Научная статья на тему 'Научные школы МГИМО'

Научные школы МГИМО Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
318
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Научные школы МГИМО»

О НАУЧНЫХ ШКОЛАХ И ЗАВТРАШНЕМ ДНЕ МГИМО

В этом году мы отмечали 65-летие МГИМО, подводили некоторые итоги и строили планы на будущее. Очевидно, что будущее развитие МГИМО как университета неотрывно от его научных школ, причем как сложившихся, так и только формирующихся.

Интенсивные взаимодействия в сфере педагогики и научных исследований - традиция, воспринятая МГИМО у своего предшественника -Московского государственного университета. Ученые МГИМО всегда уделяли большое внимание сотрудничеству с коллегами и партнерами, в том числе в рамках различных профессиональных ассоциаций. Это было и остается существенным фактором в развитии научных школ. Так, ученые МГИМО принимали самое активное участие в становлении и развитии Советской социологической ассоциации, Советской ассоциации политической науки, а затем Российской ассоциации политической науки и Академии политической науки, занимая в них руководящие посты.

Однако в МГИМО существует и другая традиция - междисциплинарность, плодотворный полилог представителей разных научных дисциплин, кафедр, факультетов, из которого рождаются уникальные образовательные программы, исследовательские проекты, учебно-методические комплексы и др. Об этом не следует забывать в повседневной рутине.

В 1999 году на базе МГИМО была образована Российская ассоциация международных исследований (президент РАМИ - ректор МГИМО, академик РАН А. В. Торкунов), которая вместе с другими зарубежными национальными ассоциациями международных исследований входит в International Studies Association. В настоящее время РАМИ насчитывает свыше 300 членов -видных российских ученых, исследователей, педагогов - и имеет четыре отделения в российских регионах от Владивостока до Калининграда. Цель РАМИ - сохранение и развитие лучших

традиций в исследовании проблем международных отношений и преподавании соответствующих учебных дисциплин. Ассоциация ставит перед собой задачи поддержания и развития высокого профессионального уровня исследований и преподавания международных отношений и мировой политики в России, а также развитие профессиональных контактов с аналогичными зарубежными и международными ассоциациями, установление тесных связей между исследователями и преподавателями, работающими в области международных отношений и мировой политики.

В сотрудничестве с Ассоциацией международных исследований (International Studies Association) и Центрально- и Восточноевропейской ассоциацией международных исследований (Central and East-European International Studies Association) в 2000, 2002, 2004, 2006 и 2008 годах РАМИ были проведены крупные международные конвенты, собравшие ученых и исследователей-международников. РАМИ развивает свои интернет-ресурсы (http://www.risa.ru), проводит конкурсы на лучшие научные и педагогические работы по международным отношениям и мировой политике со значительным призовым фондом.

Одна из главных задач МГИМО как учебно-методического центра российской высшей школы по специальностям международного профиля - подготовка нового поколения учебников и учебных пособий. Раз в два года Ученый совет института присуждает премии профессорам и преподавателям за значительные успехи в исследовательской и педагогической деятельности. Эти премии названы именами выдающихся ученых, в разные годы работавших в МГИМО.

Именно наши научные школы со своими традициями, принципами, лидерами - важнейшее достижение предыдущих десятилетий и залог успеха в будущем. Но научные школы могут развиваться только при условии, что у учителей будет смена, будут ученики и продолжатели.

Учителя, к сожалению, не вечны... В этом году от нас ушел профессор кафедры философии Генрих Федорович Хрустов, выдающийся ученый и блестящий преподаватель, проработавший на кафедре 45 лет, представитель научной школы, которую мы представляем в этом номере «Вестника МГИМО».

Каждый номер «Вестника МГИМО» открывался рубрикой «Ученые МГИМО», где наряду с краткой биографией одного из ведущих профессоров университета, перечнем научных заслуг, публиковалась его или ее статья, которая как бы подтверждала все сказанное о специалисте.

Редакция журнала решила развить эту рубрику, начав серию публикаций, презентующих не только конкретные научные заслуги ученых МГИМО, но и научные школы нашего Университета, их историю и настоящее.

Итоговый номер журнала «Вестник МГИМО» за 2009 год мы решили открыть статьей о философско-социологической школе, во многом определившей и лицо, и особенный дух МГИМО, а также представить статьи двух замечательных ее представителей - профессора Геннадия Константиновича Ашина и профессора Сергея Александровича Кравченко.

С именем Г. К. Ашина связано формирование российской школы элитологии - науки, которая сложилась как комплексное междисциплинарное знание, лежащее на стыке политологии, социальной философии, социологии, всеобщей истории, социальной психологии и культурологии. Ее предметом является исследование процесса социальнополитического управления, выявление и описание социального слоя, который непосредственно осуществляет это управление, являясь его субъектом (или, во всяком случае, важнейшим структурным элементом этого субъекта). Иначе говоря, это наука об исследовании элиты, ее состава, законов функционирования, прихода к власти, роли в социальном процессе, причин деградации и ухода с исторической арены.

