Научная статья на тему 'НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ КЛАССИФИКАЦИИ БЮДЖЕТНО-ПРАВОВЫХ НОРМСТИМУЛОВ КАК ПРАВОВЫХ СРЕДСТВ В МЕХАНИЗМЕ ПУБЛИЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ'

НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ КЛАССИФИКАЦИИ БЮДЖЕТНО-ПРАВОВЫХ НОРМСТИМУЛОВ КАК ПРАВОВЫХ СРЕДСТВ В МЕХАНИЗМЕ ПУБЛИЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
41
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОРМЫ / МЕХАНИЗМ БЮДЖЕТНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ / КЛАССИФИКАЦИЯ БЮДЖЕТНО-ПРАВОВЫХ НОРМ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РЕЗУЛЬТАТ / СТИМУЛЫ И ОГРАНИЧЕНИЯ / БЮДЖЕТНО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ-СТИМУЛЫ И БЮДЖЕТНО-ПРАВОВЫЕ НОРМЫ-ОГРАНИЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бобкова Л.Л.

Анализируются особенности классификации бюджетно-правовых норм-стимулов и их нормативного закрепления в бюджетном законодательстве в условиях различных изменений в государстве - пандемия, финансовые санкции, геополитическая ситуация. Исследуются бюджетно-правовые нормы-стимулы как средства правового регулирования в механизме публичного управления с точки зрения их классификации. В контексте исследуемой тематики вводится новая классификация бюджетно-правовых норм-стимулов и определяется их практическая значимость в различных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC APPROACHES TO THE CLASSIFICATION OF FISCAL AND LEGAL NORMS OF INCENTIVES AS LEGAL MEANS IN THE MECHANISM OF PUBLIC ADMINISTRATION

This article analyzes the features of the classification of budgetary and legal norms of incentives and their normative consolidation in the budget legislation in the context of various changes in the state - the pandemic, the impact of financial sanctions, the geopolitical situation. The author examines the budgetary and legal norms of incentives as a means of legal regulation in the mechanism of public administration, from the point of view of their classification. At the same time, in the context of the subject under study, the author introduces a new classification of budgetary and legal norms of incentives and determines their practical significance in various conditions.

Текст научной работы на тему «НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ КЛАССИФИКАЦИИ БЮДЖЕТНО-ПРАВОВЫХ НОРМСТИМУЛОВ КАК ПРАВОВЫХ СРЕДСТВ В МЕХАНИЗМЕ ПУБЛИЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ»

УДК 347.73

DOI: https://doi.Org/10.17308/law/1995-5502/2022/2/249-259

НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ КЛАССИФИКАЦИИ БЮДЖЕТНО-ПРАВОВЫХ НОРМ-СТИМУЛОВ КАК ПРАВОВЫХ СРЕДСТВ В МЕХАНИЗМЕ ПУБЛИЧНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Л. Л. Бобкова

Воронежский государственный университет Поступила в редакцию 10 апреля 2022 г.

Аннотация: анализируются особенности классификации бюджетно-пра-вовых норм-стимулов и их нормативного .закрепления в бюджетном законодательстве в условиях различных изменений в государстве - пандемия, финансовые санкции, геополитическая ситуация. Исследуются бюджет-но-правовые нормы-стимулы как средства правового регулирования в механизме публичного управления с точки зрения их классификации. В контексте исследуемой тематики вводится новая классификация бюд-жетно-правовых норм-стимулов и определяется их практическая значимость в различных условиях.

Ключевые слова: нормы, механизм бюджетно-правового регулирования, классификация бюджетно-правовых норм, экономический результат, стимулы и ограничения, бюджетно-правовые нормы-стимулы и бюджет-но-правовые нормы-ограничения.

Abstract: this article analyzes the features of the classification of budgetary and legal norms of incentives and their normative consolidation in the budget legislation in the context of various changes in the state - the pandemic, the impact of financial sanctions, the geopolitical situation. The author examines the budgetary and legal norms of incentives as a means of legal regulation in the mechanism of public administration, from the point of view of their classification. At the same time, in the context of the subject under study, the author introduces a new classification of budgetary and legal norms of incentives and determines their practical significance in various conditions.

Key words: norms, mechanism of budgetary legal regulation, classification of budgetary and legal norms, economic result, incentives and restrictions, budgetary legal norms incentives and budgetary legal norms restrictions.

