Научная статья на тему 'Научные основы формирования ценовой политики на рынке рыбной продукции. Часть i'

Научные основы формирования ценовой политики на рынке рыбной продукции. Часть i Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
122
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДИВЕРСИФИКАЦИЯ РЫНКА РЫБНОЙ ПРОДУКЦИИ / ИМПЕРАТИВ / ПОЛУЧЕНИЕ МАКСИМАЛЬНОЙ ПРИБЫЛИ / РАСШИРЕННОЕ ВОСПРОИЗВОДСТВО / РАЗВИТИЕ ЭКСПОРТА / ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Колончин Кирилл Викторович

Цены являются своего рода индикаторами, посылающими необходимую информацию участникам рынка об уровне спроса и предложения, создавая условия для соблюдения определенного сбалансированного равновесия, с тем чтобы и производители продукции, и потребители удовлетворяли свои интересы, а экономические потери были сведены к минимуму. Ценовая политика внутреннего рынка, обусловленная широким видовым составом рыбы, не будет иметь общего формата, а сегментирование рынка по видам продукции будет носить широкий ценовой диапазон. И вместе с этим по основным видам рыбной продукции, которые в соответствии с устанавливаемыми квотами на вылов водных биологических ресурсов доминируют на рынке, необходимо с учетом невысокого спроса выстраивать определенные ценовые ориентиры, не позволяющие необоснованно завышать цены на рыбную продукцию. Наступивший XXI век усилил международную взаимозависимость, значительно расширились каналы международной торговли, происходит рост прямых иностранных инвестиций и потоков финансового капитала все это характерные черты современной мировой экономики. Сегодня получают активное развитие внедрение цифровых технологий, роботизация многих сфер деятельности, что, по мнению видных экономистов, приведет к повышению производительности труда и снижению занятости, соответственно, будет скорректирована и ценовая политика на глобальных продовольственных рынках.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Scientific basis for the formation of pricing policy in the market of fish products. Part I

Prices are a kind of indicators that send the necessary information to market participants about the level of supply and demand, creating conditions for observing a certain balanced equilibrium so that both product producers and consumers meet their interests and economic losses are minimized. The pricing policy of the domestic market, due to the wide species composition of fish, will not have a common format, and market segmentation by product will have a wide price range. And at the same time, the main types of fish products that dominate the market in accordance with the established quotas for catching aquatic biological resources, it is necessary, taking into account the low demand, to build certain price targets that do not allow unreasonably to inflate prices for fish products. The 21st century that has stepped in has strengthened international interdependence, the channels of international trade have expanded considerably, there is an increase in foreign direct investment and financial capital flows all of these are characteristic features of the modern world economy. Today, it is actively developing and introducing digital technologies, robotization of many spheres of activity, which, in the opinion of prominent economists, will lead to an increase in labor productivity and a decrease in employment, and accordingly the pricing policy in global food markets will be adjusted accordingly.

Текст научной работы на тему «Научные основы формирования ценовой политики на рынке рыбной продукции. Часть i»

УДК 65.25Я7:637.56(045) ^01: 10.24411/0235-2486-2019-10068

научные основы формирования ценовой политики на рынке рыбной продукции

Часть I

К.В. Колончин, канд. экон. наук

внии рыбного хозяйства и океанографии, москва

Реферат

Цены являются своего рода индикаторами, посылающими необходимую информацию участникам рынка об уровне спроса и предложения, создавая условия для соблюдения определенного сбалансированного равновесия, с тем чтобы и производители продукции, и потребители удовлетворяли свои интересы, а экономические потери были сведены к минимуму. Ценовая политика внутреннего рынка, обусловленная широким видовым составом рыбы, не будет иметь общего формата, а сегментирование рынка по видам продукции будет носить широкий ценовой диапазон. И вместе с этим по основным видам рыбной продукции, которые в соответствии с устанавливаемыми квотами на вылов водных биологических ресурсов доминируют на рынке, необходимо с учетом невысокого спроса выстраивать определенные ценовые ориентиры, не позволяющие необоснованно завышать цены на рыбную продукцию. Наступивший XXI век усилил международную взаимозависимость, значительно расширились каналы международной торговли, происходит рост прямых иностранных инвестиций и потоков финансового капитала - все это характерные черты современной мировой экономики. Сегодня получают активное развитие внедрение цифровых технологий, роботизация многих сфер деятельности, что, по мнению видных экономистов, приведет к повышению производительности труда и снижению занятости, соответственно, будет скорректирована и ценовая политика на глобальных продовольственных рынках.

