Научная статья на тему 'Научные подходы к совершенствованию механизма противодействия легализации преступных доходов в России'

Научные подходы к совершенствованию механизма противодействия легализации преступных доходов в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
435
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИКАТОРЫ / ЛЕГАЛИЗАЦИЯ ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ / КОНТРОЛИРУЮЩИЕ ОРГАНЫ / ОЦЕНКА РИСКОВ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / СОМНИТЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ / ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА / INDICATORS / MONEY LAUNDERING / SUPERVISORY AUTHORITY / RISK ASSESSMENT / LAW ENFORCEMENT / DUBIOUS OPERATIONS / SHADOW ECONOMY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Лапина Светлана Борисовна

Рассматривается проблема борьбы с легализацией преступных доходов. Основное содержание исследования составляет экономико-статистический анализ индикаторов оценки масштабов сомнительных операций, совершенных хозяйствующими субъектами; правонарушений и преступлений в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем. Делается вывод о необходимости совершенствования механизма противодействия данному явлению посредством применения ряда мер экономического, правового и организационного характера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Лапина Светлана Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC APPROACHES TO IMPROVING THE MECHANISM FOR COUNTERING MONEY LAUNDERING IN RUSSIA

The article is devoted to the current problem of combating money laundering. The main content of the study is the economic and statistical analysis of indicators for assessing the extent of dubious transactions committed by business entities, offenses and crimes in the field of counteracting the legalization of proceeds of crime. The author comes to the conclusion that it is necessary to improve the mechanism of counteraction to this phenomenon through the application of a number of measures of an economic, legal and organizational nature.

Текст научной работы на тему «Научные подходы к совершенствованию механизма противодействия легализации преступных доходов в России»

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 341.987.5 DOI 10.24411/2073-0454-2020-10241

ББК 65.209.2 © С.Б. Лапина, 2020

Научная специальность 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством

НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ МЕХАНИЗМА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ В РОССИИ

Светлана Борисовна Лапина, старший преподаватель кафедры экономики и бухгалтерского учета, кандидат экономических наук

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117997, г. Москва, ул. Академика Волгина, д.12) E-mail: melesha83@mail.ru

Рецензент: доктор экономических наук, профессор Е.И. Кузнецова

Аннотация. Рассматривается проблема борьбы с легализацией преступных доходов. Основное содержание исследования составляет экономико-статистический анализ индикаторов оценки масштабов сомнительных операций, совершенных хозяйствующими субъектами; правонарушений и преступлений в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем. Делается вывод о необходимости совершенствования механизма противодействия данному явлению посредством применения ряда мер экономического, правового и организационного характера.

Ключевые слова: индикаторы, легализация преступных доходов, контролирующие органы, оценка рисков, правоохранительные органы, сомнительные операции, теневая экономика.

SCIENTIFIC APPROACHES TO IMPROVING THE MECHANISM FOR COUNTERING MONEY LAUNDERING IN RUSSIA

Svetlana B. Lapina, Senior Lecturer of the Department of Economics and Acounting

Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117997, Moscow, ul. Akademika

Volgina, d. 12)

E-mail: melesha83@mail.ru

Reviewer: Doctor of Economic Sciences, Professor E.I. Kuznetsova

Abstract. The article is devoted to the current problem of combating money laundering. The main content of the study is the economic and statistical analysis of indicators for assessing the extent of dubious transactions committed by business entities, offenses and crimes in the field of counteracting the legalization of proceeds of crime. The author comes to the conclusion that it is necessary to improve the mechanism of counteraction to this phenomenon through the application of a number of measures of an economic, legal and organizational nature.

Keywords: indicators, money laundering, supervisory authority, risk assessment, law enforcement, dubious operations, shadow economy.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Лапина С.Б. Научные подходы к совершенствованию механизма противодействия легализации преступных доходов в России. Вестник Московского университета МВД России. 2020(4):253-8.

