Научная статья на тему 'НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ КЛАСТЕРИЗАЦИИ ТЕКСТИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ'

НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ КЛАСТЕРИЗАЦИИ ТЕКСТИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
85
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСТЕРИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / ТЕКСТИЛЬНЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ТЕКСТИЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА РЕГИОНОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Миндлин Юрий Борисович

В статье рассмотрены аспекты инновационности текстильной промышленности, которая является важной составляющей региональной экономики (в рамках кластеризации отрасли). В основе данного исследования нами положен ряд научных подходов: системный подход к исследованию текстильной отрасли как целостной социально-экономической системы в составе национальной и региональной экономики; комплексный подход, который позволяет исследовать эндогенные и экзогенные факторы, влияющие на развитие отрасли; маркетинговый подход, который позволяет рассматривать развитие отрасли с максимальной ориентацией на потребителя, оценивать конкурентные преимущества отрасли на национальном и зарубежном рынках; инновационный подход, который позволяет не только модернизировать текстильную отрасль, внедрять нововведения, но и инноватизировать формы управления ею; нормативный подход, который характеризует целевые, функциональные, социальные составляющие развития текстильной отрасли, прежде всего, касающиеся качества, ресурсоемкости, технического уровня продукции, организации производственного процесса на предприятиях текстильной отрасли. С целью обеспечения устойчивого развития отрасли, нами использован циркулярный подход, который предполагает системные изменения в технологии текстильного производства, контроль отходов и загрязнения окружающей среды, шеринговое использование, повторность переработки сырья. Подход циркулярной экономики дает возможности для регенерирования естественной системы и создания успешной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Миндлин Юрий Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC APPROACHES TO THE STUDY OF THE TEXTILE INDUSTRY CLUSTERING

The article considers the aspects of innovation of the textile industry, which is an important component of the regional economy (within the framework of clustering of the industry). This research is based on a number of scientific approaches: a systematic approach to the study of the textile industry as an integral socio-economic system within the national and regional economy; an integrated approach that allows us to investigate endogenous and exogenous factors affecting the development of the industry; a marketing approach that allows considering the development of the industry with maximum focus on consumer needs, assessing the competitive advantages of the industry in the national andforeign markets; an innovative approach that allows not only to modernize the textile industry, introduce innovations, but also innovatize forms of its management; a normative approach that characterizes the targeted, functional, social components of the development of the textile industry, primarily related to the quality, resource intensity, technical level of products, organization of the production process at textile enterprises. To ensure the sustainable development of the industry, we have used a circular approach, which involves systemic changes in the technology of textile production, control of waste and environmental pollution, sharing, recycling of raw materials. The circular economy approach provides endless opportunities to regenerate the natural system and create a successful economy.

Текст научной работы на тему «НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ КЛАСТЕРИЗАЦИИ ТЕКСТИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ»

НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ КЛАСТЕРИЗАЦИИ ТЕКСТИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Аннотация. В статье рассмотрены аспекты инновационности текстильной промышленности, которая является важной составляющей региональной экономики (в рамках кластеризации отрасли). В основе данного исследования нами положен ряд научных подходов: системный подход к исследованию текстильной отрасли как целостной социально-экономической системы в составе национальной и региональной экономики; комплексный подход, который позволяет исследовать эндогенные и экзогенные факторы, влияющие на развитие отрасли; маркетинговый подход, который позволяет рассматривать развитие отрасли с максимальной ориентацией на потребителя, оценивать конкурентные преимущества отрасли на национальном и зарубежном рынках; инновационный подход, который позволяет не только модернизировать текстильную отрасль, внедрять нововведения, но и инновати-зировать формы управления ею; нормативный подход, который характеризует целевые, функциональные, социальные составляющие развития текстильной отрасли, прежде всего, касающиеся качества, ресурсоемкости, технического уровня продукции, организации производственного процесса на предприятиях текстильной отрасли. С целью обеспечения устойчивого развития отрасли, нами использован циркулярный подход, который предполагает системные изменения в технологии текстильного производства, контроль отходов и загрязнения окружающей среды, шеринговое использование, по-вторность переработки сырья. Подход циркулярной экономики дает возможности для регенерирования естественной системы и создания успешной экономики.

