Научная статья на тему 'Научные семинары-дискуссии как способ овладения риторической компетенцией'

Научные семинары-дискуссии как способ овладения риторической компетенцией Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
364
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / РИТОРИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО / НАУЧНЫЕ СЕМИНАРЫ-ДИСКУССИИ / НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР / COMMUNICATIVE COMPETENCES / RHETORICAL COMPETENCES / PUBLIC SPEAKING / SCIENTIFIC SEMINARSDISCUSSIONS / RESEARCH-AND-EDUCATION CENTER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Фомина Жанна Васильевна, Кулакова Анна Борисовна

Развитие коммуникативной компетентности молодых специалистов на сегодняшний день приобретает особую значимость. Поэтому актуальность рассматриваемой проблемы, касающейся овладения риторической компетенцией в процессе коммуникации, вполне обоснованна. В статье рассмотрены теоретические подходы к определению понятий «компетенция»,«коммуникант», «ораторское мастерство». Изложена структура коммуникативной компетенции. Показано, что современный подход в области подготовки научных кадров нацелен на развитие их компетентности. Сделан вывод о том, что существенную роль в формировании риторических компетенций играют публичные выступления. Институт социально-экономического развития территорий Российской академии наук осуществляет подготовку молодых учёных, используя активные методы обучения, которые направлены на развитие их риторической компетенции. Данная подготовка соответствует современным требованиям, предъявляемым новым образовательным стандартом. В статье описаны формы работы, применяемые и реализуемые в институте. Подробно описан алгоритм проведения научных семинаров-дискуссий, представлены основные динамические показатели их деятельности. Показаны перспективы дальнейшего проведения данных мероприятий среди молодых учёных. В статье сделан вывод о том, что в Институте социально-экономического развития территорий Российской академии наук сформирована продуктивная система работы с молодыми учёными, которая направлена на развитие риторической компетенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Scientific seminars-discussions as a way to acquire rhetorical competence

Development of young specialists’ communicative competence is of particular importance today. Therefore, the discussed issue, concerning the growing rhetorical competence acquirement in the communication process, is quite relevant. The article considers theoretical approaches to the definition of such concepts as “competence”, “communicant” and “public speeches”. It outlines the structure of communicative competence and reveals that the modern approach to scientific personnel training is aimed at the development of their competences. The conclusion is that public speeches play a significant role in the formation of rhetorical competencies. The Institute of Socio-Economic Development of Territories of the Russian Academy of Sciences teaches young scientists, using active learning methods, directed to their rhetorical competence development. This training corresponds to modern requirements of the new education standard. The article describes the study modes, applied and implemented at the Institute. It considers the algorithm of carrying out scientific seminars-discussions, presents the basic dynamic indicators performance and indicates their prospects. The article concludes that the Institute of Socio-Economic Development of Territories of the Russian Academy of Sciences has formed the productive system of work with young scientists, aimed to develop rhetorical competence.

Текст научной работы на тему «Научные семинары-дискуссии как способ овладения риторической компетенцией»

УДК 37.09(470.12) ББК 74.202(2Рос-4Вол)

© Фомина Ж.В., Кулакова А.Б.

НАУЧНЫЕ СЕМИНАРЫ-ДИСКУССИИ КАК СПОСОБ ОВЛАДЕНИЯ РИТОРИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИЕЙ

ФОМИНА ЖАННА ВАСИЛЬЕВНА

младший научный сотрудник отдела исследований влияния интеграционных процессов в науке и образовании на территориальное развитие Федеральное государственное бюджетное учреждение науки

Институт социально-экономического развития территорий Российской академии наук E-mail: vologdanoc@mail.ru

КУЛАКОВА АННА БОРИСОВНА

инженер-исследователь отдела исследований влияния интеграционных процессов в науке и образовании на территориальное развитие Федеральное государственное бюджетное учреждение науки

Институт социально-экономического развития территорий Российской академии наук E-mail: coolepik@yandex.ru

Развитие коммуникативной компетентности молодых специалистов на сегодняшний день приобретает особую значимость. Поэтому актуальность рассматриваемой проблемы, касающейся овладения риторической компетенцией в процессе коммуникации, вполне обоснованна.