В настоящее время достаточно острой остается проблема борьбы с теневыми процессами в любой экономической системе. Россия не является исключением. По оценкам специалистов, масштабы теневой экономики достигают 20% валового внутреннего про-

дукта1. Несмотря на субъективность и относительность методик расчета данного показателя, невозмож-

1 Талис Я. Путниньш (Talis J. Putnins) & Арнис Саука (Arnis Sauka) [Электронный ресурс] URL: https://www.sseriga.edu/sites/default/ files/2020-01/ShadowEconomy%20Index%20RU%20for%20Russia%20 2018%20FINAL.pdf (Дата обращения: 02.04.2020).

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

но недооценить ущерб страны от средств, скрытых от учета в официальной статистике. Сопутствующим негативным последствием теневых процессов является желание субъектов легализовать полученные преступные доходы. Зачастую процесс легализации («отмывания») незаконно нажитых доходов связан с массовым оттоком капитала за рубеж, что может привести ослаблению экономики, особенно в период кризиса или рецессии. В условиях цифровизации экономических процессов недобросовестные субъекты значительно расширили арсенал инструментов, применяемых для возвращения в легальную экономику незаконно нажитых доходов. Именно поэтому борьба с легализацией преступных доходов столь актуальна в настоящее время.

Вопросы противодействия «отмыванию» нелегально полученных доходов нашли отражение в работах В.М. Алиева, П. Бернаскони, Ю.С. Евлаховой, В.А. Зубкова, С.В. Изутиной, И.В. Козлова, К. Мюллера, М.А. Овчинникова, Д.В. Степанкова, А.В. Шашковой и других. В целом абсолютное большинство авторов, изучающих данную проблематику, проводят исследования по правовым специальностям. Имеющиеся экономические направления затрагивают вопросы легализации («отмывания») фрагментарно. К примеру, уделяется внимание изучению только межстрановой оценке масштабов легализации [1]. В связи с этим, имеющиеся механизмы противодействия данному негативному явлению носят односторонний характер и требуют дальнейшего изучения с целью совершенствования механизма противодействия легализации преступных доходов. В целях более глубокого изучения данной сферы противоправной деятельности, отразим её понятие и основные методы совершения.

В соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 г. ,№115-ФЗ, под легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, понимается придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления1.

Процесс легализации доходов является достаточно сложным для исполнения, включает в себя множество операций разной степени латентности, возможен в пределах одной страны и с вывозом, на одном из этапов «отмывания», за рубеж. Кроме этого, цифро-визация экономики стимулирует недобросовестных

субъектов постоянно совершенствовать свою деятельность в этом направлении. Отметим, что в основе существующих моделей легализации преступных доходов лежит единый неотъемлемый процесс, который заключается в превращении незаконно полученных денежных средств в активы, не вызывающие подозрения об их легальности у контролирующих, надзорных и правоохранительных органов.

Так, существующие модели легализации преступных доходов можно классифицировать следующим образом (рис. 1):

1 Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ (ред. от 07.04.2020) «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»//«Российская газета», N151-152, 09.08.2001.

Рис. 1. Классификация моделей легализации преступных доходов

Представленные модели учитываются, в значительной мере, контролирующими и надзорными органами при выявлении признаков совершения легализации незаконно полученных доходов, что позволяет увидеть общую картину совершения противоправного деяния, возможные инструменты для реализации данных методов, необходимость взаимодействия недобросовестных субъектов с иными лицами (коммерческими структурами, сотрудниками государственных органов, криминальными субъектами и т.п.). В результате этого, появляется возможность не только выявлять уже совершенные неправомерные деяния, но и проводить превентивную работу по актуальным направлениям. В частности, трехфазная модель, разработанная экспертами Группы разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (далее — FATF), учитывается Федеральной службой по финансовому мониторингу России (далее — Росфинмониторингом) при реализации функций по противодействию легализации (отмыванию) преступных доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее — ПОД/ФТ).

