Научная статья на тему 'Научные подходы к классификации видов правовой идентификации в информационных правоотношениях'

Научные подходы к классификации видов правовой идентификации в информационных правоотношениях Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1054
232
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ / АУТЕНТИФИКАЦИЯ / КЛАССИФИКАЦИЯ / ЕДИНАЯ СИСТЕМА ИДЕНТИФИКАЦИИ И АУТЕНТИФИКАЦИИ / LEGAL IDENTIFICATION / AUTHENTICATION / CLASSIFICATION / THE UNIFIED SYSTEM OF IDENTIFICATION AND AUTHENTICATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Наумов В.Б.

В статье анализируется проблематика развития регулирования идентификации субъектов информационных правоотношений, выявляются критерии классификации правовой идентификации для правоотношений в Интернете, при использовании единой системы идентификации и аутентификации, других сферах. Дается характеристика видов идентификации в зависимости от критериев классификации и определяются наиболее существенные пробелы в предметном регулировании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Scientific Approaches to Classification of Legal Identity Types in Legal Information Relations

The article analyzes issues of development of identity regulation for the subjects of legal information relations. It presents criteria of classification for legal identity for legal relations in the Internet and other areas using the Unified System of Identification and Authentication. The article also presents characteristics of identity types and most critical gaps in subject regulations.

Текст научной работы на тему «Научные подходы к классификации видов правовой идентификации в информационных правоотношениях»

В.Б. Наумов*

НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ К КЛАССИФИКАЦИИ ВИДОВ ПРАВОВОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ В ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРАВООТНОШЕНИЯХ

В статье анализируется проблематика развития регулирования идентификации субъектов информационных правоотношений, выявляются критерии классификации правовой идентификации для правоотношений в Интернете, при использовании единой системы идентификации и аутентификации, в других сферах. Дается характеристика видов идентификации в зависимости от критериев классификации и определяются наиболее существенные пробелы в предметном регулировании.

Правовая идентификация, аутентификация, классификация, единая система идентификации и аутентификации.

Значение идентификации субъектов отношений в информационной сфере сложно подвергать сомнению. Однако в условиях электронного документооборота и нахождения субъектов на расстояниях друг от друга сложившиеся веками методы идентификации уже не подходят.

Следует отметить, что правовое регулирование в рассматриваемой сфере носит фрагментарный характер, отсутствует общая иерархически построенная терминология1 и единая система требований к субъектам правоотношений, имеющих организационно-техническую возможность идентифицировать участников правоотношений в Интернете. Тем не менее представляется возможным выделить ряд направлений развития информационного законодательства с собственными подходами к идентификации субъектов, которые отличаются друг от друга в зависимости от условий осуществления идентификации и сферы применения.

* Доцент Санкт-Петербургского государственного университета, ведущий научный сотрудник Центра экономики непрерывного образован™ Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, кандидат юридических наук, партнер юрфирмы Dentons (e-mail: nau@russianlaw.net).

1 Наумов В. Б. Вопросы развития терминологии в сфере персональных данных // Понятийный аппарат информационного права. Сб. науч. работ / Отв. ред. И.Л. Ба-чило, Э.В. Талапина. М., 2015. С. 124-129.

Первое направление закономерно связано с существующим в стране более 20 лет2 правовым институтом персональных данных, представляющим собой сформировавшуюся систему правового регулирования, имеющую, однако, особенности, которые не всегда можно эффективно реализовывать в сети Интернет, где может происходить полное раскрытие персональных данных и где культура информационного взаимодействия, а также технические стандарты и протоколы обмена информации не всегда требуют представления персональных данных. Кроме того, в Интернете не всегда необходимы именно персональные данные — достаточно использовать данные только для идентификации технических средств доступа и передачи информации3.

Не случайно в незначительной по объему судебной практике, затрагивающей проблему идентификации, очень часто суды принимают решение о факте распространения той или иной информации конкретным лицом на основе косвенных сведений или свидетельских показаний: далеко не все регистрируются в почтовых службах, интернет-сервисах или социальных сетях под своим именем и указывая свои персональные данные. При этом действующее законодательство не всегда требует полной самоидентификации. Лицо может действовать в Интернете анонимно в целях реализации своего права на неприкосновенность частной жизни. В этом случае для правовой квалификации неполноты представления лицом информации о себе необходимо указание в законе, является ли обязательной идентификация в тех или иных правоотношениях.

В качестве второго направления развития необходимо указать совершенствование законодательства об электронной подписи, недавно претерпевшее существенную ревизию4. Как и персональные данные, электронная подпись выполняет схожие функции:

2

Отсчет можно вести с момента принятия Федерального закона от 20 февраля 1995 г. № 24-ФЗ «Об информации, информатизации и защите информации», ныне утратившего силу, в ст. 11 которого впервые в российском законодательстве было дано определение персональных данных.

