Научная статья на тему 'НАУЧНЫЙ И ИНТУИТИВНЫЙ АСПЕКТЫ УСТАНОВЛЕНИЯ ВЕЛИЧИНЫ КАРТИН В ТВОРЧЕСТВЕ ХУДОЖНИКОВ-ЖИВОПИСЦЕВ'

НАУЧНЫЙ И ИНТУИТИВНЫЙ АСПЕКТЫ УСТАНОВЛЕНИЯ ВЕЛИЧИНЫ КАРТИН В ТВОРЧЕСТВЕ ХУДОЖНИКОВ-ЖИВОПИСЦЕВ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
41
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ МЕТОД / ИНТУИТИВНЫЙ ПОДХОД / ТВОРЧЕСТВО / ХУДОЖНИК-ЖИВОПИСЕЦ / РАЗМЕР И ФОРМАТ КАРТИНЫ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Шачкова Э.В., Абдуллин А.Г.

Актуальность. Проблема научного и интуитивного аспектов при установлении величины картин существует, начиная с истоков творчества, и является актуальной по настоящее время. Как определить формат будущей картины: математически или интуитивно? тем более что вопрос этот касается композиционного решения художественного произведения в творчестве художников-живописцев.Цель исследования. теоретически обосновать взаимосвязь научного и интуитивного аспектов на основе установления величины картин в творческом процессе художников-живописцев.Методы исследования. В статье рассмотрен процесс взаимодействия научного и интуитивного метода в творческой деятельности художников-живописцев. Основное внимание уделяется выявлению традиционных и нетрадиционных форматов картинной плоскости и их геометрии как основного фактора гармонизации художественного произведения.Научная новизна / теоретическая и/или практическая значимость. Научная новизна исследования заключается в совокупности научного и интуитивного метода как важного учебно-творческого фактора, способствующего гармонизации художественной структуры и композиции произведений изобразительного характера, ранее не подвергавшихся системному изучению с позиций их величины и пропорций, которые в идеальной форме соответствуют золотому сечению. В ходе исследования определены теоретические основы единого творческого процесса, состоящего из плавного перехода от миниатюрной к станковой, а затем и к монументальной композиции. В статье по проблеме исследования дан анализ научных изысканий Л. С. Выготского, Н. Н. Волкова, В. В. Корешкова, П. А. Кудина, Б. Ф. Ломова, А. А. Митькина, В. А. Кузмичева, И. П. Павлова, И. П. Шмелева, Л. В. Шокоровой.Результаты исследования. В результате определено, что изменение пропорций в том или ином формате вызывает изменение смыслового и идейного характера картины, что влияет на всю структуру построения художественного произведения. В результате чего дальнейший творческий процесс может быть приостановлен или, наоборот, может быть получено творческое развитие.Выводы. Занятия, нацеленные на решение данной проблемы, расширяют мировоззрение обучающихся, активизируют их работу с литературой, способствуют стремлению обучающихся к познавательной деятельности, т. к. научный и интуитивный аспекты требует глубокого рассмотрения как важнейший фактор учебно-творческой деятельности при создании художественного произведения в процессе обучения художников-живописцев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SCIENTIFIC AND INTUITIVE ASPECT OF ESTABLISHING THE SIZE OF PAINTINGS IN THE WORK OF PAINTERS

Relevance. The problem of scientific and intuitive aspects in determining the size of paintings has existed since the beginning of creativity and is relevant to the present. How to determine the format of the future picture: mathematically or intuitively? Moreover, this question concerns the compositional solution of a certain work in the work of painters.Aim of the research: to theoretically substantiate the relationship between the scientific and intuitive methods based on establishing the size of the paintings in the creative process of painters.Methodology. The article considers the process of interaction between the scientific and intuitive methods in the process of the creative activity of painters. The main attention is paid to identifying traditional and non-traditional formats of the picture plane and their geometry as the main factor in the harmonization of a work of painters.Scientific novelty / theoretical and / or practical significance. The scientific novelty of the research lies in the combination of the scientific and intuitive method as an important educational and creative factor contributing to the harmonization of the artistic structure and composition of works of a pictorial nature that have not previously been systematically studied from the standpoint of their size and proportions, which in ideal form can be built according to the principle of the golden section. In the course of the study, the theoretical foundations of a single creative process were determined, consisting of a smooth transition from miniature to easel, and then monumental composition. The article on the research problem analyzes the scientific research of L. S. Vygotsky, N. N. Volkov, V. V. Koreshkov, P. A. Kudin, B. F. Lomov, A. A. Mit’kin, V. A. Kuzmichev, I. P. Pavlov, I. P. Shmelev, L. V. Shokorova. Results. As a result, it was determined that a change in proportions in one format or another causes a change in the semantic and ideological nature of the picture, which affects the entire structure of the construction of a work of art. As a result, further creative process can be suspended or, on the contrary, get creative development.Conclusions. Classes aimed at solving this problem expand the outlook of students, activate their work with literature. They contribute to the desire of students for cognitive activity, since the scientific and intuitive aspects require deep consideration as the most important factor in educational and creative activity when creating a work of art in the process of teaching painters.

