Управление наукой и наукометрия. 2023. Т. 18, № 2 Science Governance and Scientometrics. 2023;18(2) ISSN 2686-6706 (print), ISSN 2686-6714 (online)
ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ СФЕРЫ НАУКИ И ИННОВАЦИЙ
INSTRUMENTAL METHODS OF DIAGNOSTICS IN SCIENCE AND INNOVATION
Научная статья / Original research УДК 332.14
https://doi.org/10.33873/2686-6706.2023.18-2.170-201
Научный потенциал и управление интеллектуальной собственностью в регионах России: модели и стратегические ориентиры
Ирина Евгеньевна Ильина1^, Вадим Викторович Медведев2,
Ирина Николаевна Васильева3
13 Российский научно-исследовательский институт экономики, политики и права в научно-технической сфере (РИЭПП), г. Москва, Россия 2 Фонд поддержки проектов Национальной технологической инициативы, г. Москва, Россия и [email protected]
Резюме
Введение. В условиях геополитической турбулентности необходим системный подход к оценке научно-технического и интеллектуального потенциала страны, в т. ч. потенциала ее регионов. В публикации представлено описание методологии формирования Рейтинга «Наука в регионах», в основе которой лежит система показателей, характеризующих региональные особенности научно-технологического развития субъектов Российской Федерации. Методы исследования. Методология построения рейтинга основана на комплексной оценке показателей, характеризующих кадровый потенциал науки, научную продуктивность и востребованность научных результатов (публикационную и патентную активность региона), развитость научно-технической и инновационной инфраструктуры, социально-экономические эффекты. Выявление моделей развития регионов возможно с помощью синхронизации двух рейтингов, разработанных авторами исследования. Результаты и дискуссия. В ходе исследования динамики показателей выявлены как факторы, препятствующие реализации научно-технического потенциала в регионе, так и ключевые точки его роста. Оценка результатов рейтинга «Наука в регионах» позволит вырабатывать решения, направленные на стимулирование
© Ильина И. Е., Медведев В. В., Васильева И. Н., 2023
Iiccj © I This 's an °Pen access article distributed under the terms кяш of the Creative Commons Attribution 4.0 International License
научно-технологического развития конкретного субъекта Российской Федерации, оценивать эффективность уже принятых мер. Заключение. Анализ места регионов в разработанных авторами рейтингах «Наука в регионах» и «Управление интеллектуальной собственностью в регионах» позволил выделить модели развития субьектов Российской Федерации в сфере науки и управления интеллектуальной собственностью.
Ключевые слова: рейтинг научно-технологического развития региона, управление интеллектуальной собственностью, научно-технологическая инфраструктура, кадровый потенциал региона, показатели научно-технологического развития, научно-технический потенциал
Для цитирования: Ильина И. Е., Медведев В. В., Васильева И. Н. Научный потенциал и управление интеллектуальной собственностью в регионах России: модели и стратегические ориентиры // Управление наукой и наукометрия. 2023. Т. 18, № 2. С. 170-201. DOI: https:// doi.org/10.33873/2686-6706.2023.18-2.170-201
Scientific Potential and Intellectual Property Governance in Russian Regions: Models and Strategic Guidelines
Irina E. Ilina1, Vadim V. Medvedev2, Irina N. Vasilyeva3
13 Russian Research Institute of Economics, Politics and Law in Science and Technology (RIEPL), Moscow, Russia
2 Foundation for National Technology Initiative's Projects Support, Moscow, Russia и [email protected]
Abstract
Introduction. In the context of geopolitical turbulence, a systematic approach is needed to assess the country's scientific, technological and intellectual potential, including the potential of its regions. The publication presents a description of the methodology used to generate the 'Science in the Regions' rating, which is based on a system of indicators describing regional specifics of scientific and technological development in the Russian Federation constituent entities. Methods. The rating methodology is based on an integrated assessment of indicators characterising the human resources potential of science, scientific productivity and demand for scientific results (publication and patent activity of the region), the development of scientific, technological and innovation infrastructure, and socio-economic effects. The identification of regional development patterns is possible by synchronising the two rankings developed by the authors of the study. Results and Discussion. A study of the dynamics of the indicators identifies both barriers to the realisation of S&T potential in the region and key points of growth. Evaluation of the results of the 'Science in the Regions' rating will make it possible to formulate decisions
aimed at stimulating the scientific and technological development of a particular constituent entity of the Russian Federation and to assess the effectiveness of measures already taken. Conclusion. Analysis of the regions' position in the ratings 'Science in the Regions' and 'Intellectual Property Management in the Regions' developed by the authors allowed us to identify the development models for Russian constituent entities in the field of science and intellectual property management.
Keywords: regional scientific and technological development rating, intellectual property management, scientific and technological infrastructure, regional human resources potential, scientific and technological development indicators, scientific and technological potential
For citation: Ilina IE, Medvedev VV, Vasilyeva IN. Scientific Potential and Intellectual Property Governance in Russian Regions: Models and Strategic Guidelines. Science Governance and Scientomet-rics. 2023;18(2):170-201. DOI: https://doi.org/10.33873/2686-6706. 2023.18-2.170-201
Введение / Introduction
В условиях беспрецедентного санкционного давления на Российскую Федерацию, в т. ч. в сфере научно-технологического развития путем ограничения доступа к научно-технической информации, приобретению научного оборудования и расходных материалов для проведения исследований, разрыва научных коммуникаций, возникает необходимость переоценки и реализации имеющегося потенциала.
Стратегия научно-технологического развития Российской Фе-дерации1 является ключевым документом, фиксирующим вызовы, приоритеты, а также цель и задачи научно-технологического развития страны. Достижение установленных задач осуществляется путем активного вовлечения регионов в данный процесс. Однако можно видеть их неравномерное развитие2 , в т. ч. это существенно влияет и на социально-экономическое развитие регионов в целом.
Развитие технологического суверенитета страны напрямую зависит от уровня развития регионов. Стратегию формирования заделов фундаментальных исследований на долгосрочную перспективу, а также разработки и внедрения научных результатов с учетом региональных особенностей развития промышленности, географического расположения и др. имеют далеко не все регионы страны. Декомпозиция целей, задач и результатов научно-технологического развития должна осуществляться на основе ана-
1 Указ Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. № 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации» // СПС «Кон-сультантПлюс».
2 Атласы научно-технологического развития регионов. URL: https://riep.ru/ activity/publications/drugie-izdaniya/3580531/ (дата обращения: 12.06.2023).
лиза потенциала и прогноза социально-экономического развития региона.
В поиске ответа на вызовы необходима разработка эффективных системных моделей развития регионов в сфере научно-технологического потенциала и интеллектуальной собственности. Построение моделей развития регионов является важным аспектом для формирования ключевых целевых ориентиров в деятельности губернатора и его управленческого корпуса. С одной стороны, это возможность выявить точки роста, а с другой — оценить потребности в технологиях и разработках, синхронизировать их с задачами социально-экономического развития региона.
Актуальность использования моделей развития субъектов Российской Федерации на основе синхронизации рейтингов определяется необходимостью измерения результативности научной деятельности, одним из залогов достижения которой является сбалансированное развитие и повышение эффективности управления на региональном уровне. Ценность данного подхода прежде всего в том, что он учитывает большой спектр показателей. С помощью сопоставления рейтинговых шкал в области научно-технологического развития и интеллектуальной собственности обеспечивается получение объективной информации о развитии и специализации региона, что дает возможность формирования стратегических ориентиров в будущем.
Рейтинг «Наука в регионах»
Основной целью рейтинга научно-технологического развития субъектов Российской Федерации «Наука в регионах» (далее -Рейтинг «Наука в регионах») является получение объективной информации о степени сбалансированности развития региона, уровне его развития, а также эффективности функционирования всех звеньев, обеспечивающих научно-технологическое развитие на региональном уровне. Такая многоаспектность в наибольшей степени обеспечивается за счет разработанной системы оценки результативности регионов в области научно-технологического развития на основе анализа таких показателей, как публикационная, патентная, кадровая, финансовая, научная инфраструктура, организационные формы, экономические эффекты и др.
Задачами Рейтинга «Наука в регионах» являются:
— выявление сильных и слабых сторон научно-технического потенциала применительно к каждому региону;
— оценка результативности и востребованности научных исследований, развития кадрового потенциала; определение уровня ресурсного обеспечения деятельности научных организаций на региональном и федеральном уровнях;
— описание системы показателей, характеризующих научно-технологическую и инновационную инфраструктуру, которые по своей сути отражают конкурентоспособность предприятий и организаций региона. Уровень их развития является стратегическим интересом любого субъекта и страны в целом;
— осуществление сопоставимой сравнительной оценки уровня развития регионов по конкретному показателю на базе интегральной рейтинговой оценки;
— определение комплекса показателей, которые имеют определяющее значение в развитии региона на основе ранжирования их в соответствии с весовыми коэффициентами, в зависимости от степени значимости;
— выявление факторов индивидуального, организационного и институционального уровней, которые напрямую влияют на индивидуальную продуктивность исследователей в регионе;
— определение результативности научного труда исследователей в регионе на основе библиометрических и наукометрических показателей.
