ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ _ОБРАЗОВАНИЯ)_
НАУЧНЫЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ПОНЯТИЯ «ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ» Несторенко С.Н.
Несторенко Светлана Николаевна - кандидат сельскохозяйственных наук, доцент,
учитель методист, кафедра биологии,
Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко, г. Луганск
Аннотация: актуальность вопроса, который рассматривается в статье, объясняется значением педагогической науки в решении социально значимой проблемы охраны здоровья детей, подростков и молодёжи через приобщение к здоровому образу жизни, большим потоком педагогических исследований в этой области и необходимостью приведения в систему разрозненных теоретических знаний. Ключевые слова: обучающийся, здоровье, здоровый образ жизни, питание, режим.
Большинство теоретиков при научном обосновании положений своей концепции о здоровье, исходят из целостного понимания сущности феномена человека, сущности и многоаспектности, целостности его здоровья (физическое, психическое, социальное, духовное) и здоровый образ жизни. Из факторов здоровья многие учёные учитывают наследственно обусловленные психофизиологические особенности обучающихся. Некоторые другие, например, Н.В. Седых, Н.А. Абаскалова, - состояние природной и социальной среды. Авторы концепций сходятся в том, что образ жизни человека -ведущий фактор здоровья, который можно корректировать или которым можно управлять [1, 2, 3].
Возьмем для примера один из важных периодов жизни человека - подростковый возраст. Этот возрастной период полностью совпадает с годами, проведенными в учебном учреждении, поэтому особенно важно учитывать факторы и особенности развития организма, влияющие на формирование здоровья обучающегося.
Средний школьный возраст (подростковый возраст) охватывает детей в возрасте от 12 до 15 лет. Средний школьный возраст характеризуется интенсивным ростом и увеличением размеров тела. Годичный прирост длины тела достигает 4-7 см главным образом за счет удлинения ног. Масса тела прибавляется ежегодно на 3-6 кг. Наиболее интенсивный темп роста мальчиков происходит в 13-14 лет, когда длина тела прибавляется за год на 7-9 см. А у девочек происходит интенсивное увеличение роста в 11-12 лет в среднем на 7 см.
В подростковом возрасте быстро растут длинные трубчатые кости верхних и нижних конечностей, ускоряется рост в высоту позвонков. Позвоночный столб подростка очень подвижен. Чрезмерные мышечные нагрузки, ускоряя процесс окостенения, могут замедлять рост трубчатых костей в длину.
В подростковом возрасте быстрыми темпами развивается и мышечная система. С 13 лет отмечается резкий скачок в увеличении общей массы мышц, главным образом за счет увеличения толщины мышечных волокон. Мышечная масса особенно интенсивно нарастает у мальчиков в 13-14 лет, а у девочек - в 11-12 лет [5].
У подростков на фоне морфологической и функциональной незрелости сердечнососудистой системы, а также продолжающегося развития центральной нервной системы особенно заметно выступает незавершенность формирования механизмов, регулирующих и координирующих различные функции сердца и сосудов. Поэтому адаптационные
10
возможности системы кровообращения у детей 12-15 лет при мышечной деятельности значительно меньше, чем в юношеском возрасте. Их система кровообращения реагирует на нагрузки менее экономично. Полного морфологического и функционального совершенства сердце достигает лишь к 20 годам.
В период полового созревания у подростков отмечается наиболее высокий темп развития дыхательной системы. Объем легких в возрасте с 11 до 14 лет увеличивается почти в два раза.
Данные физиологические изменения дают предпосылки для формирования здоровой среды, в которой живет и обучается подросток. Особенно важным является создание благоприятных условий в учебном учреждении, начиная от соблюдения режима дня, согласованности чередования нагрузок, питания [1, 4, 5].
