УДК 377.111.3 Полунин Вадим Юрьевич
кандидат педагогических наук, заместитель заведующего кафедрой общевойсковой подготовки Института ФСБ России (Нижний Новгород) dom-hors@mail.ru
НАУЧНЫЕ ОСНОВЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
СПЕЦИАЛИСТОВ
ФСБ РОССИИ
Polunin Vadim Yuryevich
PhD in Education Science, Deputy Head of the General Military Training Subdepartment, Institute of the Federal Security Service of the Russian Federation (Nizhny Novgorod) dom-hors@mail.ru
SCIENTIFIC BACKGROUND OF PROFESSIONAL TRAINING DEVELOPMENT FOR PERSONNEL OF THE FEDERAL SECURITY SERVICE OF RUSSIA
Аннотация:
В статье рассматриваются вопросы моделирования профессиональной подготовки специалистов ФСБ России на основе анализа тенденций развития военно-специального и профессионального образования. Предложены ведущие позиции и научно-педагогические основы моделирования профессиональной подготовки специалистов ФСБ России.
Ключевые слова:
военно-специализированное образование, профессиональная подготовка специалистов ФСБ России, моделирование, научно-педагогические основы.
Summary:
Basing upon analysis of development tendencies inherent for professional military education, the article discusses modeling of professional training for personnel of the Federal Security Service of Russia. The author proposes fundamental principles and scientific educational basis for development of professional training for personnel of the Federal Security Service of Russia.
Keywords:
military education, vocational training for personnel of the Federal Security Service of Russia, modeling, scientific and educational basis.
Научные обоснование профессиональной подготовки специалистов спецслужб создается на принципиально иной, по сравнению с традиционной, стратегии образования и обучения, в основе которой существует синтетическая логика научного познания, отражающая объективную подготовленность человека к решению разнообразной сложности выполнения профессиональных задач, формирования личности специалиста, готового к овладению профессиональным мастерством, являющимся и целью, и средством, необходимым для самоутверждения человека, как социально-ориентированной личности (А.П. Беляева) [1, с. 134].
Исследование показало, что качество целостности должно быть присуще профессиональной подготовке на разных уровнях: общего подхода к построению образовательного процесса; общей логики построения профессионально-педагогического процесса; отбор и систематизация содержания образования, разработки учебно-программной документации.
Цели и задачи профессиональной подготовки будущих специалистов спецслужб вытекают из тенденций развития военно-специализированного образования и противоречий существующей системы профессиональной подготовки слушателей.
Исследование ряда трудов ведущих ученых-педагогов и нормативно-правовой документации по данной проблеме свидетельствует о том, что основными тенденциями развития военно-специализированного образования последних лет являются:
- последовательная интеграция военно-специализированного образования в единое образовательного пространство страны;
- усиление взаимосвязей между профессиональной подготовкой военноспециализированного образования и общественными, государственными и личностными потребностями;
- повышение качества профессиональной подготовки будущих специалистов ФСБ России для успешного выполнения профессиональных функций;
- разработка педагогических технологий и их внедрение в процесс профессиональной подготовки;
- ориентация военно-специализированного образования на гражданское становление личности, формирование целостной системы правовых, специальных, оперативных знаний,
ценностных ориентаций, видов профессиональной деятельности и способов ее осуществления будущими специалистами спецслужб [2, с. 65].
Основным противоречием является несоответствие между интегративным характером военно-профессиональной деятельности и разобщенностью ее составляющих в процессе профессиональной подготовки.
Данное противоречие усугубляется тем, что в современных условиях центральной идеей системы профессиональной подготовки становится подготовка выпускника, способного и готового к продуктивной военно-профессиональной деятельности.
