Научная статья на тему 'Научные основы здоровья и здорового образа жизни'

Научные основы здоровья и здорового образа жизни Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
3143
328
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / МЕДИЦИНА / ДЕМОГРАФИЧЕСКИЙ КРИЗИС

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Даутов Юрий Юнусович, Уракова Т. Ю., Ожева Розиет Шумафовна, Хакунов Р. Н., Тхакушинов Р. А.

Данная проблема возникла в результате критически низкого уровня состояния популяционного здоровья и особенно усилилась в связи с разразившимся демографическим кризисом, наряду с прогрессирующей нехваткой сил и средств для обеспечения необходимого объема и качества медицинской помощи все более возрастающему потоку больных людей. Необходимы совместные усилия и действия не только медицинских работников, но и общественных организаций, образовательных учреждений, органов исполнительной власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Научные основы здоровья и здорового образа жизни»

Даушов Ю.Ю; У ракова Т.Ю,, Ожева Р. 111., Хакунов РЖ, Тхакушинов Р.А,, МГТУ, г. Майкоп

РУЧНЫЕ ОСНОВЫ ЗДОРОВЬЯ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Данная проблема возникла в результате критически низкого уровня состояния популяционного здоровья и особенно усилилась в связи с разразившимся демографическим кризисом, наряду с прогрессирующей нехваткой сил и средств для обеспечения необходимого объема и качества медицинской помощи все более возрастающему потоку больных людей. Необходимы совместные усилия и действия не только медицинских работников, но и общественных организаций, образовательных учреждений, органов исполнительной власти.

На открытии лондонского форума «Золотая планета» (1999) директор Всемирной организации здравоохранения заявила, что здоровье и окружающая среда будут главными приоритетами мирового сообщества в XXI веке, при этом необходимо формировать новые системы ценностей: здоровье, качество жизни, чистую окружающую среду, доступность информации, психологический комфорт и возможность самореализации.

Здоровье рассматривается как способность организма адаптироваться к влияниям окружающей среды на основе физической,.психической и социальной сущности человека.

Не прекращаются попытки «охватить» здоровье со всех сторон, дать ему всеобъемлющее определение. Остается нерешенным вопрос: что же определяет здоровье человека? По мнению (И), здоровье определяется внутренним состоянием организма, тогда как М. Хау считает, что здоровье в большей степени обусловлено окружающей средой, чем наследственными факторами.

Определенный интерес представляют исследования (6), который выделяет здоровье человеческой популяции и здоровье индивида. По его данным, здоровье популяции есть процесс соииалыю-исторического развития психосоциальной и биологической жизнеспособности населения в ряду поколений, повышения трудоспособноеш и производительности общественного труда, совершенствование психофизиологических возможностей человека, а здоровье индивидуума есть процесс сохранения и развития физических, биохимических функций, оптимальной социальной активности при максимальной продолжительности активной жизни. Автор впервые поднял вопрос о здоровье популяции, что правомерно, и при дальнейшем исследовании может привести к более глубокому познанию сущности здоровья.

В начале 40-х годов XX столетия понятию «здоровье» американский медик Г. Сигерист дал следующее определение: «Здоровым может считаться человек, который отличается гармоническим развитием и хорошо адаптирован к окружающей его физической и социальной среде. Здоровье не означает просто отсутствие болезней: это нечто положительное, это жизнерадостное и охотное выполнение обязанное гей, которые жизнь возлагает на человека».

Можно утверждать, что на сегодняшний день это определение остается одним из лучших в литературе среди встречающихся определений здоровья.

Изучение, познание факторов, влияющих на здоровье человека, составляет основу науки о здоровье (9).

В обобщенном виде критериями здоровья, по мнению А. Л, Димова (2000), являются: дня соматического и физического - я могу; для психического - я хочу; для нравственного - я должен.

Действительно, можно согласиться с мнением Л.П. Царе веко го, что здоровье - категория социально-экономическая и является вопросом национальной безопасности. Все это свидетельствует о потребности в повой стратегии профилактической работы, направленной на повышение индивидуальной активности населения в практическом освоении навыков и умений здорового образа жизни, формирование общественного сознания, ориентированного на здоровый образ жизни, повышение культуры оздоровления человека (14,15).

Ю. П, Лисицын (1986) включает' в образ жизни четыре категории: эконом и ческу ю -уровень жизни; социологическую - качество жизни; социально-психологическую - стиль жизни и социально-экономическую - уклад жизни; при этом здоровье людей зависит от стиля и уклада жизни, которые обусловлены историческими традициями, закрепленными в сознании людей. .

