Научная статья на тему 'Научные подходы и исторические предпосылки формирования содержательных основ стратегического мышления менеджеров'

Научные подходы и исторические предпосылки формирования содержательных основ стратегического мышления менеджеров Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
управление / организация / стратегия / мышление / решение / элитарность / коллективизм / management / organization / strategy / thinking / decision / elitism / collectivism

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Наталия Сергеевна Суренская

В статье раскрыты научные подходы и исторические предпосылки формирования содержательных основ стратегического мышления менеджеров. Актуальность данной проблемы связана с тем, что в настоящее время особую значимость приобретает проблема стратегического мышления менеджеров, которая напрямую связана с повышением эффективности стратегического управления и международной конкурентоспособностью национальной экономики, что является в текущих геополитических и экономических условиях одним из приоритетов развития России. Цель статьи — структурирование ранее сформированных научных взглядов на проблемы стратегического мышления и определение современного содержания данной проблемы. Основными методологическими предпосылками в работе над статьей стали ретроспекция, позволяющая представить широкий спектр и многообразие научных подходов к осмыслению стратегического мышления, а также методология систематизации, которая позволила упорядочить спектр научных подходов к исследуемому феномену. В настоящее время стратегическое мышление должно рассматриваться как профессиональное качество, необходимое каждому управленцу, что определяет необходимость поиска наиболее эффективных путей его формирования и развития. Современные подходы к осмыслению стратегического мышления отходят от «элитарной концепции», признавая важность формирования коллективного стратегического мышления, основанного на способностях многих менеджеров принимать решения стратегической значимости, внося свой вклад в систему стратегического управления организацией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Наталия Сергеевна Суренская

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Scientific approaches and historical background for the formation of the substantive foundations of strategic thinking of managers

The article reveals scientific approaches and historical prerequisites for the formation of the substantive foundations of strategic thinking of managers. The relevance of this problem is due to the fact that currently the problem of strategic thinking of managers, which is directly related to increasing the efficiency of strategic management and international competitiveness of national economy, is of particular importance, which is one of the development priorities of Russia in the current geopolitical and economic conditions. The purpose of the article is to structure previously formed scientific views on the problems of strategic thinking and to determine the modern content of this problem. The main methodological prerequisites for working on the article were retrospection, which allows us to present a wide range and diversity of scientific approaches to understanding strategic thinking, as well as a systematization methodology, which made it possible to streamline the range of scientific approaches to the phenomenon under study. Currently, strategic thinking should be considered as a professional quality necessary for every manager, which determines the need to find the most effective ways of its formation and development. Modern approaches to understanding strategic thinking are moving away from the “elite concept”, recognizing the importance of the formation of collective strategic thinking, based on the abilities of many managers to make decisions of strategic importance, contributing to the strategic management system of the organization.

Текст научной работы на тему «Научные подходы и исторические предпосылки формирования содержательных основ стратегического мышления менеджеров»

Образование. Наука. Научные кадры. 2024. № 3. С. 292-298. Education. Science. Scientific personnel. 2024;(3):292-298.

МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Научная статья УДК 37.01

https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-3-292-298 NIION: 2007-0062-3/24-164

EDN: https://elibrary.ru/ZGFCRF MOSURED: 77/27-004-2024-03-364

Научные подходы и исторические предпосылки формирования содержательных основ стратегического мышления менеджеров

Наталия Сергеевна Суренская

ООО «Деловые ресурсы», Москва,

Россия, surenskaya2015@yandex.ru

Аннотация. В статье раскрыты научные подходы и исторические предпосылки формирования содержательных основ стратегического мышления менеджеров. Актуальность данной проблемы связана с тем, что в настоящее время особую значимость приобретает проблема стратегического мышления менеджеров, которая напрямую связана с повышением эффективности стратегического управления и международной конкурентоспособностью национальной экономики, что является в текущих геополитических и экономических условиях одним из приоритетов развития России.

Цель статьи — структурирование ранее сформированных научных взглядов на проблемы стратегического мышления и определение современного содержания данной проблемы.

Основными методологическими предпосылками в работе над статьей стали ретроспекция, позволяющая представить широкий спектр и многообразие научных подходов к осмыслению стратегического мышления, а также методология систематизации, которая позволила упорядочить спектр научных подходов к исследуемому феномену.