Ключевые слова

диверсификация рынка рыбной продукции, императив, получение максимальной прибыли, расширенное воспроизводство, развитие экспорта, ценовая политика

Цитирование

Колончин К.В. (2019) Научные основы формирования ценовой политики на рынке рыбной продукции. Часть I // Пищевая промышленность. 2019. № 5. С. 34-38.

Scientific basis for the formation of pricing policy in the market of fish products

Part I

K.V. Kolonchin, Candidate of Economic Sciences

All-Russian Scientific Research Institute of Fisheries and Oceanography, Moscow

Abstract

Prices are a kind of indicators that send the necessary information to market participants about the level of supply and demand, creating conditions for observing a certain balanced equilibrium so that both product producers and consumers meet their interests and economic losses are minimized. The pricing policy of the domestic market, due to the wide species composition of fish, will not have a common format, and market segmentation by product will have a wide price range. And at the same time, the main types of fish products that dominate the market in accordance with the established quotas for catching aquatic biological resources, it is necessary, taking into account the low demand, to build certain price targets that do not allow unreasonably to inflate prices for fish products. The 21st century that has stepped in has strengthened international interdependence, the channels of international trade have expanded considerably, there is an increase in foreign direct investment and financial capital flows - all of these are characteristic features of the modern world economy. Today, it is actively developing and introducing digital technologies, robotization of many spheres of activity, which, in the opinion of prominent economists, will lead to an increase in labor productivity and a decrease in employment, and accordingly the pricing policy in global food markets will be adjusted accordingly.

Key words

diversification of the fish products market, imperative, obtaining maximum profit, expanded reproduction, export development. price policy Citation

Kolonchin K.V. (2019) Scientific basis for the formation of pricing policy in the market of fish products. Part I // Food processing industry = Pishhevaya promyshlennost. 2019. № 5. P. 34-38.

Наступивший XXI век ознаменовал собой начало новой технологической революции: активно развиваются интернет-технологии, био-, нано-и информационно-коммуникационные технологии, что позволяет нам уверенно говорить о том, что все эти новации соответствуют шестому технологическому укладу, и экономисты начинают осознавать, что в материальном производстве будут в ближайшем будущем происходить качественные сдвиги. Глубокие перемены, происходящие в мире - деградация природной среды, неравномерное развитие стран и народов, проблема устойчивого обеспечения населения продовольствием, - по всей видимости, в дальнейшем приведут к необходимости формирования не только нового типа производств, но и к разработке новых видов пищевых продуктов. Ухудшение экологии будет негативно отражаться на сохранении и добыче водных биологических ресурсов, создавая тем самым обстоятельства для роста цен на рыбную продукцию.

Стремительно изменяющаяся мировая экономика требует от экономистов пересмотра существующих взглядов на многие устоявшиеся инструменты и модели социально-экономического развития общества, разработки новых методов проверки теоретических суждений. В складывающихся обстоятельствах экономисты вынуждены менять аналитический аппарат ввиду новых возможностей проведения эмпирического анализа для описания происходящих событий в экономической, социальной и политической жизни общества.

Если мы обсуждаем проблемы ценообразования и стоимости различных товаров, то эти проблемы появились в древние времена, когда с развитием охоты, сельского хозяйства и возникновением городов люди стали обмениваться своими продуктами труда в процессе торговли. Еще Римская империя вела обширную торговлю на территории Европы, западной части Азии и Северной Африки. В Средние века торговля получила дальнейшее развитие с появлением городов-государств (Генуя, Венеция). А открытие Христофором Колумбом Америки в 1492 г. значительно расширило обмен товарами между производителями различных континентов нашей планеты. Промышленная революция в Западной Европе в XVII веке позволила вести торговлю с Китаем, Индией и другими странами.

