Научная статья на тему 'НАУЧНЫЕ МЕТАМОДЕЛИ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ (НА ПРИМЕРЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТЕРМИНОВ)'

НАУЧНЫЕ МЕТАМОДЕЛИ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ (НА ПРИМЕРЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТЕРМИНОВ) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
66
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
METAMODEL / SCIENTIFIC META-MODEL / SCIENTIFIC STYLE / ADJECTIVAL META-MODEL / SUBSTANTIVE STATEMENTS / NOMINATIVE META-MODEL / AGRICULTURAL TERMS / МЕТАМОДЕЛЬ / НАУЧНАЯ МЕТАМОДЕЛЬ / НАУЧНЫЙ СТИЛЬ / АДЪЕКТИВНАЯ МЕТАМОДЕЛЬ / СУБСТАНТИВНЫЕ ВЫСКАЗЫВАНИЯ / НОМИНАТИВНАЯ МЕТАМОДЕЛЬ / СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ТЕРМИНЫ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Комовская Елена Витальевна

Целью статьи является описание научной метамодели: её свойств и особенностей в русском языке; анализ специфики сельскохозяйственных терминов пяти базовых учебников, рекомендованных Министерством образования и науки, с точки зрения научной метамодели русского языка по двум типам - номинативному и адъективному, с последующей практической целью создания пособия по языку специальности сельского хозяйства для инофонов. Такое пособие пока не разработано и не представлено в научно-методическом сообществе. Научная новизна состоит в том, что выделяются основные лексико-грамматические условия, которые участвуют в формировании метамодели научного стиля русского языка как номинативного, так и адъективного типа; приводятся статистические данные по пяти базовым учебникам по параметру частотности употребления данных моделей, анализируются грамматические особенности языка специальности сельского хозяйства с позиции падежных тематических метамоделей, повторяющихся в учебниках по специальности. В результате исследования доказано, что научная метамодель содействует осознанию законов построения речевой модели научного стиля современного русского языка за счет акцента на важных компонентах лексики и грамматики, способствует выработке у ионофонов правильной коммуникативной интенции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC META-MODELS IN MODERN RUSSIAN (BASED ON AGRICULTURAL TERMS)

The aim of the study is to describe the scientific meta-model: its properties and features in Russian and to analyze the features of agricultural terms from the point of view of the scientific meta-model of the Russian language of nominative and adjective types from five basic textbooks, recommended by the Ministry of Education and Science. Our long-term goal is to create a textbook of Russian for Specific Purposes (Agriculture) for foreign students. Such study guide has not been elaborated and presented in the scientific and methodological community so far. The scientific novelty of the study is the main lexical and grammatical conditions, which participate in the formation of the meta-model of the Russian language scientific style, both of nominative and adjective type; the statistical data on five basic textbooks takes into account the frequency parameter of using these models. The article analyzes grammatical features of the language for agricultural purposes from the perspective of case thematic meta-models, repeatedly found in the textbooks on agriculture. As a result, our research proves that scientific meta-models contribute to the awareness of the pattern of constructing a speech model of the scientific style in the modern Russian language by focusing on important components of vocabulary and grammar, and promotes the development of the foreign students’ correct communicative intention.

Текст научной работы на тему «НАУЧНЫЕ МЕТАМОДЕЛИ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ (НА ПРИМЕРЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТЕРМИНОВ)»

ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2020. №2(60)

DOI: 10.26907/2074-0239-2020-60-2-45-51 УДК 357.351.851

НАУЧНЫЕ МЕТАМОДЕЛИ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ (НА ПРИМЕРЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТЕРМИНОВ)

© Елена Комовская

SCIENTIFIC META-MODELS IN MODERN RUSSIAN (BASED ON AGRICULTURAL TERMS)