Основные принципы, использованные при разработке Рейтинга «Наука в регионах», — это независимость, регулярность, объективность, публичность, достоверность, возможность верификации данных. В целях совершенствования системы управления в области науки, технологий и инноваций в перечень показателей Рейтинга «Наука в регионах» включены индикаторы Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, государственной программы «Научно-технологическое развитие Российской Федерации», национального проекта «Наука и университеты».
Источниками информации для расчета показателей Рейтинга «Наука в регионах» выступают данные Федеральной службы государственной статистики, международные базы научного цитирования Web of Science и Scopus; база данных, содержащая сведения об оценке и о мониторинге результативности деятельности научных организаций (БД РД НО), данные портала «НТИРФ», научных центров мирового уровня, научно-образовательных центров мирового уровня, портала «Государственные научные центры Российской Федерации», а также информационно-аналитических изданий РИЭПП: «Атласы научно-технологического развития регионов», «Современная научно-технологическая инфраструктура», «Ресурсный потенциал и результативность деятельности центров коллективного пользования научным оборудованием и уникальных научных установок» и др.). Используемые при расчете показатели относятся к одним и тем же временным интервалам совокупности данных объектов оценки. При подборе показателей учтена кадровая, финансовая и материально-техническая составляющая, публикационная и патентная активность исследователей, а также организационные формы науки.
Рейтинг сформирован на базе 29 показателей, отражающих ресурсный потенциал, результативность и организационные процессы, характеризующие особенности научно-технологического развития субъектов Российской Федерации. Методика расчета по всем показателям представлена в Приложении 1.
Показатели Рейтинга «Наука в регионах» сгруппированы в 3 блока: результаты (6 показателей), ресурсы (6 показателей), организационные процессы (17 показателей).
Отличительная особенность рейтинга заключается в том, что он ориентирован на такие важные блоки, как ресурсное обеспечение, результативность науки и организационные процессы, характеризующие уровень научно-технологического развития как на региональном, так и на федеральном уровнях, в отличие от большинства рейтингов, которые отражают лишь общеотраслевую картину на основании официальных статистических данных, без рейтингова-ния субъектов Российской Федерации.
Методология и алгоритм формирования Рейтинга «Наука в регионах»
Данная методика сравнительной оценки научно-технического потенциала субъектов Российской Федерации построена на основе статистических данных по состоянию на 2021 г. и включает 5 этапов.
1-й этап. Проводится обработка статистической базы и выбор показателей, характеризующих различные аспекты развития научно-технического потенциала регионов. Сбор материала осуществлялся на основе имеющихся данных государственной статистики (сборники Росстата, международные базы научного цитирования Web of Science и Scopus, база данных, содержащая сведения об оценке и о мониторинге результативности деятельности научных организаций (БД РД НО) и др.). На данном этапе необходимо также выявить особенности расчета показателей с учетом того, что данные для расчета будут взяты из разных источников. Следует проконтролировать, чтобы показатели относились к одним и тем же совокупностям данных, объектам оценки.
2-й этап. Второй этап заключается в расчете комплексных характеристик, интегрирующих частные показатели анализируемых аспектов регионального научно-технического потенциала. В итоге составлена система из 29 показателей, которые могут быть использованы для рейтинговой оценки. По каждому показателю выделены минимальное и максимальное значения, наблюдаемые по выборке регионов, а также интервал, в котором варьируются значения (разница между максимальным и минимальным значениями).
3-й этап. Третий этап предполагает формирование балльной оценки научно-технического потенциала субъектов Российской Федерации по выбранным показателям.
В связи с несопоставимостью исходных характеристик выполняются расчеты, позволяющие определить балльные характеристики критериев научно-технического потенциала развития регионов, рассчитанные посредством приведения данных по каждому из показателей (X): каждому региону (n) присвоено значение (Балл n) в интервале от 0 до 100 баллов, пропорционально соответствующее его положению в интервале между максимальным (Xmax) и минимальным (Xmin) значениями по данному показателю в выборке регионов (табл. 1).
При расчете балльных оценок по всем показателям используется формула:
Балл = (Xn - Xmin) / (Xmax — Xmin) X 100,
где Xin — показатель уровня развития региона; i — номер показателя (Приложение 1); n — номер региона; Xmax — максимальное значение показателя X в выборке регионов (n); Xmnn — минимальное значение показателя X в выборке регионов (n).
Таблица 1. Балльная оценка по показателям научно-технического потенциала субъектов Российской Федерации Table 1. Scoring of scientific and technological potential indicators of the constituent entities of the Russian Federation
Регион / Region Условное обозначение показателя / Indicator
Xi X2 X3 X4 X5 X7 X8 X9 Xn
Баллы / Points
1
2
3
И т. д. / Etc.
Проведенный анализ регионов позволяет, с одной стороны, применительно к каждому региону выявить как доминанты, так и слабые стороны научно-технического потенциала региона, с другой — провести сравнительный анализ регионов на основе интегральной оценки сбалансированного развития.
4-й этап. На четвертом этапе рассчитывается итоговый Рейтинг «Наука в регионах» по субъектам России и федеральным округам.
Расчет итогового Рейтинга «Наука в регионах» по субъектам Российской Федерации
Для этих целей рассчитывается средняя арифметическая простая присвоенных баллов по каждому комплексному показателю субъекта Российской Федерации.
Итоговый расчет Комплексного показателя оценки результатов
осуществляется по формуле:
_х~ 6 x±
XК.Рез. = i— 6 '
где ХК.Рез. — комплексный показатель оценки результативности научно-технологической деятельности в регионе; х, — баллы, полученные по показателю, отражающему результативность научно-технологической деятельности в регионе; i — индекс (порядковый номер) показателя, отражающего результативность научно-технологической деятельности в регионе.
Итоговый расчет Комплексного показателя оценки ресурсов
осуществляется по формуле:
Г— 12 Xi
ХК.Рес. = 2_ i=7 6 '
где ХК.Рес. — комплексный показатель оценки обеспеченности ресурсами научно-технологической деятельности в регионе; xi — баллы, полученные по показателю, отражающему обеспеченность ресурсами научно-технологической деятельности в регионе; i — индекс (порядковый номер) показателя, отражающего обеспеченность ресурсами научно-технологической деятельности в регионе.
Итоговый расчет Комплексного показателя оценки организационных процессов осуществляется по формуле:
29 Xi
Хк.орг. = ¿— i=i317'
где ХК.Орг. — комплексный показатель оценки организационных процессов научно-технологической деятельности в регионе; xi — баллы, полученные по показателю, отражающему обеспеченность ресурсами научно-технологической деятельности в регионе; i — индекс (порядковый номер) показателя, отражающего обеспеченность ресурсами научно-технологической деятельности в регионе.
Полученные значения средних арифметических присвоенных баллов по каждому комплексному показателю ранжируются в соответствии с весами комплексных показателей, представленных в табл. 2.
В расчете данного комплексного показателя используется 17 показателей (превышает общее количество показателей для расчета комплексного показателя оценки ресурсов и оценки результатов — 12 показателей), что отражается на итоговом рейтинговом балле, т. к. вес комплексного показателя оценки организационных процессов больше, чем 2 других показателя суммарно. Таким образом, чтобы уравновесить значимость показателей, были введены весовые коэффициенты для расчета итогового рейтингового балла.
Таблица 2. Величины значимости комплексных показателей оценки научно-технического потенциала
Table 2. Significance values for integrated scientific and technological potential assessment indicators
№ Комплексный показатель оценки / Composite assessment indicator Величина значимости комплексного показателя оценки / Value
1 Комплексный показатель оценки результатов / Composite indicator for assessing results 0,35
2 Комплексный показатель оценки ресурсов / Composite indicator for assessing resources 0,35
3 Комплексный показатель оценки организационных процессов / Composite indicator for assessing organisational processes 0,3
Ранжирование регионов в соответствии с величинами значимости комплексных показателей оценки осуществляется по формуле:
Урег — 0,35 х Хк.Рез. + 0,35 х Хк.Рес. + 0,3 х Хк.Орг. ,
где Урег — итоговый рейтинговый балл научно-технологической деятельности в регионе; ХК.Рез. — комплексный показатель оценки результативности научно-технологической деятельности в регионе; ХК.Рес. — комплексный показатель оценки обеспеченности ресурсами научно-технологической деятельности в регионе; ХК.Орг. — комплексный показатель оценки организационных процессов научно-технологической деятельности в регионе.
Расчет итогового Рейтинга «Наука в регионах» по федеральным округам
По аналогичным принципам производятся расчеты в отношении федеральных округов. Для определения баллов по каждому комплексному показателю на уровне федерального округа рассчитывается средняя арифметическая простая присвоенных баллов по каждому комплексному показателю субъектов Российской Федерации, входящих в соответствующий федеральный округ, по формуле:
у =у П КпЬ2,3 ,
' фОкп I— М П
где УФОкп — комплексный показатель оценки научно-технического потенциала по федеральному округу; П — количество субъектов Российской Федерации в соответствующем федеральном округе, ед.; КП1Л3 — соответствующий комплексный показатель оценки научно-технического потенциала в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Итоговый рейтинг «Наука в регионах» по федеральным округам рассчитывается по следующей формуле:
-У П А ,
УФО I— М П '
где УФО — итоговый рейтинговый балл научно-технологической деятельности в федеральном округе; П — количество субъектов Российской Федерации в соответствующем федеральном округе, ед.; I, — рейтинговый балл (Урег) научно-технического потенциала соответствующего субъекта Российской Федерации (региона).
