В.А. Доманский, О.Б. Кафанова, Д.А. Олицкая
Ленинградский областной институт развития образования Томский государственный университет
Научный семинар «Театральный хронотоп в контесте городского сибирского текста конца XIX - начала XX вв.»
Аннотация: Хроника посвящена освещению научного семинара, прошедшего на филологическом факультете Томского государственного университета (ТГУ). Выступления его участников касались изучения театрального хронотопа (театральные площадки, персоналии критиков, репертуар и актерские труппы, а также реципиент, томский зритель) и культурного контекста, в котором происходило развитие томского театра. Мероприятие организовано в рамках гранта РГНФ-регион; в нем приняли участие филологи и культурологи ТГУ.
The chronicle is devoted to the Scientific seminar held by the Department of Philology of Tomsk State University. Its participants made reports concerning theatre chronotope (theatre sites, critics, repertoire, theatre companies as well as Tomsk theatre audience) and cultural background where the development of theatre in Tomsk took place. The seminar was supported by the grant RGNF-Region (RHRF-Region) and attracted attention of philologists and culture specialists of Tomsk State University.
Ключевые слова: регионалистика, томский текст, театральный хронотоп, культурный контекст, томская периодика.
Regional studies, Tomsk text, theatre chronotope, cultural context, Tomsk periodicals.
УДК: 792.07 (571.16)
Контактная информация: Санкт-Петербург, Чкаловский пр., 25а литер А. ЛОИРО, кафедра филологического образования и межпредметной интеграции. Тел. (812) 3725064. E-mail: [email protected]. Томск, пр. Ленина 36. ТГУ, филологический факультет. Тел. (3822) 534771. E-mail: [email protected]; [email protected].
6 июля 2013 г. в рамках гранта РГНФ-регион «История томского театра: русский и западноевропейский репертуар, постановки, актеры, рецепция (конец XIX - начало XX вв.)» под руководством проф. О.Б. Кафановой состоялся семинар, в котором приняли участие филологи и культурологи Томского университета, Научной Библиотеки ТГУ и ТУСУР.
Тема семинара, посвященная актуальному в настоящее время аспекту изучения регионалистики, и, в частности, исследованию провинциального городского текста, охватила разные вопросы культурной жизни Томска рубежа XIX - XX вв. Выступления касались развития театрального хронотопа (театральные площадки, персоналии критиков, репертуар и актерские труппы, а также реципиент, томский зритель) и культурного контекста, в котором происходило бытование театра.
Е.А. Макарова, доцент каф. общего литературоведения, издательского дела и редактирования ТГУ, выступила с докладом: «Специфика формирования литературно-художественных сборников Томска конца XIX - начала XX в.», в кото-
ром проследила зарождение книгоиздательского дела и появление первых литературно-художественных сборников в городе в связи с нарождающейся сибирской самобытной литературой и становлением книгопечатания.
В сообщении И.А. Поплавской, доцента каф. русской и зарубежной литературы ТГУ, речь шла об А.И. Милютине (1865-1930) - одном из первых исследователей книжного собрания семейства Строгановых, хранящегося в Научной библиотеке Томского университета. Публикации Милютина в двух номерах журнала «Русский библиофил» (№ 2, 4) за 1914 г. посвящены истории формирования этой родовой библиотеки и ее роли в создании книжного фонда первого Сибирского университета. Предметом специального рассмотрения в выступлении явились раритетные издания и рукописи из библиотеки Строгановых, среди которых французский перевод романа Лонга «Дафнис и Хлоя» (1787-1788), а также рукописные материалы под названием «Archives d'Apollon», принадлежащие членам семьи Строгановых и содержащие документы, относящиеся к 1812 г.
Выступление Г.И. Колосовой, зав. отделом рукописей и книжных памятников НБ ТГУ, было посвящено раскрытию сибирской темы в творчестве томского художника П.М. Кошарова (1824-1902), которое занимает особое место в истории сибирского пейзажа. Докладчица познакомила участников семинара с интересными фактами жизни и деятельности художника в Томске, а также представила пейзажи, созданные в 1880-1890-е гг. и сохранившиеся в книжном собрании томского краеведа и библиофила Г.К. Тюменцева, а в настоящее время находящиеся в фонде НБ ТГУ.