Текст научной работы на тему «НАУЧНЫЙ И ИНТУИТИВНЫЙ АСПЕКТЫ УСТАНОВЛЕНИЯ ВЕЛИЧИНЫ КАРТИН В ТВОРЧЕСТВЕ ХУДОЖНИКОВ-ЖИВОПИСЦЕВ»

УДК 378.147:75

Б01: 10.18384/2310-7219-2022-3-68-76

научный и интуитивный аспекты установления величины картин в творчестве художников-живописцев

Шачкова Э. В.1, Абдуллин А. Г.2

1 Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского, Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) в г. Ялте

295007, Республика Крым, г. Симферополь, пр-т Академика Вернадского, д. 4, Российская Федерация

2 Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет) 454080, г. Челябинск, пр. Ленина, д. 76, Российская Федерация

Аннотация

Актуальность. Проблема научного и интуитивного аспектов при установлении величины картин существует, начиная с истоков творчества, и является актуальной по настоящее время. Как определить формат будущей картины: математически или интуитивно? тем более что вопрос этот касается композиционного решения художественного произведения в творчестве художников-живописцев.

Цель исследования. теоретически обосновать взаимосвязь научного и интуитивного аспектов на основе установления величины картин в творческом процессе художников-живописцев. Методы исследования. В статье рассмотрен процесс взаимодействия научного и интуитивного метода в творческой деятельности художников-живописцев. Основное внимание уделяется выявлению традиционных и нетрадиционных форматов картинной плоскости и их геометрии как основного фактора гармонизации художественного произведения. Научная новизна / теоретическая и/или практическая значимость. Научная новизна исследования заключается в совокупности научного и интуитивного метода как важного учебно-творческого фактора, способствующего гармонизации художественной структуры и композиции произведений изобразительного характера, ранее не подвергавшихся системному изучению с позиций их величины и пропорций, которые в идеальной форме соответствуют золотому сечению. В ходе исследования определены теоретические основы единого творческого процесса, состоящего из плавного перехода от миниатюрной к станковой, а затем и к монументальной композиции. В статье по проблеме исследования дан анализ научных изысканий Л. С. Выготского, Н. Н. Волкова, В. В. Корешкова, П. А. Кудина, Б. Ф. Ломова, А. А. Митькина, В. А. Кузмичева, И. П. Павлова, И. П. Шмелева, Л. В. Шокоровой.

Результаты исследования. В результате определено, что изменение пропорций в том или ином формате вызывает изменение смыслового и идейного характера картины, что влияет на всю структуру построения художественного произведения. В результате чего дальнейший творческий процесс может быть приостановлен или, наоборот, может быть получено творческое развитие. Выводы. Занятия, нацеленные на решение данной проблемы, расширяют мировоззрение обучающихся, активизируют их работу с литературой, способствуют стремлению обучающихся к познавательной деятельности, т. к. научный и интуитивный аспекты требует глубокого рассмотрения как важнейший фактор учебно-творческой деятельности при создании художественного произведения в процессе обучения художников-живописцев. Ключевые слова: геометрический метод, интуитивный подход, творчество, художник-живописец, размер и формат картины

© СС БУ Шачкова Э . В Абдуллин А . Г., 2022.