На основе значений У выполняется ранжирование регионов: чем больше баллов набрал регион, тем выше его место в ранжированном ряду (Приложения 3—4) с позиции оценки уровня его научно-технического потенциала.
Результаты и дискуссия / Results and Discussion
Полученные результаты оценки научно-технологического потенциала регионов позволили выявить следующие тренды и модели их развития.
В России за период 2017—2021 гг. наблюдается сокращение численности исследователей, при этом в 20 субъектах Российской Федерации отмечен рост. Наиболее высокий совокупный среднегодовой темп роста за рассматриваемый период отмечен в Вологодской области — 9,87 %, Республике Башкортостан — 6,82 %, Калининградской области — 6,36 %, Тульской области — 5,40 %, Смоленской области — 3,60 %. В число регионов с самым заметным снижением численности исследователей в рассматриваемый период вошли Республика Хакасия, Костромская область, Ханты-Мансийский АО, Тверская область, Оренбургская область.
За период 2017—2021 гг. наибольший совокупный среднегодовой темп роста исследователей, имеющих докторскую степень, демонстрируют 5 субъектов Российской Федерации: Республика Башкортостан — 17,46 %, Вологодская область — 5,74 %, Томская область — 5,24 %, Калининградская область — 4,66 %, Республика Мордовия — 4,39 %. Калининградская область, Вологодская область и Республика Башкортостан в лидерах и по совокупному среднегодовому темпу роста численности исследователей, имеющих степень кандидата наук.
Наиболее заметное снижение численности докторов наук в рассматриваемый период наблюдается в Псковской области — 29,29 %, Республике Хакасия — 24,02 %, Пензенской области — 22,28 %, Чеченской Республике — 19,73 %, Чувашской Республике — 19,09 %. Республика Хакасия, Чеченская Республика, Псковская и Пензенская области также демонстрируют наиболее заметное сокращение численности кандидатов наук. При этом стоит отметить, что Чувашская Республика и Псковская область являются регионами с низкой численностью исследователей данной категории. За пять исследуемых лет она уменьшилась с 14 до 5 чел. в Чувашской Республике и с 8 до 2 чел. в Псковской области.
При этом более 60 % всех исследователей в 2021 г. приходилось на 4 субъекта Российской Федерации: г. Москву, г. Санкт-Петербург, Московскую и Нижегородскую области, и в рассматриваемый период их доля мало изменилась. Более 60 % всех исследователей до 39 лет в 2021 г. приходилось на 6 субъектов Российской Федерации: г. Москву, г. Санкт-Петербург, Республику Татарстан, Московскую, Нижегородскую и Новосибирскую области. Город Москва выступает практически недосягаемым лидером как по общей численности исследователей (33 % от общероссийского значения), так и по численности исследователей до 39 лет (31,5 % от общероссийского значения).
По количеству организаций, выполнявших научные исследования и разработки, неизменными лидерами остаются г. Москва, г. Санкт-Петербург, Московская область, демонстрирующие рост их количества за рассматриваемый период. При этом в среднем
на одну такую организацию приходится более 120 исследователей в 5 регионах: Нижегородской области (202 чел.), Московской области (153 чел.), г. Москве (132 чел.), Тульской области (131 чел.), Тюменской области без АО (122 чел.).
Отмечая лидерство отдельных регионов по численности исследователей, необходимо обратить внимание на ключевые позиции, наиболее привлекательные для научных сотрудников, а именно оплата труда, социальное обеспечение и условия, созданные для проведения исследований и карьерного роста. Отметим некоторые показатели, доказывающие значительную региональную дифференциацию.
Абсолютным лидером по уровню средней заработной платы научных сотрудников является Ямало-Ненецкий автономный округ (208,6 тыс. руб.), за ним следуют Магаданская область (183,1 тыс. руб.), Сахалинская область (158,2 тыс. руб.) и г. Москва (157,7 тыс. руб.). Еще только в 16 субъектах Российской Федерации средняя заработная плата научных сотрудников более 100 тыс. руб. Несмотря на формальное выполнение показателя в 200 % по региону, значительная разница в оплате труда создает конкретное преимущество для регионов-лидеров.
Важнейшим элементом любого исследования является научная инфраструктура, по уровню развития которой регионы также значительно различаются. Так, почти четверть всех центров коллективного пользования (ЦКП) и более трети всех уникальных научных установок (УНУ) находятся в г. Москве. Более 60 % всех УНУ приходится всего на 6 регионов (г. Москва, г. Санкт-Петербург, Московская область, Новосибирская область, Томская область, Пермский край), а более 60 % всех ЦКП — на 12 субъектов Российской Федерации (г. Москва, г. Санкт-Петербург, Новосибирская область, Московская область, Иркутская область, Приморский край, Ростовская область, Свердловская область, Ставропольский край, Республика Башкортостан, Пермский край, Саратовская область).
В Российской Федерации создано и поддержано Минобрнауки России 15 научно-образовательных центров мирового уровня (НОЦ) в 36 субъектах Российской Федерации, в т. ч. 9 межрегиональных.
Почти 60 % совокупного объема внутренних затрат на исследования и разработки приходится всего на 3 субъекта Российской Федерации со значительным доминированием г. Москвы (460 696,3 млн руб.); внутренние затраты Московской области составили 151 200,7 млн руб., г. Санкт-Петербурга — 149 127,2 млн руб.
Внутренние затраты на научные исследования и разработки за период 2017—2021 гг. выросли в подавляющем большинстве регионов. Наибольший совокупный среднегодового темп роста продемонстрировали Липецкая область — 26,33 %, Белгородская область — 19,78 %, Чеченская Республика — 19,47 %, Республика Калмыкия — 18,14 %, Краснодарский край — 17,53 %. При этом, в Липецкой области и Республике Калмыкия в 2021 г. наметилась тенденция к снижению внутренних затрат на научные исследования и разработки по отношению к предыдущему периоду.
Сокращение затрат на научные исследования и разработки за период 2017—2021 гг. демонстрируют 15 регионов. Наиболее значимое снижение отмечено у Брянской области — 22,58 %, Хабаровского края — 19,47 %, Псковской области — 19,46 %, Курской области — 10,55 %, Новгородской области — 10,50 %.
Снижение внутренних текущих затрат на приобретение оборудования за период 2017—2021 гг. наблюдается в 19 регионах. Самое заметное — в Псковской области (совокупный среднегодовой темп спада — 54,56 %), Ульяновской области (совокупный среднегодовой темп спада — 47,64 %), Тверской области (совокупный среднегодовой темп спада — 38,22 %).
Сокращение текущих затрат на фундаментальные исследования за 5 лет демонстрируют лишь 8 регионов: Республика Адыгея, Калужская область, Чувашская Республика, Республика Марий Эл, Костромская область, Саратовская область, Курганская область, Владимирская область.
О динамике текущих затрат на прикладные исследования можно судить по значению совокупного среднегодового темпа роста данного показателя за период 2017—2021 гг. Самое высокое значение демонстрируют Камчатский край — 74,57 %, Вологодская область — 34,21 %, Республика Мордовия — 27,94 %, Тульская область — 20,50 %, Саратовская область — 20,45 %.
Доля внутренних текущих затрат на научные исследования и разработки в 2021 г. распределялась по видам работ следующим образом. Самая высокая доля затрат на фундаментальные исследования наблюдается у Республики Саха (Якутия) — 84,8 %, Республики Бурятия — 80,7 %, Магаданской области — 79,7 %. Самая высокая доля на прикладные исследования принадлежит Астраханской области — 70,5 %, Хабаровскому краю — 54,0 %, Краснодарскому краю — 44,0 %.
По доле внутренних текущих затрат на экспериментальные разработки лидируют Новгородская область — 92,0 %, Самарская область — 91,6 %, Челябинская область — 91,4 %
Самое активное увеличение доли внутренних текущих затрат на фундаментальные исследования за период 2017—2021 гг. можно наблюдать в Псковской области (с 9,9 % до 32,8 %), Республике Коми (с 37,0 % до 65,1 %), Орловской области (с 12,6 % до 39,3 %), Республике Крым (с 51,9 % до 73,4 %). Псковская и Орловская области также демонстрируют существенное увеличение доли внутренних текущих затрат на прикладные исследования: с 14,1 % до 43,1 % для Псковской области и с 24,6 % до 49,9 % для Орловской области. При этом доля затрат, приходящихся на экспериментальные исследования вышеназванных регионов за тот же период, сократилась: у Псковской области с 9,9 % до 32,8 %, у Республики Коми с 56,7 % до 26,9 %, у Орловской области с 62,8 % до 18,9 %, у Республики Крым с 32,6 % до 9,1 %.
Существенное снижение доли, приходящейся на экспериментальные исследования, демонстрируют также Сахалинская область (с 40,1 % до 21,8 %), Кемеровская область (с 42,8 % до 18,7 %),
Костромская область (с 49,5 % до 12,3 %). Однако Костромская и Кемеровская области существенно наращивают долю внутренних текущих затрат на прикладные исследования: для Костромской области — с 15,6 % до 40,5 %, для Кемеровской области — с 19,7 % до 33,1 %.
