УДК 371 С.М. ЮСУПОВ
ББК 74.00
НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ДИАГНОСТИРОВАНИЯ
Анализ результатов проведённых нами исследований показал, что в современной вузовской практике процесс приобретения графической грамотности будущими инженерами проходит не достаточно эффективно. Среди студентов бытует мнение, что начертательная геометрия представляет собой сложную дисциплину и её усвоение на надлежащем уровне удаётся далеко не каждому. Такое положение можно объяснить несовершенством самой системы обучения в техническом вузе и неполноценным использованием возможностей этой дисциплины, которая призвана развивать пространственное мышление студентов данного типа вуза. Наряду с этим, на наш взгляд, причина кроется и в не совсем грамотной с научной точки зрения обоснованной организации учебной работы в вузе.
В.С. Аванесов, С.И. Архангельский, Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин (1,2,3,5,6,7.) и др. ведущие специалисты области педагогики, касаясь этой проблемы, в своих трудах отмечают отрицательное качество организации мониторинга эффективности обучения. Это, разумеется, плохо сказывается на результатах образования, снижая его и, как следствие, приводя к повсеместному либерализму и проявлениям субъективизма, предвзятости.
В теории управления взаимодействия систем стандартов имеются конкретные цели, а также технологии достижения этих целей, поддающиеся контролю. Проблема контроля в подготовке специалистов по профилю считается элементом состава педагогической технологии, т.е. мониторингом.
Согласно А.С. Белкину [4] и некоторым другим авторам в образовании понятие мониторинг означает отслеживание развития личности в движении, основные элементы которого - диагностирование, прогнозирование и корректирование. В своем исследовании, мы, минуя обращение к этому понятию, занялись анализом соответствия спрогнозированной цели и итогов её достижения.
Последние десятилетия, ввиду отсутствия современных универсальных средств диагностики результативности мониторинга (отслеживания) эффективности образования и стремительного развития информационных технологий, в организацию учебной деятельности интенсивно внедряются тестовые методы контроля.
Разработка средств педагогического диагностирования требует, чтобы тестовый контроль был научным, т.е. он должен иметь под собой почву в виде разработки методики составления и применения тестов, обоснования основных тестовых характеристик, качественных критериев тестов, их систематичности (регулярного проведения).
По Н.Ф. Талызину (8) взаимосвязь между педагогом и студентом должна быть «отслеживаемой», т.е. необходимо осуществлять перманентно-поэтапный контроль, как за отдельными операциями, так и за всеми действиями в целом.
Применение тестов в работе со студентами обладает следующими преимуществами:
- более высокой объективностью (поскольку на результаты тестирования не влияют субъективные факторы);
- сопоставимостью результатов (по анализу результатов можно сравнить достижения обучаемых у разных педагогов студентов);
- высокой эффективностью и экономичностью, поскольку одновременно тестирование могут пройти большие группы обучаемых;
- более низким влиянием личностно-психологического фактора (преподавателя на студентов);
- возможностью более оперативного получения информации по усвоению учебной информации;
- возможностью студентов контролировать себя.
Разумеется, цель использования тестирования - улучшить качество образования, т.е. при составлении контрольных тестов следует помнить, для какой системы они предназначены (образовательной, профессиональной, управленческой или мировоззренческой), поскольку грамотно подготовленный [учебный] тест гарантирует повышение качества обучения.
Тестовый контроль помогает педагогу в определении уровня усвоения (уу) предметного материала студентами технического вуза, а также позволяет корректировать организацию учебной деятельности на основе полученных результатов. Исходя из
вышеизложенного, можно выделить следующие направления разработки учебных тестов: (см. рис. 1)
Рисунок№ 1. Направления разработки учебных тестов
Разработка тестов основывается на следующих требованиях: - валидности (соответствии), содержательности (то, что изучается), функциональности (тест может содержать задание одного уровня или зависимые между собой задания). На степень пригодности составленного для контроля уровня знаний студентов теста указывает величина валидности. Выявление критериев контроля при определении величины валидности обязательно. При выявлении соответствия метода контроля без постановки цели возможны ошибочные выводы о соответствии составленного теста критерию валидности;
- простоте и однозначности;
- надёжности (конструируется цель-задание - эталон);
- обоснованности;
- общепонятности.