Ключевые слова. Кластеризация региональной экономики, конкурентные преимущества, текстильные предприятия, текстильная промышленность, государственная поддержка регионов.

Mindlin Yu.B.

SCIENTIFIC APPROACHES TO THE STUDY OF THE TEXTILE INDUSTRY CLUSTERING

Abstract. The article considers the aspects of innovation of the textile industry, which is an important component of the regional economy (within the framework of clustering of the industry). This research is based on a number of scientific approaches: a systematic approach to the study of the textile industry as an integral socio-economic system within the national and regional economy; an integrated approach that allows us to investigate endogenous and exogenous factors affecting the development of the industry; a marketing approach that allows considering the development of the industry with maximum focus on consumer needs, assessing the competitive advantages of the industry in the national andforeign markets; an innovative approach that allows not only to modernize the textile industry, introduce innovations, but also innovatize forms of its management; a normative approach that characterizes the targeted, functional, social components of the development of the textile industry, primarily related to the quality, resource intensity, technical level of products, organization of the production process at textile enterprises. To ensure the sustainable development of the industry, we have used a circular approach, which involves systemic changes in the technology of textile production, control of waste and environmental pollution, sharing, recycling of raw materials. The circular economy approach provides endless opportunities to regenerate the natural system and create a successful economy.

ГРНТИ 06.71.03 © Миндлин Ю.Б., 2022

Юрий Борисович Миндлин - кандидат экономических наук, доцент Московской государственной академии ветеринарной медицины и биотехнологии имени К.И. Скрябина.

Контактные данные для связи с автором: 109443, Москва, Волгоградский пр., 116 (Russia, Moscow, Volgogradsky av., 116). E-mail: mindliny@mail.ru. Статья поступила в редакцию 15.03.2022.

Keywords. Clustering of regional economy, competitive advantages, textile enterprises, textile industry, state support of regions.

Введение

Обеспечить модернизацию и дальнейшее развитие текстильной отрасли (кластеризацию) невозможно без основательного научного базиса, который формируют научные подходы, концепции, теории. Научный базис для функционирования экономики на мезоэкономическом и макроструктурном уровне заложили различные концепции и экономические теории. Среди них стоит выделить следующие:

• классические, в рамках которых стоит выделить теории сравнительных затрат Д. Рикардо, размещения производства И.Г. фон Тюнена, В. Рошера, рыночных зон В. Лаунгардта и другие [9];

• центральных мест или размещения зон обслуживания и населенных пунктов В. Кристаллера. «Центральными местами» являются экономические центры, которые обслуживают товарами и услугами население своей территории и зоны сбыта. При этом, в каждом населенном пункте должны продаваться товары первой необходимости, в средних поселениях - обычная одежда, основные бытовые услуги, в крупных городах - предметы роскоши и т.д.;

• региональной специализации и межрегиональной торговли, в рамках которых следует выделить теории специализации и массового производства А. Леша, теория специализации в различных производствах с использованием преимуществ эффекта масштаба П. Кругмана, К. Ланкастера [8];

• рыночных потенциалов и пространственного взаимодействия, к которым следует отнести модель пространственного взаимодействия рыночных потенциалов с учетом влияния финансового капитала Д. Рея, модель прогнозирования региональных рынков товаров и услуг на основе моделей пространственного взаимодействия М. Биркина, Ф. Фоулджера, Х. Уильямса и др.;

• геомаркетинга, которая представлена теориями сегментации рынков А. Шоу и У. Уэлда, пространственного моделирования, районирования, ранжирования и кластеризации;

