Научная статья на тему 'Научные исследования Житомирской научной бухгалтерской школы'

Научные исследования Житомирской научной бухгалтерской школы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
244
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГ / СИСТЕМА / ПРОМЫШЛЕННО РАЗВИТЫЕ СТРАНЫ / СТАВКА / АМНИСТИЯ / КОНТРОЛЬ / АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / ОФШОР / БЮДЖЕТ / КРИЗИС / ПРИБЫЛЬ / НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ / НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бутынец Ф.Ф., Малюга H.M., Чижевская Л.В.

В статье проведен анализ тенденций развития налоговых систем промышленно развитых стран, выявлены основные направления предотвращения уклонения от уплаты налогов, приводится обзор изменений в системе налогообложения стран входящих в состав Организации экономического сотрудничества и развития, показано, что задачи оптимизации налоговых систем промышленно развитых стран решаются по-разному, однако можно выявить общие закономерности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Научные исследования Житомирской научной бухгалтерской школы»

ПРОБЛЕМЫ. ПОИСКИ. РЕШЕНИЯ

НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ЖИТОМИРСКОЙ НАУЧНОЙ БУХГАЛТЕРСКОЙ ШКОЛЫ

Ф. Ф. БУТЫНЕЦ,

доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой бухгалтерского учета E-mail: but@ztu. edu. ua Н. М МАЛЮГА, доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой анализа и статистики E-mail: maluga@ztu. edu. ua Л. В. ЧИЖЕВСКАЯ, доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой хозяйственного и финансового контроля

E-mail: but@ztu. edu. ua Житомирский государственный технологический университет, Украина

В статье изложены результаты научной деятельности представителей научной бухгалтерской школы Житомирского государственного технологического университета*. Наиболее значимые достижения систематизированы по приоритетным направлениям научной деятельности.

Ключевые слова: научные исследования, научная школа, образование, развитие науки.

Миссия, цель и задачи

Высшей формой непроизвольного, самодостаточного, творческого объединения

* Добровольное творческое общество исследователей, объединенных общей идеей и стилем исследовательской работы, функционирующие под руководством признанного лидера — доктора экономических наук, профессора, заслуженного деятеля науки и техники Украины Франца Францевича Бутынца.

является научная школа. Это действительный, абсолютно не формальный союз исследователей. Его невозможно создать в повелительном порядке с помощью административных методов. Жесткая регламентация может нанести удар закономерностям, которые сложились в научной школе, традициям, ее иерархии. Это мир особенных взаимоотношений — и замкнутый, и открытый.

Миссия научной бухгалтерской школы заключается в укреплении национальной системы подготовки бухгалтеров и присоединении нашего вуза к процессу развития мировых образовательных систем.

Цель деятельности научной бухгалтерской школы — выявление, отбор, поддержка, развитие и обеспечение высокого уровня образования талантливой молодежи в про-

цессе учебы, а также содействие развитию интеллектуального и творческого потенциала Украины. Деятельность научной бухгалтерской школы обеспечивает развитие экономического образования и науки, воспитание высококвалифицированных специалистов и научных сотрудников на принципах высокой нравственности, постоянного самосовершенствования и патриотизма.

Для достижения общей цели сформулированы группы задач, на выполнение которых направлены усилия коллектива:

1) в сфере научной деятельности: —развитие теории и методологии бухгалтерского учета, контроля, экономического анализа;

—подготовка научно-педагогических и научных кадров высшей квалификации — кандидатов и докторов экономических наук;

—решение проблем развития государства на основе использования приоритетных достижений учетной науки;

—изучение опыта научной деятельности стран мира;

2) в сфере профессиональной подготовки и развития профессии:

—привлечение молодежи к научной деятельности путем создания среды интеллектуального общения, формирования интереса к науке, высокой культуре понимания, изложения научных проблем и методов научного исследования, выявления и развития способностей неординарных личностей и воспитания творческих личностей;

—укрепление национальной системы подготовки бухгалтеров, формирование интеллектуальной бухгалтерской элиты, исходя из ценностей национальной системы учета, повышения престижа бухгалтерской профессии;

—формирование мощной информационной базы на основе новейших технологий, позволяющей проводить комплексные, системные исследования с учетом принципа последовательности научных взглядов.

