Научная статья на тему 'Научные предвидения Е. П. Блаватской'

Научные предвидения Е. П. Блаватской Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
831
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Научные предвидения Е. П. Блаватской»

Ю.И.ДОЛГИН

НАУЧНЫЕ ПРЕДВИДЕНИЯ Е.П.БЛАВАТСКОЙ1

«Ни одна великая истина никогда не была принята a priori, и обычно проходило столетие или два, прежде чем проблески её начинали вспыхивать в человеческом сознании как возможная правда... <...> И настоящий труд будет оправдан частично или целиком лишь в двадцатом столетии»1 2.

Так писала Елена Петровна Блаватская более ста лет тому назад, пророчески предвидя сроки признания тех истин, которые она принесла миру в главном труде своей жизни — «Тайной Доктрине».

Во второй половине XIX века наука, в полном сознании своего превосходства над ниспровергнутой религией, приближалась, по мнению её корифеев, в общих чертах к абсолютному завершению. Оставалось согласовать некоторые мелкие неувязки и заштопать кое-какие прорехи. (Совсем как во второй половине XX века, накануне предполагаемого построения единой физической теории, по сей день не открытой.)

На этом фоне учёной самоуспокоенности и самодовольства резким диссонансом прозвучало возмутительное откровение Блаватской, подрывающее, казалось бы, несокрушимый бастион аксиом и догм науки Нового времени.

1 Публикуется по: Вестник теософии. 1992. № 1. С.41-44.

2 Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. В 2 т. Т. II. М., 1991. С.552.

239

Научное осмысление идей Е.П.Блаватской

Теософия Блаватской воевала не с наукой, а с монополией того научного направления, которое в наше время привело человечество на грань глобальной катастрофы.

Теософия Блаватской призывала не к возврату седой старины, а к пересмотру полузабытого-полуокарикатуренного старого, в котором содержится, как в драгоценном ларце за семью замками, очень многое, если не всё лучшее, новое.

Блаватская, не отрицая необходимости проектирования, так сказать, аэродинамического крыла науки, предостерегала, что на одном крыле наука далеко не улетит; надлежит срочно позаботиться и о другом крыле — раскрытии беспредельной энергии духа — вечном двигателе, известном всем посвящённым мыслителям древности, отчасти памятном в эпоху средневековья и безнадёжно забытом прагматично-утилитарной наукой Нового времени.

С неукротимым темпераментом и полемическим задором Блаватская обрушилась в «Тайной Доктрине» на теорию Дарвина, усомнилась в законе тяготения Ньютона. «Когда-нибудь будет найдено, что <...> эта научная гипотеза неудовлетворительна... <...> Мы называем силы, действующие под этим названием, следствиями, и даже весьма второстепенными. <...> .Тяготения не существует; во всяком случае, не в том виде, как учит наука.»1

Крупнейшие киты физики и биологии попали под её обстрел.

Блаватская реабилитировала Древнюю Мудрость, величайшими выразителями которой были Гермес Трисмегист, Пифагор и Платон. Но её критика авторитетов науки XIX века не опровержение теории естественного отбора и закона тяготения, а прозорливое предвидение недостаточности их.

Как показало дальнейшее, ньютонианское представление о мироздании справедливо в рамках частного случая

1 Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. В 2 т. Т. I. М., 1991. С.608, 618.

240

Ю.И.Долгин. Научные предвидения Е.П.Блаватской

концепции Эйнштейна. Закон всемирного тяготения интерпретируется теорией относительности через искривление пространства.

В недавние годы выяснилось: объяснить происхождение жизни и разума случайным сочетанием элементов запрещает теория вероятностей: не хватает ни периода существования Земли, ни степени перебора вариантов.

Эволюционная же теория Дарвина односторонне прямолинейна: наряду с эволюцией действует, как предвосхитила Блаватская в «Доктрине», инволюция...

Вообще, методологически, все дилеммы в науке и в философии дефектны, ибо существо дилеммы «или-или» — порождение плоской логики Аристотеля — нежизнеспособно.

Нет дилеммы «или сверхъестественный акт творения, или естественный отбор», как нет дилеммы «свет — или волновой процесс, или дискретный».

Последняя дилемма — предмет спора между Ньютоном и Лейбницем, завершившегося когда-то в пользу Ньютона (временное торжество волновой теории), а в 20-е гг. нашего века, в учёном поединке Гейзенберга с де Бройлем, — вничью; было доказано — свет имеет и волновую, и дискретную природу.

Однако за полвека до этого кардинального открытия, означавшего переворот в физике, Блаватская знала, что дилеммы нет:

«Теория волн или корпускулярная теория — всё одно. Ибо это есть суждения на основании аспекта феномена, но не на основании знания сущности природы причины и причин»1.

Увеличивающие скорость движения (вплоть до субсветовой) галактики на горизонте расширяющейся Вселенной?

Сие в принципе Блаватской было известно: «.Всё во Вселенной, так же как и сама Вселенная, образуется (“создаётся”),

1 Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. В 2 т. Т. I. М., 1991. С.658.

241

Научное осмысление идей Е.П.Блаватской

в течение её периодических проявлений в пределах феноменального Мира, ускоренным Движением...»1

Новейшая гипотеза тождества микро- и макромиров, относительного понятия масштабов, уравнивающего элементарную частицу с астрономическим миром?

Гениальная провидица 80-х гг. XIX века писала так: «.Каждый атом Вселенной <...> является Вселенной в себе самом и для себя»1 2.