В Интернете для идентификации 1р-адреса, адреса электронной почты и мес-сенджеров используются доменные имена, никнеймы (псевдонимы) и другие объекты.

См.: Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. № 445-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об электронной подписи» // СЗ РФ. 2016. № 1 (ч. 1). Ст. 65.

она используется для определения лица в конкретных случаях. При этом имеются и ее существенные отличия от персональных данных, определяемые электронной формой информации и наличием связанных с ней информационных систем и технических средств.

В этой сфере современное законодательство рассматривает электронную подпись в качестве средства, подтверждающего факт формирования подписи (простая электронная подпись) и позволяющего определить лицо, подписавшее электронный документ (неквалифицированная электронная подпись).

Важная роль при решении задач идентификации в случаях использования электронной подписи отводится соглашениям между участниками электронного взаимодействия.

Третье направление развития правового регулирования связано непосредственно с Интернетом5. В настоящее время Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»6 (далее — Закон об информации) предусматривает следующие механизмы для идентификации субъектов в Интернете: самоидентификацию в силу требований ст. 10 и добровольные и обязательные регистрации блогеров и организаторов распространения информации в так называемых реестрах по 97-ФЗ7.

Федеральный закон от 5 мая 2014 г. № 97-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам упорядочения обмена информацией с использованием информационно-телекоммуникационных сетей»8 дополнил Закон об информации положениями, устанавливающими правовой статус организатора распространения информации в сети Интернет, а также правовой

5 Не следует забывать, что в Интернете существуют технические средства, которые препятствуют идентификации на технологическом уровне. В свою очередь, большинство государств стремится иметь в своем распоряжении средства обеспечен™ доступа к информации о действиях пользователей.

6 СЗ РФ. 2006. № 31 (ч. 1). Ст. 3498.

"7

Именно так указанные реестры называются на сайте Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (http://rkn.gov.ru/).

8 СЗ РФ. 2014. № 19. Ст. 2302.

статус блогера и обязанности по регистрации указанных субъектов.

Самоидентификация, предусмотренная ст. 10 Закона об информации, несмотря на императивный характер правовых норм, представляет собой в современных социальных реалиях не обязательную, а «добровольную» идентификацию, поскольку ответственность за нарушение норм указанной статьи не установлена. Аналогичная по содержанию норма о предоставлении информации о себе предусмотрена и для блогеров (ч. 5 ст. 102).

Гораздо более жесткий механизм контроля за субъектами отношений введен в связи с «реестрами по 97-ФЗ». Ключевым субъектом здесь является организатор распространения информации — для него установлены обязанности по обеспечению идентификации информации и субъектов (в форме хранения и предоставления информации), которые подкреплены обязанностью уведомить о начале собственной деятельности.

На провайдеров хостинга или иных лиц, обеспечивающих размещение сайтов или страниц сайтов в сети Интернет, возложены обязанности по обеспечению идентификации блогеров. В целом система предметного правового регулирования этого вопроса основывается на установленной административной ответственности за неисполнение обязанностей по предоставлению информации для идентификации лиц (ст. 13.31 и 19.7.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

В Законе об информации также имеется указание на то, что законами может быть предусмотрена обязательная идентификация личности, организаций, использующих информационно-телекоммуникационную сеть при осуществлении предпринимательской деятельности (ст. 15). Тем не менее, несмотря на очевидную важность соответствующих норм, пока этот пробел в законодательстве не устранен.

Идентификация в Интернете имеет другие явные отличия от идентификации в обычной («невиртуальной») жизни, когда наличие в правоотношениях специальных субъектов — информационных провайдеров (посредников), владеющих технологической инфраструктурой, оказывающих интернет-услуги и предоставляющих возможности хранения, распространения и доступа к информации, создает условия «относительной идентификации». Этот аспект связан с проблемой определения ответственности информа-

ционных провайдеров (посредников) и с вопросом, при каких условиях они должны раскрывать сведения о собственных клиентах или пользователях. В последнем случае раскрытие информационным провайдером сведений о собственном пользователе будет приводить к «абсолютной идентификации», когда субъект становится идентифицирован не только для идентифицирующего его лица, но и для других лиц9.

В законодательстве о связи постепенно восполняются пробелы в правовом регулировании. В частности, постановление Правительства РФ от 31 июля 2014 г. № 758 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам упорядочения обмена информацией с использованием информационно-телекоммуникационных сетей»1" урегулировало использование общественных точек доступа (в первую очередь по стандартам Wi-Fi).