Результативным средством в обеспечении, внедрении и соблюдении стандартов образования являются тесты оценки знаний студентов. Поэтому их качество в большей степени предопределяет успешность практического осуществления образовательных стандартов в установившейся педагогической практике.
В настоящее время наборы контрольных заданий тестовой формы называются педагогическими тестами. Часто эти задания состоят из исходного материала для составления тестов. Этот материал требует проверки на практическое осуществление цели, на надёжность и валидность. Чтобы осуществить контроль знаний студентов, полученных ими соответственно поставленной образовательной цели, в абсолютном большинстве вузов и в том числе в нашем институте используется компьютерное тестирование. Подобные тесты состоят из вопросов с вариантами ответов (базы данных), программ, порождающих текстовую оболочку, анализирующих и отражающих результаты тестирования.
Компьютерный тест примечателен возможностью создания нескольких вариантов проверки, что создает возможность тестирования большой аудитории студентов. Насколько технологичны тестовые задания, настолько выше проверочная скорость теста. Субъективность фактора при оценке ответов исключается автоматизированностью контроля, возможностью математической и статистической обработки. В наши дни активно используются два способа практического осуществления тестирования: а) тестирование в
режиме онлайн с сиюминутным получением результата и б) тестирование с созданием файла протокола с дальнейшей обработкой результатов, что является оптимальным при одновременном тестировании большого количества обучающихся. Но следует отметить, что такие разработки все же имеют определенные недостатки, приводящие к попытке установления оценочных критериев (в баллах) развития личности.
Однако без обязательного определения целей это развитие невозможно. Постановка задачи тестирования в такой форме отвечает исключительно количеству усвоенной информации и скорости её воспроизведения. Остальное зависит от того, усвоил ли субъект метод обработки информации. При составлении тестовых заданий возможно использование информации из стандартов, программ, учебников посредством предварительного определения цели её усвоения. Данное утверждение можно прояснить, если обратиться к таблице 2. (см. табл. 2.)
Таблица № 2. Тематическая модель изучения инженерной и компьютерной графики.
№ п/п Раздел дисциплины || УУ || КЗ || Кол-во часов
Первый семестр
1 Стандарты ЕСКД по графическо! оформлению конструкторск документации 1 , 2 2, 3, 4 2
2 Основные виды проецировани Изображения в системе ортогональш проекций. Задание и изображение точки прямой на чертеже 2 , 3, 5, 6, 8. 4
3 Задание и изображение плоскости 1, 2, 3 2, 3, 5, 6, 8 4
4 Задание и изображение поверхностей 1, 2, 3 2, 3, 5, 6, 8 6
5 Взаимное пересечение поверхностей 1, 2, 3 2, 3, 5, 6, 8, 9, 1 4
6 Преобразование чертежа 1, 2, 3 2, 3, 5, 6, 8, 9 4
Второй семестр
7 Аксонометрические проекции 1,2,3 2,3,5,6,8 2
8 Изображения на чертежах: виды, разрез сечения. 1 ,2,3 2,3,5,6,8 4
9 Схемы, используемые в техник машиностроения. Схемы электрическ структурная, функциональна принципиальная. 1 , 2, 3 2, 3, 5, 6, 8 8
10 Основы компьютерной графики применение компьютерных технологии д оформления графической конструкторско документации 1 , 2, 3 2, 3, 5, 6, 8 10
На 2-ом уровне усвоения (уу) содержание образования определяет основные понятия, характеризующие формирование способов репродуктивной деятельности. Для 3-го уу определяется формирование способов творческой деятельности. При установлении основных понятий для мониторинга 1 уу в качестве следующего шага выделяются типы тестирования: установочное, диагностическое, корректирующее, суммативное. В нашем случае выбраны суммативное и корректирующее тестирования. Корректирующее периодически используется при необходимости изучения соответствующей дисциплины. Суммативное (или иначе, итоговое) как, правило, применяется в конце раздела или курса в целом.
К объективным тестам (тесты снабжения, выборочные тесты), так называемым тестам «эссе», можно обратиться при составлении тестов отслеживания 1-го уровня усвоения. С целью отслеживания 2, 3 уу, отвечающих уровням усвоения и качествам знаний, отбираются виды надлежащих тестов. После выбора вида тестов, следует решить, какие именно вопросы будут применены в тестовых заданиях для отслеживания определённых уу.