В настоящее время стратегическое мышление должно рассматриваться как профессиональное качество, необходимое каждому управленцу, что определяет необходимость поиска наиболее эффективных путей его формирования и развития.

Современные подходы к осмыслению стратегического мышления отходят от «элитарной концепции», признавая важность формирования коллективного стратегического мышления, основанного на способностях многих менеджеров принимать решения стратегической значимости, внося свой вклад в систему стратегического управления организацией.

Ключевые слова: управление, организация, стратегия, мышление, решение, элитарность, коллективизм

Для цитирования: Суренская Н.С. Научные подходы и исторические предпосылки формирования содержательных основ стратегического мышления менеджеров // Образование. Наука. Научные кадры. 2024. № 3. С. 292 — 298. https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-3-292-298. EDN: https://elibrary.ru/ZGFCRF.

METHODOLOGY AND TECHNOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION

Original article

Scientific approaches and historical background for the formation of the substantive foundations of strategic thinking of managers

Natalia S. Surenskaya

LLC "Business Resources", Moscow, Russia, surenskaya2015@yandex.ru

Abstract. The article reveals scientific approaches and historical prerequisites for the formation of the substantive foundations of strategic thinking of managers. The relevance of this problem is due to the fact that currently the problem of strategic thinking of managers, which is directly related to increasing the efficiency of strategic management and international competitiveness of national economy, is of particular importance, which is one of the development priorities of Russia in the current geopolitical and economic conditions.

The purpose of the article is to structure previously formed scientific views on the problems of strategic thinking and to determine the modern content of this problem.

© Суренская Н.С., 2024

The main methodological prerequisites for working on the article were retrospection, which allows us to present a wide range and diversity of scientific approaches to understanding strategic thinking, as well as a systematization methodology, which made it possible to streamline the range of scientific approaches to the phenomenon under study.

Currently, strategic thinking should be considered as a professional quality necessary for every manager, which determines the need to find the most effective ways of its formation and development.

Modern approaches to understanding strategic thinking are moving away from the "elite concept", recognizing the importance of the formation of collective strategic thinking, based on the abilities of many managers to make decisions of strategic importance, contributing to the strategic management system of the organization.

Keywords: management, organization, strategy, thinking, decision, elitism, collectivism

For citation: Surenskaya N.S. Scientific approaches and historical background for the formation of the substantive foundations of strategic thinking of managers // Obrazovaniye. Nauka. Nauchnyye kadry = Education. Science. Scientific personnel. 2024;(3):292 —298. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-3-292-298. EDN: https://elibrary.ru/ZGFCRF.

Введение. Несмотря на общность восприятия мышления как философско-психоло-гической категории, сущностной характеристики личности, определяющей смысл бытия (Я мыслю, следовательно, я существую) и психического процесса отражения действительности в сознании, эта категория все еще находится в состоянии разработки, поскольку развитие человеческой личности, происходящей в условиях радикальных цивилизационных изменений, формирует все новые и новые типы мышления (творческое мышление, репродуктивное мышление, инновационное мышление, клиповое мышление и т.д.), которые отражают различные стороны жизнедеятельности личности.

Одной из важнейших областей, в которой личность способна реализоваться, является сфера управления, представляющая собой совокупность регуляторных воздействий на процессы, происходящие в различных сферах человеческого бытия, с целью получения запланированного (желаемого) результата.

В общем управленческом процессе мышление человека выполняет следующие основные функции [11]: познавательную (отражение мира); проектировочную (формирование планов, проектов, моделей практической и теоретико-познавательной деятельности); прогностическую (прогнозирование или предсказание последствий собственных действий, прогнозирование будущего); информационную (усвоение информации и ее смысловая переработка); технологическую (разработка правил, норм, стандартов).

В настоящее время управление как профессиональная деятельность вошло во все области социальной практики, стало характерным атрибутом современной экономики, позволяя экономическим субъектам развиваться, достигая стратегически значимых результатов, что требует от управленцев наличия особого типа мышления, а именно стратегического мышления, позволяющего эффективно решать проблемы развития организаций на стратегическом уровне управленческой иерархии.