С другой стороны, деятельность правоохранительных органов в сфере ПОД связана с выявлением доказательной базы совершенного «отмывания» преступных доходов. В связи с этим, значительное внимание уделяется конкретным способам его совершения. К примеру, перечисление денежных средств на подставных лиц или «отмывание» путем размещения

- № 4 / 2020

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

незаконно полученных активов мелкими вкладами на депозитные счета. В результате подобной классификации возможно провести эффективную аналитическую работу, результаты которой будут сведены в методические рекомендации для сотрудников. Следовательно, требования к разрабатываемым моделям легализации преступных доходов на практике должны соответствовать их конечным получателям.

Не менее значимым этапом противодействия легализации преступных доходов в России выступает экономико-статистический подход к оценке её масштабов. Проанализируем динамику выявленных деяний в сфере ПОД/ФТ в 2018 и 2019 годах.

Важное место в анализе занимает статистика выявления сомнительных операций. Под сомнительными операциями Центральный банк Российской Федерации понимает операции, осуществляемые клиентами кредитных организаций, имеющие необычный характер и признаки отсутствия явного экономического смысла и очевидных законных целей, которые могут проводится для вывода капитала из страны, финансирования «серого» импорта, перевода денежных средств из безналичной в наличную форму и последующего ухода от налогообложения, а также для финансовой поддержки коррупции и других противозаконных целей1. Выявляемые сомнительные операции не являются прямым доказательством совершения правонарушения или преступления в сфере ПОД, но выступают косвенными признаками.

По данным Банка России, в 2019 году произошло снижение на 30% масштабов сомнительных операций (с 373,5 млрд. рублей в 2018 году до 261 млрд. рублей в 2019 году)2. Данная тенденция может быть связана с удорожанием имеющихся схем «отмывания» денежных средств в силу ужесточения контроля и надзора за данной сферой, повышением прозрачности операций с безналичными средствами. С другой стороны, методы легализации и используемые в этих целях инструменты становятся более латентными, что может сокращать возможности Банка России по своевременному их выявлению.

Деятельность Банка России по контролю за соблюдением субъектами финансового мониторинга законо-

1 Письмо Банка России от 04.09.2013 №172-Т «О приоритетных мерах при осуществлении банковского надзора» // Вестник Банка России, №51, 18.09.2013.

2 Вывод сделан на основе анализа отчетов Банка России: Структура сомнительных операций вбанковском секторев 2018 году [Электронный ресурс] URL: https://cbr.ru/Content/Document/File/83370/2018.pdf (Дата обращения: 20.04.2020). Структура сомнительных операций в банковском секторе в 2019 году [Электронный ресурс] URL: http:// www.cbr.ru/Content/Document/File/107361/2019.pdf (Дата обращения: 20.04.2020).

дательству в сфере ПОД/ФТ непосредственно связана с Росфинмониторингом, который, помимо прочего, осуществляет контрольную деятельность по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений требований, установленных Федеральным законом от 07.08.2001 №115-ФЗ и иными нормативно-правовыми актами в сфере ПОД/ФТ, действующими в Российской Федерации. Отразим статистику выявляемых фактов нарушения законодательства в сфере ПОД/ФТ со стороны данной службы.

Проверочные мероприятия проводятся в отношении хозяйствующих субъектов, состоящих на учете в Росфинмониторинге (на 1 января 2019 года — 15025 предприятий и предпринимателей3). Под проведение плановых и внеплановых и внеплановых проверок попадают те из них, которые не исполняют требования законодательства в части ПОД/ФТ.

Рассмотрим динамику проведенных Росфинмони-торингом проверок и наложенных административных штрафов в 2018 и 2019 годах (рис. 2)4.

