Научная статья на тему 'НАУЧНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДРЕВНИХ МАЙЯ'

НАУЧНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДРЕВНИХ МАЙЯ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
340
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДРЕВНЯЯ МЕЗОАМЕРИКА / СТАРЫЙ СВЕТ / КУЛЬТЫ / МОДЕЛЬ МИРА / АРХЕОАСТРОНОМИЯ / МИФОЛОГИЯ / ДУАЛИСТИЧНОСТЬ КОСМОСА МАЙЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Рябова Дарья Ю.

Статья посвящена анализу научных, календарно-астрономических и религиозных представлений, их форме репрезентации в древней Мезоамерике в сопоставлении с результатами аналогичных феноменов Старого Света, представленных в виде культов. Данное направление выбрано неслучайно, поскольку научные знания древности, преподносившиеся в форме мифов и обрядов, религиозных представлений были заложены в основу формирования определенной картины мира. Ключевую роль в данном процессе сыграла одна из наиболее развитых общностей доколумбового периода - древняя цивилизация майя, которая благодаря своим математическим расчетам и астрономическим наблюдениям даровала современной науке новую модель мира и значительный интерес к изучению археоастрономии в целом. Работа опирается на данные дешифрованных Ю.В. Кнорозовым рукописей майя, благодаря которым стала ясна сущность многих аспектов мифологии майя. В статье также проанализирован эпос киче «Пополь-Вух», который содержит в себе образы религиозных верований и отражает представления о дуалистичности космоса у народа майя, что позволяет проанализировать мифы древней цивилизации о возникновении человека и истории его существования. Немаловажным источником стал также труд миссионера-францисканца Диего де Ланды - «Сообщение о делах в Юкатане».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC VIEWS OF THE ANCIENT MAYA

The article focuses on the analysis of scientific, calendar-astronomical and religious concepts and their form of representation in ancient Mesoamerica in comparison with the results of similar phenomena of the Old World, presented as cults. This direction of the research wasn’t chosen by chance, since the scientific concepts of antiquity, presented in the form of myths and rituals, religious beliefs were the basis for the formation of a certain model of the world. A key role in this process was played by one of the most developed societies of the pre-Columbian period, the ancient Maya civilization, which through its mathematical calculations and astronomical observations gave modern science a new model of the world and considerable interest in the study of archaeoastronomy in general. In turn, the work is based on a source base, such as the Maya manuscripts deciphered by Y.V. Knorozov, which clarified the essence of many aspects of Maya mythology. The article also analyzed the Kiche epos Popol-Vuh , which contains patterns of religious beliefs and reflects the duality of the cosmos among the Maya, which allows us to analyze the myths of the ancient civilization of human origin and the history of his existence. The work of the Franciscan missionary Diego de Landa Account of the Affairs of the Yucatan was also an important source.

Текст научной работы на тему «НАУЧНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДРЕВНИХ МАЙЯ»

УДК 94(399.7) ББК 63.3(7)2-9

Д.Ю. Рябова

Научные представления древних майя

Статья посвящена анализу научных, календарно-астрономических и религиозных представлений, их форме репрезентации в древней Ме-зоамерике в сопоставлении с результатами аналогичных феноменов Старого Света, представленных в виде культов. Данное направление выбрано неслучайно, поскольку научные знания древности, преподносившиеся в форме мифов и обрядов, религиозных представлений были заложены в основу формирования определенной картины мира. Ключевую роль в данном процессе сыграла одна из наиболее развитых общностей доколумбового периода - древняя цивилизация майя, которая благодаря своим математическим расчетам и астрономическим наблюдениям даровала современной науке новую модель мира и значительный интерес к изучению археоастрономии в целом. Работа опирается на данные дешифрованных Ю.В. Кнорозовым рукописей майя, благодаря которым стала ясна сущность многих аспектов мифологии майя. В статье также проанализирован эпос киче «Пополь-Вух», который содержит в себе образы религиозных верований и отражает представления о дуалистичности космоса у народа майя, что позволяет проанализировать мифы древней цивилизации о возникновении человека и истории его существования. Немаловажным источником стал также труд миссионера-францисканца Диего де Ланды - «Сообщение о делах в Юкатане».