Профессор С. А. Кравченко, главным предметом научных интересов которого является исследование нелинейной социокультурной динамики, представляет свою статью «Риски грядущей модернизации страны: нужны социологи-рискологи», посвященную анализу потенциальных рисков, возникающих в ходе модернизационных процессов современной России.

Философско-социологическая школа

Среди научных школ МГИМО, получивших общероссийское и мировое признание, видное место занимает философско-социологическая школа. Традиции этой школы

закладывали два замечательных человека -Г. П. Францов, ректор МГИМО в решающий период становления первых его курсов, и А. Ф. Шишкин, создатель и многолетний руководитель кафедры философии.

Георгий Павлович Францов принадлежал к одной из лучших в России гуманитарных школ - историков-античников Петербургского (Ленинградского) университета. Начав с исследований религий Древнего Востока, Г. П. Францов перешел к общим проблемам истории социальной мысли. В его трудах глубокое чувство историзма сочеталось с живым интересом к современной мировой политике, современной философии и социальнополитической теории1.

В послевоенный период Г. П. Францов много сделал для восстановления отечественной социологии и политической науки. Уже после МГИМО, работая в МИД СССР, а затем ректором Академии общественных наук и шеф-редактором журнала «Проблемы мира и социализма» в Праге, он неизменно поддерживал ученых-мгимовцев, включал их в наиболее интересные авторские коллективы, рекомендовал для участия в международных конгрессах, порой прикрывал от идеологических проработок2.

Александр Федорович Шишкин, уроженец Вологды, также учился в 1920-е годы в Петрограде. С Францовым его объединял интерес к истории социальной мысли. Шишкина занимали вопросы истории педагогики и морали. Его перу принадлежит первый послевоенный учебник по этике. Монография «XX век и моральные ценности человечества»3 и другие работы сыграли большую роль в переходе от узкоклассовых к общечеловеческим моральным ориентирам в отечественной философии и, в частности, в философском образовании специалистов-меж-дународников.

В первые послевоенные годы на кафедре философии преподавали такие глубокие исследователи и блестящие лекторы, как логик П. С. Попов, историк философии Ю. К. Мель-виль, эстетик М. А. Лифшиц.

За тридцать лет руководства кафедрой философии А. Ф. Шишкину удалось воспитать несколько поколений учеников - исследователей и педагогов. Некоторые из них были уже его «научными внуками» - учениками учеников, но все в полной мере испытали обаяние его научного и человеческого таланта. И если по тематике исследований

большинство аспирантов кафедры следовало по стопам Г. П. Францова, то камертоном человеческих отношений всегда оставался

А. Ф. Шишкин4.

Необходимо отметить ту важную роль, которую сыграла философско-социологическая школа МГИМО в возрождении в СССР социологии и политологии. Известно, что после Октябрьской революции многие выдающиеся философы и социологи были высланы из страны, а некоторые были репрессированы. Слово «социология» употреблялось с эпитетом «буржуазная». В последующем возрождении социологии большая, если не центральная, роль принадлежит мгимовской школе. Ректор Г. П. Францов собрал вокруг себя группу энтузиастов, которые стали разрабатывать проблемы социологии и политологии. Среди них были ученые, которые затем приобрели всесоюзную, а некоторые и мировую известность. Это, прежде всего, академики Г. А. Арбатов, занимавшийся последовательно всеми основными обществоведческими дисциплинами, но начинавший в журнале «Вопросы философии», и Г. В. Осипов, один из создателей Института социологии Академии наук, председатель Советской социологической ассоциации с 1959 по 1972 год. Он же закладывал фундамент для развития теоретической социологии: в 1965 году под его редакцией вышел труд «Социология в СССР: В 2 т.». Второй том включал в себя социологический словарь, вводивший в научный оборот многие термины социологической теории, ранее неизвестные даже подготовленному читателю. Кроме них в «кружок», собранный Францо-вым, входили Э. А. Араб-оглы, Ю. А. Замош-кин, Ю. Н. Семенов, В. С. Семе-нов, Г. Л. Епи-скопосов, Д. В. Ермоленко, И. В. Бестужев-Лада, Г. К. Ашин, Д. М. Гвишиани.

Перу этих ученых принадлежит ряд фундаментальных исследований по современной зарубежной социальной философии и социологии. Ни для кого не секрет, что западные философские идеи часто приходили в нашу науку через «черный ход» - сквозь призму критики. Но уже сама публикация этих статей приносила положительный эффект - широкие круги интересующихся социологией имели возможность познакомиться (хотя бы в таком виде) с концепциями, созданными современными западными теоретиками.