Elena Komovskaya

The aim of the study is to describe the scientific meta-model: its properties and features in Russian and to analyze the features of agricultural terms from the point of view of the scientific meta-model of the Russian language of nominative and adjective types from five basic textbooks, recommended by the Ministry of Education and Science. Our long-term goal is to create a textbook of Russian for Specific Purposes (Agriculture) for foreign students. Such study guide has not been elaborated and presented in the scientific and methodological community so far. The scientific novelty of the study is the main lexical and grammatical conditions, which participate in the formation of the meta-model of the Russian language scientific style, both of nominative and adjective type; the statistical data on five basic textbooks takes into account the frequency parameter of using these models. The article analyzes grammatical features of the language for agricultural purposes from the perspective of case thematic meta-models, repeatedly found in the textbooks on agriculture. As a result, our research proves that scientific meta-models contribute to the awareness of the pattern of constructing a speech model of the scientific style in the modern Russian language by focusing on important components of vocabulary and grammar, and promotes the development of the foreign students' correct communicative intention.

Keywords: meta-model, scientific meta-model, scientific style, adjectival meta-model, substantive statements, nominative meta-model, agricultural terms.

Целью статьи является описание научной метамодели: её свойств и особенностей в русском языке; анализ специфики сельскохозяйственных терминов пяти базовых учебников, рекомендованных Министерством образования и науки, с точки зрения научной метамодели русского языка по двум типам - номинативному и адъективному, с последующей практической целью создания пособия по языку специальности сельского хозяйства для инофонов. Такое пособие пока не разработано и не представлено в научно-методическом сообществе. Научная новизна состоит в том, что выделяются основные лексико-грамматические условия, которые участвуют в формировании ме-тамодели научного стиля русского языка как номинативного, так и адъективного типа; приводятся статистические данные по пяти базовым учебникам по параметру частотности употребления данных моделей, анализируются грамматические особенности языка специальности сельского хозяйства с позиции падежных тематических метамоделей, повторяющихся в учебниках по специальности. В результате исследования доказано, что научная метамодель содействует осознанию законов построения речевой модели научного стиля современного русского языка за счет акцента на важных компонентах лексики и грамматики, способствует выработке у ионофонов правильной коммуникативной интенции.

Ключевые слова: метамодель; научная метамодель; научный стиль; адъективная метамодель; субстантивные высказывания; номинативная метамодель; сельскохозяйственные термины.

Актуальность исследования состоит в том, что в современной теории языка постоянно высказывается мысль о необходимости описания грамматики в таком ключе, чтобы она «раскрывала основные законы речепроизводства, характерные для определённой сферы речевой деятельности» [Рожкова, с. 10]. Задачи исследова-

ния заключаются в классификации и описании научных метамоделей. При решении данных задач мы использовали методы систематизации, классификации, сравнительно-исторический и типологический. Теоретической базой исследования послужили работы по грамматике русского языка В. В. Виноградова, Ю. Н. Караулова,

А. В. Бондарко, В. Н. Ярцевой, Н. Д. Арутюновой. Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты можно использовать при описании грамматики русского языка и в преподавании стилистики русского языка, а также русского языка как иностранного при изучении языка специальности.

В. В. Виноградов отмечал, что для правильного речепорождения необходимо «конструктивное единство лексических и грамматических значений» [Виноградов, с. 8]. А так как лексические значения способны проявить себя только в коммуникации, которая определяется как цепочка, или последовательность смыслов, то метамо-дель должна синтезировать в себе грамматический и лексический аспекты. Это наше предположение в теории языка подтверждают исследования Ю. Н. Караулова, который в книге «Ассоциативная грамматика русского языка» писал: «...лексика не существует в отрыве от грамматики, грамматика языка должна быть представлена в виде отдельных словообразцов» [Караулов, с. 7]. В исследовании мы придерживаемся позиции лингвистов-функционалистов, в частности А. В. Бондарко, который писал, что «функциональная грамматика - это грамматика, направленная на описание закономерностей и правил функционирования грамматических форм и конструкций» [Бондарко, с. 32]. Именно описанию грамматико-коммуникативных конструкций и будут служить метамодели языка.