Житомирская научная бухгалтерская школа характеризуется следующими критериями определения научных коллективов:

—наличие исследовательского учреждения (вуз), ученого-учителя (лидера) и учеников;

—наличие научного направления, базы профессиональной информации, основанной

на использовании современных технологий и ее постоянное информационное обновление;

—функционирование аспирантуры и докторантуры с постоянным контролем эффективности работы;

—наличие специализированного ученого совета;

—специализированные периодические издания мирового и национального уровней, которые освещают научные достижения представителей школы;

—систематическое издание монографий по результатам исследований;

—непосредственный контакт учителя и учеников, постоянные обсуждения актуальных проблем;

—организация и проведение конференций и научных семинаров;

—внедрение результатов исследований в учебный процесс и практику;

—связь с профессиональными организациями; —международные связи, изучение и распространение профессиональных иностранных языков.

Основное направление деятельности Житомирской научной бухгалтерской школы — выявление и решение проблем теории, методологии и организации бухгалтерского учета, анализа и контроля для достижения целей общества, исходя из интересов владельца, национальных традиций и закономерностей исторического развития бухгалтерской профессии.

Направления деятельности

Представители Житомирской научной бухгалтерской школы проводят научные исследования по следующим направлениям:

—теория бухгалтерского учета, контроля, анализа: обоснование принципов учета, бухгалтерское моделирование хозяйственной деятельности и управленческих решений, использование специальных бухгалтерских знаний при решении хозяйственных споров (теория, организация, методика), новые направления развития теории учета, междисциплинарные связи;

—совершенствование методики учета, контроля, анализа отдельных объектов (расходов, финансовых результатов, лизинговых операций, денежных активов, запасов, валютных операций, дивидендов, капитальных инвестиций, ценных

бумаг, финансовых инструментов, резервов, собственного капитала и др.) и формирование методик бухгалтерского отображения новых объектов, в частности, интеллектуального капитала, экологической деятельности субъекта хозяйствования, транзакционных расходов и др.;

—организация бухгалтерского учета: выбор учетной политики предприятия, организация работы учетного аппарата, рационализация работы учетного персонала, новые формы организации учета;

—современные направления развития бухгалтерского учета, анализа и контроля: маржинальный анализ деятельности предприятия, разработка концепции макрорегулирования бухгалтерского учета, гармонизация учетных систем зарубежных стран, разработка концепции отражения человеческого капитала в системе бухгалтерского учета, инфляционные процессы в бухгалтерском учете.

Наиболее значимые результаты в сфере бухгалтерского учета:

—научно обоснованы элементы стратегии развития национальной системы бухгалтерского учета в целях достижения ее гармонизации на международном уровне путем согласования национального законодательства в сфере бухгалтерского учета, унифицирующего его методологию;

—обоснован подход к учету как социально-экономическому институту, создающему предпосылки для использования бухгалтерского учета в качестве организационной системы регулирования экономики;

—доказана необходимость нормативного закрепления профессионального суждения бухгалтера, случаев его использования, и сформулированы требования к бухгалтеру, выносящему такое суждение;

—обоснована необходимость регулирования методологической составляющей системы бухгалтерского учета с определением общепризнанных методов, являющихся принципами данной науки;

—разработана концепция развития бухгалтерского учета в Украине на основе обоснованной парадигмы учета в соответствии с требованиями современного общества. Концепция направлена на прозрачность методик формирования учетных показателей, обеспечение заинтересованных пользователей достоверной информацией,

формирование адекватных макропоказателей, способствует социализации учета и созданию препятствия фальсификации учета и отчетности, выявлению и преодолению ее социальных предпосылок и последствий;

—систематизированы учетные теории по критериям, выступающим основой классификаций, что позволяет сосредоточить внимание на факторах, влияющих на построение теории и методологии учета, разделить учение о субъектах и объектах бухгалтерского учета; раскрыты этапы развития и нормативного распространения учетных теорий;

—обоснована иерархия методологии бухгалтерского учета, заключающейся в определении трех качественно самостоятельных и взаимоувязанных методологических уровней: предметно-концептуального, нормативного и логического, что формирует соответствующую методологическую направленность мероприятий по регулированию и развитию бухгалтерского учета в Украине;