Поэтому при формулировании ведущих положений моделирования профессиональной подготовки специалистов спецслужб нами были учтены следующие идеи и тенденции:
- идеи гармонично развитого специалиста на основе возрастания роли личности в новых социально-экономических условиях;
- тенденции научно-технического прогресса;
- идея универсализации профессионального образования;
- тенденции развития интеграционных процессов;
- тенденции непрерывного профессионального образования (технологизация, стандартизация, интенсификация образования и др.);
- идеи социально-экономических, социально-педагогических и технологических подходов;
- идеи и закономерности развития военно-профессионального образования [3, 4].
Учет данных идей и тенденций позволяет обеспечить:
- подготовку профессионально-мобильного и конкурентоспособного специалиста на рынке труда;
- устранение ограничений для самопроявления потенциальных возможностей личности будущего специалиста спецслужб;
- активизацию способностей личности будущего специалиста спецслужб к самообразованию и самосовершенствованию в течение всей его будущей профессиональной деятельности и др.
В связи с этим нами выделены следующие ведущие позиции моделирования профессиональной подготовки специалистов ФСБ России:
1. Формирование гармонично развитой личности будущего специалиста ФСБ России с необходимым уровнем социально-образовательного и воспитательного потенциала, способного быть основной движущей силой развития общества и государства. Становится актуальной задача профессиональной подготовки в условиях более глубокого и широкого применения законов науки в профессиональной подготовке будущих специалистов ФСБ России, содержание профессиональных знаний все более приобретает общенаучный характер. Для будущей профессиональной деятельности обучающимся нужны не только специальные знания, но и знания основ наук. В содержании профессиональных знаний усиливается роль изучения законов природы и мышления и возможности их технологического применения.
2. Национальные интересы России, развитие личности будущего специалиста спецслужб с необходимым набором социально и профессионально значимых личностных качеств и уровнем профессиональной подготовки является основанием для моделирования профессиональной подготовки будущих специалистов ФСБ России.
3. Следует учитывать перспективные тенденции к существующим и в будущем все более ускоряющимся переменам в развитии различных видов военно-профессиональной деятельности обучающихся. Расширение профиля профессии помогает ускоренному освоению новой военной техники, новых технологических процессов, материалов и энергетических источников, а также опережающему развитию принципов обучения, повышению мобильности будущих специалистов спецслужб.
4. Необходимо прогнозировать основные тенденции их развития на будущее, учитывать эти тенденции при установлении структуры и содержания профессиональной подготовки, создавая, таким образом, определенное опережение развития социально-образовательного и воспитательного потенциала личности будущего специалиста ФСБ России.
5. Проектирование содержания профессиональной подготовки будущих специалистов спецслужб предполагает обеспечение взаимосвязи, преемственности и непрерывности между этапами профессиональной подготовки курсантов и видами их профессиональной деятельности. Для успешного решения поставленных задач исследования нами были сформулированы ведущие идеи системы профессиональной подготовки специалистов спецслужб, направленные на целостностное обеспечение системного качества организации профессиональной подготовки курсантов с учетом предъявляемых требований к личности и деятельности будущего специалиста спецслужб.
В исследовании определены научно-педагогические основы моделирования профессиональной подготовки специалистов спецслужб конструирующие непрерывное личностное, интеллектуальное, социальное и профессиональное развитие личности будущего специалиста спецслужб и формирование у него продуктивной военно-профессиональной деятельности. К ним относятся:
- стратегические цели службы безопасности, связанные с обеспечением экономической, политической, организационной безопасности личности, общества и государства, выступают инвариантным компонентом обеспечения качества профессиональной подготовки специалистов спецслужб, выполняющим прогностическую, нормативную, профессиологическую функции;
- целостность системного качества организации профессиональной подготовки будущих специалистов ФСБ России обеспечивается представлением ее на четырех уровнях: логики построения системы, осуществления процесса, систематизации содержания, организационнопедагогической деятельности;
- фундамент содержательного и процессуального компонентов подготовки специалистов составляет системная интеграция оперативно-боевых, нормативно-правовых, военноспециальных знаний, умений, способов деятельности; интеграция и дифференциация содержания профессиональной подготовки, видов военно-профессиональной деятельности, направленные на целостное обеспечение системного качества организации профессиональной подготовки специалистов спецслужб с учетом предъявляемых требований к личности и деятельности будущего специалиста ФСБ России.