Товарно-денежные отношения, возникающие в процессе обмена на рынках между производителями и покупателями, описаны в экономических теориях, разработанных классическими экономистами: Адамом Смитом, Давидом Рикардо и Карлом Марксом. Мейнстрим данных теорий давал ответ на вопрос: «что создает стоимость?» И в экономической науке принято считать, что «теория стоимости» -это и есть «теория ценообразования».

Конечная цель теоретических поисков экономистов той поры должна была дать ответы на проблемы благосостояния народов, поиска причин, приводящих либо к росту благосостояния, либо к его падению. Бесспорными были выводы о том, что благосостояние может расти только за счет повышения производительности труда, создания благоприятных условий для трудовой деятельности. Одновременно с этим отмечалось, что основное влияние на величину стоимости оказывают издержки производства и чем они выше, тем выше и цена производимого товара. Издержки производства связаны со многими факторами: это оплата труда работников, затраты на внедрение новых технологий и оборудования и др.

Экономическая теория говорит нам о том, что общественно разделенный труд во всех сферах производства создает стоимость, но при этом возникает вопрос: как соотносятся размер вложенного труда и уровень получаемой заработной платы?

Разработанная теория трудовой стоимости представляла сторону ценообразования только факторами производства, не давая ответов на проблемы со стороны потребителей, которые в силу своих предпочтений оказывают существенное влияние на процесс ценообразования. Дело в том, что предпочтения потребителей постоянно изменяются под воздействием разных факторов: в нашем случае они могут меняться в связи с новыми знаниями в области нутрициологии и медицины, развития технологий продуктов функционального питания, что, несомненно, будет сказываться как на предпочтениях потребителей разных социально-демографических групп населения, так и на развитии рынка.

Действуют также факторы масштабов потребления рыбной продукции, обусловленные покупательской способностью населения. Волатильность рынка рыбной продукции также будет сказываться на потребительских предпочтениях, в меньшей степени в мегаполисах, где уровень доходов более высокий, чем в небольших городах районного значения.

В конце XIX века маржиналисты У.С. Джевонс, Л. Вальрас, А. Маршалл и другие на основе анализа спроса и предложения в вопросе формирования цен ввели новые понятия в экономике: «потребительская полезность» и «производственные функции».

Промышленная революция, произошедшая в странах Западной Европы, привела к замене многих видов ручного труда на внедрение машинных технологий и автоматических линий, что отразилось на объемах выпуска продукции, ценообразовании с учетом потребительских предпочтений и уровня внедрения технологических новаций в производство.

Маржиналисты внесли большой вклад в разработку современной теории стоимо-

сти, где ценообразование определялось предельными издержками производителей и предельной ценностью для потребителей. К примеру, если рыночная цена товара становится выше потребительской ценности, то в сложившейся ситуации потребитель вряд ли будет покупать этот товар, но для того чтобы рынок расширялся, производитель товара будет вынужден снижать рыночную стоимость, и покупатели вновь начнут активно приобретать вырабатываемую продукцию. С этими процессами непосредственно связаны инвестиционные потоки для развития или стагнации производства.

Объединив в единое пространство спрос и предложение, при проведении экономического анализа маржиналисты смогли дать ответ на вопрос, что создает стоимость и что влияет на ее распределение. И теперь мы по-новому смотрим и находим ответы на проблемы экономического развития, понимая, что производство, потребление и цены связаны между собой и влияют на все факторы производственного процесса. Хотя справедливости ради, нужно отметить, что разработанные маржиналистами теории на основе предельной полезности, предельных издержек и предельного продукта не носят универсального характера: для работы с ними необходимы определенные предпосылки, и они применимы только в определенных обстоятельствах.

Наступивший XXI век усилил международную взаимозависимость, значительно расширились каналы международной торговли, происходит рост прямых иностранных инвестиций и потоков финансового капитала - все это характерные черты современной мировой экономики. Сегодня получают активное развитие внедрение цифровых технологий, роботизация многих сфер деятельности, что, по мнению видных экономистов, приведет к повышению производительности труда и снижению занятости, соответственно, будет скорректирована и ценовая политика на глобальных продовольственных рынках.

По экспертным оценкам ученых на горизонте 2025-2035 гг. примерно половина рабочих мест в мире может быть роботизирована и автоматизирована с применением современных видов оборудования на платформе информационных технологий.