Популярность электронных расчетов обусловливает развитие законодательства о национальной платежной системе и о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступных путем, и финансированию терроризма, которое также предлагает собственные решения по обычной и «упрощенной» идентификации в сфере финансовых услуг11.

9 Проблема не нашла своего разрешения ни в законодательстве, ни в судебной практике. В этом плане показательным представляется дело «Компания «Делфи АС» против Эстонии», рассмотренное Европейским судом по правам человека (жалоба № 64569/09, постановление от 16 июня 2015 г.). Суд указал, что поставщик услуг может «предусмотреть более высокую степень анонимности для своих пользователей. В этом случае от пользователей не требуется сообщать о себе вообще никаких сведений и их можно установить в ограниченной степени только по данным, сохранившимся у интернет-провайдера. Обычно такие данные сообщаются только по запросу следственных или судебных органов и на ограничительных условиях. Тем не менее в некоторых случаях это может быть необходимо для установления правонарушителей и привлечения их к ответственности» // СПС «Кон-сультантПлюс ».

10 СЗ РФ. 2014. № 32. Ст. 4525.

11 См.: Наумов В.Б., БрагииецА.Ю. Правовые проблемы удаленной идентификации на примере регулирования финансовых услуг // Информационное право. 2016. № 1. С. 14.

Осознавая важность проблематики идентификации субъектов в информационном пространстве12, в 2013 г. Россией были сделаны первые системные шаги в сфере взаимодействия государства и граждан. Благодаря принятию Федерального закона от 7 июня 2013 г. № 112-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления»13 был определен статус и заложены основы идентификации субъектов информационных правоотношений в сфере оказания государственных услуг.

В настоящее время создана единая система идентификации и аутентификации (ЕСИА) — федеральная государственная информационная система14, порядок использования которой устанавливается Правительством РФ и которая обеспечивает в случаях, предусмотренных законодательством РФ, санкционированный доступ к информации, содержащейся в информационных системах (п. 19. ст. 2 Закона об информации).

Правительство РФ определяет порядок использования ЕСИА и устанавливает случаи, при которых доступ через Интернет к информации, содержащейся в государственных информационных системах, предоставляется исключительно пользователям информации, прошедшим авторизацию в указанной системе (ч. 4.1 ст. 14).

12

Российский опыт начали использовать другие государства — участники СНГ. См., например: постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан от 17 декабря 2015 г. № 365 «О мерах по формированию центральных баз данных физических и юридических лиц и внедрению единой информационной системы идентификации пользователей системы «Электронное правительство») // URL: https://www.uzdaily.uz/articles-id-27327.litm (дата обращения: 03.10.2015).

13 СЗ РФ. 2013. № 23. Ст. 2870.

14 Модернизированная версия ЕСИА введена в эксплуатацию приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 30 июня 2014 г. № 179 (СПС «Консуль-тантПлюс»). Распоряжением Правительства РФ от 9 июня 2014 г. № 991-р утвержден план мероприятий («Дорожная карта») по реализации Концепции развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде (СЗ РФ. 2014. № 24. Ст. 3136). В последнем квартале 2015 г. интегрированы информационные системы многофункциональных центров, давно используемых в России, с единой системой идентификации и аутентификации. Ранее было реализовано обеспечение интеграции официальных сайтов и порталов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, используемых в процессе предоставления приоритетных услуг с единой системой идентификации и аутентификации.

Еще до принятия указанных выше изменений постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2011 г. № 97715 были утверждены «Требования к Федеральной государственной информационной системе «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме» (далее — Требования к ЕСИА), где были заложены технологические и правовые основы идентификации именно в сфере государственного управления в целом и государственных и муниципальных услуг в частности16.

В соответствии с п. 6 Требований к ЕСИА система должна включать в себя ряд регистров: физических лиц, юридических лиц; должностных лиц органов и организаций, предусмотренных пп. «а» п. 3 данных Требований; органов и организаций федеральных органов исполнительной власти РФ и др.; информационных систем; органов и организаций, имеющих право создания (замены) и выдачи ключа простой электронной подписи в целях оказания государственных и муниципальных услуг.

Важной архитектурной особенностью внедрения ЕСИА стал отказ от стратегии, предусматривающей использование исключительно электронной цифровой подписи (позже — усиленной квалифицированной электронной подписи). «Ставка» на простую электронную подпись (п. 3 Требований к ЕСИА) как более удобную в использовании и, соответственно, более распространенную представляется удачным решением.