В качестве примера выбора вопросов для тестов в таблице 3 приведено определение понятийного аппарата тем. Вопросы подобраны из числа наиболее употребляемых типов вопросов, используемых при определении уровней усвоения студентами информации. Из
упомянутых форм для нашего случая выбрали конкретно три формы вопросов с целью определения 1 уу (хотя форма и количество вопросов могут быть любыми):
- пожалуйста, дайте определение (тест «эссе») - исчерпывающий ответ;
- пожалуйста, закончите мысль («масштабом называется...») - тест снабжения;
- пожалуйста, из данных ответов выберите правильный (выборочный тест множественного выбора).
Таблица № 3. - Определение понятийного аппарата тем
№ п/п Содержание темы Понятийный аппарат
1 2 3
1 Правила выполнения чертежей Понятие о стандартах, форматы, основная надпис шрифты, типы, линий, нанесение размеров, масштабы.
2 Проецирование Проецирование, плоскость, проекции, проецирующи лучи, параллельное, прямоугольное, косоугольн проецирование и т.д.
Таблица № 4. - Определение тестируемого понятийного аппарата в теме
№ п/п Содержание темы Понятийный аппарат
1 2 3
1 Правила выполнения чертежей Форматы, шрифты, нанесение размеров, масштабы.
2 Проецирование Проецирование. Виды проецирования и т.д.
Время выполнения, а также обработки тестовых заданий всецело зависит от выбранной формы вопросов и вида тестов, то есть для коротких ответов необходимо меньшее время, а для полных ответов (тесты эссе) и решения задач - большее.
Итак, приведём порядок (алгоритм) составления тестовых заданий - 1 уу:
- определение цели тестирования;
- составление календарно-тематического плана с выделением целей, а также понятийного аппарата, который должен быть усвоен;
- выделение основных понятий, которые должны быть усвоены;
- определение типа тестирования;
- определение вида теста;
- определение формы вопросов для отобранных тестов.
При составлении тестовых заданий необходимо, чтобы содержание и форма взаимодействовали между собой. В подтверждение этому можем ссылаться на известный постулат о том, что композиция определяется и как содержательная форма. Иначе говоря, форма должна оптимально соответствовать определённому содержанию. Принцип соответствия формы содержанию и содержания форме должен быть главным принципом композиции задания. Как правило, в тестовых заданиях форма является активной и даёт возможность составлять задания таким образом, чтобы в процессе автоматизированного контроля избежать ошибок и недопонимания их сути и смысла со стороны субъекта тестирования.
Исходя из взаимосвязей уу, составляя тестовые задания, следует учитывать, что (1 уу-2уу) для определения 2 уу необходимо выявление наличия установленных значимых связей между компонентами образца и конкретным примером, а также следует:
- воспроизвести нужную информацию на 1 уу;
- выделить в информации важные признаки;
- из этих признаков выстроить определённый алгоритм;
- наложить на конкретный пример каждый компонент алгоритма;
- сделать соответствующий вывод о возможном применении образца в конкретном
случае.
Из обеспечивающего 2-ой уу [приведённого] алгоритма следует, что для его констатирования усвоение этой информации на 1 уу является обязательным, поэтому необходима парность тестовых вопросов для выявления на 2 уу задания:
- вопрос на воспроизведение 1 уу;
- вопрос для установления 2 уу.
Наличие построенного алгоритма распознавания, наложение компонентов алгоритма на конкретный пример устанавливается [в той или другой форме] вопросом [теста] для усвоения на втором уровне. 2 уу характеризуется исключительно поэлементным наложением указанного алгоритма на конкретный пример, если в теории 1 уу дается сам алгоритм. Поскольку в тестах по выявлению 2 уу обязательно должен присутствовать тестовый вопрос для выявления 1 уу, то в алгоритм выполнения подобных тестов следует включать алгоритм составления тестовых заданий для 1 уу.
Как было установлено при определении вида тестирования, выборочные тесты и тесты «эссе» могут быть применены исключительно для отслеживания 2 уу. Определяя форму вопросов, следует соотнести алгоритм для 2 уу с таблицей возможных форм тестовых вопросов. Например: 1) пожалуйста, составьте алгоритм...; 2) пожалуйста, найдите правильный ответ; 3) пожалуйста, объясните выполнение.; 4) выполните. Итак, для отслеживания на выходе 2 уу алгоритм составления тестовых заданий таков: а) определение цели тестирования; б) составление календарно-тематического плана с выделением целей, понятийного аппарата, который следует усвоить; в) выделение основных понятий, обязательных для усвоения; г) определение типа тестирования; д) определение вида тестов; е) определение формы вопросов для тестирования 1-го и 2-го уу; ё) составление тестовых заданий способом комбинирования вопросов 1-го и 2-го уу.