Ключевые слова: древняя Мезоамерика, Старый Свет, культы, модель мира, археоастрономия, мифология, дуалистичность космоса майя

Мифология (как форма человеческого сознания) и религиозные представления различных народов древности являлись основным источником получения информации. Более века назад этнографами была выявлена закономерность - единообразие культов и идентичность их генезисов1. Создание культов и поклонение им оказало большое влияние на формирование, а впоследствии на пересмотр религиозной картины мира, на процесс формирования сознания как одного человека, так и человеческих сообществ.

© Рябова Д.Ю., 2022

Леви-Брюль Л. Первобытное мышление / Пер. с фр. Б.И. Шаревской. М., 2015. 430 с.

Фрезер Дж. Дж. Золотая ветвь. Исследование магии и религии / Пер. с англ. М.К. Рыклина. М., 2017. 799 с.

Ключевым для вышеуказанной картины мира является культ предков, который получил повсеместное распространение и вызвал достаточное количество споров между этнографами: Герберт Спенсер2 утверждал, что именно данный культ являлся основой религии, так как человек открыл в себе существование души благодаря концепции смерти, откуда свое начало взял анимизм (основа религий)3. Это утверждение впоследствии было подвергнуто критике со стороны других ученых, в числе которых был российский этнограф Лев Яковлевич Штернберг4.

Анимистическое восприятие мира имело широкое распространение. Из одухотворения неодушевленной природы возник культ камней, скал и гор, который занимал особое место в религиозной жизни жителей Древнего Египта. Особое место в ряде культов было уделено растениям и деревьям, так как они имели свойство возрождаться. Большой популярностью данный культ пользовался среди древних греков. Так, согласно мнению Л. Фарнелла5, первого историка, чье внимание привлекла религия Греции, культ деревьев у данного народа был как самым первым, так и самым последним. Позже такая же тенденция возникает и у народов южной и Центральной Азии, а именно у индусов, для которых цветок лотоса по сей день является символом силы.

Как и другие религиозные представления, культ растений со временем прошел несколько стадий эволюции. Пик его популярности был связан с идеей мирового древа, которое для всех народов являлось моделью организации пространства (вертикальная и пространственная, олицетворяющая стороны света). Для каждого общества оно имело определенный вид и функцию: жители Вавилонии отожествляли его с Раем, для древних майя мировое древо было связующим звеном верхнего и подземного миров, где после смерти душа умершего человека вела такую же жизнь, как и в мире живых6.

Следующим по своему распространению являлся культ животных (который проявлялся, в частности, в тотемизме), поскольку люди воспринимали их как себе подобных. Их считали богами, поклонялись, делая подношения, возводили храмы, что впоследствии привело к оформлению определенных научных знаний, которые в первую очередь были заложены в астрономический аспект: созвездия. Данная эндемика являлась универсальной для всех народов древности, в том числе для цивилизации майя.

Стоит отметить, что народы Древнего мира придавали религиозное значение не только материальным объектам на земле. Они по-особому относились к воздушной сфере, составляющей небесный свод. Древние общества имели достаточно глубокие практичные астрономические знания. Больше всего внимания они уделяли крупным светилам: Солнцу и Луне, а также другим планетам, которым также со временем начали поклоняться. Данные объекты также являлись олицетворением живых существ. Это анимистическое представление сохраняется в Древнем Египте, Вавилоне и других странах до самых поздних времен.