В Требованиях к ЕСИА (п. 5) закреплены дефиниции понятий, важных для института правовой идентификации, к сожалению, пока не определенных на уровне федеральных законов:

идентификация участников информационного взаимодействия — сравнение идентификатора, вводимого участником информационного взаимодействия в любую из информационных систем, с идентификатором этого участника, содержащимся в соответствующем базовом государственном информационном ресурсе, определяемом Правительством РФ;

15 СЗ РФ. 2011. № 49 (ч. 5). Ст. 7184.

16 В указанном постановлении органам государственной власти рекомендовалось идентификацию, аутентификацию, авторизацию и регистрацию физических и юридических лиц в целях предоставления государственных и муниципальных услуг с 15 апреля 2012 г. осуществлять с помощью ЕСИА.

аутентификация участников информационного взаимодействия — проверка принадлежности участнику информационного взаимодействия введенного им идентификатора, а также подтверждение подлинности идентификатора;

авторизация участников информационного взаимодействия — подтверждение наличия у участника информационного взаимодействия прав на получение доступа к инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме.

В настоящий момент эти определения, наряду с терминами из других отраслей законодательства, в первую очередь финансового17, и из ряда стандартов18, представляют собой ограниченную терминологическую базу, которая нуждается в оперативном развитии. В противном случае без разработки и принятия сбалансированной непротиворечивой и иерархической системы дефиниций законодательство будет развиваться путем введения новых определений, разработанных под конкретные обстоятельства и противоречащих уже существующим.

Уже сейчас можно выявить нестыковки между формируемым законодательством об идентификации и действующим законодательством о персональных данных. Первое практически не содержит ссылок на категории персональных данных и оперирует собственными терминами (например, «идентификаторы»19), а второе не содержит четкого указания, в какой момент процесса идентифика-

1 и

См.: Наумов В.Б., БрагинецА.Ю. Указ. соч. С. 17.

18

См.: ГОСТ Р 50739-95. «Средства вычислительной техники. Защита от несанкционированного доступа к информации. Общие технические требования»; ГОСТ Р ИСО/ТО 13569-2007. «Финансовые услуги. Рекомендации по информационной безопасности»; ГОСТ Р ИСО/МЭКТО 19791-2008. Национальный стандарт Российской Федерации. «Информационная технология. Методы и средства обеспечения безопасности. Оценка безопасности автоматизированных систем»; ГОСТ Р ИСО/МЭК 27033-1-2011. Национальный стандарт Российской Федерации. «Информационная технология. Методы и средства обеспечения безопасности. Безопасность сетей. Часть 1. Обзор и концепции».

19 См.: Положение о федеральной государственной информационной системе «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме (утв. приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 13 апреля 2012 г. № 107) // СПС «КонсультантПлюс».

ции различные виды сведений и данных становятся охраняемыми персональными данными.

Имеется еще одно важное обстоятельство, которое демонстрирует понимание разработчиками ЕСИА природы быстро развивающихся информационных технологий: согласно п. 6 (1) Требований к ЕСИА система должна обеспечивать возможность «применения различных методов идентификации пользователей» при обеспечении доступа к информации с учетом полномочий пользователей и целей доступа к этой информации.

В 2013 г. в Требованиях к ЕСИА был отдельно определен порядок идентификации для целей использования интернет-ресурса «Российская общественная инициатива»2". К последнему должны иметь доступ исключительно граждане РФ, прошедшие в ЕСИА процедуру регистрации, осуществление которой сопровождалось очным предъявлением основного документа, удостоверяющего личность, и внесением информации о таком способе установления личности в соответствующий регистр этой системы (п. 7(1)).

Закономерно, что столь обширные организационные, технологические и нормотворческие нововведения последних лет встречали непонимание или критику. Так, четыре года назад возник первый судебный прецедент в отношении ЕСИА: заявители, обратившиеся в Верховный Суд РФ, утверждали, что «Правительством Российской Федерации незаконно введены государственный регистр населения и обязательная идентификация всех граждан по идентификационным номерам»21.

Однако Суд не усмотрел нарушений действующего законодательства, включая законодательство о персональных данных. «Требования, — по мнению Суда, — устанавливают назначение системы идентификации и авторизации, а также цели ее использования и вопреки утверждениям заявителей не предусматривают присвоение гражданам идентификационных номеров, не нарушают прав граждан на идентификацию себя в каких-либо отношениях по фамилии, имени, отчеству, дате, месту рождения и месту жительства, отношению к гражданству... Лица, не желающие получать государ-

2()

URL: https://www.roi.ru/ (дата обращения: 03.03.2016).

21

Определение Верховного суда РФ от 20 сентября 2012 г. № АЛЛ12-503 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2013. № 3.

