Научная статья на тему 'НАУЧНЫЕ ПРИНЦИПЫ КОНТРОЛЯ УТОМЛЕНИЯ ЛЕТНОГО СОСТАВА'

НАУЧНЫЕ ПРИНЦИПЫ КОНТРОЛЯ УТОМЛЕНИЯ ЛЕТНОГО СОСТАВА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
281
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
безопасность полетов / усталость / утомляемость летного состава. / flight safety / fatigue / pilots fatigue.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сметанина Кира Евгеньевна

в статье анализируются проблема утомления летного состава и научные принципы контроля утомляемости. Рассматривается влияние фактора утомления на организацию и планирование летной работы. Утомление рассматривается как фактор, влияющий на безопасность полетов. Анализируются случаи влияния фактора утомления на ход выполнения летной работы. Статистические данные об авиационных происшествиях и инцидентах дают возможность сделать выводы, что утомление летного состава является частым событием в летной деятельности, а вероятность его перехода в авиационные происшествия достаточно высока.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Сметанина Кира Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SCIENTIFIC PRINCIPLES OF CONTROL OF FATIGUE OF FLIGHT CREW

the article analyzes the problem of flight personnel fatigue and the scientific principles of fatigue control. The influence of the fatigue factor on the organization and planning of flight work is considered. Fatigue is considered as a factor affecting flight safety. Cases of the influence of the fatigue factor on the course of flight work are analyzed. Statistical data on aviation accidents and incidents make it possible to conclude that flight crew fatigue is a frequent event in flight activity, and the probability of their transition to aviation accidents is quite high.

Текст научной работы на тему «НАУЧНЫЕ ПРИНЦИПЫ КОНТРОЛЯ УТОМЛЕНИЯ ЛЕТНОГО СОСТАВА»

THE SCIENTIFIC PRINCIPLES OF CONTROL OF FATIGUE OF FLIGHT

CREW

Smetanina K-Е. (Russian Federation)

Smetanina Kira Evgenevna - Student, DEPARTMENT OF FLIGHT OPERATION AND FLIGHT SAFETY OF CIVIL AVIATION,

HIGHER SCHOOL OF AIRNAVIGATION, SAINT-PETERSBURG STATE UNIVERSITY OF CIVIL AVIATION, SAINT-PETERSBURG

Abstract: the article analyzes the problem of flight personnel fatigue and the scientific principles of fatigue control. The influence of the fatigue factor on the organization and planning of flight work is considered. Fatigue is considered as a factor affecting flight safety. Cases of the influence of the fatigue factor on the course of flight work are analyzed. Statistical data on aviation accidents and incidents make it possible to conclude that flight crew fatigue is a frequent event in flight activity, and the probability of their transition to aviation accidents is quite high.

Keywords: flight safety, fatigue, pilots fatigue.

НАУЧНЫЕ ПРИНЦИПЫ КОНТРОЛЯ УТОМЛЕНИЯ ЛЕТНОГО СОСТАВА Сметанина К.Е. (Российская Федерация)

Сметанина Кира Евгеньевна - студент, кафедра летной эксплуатации и безопасности полетов в гражданской авиации, Высшая Школа аэронавигации Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации, г. Санкт-Петербург

Аннотация: в статье анализируются проблема утомления летного состава и научные принципы контроля утомляемости. Рассматривается влияние фактора утомления на организацию и планирование летной работы. Утомление рассматривается как фактор, влияющий на безопасность полетов. Анализируются случаи влияния фактора утомления на ход выполнения летной работы. Статистические данные об авиационных происшествиях и инцидентах дают возможность сделать выводы, что утомление летного состава является частым событием в летной деятельности, а вероятность его перехода в авиационные происшествия достаточно высока. Ключевые слова: безопасность полетов, усталость, утомляемость летного состава.

Возрастающие требования к качеству и эффективности работы летных экипажей положительно сказываются на производственных показателях - увеличивается рост авиаперевозок, повышается рейтинг эксплуатантов, но все это невозможно без грамотного учета человеческого фактора в этой отрасли и научно обоснованных принципов организации летной работы.

Вопрос утомления летного состава и учет этого фактора в организации работы экипажей - важнейшая составляющая управления летной работой. Стремительно и динамично развивающая авиатранспортная отрасль диктует необходимость пересмотра существующих принципов планирования работы летного состава, принимая во внимание факторы окружающей среды и физиологических особенностей отдельно взятой личности.