В представлениях всех древних обществ существовали знания о Солнце и Луне как о парных существах, причем одно из светил

Спенсер Г. Основания социологии. СПб.: Тип. В. Демако-ва, 1876. Т. 1. 505 с. Тэйпор Э. Первобытная культура / Пер. с англ., вступ. ст. В. Никольского. М., 2009. 464 с. Штернберг Л.Я. Первобытная религия в свете этнографии: Исследования, статьи, лекции / Под ред. Я.П. Аль-кора. М., 2018. 592 с. Farnell Lewis Richard. The Cults of the Greek States. [б. м.]. 1896 [Электронный ресурс]. URL: https://books. google.ru/books?id=K-ZOn2e-18oIC&print-sec=frontcover&hl=ru&-source=gbs_book_other_ver-sions#v=onepage&q&f=false (дата обращения 08.10.2021).

' Ершова Г.Г. Фрай Диего де Ланда. Древние Майя: уйти, чтобы вернуться. М., 2000. С. 312.

2

3

4

5

включало в себя мужскую силу, другое - женскую; у одних народов Солнце являлось мужчиной, а Луна - женщиной7. Более важным и универсальным являлся культ Луны. Она привлекала большее внимание людей, нежели Солнце, так как от ее воздействия менялась привычная им окружающая среда: усиливался рост растений, происходили морские приливы и отливы, понижалась температура, возникала роса, от Луны зависела периодичность менструации у женщин, рассчитывалась беременность и само рождение челове-ка8. То есть фазы Луны, которые нам кажутся обычным природным явлением, обществам того времени казались чем-то поразительным и ассоциировались с перерождением этого светила (концепция смерти и воскрешения). В связи с этим у народов Древнего мира возникло множество поверий. Например, в Греции и Риме земледельцы знали, что нужно сеять, когда Луна находится в фазе нарастания, а собирать урожай - в фазе ее убывания, после полно-луния9.

Проанализировав вышеупомянутые культы, можно сказать, что религия являлась чем-то большим, чем просто следование обрядам, приношение жертв ради подавления некой греховности или же поклонения богам. Религия прежде всего была оформлением научных знаний и познания самого себя.

Впоследствии начало формироваться такое научное направление, как археоастрономия, закрепившая свой официальный статус в начале XX в. Благодаря своим методам она способствовала актуализации проблем древней астрономии и археологии10, их развитию посредством изучения научных знаний в древних обществах. Ключевым обществом стала древняя цивилизация майя, известная, в частности, своими математическими и астрономическими знаниями: календарь, календарное летоисчисление и зодиак.

Если обратиться к эпиграфическим данным, то можно сделать вывод, что наиболее изученным к нашему времени являются календарь и календарное летоисчисление11, фиксирующие астрономические циклы. Такая тенденция (фиксация событий в пределах отрезков времени) была свойственна раннегосударственным обществам, чьи знания в отличие от архаических уже являлись гео-центричными. Исходя из этого, у формировавшихся государств возник интерес к изучению астрономических объектов. От календарной системы майя зависела жизнь населения. Так, например, крестьянину нужно было знать, когда сажать, когда сеять; мореходу была важна информация о появлении полной Луны, урагана или затмения. Этим ведали жрецы-астрономы, которые обосновывали данные процессы не только ведением астрономических исследований, календарных подсчетов, но и религиозным влиянием, так как майя представляли богов12 так же, как и первобытные люди. Как в свое время писал Дж. Фрезер: «Их жизнь находилась под воздействием внешних сил, которыми они не могли управлять, но понимали некоторые их законы»13. Майя практически во всем видели религиозное происхождение, считая, что даже астрология и их календарь были изобретены божествами14. Также у древней цивилизации было свое представление о создании и сохранении мира15,

7 Штернберг Л.Я. Первобытная религия в свете этнографии: Исследования, статьи, лекции / Под ред. Я.П. Аль-кора. М., 2018. С. 502.

8 Там же. С. 504.

9 Там же.

10 Обридко В.Н. Некоторые замечания о месте археоастрономии в астрономии // Астрономия древних обществ: Материалы конф. / Под ред. Т.М. Потемкиной,

B.Н. Обридко. М., 2002.

C. 45-46.

11 Ершова Г.Г. Указ. соч.

12 Кнорозов Ю.В. Иероглифические рукописи майя. Л., 1975. С. 7.