ственные и муниципальные услуги в электронном виде, вправе получать их иных формах, предусмотренных законодательством...».

Не ставя перед собой задачу перечислить и проанализировать все виды правоотношений, связанных с идентификацией, представляется целесообразным предложить следующую систему критериев классификации и построенную на их основе систему видов правовой идентификации.

Таблица. Научные подходы к определению критериев к классификации правовой идентификации субъектов в информационных правоотношениях

№ п/п Критерии классификации Идентификация в зависимости от критериев классификации

1 2 3

1 Возможность идентификации Возможна Невозможна*

2 Степень императивности Обязательная идентификация (может быть установлена законом, договором или, например, правилами пользования информационной системы или сайта в Интернете); добровольная идентификация; запрет идентификации (например, при тайном голосовании или в связи с условиями использования информационной системы)

3 Видьт субъектов, к кому адресована обязанность осуществить идентификацию Оператор соответствующей информационной системы / лицо, оказывающее услуги идентифицируемому субъекту (например, оператор связи); субъект, который идентифицируется; иные лица

4 Наличие аутентификации Да Нет (например, самоидентификация)

5 По видам технических средств аутентификации** Секретная информация (пароли, сертификаты ключей электронной подписи); уникальные предметы (карточки доступа, иВ8-носители, жетоны, др.); биометрика; иная информация и идентификаторы (например, официальные — ИНН или сетевые), связанные с лицом и используемыми им техническими средствами (например, личной жизнью, персональными данными, его местоположением и т.п.)

Окончание табл.

1 2 3

6 Известность результатов идентификации (для других участников правоотношений после идентификации) Абсолютная (для всех участников отношений) Относительная (только для идентифицирующего лица)

7 Возмездность В России использование ЕС-ИА и систем из других сфер регулирования осуществляется безвозмездно. В современных условиях встречаются случаи использования доверенных систем идентификации третьих лиц, за услуги которых устанавливается вознаграждение

* Вне рамок настоящей статьи находятся вопросы о том, возможна ли и какой правовой статус и юридическую силу имеет «вероятностная идентификация», когда на основе анализа большого объема информации и данных, по отдельности не идентифицирующих лицо, появляется информация о его поведении (действиях), которая, в силу уникальности поведения физического лица, приводит к его идентификации. ** Этот критерий чаще всего используется в качестве основного для технического анализа и классификации информационных систем. При этом средства аутентификации могут быть простыми и сложными в использовании, дешевыми и дорогостоящими, надежными или нет (например, ввод пароля можно подсмотреть, тогда, альтернативно, возможно использовать систему одноразовых паролей). Возможно также использование двухуровневых систем аутентификации.

Безусловно, приведенный перечень критериев не является исчерпывающим и требует дальнейшего развития, учитывая, что рассматриваемый правовой институт является молодым (новым) и пока недостаточно разработанным. Однако подходы к разработке критериев классификации основываются на научном анализе, проведенном автором с учетом особенностей технологий, формирующейся правоприменительной практики, российских и международных правовых актов и зарубежного опыта.

Кроме того, представляется возможным классифицировать процессы идентификации по видам информационных систем, которые используются или к которым осуществляется доступ.

Несомненно, если рассматривать правовой институт идентификации в качестве межотраслевого, то потребуется расширение критериев классификации по отраслям права и законодательства.

Проведенное автором исследование позволяет сделать вывод, что в условиях наличия предложенных и иных критериев правовой идентификации, дальнейшего развития правоотношений и самих информационных технологий необходимо системное правовое регулирование указанных отношений, и первоочередной актуальной научной задачей является разработка продуманного и обоснованного терминологического аппарата в сфере правовой идентификации.

Для правотворческой деятельности и формирования правоприменительной практики представляется важным определить научно обоснованный перечень критериев классификации правовой идентификации и ее видов, которые являются основными, а также установить взаимосвязь между требованиями и видами правовой идентификации и целями и задачами регулирования тех или иных правоотношений. В настоящий момент в качестве основных (основополагающих) критериев могут быть использованы такие, как обязательность наличия правовой идентификации, виды субъектов, которым адресована обязанность осуществить идентификацию, а также виды технических средств аутентификации.

БИБЛИОГРАФИЯ

Наумов В. Б. Вопросы развития терминологии в сфере персональных данных // Понятийный аппарат информационного права. Сб. науч. работ / Отв. ред. И.Л. Бачило, Э.В. Талапина. М., 2015.

Наумов В. Б., Брагинец А.Ю. Правовые проблемы удаленной идентификации на примере регулирования финансовых услуг // Информационное право. 2016. № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.