Рис. 2. Динамика проведенных Росфинмониоторингом проверок соответствия юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требованиям российского законодательства о ПОД/ФТ и размеров наложенных административных штрафов в 2018-2019 годах

График, отраженный на рисунке 2, позволяет сделать вывод о сокращении количества проверяемых юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 14% в 2019 году в сравнении с 2018 годом. Также наблюдалось снижение размера административного штрафа, наложенного на недобропорядочных хозяйствующих субъектов (на 30% в 2019 году по отношению к 2018 годом). Данная тенденция может свидетельствовать как о достаточно эффективном

3 Талис Я. Путниньш (Talis J. Putnins) & Арнис Саука (Arnis Sauka) [Электронный ресурс] URL: https://www.sseriga.edu/sites/default/ files/2020-01/ShadowEconomy%20Index%20RU%20for%20Russia%20 2018%20FINAL.pdf (Дата обращения: 02.04.2020).

4 Там же.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

использовании риск-ориентированного подхода Рос-финмониторингом, снижении мотивации недобросовестных субъектов к противоправной деятельности, так и о повышении латентности совершаемых деяний, увеличении количества операций в цифровой сфере, позволяющей скрывать конечных бенефициаров, совершенствовании коррупционных схем с участием сотрудников госорганов.

Помимо проверочных мероприятий, Росфинмо-ниторинг на постоянной основе проводит оценку рисков ПОД/ФТ. Опубликованный отчет национальной оценки рисков (далее — НОР) легализации (отмывания) преступных доходов за рассматриваемый период включает их рейтинг, базирующийся на качественной (результаты анкетирования органов государственной власти и субъектов частного сектора и другое) и количественной (к примеру, результатах оценок финансовых секторов) информации1. Данные отчета позволяют уделять внимание тем сферам, которые более уязвимы к процессам «отмывания» незаконно полученных доходов.

Деятельность правоохранительных органов включена в НОР, проводимую Росфинмониторингом. Однако в целях более детального экономико-статистического анализа рассматриваемых вопросов, следует ознакомится с динамикой совершенных преступлений, квалифицируемых по статье 174 и 174.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ).

Под уголовное преследование по статье 174 УК РФ и статье 174.1 УК РФ попадают лица, совершившие легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем2, а также легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления3.

Актуальность совершения данного вида преступлений в целом связана с двумя основными причинами: • нелегально полученные средства являются доказательствами совершенного преступления и могут «вывести» правоохранительные органы

на преступника (данная причина связана с совершением преступления, квалифицируемого по статье 174.1 УК РФ); • преступник может лишиться незаконно нажитых капиталов. Рассмотрим динамику причиненного ущерба от рассматриваемых преступных деяний в сравнении с ущербом от экономических преступлений (рис. 3)4.

1 Публичный отчет национальной оценки рисков легализации (отмывания) преступных доходов 2017-2018 гг. [Электронный ресурс] URL: http://www.fedsfm.m^ontent/files/documents/2018/оценка%20 рисков%20од_5^£ (Дата обращения: 21.04.2020).

2 Федеральный закон от 07.08.2001 N 115-ФЗ (ред. от 07.04.2020) «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»//«Российская газета», N151-152, 09.08.2001.

3 Статья 174.1 Уголовного кодекса Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ//«Собрание законодательства РФ», 17.06.1996, N

25, ст. 2954.

Рис. 3. Динамика ущерба, причиненного в результате совершения преступлений, квалифицируемых по ст.174 и 174-1 УК РФ, в сравнении с ущербом от экономических преступлений в 2018-2019 годах

График отражает незначительную долю издержек общества, возникающих в результате легализации преступных доходов, в сравнении с потерями от всех выявленных экономических преступлений (чуть более 3% в 2018 и 2019 годах). Поскольку теневая экономика базируется на совершенных экономических преступлениях, получаемые от этой деятельности доходы могут подвергнуться легализации с целью максимизации полезности каждого недобросовестного субъекта. Незначительная доля полученного от легализации преступных доходов ущерба в сравнении с потерями общества от выявленных экономических преступлений может свидетельствовать как об отсутствии мотивации у недобросовестных субъектов по возвращению нелегально полученных доходов в официальную экономику, так и недостаточно эффективной работе правоохранительных органов по выявлению фактов совершения данного преступления.