Нормы бюджетного права формируются под влиянием различных 249

обстоятельств — политических, экономических, социальных. Вот почему-

в период таких изменений всё чаще появляются новые научные подходы к классификации бюджетно-правовых норм — бюджетно-правовых норм-стимулов и бюджетно-правовых норм-ограничений.

Представляется, что стимулы и ограничения в бюджетном праве можно рассматривать в широком и узком смысле. Если мы говорим о широком смысле, то стимулы и ограничения — это бюджетно-правовые нормы, которые являются правовыми инструментами в механизме бюд-жетно-правового регулирования, посредством которого реализуется публичное управление в области финансов.

© Бобкова Л. Л., 2022

Исходя из данного подхода, бюджетно-правовые нормы-стимулы имеют гипотезу, диспозицию и положительную санкцию1. Напротив, бюд-жетно-правовые нормы-ограничения среди указанных элементов включают в себя отрицательную санкцию, предусматривающую негативные последствия для нарушителя.

Если мы говорим об узком подходе к пониманию стимулов и ограничений в бюджетном праве, то полагаем, что это отдельный элемент бюджетно-правовой нормы, а именно санкция (положительная или отрицательная)2.

В связи с этим необходимость рассмотрения в классификации бюд-жетно-правовых норм новых элементов — бюджетно-правовых норм-стимулов и бюджетно-правовых норм-ограничений — позволит нам продолжить развивать научную концепцию о признаках и сущности стимулов и ограничений как парных бюджетно-правовых нормах (в широком смысле). В данной статье мы акцентируем внимание на классификации бюд-жетно-правовых норм-стимулов, что позволит:

1) четко определить место каждого вида бюджетно-правовой нормы-стимула;

2) лучше уяснить функции бюджетно-правовой нормы-стимула и их роль в механизме правового регулирования;

3) точнее определить пределы и возможности регулирующего воздействия бюджетного права на общественные отношения;

4) совершенствовать правотворческую и правоприменительную деятельность государственных органов3.

Научная и практическая ценность классификации правовых норм зависит от обоснованного выбора ее критериев. Исходя из научных подходов, разработанных в теории права, бюджетно-правовые нормы-стимулы см могут быть классифицированы по характеру целевой направленности4. о: По этому критерию можно выделить компенсационные и поощрительные бюджетно-правовые нормы-стимулы.

С нашей точки зрения, компенсационные бюджетно-правовые нор-см мы-стимулы - это нормы, которые регулируют отношения, связанные с распределением и предоставлением публичных финансов, целью кото-

250

1 Развивая научную концепцию о положительных санкциях, мы также поддерживаем идею, что не всегда последние являются мерами принудительного воздействия к правонарушителю. Концепция о положительных санкциях эволюционирует в бюджетном праве. Так, бюджетно-правовая норма, содержащая стимул, имеет положительную санкцию (см.: Поляков А. В., Тимошина Е. В. Общая теория права. СПб., 2015. С. 340-341).

2 Подробнее см.: БобковаЛ. Л. Особенности бюджетно-правового закрепления стимулов и ограничений в условиях кризисной ситуации в государстве // Вестник Воронеж. гос. ун-та. Серия: Право. 2021. 1(44). С. 198-205.

3 См.: Байтин М. И. Сущность права (современное нормативное правопони-мание на грани двух веков). Изд. 20-е, доп. М., 2005. С. 241.

4 См.: Там же.

рых является возмещение, восполнение финансовых потерь - получателей бюджетных средств.

При этом необходимо понимать, что бюджетное право определяет лишь правовой режим финансирования расходных обязательств публич- . но-правового образования, направленных на реализацию социальной Р функции государственного управления. б

Поскольку особенностью бюджетных отношений является их обеспе- б чительный характер, а мотивом их возникновения является необходи- о мость реализовать задачи и функции государства и местного самоуправ- Р ления во всех сферах жизни общества, то для бюджетной деятельности в н равной степени ценным является финансирование всех расходных обя- ч зательств как социальных, так и иных, принятых публично-правовым Ы образованием5. ^

Поэтому отношения по распределению субсидии или субсидии в фор- о ме гранта является бюджетным правоотношением, а по ее предоставле- О нию — межотраслевым правоотношением. Ы

Данная научная концепция прослеживается в трудах ученых-финан- л соведов, в судебной практике6. С

Однако формат бюджетного правоотношения расширяется в пери- § од внедрения различных экономических и политических изменений; в § структуре неучастников бюджетного процесса появляются новые элемен- о ты — получатели субсидии, гранта. С точки зрения финансоведов, не- и участники бюджетного процесса не обладают бюджетными полномочия- . ми, их участие в бюджетном правоотношении ограничено только «правом получения бюджетных средств», следовательно, на них распространяются лишь отдельные нормы бюджетного законодательства. Такие получатели бюджетных субсидий, грантов, финансовой помощи субъектами бюджетного права не являются7.

