Вестник АПК
Экология
№ 4(8), 2012
УДК 502.752:574(470.630)
Пелипенко Ю. Г., Лысенко И. О.
Pelipenko Yu. G., Lysenko I. O.
НАУЧНЫЙ ПОДХОД В ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ НА ОСНОВАНИИ РАСЧЕТА ИНДЕКСА СИНАНТРОПИЗАЦИИ ФЛОРЫ ЗАКАЗНИКА «АЛЕКСАНДРОВСКИЙ»
SCIENTIFIC APPROACH TO ECOLOGICAL PATH ORGANIZATION BASED ON CALCULATION OF SYNANTROPIZATION INDEX OF FLORA OF «ALEXANDROVSKIY» WILDLIFE PRESERVE
Изучено состояние флоры заказника «Александровский» Ставропольского края. Рассчитаны индексы синантропиза-ции по трем ключевым участкам территории заказника для обоснования степени антропогенного воздействия на его экосистемы. Установлено, что для всех ключевых участков наблюдается увеличение количества видов вдоль троп по сравнению с эталоном. На основании полученных данных сделаны рекомендации по организации экологической тропы в пределах территории второго ключевого участка как наиболее благоприятной зоны для рекреационного воздействия и развития экологического туризма.
Ключевые слова: функциональное зонирование, особо охраняемые природные территории, заказник, индекс синантропизации.
The condition of «Alexandrovskiy» wildlife preserve flora located in Stavropol region was researched. The synantropization indexes relating to three key plots of wildlife preserve territory were calculated to justify level of anthropogenic effects on its ecosystem. It was determined, that increasing number of species along the trail in comparison with etalon was observed. Based on finding the recommendations on ecological path organization within the second key plot territory as the most favorable zone for recreational impact and ecological tourism development were given.
Keywords: functional zoning, specially protected natural areas, wildlife preserve, synantropization index.
Пелипенко Юлия Геннадьевна -
аспирант
Ставропольский государственный аграрный университет Тел.: (961) 473-82-52 E-mail: [email protected]
Лысенко Изольда Олеговна -
доктор биологических наук,
доцент, заведующая кафедрой экологии
и ландшафтного строительства
Ставропольский государственный
аграрный университет
Тел.: (8652) 71-72-50
E-mail: [email protected]
Pelipenko Yulia Gennadyevna -
Ph.D. student Stavropol State Agrarian University Tel.: (961) 473-82-52 E-mail: [email protected]
Lysenko Izolda Olegovna -
Doctor of Biology,
Docent, Head of Department of Ecology
and Landscaping
Stavropol State
Agrarian University
Tel.: (8652) 71-72-50
E-mail: [email protected]
Особо охраняемые природные территории - это природные ландшафты с особым режимом использования, несмотря на это, их экосистемы в некоторой степени подвержены влиянию человека [1]. Из всех известных типов антропогенного воздействия на экосистемы ООПТ наиболее распространенной и массовой является туристическая деятельность.
Одним из путей снижения рекреационной нагрузки на ООПТ является процесс природоохранного обустройства их территории и организация экологических троп. Наряду с решением задач просвещения, обучения и воспитания тропы способствуют и охране природы. Они являются своего рода регулятором потока посетителей, распределяя его в относительно безопасных для природы направлениях. Кроме того,
тропа обеспечивает возможность соблюдения природоохранного режима на определенной территории, так как облегчает контроль за величиной потока посетителей и выполнением установленных правил [2].
В свою очередь, соблюдение научного подхода при создании экологических троп диктует необходимость функционального зонирования территории ООПТ с целью создания дифференцированной планировочной структуры с учетом природных, исторических и иных условий. Зонированию предшествует оценка территории, которая учитывает не только многообразие природных комплексов и культурных объектов, но также и их современное состояние и тенденции изменения.
При обосновании функционального зонирования необходимо учитывать следующие по-
108
жквар™нй^...-.
Др Ставрополья
научно-практическии журнал
казатели: ландшафтное разнообразие охраняемой территории (уникальные природные образования); места обитания объектов растительного и животного мира, охраняемых на рассматриваемой территории; местоположение генетических резерватов и уникальных или типичных сообществ; современную рекреационную нагрузку и степень антропогенного преобразования экосистем, а также имеющееся благоустройство территории и ее доступность.
При функциональном зонировании ООПТ должны учитываться данные об уровне синан-тропизации и апофитизации флоры, поскольку именно эти биологические индикаторы одними из первых реагируют на антропогенное вмешательство, свидетельствуя о степени трансформации экосистем. Синантропиза-ция сопровождается стиранием региональных флористических граней, заменой естественных растительных сообществ производными, внедрением в них пришлых растений - антро-пофитов, упрощением структуры, снижением продуктивности и стабильности растительных сообществ.
Таким образом, целью проводимых исследований стало обоснование функционального зонирования территории заказника «Александровский» на основе расчета индекса синан-тропизации растительных сообществ.