В статье рассмотрены теоретические подходы к определению понятий «компетенция», «коммуникант», «ораторское мастерство». Изложена структура коммуникативной компетенции. Показано, что современный подход в области подготовки научных кадров нацелен на развитие их компетентности. Сделан вывод о том, что существенную роль в формировании риторических компетенций играют публичные выступления. Институт социально-экономического развития территорий Российской академии наук осуществляет подготовку молодых учёных, используя активные методы обучения, которые направлены на развитие их риторической компетенции. Данная подготовка соответствует современным требованиям, предъявляемым новым образовательным стандартом. В статье описаны формы работы, применяемые и реализуемые в институте. Подробно описан алгоритм проведения научных семинаров-дискуссий, представлены основные динамические показатели их деятельности. Показаны перспективы дальнейшего проведения данных мероприятий среди молодых учёных.

В статье сделан вывод о том, что в Институте социально-экономического развития территорий Российской академии наук сформирована продуктивная система работы с молодыми учёными, которая направлена на развитие риторической компетенции.

Коммуникативная компетентность, риторическая компетенция, ораторское искусство, научные семинары-дискуссии, научно-образовательный центр.

В современном научном пространстве коммуникативная компетентность занимает важное место. Формирование профессионализма не будет полным без умения анализировать все составляющие различных ситуаций речевого взаимодействия, применять стратегии и тактики кооперативного общения, что в конечном итоге обеспечивает эффективность коммуникации.

Успешная профессиональная деятельность возможна при условии приобретения специалистом системных знаний о речи как важнейшем инструменте воздействия, о применяемых в профессиональной сфере речевых жанрах, правилах эффективного общения, а также выработки в себе личностных качеств, обеспечивающих способность к продуктивному взаимодействию.

Из вышесказанного следует важный для нашего исследования вывод: коммуникативная компетентность является составной частью компетентностного подхода и влияет на формирование других видов компетенций.

Проблема формирования коммуникативной компетенции исследуется достаточно широко (Е.А. Быстрова, Т.К. Донская, Е.М. Верещагин, Е.В. Клюев,

Н.М. Шанский и др.), но не имеет однозначных решений. В соответствии с определением Е.А. Быстровой коммуникативная компетенция представляет собой способность и реальную готовность к общению адекватно целям, сферам и ситуациям общения, готовность к речевому взаимодействию и взаимопониманию. Коммуникативная компетенция включает в себя пять уровней, высшим из которых является риторическая компетенция (рис. 1) [2, с. 103].

В современной лингвистической литературе риторическая компетенция описывается как способность осознанно создавать, произносить и рефлексировать авторско-адресный текст речевого жанра в соответствии с целью и ситуацией публичного выступления. Она шире риторических знаний, т. к. включает в себя духовный мир личности, жанрово-стилистические особенности текстов как продуктов речевой деятельности и их функционирование.

В связи с этим наряду с другими областями деятельности наука как социокультурный феномен также ориентирована на продуктивное взаимодействие деятелей науки, что требует поддержки вхождения молодых учёных (аспирантов) в

РИТОРИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

РЕЧЕВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

ЯЗЫКОВАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ

Рис. 1. Структура коммуникативной компетенции ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ • ВЫП. 3 (71) • 2014

коммуникативную среду с целью расширения масштабов социально-профессионального сотрудничества с коллегами.

Чтобы эффективно взаимодействовать, аспирантам необходимо обладать достаточно развитой риторической компетенцией, умело применять коммуникативные технологии, быстро понимать намерения, настроения других людей, разбираться в их взаимоотношениях, хорошо помнить, держать в уме информацию о личных качествах разных людей и т. д. От этого зависит благоприятный морально-психологический климат в коллективе, гуманизм и демократизм общения, результативность установления контактов, эффективность взаимодействия, удовлетворённость своей деятельностью [4, с. 104].

Для молодого учёного приоритетным направлением деятельности является представление результатов своих исследований в форме публичных выступлений. С точки зрения современной науки начинающие ораторы должны обращать внимание на целый ряд факторов (рис. 2).