В 1960-е годы в пору творческой зрелости вступило первое поколение философов, социологов и политологов - выпускников

МГИМО. Тогда публиковали статьи и монографии Э. А. Араб-оглы и И. В. Бестужев-Лада по философским и социологическим проблемам прогнозирования, Г. К. Ашин -по теории элит, Д. М. Гвишиани - по социальной роли науки, Б. Д. Гранов - по идейным основам социал-демократии, Б. Т. Григорян и А. Г. Мысливченко - по философской антропологии, Г. Л. Епископосов - по проблемам научно-технического прогресса, Г. В. Осипов - по теоретической социологии,

B. C. Семенов - по социальной стратификации, Ю. Н. Семенов - по философии истории, Э. А. Баграмов - по этносоциологии, Э. С. Маркарян - по философии культуры.

Большое значение в эти годы имела научно-организационная деятельность Д. М. Гвишиани по созданию Института системных исследований и Г. В. Осипова по организации Института конкретных социологических исследований и созданию Социологической ассоциации.

Особое влияние на становление научных исследований и преподавание философско-социологических дисциплин в МГИМО оказала деятельность Дмитрия Владимировича Ермоленко и Юрия Александровича За-мошкина. Первые аспиранты А. Ф. Шишкина в МГИМО быстро выдвинулись на научном поприще и стали одними из самых молодых профессоров в институте и в целом среди профессоров философии в стране. Оба начинали с изучения современной философии и социологии США (Ю. А. Замош-кин занимался американистикой в течение всей жизни). Оба воспитали большое количество учеников и поддерживали живые контакты с alma mater, перейдя на другую работу: Ермоленко - в МИД, Замошкин - в Академию наук.

Несмотря на многие совпадения в творческих биографиях Д. В. Ермоленко и Ю. А. За-мошкина, их подходы к современному обществу во многом разнились и в определенной степени обозначили рамку, в пределах которой формировались философские и социологические представления следующего поколения мгимовцев. Д. В. Ермоленко тяготел к количественным методам, структурнофункциональному и институциональному анализу современных политических процессов. Семинар по системному анализу кризисных международных ситуаций, организованный им в МИД СССР в конце 1960-х — начале 1970-х годов, оказал

большое влияние как на развитие теоретических основ социологии международных отношений, так и на практику планирования внешней политики.

Если Д. В. Ермоленко рассматривал политические процессы по преимуществу через призму макрополитики (баланс сил, построение системы договоренностей и противовесов), то Ю. А. Замошкин шел от индивида, личности, сложных коллизий, возникающих в сознании человека под влиянием массовизации производства и потребления материальных и духовных ценностей. Это был ход от индивидуального выбора и поведения к общесоциальным, макрополитическим процессам. Работы Ю. А. Замошкина оказали воздействие на широкий круг исследований по политической философии, социологии, политологии. Его ученики работали также в области социальной психологии (П. Н. Шихирев). Много сил Ю. А. Замошкин отдавал журналу «Вопросы философии», будучи членом редколлегии в тот бурный период, когда изданием журнала руководили И. Т. Фролов и М. К. Мамардашвили.

В 1970-е годы в активные философские и социологические исследования включилась новая группа мгимовцев: Э. Я. Баталов (проблемы утопического сознания), А. С. Грачев (левый радикализм), В. С. Коробейников,В. П. Те-рин, О. А. Феофанов (коммуникация, масс-медиа), А. И. Рябов, А. В. Федотов (правый радикализм), Я. А. Пляйс (философия политики). Расширилась и география исследований, большее внимание уделяется исторической специфике и культурным особенностям исследуемых объектов - работы М. Т. Степанянц (мусульманская философия), Б. С. Старостина (общество и личность в странах Востока), А. В. Шестопала (социальная философия в Латинской Америке).

В 1960—1970-е годы значительно пополнился состав кафедры философии МГИМО. Наряду с ветеранами кафедры - К. А. Бобу-новым, прошедшим большую школу дипломатической работы, и И. Б. Миндлиным, известного своими трудами по философскому наследию Плеханова, - на кафедре начали вести учебную и научную работу выпускники МГИМО - В. М. Ашмарин (теории бюрократии), Н. И. Бирюков (философия и социология парламентаризма), В. М. Володин (философия персонализма, теория международных отношений), Г. М. Мальков (логика), Д. В. Новиков (политическая аксиология),

Т. В. Панфилова (личность и история). Большой вклад в философско-социологическую подготовку студентов и аспирантов, научноисследовательскую работу кафедры внесли выпускники философского факультета МГУ и других вузов - В. С. Глаголев (христианская философия культуры), Р. Ф. Додельцев (философия фрейдизма и неофрейдизма), А. Н. Самарин (философия и психология политической практики), М. Л. Полищук (теории индустриального общества), Г. Ф. Хрустов (антропогенез).