^бзу

THE SCIENTIFIC AND INTUITIVE ASPECT OF ESTABLISHING

the size of paintings in the work of painters

E. Shachkova1, A. Abdullin2

1 Crimean Federal University named after V. I. Vernadsky, Humanitarian and Pedagogical Academy (branch) in Yalta

pl. academika Vernadskogo, 4, Republic of Crimea, Simferopol, 295007, Russian Federation

2 South Ural State University (NRU)

pr. Lenina 76, Chelyabinsk, 454080, Russian Federation

Abstract

Relevance. The problem of scientific and intuitive aspects in determining the size of paintings has existed since the beginning of creativity and is relevant to the present. How to determine the format of the future picture: mathematically or intuitively? Moreover, this question concerns the compositional solution of a certain work in the work of painters.

Aim of the research: to theoretically substantiate the relationship between the scientific and intuitive methods based on establishing the size of the paintings in the creative process of painters. Methodology. The article considers the process of interaction between the scientific and intuitive methods in the process of the creative activity of painters. The main attention is paid to identifying traditional and non-traditional formats of the picture plane and their geometry as the main factor in the harmonization of a work of painters.

Scientific novelty / theoretical and / or practical significance. The scientific novelty of the research lies in the combination of the scientific and intuitive method as an important educational and creative factor contributing to the harmonization of the artistic structure and composition of works of a pictorial nature that have not previously been systematically studied from the standpoint of their size and proportions, which in ideal form can be built according to the principle of the golden section. In the course of the study, the theoretical foundations of a single creative process were determined, consisting of a smooth transition from miniature to easel, and then monumental composition. The article on the research problem analyzes the scientific research of L. S. Vygotsky, N. N. Volkov, В. В. Ko-reshkova, P. A. Kudina, B. F. Lomova, A. A. Mit'kina, V. A. Kuzmicheva, I. P. Pavlov, I. P. Shmeleva, L. V. Shokorova.

Results. As a result, it was determined that a change in proportions in one format or another causes a change in the semantic and ideological nature of the picture, which affects the entire structure of the construction of a work of art. As a result, further creative process can be suspended or, on the contrary, get creative development.

Conclusions. Classes aimed at solving this problem expand the outlook of students, activate their work with literature. They contribute to the desire of students for cognitive activity, since the scientific and intuitive aspects require deep consideration as the most important factor in educational and creative activity when creating a work of art in the process of teaching painters. Keywords: geometric method, intuitive approach, creativity, painters, size and format of the picture

ВВЕДЕНИЕ

Проблема установления величины картин как важного фактора в создании художественной структуры будущей композиции - одна из наиболее малоизученных в сфере изобразительного искусства. Замыслу художника всегда со-

путствует представление о формате его будущей картины . Художник принимает важное решение по поводу формата, а значит, и геометрии его изображаемой картины

В качестве термина слово «композиция» стало употребляться в эпоху Воз-

рождения. Особое композиционное значение имеет каждый из компонентов произведения: точка зрения, светотень, цвет, колорит картины, типаж героя, позы и жесты персонажей, формат и размер произведения и т д

Научной психолого-педагогической теорией и методикой художественной деятельности занимались такие выдающиеся деятели, как Д . Дидро, Я . А. Комен-ский, И. Г. Песталоцци, К. Д . Ушинский .

Психолого-педагогические основы рассмотрены в научных трудах В . В. Афанасьевой, а именно - методологический подход в современных педагогических исследованиях [9], роль образовательной области «Искусство» проанализирована В . В . Корешковым [2], пластическое мышление в искусстве - О А Кривцу-ном [3], С . А. Минюровой - психология самопознания и саморазвития)1, С . П . Ро-щиным - научное мировоззрение - важнейший фактор образования художника и педагога) [6], наука и образование в традиционном прикладном искусстве -М. Ю . Спириной [7], а также в подготовке будущих художников народного декоративно-прикладного искусства Л . В . Шокоровой [10], М. А. Щукиной рассмотрена психология саморазвития личности) [11]

В области деятельностной психологии отметим научные труды А Г Асмолова, Д . И. Фельдштейна, В . Д . Шадрикова.

В числе исследований по проблемам мышления и интуиции следует обратить особое внимание на труды Б. Г. Ананьева, П В Симонова, Д Н Узнадзе В числе фундаментальных работ по проблемам мышления следует назвать именно труды П. В. Симонова. Особый интерес представляют психофизиологические вопросы, которые раскрывают взаимосвязь зрения и мышления человека (В . Д. Глезер).