Одним из важных факторов в этом ряду является образ оратора. Установлено, что при первом восприятии оратора внимание слушателей распределяется следующим образом: 60% - кто оратор, что он из себя представляет; 30% - как

оратор говорит; 10% - что оратор говорит. Образ выступающего может серьёзно повлиять на восприятие того, что он говорит [1, с. 106].

Таким образом, риторическая компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности, определяющих способность к эффективному общению. Она соотносится с личностным ценностным отношением человека к кооперативному общению и с опытом общения, направленным на осуществление личностно и социально значимой продуктивной деятельности. Данные умения формируют готовность специалиста к выполнению профессиональной роли в той или иной области деятельности. А поскольку решение профессиональных задач во многих сферах невозможно без построения системы коммуникационных связей и эффективного общения, можно утверждать, что без формирования риторической компетенции невозможна полноценная подготовка специалиста.

Совершенствование системы подготовки специалистов высшей научной квалификации - одна из центральных задач, на решение которой направлена совместная деятельность представителей высшей школы, академической и отраслевой науки. В Институте социально-экономического развития территорий Российской

Рис. 2. Факторы формирования риторической компетенции

академии наук (далее - ИСЭРТ РАН) осуществляется организация комплексной целевой подготовки научных кадров в сфере экономики, управления и информационных технологий по непрерывной цепочке «школа - вуз - аспирантура» [6]. Подготовка научных кадров высшей квалификации через аспирантуру осуществляется в институте с 1997 года.

Системный подход к вопросам подготовки аспирантов в ИСЭРТ РАН включает в себя научно-исследовательскую работу, учебные занятия, стажировки, конференции, творческие семинары, участие в заседаниях дискуссионного клуба, экономического лектория и т. д.

Одним из ведущих направлений данного подхода является система проведения научных семинаров-дискуссий, которые представляют собой открытую площадку для обсуждения актуальных проблем и результатов исследований молодых учёных ИСЭРТ РАН. Подобные мероприятия способствуют формированию риторической компетенции выступающих, т. к. докладчик имеет возможность представить свой материал в форме публичного вы-

ступления, получить обратную связь от слушателей, а следовательно, развивать свои ораторские способности и риторическое мастерство.

С 2008 года на постоянной основе в рамках трёх научных школ (рис. 3) действуют научные семинары-дискуссии:

- «Региональная экономика и управление» (руководитель семинара - зам. директора, зав. отделом проблем социально-экономического развития и управления в территориальных системах д.э.н. Т.В. Ускова);

- «Социальная экономика» (руководитель семинара - зам. директора, зав. отделом исследования уровня и образа жизни населения д.э.н. А.А. Шабунова);

- «Стратегическое управление и инновационная экономика» (руководитель семинара - зав. отделом инновационной экономики к.э.н. С.В. Теребова);

- «Развитие интеллектуального потенциала региона» (руководитель семинара - зав. отделом исследований влияния интеграционных процессов в науке и образовании на территориальное развитие к.э.н. В.И. Попова);

Рис. 3. Научные школы ИСЭРТ РАН ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ • ВЫП. 3 (71) • 2014

- «Маркетинг научной продукции» (руководитель семинара - зав. отделом редакционно-издательской деятельности и научно-информационного обеспечения к.ф.н. О.В. Третьякова) [7, с. 37].

Выступающие готовят свои доклады согласно плану проведения заседаний научных семинаров-дискуссий. Предварительно текст работы передаётся двум рецензентам, которые оценивают доклад, отмечают достоинства и недостатки проведённого исследования, а также возможные перспективы дальнейшей работы по представленной тематике.

Во время проведения семинара присутствующие задают вопросы по данной проблеме, организуя дискуссию. В заключение выступает заведующий отделом, подводя итоги мероприятия.

Завершая семинар, участники заполняют анкету, оценивая проведение мероприятия по таким критериям, как актуальность, содержательность, доступность выступления, качество презентации и обсуждения. Эта процедура проводится с целью совершенствования организации проводимых научных семинаров-дискуссий в ИСЭРТ РАН.