Помимо этого, график позволяет увидеть увеличение объема причиненного ущерба как по статьям 174 и 174.1 УК РФ (почти на 30% в 2019 году по отношению к 2018 году), так и в общем объеме совершенных экономических преступлений (на 24% в 2019 году в сравнении с 2018 годом).

Анализ имеющихся статистических данных о количестве выявленных преступлений в рассматриваемом периоде, позволяет отметить сокращение коли-

Статистические данные ФКУ «ГИАЦ России» за 2018-2019 годы.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

чества преступлений, квалифицируемых по статьям 174 и 174.1 УК РФ (с 993 выявленных преступлений в совокупности рассматриваемых статей УК РФ в 2018 году до 946 в 2019 году, снижение на 5%), и в целом экономических преступлений (со 107 тысяч, выявленных в 2018 году, до 104 тысяч — в 2019 году, уменьшение на 2%)\ Это свидетельствует о том, что рассматриваемые преступления характеризуются изменчивостью способов совершения, сложностью их доказывания. Одним из направлений решения проблемы высокой латентности преступлений, квалифицируемых по статьям 174 и 174.1 УК РФ, является ориентация сотрудников оперативно-розыскных служб на всестороннюю отработку имеющихся версий в рамках дел, возбужденных по информации о предшествующих (предикатных) преступлениях.

Зачастую серьезным препятствием выступает доказывание незаконности происхождения денежных средств вследствие их маскировки под легально полученные доходы. Расследование данной категории дел должны осуществляться в тесном взаимодействии органов предварительного расследования и государственными судебно-экспертными учреждениями, наделенными соответствующими правами. Вопросы взаимодействия участников системы ПОД/ФТ весьма актуальны. Анализ информации Следственного департамента МВД России позволил сделать вывод о недостаточном уровне взаимодействия контролирующих и надзорных органов с правоохранительными структурами в части своевременного предоставления актуальной информации о признаках совершения преступления, связанного с легализацией преступных доходов.

Помимо вышеперечисленных индикаторов индикаторов «отмывания» преступных доходов, основанных на выявлении прямых и косвенных признаков совершения преступных деяний и правонарушений в России, следует ориентироваться на международные системы оценки в сфере ПОД.

На международном уровне оценку уровня «отмывания» преступных доходов наиболее полно охватывает антиотмывочный индекс Базельского института управления (The Basel AML Index), оценка которого базируется на корреляционном и регрессивном анализе данных, полученных из пятнадцати общедоступных источников, таких как Международный валютный фонд, Всемирный банк, FATF, Transparency International, Интерпол и других. Данный индекс включает страны, ранжированные в соответствии с

соответствующим им уровнем рисков и угроз в сфере ПОД/ФТ.

В 2019 году Базельский индекс охватил 125 стран. Шкала индекса варьируется от 0 до 10. При этом, чем ближе индекс страны к 10, тем больше возможность совершения легализации преступных доходов. Россия в 2019 году 5,75 баллов (в 2018 году — 5,83 из 10)2, что позволяет отнести страну к категории среднего/высокого риска. Данное снижение (уменьшение возможностей по «отмыванию») обусловлено, в значительной мере, оценкой, полученной в результате мониторинга FATF в 2019 году, которая позволила России войти в пятерку стран, ранжированных по эффективности национальной системы противодействия ПОД/ФТ3. Сдерживающим фактором выступает уязвимость к коррупционным процессам. Так, в 2019 году в рейтинге, составленном на основе индекса восприятия коррупции, публикуемом Transparency International, Россия заняла 137 место из 180. Стабильно низкий показатель (2017 год — 135 место, 2018 год — 138 место) может быть связан с отсутствием системного подхода к противодействию коррупции, недостаточных превентивных мер по агитации антикоррупционного поведения в обществе4.