—раскрыта системная сущность бухгалтерской профессиональной деятельности, в соответствии с чем исследованы такие структурные элементы системы, как субъект и объект бухгалтерского учета, действия, результат деятельности, инструментальная основа бухгалтерской профессиональной деятельности;

—обоснованы новые функции бухгалтера (по значению в экономике — макроэкономическая, микроэкономическая; по значению в системе управления предприятием — организационная, исполнительная, управленческая, стратегическая, социальная), которые отвечают целям и содержанию бухгалтерского учета в контексте социально-ориентированной экономики;

—разработаны теоретико-прикладные положения по внедрению системы непрерывного бухгалтерского образования, учитывающего интересы бухгалтеров и работодателей, а также достижения украинского и зарубежного образования и обеспечивающего поддержание профессиональных компетенций бухгалтера;

—спрогнозировано развитие бухгалтерского учета как профессиональной деятельности для учета его последствий на макроуровне (выбор приоритетных направлений развития экономики страны) и микроуровне (организация бухгалтерского учета на предприятии);

—получена система элементов теории моделирования в бухгалтерском учете на основе разработанной объектной концепции и определенных свойств учетных моделей, предмета, объекта, функций и принципов учетного моделирования, формирующих научную основу развития теории бухгалтерского учета и способствующих ее адаптации к изменяемым условиям информационного обеспечения процессов комплексного решения управленческих проблем;

—определены методологические положения моделирования системы бухгалтерского учета, включающие методы, приемы создания моделей, подходы (философский, кибернетический, предметный, целевой) и способы (логика исследовательского процесса, характер внутрисистемных связей, субъектное влияние, поведенческие аспекты) моделирования и обеспечивающие развитие элементов метода бухгалтерского учета на уровне теории и практики бухгалтерского учета;

—обоснованы уровни методологии бухгалтерского учета (научно-исследовательский и предметный) и пути их реализации через разработанную классификацию учетных моделей, обеспечивающих создание теоретических и прикладных моделей (по признакам места учетной системы в хозяйственной иерархии, целевого назначения модели, степени стандартизации модели, временной доминанты и др.), что способствует расширению границ применения моделей в учетной практике.

Наиболее значимые результаты в сфере экономического анализа:

—научно обоснован подход к идентификации многоаспектного содержания экономического анализа как прикладной функциональной науки, профессиональной деятельности и учебному предмету, их социальному значению и системной трансформации под воздействием институциональных изменений;

—определены теоретико-методологические положения компьютеризации экономического анализа с использованием методов и моделей анализа данных (OLAP и Data Mining), предусматривающих дифференциацию и интеграцию (компьютеризация экономического анализа как отдельного вида деятельности в системе управления субъекта хозяйствования) в зависимости от целевого направления информационных запросов субъектов.

Наиболее значимые результаты в сфере хозяйственного контроля:

—научно обоснована стратегия повышения качества аудиторских услуг на основе создания института страхования ответственности субъектов аудиторской деятельности в рамках профессиональной среды, что повышает доверие общества к результатам аудиторских проверок и обеспечивает гарантию принятия эффективных экономических решений на национальном уровне;

—Обоснованы методологические положения сквозной компьютеризации процесса аудита на основе SAP R/3, базирующиеся на технических принципах развития, совместимости, стандартизации, системности, надежности, приспособления, эффективности, научности и информационных принципах полноты, объективности, единства, аналитичности, оперативности, контроля, обеспечивающего комплексное решение вопросов организации и осуществления аудиторской деятельности;

—научно обоснована систематизация рег-ламентационных структур с разной степенью государственного вмешательства, что позволяет сформировать оптимальные условия развития аудиторской профессии в конкретной стране с учетом национальных традиций.

Результаты научных исследований не только подготовлены и опубликованы, но и внедрены в учебный процесс и практику хозяйствования.

Публикации представителей

Одним из показателей результативности научной работы является объем публикаций. Издание учебно-методической литературы характеризуется следующими цифрами: за период деятельности научной школы опубликованы 42 монографии, 17 учебников, 82 учебных пособия.