Возрастающая роль стратегического мышления как необходимого условия эффективности стратегического управления определяет необходимость обобщения научных взглядов на данную категорию.

Анализ последних исследований и публикаций. Многочисленные публикации, посвященные проблемам стратегического мышления, отражают мнение их авторов относительно данной дефиниции и раскрывают ее функциональные аспекты, которые сформировались на протяжении десятилетий в связи с развитием науки стратегического управления.

С момента возникновения первых научных наработок в области стратегического управления (конец 60-х годов XX столетия) данную проблематику исследовали классики теории современного менеджмента, такие как Д.А. Аакер, И. Ансофф, Э.А. Аткинсон, Р.Д. Банкер, Р.С. Каплан, Г. Минцберг, Д. Нортон, Т.О' Шеннесси, М.С. Янг и др. В работах этих авторов заложены основы понимания необходимости данного типа мышления как важнейшего ресурса организации. В работах зарубежных ученых стратегическое мышление исследуется также с позиций его воздействия на эффективность стратегических решений.

К вопросам, касающимся проблем формирования стратегического мышления менеджеров, в последние годы обращались и российские ученые, среди них О.С. Анисимов [1], Е.В. Батоврина [2], Е.Ю. Бикметов, И.Я. Рувенный, Р.В. Сизо-ненко [3], В.А. Бородай [4], А.А. Громыко [5], О.Е. Кондрачук [6], Е.Л. Маслова [7], В.А. Ма-хонин [8], И.Г. Ребещенкова [12], Н.Д. Стрека-лова [13] и др., которые расширили понимание данного феномена с учетом реалий отечественного бизнеса.

Обобщая мнение отечественных авторов, можно сказать, что в большинстве научных исследований стратегическое мышление рассматривается как необходимое профессиональное качество лиц, принимающих стратегически значимые ре-

шения как основание процесса стратегического планирования.

В то же время развитие теории и практики современного менеджмента вносит в проблему стратегического мышления менеджеров новую актуальность.

Таким образом, проблема стратегического мышления в управлении достаточно полно раскрыта в научной литературе, однако новое содержание стратегического мышления, его практическая наполненность и важность для российских менеджеров, принимающих решения стратегического характера в современных сложных геополитических и экономических условиях, не вызывает сомнения. Соответственно актуальной задачей становится дальнейшее развитие научных представлений о стратегическом мышлении управленцев с опорой на устоявшиеся научные представления о данном феномене.

Нерешенные аспекты проблемы. Следует отметить, что систематизация подходов исследователей к определению стратегического мышления осуществляется в основном в одной плоскости, а именно в плоскости восприятия стратегического мышления как результата аналитического и творческого процессов либо их синтеза. В то же время, учитывая тенденции развития современной психологии управления и науки управления, активного формирования теории и практики стратегически ориентированного управления, предполагающего участие в принятии и имплементации стратегических решений широкого круга персонала организации, проблема стратегического мышления менеджеров обретает новое содержание.

В связи с этим необходимо осуществить систематизацию существующей совокупности взглядов на стратегическое мышление в контексте расширения круга лиц, для которых данный тип мышления является необходимым профессиональным качеством.

Таким образом, целью данной статьи являются структурирование ранее сформированных научных взглядов на проблему «стратегическое мышление» и определение современного содержания данной проблемы.

Методология. Методологические основания данного исследования формировались с учетом поставленной цели. Основными методологическими предпосылками в работе над статьей стали ретроспекция, позволяющая представить широкий спектр и многообразие научных походов к осмыслению стратегического мышления, а также методология систематизации, которая позволила упорядочить спектр научных подходов к исследуемому феномену.

Результаты. В исторической ретроспективе проблематика стратегического мышления сформировалась на фоне развития научной теории и практики стратегического управления, когда стало понятно, что переход от оперативного управления к стратегическому потребует нового типы мышления от лиц, участвующих в разработке и реализации стратегии развития организации.

На начальных этапах развития науки стратегического управления большинство зарубежных авторов, среди которых И. Ансофф, К. Энд-рюс, К. Эден, М. Портер, А. Хьюлмантел, предлагали рассматривать аналитическое мышление с позиций исключительно аналитических способностей управленцев. Стратегическое мышление воспринималось ими как определенный тип индивидуального мышления, критически воспринимающий опыт прошлого с целью выявления возможностей использования существующих тенденций для достижения конкурентных преимуществ в будущем. Эти исследователи определяли процесс мышления в рамках стратегического планирования как регламентированный аналитический процесс разработки четких, простых, но вместе с тем уникальных стратегий развития организаций [11].