1 Минюрова С. А . Психология самопознания и саморазвития: учебник . Екатеринбург: Издательство Уральского государственного педагогического университета, 2013 316 с

«Лишь с 70-х годов XX столетия, благодаря подвижнической и плодотворной деятельности А. Г. Асмолова, Б . С . Кузина, Н Н Ростовцева, В Д Шадрикова и других выдающихся деятелей в области образования и культуры, начинается постепенный процесс возвращения предметов искусства на высокий профессиональный уровень» - сообщает М . В . Галкина в докторском диссертационном исследовании «Стратегический ресурс декоративного искусства в реализации целей художественно-эстетического образования»

В. А. Кузмичев рассматривает и уточняет понятие соразмерности в искусстве живописи с точки зрения искусствоведения [4]

Теоретическая и технологическая реализация во взаимосвязи научного и интуитивного метода с целью построения гармоничной структуры художественного произведения является предметом данного исследования

Цель исследования - выявление взаимосвязи научного и интуитивного метода в процессе построения гармоничной структуры художественного произведения

Задачи исследования:

- установить взаимосвязь научного и интуитивного метода в творчестве художника-живописца;

- обосновать соразмерность в картине как средство построения гармоничной структуры художественного произведения

При выборе формата художнику-живописцу следует учитывать действие сюжета: слева направо или наоборот, в глубину картины .

Художник-живописец большое внимание придаёт содержанию изображаемой композиции Материализация творческого процесса имеет свои границы: диагонали, геометрический центр, размеры фигур и предметов окружающей среды, интервалы между ними постепенно начинают взаимодействовать (рано или

поздно) с интуитивным решением автора картины. Этот процесс взаимопроникающий и взаимосвязанный в первую очередь с содержанием

Н . П. Крымов считал, что размер картины стоит специально устанавливать на отдельном холсте таким образом, чтобы главный предмет стал одной пятой размера будущей картины. Размер главного предмета многие художники стремятся определить интуитивно, но можно и геометрически

База и выборка исследования. Экспериментально-исследовательская работа продолжалась более 5 лет. Принимало участие 90 человек. Фронтальный срез представляет собой результаты исследования двух групп по 25 человек 3 курсов ТЖ (направление подготовки: 54.05.03 «Живопись») кафедры изобразительного искусства и дизайна Гуманитарно-педагогической академии (филиала) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В . И. Вернадского» в г. Ялте. В первый год диагностического исследования все задания логически вытекали из ранее изученного материала В последующие годы педагогического исследования были рассмотрены различные величины картин, создаваемых студентами . Во взаимодействии научного и интуитивного подхода оказалось, что более распространённый формат, преобладающий у художников-живописцев, имеет величину 13/21 и 21/34 .

Методология и методы исследования. Многие отечественные учёные анализируют методологические подходы в современных педагогических исследованиях (В В Афанасьев, О А иванова, Н . Н . Суртаева [9]), проблематику современного реалистического искусства с позиции участников образовательного пространства и целеполагания студентов художественно-графических факультетов (М . В . Галкина [1], С . П . Ломов [5], П . Д . Чистов). В исследованиях М. Ю . Спирина рассматривается наука и образование в традиционном приклад-

ном искусстве, а также методы научного исследования (В . П. Беспалько, Б . С. Гер-шунского, В . И. Журавлева, В . И. Загвя-зинского, В . А. Кан-Калика, Н . Д . Кузьминой, Н . Д . Никандрова, А. И . Щербакова).

Организация исследования и ход работы. Исследование, направленное на выявление научного и интуитивного аспекта в процессе установления величины той или иной картины в творчестве художников-живописцев, имеет три основных этапа

Первый этап связан с освоением нового материала, овладением теоретических понятий с целью формирования интереса к исследовательской деятельности

Художественный строй того или иного произведения имеет два общих направления: повествовательный и поэтический

Повествовательный строй представляет собой рассказ, повествование; поэтический - сказку, притчу, песню и т п

Горизонтально-вытянутый формат удобен для повествовательных эпических произведений Для сюжетов эпических и бытовых крайне важным является психологический фактор В формате проявляется индивидуальный темперамент художника, его художественный вкус Эпические сюжеты требуют для своего художественного выражения более крупных размеров, а бытовые сюжеты - наоборот В результате исследования было выявлено, что прямоугольники являются более приятными для человеческого глаза, а содержание композиции должно обязательно соответствовать главной идее