Достижение поставленной цели мы видим в решении следующих задач:
- выявить состав и структуру синантропного компонента флоры ООПТ заказника «Александровский»;
- оценить степень синантропизации флоры и растительных сообществ и установить закономерности размещения наиболее характерных растительных сообществ на территории заказника;
- на основе полученных данных провести функциональное зонирование территории ООПТ с целью организации на ней маршрута экологической тропы и обоснования развития экологического туризма.
Государственный природный зоологический заказник располагается в западной части Александровского района и является самым крупным природоохранным объектом края. Образован в 2001 г. и занимает площадь 25000 га. С юго-восточной стороны он охватывает с трех сторон ботанический государственный природный заказник Черемшино-Байрачный лес с наличием редких растений (дуб черешча-тый, лук медвежий). Рельеф заказника пологоволнистый, расчлененный лощинами и ложбинами. Типичные южные злаково-полынные и настоящие типчаково-ковыльные степи с зарослями степных кустарников. Луговые и каменистые степи, солончаково-степные комплексы, дубовые рощи. В восточной части рассредоточены леса [3, 4].
В качестве основных объектов исследования нами выбраны синантропные виды растений. В основу применяемой методики была положе-
на информация о том, что синантропные растения положительно реагируют на воздействия человека, чем их больше во флоре, тем она считается более трансформированной; гемеро-фобные - индикаторы естественного состояния флоры, отрицательно реагирующие на увеличение антропогенной нагрузки [5].
Для анализа синантропизации растительного покрова в различных зонах заказника визуально было выбрано 5 ключевых участков:
1-й участок - совпадает с автомобильной дорогой с. Александровское - Ставрополь (участок имеет важное значение, поскольку на нем или вблизи него расположены каменные останцы, в основном памятники природы, обладающие высокой степенью рекреационной привлекательности);
2-й участок - включает территории, прилегающие к автодороге, и в настоящее время наиболее часто используется рекреантами (эта территория представлена лесной, луговой и степной растительностью);
3-й участок (эталон) - находится в глубине ООПТ, в настоящее время недоступен для посетителей, поскольку является местом размножения животных, обитающих на территории заказника.
Выбор ключевых участков сделан на основе визуальной оценки и опросов егерей. В основу их выделения положен фактор удаленности от периметра ООПТ и в связи с этим - различная степень антропогенного воздействия.
На каждом выбранном участке закладывалось по 10 пробных площадок размером
0,5х10 м. Для определения уровня синантропи-зации флоры ООПТ нами использовалась оригинальная формула, предложенная Е. П. Прокопьевым [6]:
ыа
2>,
Кат = ма ^ мь *100%,
1=1 1=1
где КАТ - коэффициент антропогенной трансформации;
a, - встречаемость синантропных ви-
дов, %;
b, - встречаемость видов гемерофо-
бов, %;
Ыа - число синантропных видов;
ЫЬ - число видов гемерофобов.
Встречаемость синантропных видов и видов гемерофобов (растения, исчезнувшие в результате воздействия человека на естественную растительность) рассчитывали по совокупности геоботанических описаний в пределах каждой выделенной зоны ООПТ Известно, что коэффициент синантропизации теоретически может варьировать в диапазоне от 0-100 % и подразделяется на 5 стадий шкалы антропогенной трансформации флоры. При необходимости каждую стадию трансформации можно поде-
в
естник АПК
Ставрополья
№ 4(8), 2012
Экология
1Q9
лить на две фазы - а и Ь - и тогда шкала становится 10-балльной (табл. 1).
Таблица 1 - Шкала антропогенной трансформации флоры (по Е. П. Прокопьеву и др. (2006))
Стадии антропогенной трансформации Фазы стадий
I стадия слабой трансформации (Кат =1-20 %) а - первая (начальная) фаза (Кат =1-10 %)
Ь - вторая (заключительная) фаза (КАТ =11-20 %)
II стадия умеренной трансформации (Кат =21-40 %) а - первая фаза (КАТ =21-30 %)
Ь - вторая фаза (КАТ =31-40 %)
III стадия средней трансформации (Кат =41-60 %) а - первая фаза (КАТ =41-50 %)
Ь - вторая фаза (КАТ =51-60 %)
IV стадия сильной трансформации (Кат =61-80 %) а - первая фаза (КАТ =61-70 %)
Ь - вторая фаза (КАТ =71-80 %)
V стадия очень сильной трансформации (Кат =81-100 %) а - первая фаза (КАТ =81-90 %)
Ь - вторая фаза (КАТ =91-100 %)
Изучали состояние синантропных и гемеро-фобных видов на ключевых участках экосистем заказника «Александровский», которые имеют вытянутую (линейную) форму, связи с их расположением вдоль планируемого экотуристиче-ского маршрута.
Результаты оценки синантропизации и антропогенной трансформации флоры заказника «Александровский» приведены в таблице 2.