По мнению академика Д.А. Изуткина, здоровый образ жизни - первооснова профилактики всех заболеваний. Он подчеркивает, что в нем реализуется самый ценный вид профилактики - первичная профилактика заболеваний, предотвращающая их возникновение, расширяющая диапазон адаптационных возможностей человека. Образ жизни - здоровый, культурный, цивилизованный - реализуется в конкретной предметной деятельности, которая имеет два необходимых условия протекания: пространство и время. Для того чтобы какая-либо деятельность вошла в повседневный быт индивида, необходимо, чтобы этот индивид мог достаточно стандартизировано выделять на эту деятельность время из своего бюджета времени, а сама деятельность осуществлялась бы в пространстве, а не только в мыслях [2, 3].
Таким образом, здоровье - это весьма сложный, системный по своей сущности феномен. Он имеет свою специфику проявления на физическом, психологическом и социальном уровне рассмотрения. Проблема здоровья и здорового образа жизни носит выраженный комплексный характер.
Работа по формированию ЗОЖ в общеобразовательном учреждении должна вестись в соответствии с принципами здоровьесберегающей педагогики:
1. Принцип ненанесения вреда.
2. Принцип приоритета действительной заботы о здоровье учащихся и педагогов.
3. Принцип триединого представления о здоровье.
4. Принцип субъект - субъективного взаимодействия педагога с учащимися.
5. Принцип формирования ответственности учащихся за свое здоровье.
6. Принцип контроля результатов.
В работе педагога должны учитываться школьные факторы, негативно воздействующие на здоровье учащихся:
1. Несоблюдение гигиенических требований в организации образовательного процесса.
2. Перегруженные учебные программы, несовершенство учебных программ и общеобразовательных технологий, а также интенсификация учебного процесса.
3. Недостаток двигательной активности.
4. Недостаточная компетентность педагогов в вопросах здоровья и здорового образа жизни.
5. Неправильное (нерациональное) питание учащихся.
6. Низкий уровень культуры здоровья учащихся, их неграмотность в вопросах здоровья.
7. Неблагополучное состояние здоровья педагогов.
Программы по формированию здорового образа жизни для образовательных учреждений ставят перед педагогами следующие задачи:
1. Научить обучающихся определять свое состояние и ощущения.
2. Сформировать у школьников активную жизненную позицию.
3. Сформировать у учащихся представления о своем теле и организме.
4. Учить детей укреплять и сохранять свое здоровье.
5. Привить школьникам осознание необходимости движений в физическом развитии человека.
6. Обучать правилам безопасности при выполнении физических упражнений и различных видов деятельности.
7. Привить школьникам умения оказывать элементарную помощь при травмах.
8. Формировать у обучающихся представления о том, что полезно и что вредно для организма.
Здоровый образ жизни следует понимать как целостный способ жизнедеятельности людей направленный на гармоническое единство физиологических, психических и трудовых функций. От того, насколько успешно удается сформировать и закрепить в сознании навыки здорового образа жизни в молодом возрасте, зависит в последующем реальный образ жизни, препятствующий или способствующий раскрытию потенциала личности [1, 5].
Список литературы
1. Актуальные проблемы биологического образования современного общества / Несторенко С.Н. // Сб. тезисов докладов Международной научно-практической конференции Перспективы развития науки в области биологии. Луганск, 6 марта 2019. С. 108-111.
2. Изуткин, Д.А. Формирование здорового образа жизни/ Д.А. Изуткин. Советское здравоохранение. 1984. № 11. С. 8-11.
3. Изуткин А.М., Петленко В.П., Царегородцев Г.И. Социология медицины. Киев, 1981. 294 с.
4. Несторенко С.Н. Пути формирования биологического образования современно общества / С.Н. Несторенко // Академия. июнь, 2020.
5. Тубчинова В.С. Проблема формирования здорового образа жизни среди подростков: дис. ... канд. соц. наук: 22.00.04 - социальная структура, социальные институты и процессы. Тубчинова Валентина Солбоновна - Улан-Уде, 2005. 167 с.