Второй этап раскрывает специфику выполнения миниатюрных и станковых композиций, принципы их геометрического построения

Красоту произведения никто не отменял, т к это эстетическая категория Произведения, которые созданы в созвучии с пропорциями, должны быть красивыми Гармоническое начало в композиционном построении - это соблюдение

K4J

отношений, обеспечивающих соразмерность, пропорциональность и равновесие в картине Связь между элементами произведения, примирение противоречий между формой и содержанием, между предметом и окружающей средой осуществляет гармония, которая соединяет все элементы картины в единое композиционное целое

Слово «гармония» на древнегреческом языке означает «соразмерность, уравновешенность»

Исследование показало, что пропорции влияют на характер формы и структуру композиции Оба фактора во взаимодействии рассматриваются как величина членений отдельных форм, так и структура композиции в целом Итак, художественный образ формируется благодаря размеру и форме (площади) изобразительной поверхности

В критерии оценивания творческих работ входили следующие параметры: идея и смысловое содержание замысла, установка величины картин, последовательность, выразительность художественного образа, тоновые и цветовые отношения, новизна, гармоничность композиционного решения, техника и технология, детализация, обобщение

Третий этап осуществляет сравнительную характеристику монументальной композиции с миниатюрной и станковой

Итогом проектной деятельности является результат, полученный на основе научных принципов, форм, методов и средств во взаимосвязи с творческой интуицией художников-живописцев

Симметричные композиции означают уравновешенность Равновесие - это устойчивое положение, а асимметричное - неуравновешенное

Динамика задаётся с помощью диагоналей . Если композиция симметрична и уравновешена, она образует простые геометрические формы: треугольник, круг, овал, квадрат, прямоугольник Круглый портрет придаёт изображению опре-

делённую мягкость и завершённость Овальный формат сочетается с округлостью лица портретируемого

Масштаб и пропорции играют большую роль в компоновке форм на плоскости. Сильное увеличение объектов в картине искажают окружающее пространство: крупное изображение зрительно уменьшает формат; а мелкое изображение зрительно его увеличивает

Монументальное впечатление от изображения создаёт вытянутый вверх прямоугольник Он хорошо сочетается с твёрдым характером и строгим силуэтом мужской фигуры Каждый сюжет нуждается в своей точке зрения При этом обобщение является главной опорой в когнитивной деятельности

Восприятие никогда не отделяется от мышления, а интуиция всегда принимает участие на каждом этапе познания Интуиция образуется в сфере подсознательного, она возникает неожиданно, но её знания не добываются с помощью логики, а рождаются из восприятия и собирания материала, что способствует созданию образа

Интуиция - это способность, а точнее, одна из двух основных форм когнитивной деятельности Интуиция в сочетании с тонкой аналитической способностью является идеальной художественной формой художника Специалисты считают, что композиция может быть в полной мере раскрыта только в том случае, если удастся найти нужную величину картины и её наиболее важные пропорции

С П Рощин пишет, что научное мировоззрение является важнейшим фактором образования художника-педагога, т е важным он считает формирование научных познаний в геометрии, физике и других науках

«Альберти считал, что во Вселенной существуют определённые пропорции, которые выражают божественный замысел, и искусство не может существовать вне этого» [6, с . 7]. Пропорции означают соразмерность всех частей и их соответ-

ствие в соотношении с целым Пропорциональность в изобразительном искусстве изучалась в следующих публикациях: О Я Кочика «Живописная система Борисова-Мусатова В Э »); В А Кузмичева («Понятие соразмерности в искусстве живописи») [4]; Леонардо да Винчи (см . книгу «Жизнь и творчество» (коллектив авторов)); И. П. Шмелева («Золотое сечение») [12].

Итак, был выполнен фронтальный срез и получен реальный практический опыт с опорой на научную работу Теодора Фехнера - психолога-экспериментатора

В результате самым популярным соотношением оказались стороны 21/34 После чего выполнялись композиции в цвете, состоящие из 10 прямоугольников, где самым популярным соотношением оказались стороны 13/21 и 21/34 .