Получатель субсидии, гранта, финансовой помощи в период пандемии и других политических мероприятий в государстве — это неучастники бюджетного процесса, а именно: физические лица, организации, которые попали в трудную жизненную ситуацию (перечень которых определен Правительством РФ)8, претендующие на получение субсидии или гранта из бюджета в целях восполнения финансовых потерь. При этом необходимо понимать, что в условиях пандемии основная цель тако- 5 го финансирования государством — это компенсация выпадающих дохо-

5 См.: Омелехина Н. В. Бюджетно-правовые средства : правовая идентификация и эффективность воздействия. Ч. 2 : Элементарные (первичные) правовые средства // Финансовое право. 2019. № 10. С. 8—12.

6 См.: Пауль А. Г. Бюджетное право : учебник. М., 2021. С. 115—116 ; Омелехина Н. В. Указ. соч. ; Обзор судебной практики ВС РФ. 2018. № 2 (п. 32).

7 Подробнее о неучастниках бюджетного процесса см.: Пауль А. Г. Указ. соч.

8 См.: Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции : постановление Правительства РФ от 3 апреля 2020 г. № 434. Доступ из информ.-правовой системы «Гарант».

дов семьям, безработным, предпринимателям, СОНКО на определенный период, например на период действия ограничительных мер в регионе, на период пандемии и т. п.

В связи с этим получатели субсидий, гранта, с нашей точки зрения, являются новыми элементами в структуре неучастников бюджетного процесса, на них распространяются отдельные нормы бюджетного законодательства, но они не являются субъектами бюджетного права и отличаются следующими признаками:

1) получателями субсидий и грантов в условиях пандемии могут быть физические лица и организации, которые попали в трудную жизненную ситуацию из-за пандемии (перечень получателей субсидий и грантов, условия получения и порядок расчета определяется Правительством РФ);

2) цель предоставления субсидии или гранта в условиях пандемии — это восполнение финансовых потерь их получателей: помощь семьям, безработным, финансовая поддержка гражданам в поисках работы из-за приостановки иностранных компаний, финансовая помощь мелкому и среднему бизнесу для сохранения рабочих мест, меры стимулирующего характера, направленные на поддержку сельского хозяйства, туризма;

3) особый порядок предоставления — заявительный, при соблюдении всех условий для получения финансовой помощи;

4) отсутствует конкурс, что свидетельствует о необходимости предоставления финансовой помощи из бюджета субъектам, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Классификацию бюджетно-правовых норм-стимулов нельзя абсолютизировать, ибо одна и та же норма, в зависимости от решения определенных теоретических и практических задач, с учетом ее всестороннего, комплексного рассмотрения может быть одновременно классифицирована по разным критериям и соответственно отнесена к нескольким различ-01 ным видам бюджетно-правовых норм. Как известно, бюджетно-правовые ^ нормы-стимулы были закреплены и ранее, до пандемии, в бюджетном см законодательстве, однако в период пандемии мы имеем возможность о провести их научную классификацию.

Рассмотрим примеры компенсационных бюджетно-правовых

-норм-стимулов в условиях экономического и социального развития. Так,

252 установлены компенсационные бюджетно-правовые нормы-стимулы в постановлении Правительства РФ, направленные на государственную поддержку выпадающих расходов отечественного автопрома9. Правительство РФ дополнительно выделяло отрасли 25 млрд руб. (всего в 2020 г. — 56,1 млрд руб.). Деньги были направлены на традиционные программы стимулирования спроса: льготное автокредитование, автолизинг и опережающие закупки техники для государственных нужд. Минпромторг в июле также запустил программу поддержки операцион-

9 О мерах государственной поддержки российских организаций — экспортеров промышленной продукции, организаций автомобилестроения и транспортного машиностроения : постановление Правительства РФ от 14 января 2009 г. № 24 (в ред. от 10.12.2009). Доступ из информ.-правовой системы «Гарант».

ного лизинга произведенных в стране автомобилей, по которой субсидируется 25%-ная скидка на авансовый платеж10.