Для отслеживания 3-го уу, (при составлении тестовых заданий) следует использовать взаимосвязи уровней усвоения - 1 уу -> 2 уу -> 3 уу. Этими взаимосвязями определяется, что 3 уу можно достичь исключительно на известном материале. Отслеживание важных элементов 3 уу дает возможность определить степень сформированности субъекта тестирования. Поэтому при составлении тестовых заданий для 3 уу следует учитывать взаимосвязь уровней усвоения.
Элементами, характеризующими 3 уу, являются:
1) применение уже известных способов в нестандартной новой ситуации;
2) решение задач разными способами;
3) составление нового алгоритма путём комбинации уже известных способов;
4) видение сути проблемы в знакомой ситуации;
5) видение объекта в новой функции;
6) понимание (видение) структуры объекта;
7) построение совершенно нового решения с использованием алгоритмов.
Проверка степени формирования опыта творческой деятельности, таким образом, становится возможным путем отслеживания некоторых характерных особенностей этой деятельности, её осознания и осознания её алгоритмов. Объектом тестирования (при отслеживании 3 уу может оказаться одна из вышеуказанных позиций элементов творческой деятельности, выбор рационального способа деятельности или применение алгоритмов творческой деятельности в незнакомой ситуации.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Аванесов, B.C. Основы научной организации педагогического контроля в высшей школе / B.C. Аванесов - М.: МИС и С, 1989. - 168 с.
2. Архангельский, С.И. О моделировании и методике обработки данных педагогического эксперимента. / С.И. Архангельский - М.: Знание, 1974. - 48 с.
3. Бабанский, Ю.К. Оптимизация процесса обучения: общедидактический аспект / Ю. К. Бабанский, Акад. пед. наук СССР. - Москва: Педагогика, 1977. - 256 с.
4. Белкин, A.C. Педагогический мониторинг образовательного процесса, (учебно-методические материалы). / A.C. Белкин, Н.К. Жукова - Екатеринбург, 1998. - 76 с.
5. Беспалько,, В.П. Основы теории педагогических систем. / В.П. Беспалько. - Воронеж.: Воронежский ун-т, 1977. -304 с.
6. Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения/ И.Я. Лернер. — М., 1981. - 257с.
7. Скаткин, М.Н. Активизация познавательной деятельности учащихся в обучении./ М.Н. Скаткин.- М., 1965. - 48с.
8. Талызина, Н.Ф. Теоретические основы контроля в учебном процессе. [Текст] / Н.Ф.Талызина - М.: Знание, 1983. - 96с.
REFERENCES:
1. Avanesov, V.S. The base of pedagogical control organization in Higher schools / V.S Avanesov - M.: MIS and S, 1989.-168p.
2. Arkhangelsky S.I. About modeling and methods of data processing of pedagogical experiments. / S.I. Arkhangelsky - M. Znanie, 1974. -48p.
3. Babansky, Yu.K. Optimization of learning process: general didactic aspect / Yu. K. Babansky, Acad. ped. sciences of the USSR. - Moscow: Pedagogy, 1977. - 256 p.
4. Belkin, A.C. Pedagogical monitoring of the educational process, (teaching and methodological materials). / A.C. Belkin, N.K. Zhukova - Ekaterinburg, 1998. - 76 p.
5. Bespalko, V.P. Basis of the pedagogical system. V.P Bespalko -Voronedg, Published in University of Voronedg. 1977. - 304с.
