занятия по сравнению с теоретическими и это реализуется при подготовке судебных экспертов в Вузах системы МВД России. При этом особую роль приобретает фигура преподавателя, который видит алгоритм действий обучающихся при выполнении практических заданий и в любой момент, может указать на признаки предмета или человека, которые не может увидеть обучающийся.
Кроме того на практических занятиях используется дорогостоящая экспертная техника, которая имеется в Вузах.
В связи с этим ставится под сомнение возможность дистанционного обучения экспертов, хотя бы по той причине, что не каждый обучающийся может позволить себе экспертную технику, а если автор доклада считает, что микроскоп, лупа и линейка это все, что требуется для дистанционного обучения экспертов, то она глубоко заблуждается.
Хочется напомнить, что судебный эксперт несет уголовную ответственность за дачу заведомого ложного заключения и моральную ответственность за судьбу человека, в отношении которого проводится экспертиза и поэтому его профессионализм, компетентность должны формироваться в стенах образовательного учреждения, которое обладает лицензией на данный вид деятельности и совре-
менным техническим оснащением и самое главное опытным педагогическим составом.
Литература
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015).
2. http://фсэ.рф/podgotovka-expertov
3. Материалы IV Международной научно-практической конференции, прошедшей 1—2 октября 2015 года «Актуальные проблемы судебно-экспертной деятельности в уголовном, гражданском, арбитражном процессе и делам об административных нарушениях» Уфа, 2015 г
References
1. Federal Law of 29.12.2012 № 273-FZ (ed. By 07.13.2015) «On Education in the Russian Federation» (rev. And ext., Joined. In force from 07.24.2015).
2. http://фсэ.рф/podgotovka-expertov
3. Proceedings of the IV International scientific and practical conference, held 1—2 October 2015 «Actual problems of forensic activities in criminal, civil, arbitration proceedings and cases of administrative violations» Ufa, 2015.
УДК 34 ББК 67
НАУЧНЫЕ, МЕТОДИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ВЗРЫВОТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
СЕРГЕЙ МИХАЙЛОВИЧ КОЛОТУШКИН,
профессор кафедры технико-криминалистического обеспечения экспертных исследований Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя, доктор юридических наук, профессор
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Аннотация. Рассматриваются вопросы о предмете и объектах судебной взрывотехнической экспертизы, рассматриваются ее научные, методические и организационные основы. Рассмотрен комплекс диагностических, идентификационных и ситуационных задач, решаемых в рамках комплексных исследований. Показано, что экспертные исследования взрывоопасных предметов и следов их применения чаще всего носят комплексных характер и проводятся совместно или последователь-
но с другими видами экспертиз. В статье рассмотрены отдельные ошибки в назначении и производстве взрывотехнических экспертиз.
Ключевые слова: взрывотехническая экспертиза, преступления, взрывные устройства, комплексные исследования, назначение и производство экспертиз.
Abstract. The article deals with the questions of subject and object-tah explosive forensic examination, and discusses its scientific data, methodical, and organizational basis. Consider a set of diagnostic, identification and situational of the tasks performed as part of a comprehensive research. It is shown that expert research-tion of explosive devices and traces of their use are often complex and are conducted jointly or sequentially with other types of expertise. The article describes some errors in the appointment and conduct of explosive examinations.
Keywords: explosive expertise, crime, explosive devices, a comprehensive study, the purpose and production expertise.
Известно, что важнейшей формой практического применения знаний в области взрывного дела при расследовании преступлений является взрывотехническая экспертиза. Как и другие виды экспертиз, она относится к процессуальным формам практического использования методов и средств исследования взрывоопасных предметов, а также следов их применения в качестве доказательств. Следует отметить, что от знания возможностей взрывотех-нической экспертизы, ее объектов и методов исследования зависит правильность подготовки материалов для экспертизы.
Взрывотехническая экспертиза является видом инженерно-технических экспертиз, научно-теоретической основой, которой, служат общая теория судебных экспертиз, криминалистика, а также теория взрывных явлений. Сущность данной экспертизы раскрывается путем рассмотрения предмета, объектов и решаемых ею задач. В этой связи взры-вотехническая экспертиза выражает собой комплексное исследование, включающее специально разработанные методики в области взрывного дела, судебной медицины, физико-химических исследований и ряд других областей знаний.
Известно, что базис теории любых видов судебных экспертиз независимо от уровня их общности и места в структуре родов, классов и видов экспертиз, характеризуются предметом, объектом и задачами. Взрывотехническая экспертиза образована путем комплексной и многопредметной трансформации базовых наук, касающихся теории взрыва. Ее теоретические основы имеют корни, более чем, в десяти научных отраслях знаний, связанных с методами и средствами производства взрыва, проектированием,
использованием и утилизацией боеприпасов, применения взрывных технологий в промышленности и строительстве.