Система научных семинаров-дискуссий в ИСЭРТ РАН с каждым годом улучшает свои показатели. Возрастает количество семинаров, их участников, повышается качество организации данных мероприятий (таблица).

Данные показатели свидетельствуют о том, что статус семинаров-дискуссий повышается: в период с 2010 по 2013 год количество проведённых семинаров увеличилось в 1,4 раза, а число их участников возросло в 1,5 раза, что говорит о целесообразности организации

подобных мероприятий, их практической значимости и популярности среди молодых учёных.

Согласно утверждённому плану в 2013 году было проведено 104 научных семинара-дискуссии. Их темы касались проблем инновационной экономики, развития территориального промышленного комплекса, малого и среднего бизнеса, региональной экономики и управления, туризма, вопросов ЖКХ, агропромышленного и лесопромышленного комплекса, бюджетной обеспеченности региона, торгово-экономической интеграции территорий, муниципального управления, социальной экономики, эффективности системы здравоохранения, социального здоровья, неравенства доходов населения и т. д. Всего в работе семинаров участвовали 1949 человек, из них из подразделений ИСЭРТ РАН - 1827 человек, студентов филиала СПбГЭУ в г. Вологде - 60 человек, обучающихся НОЦ - 62 человека. Средний балл проведённых мероприятий составил 8,9 по десятибалльной системе.

Масштабы проведения подобных мероприятий расширяются. Так, с 2012 года начал работу постоянный семинар-дискуссия «Маркетинг научной продукции» (руководитель семинара - зав. отделом редакционно-издательской деятельности и научно-информационного обеспечения к.ф.н. О.В. Третьякова). Система анкетирования по итогам семинаров является инструментом для качественной оценки проведённых мероприятий, лучшие из выступлений публикуются в издании «Научные семинары-дискуссии».

Подводя итог, следует отметить, что для молодых учёных ИСЭРТ РАН участие в научных семинарах-дискуссиях - это не

Таблица. Динамика показателей научных семинаров-дискуссий ИСЭРТ РАН в 2010 - 2013 гг.

Показатель 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.

Количество проведённых семинаров 75 88 105 104

Количество участников 1428 1756 2197 1949

Средний балл оценки семинаров-дискуссий 9,2 8,8 8,8 8,9

только способ повышения качества исследовательской работы, но и уникальная возможность развития коммуникативного потенциала личности, что в свою очередь позволяет более эффективно решать определённый класс профессиональных задач. Таким образом, можно говорить о необходимости уделять особое внимание формированию риторической компетенции, являющейся признаком высшего уровня коммуникации молодого учёного, и её развитию.

В связи с этим хотелось бы отметить перспективные направления, которые будут реализовываться в процессе дальнейшей организации и проведения научных семинаров-дискуссий:

- акцентирование тематики исследований на более глубоком исследовании и решении практических задач экономики региона;

- расширение круга привлечённых к участию в семинарах специалистов (не-

зависимых экспертов, студентов и преподавателей других вузов Вологодской области и т. д.);

- опИпе-трансляция семинаров, которая даст возможность участвовать в данных мероприятиях всем заинтересованным лицам;

- результаты исследований будут публиковаться на официальном сайте ИСЭРТ РАН.

Таким образом, риторическая компетенция является неотъемлемой частью профессиональной компетентности молодых учёных ИСЭРТ РАН, которая включает в себя развитие мотивации к исследовательской деятельности, стимулирование к написанию кандидатских диссертаций, усиление образовательного компонента за счёт увеличения количества учебных занятий. Необходимо отметить целесообразность реализации комплексной системы мероприятий по развитию коммуникативной компетентности и сопутствующих ей компетенций для молодых учёных.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баданина, Л. А. Риторическая компетенция как основа эффективной деятельности преподавателя

вуза [Текст] / Л. А. Баландина, Г. Ф. Кураченкова // Гуманитарные науки. - 2012. - № 4. - С. 102-108.

2. Быстрова, Е. А. Цели обучения русскому языку, или какую концепцию мы формируем на уроках

[Текст] / Е. А. Быстрова. - М. : Дрофа, 2004. - 213 с.