Большинство исследователей в сфере теории языка, и мы с ними согласны, полагают, что грамматика должна «давать ответы на вопросы, как оформить то или иное высказывание, какими языковыми средствами пользоваться <...> какие ограничения существуют для использования типичных средств с учетом ложных аналогий» [Рожкова, с. 11], с учетом «корпусных данных» [Норман, с. 30]. Следовательно, грамматика должна рассматриваться в действии, или в её функциональном аспекте. Необходимость в исследованиях метамоделей возникла давно, так, например, В. Н. Ярцева отмечает, что в языке «важным является не столько лексическое значение каждого отдельного слова, сколько именно сочетание лексических значений синтаксически объединенных слов» [Ярцева, с. 47], а именно метамодель показывает грамматические и лексические особенности при сочетании слов в речевом потоке. Н. Д. Арутюнова также полагает, что в грамматике русского языка необходимо создать «порождающую модель языка» [Арутюнова, с. 61], основным свойством которой станет соотнесение грамматического и коммуникативного. Как отмечает исследователь В. Ю. Копров, «в

последнее десятилетие произошло смещение фокуса лингвистических исследований с система-центрической парадигмы на коммуникативно-прагматическую» [Копров, с. 93]. Однако современное видение грамматики часто базируется на её коммуникативном аспекте, при этом, по мнению Й. Догнала, происходит усиление значения коммуникативного метода и «резко спал интерес к грамматической системе, которая, как ни странно, в языке имеется» [Догнал, с. 38].

Под метамоделью в современном русском языке мы понимаем некую условную грамматическую комбинацию, не противоречащую грамматическим законам языка, но обладающую коммуникативным характером за счет включения в абстрактную схему необходимых коммуникативных коррелятов. Под необходимыми коммуникативными коррелятами мы понимаем служебные слова, которые способствуют определению падежной парадигмы высказывания, а также это могут быть глаголы, которые при условии беспредложного формирования высказывания сообщают последнему необходимую грамматическую структуру. Следовательно, если условная абстрактная схема, предложенная «Грамматикой-80», выглядела как «N1 + V + N4» или «N1 + V + N6» (мальчик читает книгу; мальчик читает в книге) [Русская грамматика, т. 2, с. 185], то мы предлагаем в метамоделях обязательно использовать необходимый коммуникативный коррелят: для первой схемы это глагол читать, который требует к себе последующего распространителя в винительном падеже; для схемы два - обязательный предлог, который указывает на ситуативный характер коммуникации. Исходя из этого, абстрактные модели будут выглядеть в метамоделях как «N1 + читать + N4» и «N1 + читать в + N6», что, на наш взгляд, будет способствовать созданию правильного грамматического шаблона, но при этом без ограничения в коммуникативном задании, так как под указанные схемы могут подойти следующие высказывания (мальчик, или девочка, или мама, или папа читает газету, журнал, статью и т. д.; мальчик читает в книге, журнале, комнате, общежитии и т. д.).

Научный стиль современного русского языка субстантивный в своей основе, следовательно, акциональных и адвербиальных метамоделей не будет. В научной сфере мы будем рассматривать сельскохозяйственную терминологию, где даже наименование процесса происходит за счет субстантивированных глаголов (орошение, горение, зонирование, скотоводство, луговодство, севооборот и т. д.). Самую большую и самую частотную группу во всех сельскохозяйственных

учебниках составляют термины, обозначающие группу предметов и материалов, которая номинативна по своей природе. Подробнее о сельскохозяйственной терминологии и её классификации можно прочитать в статьях «Агрономическая терминология в аспекте различных классификаций нетематического характера» [Комов-ская, с. 50], «Критерии и принципы отбора агрономической терминологии в пяти базовых учебниках курса для будущего пособия» [Комовская, с. 120]. Следовательно, научная метамодель в целом будет представлена универсальными формулами номинативного и адъективного типов.