Результаты исследования и их обсуждение. Результаты исследования вносят вклад в общий раздел композиции Техника живописи, графики и построение композиции в целом являются важными взаимосвязанными междисциплинарными факторами творческой деятельности Художник-живописец должен учитывать формирование художественного и научного познания в сфере композиции

Величина самого изображения зависит от задуманной композиции. Художник осознаёт, что не в любом размере холста он сможет раскрыть смысл своей картины . Так, ХУ-Х1Х столетия охвачены поиском новых художественных стилей, требующих перехода к новым материалам, способам организации (рельеф поверхности картины, её новый формат и размеры)

Почему-то очень редко проблемы научного и интуитивного аспекта (в сфере формата и размеров картины) подвергаются искусствоведческому анализу А между тем, формат картины органично связан с основной идеей автора

«Под "числом" греки понимали, прежде всего - отношения и пропорции

Следовательно, при изучении соразмерности в композиции произведений живописи необходимо рассмотреть три её аспекта: гармонию цвета, гармонию пропорций, численное выражение гармонии композиционной структуры картины» [8, с. 3]. Неразрывное единство образовали такие понятия, как: «гармония», «соразмерность», «число» .

Итак, исследование показало, что существует явная проблема переведения картины с одним масштабом в другой, без потери величинных характеристик и особенностей художественного образа Один из важнейших психических процессов, лежащих в основе художественного восприятия, - интуиция - стал объектом изучения Р. Арнхейма, Н . Н . Волкова, Е. И. Игнатьева. Мы опросили 100 человек, каждому из которых было предложено на выбор 10 прямоугольников (3/5; 5/8; 8/13; 13/21; 21/34; 34/55; 55/89; 89/144; 144/233; 233/377) с различными соотношениями сторон, и каждый выбрал формат по своей интуиции

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Интуиция присуща ощущению, т к она возникает на основе эмпирических данных в чувственной сфере Многие великие художники обладали даром интуиции Способность к интуиции проявляется у художника через его перевоплощение. Это явление познаётся на основе психологии и нейрофизиологии (Л. С. Выготский, И. П . Павлов, С. В . Рубинштейн, И. М. Сеченов). В 1876 г. немецкий учёный Густав Теодор Фехнер изучал восприятие и заключил, что прямоугольники в золотом сечении более приятны человеческому глазу Он осуществил анализ пропорций более десяти тысяч картин

В настоящее время существует много нетрадиционных форматов картин разных размеров Это могут быть самостоятельные работы, а также и работы в комбинациях, являющиеся композиционной частью целой работы

Например, современные картины «триптих» являются индивидуальным выбором педагога-живописца Триптих означает сложение произведения искусств, «взятое» втрое Оно состоит из трёх картин, объединённых общей идеей, а диптих состоит из двух частей Полиптих состоит из четырёх и более картин, части которых есть продолжение предыдущего изображения

Триптих, как правило, разделён на три части одинаковой высоты, но разной ширины В Средние века триптих размещался у алтаря Он был самым популярным форматом различных картин

Важным фактором являются отношения изображаемых объектов ко всему формату картинной плоскости Формат картины может приобретать различные формы:

1 Для изображения панорамы более подходящим является вытянутый по горизонтали формат

2 Вытянутый вверх формат тяготит к возвышенному и монументальному изображению

3 Длинный формат по вертикали превращает изображение в свиток

4 Квадратный формат лучше использовать для создания спокойной и уравновешенной композиций

5 Круглая композиция создаёт ощущение замкнутости и гармоничности

6 Овал больше всего подходит к портретному жанру.

7. Треугольный формат ассоциируется с движением и неустойчивостью

Данное исследование вносит вклад в область изобразительного искусства. Для художника-живописца крайне сложно найти подходящий размер и формат, потому что тон и цвет, характер сюжета, масса света и тени, освещение, пропорции и мн . др . может повлиять на завершающее решение автора

Художники-живописцы сознательно придают своему произведению определённую форму, следуя правилам золотого сечения и художественным приёмам

В результате художник-педагог не может объяснить, почему его рука провела именно такую линию, а не другую, а выбор пропорции оказался именно таким, а не иным. Значит, это происходит интуитивно Об этом пишет П Г Попов в книге «Стиль в искусстве как средство выражения индивидуального Стиль человека: психологический анализ» Однако, создание картины происходит не на пустом месте, а на основе интеллекта и предыдущих знаний