Другая сфера - это государственная поддержка сельскохозяйственных производителей, которая также осуществляется в виде предоставле- Р ния субсидий за счет средств федерального и регионального бюджетов. Р

Сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации, индивидуальные предприниматели, осуществляющие произ- б водство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую о (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных Р средствах) и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сель- н скохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, ч услуг) доля дохода составляет не менее чем 70 % за календарный год11. Ы

К примеру, в Воронежской области в целях поддержки отечественного сельхозпроизводителя предусмотрены компенсационные бюджетно-пра- о вовые нормы-стимулы в виде субсидии из областного бюджета сельскохо- 0 зяйственным товаропроизводителям (за исключением граждан, ведущих Ы личное подсобное хозяйство) на возмещение части затрат на приобретение л тракторов, сельскохозяйственных машин и оборудования для агропромыш- с ленного комплекса, произведенных на территории Воронежской области12. §

Право на получение субсидии имеют сельскохозяйственные товаро- и производители, за исключением граждан, ведущих личное подсобное ц хозяйство (далее — сельскохозяйственные товаропроизводители, полу- и чатели субсидии, участники отбора), поставленные на учет в налоговых Р органах Воронежской области, осуществляющие деятельность на территории Воронежской области, соответствующие требованиям. Способом проведения отбора для предоставления субсидии является запрос предложений на основании заявок, направленных участниками отбора для участия в отборе, исходя из соответствия участника отбора категориям отбора и очередности поступления заявок на участие в отборе. Субсидии предоставляются в порядке очередности поступления заявок.

Другим примером бюджетно-правового закрепления компенсационных бюджетно-правовых норм-стимулов является представление гранта для сельхозпроизводителей — «Агротуризм»13.

--253

10 Меры господдержки автопрома попали в точку / информ. Телеграф. агент--

ства России. 2020. 2 нояб.

11 Об утверждении Порядка предоставления субсидии из областного бюджета сельскохозяйственным товаропроизводителям (за исключением граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) на возмещение части затрат на приобретение тракторов, сельскохозяйственных машин и оборудования для агропромышленного комплекса, произведенных на территории Воронежской области : постановление правительства Воронежской обл. от 19 августа 2021 г. № 484. Доступ из ин-форм.-правовой системы «Гарант».

12 См.: Там же.

13 О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации : постановление Правительства РФ от 16 декабря 2021 г. № 2309. Доступ из информ.-правовой системы «Гарант».

Такие проекты, с позиции законодателя, могут включать строительство или ремонт помещений для приема туристов и благоустройство прилегающих территорий, создание развлекательной инфраструктуры, закупку туристического оборудования, снаряжения и инвентаря14. Данная мера поддержки будет способствовать занятости сельского населения, увеличению продажи сельхозпродукции и поможет развитию экономики регионов в целом.

Активное развитие получили бюджетно-правовые нормы-стимулы в условиях пандемии и в связи с изменениями геополитической обстановки, ухудшения экономической ситуации. Особенностью таких стимулов является упрощенный порядок их предоставления, ограниченный круг получателей финансовой помощи, что порождает формирование научных подходов относительно нового элемента в структуре неучастников бюджетного процесса — получателей финансовой помощи, субсидий и грантов из бюджета. К числу таких бюджетно-правовых норм-стимулов отнесены следующие:

1) бюджетно-правовые нормы-стимулы в виде финансовой поддержки субъектов РФ и муниципальных образований в организации мероприятий по борьбе с ШУГО-1915;

2) бюджетно-правовые нормы-стимулы, направленные на создание финансового благополучия и социальной поддержки семей, имеющих детей в возрасте от 8 до 16 лет на основе принципов социального казначейства с учетом комплексной оценки нуждаемости;

3) бюджетно-правовые нормы-стимулы, направленные на создание финансового благополучия и социальной поддержки граждан, признанных в установленном порядке безработными и имеющих несовершеннолетних детей в условиях пандемии.

Помимо субсидий и грантов в виде субсидий бюджетное законодатель-

о!