• институциональные, которые объединяют общетеоретические исследования институциональной структуры экономической системы в целом с выделением институтов рынка как определяющих элементов его развития (А. Уильямсон, Дж. Энсминстер и др.), анализ институционального аспекта рынка (Г. Домингез, К. Джонс, Дж. Симони), исследование рыночных институтов на региональном уровне (С. Браун, Т. Бернис, М. Гартлер);

• территориальных кластеров, обосновывающих кластер, как новую форму размещения производительных сил, структурной перестройки, лучше всего представлены в трудах М. Портера [7], Т.А. Ла-чининой, М.С. Чистякова [5], Е.Б. Шаповаловой [12], Ю.С. Церцеила [10];

• устойчивого ноосферизованного развития В. Вернадского и границ роста Д. Форрестера и Д. Ме-доуз, которые акцентируют внимание на экологических детерминантах развития и истощении природного потенциала планеты;

• современные теории, среди которых выделим диффузию инноваций Т. Хегерстранда, региональных инновационных систем Б. Асхайма и А. Изаксена, международной торговли Хекшера-Олина, экспортной базы Г. Ендрхоса и Г. Пфаута, саморазвития регионов (эндогенного развития) П. Ромера, экономического роста и существования слаборазвитых районов (теория кумулятивной причинной обусловленности) Г. Мюрдаля, полюсов роста и пропульсивных отраслей Б. Перру, креативной экономики Дж. Хокинса и т.п.

Каждая из этих теорий связана с формированием и развитием текстильной промышленности, однако особое значение в современных условиях хозяйствования должны иметь кластерная теория, теория издержек, теория креативных систем, теория полюсов роста, пространственного взаимодействия рыночных потенциалов, инновационного, конкурентного развития, развития эндогенного потенциала отрасли. В последние годы в странах Европы, США и Японии широкое распространение и признание получили инновационные кластеры как инструмент для повышения конкурентоспособности предприятий, регионов и страны в целом. Именно кластер может стать идеальной моделью для развития регионов и в России, поскольку для этого имеется мощный потенциал [6].

Понятие кластера

«Отцом» кластерного подхода считают М. Портера, автора работы «Конкурентные преимущества стран». Именно в этом труде он доказывал, что некоторые регионы развиваются лучше других именно благодаря кластерам. Поэтому кластеры стали новым элементом в экономической политике регионов. Согласно М. Портеру, кластер функционирует на основе синергизма, это сконцентрированные по географическому признаку группы взаимозависимых компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в соответствующих отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций (например, университетов, агентств по стандартизации, а также торговых объединений), конкурирующих, но в то же время ведущих совместную работу [7].

Представители бизнеса должны быть готовы к сотрудничеству и объединению со своими конкурентами для достижения глобальной цели - развития не только собственного бизнеса, но и целого региона, обеспечения необходимых условий для роста. Важными также считаются географическая концентрация или же условия, что способствуют развитию отрасли, климат, достаточное количество представителей бизнеса и конкретная специализация производства. Кластер должен обеспечивать все необходимые условия для развития бизнеса: улучшать инфраструктуру, развивать образование, налаживать внутренние и внешние связи.

Можно утверждать, что главной в кластере является Синергия, то есть общая цель стать лучше. Преимуществами кластерного научного подхода к развитию предприятий текстильной промышленности являются многочисленные синергетические эффекты. И. Ансофф систематизировал синергетиче-ские эффекты в соответствии с направлениями возникновения дополнительной прибыли у компании. Он выделял торговый, операционный, инвестиционный и управленческий синергетические эффекты. Синергия менеджмента проявляется в момент разработки новых товаров или вхождения в новую отрасль. При этом опыт и знания, накопленные ранее, могут помочь в решении новых проблем, возникающих при вхождении предприятия в новую конкурентную среду. Компетентность руководства является важнейшим источником конкурентного преимущества [2, с. 98].

Кластеризация в текстильной промышленности

На микроуровне в организации и ведении бизнеса в текстильной отрасли наблюдается зависимость от импорта сырья и материалов промежуточного потребления (химических, штапельных волокон, хлопка, нитей, тканей), конъюнктуры мировых цен на сырье и товары промежуточного потребления, что влияет на стоимость производственных запасов и, соответственно, делает затраты большими, что требует переосмысления затратной составляющей текстильного производства.