3. Донская, Т. К. Коммуникативная методика русского языка [Текст] / Т. К. Донская. - СПб. : Сударыня, 2000. - 189 с.

4. Егорихина, С. Ю. Формирование коммуникативной сферы молодых учёных [Текст] / С. Ю. Егорихина, В. И. Попова // Проблемы развития территории. - 2012. - № 3 (59). - С. 99-107.

5. Коджаспирова, Г. М. Педагогика [Текст] : учебник для вузов по педагогическим специальностям / Г. М. Коджаспирова. - М. : КНОРУС, 2010. - 752 с.

6. Кулакова, А. Б. Основные направления социально-психологического сопровождения адаптационного периода аспирантов [Текст] / А. Б. Кулакова // Образование и наука: современное состояние и перспективы развития : сб. материалов Междунар. научн.-практ. конф. - Тамбов, 2013. - С. 75-76.

7. Кулакова, А. Б. Эмоциональное состояние как фактор успешности учебной и профессиональной деятельности обучающихся [Электронный ресурс] / А. Б. Кулакова, И. А. Королева / Вопросы развития территории. - 2013. - № 4. - Режим доступа : http://vtr.isert-ran.ru/?module=Artides&actюn=view& aid=2935

8. Научно-образовательный центр ИСЭРТ РАН: 10 лет. От идеи до реализации [Текст] : в 2-х кн. / В. А. Ильин, А. А. Шабунова, В. И. Попова, Г. В. Леонидова, О. Ю. Гарманова, С. Ю. Егорихина, И. А. Королева, А. Б. Кулакова, Ж. В. Фомина. - Вологда : ИСЭРТ РАН, 2013. - Кн. 2 : Подсистема дополнительного школьного образования. - 126 с.

9. Фомина, Ж. В. Применение технологии проблемного обучения в системе экономического образования школьников [Текст] / Ж. В. Фомина, В. И. Попова // Проблемы развития территории. - 2013. -№ 5 (67). - С. 80-87.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Фомина Жанна Васильевна - младший научный сотрудник отдела исследований влияния интеграционных процессов в науке и образовании на территориальное развитие. Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт социально-экономического развития территорий Российской академии наук. Россия, 160014, г. Вологда, ул. Горького д. 56а. E-mail: vologdanoc@mail.ru. Тел.: (8172) 59-78-10.

Кулакова Анна Борисовна - инженер-исследователь отдела исследований влияния интеграционных процессов в науке и образовании на территориальное развитие. Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт социально-экономического развития территорий Российской академии наук. Россия, 160014, г. Вологда, ул. Горького, д. 56а. E-mail: coolepik@yandex.ru. Тел.: (8172) 59-78-10.

Zh.V. Fomina, A.B.Kulakova

SCIENTIFIC SEMINARS-DISCUSSIONS AS A WAY TO ACQUIRE RHETORICAL COMPETENCE

Development of young specialists' communicative competence is of particular importance today. Therefore, the discussed issue, concerning the growing rhetorical competence acquirement in the communication process, is quite relevant.

The article considers theoretical approaches to the definition of such concepts as "competence", "communicant" and "public speeches". It outlines the structure of communicative competence and reveals that the modern approach to scientific personnel training is aimed at the development of their competences. The conclusion is that public speeches play a significant role in the formation of rhetorical competencies.

The Institute of Socio-Economic Development of Territories of the Russian Academy of Sciences teaches young scientists, using active learning methods, directed to their rhetorical competence development. This training corresponds to modern requirements of the new education standard. The article describes the study modes, applied and implemented at the Institute. It considers the algorithm of carrying out scientific seminars-discussions, presents the basic dynamic indicators performance and indicates their prospects.

The article concludes that the Institute of Socio-Economic Development of Territories of the Russian Academy of Sciences has formed the productive system of work with young scientists, aimed to develop rhetorical competence.

Communicative competences, rhetorical competences, public speaking, scientific seminars-discussions, Research-and-Education Center.