Важным критерием функционирования научной школы является наличие регулярных монографических изданий (Н. М. Малюга — «Пути совершенствования оценки в бухгалтерском учете: теория, практика, перспективы», 1998 г.; Л. В. Чижевская — «Бухгалтерский баланс: проблемы теории и практики», 1998 г.; Т. А. Бу-тынец — «Документирование хозяйственных операций: теория, методология, компьютеризация», 1999 г.; Ф. Ф. Бутынец — «Бухгалтерский учет: размышления ученого», 2001 г.; Ф. Ф. Бутынец — «Бухгалтерский учет в Украине», 2003 г.;

Ф. Ф. Бутынец, Н. М. Малюга, Н. И. Петренко — «Аудит: состояние и тенденции развития в Украине и мире», 2003 г.; Н. М. Малюга, Т. В. Да-видюк — «Двойная запись в бухгалтерском учете: историко-теоретический аспект», 2003 г.; Ф. Ф. Бутынец — «Проблемы науки бухгалтерского учета: реалии», 2005 г.; Н. М. Малюга — «Бухгалтерский учет в Украине: теория и методология, перспективы развития», 2005 г.; Н. М. Малюга — «Развитие теории бухгалтерского учета», 2005 г.; С. З. Мошенский — «Эволюция векселя», 2005 г.; Л. В. Чижевская — «Бухгалтерский учет: развитие методологии, профессиональное обучение», 2006 г.; Ф. Ф. Бутынец — «Альфа и омега бухгалтерского учета или моя болезненная неисповедь», 2007 г.; Л. В. Чижевская — «Бухгалтерский учет как профессиональная деятельность: теория, организация, прогноз развития», 2007 г.; Ф. Ф. Бутынец — «О чести и престиже ревизорской профессии: неопубликованный архив»,

2008 г.; О. В. Олейник — «Развитие экономического анализа в условиях институциональных изменений», 2008 г.; И. В. Жиглей, И. В. Замула, О. В. Олейник, М. М. Шигун — «Развитие теории и методологии учета и анализа в условиях трансформации общественного сознания», 2008 г.; М. М. Шигун — «Развитие моделирования системы бухгалтерского учета: теория и методология»,

2009 г.; Т. В. Давидюк, И. В. Замула, С. Ф. Леген-чук — «Экологический, интеллектуальный и человеческий капитал в теории бухгалтерского учета», 2009 г.; О. В. Кантаева — «Бухгалтерский учет и анализ инновационной деятельности предприятий: организация и методология», 2010 г.; И. В. Замула — «Бухгалтерский учет экологической деятельности в обеспечении устойчивого развития экономики», 2010 г.).

Учебники и учебные пособия, подготовленные представителями Житомирской научной бухгалтерской школы, пользуются большой популярностью и спросом не только в Украине, но и во многих странах мира.

Традиционным является издание коллективных монографий, объединенных общей тематикой, отражающих непрерывные научные исследования школы, этапы ее научного развития («Проблемы развития теории бухгалтерского учета, анализа и контроля», 2004 г.; «Очерки по бухгалтерскому учету и контролю», 2005 г.; «Развитие бухгалтерского учета и контроля в

контексте европейской интеграции», 2005 г.; «Бухгалтерский учет: исторический аспект», 2006 г.; «Современный учет и контроль: подготовка кадров, проблемы теории и методики», 2006 г.; «Бухгалтерский учет, анализ и контроль: теория, методология, организация», 2007 г.; «Бухгалтерский учет, контроль и анализ: социальные ориентиры», 2008 г.).

Кроме того, за последние годы изданы 17 учебников с грифом Министерства образования и науки Украины: «Аудит» (2002 г.), «Организация бухгалтерского учета (2005 г.), «Теория бухгалтерского учета» (2003, 2008 гг.), «Контроль и ревизия» (2002, 2006 гг.), «Информационные системы и технологии в учете» (2002, 2007 гг.), «Бухгалтерский управленческий учет» (2005 г.), «Учет внешнеэкономической деятельности» (2006 г.), «Особенности бухгалтерского учета в торговле» (2002, 2007 гг.), «Бухгалтерский финансовый учет» (2005, 2006, 2008, 2009 гг.), «Экономический анализ» (2007 г.).