В 1970-е годы весьма оживленными были заседания философского клуба, который вели М. Л. Полищук и Г. Ф. Хрустов. Вокруг кафедры сложился кружок талантливой молодежи. В их число входили люди, чьи философские, социологические, политологические исследования стали широко известны в следующие десятилетия, в период наступивших реформ: Т. А. Алексеева (политика и мораль), Л. Н. Вдовиченко (альтернативные движения, этносоциология), Б. Г. Капустин (глобальные проблемы, философия либерализма), С. В. Карпушина (философия культуры), А. М. Мигранян (политические аспекты модернизации, авторитаризм), А. М. Салмин (современная демократия), Ш. З. Султанов (конфликтология, региональная и глобальная безопасность). Некоторые из вышеупомянутых ученых в течение ряда лет работали в Проблемной научноисследовательской лаборатории системного анализа МГИМО (под руководством И. Г. Тю-лина), которая сыграла значительную роль в становлении социологических и политологических исследований в институте.

В 1980—1990-е годы кафедра философии, которую после А. Ф. Шишкина возглавляли Г. К. Ашин, В. М. Володин, А. В. Шестопал, приняла активное участие в научных и общеполитических дискуссиях, развернувшихся в связи с изменениями во внутренней и внешней политике страны. Философы-мгимовцы были инициаторами ряда международных конференций, организованных совместно с секцией философии политики и международных отношений Философского общества СССР. Среди этих конференций и симпозиумов наибольший резонанс в научных кругах получили: «Современные теории международных отношений» (1983), «Истины и ценности на рубеже XX — XXI веков» (1991), «Духовные основы внешней политики России» (1996)5. В последние годы

ученые кафедры сосредоточены на философских проблемах мировой политики, истории, личности. Они стремятся внести вклад в осмысление новой исторической ситуации России, обновление духовно-культурной самоидентификации страны, изучение национальных ценностей и приоритетов.

Глубокие изменения международной и внутренней ситуации за последние десятилетия привели к существенному усложнению выбора мировоззренческой позиции и, следовательно, к повышению значения и ответственности философских курсов в образовательном и воспитательном процессе в высшей школе. Возрастает роль индивидуальности преподавателя философии, дающего студентам наглядный пример свободного и сознательного мировоззренческого выбора. В то же время кафедра философии в целом являет собой образец сотрудничества специалистов с разными мировоззренческими позициями - философского и гражданского диалога не на словах, а на деле. Этому во многом способствует приход на кафедру молодых талантливых ученых и преподавателей Э. В. Колесниковой (философия языка, политическая риторика), В. И. Кон-нова (философия науки), С. Н. Лютовой (философия культуры, психология личности), С. М. Медведевой (политическая психология) и таких признанных специалистов, как профессор М. С. Силантьева (история русской философии).

Кафедра философии МГИМО с первых лет своего существования была отмечена яркими научными и педагогическими индивидуальностями. Творческое наследие основателей кафедры, приемы их педагогического мастерства коллектив кафедры стремится осмыслить и применить к решению современных проблем. Ежегодно проводятся Шишкинские чтения (инициатор и организатор - профессор Т. В. Панфилова). В серии «Выдающиеся ученые МГИМО» вышли издания, посвященные Д. В. Ермоленко, Ю. А. Замошкину, А. Ф. Шишкину6.

Основной курс философии в МГИМО традиционно связан с рассмотрением духовно-нравственных оснований мирового сообщества и международных отношений. Эти традиции, заложенные Г. П. Францовым,

А. Ф. Шишкиным и их учениками, нашли за последние годы свое выражение в межвузовской научно-педагогической программе «Глобальная этика. Духовно-нравственные

проблемы мирового сообщества и международных отношений», инициированной кафедрами философии МГИМО и Дипакадемии МИД России. В рамках программы был проведен ряд конференций в МГИМО и Дипака-демии, а также «круглых столов» в ходе российских национальных философских конгрессов и конвентов Российской ассоциации международных исследований, упрочивших связи философов МГИМО с ведущими философскими университетскими центрами России (координатор программы - профессор

В. С. Глаголев)7.

Другим объединяющим философов МГИМО узлом основного курса философии является проблема универсальности и самобытности мировой философии, тесно связанная с процессом глобализации и поисками общетеоретических оснований нового многополярного мирового порядка. Наряду с западноевропейской философией рассматриваются русские, индийские, китайские, арабские, латиноамериканские философские школы. На этом направлении кафедра философии плодотворно сотрудничает с авторским коллективом учебника «История философии. Запад - Россия - Восток» (Институт философии РАН), широкое обсуждение которого прошло в МГИМО и было опубликовано в журнале «Вопросы философии». Ученые МГИМО подготовили также свои учебные пособия по данной проблематике8.

За последнее десятилетие вторым по значению курсом кафедры стал курс психологии. На сегодняшний день по объему лекционных занятий он не уступает курсу философии. На кафедре сформировалась секция психологии (руководитель - профессор Р. Ф. Додельцев). Этой секцией опубликованы учебное пособие по курсу психологии (в подготовке которого принимали участие действующие дипломаты)9 и ряд выпусков текстов лекций. Большое внимание в курсе психологии в МГИМО уделяется проблемам политической психологии и политической коммуникации. По этой проблематике за последние годы были защищены одна докторская (В. П. Терин) и три кандидатские диссертации.