Следует полагать, что предмет взрывотехниче-ской экспертизы характеризуется совокупностью, разрешаемой ею вопросов в отношении взрывчатых веществ, взрывных устройств, следов их изготовления и применения с применением методов и средств, составляющих суть специальных знаний в области теории взрыва.
Объекты взрывотехнической экспертизы специфичны по своей природе, которая выражается явлением взрыва и наступившими последствиями. Это может быть широкий спектр взрывных материалов и средств взрывания, боеприпасов и их элементов, обстановка на месте взрыва и характер воздействия продуктов взрыва на различные объекты окружающей обстановки. Важно отметить, что в последние годы по мере развития взрывных технологий и появление предметов двойного назначения (радиосредства управления взрывом, смесевые взрывчатые вещества и т.п.) прослеживается тенденция количественного и качественного изменения объектов взрывотехнической экспертизы. Все чаще к ее объектам могут быть отнесены не только вещи и предметы, но и процессы.
В рамках взрывотехнической экспертизы могут решаться диагностические, идентификационные и ситуационные задачи. Исходя из изложенного выше, взрывотехническая экспертиза — это исследование, проводимое в порядке, установленным уголовно-процессуальным законом в целях установления обстоятельств (фактических данных) дела относительно взрывоопасных объектов и следов их
48
Вестник экономической безопасности
№ 4/2016
применения. Следует отметить, что в отличие от большинства традиционных криминалистических экспертиз, взрывотехническая в большей степени решает ситуационные задачи, потому объектом экспертизы является событие, а непосредственным объектом исследования — место взрыва либо объект, вызывающий угрозу взрыва. Решаемые в рамках исследований диагностические задачи, как правило, связаны с распознаванием свойств исследуемых взрывоопасных объектов, ситуационные — с установлением обстоятельств производства взрыва, условий его протекания и характером образования следов, реконструкционные задачи направлены на воссоздания облика взрывного устройства и окружающей обстановки до взрыва.
На практике существует мнение, что сложные много объектные взрывотехнические экспертизы целесообразно дробить по группам однородных объектов и частным задачам исследования: обнаружение взрывчатых веществ и остатков средств взрывания, относимость объектов к элементам или фрагментам взрывных устройств, диагностика взрывчатых веществ, взрывных устройств и других изделий, идентификация отдельных объектов и так далее. В подобных ситуациях целесообразнее всего назначить комплексную взрывотехническую экспертизу. Комплексный характер взрывотехнической экспертизы связан с тем, что следы применения взрывных устройств могут касаться предметных областей других видов экспертиз. Это требует от специалиста-взрывотехника уже на этапе предварительных исследований давать оценку последовательности проведения тех или иных видов экспертных исследований, а также необходимости обеспечения сохранности следов, являющихся объектами комплекса последующих исследований. Иначе важная для раскрытия и расследования преступления информация может быть потеряна, а вещественные доказательства утрачены или преждевременно разрушены. Избежать этого — одно из главных требований комплексной взрывотехнической экспертизы, в рамках которой реализуется криминалистический подход к исследованию всей совокупности признаков, касающихся подготовки и проведения взрыва.
Для получения исчерпывающей информации об обстоятельствах применения взрывных устройств
может проводиться комплекс отдельных видов экспертиз: трасологических, материаловедческих, дактилоскопических, судебно-медицинских и других. В зависимости от обстоятельств дела, сложившейся оперативной и следственной ситуации, а также информативности изъятых следов и объектов, в каждом конкретном случае следователем после консультаций со специалистами определяется последовательность назначения и проведения комплексных экспертиз или комплекса отдельных экспертиз.
Таким образом, взрывотехническая экспертиза в большинстве случаев предусматривает одновременное или последовательное исследование различных объектов и ситуации в целом, оценку данных, полученных из разных источников. Это позволяет обоснованно формировать выводы, относящихся к событию преступления в целом или отдельным его сторонам.
Экспертные исследования по делам, связанным с применением взрывных устройств при осуществлении террористических актов, как правило, сложны и требуют длительного времени для их проведения. Однако ответы на целый ряд вопросов, а также промежуточные результаты могут быть получены следователем в кратчайшие сроки при условии его тесного контакта с экспертом-взрывотехником, эта информация полезна для уточнения версий, организации неотложных оперативно-розыскных мероприятий и розыска преступников по «горячим следам».
Важно выделить отрицательные моменты практики назначения взрывотехнических экспертиз. Это, прежде всего, связано с назначением экспертиз объектов, изъятых с одного места происшествия, одновременно в разные экспертные учреждения, что не только не ускоряет получение важной для следствия и розыска информации, но и снижает эффективность применяемых методов исследования продуктов взрыва, конструкции взрывателя и зачастую делает невозможным решение целого ряда вопросов вследствие разъединения вещественных доказательств.
Таким образом, взрывотехническая экспертиза представляет собой сложное комплексное исследование, которое выражается через базис научных, методических и организационных основ ее назначения и проведения.