Для повышения эффективности текстильного производства, принятия обоснованных управленческих решений целесообразно в разрезе технологических стадий производства целенаправленно вести поиск резервов снижения себестоимости продукции, в том числе, используя имеющийся социально-экономический потенциал территорий, локальные конкурентные преимущества и прочее.

При обосновании научного обоснования развития текстильной отрасли стоит особое внимание сосредоточить на теориях креативного развития территориальных общественных систем, основанных на признаках постиндустриального общества, которые сочетают в себе лучшие характеристики инновационной экономики, информационной экономики и экономики знаний. Среди них ведущее место следует предоставить теории создания креативной среды Ч. Лендри, развития креативных индустрий Дж. Пот-тса, теории формирования инновационной креативной культуры М. Мэттьюса, которые создают основу для технологического прорыва и конкурентного развития регионального рынка текстильных изделий.

Согласно классификации Всемирной организации интеллектуальной собственности, модели креативных индустрий включают те отрасли, в которых произведенный товар или услуга содержат существенную часть творчества, а именно: креативные индустрии, базирующихся на интеллектуальной собственности (реклама, коллекционирование, киноиндустрия, музыка, исполнительское искусство, издательское дело, программное обеспечение, телерадиовещание, визуальное и графическое искусство), смежные индустрии (цифровые технологии, музыкальные инструменты, публикации, искусство фотографии) и индустрии, частично охраняемые авторским правом (архитектура, легкая промышленность, проектирование, мода, бытовые товары, игрушки).

Результативностью внедрения креативных индустрий в текстильной промышленности могут быть: повышение производительности труда отрасли, выход на новые рынки, усиление привлекательности

для инвесторов, создание новых межрегиональных форм сотрудничества, формирование креативных кластеров, интенсификация развития креативного предпринимательства, повышение интенсивности научно-исследовательской и образовательной деятельности, улучшение сотрудничества в культурной сфере, повышение уровня социальной мобильности населения [4].

Особое место в современной выработке концептуальных подходов в промышленности следует отвести теориям конкурентного развития: рациональной рыночной концепции А. Смита; структурной концепции Ф. Эджуорта, А. Курно, Дж. Робинсон, О. Чемберлина; концепции со-конкуренции А.М. Брандербургера и Б.Дж. Нейлбаффа; концепции конкурентных преимуществ страны М. Портера; инновационной концепции интеллектуального лидерства Г. Хемела и К.К. Прахалада; гуманитарной концепции, адептами которой являются М. Грановетер, М. Кастельс, Р. Сведберг, А. Сен, А. Трен, Р. Холингсворт, Ф. Шмиттер и другие.

В силу того, что в мире идет жесткая конкуренция, которая выталкивает энерго-, сырье- и эколого-емкие производства на периферию мирового развития, для России важно поддержать структурную и ноосферизованную составляющие наращивания конкурентоспособности текстильной отрасли в русле генерации новых знаний и активного использования высокотехнологических процессов.

Важной для развития и модернизации текстильной отрасли является концепция региональной инновационной системы, одним из ее последователей - Ф. Куком, было предложено формирование так называемой «региональной инновационной цепи», которая должна включать фирмы, непосредственно генерирующие знания организации, предприятия, которые используют эти знания, а также разнообразные структуры, выполняющие специализированные посреднические функции: инфраструктурное обеспечение, финансирование инновационных проектов, их рыночную экспертизу и политическую поддержку. В контексте текстильной промышленности данная теория позволяет сохранять и развивать коммуникативные традиции и обычаи, осуществлять обмен знаниями и проводить научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы [3].