Как отмечает исследователь М. М. Гухман, «грамматика русского языка может быть описана только через комплекс вероятностно-статистических формулировок» [Гухман, с. 123]. Попытаемся перечислить такие вероятностно-статистические адъективные метамодели научного стиля на примере сельскохозяйственной терминологии пяти базовых учебников по сельскому хозяйству, рекомендованных Министерством образования и науки. Это следующие учебники: В. Г. Баздырев, В. Г. Лошкаков, А. И. Пупонин. Земледелие: учебник для вузов. М: Эксмо, 2000; Ю. В. Етефе-ев, Г. М. Казанцев. Основы агрономии: учебник для вузов. М.: Эксмо, 2013; В. П. Коррига. Почвоведение с основами геологии: учебник для вузов. М.: Эксмо, 2000; Ю. М. Стойков, В. А. Шкаликов. Защита сельскохозяйственных культур от болезней: учебник для вузов: М: Высшая школа, 1988; И. П. Фирсов, А. М. Соловьев, М. Ф. Трифонова. Технология растениеводства: учебник для вузов. М.: Эксмо, 2006.

Адъективные научные метамодели - достаточно немногочисленная группа в этих учебниках. Они в большинстве своем служат для пояснения или уточнения основного номинатива. Например, озимые культуры, яровые культуры, зерновые культуры, технические культуры, овощные культуры и т. д., но в этой группе можно выделить две частотные метамодели (см. табл. 1).

Таблица 1.

Адъективные научные метамодели

№ Модель Пример

1. N1 + бывает + ADJ (очень частотная модель при классификациях разделов различных наук или разновидности чего-либо в отдельно взятой науке) Культуры бывают кормовые, зерновые, технические, овощные, бахчевые, плодовые, ягодные

2. N1 + выполняет + ADJ + функцию Околоцветник выполняет защитную

функцию; соцветие выполняет несущую функцию; прививка растений выполняет объединяющую функцию

Если рассматривать перечисленные адъективные научные метамодели, то модель № 1 распространена во всех науках, не только сельском хозяйстве. Данная метамодель указывает на разновидности генерализующего понятия.

Метамодель № 2 малочастотная, так как имеет синонимичную номинативную модель «N1 + выполняет функцию + N2» (околоцветник выполняет функцию защиты; прививка растений выполняет функцию объединения). Однако данная синонимическая замена не всегда возможна. Как, например, околоцветник выполняет несущую функцию: в данном случае номинативная синонимическая замена невозможна, поэтому эту малочастотную адъективную модель все же стоит рассматривать как самостоятельную.

В целом же все адъективные метамодели сводятся к этим двум. Если вторая модель обладает номинативом в винительном падеже, который требует соответствующего согласования, то в метамодели первого типа существительное значительно изменяет прилагательное, последнее под влиянием грамматической категории числа и родовой принадлежности может иметь четыре разновидности; на эту особенность данной научной метамодели необходимо обратить особое внимание.

В целом разновидности частотной адъективной метамодели первого типа можно представить следующим образом (см. табл.2).

Таблица 2.

Адъективная метамодель первого типа и её разновидности

Модель Пример

N1 (0 + бывает + ADJ Земля бывает сельскохозяйственная, оборотоспособная, несельскохозяйственная, ограниченная в обороте, изъятая из оборота

N1 + бывает + ADJ Кустарник бывает декоративный, плодовый, декоративно-лиственный

N1 + бывает + ADJ Земледелие бывает лесополь-ное, залежное, переложное, травопольное, промышленно-заводское, зональное, альтернативное

N1 ДО) + бы- Культуры бывают кормовые,

зерновые, технические, овощные, бахчевые, плодовые, ягодные

Наиболее частотными и интересными в образовательном плане являются номинативные научные метамодели. Все существующие научные формулировки номинативного типа можно представить с позиции частотности употребления в пяти базовых учебниках курса и по парадигме падежей следующими микроблоками (см. табл.