В рыбохозяйственном комплексе для ведения промышленного рыболовства уже сегодня работают современные траулеры -процессоры, где уровень применения ручного труда сведен к минимуму: здесь добытая рыба с использованием автоматизированных линий очищается, моется, сушится, сортируется, закладывается на хранение, подвергается промышленной переработке с выпуском широкой номенклатуры продукции, в том числе рыбьего жира и рыбной муки. таким об-

разом, производство становится безотходным, повышая тем самым доходность производства, и экологически чистым для окружающей среды.

В дальнейшем процессы обновления рыбопромысловых судов, создание современных рыбоперерабатывающих предприятий в прибрежной зоне и современной инфраструктуры будут приводить к росту производительности труда и росту доходов компаний, занятых в рыбохо-зяйственном комплексе. Как будет реагировать рынок на эти процессы, в какой степени будет наблюдаться ценовая во-латильность на различные виды рыбной продукции в условиях более высокого уровня предложения, будет ли обеспечен необходимый прирост инвестиций, рост заработных плат - все эти вопросы пока остаются в рамках прогнозных предположений. Хотя мы знаем, что внедрение новых технологий и современных технических средств должно приводить к снижению издержек производства и росту реальной заработной платы рабочих.

Фактор ценовой политики современного производства не претерпевает серьезных изменений: несмотря на цифро-визацию и роботизацию технологических процессов, остаются ключевые постулаты этой политики, связанные с повышением эффективности производства, а цены непосредственно связаны как с производством готовой продукции, так и с ее реализацией на продовольственных рынках.

Основная цель проводимой ценовой политики заключается в получении максимальной прибыли для ведения расширенного воспроизводства, диверсификации рынка рыбной продукции и развития экспорта. Проводимая ценовая политика во многом определяет доходность отрасли, ее инвестиционную привлекательность и конкурентоспособность, как отрасли в целом, так и продукции на внутреннем и внешних рынках.

Цены являются своего рода индикаторами, посылающими необходимую информацию участникам рынка об уровне спроса и предложения, создавая условия для соблюдения определенного сбалансированного равновесия, с тем чтобы и производители продукции, и потребители удовлетворяли свои интересы, а экономические потери были сведены к минимуму.

Концептуальный подход к проведению ценовой политики строится с учетом следующих факторов:

• действующие на стороне предложения: продукция водных биоресурсов, аквакультуры и марикультуры, побочные продукты - рыбий жир, рыбная мука, экспортная продукция;

• действующие на стороне спроса: потребительские предпочтения социально-демографических групп населения, экономическая доступность рыбной продукции, востребованность рыбной продукции на целевых зарубежных рынках;

• эластичность спроса на рынке рыбной продукции к уровню доходов;

• емкость рынка рыбной продукции, вторичных ресурсов - рыбной муки и рыбьего жира;

• масштабы экспорта рыбной продукции.

Приведенные выше факторы показывают, что на формирование ценовой политики на рынках рыбной продукции будут влиять как эндогенные, так и экзогенные факторы, и поэтому с учетом большого объема экспорта рыбной продукции необходимо, чтобы государство участвовало в регулировании объемов экспорта и внутренних цен на рынке рыбной продукции. Развитие экспорта не должно наносить отрицательный социально-экономический эффект общественным интересам социума.

Ценовая политика внутреннего рынка, обусловленная широким видовым составом рыбы, не будет иметь общего формата, а сегментирование рынка по видам продукции будет носить широкий ценовой диапазон. И вместе с этим по основным видам рыбной продукции, которые в соответствии с устанавливаемыми квотами на вылов водных биологических ресурсов доминируют на рынке, необходимо с учетом невысокого спроса выстраивать определенные ценовые ориентиры, не позволяющие необоснованно завышать цены на рыбную продукцию.

Здесь будет уместно отметить, что рост внутреннего спроса мог бы быть обеспечен для населения, имеющего низкие доходы, за счет реализации адресной помощи населению в рамках Концепции развития внутренней продовольственной помощи в российской Федерации, утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.07.2014 г. № 1245-р и принятых региональных нормативно-правовых актов малоимущим и многодетным семьям.