«Термин “Монада” может быть одинаково применён как к обширнейшей Солнечной системе, так и к малейшему атому»3.

Ключ к загадке пришельцев-гуманоидов, таинственных появлений их и мгновенных исчезновений предлагает нам Блаватская в следующей удивительной многомерной картине взаимопроникновения миров:

«Существуют миллионы и миллионы миров, <...> видимых нами; и ещё большее число их за пределами Миров, видимых телескопом, и многие из последнего вида не принадлежат к нашей объективной сфере существования. .Они с нами, вблизи нас, внутри нашего собственного мира, такого же объективного и материального для их соответствующих обитателей, как наш мир для нас. <.> Обитатели их <.> могут <.> проходить через нас и вокруг нас, как бы сквозь пустое пространство, их жилища и страны переплетаются с нашими, тем не менее, не мешают нашему зрению.»4

Человечество последовательно систематизировало представление о мире и форме геоцентризма, гелиоцентризма, га-лактизма, метагалактизма.

1 Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. В 2 т. Т. II. М., 1991. С.692.

2 Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. В 2 т. Т. I. М., 1991. С.155.

3 Там же. С.56-57.

4 Там же. С.756-757.

242

Ю.И.Долгин. Научные предвидения Е.П.Блаватской

По мнению Шепли, «пятое приспособление мыслимо в области психологии или в мире “антиматерии”».

Идея Шепли удивительно перекликается — и по букве, и по смыслу — с предсказаниями Блаватской: «Наша Пятая Раса спешно приближается к Пятому Элементу — назовите его, если хотите, междупланетным эфиром, — который, однако, имеет больше отношения к психологии, нежели к физике»1.

Речь идёт о психической энергии, овладение которой даст грядущему человечеству силу, превосходящую все чаяния, связанные с термоядерной энергией...

Натуральный ряд чисел движется не от нуля к бесконечности, а от нуля к нулю, ибо Космогонический Цикл конечен, и бесконечности вообще нет в природе.

Здесь необходимо отметить: 1) Блаватская вместо прямолинейного евклидового ряда чисел, уходящего в дурную бесконечность, т.е. в бессодержательную бесконечность, предполагает цикличный натуральный ряд, аналог которого окружность, а точнее — виток спирали; 2) Космогония принципиально отождествляется с натуральным рядом чисел, замкнутым в цикл от единицы до нуля. (Единица — действенное начало, а Нуль — пассивное. Можно предположить формулу «от нуля до нуля» и формулу «от единицы до нуля»). Прообраз современной космологической модели пульсирующей Вселенной впервые выдвинут Блаватской в комментариях к манускрипту глубочайшей древности — «Книге Дзиан» (Т[айная] Д[октрина], т. 1).

Задолго до работ астрофизика-космолога А.Л.Зельманова об относительности конечного и бесконечного, их совместной истинности в протяжённости и в длительности Вселенной, Блаватская с поразительной научной интуицией предвещала: «.Несмотря на то, что материальный мир для нас беспределен, он всё же конечен.»1 2

1 Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. В 2 т. Т. II. М., 1991. С.172.

2 Блаватская Е.П. Разоблачённая Изида. В 2 т. Т. I. М., 1993. С.66.

243

Научное осмысление идей Е.П.Блаватской

Говоря о монадах (в лейбницевском и оккультном аспекте), Блаватская диалектически утверждает предельное в беспредельном: «...Число их предельно, как и всё в этой Вселенной дифференциации и предельности»1.

Блаватская нарушила традиционное представление о пустоте, категорически заявив, что пустоты в природе нет.

Только в середине XX века парадоксальное утверждение Блаватской получило научное признание: вакуум — виртуальное средоточие колоссальных энергий.

Вот ещё пример подтвердившегося совсем недавно откровения: «.Солнце, при каждом своём обороте сокращается также ритмично, как человеческое сердце. Только <...> солнечная кровь требует десять своих лет для кругового оборота и целый год, чтобы пройти через полости сердца, прежде нежели она омоет лёгкие, чтобы вернуться затем в большие артерии и вены Системы»1 2.

Физика Солнца за последние десятилетия сделала большие успехи и значительно приблизилась к пониманию нашего Светила как ритмично пульсирующего живого органа. Мы узнали: Солнце дышит! Но и это знала великая провидица!..

Ультразвук вошёл в науку в XX веке, а Блаватская в 1888 году вдохновенно предвещала:

«Мы <...> утверждаем, что Звук есть <...> страшная оккультная сила. Звук может быть произведён такого свойства, что пирамида Хеопса поднялась бы на воздух. <.> Это есть вибрационная сила. <.> Атомы в Оккультизме называют Вибрациями, также Звуком — коллективно»3.

А предупреждение об экологическом неблагополучии на Земле?..

1 Блаватская Е.П. Тайная Доктрина. В 2 т. Т. I. М., 1991. С.226.

2 Там же. С.674.

3 Там же. С. 692, 701, 792.

244

Ю.И.Долгин. Научные предвидения Е.П.Блаватской

И в заключение нашего краткого обзора мы можем с удовлетворением отметить то, что, по свидетельству обобщающих разработок в теоретической физике последних лет, наука — хочет она того или не хочет, волей или неволей, ползком или прыжком — движется в направлении теософии, точно так же, как движется к синтезу отдельных разрозненных дисциплин, в конечном счёте — к синтезу с этикой и религией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.