Большим интересом у слушателей пользуются межфакультетские курсы, организованные кафедрой философии совместно с Центром «Церковь и международные отношения», которые читают известный специалист по истории религии

профессор А. Б. Зубов и молодой преподаватель В. В. Печатнов, имеющий две магистерские степени по теологии, полученные в США и Греции.

На протяжении многих лет в фокусе внимания ученых МГИМО остаются вопросы логики и методологии науки. Их проблематика является предметом коллективного внимания, что, в частности, нашло свое выражение в оживленных дискуссиях по докладам профессоров Р. Ф. Додельцева, Т. В. Панфиловой, Г. Ф. Хрустова. Монография профессора Г. Ф. Хрустова «Теория факта»10 используется в качестве учебного пособия для магистрантов и аспирантов. На XIII ежегодных Шишкинских чтениях (2007) обсуждалась тема «Мировая философия и фундаментальность гуманитарного знания», подсказанная статьей ректора МГИМО А. В. Тор-кунова «Фундаментальность в общественных науках». При всем различии мнений участники чтений в целом согласились с позицией А. В. Торкунова, который пишет, что «период освоения и популяризации западного знания - время "догоняющего интеллектуального развития в российских общественных науках" - закончился. Приоритетом современного этапа общественных наук должно быть производство теоретических обобщений на базе анализа реального опыта российской жизни после 1991 г. в контексте глобальных тенденций мирового развития»11.

Особую роль в структуре научных интересов ученых кафедры философии играет осмысление проблем формирования и функционирования элит и, в частности, трансформации российских элит в процессе модернизации, восприятие ими новых политических реалий России. В определенной мере эти исследования - отражение самосознания МГИМО, университета, который в течение многих десятилетий участвует в подготовке политической элиты России и ряда других государств.

Диверсификация исследовательской проблематики, потребности учебного процесса повлекли за собой на рубеже 1980— 90-х гг. образование самостоятельных кафедр социологии, политологии и культурологии (мировой литературы и культуры) и интенсивное развитие соответствующих научных школ в атмосфере тесного взаимодействия и дружеской конкуренции.

Кафедра социологии МГИМО под руководством Э. В. Тадевосяна, а затем с 1998 года -

С. А. Кравченко, стала важным научным и научно-методическим центром, признанным социологическим сообществом страны. Кафедра выросла на основе тех традиций, которые формировались в МГИМО десятилетиями, и сейчас является базой социологической школы МГИМО.

Проявлением традиции философско-социологической школы МГИМО в работе кафедры социологии сегодня является творческий дух, царящий в коллективе, прежде всего в разработке научных социологических проблем. На кафедре существует твердая установка: основной путь к профессиональному росту, совершенствование педагогического мастерства и всего учебного процесса - это наращивание научных знаний, соответствующих мировому уровню, через сотрудничество с отечественными научно-исследовательскими социологическими центрами и ведущими зарубежными социологами. Поэтому для социологической мысли в МГИМО характерны генерирование новых социологических идей и разработка собственных социологических концепций. Об этом свидетельствуют опубликованные труды профессоров кафедры Н. Н. Зарубиной, М. О. Мнацаканяна, А. Б. Гофмана, А. А. Овсянникова, Ф. И. Шаркова и заведующего кафедрой профессора С. А. Кравченко.

Выделяются три важнейших исследовательских направления социологической школы МГИМО.

Первое направление - изучение нелинейной социокультурной динамики рисков -предполагает исследование фундаментальной проблемы, связанной с анализом специфики современных обществ, которая выражается в прерывистости, разрывах, парадоксальности и ризомности развития, естественности случайности, сосуществования социумов, находящихся в разных темпомирах и, конечно, рисков. Это направление предполагает решение ряда весьма значимых задач теоретического и практического характера, среди которых: (1) проведение сравнительного анализа последствий нелинейной социокульной динамики в разных культурах и странах, особенно с акцентом на выявление российской специфики; (2) исследование как относительно длительных, так и корот-коживущих параметров порядка, выявление их роли как алгоритмов, которыми руководствуются самоорганизованные акторы в условиях нелинейной динамики; (3) анализ

возможных объективных условий и субъективных факторов для нахождения оптимального соотношения между типом управления и самоорганизации, когда случайность становится естественным компонентом общественных отношений; (4) исследование специфики парадоксов в общественном сознании, выявление увеличения в нем роли несказанного, квазисказанного, симулякров; (5) изучение ризомного развития в контексте того, что играизация является одним из факторов, способствующих порождению регуляторных механизмов, обеспечивающих функционирование социума в условиях не-равновесности; (6) выявление амбивалентности играизации (одновременно выражает дезорганизацию и организацию); (7) исследование новых типов рациональности, формирующихся под влиянием играизации; изучение роли играизации как фактора конструирования, поддержания и изменения социальной реальности неравновесного типа, ее возможности для производства и поддержания толерантности.