Не каждый сюжет можно чрезмерно увеличить по размеру или поместить в рамки малого холста Художники часто выбирают в качестве модуля соразмерности прямоугольник и делают это интуитивно Однако, необходимо учитывать, что будущий художник-живописец может справиться с композиционным заданием как в большом формате, так и в малом. Если он обладает изобразительной грамотностью, то он сможет создать гармоничную композицию А если его знания незначительные, то результат будет отрицательным, несмотря на монументальный, станковый или миниатюрный масштаб картины

Размер картины зависит от её содержания и её образно-эмоциональной атмосферы Несоответствие формата содержанию отрицательным образом сказывается на раскрытии замысла, поэтому необходимо внедрять знания о композиции, в частности о формате, не только среди художников-живописцев, будущих учителей изобразительного искусства, дизайнеров, специалистов, но и создателей электронной техники, компьютерных программ

Рассматривая проблемы размера и формата картин в историческом аспекте, можно уточнить следующий фактор: многие национальные школы больше ценили круглый формат (тондо) и овал

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В данном исследовании рассмотрены результаты традиционных и нетрадиционных форматов в разнообразии структур художественного произведения с целью выявления их геометрии и взаи-

модействия научного метода с интуицией художника, т к содержание картины зависит от геометрии формата Главное решение остаётся за автором композиции: на каком этапе использовать теоретические знания, а на каком - интуицию Учитывая опыт предшественников и современников, стало возможно конкретизировать взаимодействие научного

и интуитивного методов в подготовке и творчестве художников-живописцев при обосновании использования золотых пропорций прямоугольника с соотношением сторон 13/21 и 21/34 и выдвинуть дальнейшие перспективы развития данной проблемы

Статья поступила в редакцию 09.12.2021

литература

I. Галкина М. В . Оптимизация эстетического развития будущего педагога в системе народной художественной культуры. Москва: Агар, 2006. 192 с.

2 . Корешков В . В. Роль образовательной области «Искусство» в воспитании молодёжи // Совре-

менные тенденции развития культуры, искусства и образования: монография. Москва: Перо, 2017. С 178-186.

3 . Кривцун О . А. Пластическое мышление в искусстве: линия влияния // Артикульт. 2018 . № 29 .

С 20-34.

4. Кузмичев В . А . Понятие соразмерности в искусстве живописи: автореферат дис . . . . канд. искусствоведения . Санкт-Петербург, 2005. 24 с . 5 . Ломов С П . , Галкина М. В . , Чистов П . Д . Проблематика современного реалистического искусства с позиции участников образовательного пространства и целеполагания студентов художественно-графических факультетов // Искусство и образование. 2019 . № 1 (117). С. 77-85. 6. Рощин С. П . Научное мировоззрение - важнейший фактор образования художника и педагога // Современные тенденции изобразительного, декоративного прикладного искусств и дизайна. 2017. № 1. С 6-10 .

7 . Спирина М . Ю . Наука и образование в традиционном прикладном искусстве . Санкт-

Петербург: Университет при межпарламентской ассамблее ЕВРАЗЭС, 2012. 227 с.

8 . Ступин С. С. Искусство как мышление в материале . Экзистенциальные вариации пластиче-

ского // Артикульт. 2018 . № 31. С 6-15 .

9 . Суртаева Н . Н . , Иванова О . А . , Афанасьев В . В . О методологических подходах в современных

педагогических исследованиях // Вестник Российской международной академии туризма . 2016 № 1 С 44-48

10 . Шокорова Л . В . , Мамырина Н . С. Значение академического и декоративного рисунка в под-

готовке будущих художников народного декоративно-прикладного искусства // Мир науки, культуры, образования . 2017. № 1. С. 216-219 .

II. Щукина М . А. Психология саморазвития личности: субъектный подход: дис. ... д-ра психол . наук Санкт-Петербург, 2015 355 с

12 . Koestler A . The art of creation . New York: Macmillon, 1976. 751 p .

references

1. Galkina M. V. Optimizaciya esteticheskogo razvitiya budushchego pedagoga v sisteme narodnoj hudoz-hestvennoj kul'tury [Optimization of the aesthetic development of the future teacher in the system of folk art culture]. Moscow, Agar Publ. , 2006. 192 p .

2 . Koreshkov V. V. [The role of the educational area "Art" in the education of youth]. In: Sovremennye

tendencii razvitiya kul'tury, iskusstva i obrazovaniya: monografiya [Modern trends in the development of culture, art and education: monograph]. Moscow, Pero Publ. , 2017, pp. 178-186.