2 ство также предусматривает нормы-стимулы, регламентирующие предо-^ ставление дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированно-§ сти бюджетов, в том числе в целях поощрения достижения наилучших 041 значений показателей по итогам оценки эффективности деятельности

_органов исполнительной власти субъектов РФ и (или) органов местного

254 самоуправления (это поощрительные бюджетно-правовые нормы-стиму-

14 При этом часть средств должен вложить сам предприниматель. Так, для получения гранта до 3 млн рублей необходимо профинансировать 10 % стоимости проекта; до 5 млн рублей — 15 %; до 8 млн рублей — 20 %; до 10 млн рублей — не менее 25 %. Отбор проектов на получение гранта будет проводить Минсельхоз. В 2022 г. на предоставление грантов из федерального бюджета будет направлено 300 млн рублей; в 2023 г. — 500 млн рублей; в 2024 г. — 700 млн рублей.

15 О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции» : федер. закон от 8 июня 2020 г. № 166-ФЗ. URL: www.kremlin.@.ru

лы) и иные дотации бюджетам субъектов РФ и местным бюджетам (п. 11 ст. 131, ст. 138.4 БК РФ).

Так, были закреплены дотации на частичную компенсацию дополнительных расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной . сферы и иные цели, дотации бюджетам субъектов РФ за достижение Р наивысших темпов роста налогового потенциала, дотации, связанные с особым режимом безопасного функционирования закрытых администра- б тивно-территориальных образований, дотации в целях сбалансирован- о ности бюджета16. Р

Таким образом, в бюджетном законодательстве компенсационные н бюджетно-правовые нормы-стимулы закрепляют предоставление субси- ч дий, грантов, дотаций, финансовой помощи. Ы

Бюджетно-правовые нормы-стимулы могут быть поощрительными. Л Так, поощрительные бюджетно-правовые нормы-стимулы - это нор- О мы, которые представляют собой предписания государства в виде по- 0 ощрения за поведение субъекта, чей результат превосходит поведение Ы других субъектов в алогичных ситуациях. л

Целесообразно утверждать, что данная норма является нормой ак- с тивного плана, так как направлена на достижение результатов, «пре- § восходящих обычные требования», в целях повышения активности среди и других участников бюджетной деятельности, рассчитана на их позитив- о ное поведение. и

В классическом понимании как правовая категория поощрение пред- ■ ставляет собой блага, льготы, преимущества, награды, вознаграждения, иные позитивные меры, которыми государство отмечает предписанное нормой права поведение участника конкретного общественного отношения17. В бюджетном законодательстве такие нормы прослеживаются в следующих примерах. Так, на федеральном уровне и на уровне многих регионов сформированы законодательные акты, содержащие комплекс мер поощрения инвестиционной, инновационной деятельности в форме предоставления налоговых льгот, государственных гарантий (поручительств), субвенций, субсидий, грантов, финансовой помощи и иных межбюджетных трансфертов. При этом, с позиции ученых, представляется возможным рассматривать льготы не только как поощрения за какие-либо достижения, но и как преимущества в форме дополнительных прав, не 55 связанные с особо значимым поведением субъекта. Определенные преимущества могут предоставляться, напротив, тем субъектам, которые не имеют каких-либо качеств и свойств, присущих большинству других18.

16 О федеральном бюджете на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов : федер. закон. Доступ из информ.-правовой системы «Гарант». См. также: Пауль А. Г. Указ. соч.

17 См.: Дракина М. Н. К вопросу о соотношении понятий «поощрение» и «стимулирование» в юридической науке // Юридическое образование и наука. 2008. № 1. С. 14.

18 См.: Омелехина Н. В. Указ. соч.

Рассмотрим подробнее примеры закрепления поощрительных бюд-жетно-правовых норм-стимулов.

Так, в соответствии со ст. 17 Федерального закона № 160-ФЗ от 9 июля 1999 г. «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» субъекты РФ и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции могут предоставлять иностранному инвестору льготу и гарантии, осуществлять финансирование и оказывать иные формы поддержки инвестиционного проекта, осуществляемого иностранным инвестором, за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, а также внебюджетных средств19.

Другой пример поощрительных бюджетно-правовых норм-стимулов — это дотации, которые предоставляются в целях поощрения достижения наилучших значений показателей по итогам оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ и (или) органов местного самоуправления (ст. 131). Следует также указать на ст. 138.4 БК РФ, закрепляющую возможность предоставления дотаций в целях поощрения достижения наилучших показателей социально-экономического развития муниципальных образований.

С точки зрения Н. А. Саттаровой, непосредственно со стимулированием участников бюджетной деятельности связаны вопросы с льготным кредитованием20. В рамках финансово-правовых мер поощрения следует рассматривать доступное финансирование — увеличение объема и улучшение условий кредитования малых и средних предприятий коммерческими банками21.