Другим важным направлением научных исследований социологической школы МГИМО является изучение социальных аспектов глобальных процессов. В рамках этого направления разрабатывается теоретико-методологическая база для социологического исследования потенциала российской культуры по формированию собственной гуманистической альтернативы в рамках формирующейся многополярной модели глобальной культуры. Предполагается разработать собственно социологический аппарат исследования проблемы, которая до сих пор рассматривалась почти исключительно в рамках социальной философии и культурологии. В связи с этим будут предложены новые социологические методологии и методы исследования процессов глобализации и гло-кализации посредством дальнейшей разработки синергетических и постмодернистских подходов. Представителями социологической школы МГИМО показана специфика коммуникационных процессов в российском обществе, в том числе и особенности взаимодействия культур, а также сетевых связей на современном внутреннем и внешнем рынке, коммуникационные процессы, основанные на универсализации денег как символа, выходящего за пределы рыночной эффективности. Ученые МГИМО-Университе-та исследуют особенности социокультурных

институтов современного российского общества - в сферах экономики, управления, духовной жизни - формирующихся под воздействием глобализации и глокализации, тенденции взаимодействия самоорганизации и управляемости социокультурных институтов12.

Третьим направлением исследований социологической школы МГИМО-Универси-тета является проведение лексикографических исследований и создание социологических энциклопедических словарей, в том числе русско-английского и англо-русского словаря. В рамках данного направления предполагается решение следующих фундаментальных задач. (1) Показать подвижность границ социологических категорий, что приводит к многозначности используемых в научной литературе терминов. Ученые стремятся представить максимально полный спектр смыслов, который социологи вкладывают в те или иные социологические понятия. (2) Включить в научный оборот терминологию, относящуюся к новейшим актуальным проблемам социологических исследований, в числе которых нелинейная социокультурная динамика, социальные риски, проблемы здоровья человеческого тела, смена самоиндентификации и другие. (3) Подготовка социологических энциклопедических словарей позволяет в значительной степени преодолеть коммуникационный и теоретико-методологический барьеры между учеными, представляющими различные социологические парадигмы. (4) Новые пласты лексики вводятся с учетом процессов структурного и функционального «старения» существующих обществ, возникновения эмерд-жентных эффектов и их терминологического выражения. (5) Значительный пласт лексики составляют термины, отражающие процессы глоболокализации, а также аутопоэзиса современного социума.

В традициях социологической школы МГИМО коллектив кафедры занимается теоретическим осмыслением актуальнейших проблем современности. Профессор С. А. Кравченко проводит теоретические и историко-социологические исследования новейших тенденций в развитии социологии. В рамках методологии социологического постмодерна С. А. Кравченко разрабатывает теорию, названную им «играизацией», которая исследует внедрение эвристических социальных практик в прагматические жизненные

стратегии как результат увеличения неопределенностей и рисков, порожденных глобо-локальными процессами. Профессором Н. Н. Зарубиной исследуется динамика цивилизаций Востока и Запада в контексте модернизации, постмодернизации и глобализации, что расширяет представления о целостности мирового исторического процесса. Разрабатывая своеобразную концепцию хозяйственной культуры на основе методологии М. Вебера с учетом специфики национальных культур России и ряда стран Востока, Н. Н. Зарубина обосновывает возможности цивилизационной компаративистики. На основании интегральной социологической методологии Н. Н. Зарубина ведет исследования социальных и культурных последствий развития глобальной финансовой экономики13.

Профессор М. О. Мнацаканян работает над новой этносоциологической интегральной теорией наций, в которой осмысливается социальная, культурная, социально-психологическая специфика межнациональных отношений в современном мире, природа межнациональных и межэтнических конфликтов в условиях глобализации14.

Профессор А. А. Овсянников в последние годы занят разработкой методологических и цивилизационных основ социологии глобализма. Он один из авторов книги «Население и глобализация» (М.: Наука, 2002; раздел «Социология глобализма: новый мир и традиции цивилизации»). Над проблемами глобализации успешно работает и доцент кафедры социологии Н. Н. Федотова. Доцент А. Л. Темницкий ведет исследования, посвященные изменениям трудовой и профессиональной мотивации в условиях трансформирующегося общества. Доцент К. А. Тарасов разрабатывает проблематику средств массовой коммуникации, в том числе социологии экранных искусств и кино. Доцент И. Г. Каргина исследует динамику религиозной жизни в условиях глобализации.

Другим направлением научно-исследовательской работы социологов МГИМО является развитие общей социологии, доведение новейших социологических знаний до специалистов, аспирантов и студентов. Профессор А. Б. Гофман - известный специалист по творчеству классика социологии Э. Дюрк-гейма. Им были подготовлены к публикации работы Дюркгейма. Доцент С. П. Баньковская является признанным специалистом по истории американской и западноевропейской

социологии. Труды многих теоретиков стали известны российскому читателю благодаря ее переводам и комментариям. Особо следует отметить книгу, подготовленную профессорами С. А. Кравченко и Н. Е. Покровским, посвященную творчеству выдающегося российско-американского социолога П. А. Сорокина15. В ней на языке оригинала представлены работы Р. Мертона, Э. Ти-рикьяна, а также С. П. Сорокина, который поделился подробностями о ранее неизвестных сторонах личной и научной жизни своего отца. Следует отметить, что в марте 2009 года за особый вклад в национальную науку профессору С. А. Кравченко была вручена уникальная награда РАН - «Серебряная медаль имени Питирима Сорокина».