3).

Таблица 3.

Номинативные научные метамодели с точки зрения частотности употребления в пяти базовых

учебниках курса

Модель Употребление кол-во раз

N1 это N1 850

N1 есть N1 734

N1 определяется как N1 340

N1 состоит из N2 812

N1 служит для N2 730

N1 выполняет функцию N2 650

N1 отличается от N2 630

N1 имеет структуру N2 612

N1 процесс N2 456

N1 не имеет N2 440

N1 играет роль N2 313

N1 отделяется от N2 313

N1 строение N2 210

N1 относится к N3 310

N1 классифицируется по N3 210

N1 подразделяются по N3 180

N1 имеет N4 810

N1 изучает N4 810

N1 содержит N4 758

N1 образует N4 730

N1 определяет N4 650

N1 соединяет N4 340

N1 объединяет N4 320

N1 называется N5 450

N1 определяется N5 380

N1 является N5 310

N1 осуществляется N5 210

N1 есть в N6 810

N1 находится в N6 800

N1 содержится в N6 785

N1 располагается в N6 773

N1 участвует в N6 742

N1 образуется в N6 730

N1 происходит в N6 710

N1 объединяется в N6 713

С точки зрения лексического наполнения микроблоки метамоделей номинативного типа могут быть представлены в следующем виде (см. табл. 4).

Таблица 4.

Номинативные научные метамодели с точки зрения лексического наполнения

Падеж Модель Пример

N1 N1 это N1 Земледелие - это наука о земле

N1 есть N1 Луговодство есть наука, изучающая корм, производственные угодья

N1 определяется как N1 Севооборот определяется как чередование сельскохозяйственных культур

N2 N1 состоит из N2 Земледелие состоит из зернового хозяйства, выращивания технических культур, картофелеводства, овощеводства, садоводства, виноградо-водства

N1 выполняет функцию N2 Околоцветник выполняет функцию защиты

N1 служит для N2 Сельское хозяйство служит для эффективного землеводства и животноводства

N1 отличается от N2 Животноводство отличается от землевод-ства

N1 имеет структуру N2 Почва имеет структуру гумуса

N1 процесс N2 Возделывание земли - это процесс подготовки почвы для посева

N1 не имеет N2 Бесструктурная почва не имеет гумуса

N1 играет роль N2 Околоцветник играет роль защиты

N1 отделяется от N2 Свиноводство отделяется от скотоводства

N1 строение N2 Кожица, черевичка, пробка, первичная кора - внутреннее строение стебля

N3 N1 относится к Животноводство от-

N3 носится к разделу сельского хозяйства

N1 классифицируется по N3 Зерновые культуры классифицируются по семействам

N1 подразделяются по N3 Зерновые культуры подразделяются по строению корня, стебля, цветов, пло-дов,зерен

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

N4 N1 имеет N4 Клетка имеет мембрану

N1 изучает N4 Зонирование изучает разделение пространства на участки

N1 содержит N4 Клетка содержит ядро

N1 образует N4 Соцветие образует защиту

N1 входит в N4 Рожь, пшеница, ячмень, овес, просо, кукуруза входят в хлебные злаки

N1 определяет N4 Севооборот определяет чередование сельскохозяйственных культур

N1 соединяет N4 Прививка растения соединяет черенок основного растения и черенок нового растения

N1 объединяет N4 Соцветие объединяет несколько цветков

N5 N1 называется N5 Возделывание почвы называется земледелием

N1 определяется N5 Уровень плодородия почвы определяется перегноем и его количеством

N1 является N5 Земледелие является отраслью сельского хозяйства

N1 осуществляется N5 Возделывание почвы осуществляется техническими средствами, трудовыми ресурсами