Общество современного мира стремительно меняется - все больший слой населения может позволить себе воспользоваться услугами авиаперевозчиков. Соответственно, такой рост не пропорционален соответствующим необходимым изменениям в области организации работы авиационного персонала. Возрастает рабочая нагрузка на летный состав.

В авиационной медицине изучено влияние на развитие утомления различных факторов летной деятельности.

Так, экипажи ближнемагистральных рейсов сталкиваются с усталостью из-за выполнения нескольких рейсов за один день и недосыпания из-за раннего начала рабочих смен. Также на усталость летного состава влияет минимальная продолжительность периодов отдыха между рейсами, высока вероятность ошибки пилотирования или принятия неверных решений, в особенности, если полеты усложняются метеорологическими условиями.

Под утомлением понимают изменения в физическом и психическом состоянии экипажа, которые развиваются в результате профессиональной деятельности, также на утомляемость влияет неправильно организованный процесс отдыха экипажей. Утомление - это естественный физиологический процесс, оно может быть кратковременным. Накопленное утомление может вызвать более серьезные последствия. Это, в конечном счете, влияет на продуктивность, безопасность и экономичность труда, физическое и ментальное здоровье отдельно взятого специалиста летного подразделения эксплуатанта. Безопасность

полетов является главным стимулом решения проблемы утомления летных экипажей.

Проблема утомления ставит перед собой задачу необходимости анализа текущих условий организации работы и планирования полетов летных экипажей и внесения, по необходимости, определенных корректив в этом направлении.

О негативных последствиях чрезмерного утомления неоднократно упоминают специалисты в области психофизиологии, ученые отмечают влияние утомления на здоровье человека. В лабораторных исследованиях используется ряд объективных тестов работоспособности. При этом в лабораторных условиях, как правило, тестируется индивидуальная работоспособность, а не общая функциональность экипажа. Существуют различные методы контроля и оценки психофизиологического состояния пилотов. Одним из тестов работоспособности, соответствующих данным критериям, является задание на психомоторную бдительность, или PVT.

Еще один из применяемых методов исследований утомления - полисомнография. Полисомнография является общепринятым стандартом мониторинга сна и на данный момент единственным методом получения достоверной информации о внутренней структуре и качестве сна.

Помимо мониторинга сна, полисомнография может применяться для контроля активности по доминирующим частотам мозговых волн и характеру непроизвольных медленных движений глаз, сопровождающих приступы сонливости.

Следующий метод - мониторинг цикла циркадных биологических часов. Цикл циркадных биологических часов играет определяющую роль в формировании утомляемости, но с трудом поддается мониторингу в ходе летной эксплуатации. В лабораторных условиях мониторинг цикла циркадных биологических часов, как правило, осуществляется путем измерения двух внешних биоритмов, управляемых данным циклом:

1. суточного ритма изменения температуры тела;

2. суточного ритма изменения уровня гормона мелатонина.

Очевидно, что потеря контроля за обстановкой даже на короткое время несет большую угрозу безопасности полетов. Утомление развивается к концу рабочего времени у любого человека, но, с точки зрения безопасности полетов, важно определить ту его степень, которая начинает существенно влиять на деятельность летного состава и достигать которой не должны.

Список литературы /References

1. Лушкин А.М. Утомление как фактор опасности для безопасности полетов / А.М. Лушкин, И.Н. Кормилицына. М: АСТ, 2017. 10 с;

2. Родионов О.Н. Влияние увеличения полетного времени на здоровье летного состава гражданской авиации // Медицина труда и промышленная экология, 2008. № 4. С. 43-47;

3. Зибарев Е.В., Иммель О.В., Никонова С.М. Напряженность труда и утомление пилотов гражданской авиации на современных типах воздушных судов // Медицина труда и промышленная экология, 2019. Т. 59. № 9. С. 630-632.

4. Gander P.H. et al. Crew factors in flight operations II: psychophysiological responses to short-haul air transport operations, 1994.

5. Honn K.A., SatterfieldB.C., McCauley P., Caldwell J.L., Van Dongen H.P. Fatiguing effect of multiple takeoffs and landings in regional airline operations. Accid Anal Prev., 2016;86:199-208.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.