Таким образом, в течение рассматриваемого периода наблюдаются существенные изменения в объеме внутренних текущих затрат на научные исследования и разработки по видам работ ряда регионов. Ситуация в регионах существенно менялась, вплоть до полной переориентации некоторых из них. Например, Республика Коми, Республика Крым, Орловская, Кемеровская и Костромская области переключили возможности практической реализации своего научного потенциала с экспериментальных разработок на фундаментальные исследования; Псковская область — с экспериментальных разработок на прикладные исследования.
В рамках оценки региональных программ и иных документов, регламентирующих основные направления научно-технической политики, выявлено, что многие регионы не имеют самостоятельных программ научно-технологического развития, а те элементы, которые заложены в стратегиях социально-экономического развития не всегда синхронизированы с ключевыми целями и задачами развития региона.
Рекомендации и предложения
Результаты рейтинга, а также субрейтинги по каждому из комплексных показателей необходимо сопровождать аналитическим докладом с предложениями по обеспечению развития субъектов России, в т. ч. позволяющими им улучшить свое положение в рейтинге, с учетом позиций по субрейтингам. Тем не менее есть объективные условия, которые не позволят регионам подняться выше определенного уровня, но для них должны быть установлены максимально возможные значения, которых они могут достигнуть. Для оценки научного потенциала регионов авторами разработана методология Рейтинга «Наука в регионах» (рис. 1).
Оценка результатов данного рейтинга позволит вырабатывать решения, направленные на стимулирование научно-технологического развития конкретного субъекта Российской Федерации, оценивать эффективность уже принятых мер.
Для оценки использования регионом результатов интеллектуальной деятельности в экономике региона авторами разработан рейтинг «Управление интеллектуальной собственностью в субъектах Российской Федерации» [2] (рис. 2).
Разработка методики рейтингования субъектов Российской Федерации обусловлена необходимостью оценки формирования эффективного рынка интеллектуальной собственности, обеспечивающего развитие высокотехнологичного производства. Управление интеллектуальной собственностью в субъектах Российской Федерации характеризуется патентной активностью, кадровой и инфраструктурной обеспеченностью создания РИД, а также востребованностью объектов интеллектуальной собственности в используемых технологиях.
На основании разработанной авторами методологии оценки научного потенциала регионов и управления интеллектуальной собственностью были определены следующие модели развития субъектов Российской Федерации в зависимости от корреляции научного потенциала и использования охраноспособных результатов интеллектуальной деятельности (Приложение 2).
• Патентная и публикационная активность / Patent
and publication activity
• Инновационная продукция
и разработанные технологии/ Innovative products and technologies developed
• Доходы от использования РИД / Income from the use of RIA
Затраты на исследо вания и разработки / R&D costs
Техновооруженность / Technological empowerment Научные кадры / Scientific personnel Организации, осуществляющие исследования и разработки/ Organisations engaged in R&D
Объекты научной инфрастуктуры / Scientific infrastructure facilities
Научные центры / Research centres Центры поддержки и развития инновационной деятельности/ Innovation support and development centres
субъектов Российской Федерации / subjects of the Russian Federation
Рис. 1. Рейтинг «Наука в регионах»: ключевые направления оценки Fig. 1. 'Science in the Regions' Ranking: key assessment areas
о Ъ
0) §
It
I
It
3 ï SI
о ф
0) *< э S
(л S
Q.4
О 5« 3 о
si
3 í ф ti
р 5°
S" к
К 141
К) О о Kj
В*
S S3 ?
Kj
^ Субъекты патентования / Subjects of patenting
fififi'
доля МСП / share of SMEs
лидеры патентования (НИИ, узы, организации предпринимательского сектора) / patent leaders (research institutes, universities, business sector organisations)
особенности коллабораций / features of collaborations
LGÜ
Субъекты патентования / Subjects of patenting
• изобретения / inventions
• полезные модели / utility models
• патентование по PCT / patenting under the PCT
Инфраструктура / Infrastructure
• эффективность использования научной инфраструктуры/ efficiency of scientific infrastructure
• обеспеченность инфраструктурой поддержки внедрения технологий/ provision of infrastructure to support technology deployment
^Технологии и объекты интеллектаульной 1 собственности (ОИС) / Technologies and intellectual property items (IPI)
• создание технологий / creation of technologies
• использование ОИС / use of IPI
• экспорт технологий / export of technologies
• распоряжение исключительными правами / disposal of exclusive rights
специалисты в области интеллектуальной собственности/ intellectual property specialists
исследователи/ researchers
85
субъектов Российской Федерации/ subjects of the Russian Federation
Рис. 2. Рейтинг «Управление интеллектуальной собственностью в субъектах Российской Федерации»:
ключевые направления оценки
Fig. 2. 'Intellectual Property Management in the Regions' Rating: key assessment areas
00
— г
S11 й> s
fn S
S Г If
- s g
5
Й. CD
*
§ %
p? í
tu' £
Заключение / Conclusion
Таким образом, научно-технический потенциал и способность управлять полученными результатами интеллектуальной деятельности оказывает существенное влияние на развитие регионов России в целом.
Модели развития субъектов Российской Федерации в сфере научно-технологического развития и управления интеллектуальной собственностью построены в соответствии с позицией в двух рейтингах.
Для попадания региона в подгруппу «Континенты» необходимы одинаково высокие позиции в рейтингах. Их стратегическими ориентирами должны стать поддержание высокого уровня экономического потенциала, наращивание объемов высокотехнологичной продукции и помощь регионам-партнерам. Такие регионы являются лидерами, истории успехов которых можно тиражировать,
Во вторую группу подгрупп «Спящие новаторы» и «Нереализованные» попали регионы, где показатели научно-технологического развития выше по сравнению с показателями использования интеллектуального капитала. Для данных регионов показатели ИС не являются определяющими, что должно стать для них важным ориентиром и одной из стратегических целей для выравнивания и стабилизации ситуации в регионе в данной области. Такие регионы стабильно демонстрируют средние показатели, и им нужна корректировка стратегических ориентиров.
Третья группа представлена подгруппами «Традиционные промышленники» и «Ремесленники», в которых наиболее высок потенциал в области использования объектов интеллектуальной собственности. Стратегическим ориентиром для таких регионов на перспективу должно стать развитие сектора исследований и разработок; им требуется доработка стратегических ориентиров с учетом задач социально-экономического развития региона.
Четвертая группа представлена подгруппой «Острова», где позиции регионов в рассматриваемых рейтингах низкие. Таким регионам нужно провести глубокий анализ существующих проблемных аспектов и выявить неиспользованные резервы. Также целесообразно разработать решения, направленные на определение макро- и микроэкономических факторов ускорения научно-технологического развития. Необходим существенный пересмотр или формирование стратегий как научно-технологического развития, так и управления интеллектуальной собственностью. Особое внимание стоит уделять регионам, отнесенным к приграничным новым территориям (ДНР, ЛНР), и стратегическим промышленным центрам.
Оценка результатов рейтингов позволит вырабатывать решения, направленные на стимулирование развития конкретного субъекта Российской Федерации, оценивать эффективность уже принятых мер. Результаты сопоставления рейтингов необходимо, по мнению авторов, сопровождать аналитическим докладом с предложениями по обеспечению развития субъектов Российской Федерации, в т. ч. позволяющими им повысить свое положение в рейтингах. Тем не
менее есть объективные условия, которые не позволят регионам подняться выше определенного уровня, но для них должны быть установлены максимально возможные значения, которых они могут достигнуть.
Список использованных источников
1. Бабкова Э. Г., Панахов А. У. Рейтинговая оценка сбалансированного развития регионов Центрального федерального округа // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия: Экономика и экологический менеджмент. 2018. № 2. С. 19—27. DOI: https://doi.org/10.17586/2310-1172-2018-11-2-19-27
2. Ильина И. Е., Золотых Н. И., Биткина И. В. Патентная активность региона как драйвер развития экономики России // Управление наукой и наукометрия. 2022. Т. 17, № 1. С. 10—36. DOI: https://doi. org/10.33873/2686-6706.2022.17-1.10-36
Информация об авторах
Ильина Ирина Евгеньевна, доктор экономических наук, доцент, директор, Российский научно-исследовательский институт экономики, политики и права в научно-технической сфере (127254, Россия, г. Москва, ул. Добролюбова, д. 20А), ORCID: https://orcid. org/0000-0001-6609-3340, [email protected]
Медведев Вадим Викторович, кандидат экономических наук, доцент, генеральный директор, Фонд поддержки проектов Национальной технологической инициативы (121205, Россия, г. Москва, ул. Нобеля, д. 1), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-3881-0637.
Ирина Николаевна Васильева, кандидат экономических наук, доцент, заведующий центром международного научно-технического сотрудничества, Российский научно-исследовательский институт экономики, политики и права в научно-технической сфере (127254, Россия, г. Москва, ул. Добролюбова, д. 20А), ORCID: https://orcid. org/0000-0002-5602-5237, [email protected]
Заявленный вклад соавторов
Ильина И. Е. — научное руководство, подготовка текста статьи, формирование результатов исследования, формулирование выводов; Медведев В. В. — постановка научной проблемы; формулирование концептуальных основ исследования; курирование исследования; Васильева И. Н. — разработка концептуальной модели оценки научно-технологического развития регионов «Наука в регионах», доработка статьи.