N6 N1 есть в N6 Гумус есть в плодородной почве

N1 находится в N6 Хлорофилл находится в хлоропластах

N1 содержится в N6 Хлорофилл содержится в хлоропластах

N1 располагается Ядро располагается в

в N6 центре клетки

N1 участвует в N6 Хлорофилл участвует в фотосинтезе

N1 происходит в N6 Фотосинтез происходит в клетках

N1 образуется в N6 Хлорофилл образуется в клетках растений

N1 объединяется в N6 Рожь, пшеница, ячмень, овес, просо, кукуруза объединяются в растениеводстве

Все метамодели номинатива именительного падежа в научных текстах сводятся к 3-м основным метамоделям, причем самыми частотными являются две: «N1 это N1» (Что это Что); «N1 определяется как N1» (Что определяется как Что); метамодель «N1 есть N1» синонимична по своей природе первой частотной модели.

Широко распространены в научном стиле современного русского языка генитивные модели, это самый обширный класс. Они составляют 10 вариантных метамоделей. Наиболее частотной является модель «N1 состоит из N2» (Что состоит из Чего). Второй по частотности является модель «N1 служит для N2» (Что служит для Чего) и синонимичная ей «N1 выполняет функцию N2» (Что выполнят функцию Чего).

Три научные метамодели представлены дательным падежом, причем две из них самостоятельные и не имеют синонимичных парадигматических вариантов. Это модель «N1 относится к N3» (Что относится к Чему) - единственная модель принадлежности в научном стиле. Остальные дативные метамодели имеют синонимичные парадигматические варианты в винительном падеже, которые более частотны в научном стиле. Так, например, модель «N1 классифицируется по N3» (Что классифицируется по Чему) взаимозаменяема с более частотной моделью «N1 классифицируется на N4» (Что классифицируется на Что). Модель «N1 подразделяется по N3» (Что подразделяется по Чему) взаимозаменяема с более частотной моделью.

Однако данные дативные модели встречаются в научных текстах, поэтому их изучение в качестве синонимичных основным конструкциям мы считаем необходимым.

Аккузативные конструкции представлены восемью основными метамоделями. Самая частотная из них - «N1 имеет N4» (Что изучает Что), вторая по частотности модель - «N1 изучает N4» (Что имеет Что), третья по частотности -это модель «N1 входит во N4» (что входит во что), затем «N1 образует N4» (Что образует Что), седьмая метамодель «N1 соединяет N4» (Что со-

единяет Что), последняя по частотности «N1 объединяет N4» (Что объединяет Что).

Группа метамоделей инструментального типа и значения представлена 4-мя основными вариантами. Это модель (Что называется Чем) - наиболее распространенная в данной группе; затем модель (Что определяется Чем) - вторая по распространенности; модель (Что является Чем) в пяти базовых учебниках повторяется около 310 раз; менее частотная модель из данной группы -модель (Что осуществляется Чем).

Последняя группа метамоделей представлена препозитивными моделями. Всего таких моделей 8. Это вторая группа по количеству основных частотных метамоделей. Как правило, эти мета-модели определяют локализацию чего-то в чем-то. Это 4 основных метамодели типа «N1 есть в N6» (Что есть в Чем); «N1 находится в N6» (Что находится в Чем); «N1 располагается в N6» (Что располагается в Чем); «N1 содержится в N6» (Что содержится в Чем); «N1 происходит в N6» (Что происходит в Чем).

Метамодель препозитивного типа может иметь значение «соединение или объединение чего-то во что-то», например, «N1 объединяется в N6» (Что объединяется в Чем), и непосредственного влияния на процесс: «N1 участвует в N6» (Что участвует в Чем); «N1 изменяется в N6» (Что изменяется в Чем); «N1 образуется в N6» (Что образуется в Чем). Следовательно, с точки зрения семантического наполнения в препозитивных метамоделях следует выделять четыре основных метамодели: локализации, модель соединения и две модели непосредственного влияния на процесс.