Инновационная деятельность на современном этапе развития является одним из важнейших системных факторов экономического роста и повышения конкурентоспособности продукции. Й. Шумпетер связал инновационное развитие с «новыми комбинациями» [13, с. 101]: новое, то есть еще неизвестное в сфере потребления, благо или новое качество известного блага; новый, более эффективный метод производства известной продукции, не связанной с научным открытием; открытие новых возможностей сбыта известной продукции; открытие новых источников сырья или производства полуфабрикатов; реорганизация производства, которая приводит к подрыву некой устоявшейся в нем монополии.

Все эти комбинации позже он назвал одним словом - «инновация». Сегодня существует очень много определений термина «инновация», которые отражают взгляды их авторов на данное понятие. Понятно, что результатом являются новые технологии, виды продукции, услуги, организационно-технические решения производственного, административного, коммерческого характера, которые способствуют их продвижению на рынок и в настоящее время являются ключевым фактором развития современных предприятий.

Для предприятий текстильной отрасли, в первую очередь, речь должна идти о внедрении инновационных подходов в систему стратегического планирования развития отрасли на основе смарт -специализации, с учетом мировых рыночных и технологических тенденций инновационного развития [11]. Считаем, что технологический или инновационный прорыв обеспечивается с использованием Smart-подходов в организации текстильного производства путем создания умной одежды (smart clothes) с использованием активных «умных» материалов, что испытывают внутренние и внешние стимулы для изменения свойств; пассивных «умных» материалов, которые воспринимают изменения во внешнем окружении; интеллектуальных материалов, которые легко адаптируются к изменениям (см. табл.).

Инновационная деятельность для субъектов легкой промышленности в целом и текстильной отрасли, в частности, не позволяет в достаточной мере получать доходы на уровне, достаточном для воссоздания инновационной деятельности на новом, более качественном уровне. Среди 444 предприятий текстильной промышленности инновационной деятельностью в России занимаются лишь 82 предприятия, что составляет 18,46% от общего количества (см.: https://spark-interfax.ru/system#/analysis/FIRMS/ 0/16651873).

Таблица

Характеристика тканей, полученных в рамках Smart-подходов к организации текстильного производства

Виды умных тканей Характеристика

Ткань с наночастицами

Одежда с наночастицами серебра Бактерицидное и противомикробное действие. Защита одежды от загрязнений, ее самоочистка. Электропроводность

Умная одежда с наночастицами палладия Нейтрализация вредных составляющих смога

Одежда с углеродными наночастицами Защита от взрывов, электромагнитных излучений. Устойчивость к воздействию многих химических реагентов. Электропроводность

Одежда из полимерных белковых наново-локон «паучий шелк» Сверхпрочность. Устойчивость к внешним факторам

Одежда из ткани с наночастицами электропроводящей сажи Проводимость

Одежда из текстиля с наночастицами оксида цинка, диоксида титана, олова с примесью сурьмы Антистатические свойства

Ткань с микрокапсулами

Косметотекстиль (ткань с микрокапсулами с косметическими веществами) Косметический и оздоровительный эффект

Текстикаменти Косметический и оздоровительный эффект в сфере медицины

Ткани с микрокапсулами Поглощение тепла, выделяемого организмом человека при усиленной работе или его отдача при уменьшении теплоотдачи телом или при перепаде температур

Нетканые материалы Высокие теплоизоляционные качества

Пленочные материалы Влагонепроницаемость, водостойкость, эластичность

Поэтому инновационной деятельности нужна поддержка государства как в виде прямых государственных инвестиций, так и в виде фискальных, монетарных преференций для коммерциализации новейших технологий; внедрения новых механизмов поддержки предпринимательства; разработка и координации региональных программ развития промышленности и государственной поддержки субъектов хозяйствования на проведение научных исследований, техническое развитие и инновационную деятельность.

Инновационное развитие текстильной промышленности должно быть связано с формированием качественного конкурентоспособного кадрового потенциала и эффективностью его использования. Именно использование инновационного труда, который представляет собой трудовую деятельность с использованием новых прогрессивных знаний, квалификационных и творческих навыков, высокого профессионального мастерства кадров, способно удовлетворять общественные потребности в современных тканях с большим полезным эффектом.