Таким образом, моделирование профессиональной подготовки будущих специалистов ФСБ России направлено на организацию системной целостности, основанной на перспективном видении ее развития и личностно-ориентированном и личностно-деятельностном подходах. Целостность системного качества организации профессиональной подготовки обеспечивается на четырех уровнях: логики построения системы, осуществления процесса, систематизации содержания и организации педагогической деятельности.
Реформирование военной организации и высшей военной школы направлено на решение проблемы создания мощной системы безопасности, способной эффективно решать задачи в интересах национальной безопасности.
Возрастание масштабов терроризма и организованной преступности, обострение межнациональных и осложнение международных отношений; создающие широкий спектр внутренних и внешних угроз национальной безопасности страны, обусловили качественный пересмотр структуры и содержания их профессиональной подготовки.
Система профессиональной подготовки будущих специалистов спецслужб представляет собой сложную, динамическую, социально-профессиональную систему, ориентированную на становление, формирование и развитие военного специалиста-профессионала, готового к продуктивной военно-профессиональной деятельности.
Если учесть, что познавательный, развивающий и обучающий аспекты профессионального обучения направлены на развитие и формирование личности специалиста-профессионала, учесть, что система профессионального обучения многогранна и исходные положения должны охватить весь процесс ее реализации, можно сформулировать основные принципы построения системы профессионального обучения в условиях специализированных учебных заведений.
В качестве основных дидактических принципов, характерных для высшей военной школы выделим такие, как идейность обучения, содержания и процесса обучения в военных вузах, вариативность, прогностичность, технологичность, программируемого управления формированием готовности специалиста к продуктивной военно-профессиональной деятельности, проектной многовариантности, социальной детерминации, предпроектной педагогической модификации [5, с. 178].
Таким образом, обобщая вышесказанное, можно сделать следующие выводы:
1. Реализация рассмотренных теоретических положений обеспечивает повышение гуманистической направленности профессиональной подготовки, способствующей формированию всесторонне развитой личности специалиста спецслужб, способной к решению как стандартных, так и творческих профессиональных задач, связанных с выполнением профессиональных функций.
2. Относительно предмета данного исследования - модель профессиональной подготовки будущих специалистов ФСБ России - делает возможным «управлять» выбором содержания, форм, методов и средств обучения, мы считаем необходимым внести такой критерий, как перспективная обусловленность, то есть способность системы порождать новые, целостные свойства профессионально-педагогического процесса. Профессионально-педагогический процесс обучения при этом рассматривается как целостная система, которая образуется не в ходе самого процесса, а именно после его завершения, когда уровень готовности специалиста к продуктивной профессиональной деятельности сформирован.
Ссылки:
1. Беляева А.П. Интегративно-модульные системы профессионального образования / Институт профтехобразования РАО. СПб., 1997.
2. Тюшкевич С.А. Военная наука и безопасность России // Военная мысль. 2001. № 2. С. 51-55.
3. Беляева А.П. Указ. соч.
4. Беляева А.П. Дидактические принципы профессиональной подготовки в профтехучилищах. М., 1991.
5. Беляева А.П. Интегративно-модульные системы профессионального образования.
References (transliterated):
1. Belyaeva A.P. Integrativno-modul'nye sistemy professional'nogo obrazovaniya / Institut proftekhobrazovaniya RAO. SPb., 1997.
2. Tyushkevich S.A. Voennaya nauka i bezopasnost' Rossii // Voennaya mysl'. 2001. № 2. P. 51 -55.
3. Belyaeva A.P. Op. cit.
4. Belyaeva A.P. Didakticheskie printsipy professional'noy podgotovki v proftekhuchilishchakh. M., 1991.
5. Belyaeva A.P. Integrativno-modul'nye sistemy professional'nogo obrazovaniya.