3 . Krivcun O. A. [Plastic thinking in art: the line of influence]. In: Artikul't [Artikult], 2018, no. 29,

pp 20-34

4. Kuzmichev V. A. Ponyatiesorazmernosti v iskusstve zhivopisi: avtoreferat dis.... kand. iskusstvovedeniya [The concept of proportionality in the art of painting: abstract of the thesis Cand. Sci. in Arts. Sciences]. Sankt-Peterburg, 2005. 24 p . 5 . Lomov S . P. , Galkina M. V. , Chistov P. D. [Problems of modern realistic art from the position of par-

ticipants in the educational space and goal-setting of students of art and graphic faculties]. In: Iskusstvo i obrazovanie [Art and education], 2019, no . 1 (117), pp. 77-85.

6 . Roshchin S . P. [Scientific outlook is the most important factor in the education of an artist and teach-

er]. In: Sovremennye tendencii izobrazitel'nogo, dekorativnogo prikladnogo iskusstv i dizajna [Modern trends in fine, decorative applied arts and design], 2017, no. 1, pp. 6-10 .

7 . Spirina M. Yu. Nauka i obrazovanie v tradicionnom prikladnom iskusstve [Science and education in tra-

ditional applied art]. Saint Petersburg, University at the EurAsEC Interparliamentary Assembly Publ . , 2012 227 p

8 . Stupin S . S . [Art as thinking in the material. Existential Variations of the Plastic]. In: Artikul't [Arti-

kult], 2018, no. 31, pp. 6-15 .

9 . Surtaeva N . N . , Ivanova O . A. , Afanas'ev V. V. [On methodological approaches in modern pedagogical

research]. In: Vestnik Rossijskoj mezhdunarodnoj akademii turizma [Bulletin of the Russian International Academy of Tourism], 2016, no. 1, pp. 44-48.

10 . Shokorova L . V. , Mamyrina N . S . [The importance of academic and decorative drawing in training

future artists of folk arts and crafts]. In: Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya [World of Science, Culture, Education], 2017, no. 1, pp. 216-219 . 11. Shchukina M. A . Psihologiya samorazvitiya lichnosti: sub'ektnyj podhod: dis. ... d-ra psihol. nauk [Psychology of personality self-development: subjective approach: Dr. Sci. thesis in Psychology]. Saint Peterburg, 2015 355 p 12 . Koestler A . The art of creation . New York, Macmillon Publ. , 1976. 751 p.

информация об авторах

Шачкова Эльвира Вадимовна - доктор педагогических наук, профессор кафедры изобразительного искусства и дизайна факультета искусств Института искусств Гуманитарно-педагогической академии (филиала) Крымского федерального университета имени В . И . Вернадского в г. Ялте; e-mail: Shachkova_n@mail . ru

Абдуллин Асат Гиниатович - доктор психологических наук, профессор, старший научный сотрудник кафедры «Психология управления и служебной деятельности» Южно-Уральского государственного университета (НИУ);

e-mail: asatabdullin50@rambler. ru; ORCID: https://orcid. org/0000-0002-0804-6148

information about the authors

Elvira V. Shachkova - Dr. Sci. (Pedagogy), Prof, of the Department of Fine Arts and Design, Faculty of Arts, Institute of Arts, Humanitarian and Pedagogical Academy (branch) of Crimean Federal University named after V. I . Vernadsky in Yalta; e-mail: Shachkova_n@mail . ru

Asat G. Abdullin - Dr. Sci. (Psychology), Prof. , Senior Researcher of the Department of Psychology of

Management and Service Activities, South Ural State University (NRU);

e-mail: asatabdullin50@rambler. ru; ORCID: https://orcid. org/0000-0002-0804-6148

правильная ссылка на статью

Шачкова Э . В . , Абдуллин А . Г. Научный и интуитивный аспекты установления величины картин в творчестве художников-живописцев // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика . 2022. № 3 . С. 68-76. DOI: 10.18384/2310-7219-2022-3-68-76

for citation

Shachkova E. V. , Abdullin A . G . The scientific and intuitive aspect of establishing the size of paintings in the work of painters. In: Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Pedagogics, 2022, no . 3, рр 68-76

DOI: 10.18384/2310-7219-2022-3-68-76

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.