Данная концепция направлена на решение двух взаимоувязанных проблем: первая - оказание продовольственной помощи малоимущим категориям граждан и вторая - наполнение продуктовой корзины для продовольственной помощи за счет продукции в основном российских производителей. Таким образом предусматривается решить социальные проблемы определенной части общества и стимулировать экономический рост рыбохозяйственного комплекса через увеличение спроса на продукцию отечественных компаний, занимающихся рыбным промыслом.

Практика обеспечения бедных слоев населения продовольствием существует во многих странах, в том числе и в промышленно развитых. К примеру, в США расходы государственного бюджета на продовольственную помощь населению превышают 115 млрд долл. США. Этим видом поддержки пользуются 46 млн чел, при этом только продовольственные тало-

ны для малоимущих выдаются на сумму 76 млрд долл. США. В России этим видом помощи может быть охвачено более 30 млн чел.

Подходы к формированию цен на все виды рыбной продукции вполне понятны и должны отвечать фундаментальным принципам рынка: спрос и предложение, определяющие оптимальное распределение ресурсов для покрытия текущих производственных расходов всех звеньев рыбохозяйственного комплекса, необходимый объем инвестиций для перехода на модель инновационного развития и роста доходов работников.

Широкая география ведения рыбного промысла будет отражаться на формировании цен на отдельные виды рыбной продукции в сторону их повышения, но для рынков мегаполисов это не будет иметь негативных последствий, региональные и мелкооптовые рынки в данной ситуации, скорее всего, будут испытывать падение спроса.

Представляет особый интерес вопрос, который будет оказывать влияние на функционирование рынков рыбной продукции и ценовую политику рыбопромысловых компаний, - это масштабы производства и видовой состав рыбной продукции на рынке. Принимая во внимание эти факторы, мы можем более детально подходить к анализу отраслевой структуры торговли рыбной продукцией с учетом уровня производительности экономики и степени обеспеченности факторами производства.

Рыбопромысловые бассейны страны обладают различными производительными мощностями и факторными запасами, что обеспечивает им в том числе и экспортный потенциал с учетом географической структуры торговли, который ры-бодобывающими и перерабатывающими компаниями не всегда реализуется в полном объеме по различным причинам.

Торговая дифференциация внутри отрасли, связанная с широким диапазоном рыбной продукции на рынке, влияет не только на формирование ценовой политики и рост или снижение потребления, но является одной из причин расширения торговых потоков к рынкам внутри страны и за ее пределами.

И мы видим, что Россия, входящая в мировые лидеры по добыче водных биологических ресурсов, наращивает объемы экспорта и расширяет номенклатуру поставляемой на зарубежные рынки рыбной продукции. Это в очередной раз показывает, что экономия от масштаба добычи и экспорта сама по себе играет важную роль в развитии внутреннего и внешнего рынков, независимо от дифференциации поставляемой продукции.

Экономия от масштаба базируется на современных технологиях и инновационном видении производства, позволяющих задействовать в технологическом цикле все

факторы производства для повышения объемов вылова водных биологических ресурсов и аквакультуры и их промышленной переработки. Современные технологии глубокой переработки рыбной продукции, внедряемые на основе автоматизированного и роботизированного оборудования, показывают постоянную отдачу от масштабов производства, меняют структуру внутренней и внешней торговли, повышают доходность рыбопромысловых компаний.

специализация производства с ориентацией на добычу определенных видов водных биологических ресурсов также может приводить к росту производительности экономики за счет масштаба производства, что необходимо учитывать при формировании ценовой политики в этом сегменте добычи рыбы и ее переработки.

Вышеприведенные факторы можно считать сравнительными преимуществами для национальных рыбопромысловых компаний; концентрация производства повлияет на масштабы производства, снижение производственных издержек и цен на выпускаемую продукцию.

Этот императив обеспечивает снижение издержек производства по всей технико-технологической цепи рыбохо-зяйственного комплекса: средние издержки тем ниже, чем больше объем производства и поставки продукции на рынок, в то время как убывающая отдача от масштаба производства приводит к возрастанию издержек и, соответственно, росту цен на готовую продукцию. Поэтому проведение модернизации производства, строительство современных траулеров, орудий лова выступают на первый план, с тем чтобы получать экономическую выгоду от масштабов производства, повышать производительность труда и конкурентоспособность всего рыбохозяйствен-ного комплекса.