13 Фрезер Дж.Дж. Указ. соч. С. 578.

14 Мифы индейцев Центральной Америки: Пополь-Вух; Родословная владык То-тоникапана / Пер. с языка киче, коммент. и послесл. Р.В. Кинжалова. Екатеринбург, 2006. С. 9.

15 Ланда Д. Сообщение о делах в Юкатане. М.; Л., 1955.

С. 168.

которое практически было идентично ветхозаветному сюжету о Всемирном потопе.

Что касается эволюции календарной системы, то она постоянно уточнялась. Было совершено много попыток ее модернизации, которые позже были обозначены в виде календарных реформ. Первая была проведена в 354-338 гг. до н. э. и подразумевала введение 260-дневного цикла, состоящего из 13-дневной недели и 20-суточ-ных месяцев («виналь»16), каждый из которых носил собственное имя. Его также называли «цолкин» или священный календарь. Он позволял вести точную датировку дней, что было важно для хозяйственных и государственных дел17.

Вторая реформа относится к 179 г. до н. э., - ее назвали «великой», так как она включала сразу несколько преобразований: введение девятидневной лунной недели; введение 18-месячного года; упорядочение лунного календаря, который, как уже упоминалось, занимал важное место в жизни майя. В частности, он являлся основой реинкарнационных представлений и по нему вели счет времени нахождения души умершего в загробном мире для подготовки к возвращению души во вновь родившемся образе18. Также данная реформа включала в себя введение 365-дневного года (он носил название «хааб»), продолжительность которого была на четверть суток длиннее. Исходя из этого, уже в наше время каждый четвертый год называется високосным. Помимо вышесказанного данная реформа подразумевала собой введение 52-летнего цикла. Данная система летоисчисления была единственной, которая имела недостатки: фиксация событий, превышающая по продолжительности пятьдесят два года, на определенные промежутки времени была невозможна19, поэтому данный цикл не считался эффективным.

Третья и четвертая реформы не предполагали нововведений. Единственное, к чему они привели, - к установлению единой даты начала лунного цикла. На принятии этого решения настаивали жрецы, так как помимо беременности, менструации у женщин и реинкарнационных представлений лунный цикл был основой формирования предсказаний20. Предположительным днем начала данного цикла в Мезоамерике считался день неомении или новолуния 21

первого дня21.

Помимо циклов, регулирующих жизненные процессы майя, для этой древней цивилизации также был важен пояс зодиакальных созвездий. До сих пор астрологи ведут споры о том, когда возник зодиак и как о нем узнали мезоамериканцы.

Американский этнолог С. Хэгар22 опроверг гипотезу о том, что народ майя мог получить данные астрономические знания путем миграций, так как процессы возникновения зодиака у других народов древности были обоснованы либо нововведениями в их быту или же эти знания передавались в качестве культурного наследия23.

Перейдя к разбору зодиакальных созвездий, стоит отметить, что животные зодиакального пояса майя отличались от животных Старого Света, которые известны нам и сегодня: Рыбы, Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Стрелец, Козерог и Водолей. Также можно упомянуть созвездие Змееносца, ко-

16 Там же. С. 165.

17 Кнорозов Ю.В. Заметки о календаре майя. Общий обзор. I // Советская этнография. 1971. № 2. С. 81.

18 Ершова Г.Г. Указ. соч. С. 385.

19 Ко М. Майя. Исчезнувшая цивилизация: легенды и факты / Пер. с англ. З.М. Насоновой. М., 2019. С. 62.

20 Ершова Г.Г. Указ. соч. С. 38.

21 Там же. С. 392.

22 Hagar S. The American Zodiac // American Anthropologist. 1917. No. 4. Vol. 19. P. 518-532.

23 Spinden H.J. The question of the zodiac in America // American Anthropologist. 1916. No. 1. Vol. 18. P. 53-80.

торое располагается между Скорпионом и Стрельцом, нарушая деление года.