References
1. Babkova EG, Panakhov AU. Rating Score of Balanced Development of the Central Federal District Federal Subjects. Scientific
Journal of NIU ITMO. Economics and Environmental Management Series. 2018;2:19-27. DOI: https://doi.org/10.17586/2310-1172-2018-11-2-19-27 (In Russ.)
2. Ilina IE, Zolotykh NI, Bitkina IV. Patent Activity of the Region as a Driver of Development of the Russian Economy. Science Governance and Scientometrics. 2022;17(1):10-36. DOI: https://doi.org/ 10.33873/2686-6706.2022.17-1.10-36 (In Russ.)
Information about the authors Irina E. Ilina, Dr.Sci. (Economics), Associate Professor, Director, Russian Research Institute of Economics, Politics and Law in Science and Technology (20A Dobrolyubova St., Moscow 127254, Russia), ORCID: http://orcid.org/0000-0001-6609-3340, [email protected]
Vadim V. Medvedev, Cand.Sci. (Economics), Associate Professor, Executive Director, Foundation for National Technology Initiative's Projects Support (1 Nobel St., Moscow 121205, Russia), ORCID: https:// orcid.org/0000-0002-3881-0637.
Irina N. Vasilyeva, Cand.Sci. (Economics), Associate Professor, Head of the Centre for International Scientific and Technological Cooperation, Russian Research Institute of Economics, Politics and Law in Science and Technology (20А Dobrolyubova St., Moscow 127254, Russia), ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5602-5237, [email protected]
Contribution of the authors I. E. Ilina — scientific supervision, preparation of the text, formation of research results, formulation of conclusions; V. V. Medvedev — defining the scientific problem; formulating the conceptual framework for the research; supervising; I. N. Vasilyeva — development of a conceptual model for assessing the scientific and technological development of the "Science in the Regions" ranking, finalisation of the article.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. The authors declare no conflict of interests.
Поступила 20.05.2023 Одобрена 11.06.2023 Принята 13.06.2023
Submitted 20.05.2023 Approved 11.06.2023 Accepted 13.06.2023
ш у
о го a
ro y s "5
О
X _0 I I
ro "5
s
I
у
о
к
31
S Ш
i o. 5- ®
.3 5
_D
Ш I-
ro ro
Y О С
e +
0
с11 +
II
с
о *
CO
0
II Ф I-
ro с
x
_D
1 I
ro
g
_D CD
О CD I—
U Ш
4
о
С ш Fl
ro 's
l_
о m о
H
(J
<i> s
у ■s ci-
■ -
О
Y
ni
О
. i^vo
о
(f ф
T .L
Ф .L
H CI)
Ф Ц
LI VO 3
О M
rn Z
's <1
ro I d ¡z
X ro T
II
I X
1 _u
ro T
T
ro
m
n
ш m
<i
h- m
± о
(U i—
H T
(0 Ф
H
> та н !H
£ b Ш с ro сл Q-P
<2 is
СЛ с
l_
CL
"5 Ш
т О
ГО -Q хф
to >
CO
S X p
ГО (П
^ 4
Ф ro ro vo
X _0 I I
ro
CD
О
a
x .0 I I I
(О ro
g! ®
* VO > rn
с
О
о _ *
ГО ф
s I О ■у s Ф
о" о
S 1 15
н го
го н
m о го
Y X
о з _ с i со
ф
о
с ®
О
с
о
О CJ ф
-®о ф
СЛ О
X
| о
ГО ф
"5 о с
го
со
го о ш со
о
О ГО
о ф
. ф V
|®го >0-0
о
иОо а_о и ■КФО
"5 ш
^ 1 у п
>сл
Го >
ф
о с
ir, ®
Ри О со
ф
£ &
го со m
го
I -О
Го го
н ш
? 0
¡¿I ^ф
л Ч
[Г I
ГО I
го i го 1
СЛ
D СЛ
О- 3
8&
а - %
ii го 8
я 3
ГО Е Ш л
"5 ш
81 :г о
ю
о _0
Ф ц
□Г
О О ф a
X С1)
II
т _L
т
го и
ч О
н
п S
m ±
со <1
VO Z
ф о
ж
О
1
о ф
О
т
со ф
-L -г
Т о
ГО 1- VO
S о
т к
()
()
го ±
О ф
ч
-0 СП
ш
СП С)
н
со
14 ф
IU
О го
1= *
0 1
С) О
Y V
сэ о т
-L СП
1- ч
-U
с О го о
I—
ф" 3
н
Y и
() ю
П с»
Ч a
СП Ф
н
с» s
m V
О о
Ч ф
СП J
ч
11
() и
's ц
<1
CJ т
± X
т СП
> н
СП
I
а)
X S V
с
W
§
к
l&i QO* К ^ (Л I > I Ч a rn О н го С О I
О Л
с
о Е ф
о
с ф
о
VO >
a i
£ * Si
О
X ш ^ 0
ч. m Z ¡^
voi^s Osd
ro "5
О
X
о "5 z
Ф
VO Ф
0 I
I<э с? £1
Vj CO
> :
1 : О J s ro i_ rn Ф
a i
ro
о с ro "5 О X О "5 Z
Ф ^ •
VO
о
I и
Q. ГО
c!f"
i
ro ® о
I
Si
£D ф 3 > D § it
Hi
ф
ф
о
s
3 S
gj s.
О s
<T> j.
0) u
э ч
00 S
р S
О S
3
м
3. о
о kj
No L
Nj
tN 00
5 5
№ n/n Показатель Единица измерения Источник данных Методика расчета
5 Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг Процент Федеральная служба государственной статистики https://rosstat.gov.ru/ statistics/science УДИтру = (ОПн/ОПтру) х 100 %, где УДИТру — удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг, %; ОПн — объем продукции новой или подвергавшейся в течение последних трех лет разной степени технологическим изменениям, тыс. руб.; ОПТру — объем отгруженных товаров, выполненных работ, услуг, тыс. руб.
6 Количество разработанных передовых технологий Ед. Федеральная служба государственной статистики https://rosstat.gov.ru/ statistics/science Использованы сведения годовой формы федерального статистического наблюдения № 1-технология «Сведения о разработке и (или) использовании передовых производственных технологий»
II. Комплексный показатель оценки ресурсов
7 Внутренние текущие затраты на научные исследования и разработки в расчете на одного исследователя региона Млн руб. Федеральная служба государственной статистики https://rosstat.gov.ru/ statistics/science Сведения о затратах на выполнение исследований и разработок (по себестоимости), осуществленных в отчетном году, независимо от источников происхождения средств, включая затраты на исследования и разработки, выполненные организацией для собственных нужд за счет собственных средств, в том числе на инициативные проекты. При этом из состава затрат исключается сумма амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов (в соответствии с формой №2-наука — Приказ Росстата «Об утверждении формы №2-наука» от 6 августа 2018 г. № 487)
fn S li-
tf
о. e Й
Й. CD
*
§ %
r> i
oj' £
00 со
CT) ' О ■
ф ъ
3 Ol Q ft (D S,
'! i«
3 ?
о *
Ф о
0)
3 s
</> S
Q.4 ф * э о
3 ? ф ti
p ä°
S" к
к 141
К) О о Kj
в* Si 5
Kj
№ n/n Показатель Единица измерения Источник данных Методика расчета
8 Стоимость машин и оборудования в возрасте до 5 лет Млн руб. Федеральная служба государственной статистики https://rosstat.gov.ru/ statistics/science Сведения о среднегодовой полной учетной стоимости машин и оборудования в возрасте до 5 лет
9 Число научных организаций и вузов Ед. Федеральная служба государственной статистики https://rosstat.gov.ru/ statistics/science Данные формы 2-наука 1_2 ОКАТО
10 Количество исследователей на 1 ООО жителей региона Чел. Федеральная служба государственной статистики https://rosstat.gov. ru/compendium/ document/13282 Л/иссл/жиг = (Л/исс/7./Л/жиг.) X 1 ООО, где Ыисслужит — количество исследователей на 1000 жителей региона; ЫИССл. — численность исследователей в регионе, чел.; Л/жиг. — численность жителей в регионе, чел.
11 Количество молодых исследователей Чел. Федеральная служба государственной статистики https://rosstat.gov.ru/ statistics/science Л/ми = Л/ми29 + Л/ми39 , где Л/„„ — количество молодых исследователей; Л/ми2э — количество молодых исследователей до 29 лет включительно; Л/мизэ — количество молодых исследователей до 30—39 лет включительно
12 Количество аспирантов Чел. Федеральная служба государственной статистики https://rosstat.gov.ru/ free_doc/new_site/ population/obraz/asp-dokt.htm Данные формы № 1-НК «Подготовка кадров высшей квалификации»
CD — г
S11
ъ> S fn S
li-" g
s
pg №
5
5: 8°
§ %
£ S
Q ft
ф o>
Qi' £
I
Si
£D ф 3 > D § it
Hi
ф
ф
о
s
3 S
gj s.
О s
<T> j.