Таблица показывает, что наблюдается значительное варьирование синантропизации и трансформации частных флор (КАТ варьирует от 36 до 73 %), что соответствует 11-Ь - 1У-Ь стадиям. Наиболее трансформированы флоры, прилегающие к автодороге (1У-Ь стадия). Трансформация второго участка соответствует стадии средней трансформации (Ш-а и Ш-Ь стадия), эталонный участок трансформирован менее других. Стадия антропогенной трансформации его флор соответствует II стадии умеренной трансформации.
Таким образом, сравнение ключевых участков между собой показало, что максимальная синантропизация наблюдается вдоль автодо-
Литература
1. Телегова О. В. Закономерности синан-тропизации растительного покрова особо охраняемых природных территорий разного ранга: на примере Среднего Урала : автореф. дис. ... канд. биол. наук. Екатеринбург, 2004. 21 с.
2. Тропа в гармонии с природой : сб. российского и зарубежного опыта по созда-
роги, проходящей по границе заказника «Александровский».
Известно, что разработку нового режима воздействия человека на деградирующую растительность модельных биогеоценозов в виде снижения антропогенной нагрузки по тем или иным каналам целесообразно проводить при уровне синантропизации КАТ = 51-60 %, что соответствует второй фазе (Ь) III - средней стадии антропогенной трансформации [7]. Эти показатели следует считать критическими, так как при переходе трансформации на следующую IV стадию заметно ускоряется процесс деградации растительности, что ведет к замедлению обратного процесса демутации ее исходного состояния после ослабления или снятия антропогенной нагрузки.
Таблица 2 - Синантропизация и антропогенная трансформация флоры заказника «Александровский»
Стадии антропо- генной трансфор- мации Кат, % Фазы Значе- ние Кат Номер ключевого участка
II стадия умеренной трансформации 21-40 b 31-40 36 3-й участок
III стадия средней трансформации 41-60 a 41-50 43 2-й участок
47
49
b 51-60 56
58
IV стадия сильной трансформации 61-80 a 61-70 61 1-й участок
61
63
b 71-80 73
Выводы:
1. Для всех ключевых участков наблюдается увеличение количества видов вдоль троп по сравнению с эталоном, которое обусловлено появлением коридора проникновения и формированием нового типа экотопа под влиянием рекреации.
2. На основании полученных данных о степени антропогенного воздействия на различные функциональные зоны заказника «Александровский» рекомендована вторая зона для развития экологического туризма.
References
1. Telegova О. V. Synantropization laws of vegetation mantle of specially protected natural areas of different classes: in terms of Middle Ural : author's abstract Ph.D. in Biology ... Ekaterinburg, 2004. 21 p.
2. A path in chime with nature : Collection of Russian and international experience on cre-
Ежеквартальный
научно-практический
журнал
естник АПК
Ставрополья
нию экологических троп. М. : «Р Валент», 2007. 176 с.
3. Савельева В. В., Годзевич Б. Л. Природное и природокультурное наследие Ставрополья. Ставрополь : Ставропольсервисшко-ла, 2001. 112 с.
4. Лиховид А. А., Лысенко А. В., Шальнев В. А. Современные ландшафты Ставропольского края. Ставрополь : Изд-во СГУ, 2002. 212 с.
5. Горчаковский П. Л., Коробейникова В. П. Формирование растительных сообществ антропогенных местообитаний на Полярном Урале // Экология. 1999. № 6. С. 403410.
6. Опыт оценки антропогенной трансформации растительности зеленой зоны г. Томска / Е. П. Прокопьев [и др.] // Флора и растительность Сибири и Дальнего Востока : материалы IV Рос. конф. Красноярск, 2006. Т. 2. С. 79-84.
7. Прокопьев Е. П., Рыбина Т. А. Опыт мониторинга синантропизации и антропогенной трансформации растительного покрова особо охраняемых природных территорий г. Томска // Вестник тГу. Биология. 2010. № 3 (11). С. 109-118.
ation of ecological paths. M. : «R. Valent», 2007. 176 p.
3. Saveleva V. V., Godzevich B. L. Environmental and cultural heritage of Stavropol region. Stavropol : Stavropolserviceshkola, 2001. 112 p.
4. Likhovid A. A., Lysenko A. V., Shalnev V. A. Modern landscapes of Stavropol region. Stavropol : Publishing Company SSU, 2002. 212 p.
5. Gorchakovsky P L., Korobeynikova V. P Phy-tocoenosis formation of anthropogenic locality in Polar Urals // Ecology. 1999. № 6. P 403-410.
6. Assessment experience of anthropogenic transformation of vegetation in green zone of Tomsk / E. P Procopev [et al.] // Flora and vegetation of Siberia and Far East : materials of the 4th Russian Conference. Krasnoyarsk, 2006. V. 2. P 79-84.
7. Procopev E. P., Rybina T. A. The experience of synantropization monitoring and anthropogenic transformation of vegetation mantle of specially protected natural areas in Tomsk // Bulletin of Tomsk state university. Biology. 2010. № 3 (11). 109-118.