Исходя из вышесказанного, можно сделать следующие выводы:

1. Научные метамодели, исходя из стержневого слова, могут быть номинативными и адъективными, первые более частотны, чем вторые.

2. Адъективные научные метамодели представлены двумя основными разновидностями и четырьмя инвариантами первой разновидности, чаще всего являются качественной характеристикой объекта.

3. Номинативные метамодели представлены шестью основными разновидностями, исходя из основных падежных парадигм русского языка; наиболее частотны в научном стиле модели именительного и генитивного типа.

4. Метамодели генитивного типа - вторая по частотности метамодель после именительных метамоделей; третью позицию в ряду частотности научных метамоделей занимают препозитивные метамодели.

Полученные результаты можно использовать для будущих теоретических исследований по грамматике русского языка, в практике преподавания русского языка и изучении русского как иностранного, а также для создания пособия по языку специальности для инофонов, которого на данный момент по сельскохозяйственным направлениям не разработано.

Список литературы

Арутюнова Н. Д. О значимых единицах языка // Исследования по общей теории грамматики: сборник работ. М.: Наука, 1968. С. 58-117.

Бондарко А. В. Принципы функциональной грамматики и вопросы аспектологии. Л.: Наука, 1983. 205 с.

Виноградов В. В. Русский язык. Грамматическое учение о слове. М.: ЭКСМО, 2001. 720 с.

Гухман М. М. Грамматическая категория и структура парадигм // Исследования по теории общей грамматики: сборник работ. М.: Наука, 1968. С. 117175.

Догнал Й. Сколько нужно методик преподавания русского как иностранного // Актуальные проблемы обучения русскому языку XVII: сб. ст. / под ред. И. А. Соколовой. Брно, Педагогический университет им. Т. Г. Масарика , 2016. С. 38-39.

Караулов Ю. Н. Ассоциативная грамматика русского языка. М.: Рус. яз., 1993. 330 с.

Комовская Е. В. Агрономическая терминология в аспекте различных классификаций нетематического характера // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2017. № 8 (74): в 2-х ч. Ч. 2. С. 120-123.

Комовская Е. В. Критерии и принципы отбора агрономической терминологии в пяти базовых учебниках курса для будущего пособия // Вестник Вятского государственного университета. 2017. № 6. С. 50-53.

Копров В. Ю. Практикоориентированная модель семантико-функциональной грамматики // Русская грамматика 4.0: сборник тезисов Международного научного симпозиума (г. Москва, 13-15 апреля 2016 г.). М.: Гос. ИРЯ им. А. С. Пушкина, 2016. С. 92-94.

Норман Б. Ю. Какая новая русская грамматика нам нужна? // Русская грамматика 4.0: сборник тезисов Международного научного симпозиума (г. Москва, 13-15 апреля 2016 г.). М.: Гос. ИРЯ им. А. С. Пушкина, 2016. С. 30-32.

Рожкова Г. И. Очерки практической грамматики. М.: Высшая школа, 1987. 160 с.

Русская грамматика в 2-х т. Т. 2. М.: Наука, 1980. 709 с.

Ярцева В. Н. Взаимодействие грамматики и лексики в системе языка // Исследования по общей теории грамматики: сборник работ. М.: Наука, 1968. С. 5-58.