З ас л уж ивае т в н и м а ни я и тот фак т, что Житомирская научная бухгалтерская школа осуществляет подготовку не только учебных изданий по бухгалтерскому учету, экономическому анализу и хозяйственному контролю, но и уделяет должное внимание основам бизнеса, мировому бизнесу, иностранным языкам. Профессорско-преподавательским составом подготовлено более 20 учебных пособий по изучению деловых иностранных языков (английский, польский, болгарский, французский, немецкий, чешский, венгерский, румынский), 10 из которых изданы в соавторстве с иностранными коллегами: «Деловой английский язык» (2003, 2008, 2009 гг.), «Польский язык» (2004, 2005 гг.), «Болгарский язык» (2005 г.), «Собрание басен и легенд всего мира» (на польском языке) (2005 г.), «Французский язык для экономистов» (2006 г.), «Болгарское творчество» (на болгарском языке) (2006 г.), «Немецкий язык для экономистов» (2006 г.), «Английский язык для экономистов: грамматика» (2006, 2007 гг.), «Чешский язык для бухгалтеров» (2008 г.), «Основы бухгалтерского учета. Финансовый бухгалтерский учет. Деловой болгарский язык» (на болгарском языке) (2008 г.), «Болгарский язык для бизнеса» (на болгарском языке) (2009 г.), «Венгерский язык» (2009 г.), «Румынский язык» (2009 г.), «Финансовый учет на английском языке» (2009 г.), «Польский язык

для бухгалтеров» (2009 г.), «Основы бизнеса для бухгалтеров» (2009 г.), «Управленческий учет. Теория экономического анализа. Контроль. Аудит» (на болгарском языке) (2009 г.).

Кроме того, профессорско-преподавательским составом подготовлен и издан Словарь учетно-экономических терминов на десяти языках мира (2010 г.). Его неоднократное переиздание свидетельствует о необходимости такой деятельности.

Несмотря на позитивную тенденцию — рост общего количества и объема публикаций в последние три года, — остается актуальной задача повышения качества научных работ и их более широкого продвижения в рамках экономического научного сообщества путем издания как в многотиражных рецензируемых отечественных журналах и известных издательствах, так и в ведущих зарубежных изданиях, имеющих отношение к различным индексам цитирования.

Конференции, круглые столы, семинары

Показателем интенсивности научной жизни Житомирской научной бухгалтерской школы являются количество и уровень проведенных конференций, круглых столов, научных семинаров и других видов научных форумов.

Большое внимание уделяет организации и проведению научно-теоретических и практических конференций разного уровня, в том числе и международных. В 2000 г. была проведена международная научная конференция «Развитие теории бухгалтерского учета», по результатам которой вышли отдельный номер профессионального издания «Вестник ЖИТИ. «Экономические науки» и четыре тома тезисов и докладов. Проведение этой конференции вдохновило представителей школы на последующую плодотворную работу в данном направлении. Уже традицией стали международные конференции, которые ежегодно проводятся при участии ученых разных стран мира (Республики Беларусь, Чешской Республики, Словакии, Германии, Молдовы, Польши, Российской Федерации, Венгрии, Великобритании, США, Японии, Республики Казахстан и др.).

В феврале каждого года, начиная с 2003 г., проводится Всеукраинская научная конференция «Зимние чтения, посвященные идеям выдающихся ученых в сфере бухгалтерского учета И. В. Малышеву и П. П. Немчинову». По матери-

алам конференции ежегодно издаются сборники тезисов и докладов участников.

В целях обеспечения высокого качества исследований по вопросам теории, методологии и организации бухгалтерского учета, экономического анализа и контроля в 2007 г. создан научный семинар «Научные исследования в бухгалтерском учете, контроле и анализе». Лекторами научного семинара являются известные ученые Украины и других стран, а слушателями — докторанты, аспиранты, магистранты и лучшие студенты старших курсов, которые планируют работать в сфере науки, приглашенные преподаватели других вузов, администрация университета, доктора наук, заведующие кафедрами.