Результаты научно-исследовательской деятельности кафедры социологии находят свое воплощение в учебной работе со сту-дентами16. Учебник С. А. Кравченко «Социология: парадигмы через призму социологического воображения» (М.: Экзамен, 2007) выдержал три издания, пользуется большой популярностью у студентов и аспирантов и занимает особое место в ряду лучших образцов обучающей и научной социологической литературы. Лексикографические метатеоретические исследования

С. А. Кравченко получили выражение в «Социологическом энциклопедическом англорусском словаре» (более 15 000 словарных статей) и «Социологическом энциклопедическом русско-анг-лийском словаре», содержащем более 10 000 статей.

Помимо общего курса социологии практически на всех факультетах идет преподавание эмпирической социологии, которую ведут профессор А. А. Овсянников, доцент А. Л. Тем-ницкий и И. Г. Каргина. Итогом является проведение студентами самостоятельного учебного социологического исследования. Для этого в их распоряжении имеется лаборатория социологического мониторинга, оснащенная статистическими пакетами компьютерных программ для социальных наук. В ней ведется и научно-исследовательская работа, к которой подключаются лучшие студенты. В частности, были проведены такие исследования, как «Ценностные ориентации студентов МГИМО», «Социально-демографический портрет выпускников МГИМО разных лет», «Научнопедагогические качества преподавателей в оценках студентов МГИМО», «Организация системы питания в МГИМО» и др.

Следует особо отметить как характерную университетскую традицию - междисциплинарные влияния в сфере научных исследований в МГИМО. Крупные ученые - выпускники и сотрудники института выступают с общетеоретическими трудами, содержащими социально-философские обобщения современного мирового развития.

Эта традиция живет и ныне. Духовнонравственная проблематика международных отношений лежит в основе межкафед-рального проекта «Культура мира. Дипломатия и толерантность», объединившего кафедры философии, социологии, дипломатии, мировой культуры и Центр «Церковь и международные отношения» и получившего государственный исследовательский

грант17. Результатом межкафедральной кооперации явилось издание учебного пособия «Духовные основы мирового сообщества и международных отношений»18, а также тематического сборника «Элитное образование: мировой опыт и модель МГИМО»19.

Социологическая школа МГИМО уверенно смотрит в будущее. Об этом свидетельствует работа специализированного совета по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора (кандидата) социологических наук. Уже более 25 соискателям были присуждены искомые степени. Некоторые из них, в том числе доктора социологических наук В. П. Терин, С. В. Чугров, остались работать в МГИМО.

1. Францов Г. П. Исторические пути социальной мысли. М.: Мысль, 1965.

2. Георгий Павлович Францов (1903—1969). М.: Наука, 1974; Ашин Г. К., МельвильА. Ю., Шестопал А. В. Политическая наука: школа МГИМО // Полития. Анализ. Хроника. Прогноз. 2000. № 2. С. 192—200.

3. Шишкин А. Ф., Шварцман К. А. XX век и моральные ценности человечества. М.: Мысль, 1968.

4. Александр Шишкин [1902—1977]: Библиографический указатель, 1931—1979 / Сост. Т. В. Панфилова. Вильнюс: Б. и., 1983.; Ашин Г.К., Панфилова Т.В., Шестопал А. В. Г. П. Францов, А. Ф. Шишкин и философская школа МГИМО // Вопросы философии. 2003. № 10. С. 123-127.

5. Секция была создана в начале 1970-х годов по инициативе Д. В. Ермоленко, в 1980—1990-е годы ее работу возглавлял А. В. Шестопал. С 1993 года секция входит в состав Российского философского общества. См.: Мировое сообщество: философия политики и политические процессы. М.: Философское общество СССР, 1991; Власть. Политика. Дипломатия. Духовные основы внешней политики России: Материалы международной научной конференции. М.: Научная книга, 1997.

6. Юрий Александрович Замошкин (1927—1993)/Отв. ред. И. В.Тюлин; ред.: Л. Н. Митрохин, А. В. Шестопал. М.: МГИМО, 1998. (Выдающиеся ученые МГИМО-Университета МИД России; Вып. 1); Дмитрий Владимирович Ермоленко (1923—1986)/Отв. ред. И. Г. Тюлин; ред.: Г. К. Ашин, Б. С. Старостин, А. В. Шестопал. М.: МГИМО, 2000 (Выдающиеся ученые МГИМО-Университе-та МИД России; Вып. 2); Шишкин Александр Федорович (1902—1977) / Отв. ред. И. Г. Тюлин; ред.: Г. К. Ашин, Т. В. Панфилова, А. В. Шестопал. М.: МГИМО, 2003 (Выдающиеся ученые МГИМО-Университета МИД России; Вып. 5). В 2007 году вышло в свет второе, расширенное издание сборника, посвященного Ю. А. Замошкину, где сделана попытка осмыслить не только его жизнь и творчество, но и судьбу поколения, к которому он принадлежал.