Субъектами инновационного труда являются работники, которые способны создавать новые знания и активно их использовать, ведь результатом такого труда являются новые идеи, что определяется, прежде всего, творческими способностями к определенному виду деятельности, активностью человека, условиями реализации этих способностей в обществе. Сейчас инновационная деятельность, в частности в России, недостаточно обеспечена работниками инновационного типа. Поэтому в системе учебных программ нужно предусмотреть профессиональные знания и умения инновационного работника, привлечение представителей индустрии к разработке учебных программ и программ практики для студентов; проведение лекций ИТ-экспертов для студентов; проведение тематических хакатонов с ИТ, с возможностью проработать новую идею или существующий продукт под руководством опытных менторов из сфер образования, бизнеса, технологий; сотрудничество со службой занятости по вопросам проведения ярмарок вакансий и собеседований с кандидатами.

Заключение

По нашему мнению, обеспечить конкурентное, инновационное развитие в текстильной отрасли должен кластерный подход. Именно кластер сможет стать идеальной моделью для динамичного развития региона, межсекторного и межтерриториального партнерства в генерировании и реализации инноваций, совместном использовании технологического, финансового, кадрового, информационного, управленческого потенциалов, которые будут связаны с экологизацией производства в рамках реализации Стратегии устойчивого развития России, цифровизацией в рамках Четвертой промышленной революции, которая предусматривает полностью автоматизированные производства, создание высокоинтеллектуальных тканей, которые способны не только чувствовать и реагировать, но и адаптироваться к изменениям с помощью актуаторов.

Текстильная промышленность будет иметь перспективы наращивания производства, которые возможны вследствие: последовательного перехода к использованию собственных сырьевых ресурсов, а это - лен, шерсть, кожа и др.; ускорения создания новых современных видов тканей. Все это, конечно, требует технического переоснащения предприятий текстильной отрасли и соответствующей институциональной базы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Агафонов В.А. Региональные инновационные кластеры // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. 2015. №3(43). С. 2-16.

2. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. СПб., 1999. 416 с.

3. Валитова Л.А., Шарко Е.Р., ШерешеваМ.Ю. Выделение промышленных кластеров на основе анализа бизнес-связей: пример текстильной отрасли // Управленец. 2021. Т. 12, № 4. С. 59-74.

4. Ксенофонтова О.Л. Промышленные кластеры как фактор развития региона: теоретический аспект // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. 2015. № 4 (44). С. 66-71.

5. Лачинина Т.А., ЧистяковМ.С. Кластерные технологии как необходимый элемент политики устойчивого социально-экономического развития региона // Мат. Междунар. научн.-практ. конф.: Управление инновациями-2017. М., 2017. С. 176-181.

6. Павленко Д.Ю. Проблема создания кластеров в России: региональный аспект // Вестник экономической интеграции. 2011. № 2. С. 139-143.

7. Портер М. Конкуренция. М.: Вильямс, 2006. 608 с.

8. Файдушенко В.А. Кластерная политика как инструмент инновационного развития региона // Экономические науки. 2015. № 11 (132). С. 37-41.

9. Федоров С.И. Кластерная политика и инновационная активность промышленных предприятий // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 2021. № 4. С. 161-185.

10. Церцеил Ю.С., Коокуева В.В. Роль инновационных промышленных кластеров в развитии региональной экономики // Российское предпринимательство. 2016. Т. 17, № 20. С. 2779-2796.

11. Чистяков М.С., Лачинина Т.А. Технологические платформы как инструмент консолидации инновационного форсайта реализации концепции реиндустриализации России // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2016. № 12. С. 16-27.

12. Шаповалова Е.Б. Кластеры в текстильной и легкой промышленности Российской Федерации // Наука и бизнес: пути развития. 2020. № 5 (107). С. 49-52.

13. Шумпетер Й.А. Теория экономического развития. М.: Директмедиа Паблишинг, 2008. 403 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.