Ретроспективный анализ показывает, что смена парадигмы стратегического управления в направлении изменения рутинного стратегического планирования в пользу креативных управленческих стратегий привела к изменению в восприятии стратегического мышления. Такие исследователи, как Д. Бейтс и Дж. Диллард, в 90-х годах прошлого века предложили рассматривать стратегическое мышление как многоуровневую способность менеджера к ментальной гибкости, к абстрактному мышлению, к разумному риску с учетом способности к осознанию неопределенности. Успешность стратегии связана с ментальными особенностями управленцев, которые по своей сути интуитивны, а не рациональны. Д. Бейтс и Дж. Диллард особо подчеркивали значение интуиции в перечне менеджерских способностей, поясняя, что наиболее эффективные управленческие решения нередко принимаются вопреки логике. Отсюда делается вывод, что обладание стратегическим мышлением — это удел немногих, однако его наличие гарантирует менеджеру быстрый профессиональный рост [12].

Как видим, идеи Д. Бейтса и Дж. Дилларда стали основанием для формирования «элитарной концепции стратегического мышления», которая рассматривала его как некий талант, как способность, доступную немногим.

Однако данный подход был принят не всеми, например, японский ученый К. Омае указывал, что настоящее стратегическое мышление отличается от традиционного механического подхода, основанного на линейном мышлении, но также отличается и от интуитивного подхода, когда выводы делаются без рационального анализа. Лучшее решение предполагает сочетание рационального анализа и творческого синтеза имеющихся компонентов в новую структуру посредством нелинейного мышления [10].

Таким образом, различие подходов к осмыслению стратегического мышления стало причиной того, что в науке возникло два параллельно существующих направления, которые, взаимно дополняя друг друга, осмысливают феномен стратегического мышления.

Первое направление презентует научную позицию относительно личностных способностей стратегического мышления (стратегическое мышление является методико-аналитическим, креативным, творческим мышлением). Второе направление формируется на основе концепции стратегически ориентированной организации [4] и дифференцирует взгляды ученых относительно необходимости проникновения способности стратегического мышления внутрь организации.

Таким образом, стратегическое мышление рассматривалось и продолжает рассматриваться исследователями в двух ракурсах — как уникальная способность (профессиональное качество) личности, участвующей в процессе стратегического управления, и как мыслительный, аналитический процесс, результатом которого является принятие стратегических решений.

Первый подход находим в работах таких ученых, как В.А. Бородай [4], А.А. Громыко [5], В.А. Махонин [8] и др.

Данные исследователи рассматривают стратегическое мышление как способность системно и комплексно осмысливать возможные варианты поведения объекта управления с уч етом воздействия факторов внешней и внутренней среды функционирования организации, адекватно оценивать риски и вероятность их возникновения, а также предсказывать возможные варианты поведения управляемой системы в создавшихся условиях. В работах данных авторов имеются указания на то, что способность к всеобъемлющему осмыслению ситуации является наиболее важным элементом мышления менеджера.

В континуум элементов данного типа мышления указанными авторами включена способность менеджера при принятии стратегических решений системно рассматривать проблему (си-

туацию), в процессе аналитической деятельности учитывать максимальное количество внешних и внутренних экстерналий, что позволит минимизировать влияние неопределенности на качество принятых стратегических решений [4]. Указывается также, что характерной особенностью данного типа мышления выступает способность использовать инструментальный аппарат аналитического и творческого подходов, принимать стратегические решения в динамической неопределенной среде для достижения целей, поставленных перед объектом управления, что дает основания говорить о целенаправленности стратегического мышления [5].

В свою очередь, такие авторы, как О.С. Ани-симов [1], Е.В. Батоврина [2], Е.Л. Маслова [7] и др., предлагали рассматривать стратегическое мышление как субъективное основание принятия стратегических решений в конкретной области управления, когда лицом, принимающим решение, анализируется ход его реализации, достигаемые поэтапные результаты стратегии, в стратегический план, в случае надобности, вносятся необходимые уточнения и корректировки.