Общий вывод, сделанный в целях ранжирования стран с помощью Базельского индекса, заключается в том, что в Российской Федерации заложена прочная правовая основа, регламентирующая высокий уровень контроля и надзора в сфере ПОД/ФТ, однако выделяется ряд недостатков (к примеру, недостаточно эффективно ведется работа по выявлению конечных бенефициаров, высокие коррупционные риски и ряд других).

Таким образом, в результате проведенного анализа следует сделать вывод о необходимости совершенствования механизма противодействия легализации преступных доходов в следующих направлениях: приведение классификации методов совершения данного деяния в соответствие с требованиями конечных по-

1 Статистические данные ФКУ «ГИАЦ России» за 2018-2019 годы.

2 Письмо Банка России от 04.09.2013 №172-Т «О приоритетных мерах при осуществлении банковского надзора» // Вестник Банка России, №51, 18.09.2013.

3 Вывод сделан на основе анализа отчетов Банка России: Структура сомнительных операций в банковском секторе в 2018 году [Электронный ресурс] URL: https://cbr.ru/Content/Document/File/83370/2018.pdf (Дата обращения: 20.04.2020). Структура сомнительных операций в банковском секторе в 2019 году [Электронный ресурс] URL: http:// www.cbr.ru/Content/Document/File/107361/2019.pdf (Дата обращения: 20.04.2020).

4 Доклад об осуществлении Федеральной службой по финансовому мониторингу государственного контроля (надзора) в сфере противодействия легализации (отмыванию)доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма за 2019 год. [Электронный ресурс] URL: http://www.fedsfm.ru/results (Дата обращения: 17.04.2020).

лучателей; снижение коррупционной составляющей экономической деятельности, повышение квалификации сотрудников контролирующих, надзорных и правоохранительных органов и усиление их взаимодействия.

рупции в контексте экономической безопасности: монография / кол.авторов. М.: КНОРУС, 2018. 198 с.

References

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Литература

1. Евлахова Ю.С. Межстрановые сравнения на основе антиотмывочного индекса: тенденции в условиях цифровизации финансов. В кн.: Вызовы и возможности финансового обеспечения стабильного экономического роста (ФИНАН-СЫ-2019): материалы Всероссийской научно-практической конференции 20-22 мая 2019 г. Севастополь: Изд-во СевГУ, 2019. С. 135-139.

2. Транспарентность экономики, противодействие легализации преступных доходов и кор-

1. Evlahova Yu. S. Mezhstranovye sravneniya na osnove antiotmyvochnogo indeksa: tendencii v usloviyah cifrovizacii finansov. V kn.: Vyzovy i vozmozhnosti finansovogo obespecheniya stabil'nogo ekonomicheskogo rosta (FINANSY-2019): materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii 2022 maya 2019 g. Sevastopol': Izd-vo SevGU, 2019. S. 135-139.

2. Transparentnost' ekonomiki, protivodejstvie legalizacii prestupnyh dohodov i korrupcii v kontekste ekonomicheskoj bezopasnosti: monografiya / kol. avtorov. M.: KNORUS, 2018. 198 s.

Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя

Финансовое право. 4-е изд., перераб. и доп. Учебник. Эриашвили Н.Д. 663 с. Гриф МО РФ. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки.

Рассматривается финансовое право в аспекте наиболее актуальных вопросов правового регулирования важнейших институтов этой отрасли права в современный период развития экономики. Основное внимание уделяется правовым основам и принципам финансовой деятельности, правовому регулированию бюджетных отношений и налогообложения. Анализируются правовые основы государственного и муниципального кредита, правовое регулирование банковской деятельности, а также правовые основы денежного обращения.

Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических вузов и факультетов, а также практических работников органов государственной власти и местного самоуправления, финансовых и кредитных учреждений и предпринимателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.