Qj U
p s
О S
3
M
3. о
0 Kj
!" (n
No L
Kj
tN 00
№ n/n Показатель Единица измерения Источник данных Методика расчета
III. Комплексный показатель оценки организационных процессов
13 Количество ЦКП Ед. Портал «НТИРФ» https://ckp-rf.ru/ Данные портала РИЭПП «НТИРФ»
14 Количество УНУ Ед. Портал «НТИРФ» https://ckp-rf.ru/ Данные портала РИЭПП «НТИРФ»
15 Количество наукоградов Ед. Портал «НТИРФ» https://ckp-rf.ru/ Данные портала РИЭПП «НТИРФ»
16 Особые экономические зоны Ед. Портал «НТИРФ» https://ckp-rf.ru/ Данные портала РИЭПП «НТИРФ»
17 Инновационные территориальные кластеры Ед. Портал «НТИРФ» https://ckp-rf.ru/ Данные портала РИЭПП «НТИРФ»
18 Центры компетенций Национальной технологической инициативы Ед. Портал «НТИРФ» https://ckp-rf.ru/ Данные портала РИЭПП «НТИРФ»
19 Инновационные научно-технологи-ческие центры Ед. Портал «НТИРФ» https://ckp-rf.ru/ Данные портала РИЭПП «НТИРФ»
20 Технопарки Ед. Портал «НТИРФ» https://ckp-rf.ru/ Данные портала РИЭПП «НТИРФ»
21 Инжиниринговые центры Ед. Портал «НТИРФ» https://ckp-rf.ru/ Данные портала РИЭПП «НТИРФ»
22 Установки класса «мегасайенс» Ед. Портал «НТИРФ» https://ckp-rf.ru/ Данные портала РИЭПП «НТИРФ»
23 Центры молодежного инновационного творчества Ед. Портал «НТИРФ» https://ckp-rf.ru/ Данные портала РИЭПП «НТИРФ»
fn S li1
l|
о. e Й
Й. CD
*
§ %
r> i
oj' £
со
CD ' О '
ф ъ
3 0) Q ft (D S,
'! it
3 ?
о *
Ф о
0)
3 s
</> S
Q.4 ф * э о
3 ? ф ti
P 5°
S" к
к 141
К) О о Kj
В* Si 5
Kj
№ n/n Показатель Единица измерения Источник данных Методика расчета
24 Детские технопарки «Кванториумы» Ед. Портал «НТИРФ» https://ckp-rf.ru/ Данные портала РИЭПП «НТИРФ»
25 Региональные центры выявления и поддержки одаренных детей Ед. Портал «НТИРФ» https://ckp-rf.ru/ Данные портала РИЭПП «НТИРФ»
26 Удельный вес организаций, осуществлявших инновации в общем числе организаций Ед. Федеральная служба государственной статистики https://rosstat.gov.ru/ statistics/science УВИН = ЧОин/ЧО х 100 % где УВИН — удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации, в общем числе организаций, %; ЧОин — число организаций, осуществлявших технологические инновации, ед.; ЧО — общее число обследованных в регионе организаций, ед.
27 Количество НОЦ в регионе Ед. Портал «Научно-обра-зовательные центры мирового уровня» https://xn-m1acy.xn— plai/ Данные портала «Научно-образовательные центры мирового уровня»
28 Количество организаций, участвующих в создании НЦМУ Ед. Портал «Научных центров мирового уровня» https://xn-l1abtk.xn— plai/centers/ Данные портала РИЭПП «Научные центры мирового уровня»
29 Количество ГНЦ в регионе Ед. Портал «Государственные научные центры Российской Федерации» http://agnc.ru/gnc Данные портала «Государственные научные центры Российской Федерации»
CD
w s
S11
ш S
fn S
If
S
to pg
№
5
^ 8°
§ %
<<> S
Q ft
ф o>
oj' £
®
и с
.¡2 ü
<л
О
2
®
с
О '<¡3
га ® £
"О с
ф ®
LL Е = &
« «
з §
а Е
® >
* ¡5
0 &
<Я 1-
ф а
1 ü
® (j
4J ф
С =
ф ф
3 £ W "О
с с
О га
и
с
ф
Е а
о ®
>
ф ■о
о о
Z S
"5
О
ю ¡5
0 I Ф ф
1 Z
>
-О У ÜO S Ч
ш у
I
ш
р
О го ш о.
s Я
у ГО
о a
ш ш
го а
U
у
I _0
а
ш .0 ш
0
1
го
I
0 с
Z го а ш
1
н
а го s f
si*
0 3 s xoii
5Ü(J
ш са
> т
Cs® (j за
ш о
Ш п>Г hf' О I VO
о о >
о
"* к
0
1
■ >
го
I
О 1-
VO о го ^ а о
х
501
О
morn О ого
СшО
1 х
Ф ш Z с;
а ш
о ГО
ф « I-
t-9-o
m £о йшо
£ ш
I го Ф m Z ш Ф s
ш К S
— ш
^ со
S о
го
ф I
а)
_u т
Ц О го
VO П ■
Ш ^
.0 О
-L'S
Ф ^ I
Ш о;
(Ü
a i
с Ф
го т
.L ^
л- о
X с
го _и
T ш
о I 1
()
- ф а ф ZS о
ш .
го с
у го I
> го
I
у I
ф ф
1
± ф
S н
_0
го
I
о
ф а
ф .0 I
I
ф
^
ш
го а с го
I
I
ф к
z 5
к
m гг- ^
с;
ф
а т с
2 ¡2® ГО Го 2
н а
о
0 >н-Ч - го
ф -От ш
1 So ^
ш
rn го
au
oiS О к
-
|sm бо.
ГО CL о
Ч плоА-g gm iU
О U • •
tog
м "
ГО О I с
S
S
ZS
го
.
_ ф
-0 Ч
у- Ф
си &
rbs
VO О
> у
и О
>s го
S ш
О у
о о
о о
CL Z
LJ
Iiüü ГОм ГОГО i-ro^^j qVOVOi=
9- го 000
О к к ¡si= я к Sffiin^
ф
н к
Ф го
— у
■ о
' ш
' tu и
:и о
к к
ГОГО,-: го *
5ооо ¡jia rnOs О ^vo q О
Ю 1—Г
ОФ* ф СО
dUiiUiiFmi-
о
го ^
.0 VO А НОН
is !S ^ ^ ^
юо*о
04 о
5
.о^а
I
го н
о о
Н -О
а н
gs
О <
о ф vo -й .0
о о
го го ^ q
VO VO
„ноо i^i^K к sof? ^
о о
VOO V i
O-Oc; Z
.0 _0 Н
Н О О ГО Го q c;vo
VO О
° к
к го
го *
* о
О I
i-ф >> f^ ^ I О. Ф
sc
о го
И ОЮ iö^ О
0>Sro
0*0 аош O'SO
i_rovo ®5ro
ф
■о о z
^
^ 1_ го н ii1 SUh
as.s ф 1 Ф н Ф а
го^ т а^ го го о 1 х ^ о
.0 ш
о
ш m
0 О * с го
1
So
го
Фго s
KIJO s»Oiz
U
к
го
ф
ф
_ ^ а ОсЗш
£ Ф .
I
ф ^ к ш го
го ш ..
СФ Ф
го ß ^
с а
I I
о ®
ф л
=1 го к ш с о и I
о Ъ
Ol §
it
I it
3 ?
SI
о ф
0) *< 3 s
</> S
Q.4 ф * 3 о
ff! 3 ? ф ti
3"5 p 5°
S" к
К 141
К) О о Kj
в* Si s
Kj
Группа
Подгруппа
Нереализованные данные
Традиционные промышленники
Характеристика положения региона в рейтингах
Позиция в рейтинге «Наука в регионах» выше позиции в рейтинге управления ИС /вторая половина рейтинга
Позиция в рейтинге «Наука в регионах» выше позиции в рейтинге управления ИС/ первая половина рейтинга
Субъекты Российской Федерации
Мурманская область Республика Мордовия Ленинградская область Рязанская область Чувашская Республика г. Севастополь Липецкая область Архангельская область без АО Кировская область ХМАО - Югра Хабаровский край Брянская область Республика Саха (Якутия) Курганская область Республика Бурятия Сахалинская область Псковская область Магаданская область Республика Хакасия Республика Алтай Камчатский край Республика Адыгея Республика Тыва Чукотский АО Ненецкий АО
Пермский край Томская область Челябинская область Саратовская область Воронежская область Краснодарский край Удмуртская республика Красноярский край Приморский край
Стратегические ориентиры, необходимость в разработке документа
Имеющиеся элементы научно-технической сферы не позволяют организовать эффективную систему управления в области ИС. Для регионов данной группы в большей степени характерна ситуация, при которой ИС не является ключевой основой развития региона, при том что способна стать точкой роста экономики.