В данном подходе важная роль отводится субъективности стратегического мышления, которое рассматривается как важный ресурс конкретной личности (или группы), имея в виду способность оптимальным образом организовать процесс стратегического управления [16].

Проведенный анализ показывает, что, несмотря на различия в понимании стратегического мышления, авторы склонны воспринимать данный феномен как некое качество личности, которое определяется «управленческим талантом» и является уделом наиболее успешных менеджеров.

Следует сказать, что данный взгляд на стратегическое мышление не поддерживал и автор ролевой теории менеджмента Г. Минцберг [9], который определил стратегическое мышление как деятельность, основанную на латеральном, творческом мышлении, синтезирующем интуицию и творчество, идентифицирующем интегрированную перспективу организации, формируя в общих чертах видение направлений ее развития. Г. Минцберг подчеркивал важность привлечения персонала организации не только к процессу принятия, но и к процессу имплемен-тации стратегий, считая необходимым рассредоточение процесса принятия стратегических решений таким образом, чтобы специалисты среднего звена могли свободно генерировать решения, а аналитическую обработку этих решений впоследствии осуществлял топ-менеджмент организации.

Современные авторы, в большинстве своем, поддерживают позицию Г. Минцберга, делая акцент на ошибочности ранее существовавшего элитарного подхода. Новейшие работы в области стратегического мышления показывают, что данная способность может успешно формироваться при наличии в структуре личности мотивации к управленческой деятельности и необходимого уровня управленческой грамотности [13; 14].

По мнению современных исследователей, в настоящее время стратегическое мышление должно рассматриваться как профессиональное качество, необходимое каждому управленцу, что определяет необходимость поиска наиболее эффективных путей его формирования и развития. При этом наиболее востребованным элементом мышления менеджера становится дизайн-мышление, представляющее собой эффективный инструмент принятия коллективных решений, направленных на определение содержания и конфигурации тех изменений, которые должны произойти в организации в результате реализации стратегии. Данное мышление относится к коллективному типу мышления и представляет собой интегративную структуру, объединяющую творческие и аналитические способы коллективного рассуждения, сопровождаемые процессом прогнозирования и планирования на основе сформировавшегося коллективного опыта стратегического управления [15].

Процесс формирования стратегии, по мнению ученых, должен быть контролируемым, осознанным процессом мышления, а разрабатываемая стратегия должна быть продуктом тщательно контролируемого процесса коллективного творчества. Исследователи предлагают основные характеристики, которые отличают современное понимание стратегического мышления. Среди этих характеристик выделяют:

1) способность к участию в командной работе;

2) умение перераспределить свои ресурсы, чтобы в будущем конкурировать на рынках;

3) способность к оценке рисков, выгод и возможных потерь в рамках стратегических альтернатив;

4) способность к обдумыванию и пониманию вопросов, связанных с последствиями реализации стратегического плана;

5) логическое и системное мышление на этапах планирования и при разработке моделей, которые они будут использовать в процессе стратегического планирования;

6) активное использование своего стратегического мышления в деятельности компании [17].

Данная научная позиция, в соответствии с которой стратегическое мышление является личностным качеством, которое поддается формированию, близка российским исследователям, считающим, что талант руководителя, управленца нуждается в развитии, точно так же, как и стратегическое мышление является производной от общего развития мышления личности и может быть сформировано посредством использования современных технологий корпоративного обучения [5; 12].

При этом речь не идет об отрицании того, что определенные личности могут иметь такие врожденные качества, которые особым образом стимулируют процессы мышления в области управления и стратегического планирования, однако, все же большинство современных эффективных руководителей достигли высокого уровня стратегического мышления благодаря качественному образованию, самообразованию, развитию способностей к аналитической деятельности, к самоконтролю и коллективной деятельности [3; 6].

Таким образом, актуальным направлением для дальнейшего исследования является определение методических оснований формирования стратегического мышления менеджеров в условиях корпоративного обучения.