Субсидирование за счет бюджетных средств осуществляется с целью стимулирования кредитования банками хозяйствующих субъектов реального сектора экономики и граждан при ипотечном кредитовании. По см мнению Н. А. Саттаровой, предоставление субсидий — это важнейший инструмент поддержки государством российской экономики, используе-Р мый с целью развития приоритетных для сфер производства22. В данном случае мы видим, что субсидии за счет бюджетных средств имеют поощ-сч рительную природу, поскольку направлены на стимулирование кредитования банками хозяйствующих субъектов реального сектора экономики и граждан при ипотечном кредитовании. 256 Поощрительными бюджетно-правовыми нормами-стимулами также являются: предоставление бюджетного кредита (ст. 93.2, 93.3 БК РФ),

19 Об иностранных инвестициях в Российской Федерации : федер. закон от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ (в ред. от 02.07.2021) ; постановление ФАС Дальневосточного округа от 17 ноября 2004 г. № Ф03-А51/04-2/2812. Доступ из информ.-право-вой системы «Гарант».

20 См.: Саттарова Н. А. Стимулы-поощрения в финансовом праве // Финансовое право. 2020. № 9. С. 18-21.

21 Об утверждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года : распоряжение Правительства РФ от 2 июня 2016 г. № 1083-р. URL: http://www.pravo.gov.ru

22 См.: Саттарова Н. А. Указ. соч.

банковская гарантия, поручительство, государственные (муниципальные) гарантии, залог имущества. При этом данные способы обеспечения исполнения обязательств по бюджетному кредиту должны иметь высокую степень надежности ликвидности (п. 3 ст. 93.2 БК РФ). Р К числу поощрительных бюджетно-правовых норм-стимулов могут р быть отнесены «бюджетные ассигнования из резервного фонда Правительства РФ в виде финансирования стимулирующего характера за вы- б полнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непо- 0 средственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, . у которых выявлена новая коронавирусная инфекция СОУГО-1923. х Параллельно с поощрительными бюджетно-правовыми нормами-сти- у мулами предусмотрены бюджетно-правовые нормы-ограничения, кото- ы рые закрепляют ограниченный перечень лиц, транспортных компаний, ^ претендующих на получение бюджетных средств (выплат, субсидий)24. о Бюджетно-правовые нормы-стимулы в широком понимании являют- О ся парными нормами с бюджетно-правовыми нормами-ограничениями, ы последним в данной статье не уделено внимание. ^ Таким образом, по характеру целевой направленности в теории бюд- о жетного права необходимо выделять компенсационные бюджетно-право- и вые нормы-стимулы, т. е. нормы, регулирующие отношения, связанные § с распределением и предоставлением публичных финансов, направлен- ° ные на возмещение, восполнение финансовых потерь получателей бюд- и жетных средств. ..

При этом необходимо понимать, что ввиду усложнения экономического развития различными процессами (социальными, политическими, экономическими) появляются новые элементы в структуре неучастников бюджетного процесса - физические лица, организации.

Данные получатели бюджетных средств имеют правовой статут, на них распространяются особые нормы бюджетного законодательства, так как они получают финансирование из бюджета, при этом субъектами бюджетного права не являются.

23 О государственной социальной поддержке в 2020—2021 годах медицинских

и иных работников медицинских и иных организаций (их структурных подраз-_

делений), оказывающих медицинскую помощь (участвующих в оказании, обе- 257

спечивающих оказание медицинской помощи) по диагностике и лечению новой-

коронавирусной инфекции (COVID-19), медицинских работников, контактирующих с пациентами с установленным диагнозом новой коронавирусной инфекции (COVID-19), внесении изменений во Временные правила учета информации в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) и признании утратившими силу отдельных актов Правительства Российской Федерации : постановление Правительства РФ от 30 октября 2020 г. № 1762 (в ред. от 28.11.2020). URL: www.kremlin.@.ru

24 В случае неправильного применения бюджетно-правовых норм-ограничений поощрительные или компенсационные бюджетно-правовые нормы-стимулы не реализуются или их реализация порождает правонарушение (см.: Апелляционное определение Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 01.04.2021 № 66а-1253/2021. Доступ из информ.-правовой системы «Гарант»).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Полагаем необходимым дополнить нормы Бюджетного кодекса РФ новыми неучастниками бюджетного процесса, а именно получателями бюджетных субсидий, грантов, финансовой помощи. Это физические лица, организации, которые попали в трудную жизненную ситуацию (перечень которых определен Правительством РФ), претендующие на получение субсидии или гранта, финансовой помощи из бюджета в целях восполнения своих финансовых потерь.