• Оценить причины неэффективного использования инфраструктуры и ресурсов
• Выявить недостающие связи между элементами региональной системы управления ИС
• Выявить причины, влияющие на скачки в динамике патентования и использования ИС
Высокий потенциал в области создания правовой охраны и использования объектов интеллектуальной собственности. Имеющихся ресурсов достаточно для создания и коммерциализации РИД в ключевых отраслях региона, но производимая продукция неэффективно продвигается на внешних рынках
— Г
S11 й> s
fn S
If
If ' g
£
5
Й. CD
'S" *
£ 8° § %
r> SC
Qi' £
о о z s "5 О
ю ¡5
0 i
ф Ф
1 Z
>
-0 Y ÜO S ct
Ф Y
I
Ф
p О CO
ф a s Я
4¿ ГО
о a
Ф ш
го a
U
0 Ф
с ф ф a -0
1 1 о
m со Ф го i и a ^ Ф Y с -ООО ' ' Ф
Z к
0 ою-а ovo oí?
1 ro , ^ ™ am^
££ H X .0 Ф
° ¥ ф i
vo ®
m n
О О о ф
ч i
Ф го J ш
о
1 >
ф ф
X о
2 -о i ш
ш
о Q «О
s. 8
VO
о ¡5
О о
о
X .¿VO
I 0 5т
ля>0 taija
i Ч iq
í о ф со п ^
ГО ГО Y
О orno Z н о н S ^ОО Чш-'
ü¿4 ф о
Z С
S ф
as
с I
Jsi.
8 > О Oh"
* г
>s ф ^
ш ч с
0 ф Ш Ш ь
ГО 1 I
as го с ш ШО О " К н S S Y q
1 ф го
ГО ф
4vo а
8°Ф
"к1
i i
ф ш
го rn
Ч О
о с
£ х £
®VO (D
Tou
- ф гг
=1 . I-
У Ф S
4 S 00
¡5; а
М ¡3
™ П X
ГО " О а i V
5 m a
Ф KVO -&ГОО оЗо
ró д -о о
Ч m
<ч о roo
О У I Y
О о ош
«О ® |-
z с а0
ф -л
2 > р ^ но 11£ ф_.5 о
ш
,- ovo
го s 0
™ о
Js>s I _ о ФЛ1
t1
О СО q
caro
„ПО К * ф Го Kq
Í
0 05
1 о i ^ ф
* ¡о
Ф ^ о z >z
и
ГёЦУ
о о з-д н ф го" ОЮ^ф
Я - "&=Г am s^
ГО Q. го ГО a н ш н
I Y о
? т 5
ГО
ш
го
ч ф
I
m
cj О
"ñ -О
£ з
ГО I
m £
О ^ - s ^ Ч(П Ю Ш и
8 I S ^
S I Y .
ф ф [Б a
о ш
Ш CJ
"ir cCL Ф ¿
X ш
-й о
aa
ф i
з i
0
S
1_
ф
a
*
ф
^о cj о
с *
i?
ГО о Р Z
lo^i
: го Ф „ , о
' ay ® y
^ ^ т
^ ^ i ¡ч
ffini
н о ¡5 a| .а
^ jVO ^ J
- s J
^^ s
vo ro X =rai-o <4 8g К ¡»
OQ o .
-o y
5 > >>ro 001 ф
as к s
s I—
i o ф o ai
ф ч i Ф ш t
O g i>s i
о О Ф O i "
"5
cd S s к
Ü К Ш
s o
rn .o
.0 O ac O o 1— s
г- Ф u S £1 - ^
ro >x .0 S
Ф p ГО S ф
о с ro
® с
S rnvo ш ^
ГО m O -0 ГО
ан icq i
ZS ro a _ ф -o ч
H Ф
cu ©
VO O >> Y
и O
o o o
CL
_0
J1
" ro i
CJ ro ao (0,5 Y (0
vo o'^vo .o
* * У s ^
со ^ -о со Y о с-
ш s £ rn o ro z о о к ч s aQ-5
О ^
OlDi^l"
aq H Ф 2 O;oquí¿0'
I— (0 O 4 (0 л VO 4 ¡^ o
Í5 V^^ Я !5
O Y®
m
— ^O
к
o
ro .0 П (0
-0 ЧН x 4 Л Y
H £ VO o OcO o ¡- s К ¿o^lí^a
■Ъ r- COV ■ n-S ^ "
: к
: со
со О ою
^ g-vo L со го о cj
уф
"
к •
к
(0
8 'Ц
^ *
a >s
Ф S
О ГО СЛ Y
гогого£(о*; Í;Y(O го го CL ч ,
^^ü-f^T^^^^^^roíi I rnsq
к
со
об
<С ^ i >s ^ х- Jlq
ф
vovo О Js Q.U xvovo O Oy^ к rovo Y ® I о Й со y >>s
oo^Oqrn^Hooo^cj® aovo ®®OZroOífO®®O®®Oc0®C0 CLCLCQU^lO<CLCL^:rCLO^CLr0
^10
VO L ^
к s
Y л -0 H z
ro 5 ч V
VO (0 П (0 Y
voñvo
5 к
si
£ o
iz4 (0
orovo ®Z(0
0^0
CL<CL
"
(0 к (0 Y
VO o >>S СФГО oaq ФШЮ CLI±IO
o
V X
S ф l_
íi1
°
S К H
as.:^
ф I Ф I- Ф n
_L Ш
, ф a
(0
ro O 1 X ^ o
Ф (0
a^
со ^ (0 UI
s »
ií !5 00 :E
. Ф
^ J К К о
X s Ф S (0
® n L I ¿ffl
I 0 1ф0!
O cgqHS
^ Ф >ё"шйго ей ей ей >>S
S X (4 со O IC I
Ф g
4 :E
: с i—
o^
со
с a
CL
со o
-
I—
o
o
>
CT) ' О ■
ф ъ
3 Ol Q ft (D S,
'! 3 ?
о *
Ф о
0)
3 s
</> S
Q.4 ф * э о
3 ? ф ti
p ä°
S" к
к 141
К) О о Kj
в* Si 5
Kj
Рейтинг «Наука в регионах». Итоговый балл Ranking "Science in the regions". Final points
1-30 31-60 61-85
Место/ Rank Регион / Region Балл / Point Место/ Rank Регион / Region Балл / Point Место/ Rank Регион / Region Балл/ Point
1 г. Москва / Moscow 80,262 31 Удмуртская Республика / Udmurt Republic 6,145 61 Республика Крым / Republic of Krym 3,860
2 г. Санкт-Петербург/ Saint Petersburg 39,416 32 Архангельская область без AO / Arkhangelsk region without AO 6,130 62 Республика Коми / Republic of Komi 3,508
3 Московская область / Moscow region 32,263 33 Чувашская Республика/ Chuvash Republic 5,975 63 Псковская область/ Pskov region 3,405
4 Нижегородская область / Nizhny Novgorod region 21,637 34 Ханты-Мансийский AO — Югра / Khanty-Mansi AO — Yugra 5,955 64 Ненецкий AO / Nenets AO 3,399
5 Республика Татарстан / Republic of Tatarstan 17,611 35 Приморский край/ Primorsky Territory 5,898 65 Ямало-Ненецкий AO / Yamal-Nenets AO 3,357
6 Свердловская область/ Sverdlovsk region 15,769 36 Республика Саха (Якутия) / Republic of Sakha (Yakutia) 5,724 66 Кабардино-Балкарская Республика / Kabardino-Balkarian Republic 3,343
7 Калужская область / Kaluga region 15,460 37 Ставропольский край / Stavropol Territory 5,705 67 Вологодская область / Vologodsk region 3,338
8 Новосибирская область/ Novosibirsk region 13,885 38 Омская область/ Omsk region 5,661 68 Республика Тыва / Republic of Tyva 3,335
9 Республика Башкортостан / Republic of Bashkortostan 13,360 39 Ленинградская область/ Leningrad region 5,611 69 Смоленская область/ Smolensk region 3,274
10 Самарская область / Samara region 12,656 40 Рязанская область/ Ryazan region 5,583 70 Астраханская область / Astrakhansk region 3,117
CD
<T> S
S11 й> s
fn S
li1 " g
s
to pg
№
5
5: 8°
§ %
(<> «
Q ft
ф o>
oj' £
I
Si
£D ф 3 > D § Ф
Hi
ф
ф
о
s
3 S
gj s.
О s
<T> j. Qj Ol
c<) §
p s
О S
3 J> м
3. о 0 Kj !" (n
No L
Kj
tN 00
1-30 31-60 61-85
Место/ Rank Регион / Region Балл / Point Место/ Rank Регион / Region Балл / Point Место/ Rank Регион / Region Балл / Point
11 Республика Мордовия/ Republic of Mordovia 12,457 41 Курганская область/ Kurgan region 5,581 71 Республика Адыгея / Republic of Adygea 3,067
12 Тюменская область без AO / Tyumen region without AO 12,411 42 г. Севастополь/ Sevastopol 5,502 72 Республика Дагестан / Republic of Dagestan 3,043
13 Ростовская область / Rostov region 12,391 43 Кемеровская область — Кузбасс / Kemerovo region — Kuzbass 5,489 73 Республика Алтай / Republic of Altai 2,916
14 Ульяновская область / Ulyanovsk region 11,774 44 Владимирская область/ Vladimir region 5,305 74 Амурская область / Amur region 2,742
15 Томская область / Tomsk region 11,693 45 Ярославская область/ Yaroslavsk region 5,257 75 Чеченская Республика/ Chechen Republic 2,729
16 Пермский край / Perm Territory 11,010 46 Магаданская область/ Magadan region 5,198 76 Республика Карелия / Republic of Karelia 2,726
17 Тульская область / Tulsk region 10,740 47 Кировская область/ Kirov region 5,173 77 Республика Марий Эл / Republic of Mari El 2,580
18 Челябинская область/ Chelyabinsk region 10,458 48 Ивановская область/ Ivanovo region 5,163 78 Республика Северная Осетия — Алания / Republic of North Ossetia — Alania 2,429
19 Белгородская область / Belgorod region 9,170 49 Саратовская область/ Saratov region 5,137 79 Чукотский автономный округ / Chukotka AO 2,355
20 Воронежская область / Voronezh region 9,145 50 Липецкая область/ Lipetsk region 5,086 80 Забайкальский край / Transbaikal Territory 1,658
21 Краснодарский край / Krasnodar Territory 9,103 51 Сахалинская область/ Sakhalin region 4,934 81 Республика Калмыкия/ Republic of Kalmykia 1,557
fn S li1
l|
о. e Й
Й. CD
*
§ %
r> i
oj' £
со
vi
CT) ' О ■
ф ъ
3 Ol Q ft (D S,
'! 3 ?
