions, is briefly presented.
Keywords: academic journal, academic journal behavior pattern, Studies on Russian Economic Development. JEL: D22, D71.
References
1. Abramov E. G. Priznanie modeli zhurnalov otkrytogo dostupa kak sposob povysheniya kachestva nauchnykh publikatsiy v Rossii [Acceptance of Open Access Journals as a Way of Quality Improvement for Scientific Publications in Russia]. Nauchnaya periodika: problemy i resheniya [Academic Periodicals: Problems and Solutions], 2013, vol. 3, no. 2, pp. 4-8.
2. Vaynmakher A. M., Shmerling D. S. Strategiya nauchnykh publikatsiy v Rossii [Scientific Publication Strategy in Russia]. Ekonomicheskaya nauka sovremennoy Rossii [Economics of Contemporary Russia], 2015, no.1, pp. 77-82.
3. Voronin B. A. Analiz indeksa tsitiruemosti i metodika ego povysheniya [Science Citation Index Analysis and Methods of Its Improvement]. Doklady TUSURa [Proceedings of TUSUR University], 2016, vol. 19, no.3, pp. 131-135.
4. Imaev V. Tekhnologii uvelicheniya indeksa Khirsha i razvitie imitatsionnoy nauki [Hirsch Index Multiplication Technologies and the Development of Imitative Science]. Vzashchitu nauki [In Defense of Science], 2016, no. 17, pp. 38-51.
5. Komkov N. I., Bondareva N. N. Problemy kommertsializatsii nauchnykh issledovaniy i napravleniya ikh resheniya [Problems in the Commercialization of Scientific Research and Ways of Addressing Them]. Studies on Russian Economic Development, 2007, vol. 18, no. 1, pp. 2-18.
6. Krasnov L. V., Shuyskiy V. P., Alabyan S. S., Komissarov A. V., Morozenkova O. V Rossiya na mirovykh rynkakh intellektual'nykh uslug [Russia and the Global Intellectual Services Markets]. Studies on Russian Economic Development, 2009, vol. 20, no. 1, pp. 31-41.
7. Nauchnye zhurnaly: o chistote v ryadakh [Scientific Journals: About Purity in the Ranks]. Universitetskaya kniga [University Book], 2017, no. 5, pp. 29-35.
8. Sayko E. A. Nauchnye kommunikatsii v Rossii: realii i perspektivy issledovaniya problem [Scientific Communications in Russia: Reality and Perspectives of Studying Problems]. Nauchnaya periodika: problemy i resheniya [Scholarly Communications Review], 2015, vol. 5, no. 5, pp. 208-212.
9. Fominykh K. S. Otnoshenie k indeksu nauchnogo tsitirovaniya so storony nauchnogo soobshchestva [Attitude of the Scientific Community Toward the Science Citation Index]. Vestnik Instituta ekonomiki RAN [Vestnik of the Institute of Economics of the Russian Academy of Sciences], 2015, no. 2, pp. 155-161.
10. Yaremenko Yu. V. Ekonomicheskie besedy [Economic Interviews]. Moscow, Center for Science Research and Statistics, 1998.