Работа научного семинара организована по следующим направлениям:

— предметное: актуальные проблемы бухгалтерского учета, экономического анализа и контроля; методология научных исследований; экономическая теория; информационные технологии;

— аттестационное: обсуждение диссертационных исследований; анализ публикаций в Вестнике ЖГТУ, Международном сборнике, других научных изданиях;

— презентационное: презентация изданных монографий, новых учебников и учебных пособий Житомирской научной бухгалтерской школы, обзор монографий и диссертаций, резолюций научных конференций;

— обзорно-познавательное: обсуждение материалов Методологического совета по бухгалтерскому учету при Министерстве финансов Украины.

Семинары посвящены проблемным вопросам организации научной работы со студентами, процессу постановки научных исследований в ходе написания научных работ.

Начиная с 2006 г. функционирует методический клуб, целью которого является повышение уровня методики преподавания учетных дисциплин. Основные задачи его работы состоят в усовершенствовании преподавательского мастерства, содействии формированию преподавательской этики, обеспечении внедрения в учебный процесс инновационных методик обучения и передового опыта.

На базе Житомирской научной бухгалтерской школы проведены всеукраинские семинары по повышению квалификации преподавателей: «Методика преподавания учетных дисциплин»

(2008—2010 гг.). Семинары посвящены проблемным вопросам организации научной работы со студентами, процессу постановки научных исследований в ходе написания курсовых, бакалаврских, дипломных, магистерских работ.

Взаимодействие с профессиональными организациями выражается в создании и функционировании на базе Житомирской научной бухгалтерской школы территориальных отделений Аудиторской палаты Украины, Союза аудиторов Украины, Федерации профессиональных бухгалтеров и аудиторов Украины. На протяжении восьми лет представители школы являются членами Методологического совета по бухгалтерскому учету при Министерстве финансов Украины, а также экспертами ВАК Украины.

С 2002 г. действует Центр осуществления консультативного и информационно-методического обеспечения непрерывного обязательного усовершенствования профессиональных знаний аудиторов.

Гранты, контракты, договоры

Представители Житомирской научной бухгалтерской школы проводят научные исследования во многом благодаря полученным грантам: «Теория и методология экономичного анализа в контексте новой парадигмы экономики Украины» (доктор экономических наук, доцент О. В. Олейник, 2007 г.), «Прогноз развития бухгалтерского учета, экономического анализа, контроля в условиях новой экономики» (доктор экономических наук, профессор Л. В. Чижевская, 2007 г.), «Разработка модели развития национального бухгалтерского учета в системе управления предприятием в новой экономике Украины» (доктор экономических наук, доцент М. М. Шигун, 2008 г.).

Доценты и профессора школы являются лауреатами премии Президента Украины для молодых ученых (доктор экономических наук, профессор Н. М. Малюга (2009 г.), стипендии Кабинета Министров Украины и Верховного Совета Украины (доктор экономических наук, профессор Л. В. Чижевская (2009 г.), кандидат экономических наук, доцент Т. В. Давидюк (2009 г.), кандидат экономических наук, доцент И. В. Замула (2008 г.), кандидат экономических наук, доцент Е. А. Лаговская (2007 г.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Представители школы сотрудничают с известными отечественными предприятиями

ЗАО «Новокраматорский машиностроительный завод», ОАО «Житомирский маслозавод», корпорацией «Группа компаний «Планета»» и др.) по поводу прохождения стажировок, повышения квалификации, внедрения результатов научных исследований.

Аспирантура, докторантура, институт соискательства

Ученики Житомирской научной бухгалтерской школы — это студенты и преподаватели, аспиранты и докторанты, интенсивно проводящие научные исследования в сфере учета, контроля и анализа. Им свойственны настойчивость, самостоятельность, ответственное отношение к работе и ежедневный труд, общность подходов, методов и приемов решения поставленных школой задач.

Главным источником формирования кадрового потенциала сектора науки является профессорско-преподавательский состав, поэтому подготовка и воспитание научно-педагогических кадров является важной задачей школы. Значимым этапом в подготовке научно-педагогических кадров является система соискательства и выполнения диссертационных работ.