REFERENCES

1. Badanina L. A., Kurachenkova G. F. Ritoricheskaya kompetentsiya kak osnova effektivnoi deyatel'nosti prepo-davatelya vuza [Rhetorical Competence as the Basis for Effective Activity of a University Teacher]. Gumanitar-nye nauki [Humanities], 2012, no. 4, pp. 102-108.

2. Bystrova E. A. Tseli obucheniya russkomuyazyku, ili kakuyu kontseptsiyu my formiruem na urokakh [The Objectives of Teaching Russian, or What Is the Concept that We Build at Lessons]. Moscow: Drofa, 2004. 213 p.

3. Donskaya T. K. Kommunikativnaya metodika russkogo yazyka [Communicative Methodology of the Russian Language]. Saint Petersburg: Sudarynya, 2000. 189 p.

4. Egorikhina S. Yu. Popova V. I. Formirovanie kommunikativnoi sfery molodykh uchenykh [The Competency Building Approach in the Formation of Young Scientists’ Communicative Sphere]. Problemy razvitiya territorii [Problems of Development of Territories], 2012, no. 3 (59), pp. 99-107.

5. Kodzhaspirova G. M. Pedagogika: uchebnik dlya vuzov po pedagogicheskim spetsial’nostyam [Pedagogy: Textbook for University Students in Pedagogical Specialties]. Moscow: KNORUS, 2010. 752 p.

6. Kulakova A. B. Osnovnye napravleniya sotsial'no-psikhologicheskogo soprovozhdeniya adaptatsionnogo perioda aspirantov [Main Directions of the Socio-Psychological Adaptation Period of Graduate Students]. Ob-razovanie i nauka: sovremennoe sostoyanie i perspektivy razvitiya: sb. materialov mezhdunar. nauchn.-prakt. konf. [Education and Science: Modern State and Development Prospects: Proceedings of the International Research-to-Practice Conference], Tambov, 2013, pp. 75-76.

7. Kulakova A. B., Koroleva I. A. Emotsional’noe sostoyanie kak faktor uspeshnosti uchebnoi i professional’noi deyatel’nosti obuchayushchikhsya [Emotional Condition as a Success Factor of Students’ Educational and Professional Activity]. Voprosy razvitiya territorii [Territorial Development Issues], 2013, no. 4. Available at: http://vtr.isert-ran.ru/?module=Articles&action=view&aid=2935

8. Ilyin V A., Shabunova A. A., Popova V. I, Leonidova G. V., Garmanova O. Yu., Egorikhina S. Yu., Koroleva I. A., Kulakova A. B., Fomina Zh. V. Nauchno-obrazovatel'nyi tsentr ISERT RAN: 10 let. Ot idei do realizatsii: v 2-kh kn. Kn. 2: Podsistema dopolnitel’nogo shkol’nogo obrazovaniya [ISEDT RAS Research and Education Centre: 10 Years. From Inception to Implementation. Book 2: Subsystem of Postgraduate Studies]. Vologda: ISERT RAN, 2013. 126 p.

9. Fomina Zh. V., Popova V. I. Primenenie tekhnologii problemnogo obucheniya v sisteme ekonomicheskogo obrazovaniya shkol’nikov [Application of Problem-Based Learning Technology in the System of Schoolchildren Economic Education]. Problemy razvitiya territorii [Problems of Development of Territories], 2013, no. 5 (67), pp. 80-87.

INFORMATION ABOUT THE AUTORS

Fomina Zhanna Vasil'evna - Junior Research Associate at the Department for the Studies of the Influence of Integration Processes in Science and Education on Territorial Development. Federal State-Financed Scientific Institution the Institute of Socio-Economic Development of Territories of the Russian Academy of Sciences. 56A, Gorky Street, Vologda, 160014, Russia. E-mail: vologdanoc@mail.ru. Phone: +7(8172) 59-78-10.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Kulakova Anna Borisovna - Research Engineer at the Department for the Studies of the Influence of Integration Processes in Science and Education on Territorial Development. Federal State-Financed Scientific Institution the Institute of Socio-Economic Development of Territories of the Russian Academy of Sciences. 56A, Gorky Street, Vologda, 160014, Russia. E-mail: coolepik@yandex.ru. Phone: +7(8172) 59-78-10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.