Зодиакальный пояс майя включал в себя такие созвездия, как: Гремучая Змея, Черепаха, Скорпион, Сова, Змей с хоботком, Попугай, Лягушка, Летучая Мышь вниз головой, Обезьяна, Ягуар24. Позже были восстановлены недостающие созвездия: Кабан, Олень, Белка25. Название созвездий зодиака в честь животных было обусловлено тем, что издревле в мезоамериканской культуре (мифологии) существовали духи-хранители - нагуали (или далекие тотемные предки - животные), чаще всего изображавшиеся в виде ягуара, орла, койота.

В духовных представлениях майя знаки зодиака находились к Северу и к Югу друг от друга. То есть из данной концепции происходит другая, связанная с мировым древом, о которой было сказано выше. Оно служило не только неким «жизненным ориентиром» для древней цивилизации майя, но и символизировало мир мертвых (корни дерева) и мир живых (крона дерева). Исходя из этого, созвездия также были поделены: Кабан, Олень, Обезьяна, Ягуар, Белка относились к «жизненной» сфере человека, так как являлись млекопитающими, а Лягушка, Попугай, Пернатый Змей, Сова, Скорпион, Черепаха и Гремучая Змея - к подземному миру, так как многие из данных животных могли менять свое место обитания. Также в религиозных представлениях майя существовал еще мир «переходный» из одного состояния в другое. Он всегда представлял из себя пещеру, которая идентифицируется с рептилией, а та в свою очередь с Млечным путем26.

Стоит отметить, что для майя Млечный путь являлся «осью» эклиптики зодиакального пояса и также был источником религиозных верований древней цивилизации. Изначально для майя он являлся моделью мира, с ним были связаны все жизненные циклы людей. То есть он представлял собой «реинкарнационную» кон-цепцию27. По мнению Г.Г. Ершовой, майя воспроизвели эту модель в своем видении зодиака. Млечный Путь - путь умерших в пространстве от рождения к смерти и возрождению - делил Зодиакальный пояс на две неравные части28.

Майя на протяжении всего времени старались поддерживать свои религиозные взгляды и веру в переселение душ умерших,

29

поэтому некоторые из своих храмов посвящали знакам зодиака29. Примером может послужить храм Ягуаров в Чичен-Ице30 или же храмы в Митле и Нью-Мехико. Еще одним важным сооружением является пирамида Кукулькана, посвященная культу Пернатого Змея31.

Можно сказать, что зодиакальный пояс майя - универсальное явление, которое древняя цивилизация смогла связать со многими своими религиозными представлениями, тем самым объяснив их роль и их значение для людей. То есть зодиак майя является мировоззренческой основой астрономических представлений древней цивилизации.

По результатам проведенного исследования можно сделать выводы, что все вышерассмотренные объекты духовной или научной

24 Кнорозов Ю.В. Парижская рукопись // Иероглифические рукописи майя. Л., 1975. С. 23-24.

25 Ершова Г.Г. Указ. соч. С. 425.

26 Там же. С. 419.

27 Там же. С. 421.

28 Там же. С. 424.

29 Hagar S. The maya Zodiac at Acanceh // American Anthropologist. 1914. No. 1. Vol. 16. P. 88-95.

30 Мифы индейцев Центральной Америки... С. 72.

31 Sánchez Nava P. Astronomía, calendario y agricultura // Arqueología mexicana. 2012. Núm. 118. Vol. 19. P. 46-55.

сферы народов древних государств обладали корреляционной зависимостью, которая способствовала становлению модели мира. Эта картина создавалась всеми народами древности в целях организации полноценной хозяйственной деятельности. Древней цивилизации майя удалось самостоятельно создать в Новом Свете модель мира в виде не только своих религиозно-идеологических представлений, но и с использованием древних методов познания окружающего мира, используя язык данных представлений. Помимо этого, иная модель мира подразумевает собой перенос мифической идеологии майя на их интеллектуальную сферу жизни (возникновение циклов и календарного летоисчисления), которая, в свою очередь, оказывала сильное влияние на социальную жизнь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.