В рамках Житомирской научной бухгалтерской школы за период 1999—2010 гг. по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» защищены семь докторских диссертаций (В.П. Бондарь, Н. М. Малюга, А. М. Петрук, О. В. Олейник, С. З. Мошенский, Л. В. Чижевская, М. М. Шигун) и более 60 кандидатских диссертаций.

Серьезное внимание уделяется школой внедрению результатов научных исследований в учебный процесс, а также вопросам популяризации результатов работы. Результаты научных исследований, а также итоги научно-практических конференций и другие материалы, подготовленные представителями научной школы, как правило, активно внедряются в учебный процесс через лекционные занятия, путем подготовки и написания рефератов, курсовых работ и их обсуждения на семинарских занятиях или на студенческих конференциях. Кроме того, весьма эффективным направлением внедрения результатов научных исследований в учебный процесс является ежегодное обновление издаваемых учебников и учебных пособий для студентов.

Научная школа готовит не только своих аспирантов, но и аспирантов из других вузов и

регионов, что свидетельствует о популярности идей научной школы и ее научном авторитете.

В октябре 2009 г. согласно приказу ВАК Украины в ЖГТУ создан специализированный ученый совет с правом принятия к рассмотрению и проведению защиты диссертаций на получение научной степени кандидата экономических наук по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» (председатель совета — доктор экономических наук, профессор Ф. Ф. Бутынец). За восемь месяцев функционирования специализированного ученого совета защищены десять кандидатских диссертаций.

Важная роль в научных исследованиях Житомирской научной бухгалтерской школы отведена информационной базе, созданной силами научной школы. Это электронный каталог изданий, в котором систематизированы данные об изданиях многих стран мира по бухгалтерскому учету, контролю, экономическому анализу за последние два столетия, что обеспечивает быстрый поиск и обработку необходимой информации. Процесс формирования информационной базы начался в 1996 г. и продолжается до сих пор. Структура информационной базы разнообразна. Использование новейших информационных систем при формировании информационной базы позволяет наиболее системно подходить к исследованию литературных источников в процессе научных исследований.

Житомирская научная бухгалтерская школа имеет специализированную библиотеку, которая постоянно пополняется новыми изданиями. В библиотеке насчитывается более 8 000 экземпляров экономической литературы на украинском, английском, болгарском, итальянском, немецком, польском, русском, румынском, французском, чешском и других языках за период 1845—2010 гг.

Электронный каталог литературных источников (информационная база) включает описания и содержания диссертаций, авторефератов, книг, периодических изданий. База охватывает

около 40 тыс. библиографических описаний книг по бухгалтерскому учету, контролю и ревизии, анализу и аудиту, экономике и финансам.

Международное научное сотрудничество

Международные связи осуществляются в разных формах: это сотрудничество с высшими учебными заведениями Российской Федерации, Молдовы, Республики Беларусь, Болгарии, Великобритании, Венгрии, Германии, Польши, Словакии, Франции, США, Чешской Республики, Японии и других стран (см. таблицу); проведение международных научных конференций по проблемам развития бухгалтерского учета, хозяйственного контроля и экономического анализа; обмен студентами и преподавателями, участие в международных проектах.

Школа плодотворно сотрудничает с кафедрами других вузов в лице известных в мире ученых: про-фессоры Я. В. Соколов (Российская Федерация), М. Добия (Польша), С. Мартин (США), Л. Мейзлик (Чешская Республика), Т. Трифонов (Болгария), Ж. Шевич (Великобритания), которые содействуют организации международных конференций, изданию монографий и учебников, создают условия для прохождения стажировки наших преподавателей за рубежом. По результатам длительного сотрудничества профессорам Я. В. Соколову, М. Добии, С. Мартин и Ж. Шевичу присвоено звание «Почетный профессор Житомирского государственного технологического университета».