7. См., напр.: Пространство и время в мировой политике и международных отношениях: Материалы 4-го Конвента РАМИ. В10 т. Т. 3: Время и пространство мировых религий и локальных культур. Локальные культуры и межцивилизационный диалог / Под общ. ред. А. Ю. Мельвиля; ред. тома В. С. Глаголев, А. В. Шестопал. М.: МГИМО-Университет, 2007.

8. Философия мировой политики: Актуальные проблемы / Под ред. Г. К. Ашина, А. В. Шестопала. М., 2000; Перспективы цивилизации: Философские проблемы: Учебное пособие / Под ред. Г. Ф. Хрустова, А. В. Шестопала; МГИМО(У) МИД России, кафедра философии. М.: МГИМО-Университет, 2009.

9. Практическая психология для дипломатов: Учебное пособие / Под общ. ред. Р. Ф. Додельцева. М.: МГИМО-Университет, 2007.

10. Хрустов Г. Ф. Теория факта / Под ред. Г. К. Ашина. М.: МГИМО-Университет, 2005.

11. Торкунов А. В. Фундаментальность в общественных науках // Независимая газета. 2007. 7 декабря. С. 11.

12. Зарубина Н. Н. Деньги и культура богатства: перспективы социальной ответственности бизнеса в условиях глобализации // Социологические исследования, 2008, № 10; Каргина И. Г. Самоидентификация верующих: социальная мотивация. (По материалам социологического исследования «Почему я не в церкви?») //Социологические исследования. М., 2004. № 1; Носкова А. В. Демографические тенденции и этнические процессы: специфика московского мегаполиса // Социальная политика и социология, 2008. № 2; Носкова А. В. Кризис семьи в России: глобальные процессы и исторические особенности демографического развития // Россия в глобальном мире: современные реалии и перспективы развития. Материалы XVIII Международного социального конгресса 25—26 ноября 2008 г. М.: Изд-во РГСУ, 2009.

13. Зарубина Н. Н. Социокультурные факторы хозяйственного развития: М. Вебер и современные теории модернизации. СПб.: Изд-во Русского христианского гуманитарного института, 1998; Зарубина Н. Н. Социально-культурные основы хозяйства и предпринимательства. М.: Магистр, 1998; Зарубина Н. Н. Бизнес в зеркале русской культуры. М.: Анкил, 2004; Зарубина Н. Н.

Социология хозяйственной жизни: проблемный анализ в глобальной перспективе. М.: Логос, 2006.

14. МнацаканянМ. О. Нации: психология, самосознание, национализм: (интегральная теория). 2-е изд., перераб. и доп. М.: Ан-кил, 1999; Мнацаканян М. О. Интегрализм и национальная общность: Новая этносоциологическая теория. М.: Анкил, 2001; Мнацаканян М. О. Нации и национализм: Социолия и психология национальной жизни. М.: ЮНИТИ, 2004; Мнацаканян М. О. Культуры. Этносы. Нации. М.: МГИМО-Университет, 2005.

15. Return of Pitirim Sorokin / Ed. by S. A. Kravchenko, N. E. Pokrovsky; Pitirim Sorokin-Nikolai Kondratieff International Institute; American University in Moscow. M., 2001.

16. Кравченко С. А., Мнацаканян М. О., Покровский Н. Е. Социология: парадигмы и темы: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Анкил, 1998 (работа удостоена премии им. Г. П. Францова); Кравченко С. А. Социологический энциклопедический англо-русский словарь = Sociological Encyclopedic English-Russian Dictionary. М.: РУССО, 2002; Кравченко С. А. Социологический энциклопедический русско-английский словарь = Sociological Encyclopedic Russian-English Dictionary. М.: АСТ; Астрель, 2004; Кравченко С. А. Социология: Парадигмы через призму социологического воображения: Учебник для вузов. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Экзамен, 2007; Кравченко С. А. Нелинейная социокультурная динамика: играизационный подход. М.: МГИ-МО-Университет, 2006; КравченкоС.А. Социология модерна и постмодерна в динамически меняющемся мире. М.: МГИМО-Университет, 2007; КравченкоС. А. Риски в нелинейном глоболокальном социуме. М.: Анкил, 2009.

17. Культура толерантности: Опыт дипломатии для решения современных управленческих проблем / Под общ. ред. И. Г.Тюли-на. М.: МГИМО-университет, 2004.

18. Духовные основы мирового сообщества и международных отношений. М.: МГИМО, 2000.

19. Элитное образование: мировой опыт и модель МГИМО: Сборник научных статей / Под ред. Г. К. Ашина, С. А. Кравченко. М.: МГИМО, 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.