Формирование здоров О]'о образа жизни является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здоровья населения через изменение стиля и уклада жизни, его оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, гиподинамией и преодолением неблагоприятных воздействий, связанных с жизненными ситуациями (2).

Итак, под здоровым образом жизни понимают типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая успешное выполнение социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций (4).

Здоровый образ жизни как система складывается из трех основных взаимозаменяемых элементов, |рех культур; культуры питания, культуры движения и культуры.эмоций. Отдельные оздоровительные методы и процедуры не дают желаемого и стабильного, улучшения здоровья, потому что не затрагивают целостную психосоматическую структуру человека.

Исследование образа жизни открываег новые возможности в дознании характерных закономерностей образа жизни различных возрастно-половых и социальных групп населения. К основным составляющим здорового образа жизни относят; режим труда и отдыха; организацию спа; режим питания; организацию двигательной активности; выполнение требований санитарии, гигиены, закаливания; профилактику вредных привычек; культуру межличностного общения; психофизиологическую регуляцию организма; культуру сексуального поведения (12).

Здоровый образ жизни на современном этапе развит ия общества становится необходимым условием существования индивида, гарантией сохранения его здоровья (13).

Для перехода к здоровому образу жизни полезно перепрограммирование психики (с б о лезней на здоровье) и формирование опосредующего позитивного образа «Я».

Сложившаяся система образования не способствует формированию здорового образа жизни, поэтому знания взрослых людей о здоровом образе жизни не стали их убеждениями.

Здоровый образ жизни должен целенаправленно и постоянно формироваться в течение жизни человека, а не зависеть от обстоятельств и жизненных ситуаций.

Эффективность здорового образа жизни для человека можно определить по ряду’ биосоциальных критериев, включающих (14):

оценку функциональных показателей здоровья: уровень физического развития, уровень физической подготовленности, уровень адаптивных возможностей человека;

оценку состояния иммунитета; количество простудных и инфекционных заболеваний в ! течение определенного периода; !

оценку адаптации к социально-экономическим условиям жизни (с учетом эффективности профессиональной деятельности, успешности деятельности и ее «физиологической стоимости» и психофизиологических особенностей); активности исполнения семейно-бытовых обязанностей; широты и проявления социальных и личностных интересов;

оценку уровня здраво-г вор ческой грамотности, в том числе степени сформиров а пн ости установки на здоровый образ жизни;

уровень усвоения практических знаний и навыков, связанных с поддержанием и укреплением здоровья (медико-физиологический и психолого-педагогический аспекты);

умение самостоятельно построить индивидуальную траекторию здоровья и программу здоровог о образа жизни.

Таким образом> создание системы формирования, активного сохранения, восстановления и укрепления здоровья людей будет способствовать реализации потенциала здоровья для ведения активной производственной, социальной и личной жизни, направленных на снижение преждевременной смертности, заболеваемости, инвалид из ации населения, увеличение средней продолжительности и качества жизни, улучшение демографической ситуации в стране.

Литература:

1. Баранов А. А. Состояние здоровья детей и подростков в современных условиях // Российский педиатрический журнал. - 1998. - ЯЫ. - С. 3-15.

2. Джуринский А. Н. Развитие образования в современном мире. - М., 1999. - 198 с.

3. Димова А.Л. Здоровый образ жизни. - М.: Изд-во СГУ„ 2000.- 97с.

4. Казначеев В.П. Этюды интегральной медицины и валеологии, - СПб., 1997. - С. 116.

5. Казначеев В.11., Петленко В. П.. Современные аспекты адаптации, - Новосибирск 1986.- 192 с.

в. Козин Э, М. и др. Основы индивидуального здоровья человека. - М., 2000. - 189 с.

7. Корольков А. А., Петленко В. П. Философские проблемы теорий нормы в биологии и медицине. - М.: Медицина, 1977. - 392 с.

8. Лисицын ЮЛ. Слово о здоровье. - М., 1986. - .192 с.

9. Печчеи А. Человеческие качества. - М.: Прогресс, 1985. - С. 45-55.

10. Полунин В. С. Альтернативные подходы к здоровому образу жизни. - М., 1998, -• С. 9“ 19.

11. Полунина И. В. О некоторых аспектах научного подхода к формированию здоровья детей //Журнал профилактики заболеваний и ухрепления здоровья. - 1999,~№4.- С. 5-9.

12. Царевский Л. П. Интегральные образы здоровья //Общая палеоэкология человека. • Калининград, 2001С. 17-21.

13. Царевский Л. П. Медико-социальные.аспекты обеспечения здоровья //Общая валео-экология человека. - Калининград, 2001. - С. 12 - 17.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.