6. Lerner, E.Y. The didactical methods of basic studies/ E.Y Lerner. -M., 1981
7. Skatkin, M.N. Interactive activation in the process of studying the learners/ M.N. Skatkin. -M.,1965
8. Talizina, N.F. Theoretical basis in control process of studying. N.F. Talizina - M.: Znanije, 1983.-96 s.
Асощои илмии ташхиси педагоги
Вожа^ои калиди: графикаи компютери, технологияи мухобирави, мониторинг,
тестгузаронии комютери, ууццатуои тарроуи Дар мацола усулуои тестии назорат, ки ба ташкил ва самаранокии фаъолияти таълими ва барои беутар намудани сифати таусилот мусоидат мекунад, барраси мешавад. Дар айни замон цайд карда мешавад, ки санциши тести, монанди бисе'р аз воситауои таълим, бидуни камбуди нест ва татбици тестуои самараноку боэътимод, ки бо уадафуои таълими мувофиц бошанд, бешубуа, масъулияти бузургро талаб мекунад. Ишора меравад, ки тавсеаи усулуои тауияи тестуо аз нуцтаи педагоги арзиши бузург дорад ва ба таулили уамацонибаи омории дарацаи дониши донишцуён аз ин ё он фан бо роуи муайян намудани воситауои он мусоидат мекунад. Ауамияти компютер уамчун воситаи технологии муосир, ки ба раванди омузиш таъсири мусбат расонида, барои содда гардонидани назорати маводи омухташуда, ки дар коуиши вацт ва шаффофияти санциши донишуо ифода ёфтааст, таъкид гардидааст Ниёз ба компютер, ки барои васеъ намудани имконият дар уама намудуои кори мууандисони оянда уамчун як воситаи муассири коркард, ташхиси хатоуо ва ислоуи иштибоууое, ки донишцуён дар ицрои кори мустацилона, махсусан коруои графики анцом додаанд, вуцуд дорад
Научные основы педагогического диагностирования.
Ключевые слова: компьютерная графика, информационные технологии, мониторинг,
компьютерное тестирование, конструкторская документация В статье рассматриваются тестовые методы контроля, способствующие организации и эффективности учебной деятельности с целью повышения качества образования. Вместе с тем отмечается, что тестирование, как и многие другие средства обучения, не лишены недостатков, а составление эффективного, надёжного в применении, соответствующего целям обучения теста, несомненно, требует большой ответственности. Указывается, что развитие методов разработки тестов и их становление с педагогической точки зрения представляют собой огромную ценность и способствуют наиболее точному статистическому анализу уровня знаний студентов по той или иной дисциплине путем определенных ее средств.
Подчеркивается значимость компьютера как современного технического средства, положительно влияющего на процесс обучения и упрощающего контроль усвоения изученного материала, что выражается в сокращении времени и объективности при проверке знаний. Выявляется необходимость компьютера для расширения возможностей практически всех видов работы будущих инженеров в качестве эффективного средства и инструмента обработки, диагностики ошибок и корректировки неточностей, выполняемых студентами самостоятельных, особенно графических, работ.
Scientific Grounds of Pedagogical Diagnosis. Keywords: computer graphics, informational technologies, monitoring, computer testing, design documentation
The article dwells on test methods of control corresponding to organization and effectiveness of educational activities aimed at improvement of a quality of education. At the same time it is noted that testing, like many other teaching aids, is not without flaws, and compilation of an effective, reliable in application test consistent with training objectives undoubtedly requires great
responsibility. It is indicated that the development of the methods of test elaboration and their formation from a pedagogical point of view are of great value and promote the most accurate statistical analysis beset with the level of studentsл knowledge in a particular discipline by virtue of its certain means.
The importance of a computer as a modern technical tool positively influencing educational process and simplifying control over assimilation of the studied material is emphasized being expressed in reduction of time and objectivity in verification of knowledge. The need for a computer serving for extension of potentialities beset with virtually all types of work of future engineers is revealed as an effective means and an instrument for processing, errors diagnosing and correction of inaccuracies, works self-sufficiently performed by students, which are relaxed to graphics especially.
Маълумот дар бораи муаллиф:
Юсупов Саид-Акрамхоца Муминович, унвонцуи Пажууишгоуи рушди маориф ба номи Абдураумони Цомй. Академияи таусилоти Тоцикистон (Цущурии Тоцикистон, ш. Душанбе), E-mail: [email protected] Сведения об авторе:
Юсупов Саид-Акрамходжа Муминович, соискатель Института развития образования имени А. Джоми Академии образования Таджикистана (Республика Таджикистан, г. Душанбе) E-mail: [email protected] Information about the authors:
Yusupov Said-Akramkhodza Muminovich, Candidate of Scientific Research Institute of Education Development named after A. Jomi Academy of Education of Tajikistan (Republic of Tajikistan, Dushanbe), E-mail: [email protected]
УДК 371.014
ББК 88+74.00 А.Л.ПРОНЖЕНКО
МЕТОДЫ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ТРАВМ В 265