о *
Ф о
0)
3 s
</> S
Q.4 ф * э о
3 ? ф ti
p ä°
S" к
к 141
К) О о Kj
в* Si 5
Kj
1-30 31-60 61-85
Место/ Rank Регион / Region Балл / Point Место/ Rank Регион / Region Балл / Point Место/ Rank Регион / Region Балл / Point
22 Пензенская область/ Penza region 8,564 52 Новгородская область/ Novgorod region 4,818 82 Карачаево-Черкесская Республика / Karachay-Cherkess Republic 1,403
23 Красноярский край / Krasnoyarsk Territory 8,465 53 Брянская область/ Bryansk region 4,583 83 Республика Ингушетия / Republic of Ingushetia 1,292
24 Мурманская область/ Murmansk region 8,031 54 Оренбургская область/ Orenburg region 4,579 84 Костромская область/ Kostroma region 1,030
25 Хабаровский край / Khabarovsk Territory 7,325 55 Республика Бурятия/ Republic of Buryatia 4,578 85 Еврейская автономная область/ Jewish 0,670
26 Волгоградская область / Volgograd region 7,306 56 Камчатский край / Kamchatka Territory 4,435 autonomous region
27 Иркутская область/ Irkutsk region 6,988 57 Калининградская область / Kaliningrad region 4,244
28 Алтайский край / Altai Territory 6,566 58 Орловская область/ Orlov region 4,036
29 Тамбовская область/ Tambov region 6,420 59 Республика Хакасия / Republic of Khakhasia 3,923
30 Тверская область / Tver region 6,297 60 Курская область / Kursk region 3,913
CO
00 s
S11 ъ> s
fn S
Ii1
tf " g
s
ft pg
№
5
^ 8° § %
Qi' £
Рейтинг «Наука в регионах». Комплексный показатель оценки результатов Ranking "Science in the regions". Complex evaluation indicator of the results
1-30 31-60 61-85
Место/ Rank Регион / Region Балл / Point Место/ Rank Регион / Region Балл / Point Место/ Rank Регион / Region Балл/ Point
1 г. Москва / Moscow 75,293 31 Воронежская область/ Voronezh region 5,564 61 Ханты-Мансийский AO — Югра / Khanty-Mansi AO — Yugra 1,470
2 г. Санкт-Петербург/ Saint Petersburg 43,454 32 Владимирская область / Vladimir region 5,007 62 Калининградская область/ Kaliningrad region 1,45
3 Московская область / Moscow region 22,249 33 Оренбургская область/ Orenburg region 4,985 63 Кемеровская область — Кузбасс / Kemerovo region — Kuzbass 1,431
4 Калужская область / Kaluga region 20,087 34 Рязанская область/ Ryazan region 4,904 64 Республика Саха (Якутия) / Republic of Sakha (Yakutia) 1,198
5 Республика Татарстан / Republic of Tatarstan 19,879 35 Ленинградская область/ Leningrad region 4,880 65 Республика Ингушетия/ Republic of Ingushetia 1,152
6 Республика Мордовия / Republic of Mordovia 17,753 36 Ивановская область/ Ivanovo region 4,864 66 Кабардино-Балкарская Республика / Kabardino-Balkarian Republic 1,125
7 Свердловская область / Sverdlovsk region 15,029 37 Тамбовская область/ Tambov region 4,596 67 Республика Северная Осетия — Алания / Republic of North Ossetia — Alania 1,060
8 Тюменская область без AO / Tyumen region without AO 14,164 38 Красноярский край/ Krasnoyarsk Territory 4,545 68 Республика Крым / Republic of Krym 0,946
9 Новосибирская область/ Novosibirsk region 11,314 39 г. Севастополь/ Sevastopol 4,533 69 Костромская область / Kostroma region 0,921
fn S
CT) ' О ■
ф ъ
3 Ol Q ft (D S,
'! 3 ?
о *
Ф о
0)
3 s
</> S
Q.4 ф * э о
3 ? ф ti
p ä°
S" к
к 141
К) О о Kj
в* Si 5
Kj
1-30 31-60 61-85
Место/ Rank Регион / Region Балл / Point Место/ Rank Регион / Region Балл / Point Место/ Rank Регион / Region Балл/ Point
10 Самарская область / Samara region 10,546 40 Республика Марий Эл / Republic of Mari El 4,475 70 Ямало-Ненецкий AO / Yamal-Nenets AO 0,88
11 Нижегородская область/ Nizhny Novgorod region 10,537 41 Ярославская область/ Yaroslavl region 4,345 71 Амурская область / Amur region 0,837
12 Белгородская область/ Belgorod region 10,508 42 Кировская область/ Kirovo region 4,251 72 Республика Калмыкия / Republic of Kalmykia 0,834
13 Республика Башкортостан / Republic of Bashkortostan 10,13 43 Новгородская область/ Novgorod region 3,997 73 Республика Коми / Republic of Komi 0,683
14 Ростовская область / Rostov region 10,021 44 Архангельская область без АО / Arkhangelsk region without АО 3,886 74 Псковская область / Pskov region 0,631
15 Ульяновская область/ Ulyanovsk region 9,764 45 Саратовская область/ Saratov region 3,844 75 Забайкальский край / Transbaikal Territory 0,625
16 Хабаровский край / Khabarovsk Territory 9,356 46 Липецкая область/ Lipetsk region 3,500 76 Астраханская область / Astrakhan region 0,623
17 Ставропольский край / Stavropol Territory 8,955 47 Республика Дагестан / Republic of Dagestan 3,291 77 Магаданская область / Magadan region 0,538
18 Мурманская область/ Murmansk region 8,670 48 Алтайский край / Altai Territory 3,275 78 Сахалинская область/ Sakhalin region 0,530
19 Омская область/ Omsk region 8,535 49 Приморский край / Primorsky Territory 3,168 79 Карачаево-Черкесская Республика / Karachay-Cherkess Republic 0,525
20 Тульская область / Tulsk region 7,796 50 Волгоградская область / Volgograd region 3,101 80 Республика Тыва / Republic of Tyva 0,493
21 Краснодарский край / Krasnodar Territory 7,755 51 Республика Адыгея / Republic of Adygea 3,079 81 Чеченская Республика/ Chechen Republic 0,342
"I
»i
ъ> S
fn S
tf " g
S
ft pg
№
5
5: 8°
§ %
£ S
Q ft
ф o>
Qi' £
I
Si
£D ф 3 > D § It
a>
ф
ф
о
s
3 S
gj s.
О s
<T> j.
Qj U
э ч
O? §
О S
3
£ M
3. о
0 Kj
S"
No L
Nj
OS 00
1-30 31-60 61-85
Место/ Rank Регион / Region Балл/ Point Место/ Rank Регион / Region Балл/ Point Место / Rank Регион / Region Балл/ Point
22 Челябинская область/ Chelyabinsk region 7,274 52 Республика Бурятия / Republic of Buryatia 2,763 82 Чукотский AO / Chukotka AO 0,333
23 Тверская область / Tver region 7,132 53 Республика Карелия/ Republic of Karelia 2,732 83 Еврейская автономная область/ Jewish autonomous region 0,23
24 Томская область/ Tomsk region 6,995 54 Смоленская область/ Smolensk regilon 2,711 84 Республика Хакасия / Republic of Khakhasia 0,217
25 Пермский край / Perm Territory 6,990 55 Курская область/ Kursk region 2,452 85 Ненецкий AO / Nenets AO 0,000
26 Удмуртская Республика / Udmurt Republic 6,286 56 Курганская область/ Kurgan region 2,128
27 Пензенская область/ Penza region 6,116 57 Орловская область/ Orlov region 1,800
28 Брянская область / Bryansk region 6,097 58 Иркутская область/ Irkutsk region 1,611
29 Чувашская Республика/ Chuvash Republic 5,984 59 Вологодская область/ Vologda region 1,573
30 Республика Алтай / Republic of Altai 5,632 60 Камчатский край / Kamchatka Territory 1,545
fn S
If
If
о. e Й
Й. CD
*
£ 8° § %
r> i
oj' £
W О