Особенность рыбохозяйственной отрасли с экономией от масштаба может находить свое отражение при работе крупнейших компаний рыбохозяйствен-ного комплекса, таких как холдинг Norebo, «Русская рыбопромышленная компания».

Norebo - крупнейший в России рыбопромышленный холдинг, в состав которого входят 13 рыбодобывающих компаний. У Norebo собственный флот из 40 судов, береговая фабрика в Мурманске, распределительный центр в Клину и грузовой терминал в Петропавловске-Камчатском, торговые компании в России и Европе. Продукция реализуется под брендами Ocean Spirit, Glacialis и Borealis. Продукция холдинга - треска, пикша, скумбрия, минтай, сельдь, мойва, путассу, палтус, сайда, ставрида, морской окунь, сардинелла, кальмар - пользуется большим спросом у компаний, расположенных в различных точках мира. Norebo производит замороженную разделанную рыбу, филе, фарш,

икру, печень и другие субпродукты. Размер квот холдинга Norebo на вылов трески и пикши составляет 30% в общем объеме вылова биоресурсов РФ, что делает его лидером в данных категориях.

Русская рыбопромышленная компания является одной из трех крупнейших компаний - мировых производителей продукции из минтая. в дополнение к ранее полученной сертификации промысла и продукции морского попечительского совета (MSC) недавно компания присоединилась к Global Sustainable Seafood Initiative (GSSI), что позволяет ей успешно работать на внешнем рынке. В 2016 г. доходы компании составили 238,1 млн долл., годом раньше эти показатели составляли 223 млн. Компания планирует получить дополнительные (инвестиционные) квоты при условии строительства новых судов на ро ссийских верфях и предприятий по переработке морепродуктов в России: предусматривается построить восемь новых 105-метровых высокопроизводительных траулеров-процессоров, а также перерабатывающие заводы. Реализация намеченных планов обеспечит компании к 2023 г. дополнительные 200 тыс. т квот после завершения судостроительной программы в 2024 г.

В то же время следует рассматривать обстоятельства, при которых планируется реализовать программы развития рыбопромысловых компаний и предприятий по промышленной переработке рыбной продукции, с иллюстрацией снижения удельных издержек с увеличением выпуска продукции. В данном случае мы имеем дело с тем, когда крупные игроки на рынке рыбной продукции обладают определенной рыночной силой, способной на основании разработанных стратегий выстраивать на рынках рыбной продукции свои правила игры, в том числе и в сфере проведения ценовой политики.

Если рассматривать проблемы торговли рыбной продукцией на внешних рынках, то в этом вопросе институциональные элементы могут играть значительную роль в определении уровня цен в процессе транзакций между продавцами и покупателями продукции.

Институты имеют разную трактовку у экономистов. Так, например, Анвер Грейф дает следующее определение институту: «институт - это система правил, убеждений, норм и организаций, которые совместно порождают регулярность социального поведения». Представитель австрийской школы экономики Ф. Хайек относительно институтов говорит о том, что институты отражают человеческие действия, но не намерения, поскольку индивиды обладают ограниченными знанием и рациональностью.

Но какие бы формулировки ни приводились экономистами относительно институтов, важно понимать, что отдельные институциональные элементы дифферен-

цированно участвуют в порождении регулярности поведения. Вместе с тем поведение индивидуумов соответствуют правилам только в том случае, если у последних есть мотивы следовать им. Как правило, убеждения и нормы мотивируют участников следовать институциональным правилам, если при заключении транзакций они будут получать определенные экономические преференции для своей стороны.

Мы остановились на вопросах влияния институтов как системы правил, убеждений, норм и организаций для того, чтобы отметить значение институтов в принятии конкретных решений в процессе заключения транзакций при проведении экспортно-импортных операций на рынках рыбной продукции. Дело в том, что основной поток экспортируемой рыбной продукции российскими рыбопромысловыми компаниями поступает на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона, где действуют свои специфические институты, нормы и правила на протяжении долгого времени. В этом регионе на рыбном рынке представлены крупные игроки, организации, их представляющие, координируют действия своих дочерних компаний, следят за их поведением при заключении транзакций. Эти организации обладают мощным финансовым, информационным ресурсом, что обеспечивает им возможность работать на больших временных горизонтах и добиваться успехов на рынках рыбной продукции.