Заключение. Таким образом, стратегическое мышление как важнейшее условие эффективности стратегического управления находилось в центре научного интереса фактически с момента зарождения науки стратегического менеджмента. В процессе исторического развития сформировалось два взаимодополняющих подхода к осмыслению стратегического мышления, которые, несмотря на имеющиеся различия, ориентировались на «элитный характер» стратегического мышления, формирующегося под влиянием врожденных способностей личности к управленческой деятельности.

В то же время развитие науки доказало, что стратегическое мышление является тем элементом управленческого мышления, который можно формировать и развивать.

При этом современные подходы к осмыслению стратегического мышления отходят от «элитарной концепции», признавая важность формирования коллективного стратегического мышления, основанного на способностях многих менеджеров принимать решения стратегической значимости, внося свой вклад в систему стратегического управления организацией.

Список источников

1. Анисимов О.С. Эффективность стратегического мышления и «разумная» мыслетехника // Вестник Международной академии наук. Русская секция. 2016. № 1. С. 64—72.

2. Батоврина Е.В. Управление персоналом инновационных организаций. М.: Аргамак-Медиа, 2019. 134 с.

3. Бикметов Е.Ю., Рувенный И.Я., Сизонен-ко Р.В. Корпоративное обучение как средство формирования стратегического мышления менеджера // Социально-гуманитарные знания. 2020. № 4. С. 142—148.

4. Бородай ВА Стратегическое управление как способ мышления руководителей / / Экономика и социум. 2014. № 2-5 (11). С. 1064—1070.

5. Громыко АА. О стратегическом мышлении // Современная Европа. 2016. № 2. С. 5—9.

6. Кондрачук О.Е. Отдельные подходы к развитию стратегического менеджмента в организации // Московский экономический журнал. 2023. № 1. С. 472—478.

7. Маслова Е.Л. Системное мышление — компетенция современного руководителя // Экономические системы. 2020. № 3. С. 81—88.

8. Махонин ВА. Стратегическое мышление и стратегический анализ: подходы к пониманию терминов // Военная мысль. 2018. № 3. С. 49—58.

9. Минцберг Г. Менеджмент: природа и структура организаций / пер. с англ. Е.Д. Ряхиной. М.: Эксмо, 2018. 512 с.

10. Омае К. Мышление стратега: искусство бизнеса по-японски. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. 215 с.

11. Позитивная психология менеджмента: монография / под ред. Г.С. Никифорова. СПб.: Проспект, 2017. 371 с.

12. Стрекалова Н.Д. Стратегическое мышление менеджеров: сущность, проблемы и подходы к развитию // Вестник СПбГУ. Менеджмент. 2018. Т. 17. Вып. 3. С. 384—411.

13. Ghasemi O, Abooyee M., Labafi S., Shirzad M. The role of video games in enhancing managers' strategic thinking and cognitive abilities: An experiential survey Entertainment Computing. Vol. 50, May 2024, 100694.

14. Kazmi SA. Z., Naaranoj M. Cultivating strategic thinking in organizational leaders by designing supportive work environment! Procedia — Social and Behavioral Sciences. Vol. 181, 2015, рр. 43—52.

15. Schwarz J. O., Wach B., Rohrbeck R. How to anchor design thinking in the future: Empirical

evidence on the usage of strategic foresight in design thinking projects. Futures. Vol. 149, May 2023, 103137.

16. Shaker A. Zahra, Nambisan S. Entrepre-neurship and strategic thinking in business ecosystems. Business Horizons. Vol. 55, Is. 3, 2012, pp. 219—229.

17. Shapira H., Ketchie A., Nehe M. The integration of design thinking and strategic sustainable development. Journal of Cleaner Production. Vol. 140, Part 1, 1 January 2017. pp. 277—287.

References

1. Anisimov O.S. The effectiveness of strategic thinking and "reasonable" mental technology / / Bulletin of the International Academy of Sciences. Russian section. 2016. No. 1. pp. 64—72.

2. Batovrina E.V. Personnel management of innovative organizations. M.: Argamak-Media, 2019.134 p.

3. Bikmetov E.Yu., Ruvenny I.Ya., Sizonenko R.V. Corporate training as a means of developing strategic thinking of a manager // Social and humanitarian knowledge. 2020. No. 4. pp. 142—148.

4. Borodai VA. Strategic management as a way of thinking for managers // Economy and Society. 2014. No. 2-5 (11). pp. 1064—1070.