В докладе О.В. Горских, доцента каф. философии и социологии ТУСУР, сообщалось о деятельности выдающегося томского архитектора В.Ф. Оржешко, сыгравшего исключительную роль в формировании самобытной сибирской архитектурной традиции. По мнению докладчицы, уникальность художественного стиля польского архитектора заключалась в использовании разных архитектурных стилей, синтезе региональных и общеевропейских тенденций.
Аспирантка каф. романо-германской филологии Ю.И. Родченко (науч. рук. -проф. О.Б. Кафанова) проследила историю существования первого театрального здания в Томске, построенного в 1848-1850 гг. в городской роще и просуществовавшего до 1882 г., а также рассказала о строительстве в городе первого каменного театра, возведенного на средства купца Е.И. Королева рядом с Соборной площадью (1885-1886) и уничтоженного во время черносотенного погрома в 1905 г.
Профессор каф. романо-германской филологии О.Б. Кафанова представила типологию томской литературно-театральной критики, выделив три модели, каждая из которых по-своему соединяла Сибирь и Европу. Первая модель была репрезентирована областниками (Ядринцев, Потанин), вторая, - политическими и уголовными ссыльными (Волховский, Войцеховский, Долгоруков), и, наконец, третья модель отражала позицию коренных сибиряков (Вяткин). Несмотря на то, что все три модели сосуществовали одновременно и дополняли друг друга, для развития собственно театральной, эстетической критики наиболее существенной, по мнению О.Б. Кафановой, оказалась деятельность В. Долгорукова, рассматривающего томские постановки в европейском контексте.
Профессор В.А. Доманский в своем докладе показал, какое значение для культурной жизни Томска конца XIX - начала XX вв. имели гастроли театральных трупп из Центральной России, Москвы и Украины. С точки зрения докладчика, историю томского театра невозможно представить без антреприз и театральных гастролей, которые составляют занимательные сюжеты театрального хронотопа. Главное внимание В.А. Доманский уделил анализу гастролей украинской труппы Ф.А. Хмары, проходивших в Томске в январе - феврале 1903 г. Освещение этих гастролей, как показало изучение материалов газеты «Сибирский вестник», содержали театральные рецензии В.А. Долгорукова и И. Ольгина.
Д.А. Олицкая, зав. каф. романо-германской филологии, в своем докладе «Драматургия А.П. Чехова на томской сцене конца XIX - начала XX вв.» рассмотрела критическую рецепцию чеховских пьес по материалам местных газет («Сибирский вестник», «Сибирская жизнь», «Сибирские отголоски»). Томские критики, как показало исследование, основные трудности сценического воплощения чеховских пьес видели в отсутствии режиссерского театра, узких рамках драматического амплуа актеров, а также в недостаточном внимании к художественно-музыкальному оформлению спектаклей. Главным достоинством пьес Чехова томские критики считали «жизненность» и «типичность выведенных характеров».
В докладе В.Н. Горенинцевой, доц. каф. романо-германской филологии, рассмотрена история постановок трагедии У. Шекспира «Гамлет» на томской сцене конца XIX - начала XX вв. В театральных рецензиях томских литераторов обнаруживается два взгляда на инсценировки шекспировской пьесы в Томске. Согласно просветительской концепции (Волховский и Долгоруков), инсценировки классики, даже и не вполне удачные, необходимы провинциальной сцене в качестве «культурной прививки». Противоположная, критическая, оценка представлена в рецензиях коренных сибиряков, которые категорически заявляли о неудовлетворенности томского общества низким качеством постановок «Гамлета».
В заключение семинара был проведен круглый стол, в работе которого кроме докладчиков приняли участие присутствующие: доцент каф. теории и истории культуры Института искусств и культуры Е.В. Барнашова, преподаватели каф. романо-германской филологии доц. Н.Е. Никонова, канд. филол. наук Е.В. Абло-гина, канд. филол. наук Л.П. Дмитриева, а также канд. историч. наук Н.А. Серя-кова. Выступающие отметили актуальность затронутых на семинаре проблем в свете активно развивающейся сегодня регионалистики. Участники семинара пришли к выводу, что методология, сформировавшаяся в ходе регулярных научных конференций по сибирскому тексту, позволяет выйти на новый уровень исследования томского театрального хронотопа, до сих пор не являвшегося предметом систематического рассмотрения.