И поэтому, участвуя в международной торговле рыбной продукцией, российским компаниям следует учитывать влияние институтов при заключении контрактов и отстаивать свои интересы в определении конечной цены на продукцию.

Следует отметить, что проблемы влияния институтов на развитие продуктовых рынков, в том числе и рыбной продукции, пока слабо изучены, и исследования в этом направлении необходимо продолжить.

ЛИТЕРАТУРА

1. Смит, А. Исследования о природе и причинах богатства народов/А. Смит. - М.: Экс-мо, 2007.

2. Рикардо, Д. Начала политической экономии и налогового обложения/Д. Рикардо. Избранное. - М.: Эксмо, 2007.

3. Грейф, А. Институты и путь к современной экономике. Уроки средневековой торговли/А. Грейф. - М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2018.

4. Аджемоглу, Д. Почему одни страны богатые, а другие бедные /Д. Аджемоглу, Д.А. Робинсон // Издательство АСТ. - Москва, 2018.

5. Э. Хелпман Понимание мировой торгов-ли/Э. Хелпман. - М.: Издательство института Гайдара, 2017.

6. Мизес, фон Л. Теория экономического цикла / Л. фон Мизес // Издательство ИД «Социум». - Москва - Челябинск, 2018.

7. Глазьев, С.Ю. Создание системы управления развитием экономики на основе научных

знаний о закономерностях ее развития / С. Ю. Глазьев // Развитие и экономика. -2018. - № 19.

8. Овчарова, Л. Развитие адресной социальной поддержки нуждающихся в России: барьеры и возможности / Л. Овчарова, Е. Горина // Вопросы экономики. - 2017. - № 3.

9. Медведев, Д. А. Россия 2024: Стратегия социально-экономического разви-тия/Д.А. Медведев // Вопросы экономики. -2018. - № 10.

10. Папцов, А.Г. Участие России в решении глобальной продовольственной пробле-мы/А.Г. Папцов // Экономика, труд, управление. - 2018. - № 10.

11. Хекшер, Э. Влияние внешней торговли на распределение дохода/Э. Хекшер // Вехи экономической мысли (т. 6). Международная экономика, под ред. А.П. Киреева. - М.: ТЕИС, 2006. - C. 154-173. ISBN 5-7598-0439-1

12. Бодрунов, С.Д. Ноономика/ Моногра-фия/С.Д. Бодрунов. - М.: Культурная революция. - 2018. - 432 с. ISBN978-5-6040343-1-6

13. Статистический сборник. - М.: Росстат, 2018.

14. http: www.fishnotice.com/ prices/ Vladivostok

15. info@cfmc.ru

16. fishnews.ru

REFERENCES

1. Smit, A. IssLedovanija o prirode i prichi-nah bogatstva narodov/A. Smit. - M.: Jeksmo, 2007.

2. Rikardo, D. NachaLa poLiticheskoj jekonomii i naLogovogo obLozhenija/D. Rikardo. Izbran-noe. - M.: Jeksmo, 2007.

3. Grejf, A. Instituty i put' k sovremennoj jekonomike. Uroki srednevekovoj torgov-Li/A. Grejf // IzdateL'skij dom Vysshej shkoLy jekonomiki. - Moskva, 2018.

4. AdzhemogLu, D. Pochemu odni strany bogatye, a drugie bednye/ D. AdzhemogLu, D. A. Robinson // IzdateL'stvo AST. - Moskva, 2018.

5. Je. HeLpman Ponimanie mirovoj tor-govLi/Je. HeLpman // IzdateL'stvo instituta Gajdara. - Moskva, 2017.

6. Mizes, fon L. Teorija jekonomicheskogo cik-La/L. fon Mizes // IzdateL'stvo ID «Socium». -Moskva - CheLjabinsk, 2018.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. GLaz'ev, S. Ju. Sozdanie sistemy uprav-Lenija razvitiem jekonomiki na osnove nauch-nyh znanij o zakonomernostjah ee razviti-

ja/ S.Ju. Glaz'ev // Razvitie i jekonomika. -2018. - № 19.