5. Gromyko A.A. On strategic thinking // Modern Europe. 2016. No. 2. pp. 5—9.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Kondrachuk O.E. Separate approaches to the development of strategic management in an organization // Moscow Economic Journal. 2023. No. 1. 472—478.

7. Maslova E.L. Systems thinking is the competence of a modern leader // Economic systems. 2020. No. 3. pp. 81—88.

8. Makhonin V.A. Strategic thinking and strategic analysis: approaches to understanding the terms // Military Thought. 2018. No. 3. pp. 49—58.

9. Mintzberg G. Management: nature and structure of organizations / transl. from English E.D. Ryakhina. Moscow: Eksmo, 2018. 512 p.

10. Ohmae K. Thinking as a strategist: The art of business in Japanese. M.: Alpina Business Books, 2007. 215 p.

11. Positive psychology of management: monograph / ed. G.S. Nikiforova. St. Petersburg: Prospekt Publishing House, 2017. 371 p.

12. Strekalova N.D. Strategic thinking of managers: essence, problems and approaches to development // Bulletin of St. Petersburg State University. Management. 2018. T. 17. Issue. 3. pp. 384—411.

13. Ghasemi O., Abooyee MLabafi S., Shirzad M. The role of video games in enhancing managers' strategic thinking and cognitive abilities: An experiential survey Entertainment Computing. Vol. 50, May 2024, 100694.

14. Kazmi SA. Z., Naaranoj M. Cultivating strategic thinking in organizational leaders by designing supportive work environment! Procedia — Social and Behavioral Sciences. Vol. 181, 2015, pp. 43—52.

15. Schwarz J. O., Wach B, Rohrbeck R. How to anchor design thinking in the future: Empirical

evidence on the usage of strategic foresight in design thinking projects. Futures. Vol. 149, May 2023, 103137.

16. Shaker A. Zahra, Nambisan S. Entrepre-neurship and strategic thinking in business ecosystems. Business Horizons. Vol. 55, Is. 3, 2012, pp. 219—229.

17. Shapira H., Ketchie A., Nehe M. The integration of design thinking and strategic sustainable development. Journal of Cleaner Production. Vol. 140, Part 1, 1 January 2017. pp. 277—287.

Информация об авторе

Н.С. Суренская — директор ООО «Деловые ресурсы», соискатель ученой степени кандидата педагогических наук.

Information about the author N.S. Surenskaya — Director of LLC "Business Resources", Applicant of the Degree of Candidate of Pedagogical Sciences.

Статья поступила в редакцию 16.07.2024; одобрена после рецензирования 16.08.2024; принята к публикации 16.09.2024.

The article was submitted to the editorial office 16.07.2024; approved after review 16.08.2024; accepted for publication 16.09.2024.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Международный маркетинг: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению «Менеджмент» / под науч. ред. М. Э. Сейфуллаевой, Ю.А. Цыпкина; под общ. ред. Н.Д. Эриашвили. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2024. — 239 с.

ISBN 978-5-238-03875-9

Раскрыто содержание основных вопросов международного маркетинга, характеризующих его сущность в современных условиях, среду международного бизнеса, особенности исследований зарубежных рынков, вопросы товарной политики ТНК и конкурентоспособности как экспортного товара, так и международной компании. Изложена специфика международных систем распределения и товародвижения, международных маркетинговых коммуникаций. Рассмотрены основные стратегические решения в международном маркетинге, а также формы выхода ТНК на внешние рынки. Сформулированы профессиональные компетенции для студентов. Для закрепления знаний по каждому разделу учебника приведены контрольные вопросы, тестовые задания, примеры анализа практических ситуаций.

Для подготовки бакалавров и магистров экономики по направлению «Менеджмент», профиль «Маркетинг» в образовательном процессе экономических вузов через комплекс дисциплин: «Международный маркетинг», «Международный менеджмент», «Управление маркетингом», «Стратегический маркетинг», «Международные маркетинговые стратегии», «Кросс-культурный маркетинг»; в учебных дисциплинах системы послевузовского образования и повышения квалификации; а также для практической деятельности менеджеров российских транснациональных компаний в целях разработки эффективной международной маркетинговой стратегии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.