Сотрудники факультета выезжали за границу и для чтения лекций, и в целях повышения квалификации в следующие вузы: «Высшая менеджерская школа» (Польша, г. Легница), «Экономический университет» (Польша, г. Краков), «Высшая школа предпринимательства и управления им. Л. Козь-минского» (Польша, г. Варшава), «Высшая школа финансов и бухгалтерского учета» (Польша, г. Со-

Учебные заведения, с которыми сотрудничает ЖНБШ

Страна Высшее учебное заведение

Республика Беларусь Белорусский государственный экономический университет (г. Минск). Брестский государственный технологический университет (г. Брест)

Болгария Университет национального и мирового хозяйства (г. София). Экономическая академия им. Д. А. Ценова (г. Свищов)

Великобритания Каледонийский университет в Глазго (Шотландия) Glasgow Caledonian University (Scotland)

Литва Каунасский технологический университет (Kaunas University of Technology)

Латвия Высшая школа бизнеса Туриба (Business School of Turiba)

Молдова Молдовская экономическая академия (г. Кишинев)

Окончание таблицы

Страна Высшее учебное заведение

Польша Экономический университет в Кракове (Uniwersytet ekonomiczny w Krakowie). Экономическая академия им. О. Лангего во Вроцлаве (Akademia Ekonomiczna im. Oskara Langego we Wroclawiu). Высшая менеджерская школа (r. Легница). Высшая школа финансов и бухгалтерского учета в Сопоте (Wyzsza Szkola Finansów i Rachunkowosci w Sopocie). Высшая школа предпринимательства и управления им. Леона Козьминского (Wyzsza Szkola Przedsi^biorczosci i Zarz^dzania im. Leona Kozminskiego) (г. Варшава). Шленский университет (г. Катовици)

Российская Федерация Саратовский государственный социально-экономический университет. Санкт-Петербургский государственный аграрный университет. Казанский финансово-экономический институт. Ростовский государственный университет каналов связи

США Восточный Мичиганский университет (Eastern Michigan University).

Чешская Республика Высшая экономическая школа (Vysoká Skola ekonomická) (г. Прага). Европейский институт международных отношений (г. Прага)

пот), «Европейский институт международных отношений» (Чешская Республика, г Прага), «Шлен-ский университет» (Польша, г. Катовици).

Заключение

Лучшими школами являются те, в которых последователи лидера занимаются активной исследовательской работой в актуальных направлениях и объединены идеями, методиками, научными традициями, расширяющимся сотрудничеством, поиском новых фактов. В научной школе выдвигаются гипотезы, концепции, теории. В ней не боятся дискуссий, оппонентов. Здесь есть все для свободы творчества.

Формирования Житомирской научной бухгалтерской школы — процесс достаточно долгий и трудоемкий. Решение этой задачи в условиях вуза облегчается тем, что научный коллектив одновременно выполняет образовательные и научные функции. Творческая атмосфера, наличие талантливых учеников среди докторантов, аспирантов и студентов, учебно-вспомогательной и научной базы помогают участникам школы добиваться существенных результатов в науке.

С учетом возросших требований к качеству научных исследований Житомирская научная бухгалтерская школа и далее будет стремиться совершенствовать все формы научной и учебно-методической работы, теснее увязывать результаты научных исследований с учебным и с воспитательным процессами.

Как и ранее, будет усилена работа по подготовке и написанию монографических иссле-

дований, учебников по наиболее актуальным проблемам учета, анализа и контроля, в которых в максимальной степени будут учитываться достижения современной науки.

Научная школа планирует проведение ежегодных научно-практических конференций, посвященных актуальным проблемам бухгалтерского учета, анализа и контроля, а также совершенствованию и улучшению преподавания экономических дисциплин в высшей школе. При этом серьезное внимание должно будет уделено методологическим вопросам в процессе преподавания учетных дисциплин.

Значительное внимание уделяется организации научной работы студентов, активному их вовлечению в работу научной школы и научно-практических конференций. Выявление наиболее талантливых студентов, склонных к научной работе в области учета, анализа и контроля, и рекомендация их в дальнейшем для обучения в аспирантуре — одна из важнейших задач.

Как и прежде, научная школа намечает значительно активизировать научно-творческие связи, обмен информацией, взаимную оценку трудов не только с научно-учебными заведениями Украины, но и с зарубежными партнерами.

Обобщая сказанное, авторы статьи надеются, что сама жизнь и творческая деятельность Житомирской научной бухгалтерской школы заинтересует и привлечет к сотрудничеству всех желающих.

контакты для общения: Украина, 10005, г. Житомир, ул. Черняховского, 103, тел. +38 (0412) 24-09-91, e-mail: but@ztu. edu. ua.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.