8. Ovcharova, L. Razvitie adresnoj social'noj podderzhki nuzhdajushhihsja v Rossii: bar'ery i vozmozhnosti/L. Ovcharova, E. Gorina // Vo-prosy jekonomiki. - 2017. - № 3.

9. Medvedev, D.A. Rossija 2024: Strate-gija social'no-jekonomicheskogo razviti-ja/ D.A. Medvedev // Voprosy jekonomiki. -2018. - № 10.

10. Papcov, A. G. Uchastie Rossii v resh-enii global'noj prodovol'stvennoj proble-my/A.G. Papcov // Jekonomika, trud, upravle-nie. - 2018. - № 10.

11. Heksher, Je. Vlijanie vneshnej torgovli na raspredelenie dohoda/Je. Heksher // Vehi jekonomicheskoj mysli (t. 6). Mezhdunarodnaja jekonomika, pod red. A.P. Kireeva. - M.: TEIS, 2006. - C. 154-173. ISBN 5-7598-0439-1

12. Bodrunov, S.D. Noonomika/Monografi-ja/S.D. Bodrunov. - M.: Kul'turnaja revoljucija. -2018. - 432 s. ISBN978-5-6040343-1-6

13. Statisticheskij sbornik. - M.: Rosstat, 2018.

14. http: www.fshnotice.com/prices/ vladivostok

15. info@cfmc.ru

16. fishnews.ru

Автор

Колончин Кирилл Викторович, канд. экон. наук

ВНИИ рыбного хозяйства и океанографии, 107140, Москва,

ул. Верхняя Красносельская, д. 17, ko1onchin@vniro.ru

Author

Kolonchin Kirill Viktorovich, Candidate of Economic Sciences

ALL-Union Scientific-Research Institute of Fisheries and Oceanography, 17,

Verkhnyaya KrasnoseLskaya str., Moscow, 107140, koLonchin@vniro.ru

Заместитель министра сельского хозяйства РФ принял участие в парламентских слушаниях по вопросу продбезопасности и экспорта АПК

15 апреля состоялось заседание Комитета Госдумы по аграрным вопросам на тему: «Продовольственная безопасность Российской Федерации и наращивание экспорта сельскохозяйственной продукции: правовые аспекты». На мероприятии с докладом выступил первый заместитель министра сельского хозяйства Джамбулат Хатуов.

За последние годы Россия достигла значений продовольственной безопасности практически по всем ключевым направлениям: зерну, растительному маслу, сахару, мясу и мясопродуктам. Наблюдается некоторое отставание от значений продбезопасности по молоку, однако эффективная реализация мер господдержки, направленных на повышение продуктивности в молочном скотоводстве, проведение технологиче-

ской модернизации, совершенствование деятельности в области племенного животноводства, позволила увеличить производство сырья в 2018 г. до 30,6 млн т (101,5 % к уровню 2017 г.).

Кроме того, в 2018 г. произведено 14,9 млн т скота и птицы в живом весе, что на 2,5 % больше, чем в 2017 г. Рост производства способствовал активизации экспортных поставок мяса птицы и свинины, которые в прошлом году выросли на 12,3 % и 20,8 %, соответственно.

По словам Джамбулата Хатуова, отрасль растениеводства также играет существенную роль в наращивании экспорта продукции АПК. Так, в 2018 г. наблюдался значительный рост производства масличных культур и овощей закрытого грунта. Для дальнейшего увеличения показателей в растениеводстве Минсельхозом России проводится индивидуальная работа с субъектами РФ по вопросу обновления парка сельскохозяйственной техники и оборудования,

обеспечения аграриев качественным семенным материалом, минеральными удобрениями и ГСМ, а также по другим актуальным направлениям.

Как напомнил первый замминистра, обновлению парка сельхозтехники будет способствовать в том числе субсидия её производителям. Благодаря данной мере господдержки в текущем году аграрии имеют возможность закупать современные машины отечественного производства со скидкой 20 %, а также получать их через АО «Росагролизинг» на выгодных условиях.

Еще одним важным направлением является введение в оборот неиспользуемой пашни. Министерство, в частности, рассчитывает, что недавно полученные Россельхознадзором полномочия позволят проводить административную работу с собственниками, которые ненадлежащим образом содержат такие земли, подчеркнул Джамбулат Хатуов.

Источник: http://mcx.ru/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.