Поощрительные бюджетно-правовые нормы-стимулы — это нормы, которые представляют собой предписания государства в виде поощрения за поведение субъекта, чей результат превосходит поведение других субъектов в алогичных ситуациях.

При этом по целевой направленности компенсационные и поощрительные бюджетно-правовые нормы-стимулы необходимо рассматривать:

а) в условиях развития экономики, баланса социальных процессов в обществе, без финансовых санкций и пандемии;

б) в условиях пандемии и введения ограничительных мер, ввиду распространения новой короновирусной инфекции;

в) в условиях пандемии и геополитической ситуации, введения финансовых санкций.

Библиографический список

Байтин М. И. Сущность права (современное нормативное правопонима-ние на грани двух веков). Изд. 20-е, доп. М. : Право и государство, 2005.

Баранов В. М. Поощрительные нормы советского социалистического права / под ред. М. И. Байтина. Саратов, 1978.

Бобкова Л. Л. Особенности бюджетно-правового закрепления стимулов и ограничений в условиях кризисной ситуации в государстве // Вестник Воронеж гос. ун-та. Серия: Право. 2021. № 1(44). С. 198-205.

Дракина М. Н. К вопросу о соотношении понятий «поощрение» и «стиму-Z лирование» в юридической науке // Юридическое образование и наука. 2008. c\i № 1.

о Малько А. В. Стимулы и ограничения в праве / под ред. Н. И. Матузова. ^ Саратов, 1994.

_ Малько А. В. Стимулы и ограничения в праве. Теоретико-информацион-

258 ный аспект / под ред. Н. И. Матузова. Саратов, 1994.

Омелехина Н. В. Бюджетно-правовые средства : правовая идентификация и эффективность воздействия. Ч. 2 : Элементарные (первичные) правовые средства // Финансовое право. 2019. № 10.

Пауль А. Г. Бюджетное право : учебник. М., 2021.

Поляков А. В., Тимошина Е. В. Общая теория права : учебник. СПб., 2015.

Саттарова Н. А. Стимулы-поощрения в финансовом праве // Финансовое право. 2020. № 9.

References

Baitine M. I. The essence of the right (modern regulatory legal application on the verge of two centuries) ed. 20E, add. М. : Right and State, 2005.

Baranov V. M. Promotional norms of Soviet socialist law / Ed. M. I. Baitina. Saratov, 1978.

Bobkova L. L. Features of budget and legal consolidation of incentives and restrictions in the conditions of the crisis situation in the state // Bulletin of the VSU Series: right. 2021. 1 (44). Р. 198-205.

Drakina M. N. On the question of the relationship between the concepts of «encouraging» and «stimulation» in legal science // Legal education and science. 2008. № 1.

Malko A. V. Incentives and restrictions in the right / ed. N. I. Matus. Saratov, 1994.

Malko A. V. Incentives and restrictions in the right. Theoretical information aspect / Ed. N. I. Matus. Saratov, 1994.

Omelikhina N. V. Budget-legal means: legal identification and impact efficiency. Part 2. Elementary (primary) legal means // Financial law. 2019. № 10.

Paul A. G. Budget law: Tutorial. M., 2021.

Polyakov A. V., TimoshinaE. V. General theory of law. Textbook. SPB., 2015.

Sattarova N. A. Promotional incentives in financial law // Financial law. 2020. № 9.

Для цитирования:

Бобкова Л. Л. Научные подходы классификации бюджетно-правовых норм-стимулов как правовых средств в механизме публичного управления // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. 2022. № 2(49). С. 249-259. DOI: https://doi.org/10.17308/law/1995-5502/2022/2/249-259

Recommended citation:

Bobkova L. L. Scientific approaches to the classification of fiscal and legal norms of incentives as legal means in the mechanism of public administration // Proceedings of Voronezh State University. Series: Law. 2022. № 2(49). Р. 249-259. DOI: https://doi. org/10.17308/law/1995-5502/2022/2/249-259

Воронежский государственный университет

Бобкова Л. Л., кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового права E-mail: bobkovalily@yandex.ru

Voronezh State University Bobkova L. L., Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the Financial Law Department

E-mail: bobkovalily@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.