References

Arutiunova, N. D. (1968). O znachimykh edinitsakh iazyka [On Notional Units of Language]. Issledovaniia po

obshchei teorii grammatiki: sbornik rabot. Pp. 58-117. Moscow, Nauka. (In Russian)

Bondarko, A. V. (1983). Printsipy funktsional'noi grammatiki i voprosy aspektologii [Principles of Functional Grammar and Issues of Aspectology]. 205 p. Leningrad, Nauka. (In Russian)

Gukhman, M. M. (1968). Grammaticheskaia kategoriia i struktura paradigm [Grammatical Category and Paradigm Structure]. Issledovaniia po teorii obshchei grammatiki: sbornik rabot. Pp. 117-175. Moscow, Nauka. (In Russian)

Dognal, I. (2016). Skol'ko nuzhno metodik prepodavaniia russkogo kak inostrannogo [How Many Methods Do You Need to Teach Russian as a Foreign Language]. Aktual'nye problemy obucheniia russkomu iazyku XVII: sb. st. / pod red. I. A. Sokolovoi. Brno, Pedagogicheskii universitet im. T. G. Masarika. Pp. 3839. (In Czech)

Iartseva, V. N. (1968). Vzaimodeistvie grammatiki i leksiki v sisteme iazyka [Interaction of Grammar and Vocabulary in the Language System]. Issledovaniia po obshchei teorii grammatiki: sbornik rabot. Pp. 5-58. Moscow, Nauka.(In Russian)

Karaulov, Iu. N. (1993). Assotsiativnaia grammatika russkogo iazyka. [Associative Grammar of the Russian Language]. 330 p. Moscow, Rus.iaz. (In Russian)

Komovskaia, E. V. (2017). Agronomicheskaia terminologiia v aspekte razlichnykh klassifikatsii netematicheskogo kharaktera [Agronomic Terminology in Relation to Different Classifications of Non-Mathematical Nature]. Filologicheskie nauki. Voprosy

Комовская Елена Витальевна,

кандидат филологических наук, доцент,

Санкт-Петербургский государственный аграрный университет, 196605, Россия, Санкт-Петербург, Пушкин, Петербургское шоссе, 2. Komovskaya86@mail.ru

teorii i praktiki. No. 8 (74) v 2 ch., pp. 120-123. (In Russian)

Komovskaia, E. V. (2017). Kriterii i printsipy otbora agronomicheskoi terminologii v piati bazovykh uchebnikakh kursa dlia budushchego posobiia [Criteria and Principles of Selecting Agronomic Terminology in Five Basic Textbooks of the Course]. Vestnik Viatskogo gosudarstvennogo universiteta. No. 6, pp. 50-53. (In Russian)

Koprov, V. Iu. (2016). Praktikoorientirovannaia model' semantiko-funktsional'noi grammatiki [Practical-Oriented Model of Semantico-Functional Grammar]. Russkaia grammatika 4.0: sbornik tezisov Mezhdunarodnogo nauchnogo simpoziuma (g. Moskva, 13-15 aprelia 2016 g.). Pp 92-94. Moscow, State. IRYA im. A. S. Pushkina. (In Russian)

Norman, B. Yu. (2016). Kakaia novaia russkaia grammatika nam nuzhna? [What New Russian Grammar Do We Need?]. Russkaia grammatika 4.0: sbornik tezisov Mezhdunarodnogo nauchnogo simpoziuma (g. Moskva, 13-15 aprelia 2016 g.). Pp 30-32. Moscow, Gos. IRIa im. A. S. Pushkina. (In Russian)

Rozhkova, G. I. (1987). Ocherki prakticheskoi grammatiki. [Essays of Practical Grammar]. 160 p. Moscow, Vysshaia shkola. (In Russian)

Russkaia grammatika (1980) [Russian Grammar]. V 2-kh t. T. 2. 709 p. Moscow, Nauka, (In Russian)

Vinogradov, V. V. (2001). Russkii iazyk. Grammaticheskoe uchenie o slove. [Russian. Grammatical Teaching of the Word]. 720 p. Moscow, EKSMO. (In Russian)

The article was submitted on 07.06.2020 Поступила в редакцию 07.06.2020

Komovskaya Elena Vitalyevna, Ph.D. in Philology, Associate Professor,

St. Petersburg State Agrarian University, 2 Peterburgskoye Highway,

Pushkin, St. Petersburg, 196605, Russian Federation. Komovskaya86@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.